А зори здесь тихие сила духа. Центральная библиотека п.Чегдомын - Смелость и трусость

Что такое мужество? Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности или душевная стойкость и смелость?Иметь мужество - говорить правду в глаза. Многие из нас сталкивались с такой ситуацией, но не многие говорили правду в глаза.Мужественный человек должен быть стойким, энергичным и храбрым. Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» мы можем понять, что это именно так.Это книга о Великой Отечественной войне. В ней рассказывается о трагической гибели пяти девочек - зенитчиц, добровольно ушедших на фронт. Автор пишет о том, как тяжело было девушкам, оказавшимся на войне; как одна за другой они погибли, самоотверженно защищая свою родину. А в судьбе этих пяти девчат отразилась судьба миллионов женщин того страшного времени. Повесть позволяет представить все тяготы войны, выпавшие на долю людей.Вот перед нами девушки, по разным причинам пришедшие на войну. Они, кроме Риты Осяниной, не успели стать ни матерями, ни жёнами. Рассказчик ведёт повествование от третьего лица, поэтому мы можем представить себя на месте героев.Сюжет от главы к главе становиться всё напряжённее, а когда навстречу девочкам и Васкову, сидящим в засаде, выходят шестнадцать немцев вместо двоих, у нас замирает сердце. Но «одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадёжно - держать...» И девочки стояли до конца.И вот наступает трагическая развязка: все пять девушек одна за другой погибают: Соня убита ударом кинжала в сердце, Лиза тонет в болоте, Галю застреливают немцы, потом стреляет в себя тяжело раненая Рита, последней погибает Женька, уводившая от Риты немцев. Силы были не равны, но всё же девочки отчаянно бились, зная, что погибнут. В живых остался только старшина Васков, безоружный, но сумевший взять в плен последних двух немцев. Ему помогло желание отомстить за девушек, в смерти которых он винил себя.Но повесть на этом не кончается. Борис Васильев пишет эпилог. Читая его, мы оказываемся в послевоенном мирном времени и узнаём, что Васков воспитал сына Риты Осяниной. И они вдвоём приезжают на разъезд, где когда - то погибли девушки, чтобы поставить им памятник. Нельзя забывать тех, кто защищал свою родину и её будущее.Вместе с рассказчиком я переживала и радовалась за героев. Были моменты, когда можно было посмеяться и когда - поплакать. Меня особенно тронула смерть Лизы Бричкиной. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последней раз увидела его свет - тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё». Грустно было читать, как девушки погибли на войне.Мне кажется, что название повести «А зори здесь тихие» автор выбрал не случайно. Оно подчёркивает трагедию войны, которая противна и прекрасной природе и прекрасной земле и прекрасным людям, живущим на нашей планете.Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева произвела на меня огромное впечатление.Я считаю, что люди, которые участвовали в Великой Отечественной войне, самоотверженно защищая свою родину, совершили незабываемый, великий подвиг и проявили настоящее мужество.

27 февраля у нас в школе в преддверии 70-летия Великой Победы прошла премьера спектакля "А зори здесь тихие..." Присутствуя в зрительном зале, я буквально перенеслась в прошлое, с головой окунулась в события военного времени. Пережила вместе с героями всё: счастье, боль, радость и страх. Всё было настолько реалистично, что я чуть не расплакалась. Изумительно! Хочется отметить хорошую актёрскую игру, прекрасные костюмы и декорации и отличную работу режиссёра. Великолