§27. Типы развития и многообразие насекомых. Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого Сделайте вывод об особенностях строения насекомых

Ответы к школьным учебникам

Это самый разнообразный класс членистоногих. Число видов превышает 1 млн, и тем не менее можно выделить некоторые общие для всех насекомых особенности внешнего строения:

Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка; покрыто хитиновым покровом;

На голове одна пара усиков; все сегменты головы слиты;

Грудь всегда состоит из трех сегментов: передне-, средне- и заднегруди;

Три пары ходильных ног (прикрепляются соответственно к каждому сегменту груди);

Пара сложных (фасеточных) глаз располагается по бокам головы;

У большинства насекомых имеются крылья, одна или две пары (на втором и третьем сегментах грудного отдела);

Брюшко сегментировано; количество сегментов варьируется у разных видов.

2. Из скольких отделов состоит тело насекомых?

Тело состоит из трех отделов: головы (образована несколькими слившимися сегментами); груди, состоящей из трех сегментов; брюшка, состоящего из нескольких сегментов (5-11), разделенных насечками.

3. Как устроены конечности насекомых?

На голове имеется одна пара усиков (органы обоняния и осязания) и ротовой аппарат. Последний образован видоизмененными конечностями (три пары). Ротовой аппарат может быть нескольких типов - грызущий, колюще-сосущий, лижущий, сосущий.

На каждом сегменте груди имеются парные ноги: прыгательные (кузнечик), копательные (жук-навозник), плавательные (жук-плывунец), бегательные (жуки). На втором и третьем сегменте могут быть крылья (видоизмененные складки покровов). На конце брюшка у некоторых представителей наблюдаются видоизмененные конечности: жало, яйцеклады.

4. Какие крылья бывают у насекомых?

5. Как устроена нервная система насекомых?

Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки и достигает очень высокого уровня развития и специализации. Центральная нервная система включает надглоточный нервный узел - головной мозг, подглоточный узел и брюшную нервную цепочку из парных нервных узлов - ганглиев. Головной мозг состоит из трех участков: переднего, среднего и заднего. Имеется серое вещество, состоящее из тел нервных клеток (нейронов), что является основой сложных форм поведения у насекомых.

6. Опишите строение глаз насекомых.

Глаза могут быть как сложными, так и простыми.

Неподвижные сложные глаза, состоящие из фасеток, воспринимают форму предметов. Количество фасеток определяется биологическими особенностями насекомых. Глаза могут воспринимать мелькания с частотой 250-300 Гц (мельканий в секунду!). Также глаза насекомых могут различать цвета (бабочки, пчелы) и воспринимать поляризацию света.

Простые глаза способны лишь отличить свет от темноты.

7. Как питаются насекомые?

Среди насекомых имеются всеядные, например тараканы, которые питаются различными растительными и животными продуктами. Множество насекомых использует в качестве пищи разные части растений, от корня до плода включительно. Не менее многочисленны насеко- мые-хищники, поедающие других насекомых, червей, моллюсков и др. Существуют виды, питающиеся падалью, разного рода отбросами и продуктами гниения. Встречаются также и насекомые, которые специализируются на крайне малопитательной пище - перья, рога, воск и др.

8. Что такое гемолимфа? В чем заключается ее функция?

Гемолимфа - бесцветная или желтоватая жидкость, циркулирующая в сосудах и полостях насекомых, основной функцией которой является снабжение тканей и органов питательными веществами.

9. Как дышат насекомые?

Органами дыхания у насекомых является сложная система трахей. Трахеи образуют сеть, оплетающую все органы. Наружу трахеи открываются дыхальцами, расположенными по бокам груди и брюшка. Движение воздуха в трахеях обеспечивается ритмичными движениями брюшка.

10. Что такое мальпигиевы сосуды?

Мальпигиевы сосуды - тонкие трубочки, расположенные в полости тела, открывающиеся в кишечник на границе средней и задней кишки. Продукты обмена поступают из гемолимфы в просвет мальпигиевых сосудов в виде суспензии (взвешенных в воде кристалликов) и выделяются в кишечник. Вода из этой суспензии всасывается стенками мальпигиевых сосудов и задней кишки и возвращается в гемолимфу, а почти сухие продукты обмена вместе с непереваренными остатками пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

11. Каковы особенности строения половой системы насекомых?

Насекомые раздельнополы. Половые железы у них парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семя- извергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы, которые ниже соединяются в единое влагалище. Оплодотворение внутреннее.

12. Какую роль играют насекомые в природе и жизни человека?

В природе насекомые - основные опылители цветковых растений.

Насекомые являются одним из важнейших звеньев в круговороте веществ в природе. Входят в состав различных пищевых цепей.

Потребляя растительную пищу, превращают ее в животные белки - корм для других животных.

Многие насекомые выступают санитарами биосферы, уничтожая трупы погибших животных и экскременты (жуки могильщики, жуки навозники).

Велико значение насекомых, особенно термитов и муравьев, в почвообразовательных процессах.

Проникая в ранку, личинка буквально выедает тело.

Печально известна муха цеце - переносчик часто смертельной для человека сонной болезни.

Насекомые широко используются в хозяйственной деятельности человека. Например, пчел разводят для получения меда, пчелиного яда, прополиса, воска; тутового шелкопряда - ради шелка; лаковых червецов - для получения изоляционных веществ и краски кармина.

Некоторые насекомые (например, наездник) нашли применение в борьбе с вредителями сельского хозяйства как их естественные враги.

Разделы: Биология

Цель: Выявить характерные признаки класса насекомые. Выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными. Изучить многообразие насекомых в природе. Выявить приспособление к среде обитания, питанию, передвижению. Продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы.

Оборудование: коллекции насекомых, карточка – инструкция к лабораторной работе, рисунки, иллюстрирующие ротовые аппараты, конечности насекомого, мультимедийное оборудование для презентации урока.

Ход урока

Учитель: Вы знаете, что в биологии существует строгое распределение организмов по таксонометрическим единицам.

Служитель музея естественной истории города Х, при проведении уборки помещения, где была представлена фауна Земли, допустил непростительную оплошность. Экспонаты были переставлены на новые места, чем была внесена путаница в общую систему. Необходимо срочное вмешательство и помощь в решении возникшей проблемы, до открытия музея. Предлагаем список экспонатов для определения их местонахождения.

Божья коровка, собачий клещ, красный коралл, комар, богомол, паук-крестовик, перловица, краб, виноградная улитка, шмель, медуза, водомерка, креветка, майский жук, кальмар, стрекоза, черная вдова, актиния, тарантул, рак отшельник, пчела.

Учитель: По каким признакам вы объединили животных в типы?

По каким признакам объединяют животных в тип членистоногих?

По каким признакам членистоногих объединяют в классы Ракообразные, Паукообразные? Класс насекомые?

Это и будет целью нашего урока:

Цель: Выявить характерные признаки класса насекомые, изучить многообразие насекомых в природе, выявить приспособления к среде обитания, питанию, передвижению.

Сообщение учащегося о животных, относящихся к классу насекомых (дается заранее).

Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн видов. Насекомые освоили все среды жизни – наземно-воздушную, водную. Почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замерзнут при температуре -30° С, другие живут в горячих источниках при температуре до +50° С. Величина насекомых очень различна: самые маленькие длинной 0,25 мм, а самые большие – до 30 см.

Учитель: Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого. Что нам бросилось в глаза? Какую функцию выполняет хитиновый покров?

Ответы детей.

Учитель: Обратите внимание на окраску хитинового покрова. Что вы заметили? Какое значение имеет такая окраска в жизни насекомого?

Отпугивающая – предостережение животных о том, что насекомое может быть опасным.

Маскирующая – скрывающая насекомое в той среде, где оно обитает.

Некоторые неядовитые формы насекомых могут подражать ядовитым формам, это явление носит название – Мимикрия .

Учитель: Рассмотрите строение тела насекомого. Что вы заметили? Давайте подробно изучим особенности строения каждого отдела тела насекомого.

Голова: «… Сильный ветер, небо в тучах, темно так, что в саду едва разглядишь руку, поднесенную к глазам. Дом скрыт большими деревьями, загорожен от северных ветров соснами и кипарисами… Чтобы попасть в мой кабинет, где находится самка сатурнии, самец должен пробраться в ночной тьме через всю эту путаницу ветвей…»

Это отрывок из книги Ж.А.Фабра «Жизнь насекомых» рассказ «Сатурнии».

Как самец отыскивает самку? (обсуждение вопроса с классом).

На голове расположены органы обоняния и осязания – усики .

Глаза у насекомого фасеточные . Какое строение имеют такие глаза? Как называется зрение животных имеющих такие глаза?

Ответы детей.

Учитель: Здесь же расположен ротовой аппарат насекомого. Пища у насекомых очень разнообразна, причем, у видов, приспособленных к питанию определенной пищей, имеет определенное строение. Давайте рассмотрим, какие виды ротовых аппаратов имеют насекомые. Какую функцию они могут выполнять? Каким насекомым они принадлежат?

  • Грызущий – предназначен для механической обработки твердой пищи. (кузнечик, таракан, медведка, майский жук).
  • Грызуще-сосущий – близок к грызущему аппарату, но имеет отличия, характерной чертой является длинный язычок по которому течет нектар (пчелы, шмели другие перепончатокрылые добывающие нектар из цветов).
  • Колюще-сосущий – служит для прокалывания тканей, и сосание пищи (комары, клопы).
  • Сосущий – образован хоботком, служит для сосания нектара (бабочки).
  • Лижущий – служит для слизывания гниющих веществ (некоторые виды мух).

Туловище:

Учитель: Рассмотрите расчлененное тело жука. Что привлекло ваше внимание? Грудь насекомого делится на: переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь. Рассмотрите, какие органы расположены на каждой из перечисленных частей, какую функцию они могут выполнять? (обсуждение вопроса с классом).

Учитель: Способность к полету обеспечило насекомым широкое распространение по планете, находить брачного партнера, уклоняться от врагов, ловить добычу.

Обратите внимание на конечности насекомого. Какую особенность вы заметили? Как вы думаете, почему насекомые имеют такие разнообразные на вид конечности? (обсуждение вопроса с классом).

  • Прыгательная – дает возможность насекомым перемещаться при помощи прыжков. Кузнечик способен прыгать в высоту на 1,5 м.
  • Цепляющаяся – помогает насекомым удерживаться на опоре.
  • Роющая – хорошо развита у такого насекомого как медведка, позволяет рыть ходы для передвижения под землей.
  • Плавательная – развита у насекомых добывающих пищу или обитающих в воде.
  • Бегательная – служит для быстрого передвижения по поверхности земли.

Брюшко:

Учитель: Из скольких сегментов состоит брюшко насекомого? Что особенного вы видите на брюшке?

Это дыхальца . Какова их функция?

Ответы детей.

Учитель: Мы рассмотрели с вами особенности строения насекомого. Какой вывод можно сделать?

Насекомые – членистоногие животные, имеющие три пар ног, а тело разделено на голову, грудь, брюшко.

Учитель: Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является строение и количество крыльев, а также строение ротового аппарата. С эти особенностями мы познакомимся на следующих уроках.

Зная особенности членистоногих, мы можем вернуться в музей и закончить распределение членистоногих по классам.

Среди насекомых есть одомашненные виды – это пчела медоносная и тутовый шелкопряд.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с особенностью внешнего строения насекомого. Давайте составим по теме сегодняшнего урока синквейн.

Синквейн: Стихотворение, состоящее из пяти строк.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

Технологическая карта урока биологии

Дата:

Класс:

Тема

Класс насекомые.

Цели

Расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения строения насекомых и выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих, а так же наиболее прогрессивные признаки класса в типе Членистоногие.

Выяснить причины необычного процветания класса насекомых.

Установить роль насекомых в природных сообществах и значение для человека.

Продолжить формирование умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать с натуральными объектами.

Основное содержание темы, термины и понятия

Наружный скелет, хитин, линька, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, конечности, надкрылья, бескрылость. мускулатура, трубковидное сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, фасеточные глаза. дыхальца, трахеи, мальпигиевы сосуды, метаморфоз, имаго, куколка, полиморфизм, сезонный цикл.

Планируемый результат

Личностные умения

- проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности насекомых, значению насекомых в природе и их роли в жизни человека;

- формирование бережного отношения к природе .

Метапредметные умения

Познавательные :

- умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих, находить причины различий между близкородственными животными, связывать уровни развития представителей типа членистоногих с различными условиями обитания (приспособленность к жизни на суше, в воде и воздухе), объяснять целесообразность большого разнообразия беспозвоночных животных на примере класса насекомых.

Правильно определять свое отношение к животному миру – каких животных нужно беречь и охранять, а каких следует уничтожать

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

Умение согласовывать позиции и находить общее решение;

Умение адекватное использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

На примере майского хруща уметь находить характерные черты насекомых

Находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

-

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

География

Тема – «Оболочки Земли » (6 класс), «Страны Восточной Азии. Китай. (население и хозяйство)», «Изменение природы хозяйственной деятельностью человека», «Строение и свойства географической оболочки (биологический круговорот)», «Роль живых организмов в формировании природы».

МХК

Тема – «Мировые религии».

Геометрия

Тема - « Осевая симметрия».

Новая история

Тема «Государства Востока. Начало европейской колонизации».

Учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс,

рабочая тетрадь «Биология. Многообразие организмов»,

Натуральные пособия : препараты майского жука и коллекции других насекомых. Изобразительные пособия : таблицы «Внешнее строение майского жука», «Речной рак», «Паук-крестовик», таблицы с изображением других насекомых.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Вспомогательное оборудование: лупы, карточки с заданиями.

фронтальная

индивидуальная –

в паре -

в группе -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

- мотивировать учащихся к изучению темы;

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса Насекомых как самого разнообразного и многочисленного

Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу? (на каждого человека приходится 250 млн. насекомых, обитающих на земле, в воде и воздухе!)

Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса: Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (изучить учебный материал по классу Насекомых и составить план работы по этой теме).

Вместе с учащимися составляется План урока (ов):

    Общие признаки класса Насекомые.

    Характерные черты внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого на примере Майского хруща».

    Черты сходства и различия насекомых с другими классами (кольчатыми червями, паукообразными и ракообразными).

    Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.

    Изучить особенности размножения и развития насекомых.

    Выяснить роль насекомых в природе и жизни человека.

Личностный :

Проявление интереса к причинам, объясняющим многочисленность насекомых

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат

Блок А. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Цель - научить школьников:

– доказывать, что насекомые – самые высокоорганизованный класс по сравнению с другими членистоногими, что и обусловило их широкое распространение в природе

Выполнять учебное задание в соответствии с целью;

.

Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение насекомого на примере Майского жука» и задания № 97 в рабочей тетради.

Задание 2 (З)

Пользуясь коллекциями, таблицами и текстом учебника сравните внешнее строение ракообразных. паукообразных, насекомых и выявите характерные признаки класса Насекомых.

Задание 3 (П).

Пользуясь коллекциями, таблицами и текстом учебника изучить внутреннее строение насекомых.

Учащиеся делятся на 6-7 групп получают пакеты с карточками-заданиями по изучению одной из внутренних систем насекомых и готовятся по своему вопросу.

Задание 5 (У).

Каждая группа рассказывает всему классу о системе органов данной в карточке с заданием и с помощью правильно выбранных опорных терминов записанных на листах бумаги (из пакетов с заданиями) выстраивают логические схемы своего рассказа по мере раскрытия своего задания.

Пример : задание – по изучению кровеносной системы насекомых, цепочка терминов – незамкнутая кровеносная система - гемолимфа – перенос питательных веществ – трубковидное сердце

Задание 4 (З).

Выполните задание № 98 в рабочей тетради (выписать черты сходства и различия представителей классов Ракообразных, Паукообразных и насекомых).

Задание 6 (З-П).

Заполнение таблицу, указав биологические особенности насекомых, давших этому классу возможность широкого распространения в природе.

Характеристика класса насекомых

Информация для учителя

Особенности строения (признаки) класса насекомых

Биологическое значение признака

Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы

Разнообразное строение ротовых органов

Возможность использования разнообразной пищи

Наличие развитых органов чувств

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов

Сделать выводы по таблице (ответ: сложноорганизованные животные – что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни).

Диагностическое задание

Вариант 1

Допишите схему.

Тело насекомого

грудь

Вариант 2

Закончите фразу.

1.Кровеносная система у членистоногих _____________ .

2. Клещи имеют __ пар конечностей.

3. Вкусовые рецепторы насекомых располагаются не только во рту, но и на ________ .

Вариант 3

Выберите правильное утверждение.

1. Класс насекомые насчитывает более 1.5 млн. видов.

2. Тело насекомых состоит из 3 отделов.

3. Насекомые могут иметь как сложные так и простые глаза.

4. Кровеносная система у насекомых замкнутая.

5. Насекомые имеют пять пар конечностей.

Познавательный:

Умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих;

Умение связывать особенности внешнего и внутреннего строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания;

Умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их необычайного процветания;

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре и в группе.

Предметный - умение выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать с натуральными объектами.

Блок Б. Размножение и развитие насекомых.

Цель – познакомить учащихся с особенностями размножения насекомых, со сложными инстинктами, которыми они обладают

Познакомить с типами постэмбрионального развития насекомых

Сделать выводы о прогрессивных изменениях произошедших в ходе эволюции

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Изучите текст учебника по теме «Размножение и развитие насекомых». Составьте опорные понятия по изученному тексту.

Информация для учителя: 1. Половой диморфизм насекомых

2. Половая система самца и самки.

3. Внутреннее оплодотворение, его значение.

4. Типы развития насекомых.

5. Сложность поведения насекомых.

Задание 2 (З-П) .

Проанализируйте информацию о размножении и развитии насекомых, сделайте вывод о прогрессивных изменениях, произошедших в ходе эволюции.

Задание 3 (З-У) .

Выполните задание № 102 в рабочей тетради (Составление схемы «Стадии развития майского жука и бабочки»).

Задание 4 (П-У) .

Определите стадии развития насекомого.

А) 1. Яйцо -2 – 3 – имаго (взрослое насекомое).

Приведите 2-3 примера насекомых, имеющих такое развитие.

Б) 1. Яйцо – 2 – имаго.

Приведите 2-3 примера

Чем отличаются эти варианты? Заботятся ли насекомые о потомстве?

Задание 5 (П-У) .

Выполните письменно задание № 103 в рабочей тетради (Назвать и охарактеризовать типы развития насекомых).

Диагностические задания

1. Закончите схему:

Развитие насекомых

2. Выберите определения, соответствующие указанным понятиям:

Понятия

А. Метаморфоз Б. Трахеи

В. Фасетка Г. Жало.

Д.Хоботок Е. ЯйцоЖ. Куколка

Определения

1. Неподвижная стадия в развитии насекомых с полным превращением.

2. Органы дыхания насекомых.

3. Видоизмененный яйцеклад.

4. Превращение.

5. Часть сложного глаза насекомого.

6. Первая стадия развития насекомых.

7. Сосущий или колюще-сосущий ротовой орган.

Справка для учителя:

А-4, Б-2,В-5, Г-3, Д-7, Е-6, Ж-1

Познавательный: умение объяснять особенности размножения и развития насекомых и выделять прогрессивные изменения в ходе эволюции членистоногих

Регулятивный: умение использовать полученные знания при выполнении учебного задания.

Коммуникативный:

Предметный: находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

- объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.

Блок В. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

Цель – познакомить учащихся с многообразием насекомых

Научить объяснять причины многообразия насекомых

Установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека

- строить монологическое высказывание;

Проверять результат выполненного задания.

Задание 1 (З)

С помощью текста учебника, таблиц коллекций насекомых выполните задание №106 в рабочей тетради:

Отряд насекомых

Представители

Особенности строения

Значение

Задание 2 (З-П-У)

По приведенной схеме пищевой цепи составьте 2-3 собственные.

Растения тли муравьи глухари хищные млекопитающие

Задание 3 (П-У).

Учащиеся делятся на группы и получают индивидуальные задания- вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем.

1. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, её самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей.

Информация для учителя: Более 500 млн. тлей.

2. Одним из наиболее распространенных на Земле видов насекомых является комнатная муха. Доказано, что первоначально это животное обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения насекомых + 25 С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах.

Информация для учителя: Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой).

3. Лес дает пищу армаде насекомых. А едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

Информация для учителя: Питание разной пищей ослабляет конкуренцию между насекомыми.

Задание 4 (З)

Заполните схему:

Насекомые вредители растений


Вредители огородов

- «земляные блошки»

Огородная белянка

Капустная совка

Медведка

Капустная тля

Информация для учителя:

Насекомые вредители растений

Вредители плодового

сада Вредители огородов Вредители

Яблоневый цветоед

Яблоневая плодожорка

Непраный шелкопряд

Белянка-боярышница

- полевых

культур

- «земляные блошки» - озимая совка

Огородная белянка - клоп-черепашка

Капустная совка - азиатская саранча

Медведка

Капустная тля

Задание 5 (У)

Выявите преимущества биологического способа борьбы с насекомыми – вредителями.

Задание 6 (У)

Используя личный опыт и знания, подумайте, как надо поступить, если вас ужалила оса, пчела? Постарайтесь запомнить сформулированные правила.

Учитель подводит детей к формулировке правил поведения при укусе пчелами или осами.

    Вынуть жало.

    Смазать место укуса спиртом, приложить подорожник.

    Если поднимется температура, появится отек – надо обратиться к врачу.

    Необходимо соблюдать меры предосторожности.

а) не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

б) на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса на ужалила слизистую оболочку рта;

в) воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там насекомого;

г) осы и пчелы не очень любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками;

д) есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.

Диагностические задания:

1. К какому отряду относятся насекомые ?

1. Платяная моль.2. Наездник.

3. Саранча4. Колорадский жук.

5. Тутовый шелкопряд

6. Овод 7. Божья коровка.

8. Рогохвост.9. Шершень.

10. Каминный сверчок.

Справка для учителя:

    Чешуекрылые.

    Перепончатокрылые.

    Прямокрылые.

    Жесткокрылые.

    Чешуекрылые.

    Двукрылые.

    Жесткокрылые.

    Перепончатокрылые.

    Перепончатокрылые.

    Прямокрылые .

2. Подумайте и ответьте на вопрос :

Охотникам давно известно, что участки леса, где много муравейников, изобилуют дичью. Почему?

Справка для учителя:

Муравьями кормятся не только дятлы, но и глухари и тетерева. В весеннюю бескормицу, когда еще мало других насекомых, муравьями питаются мелкие насекомоядные птицы, например синицы.

3. Подумайте и ответьте на вопрос :

Гусениц дубового шелкопряда приучили питаться березовыми листьями. Какое значение это имеет для развития шелководства?

Справка для учителя:

Приучение гусениц дубового шелкопряда питаться березовыми листьями способствует расширению шелководства в районах с умеренным климатом, где имеются березовые рощи.

4. Составьте схему насекомых - вредителей животноводства.

Познавательный:

учащиеся познакомились с многообразием насекомых

Научились объяснять причины многообразия насекомых

Установили роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека

Регулятивный: умение проверять задание и вносить корректировку.

Коммуникативный: умение формулировать высказывание.

Предметный: умение - объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.

- доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степеньусвоения темы Класс насекомые.

Проверочная работа по теме Класс Насекомые.

1 вариант.

1. К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие 3 пары ног.

2. Пауки, как вши и блохи, - бескрылые насекомые.

3. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.

4. Усики насекомых - органы обоняния.

5. Все насекомые. развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и стадию куколки.

1. Воздух в дыхательные органы проходит:

а) путем диффузии

б) вследствие вентиляции органов дыхания благодаря увеличению и уменьшению объема брюшка

в) у мелких насекомых путем диффузии, а у крупных вследствие вентиляции органов дыхания

2. Кровеносная система насекомых :

а) замкнутая б) незамкнутая в) у одних видов замкнутая, у других – незамкнутая

3. Насекомые бывают :

а) раздельнополыми б) гермафродитами в) в большинстве раздельнополыми

г) в большинстве гермафродитами

4. Комар из рода анофелес является :

а) возбудителем малярии б) переносчиком возбудителя малярии

5. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют :

а) дезинфекцией б) биологическим способом борьбы

в) искусственным отбором г) химическим способом борьбы

Информация для учителя. А – 1,3,4. Б. 1б, 2б, 3а, 4б, 5б

2 вариант.

А.Выпишите номера правильных суждений .

1.Насекомые живут не только на суше, но и воде.

2. Ноги у насекомых находятся на груди и брюшке.

3. У всех летающих насекомых имеется по 2 пары крыльев.

4. Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них – даже шерсть и древесину.

5. Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеются по 3 или 2 простых глазка.

Б. Выберите правильный ответ.

1. Сердце у насекомых располагается:

а) в спинной стороне тела над кишечником б) в брюшной стороне тела под кишечником в) под подглоточным нервным узлом

2. Органы выделения у насекомых у насекомых :

а) мальпигиевы сосуды б) почки в) легочные мешки

г) мальпигиевы сосуды и почки

3. Самки майских жуков откладывают яйца :

а) в почву б) на листья березы в) в трухлявые пни г) в листовой опад

4. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылые относят :

а) майского жука б) белянкового наездника в) зеленого кузнечика

г) медоносную пчелу

5. Для представителей отряда Чешуекрылые характерны следующие признаки :

а) развитее с неполным превращением б) сосущий ротовой аппарат в стадии имаго

в) развитие с полным превращением г) личинка – гусеница

Информация для учителя. А – 1, 4, 5. Б. 1а, 2а, 3а, 4б,г 5б,в,г

Регулятивный - умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

- умение на примере майского хруща уметь находить характерные черты насекомых

Умение находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

- умение объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.

- умение доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Урок –обобщение (урок- семинар «Мир насекомых»).

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

Стимулировать интерес, воображение, фантазию к процессу создания творческой или реферативной работы

Научить школьников:

Ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

Ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками

Планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

Представлять результат свой деятельности;

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

    выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

    выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

    самоорганизацию по выполнению задания:

Планирование деятельности;

Выполнение задания;

Представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Учащиеся по одному, в парах или в группах готовят реферативную работу или представляют презентацию по изученной теме «Класс Насекомые»и освещают ее на уроке.

Импровизационный вариант

Ребята организуют творческое театрализованное представление заинтересовавшей темы по насекомым и показывают одноклассникам.

Эвристический вариант

Учащиеся организуют интеллектуальную игру по изученной теме.

Личностный:

Творческое отношение к процессу создания реферативной, исследовательской или творческой работы

Познавательный:

Умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками

Умение планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

Умение представлять результат свой деятельности;

Умение выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

Пока дорабатываю

Задание 1. Заполните таблицу.

Особенности внешнего строения насекомых в зависимости от их типа развития.

Представители групп насекомых : медведка обыкновенная - прямокрылые , яблоневая тля - равнокрылые , постельный клоп - клопы , жук-олень - жесткокрылые , бабочка-крапивница - чешуекрылые , лесная оса, комар-пискун - перепончатокрылые .

Задание 2. Выпишите номера названий насекомых в соответствии с их типом развития.

Названия насекомых:

1. Жук-плавунец

2. Медоносная пчела

3. Комар-пискун

4. Стрекоза-коромысло

5. Бабочка-крапивница

6. Зеленый кузнечик

7. Саранча

Развитие с неполным превращением : 4, 6, 7

Развитие с полным превращением : 1, 2, 3, 5

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. У гусениц бабочки-капустницы и взрослых бабочек разные типы ротовых аппаратов.

2. Личинки бабочки-капустницы окукливаются под землей.

3. Куколки насекомых активно питаются и превращаются во взрослых особей.

4. Развитие с полным превращением проходит в такой последовательности: яйцо - личинка - взрослое насекомое.

5. При развитии с неполным превращением отсутствует стадия личинки.

6. Для кузнечиков и саранчи характерно развитие с неполным превращением.

7. Мухи, бабочки, комары и стрекозы развиваются с полным превращением.

8. Личинки саранчи похожи на взрослую саранчу.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 8

Задание 4. Насекомые размножаются фантастически быстро: через пять месяцев потомство одной комнатной мухи могло бы достичь 7,6 млрд особей. Но этого не происходит. Объясните почему.

Многие мухи погибают не достигнув половой зрелости (их съедают или убивают), а значит не могут оставить потомства, но и личинками мух тоже питаются, поэтому мухи не достигают такого большого количества особей.

Задание 5. Заполните схему.

Тип членистоногие:

Класс Насекомые:

1. Группа Прямокрылые. Признаки : 2 пары крыльев; ноги - прыгательные, ротово аппарат - грызущий.

2. Группа Равнокрылые. Признаки : ротовой аппарат - колюще-сосущего типа, крылья складываются домиком.

3. Группа Клопы, или Полужесткокрылые. Признаки : спереди крылья жесткие, а сзади мягкие, ротовой аппарат - колюще-сосущий.

4. Группа Бабочки, или Чешуекрылые. Признаки : на крыльях мягкие хитиновые чешуйки, ротовой аппарат - сосущий.

5. Группа Жуки, или Жесткокрылые. Признаки : жесткие надкрылья, ротовой аппарат грызущий.

6. Группа Двукрылые насекомые. Признаки: одна пара крыльев, ротовой аппарат режуще-сосущий и лижущий.

7. Группа Перепончатокрылые. Признаки : две пары перепончатых крыльев.

Вопрос 1. Каковы особенности внешнего строения и внутренней организации насекомых?

Это самый разнообразный класс членистоногих. Число видов превышает 1 млн, и тем не менее можно выделить некоторые общие для всех насекомых особенности внешнего строения:

Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка; покрыто хитиновым покровом;

На голове одна пара усиков; все сегменты головы слиты;

Грудь всегда состоит из трех сегментов: передне-, средне- и заднегруди;

Три пары ходильных ног (прикрепляются соответственно к каждому сегменту груди);

Пара сложных (фасеточных) глаз располагается по бокам головы;

У большинства насекомых имеются крылья, одна или две пары (на втором и третьем сегментах грудного отдела);

Брюшко сегментировано; количество сегментов варьируется у разных видов.

Вопрос 2. Из скольких отделов состоит тело насекомых?

Тело состоит из трех отделов: головы (образована несколькими слившимися сегментами); груди, состоящей из трех сегментов; брюшка, состоящего из нескольких сегментов (5–11), разделенных насечками.

Вопрос 3. Как устроены конечности насекомых?

На голове имеется одна пара усиков (органы обоняния и осязания) и ротовой аппарат. Последний образован видоизмененными конечностями (три пары). Ротовой аппарат может быть нескольких типов - грызущий, колюще-сосущий, лижущий, сосущий.

На каждом сегменте груди имеются парные ноги: прыгательные (кузнечик), копательные (жук-навозник), плавательные (жук-плывунец), бегательные (жуки). На втором и третьем сегменте могут быть крылья (видоизмененные складки покровов). На конце брюшка у некоторых представителей наблюдаются видоизмененные конечности: жало, яйцеклады.

Вопрос 4. Какие крылья бывают у насекомых? Каковы физические основы полета насекомых?

Вопрос 5. Составьте таблицу «Отряды насекомых», указав для каждого отряда представителя, тип ротового аппарата, количество крыльев и тип развития (работа в малых группах).

Отряды насекомых

Вопрос 6. Как вы думаете, почему кровеносная система насекомых не участвует в транспорте газов по организму?

Органами дыхания у насекомых является сложная система трахей. Трахеи образуют сеть, оплетающую все органы. Наружу трахеи открываются дыхальцами, расположенными по бокам груди и брюшка. Движение воздуха в трахеях обеспечивается ритмичными движениями брюшка. Гемолимфа - бесцветная или желтоватая жидкость, циркулирующая в сосудах и полостях насекомых, основной функцией которой является снабжение тканей и органов питательными веществами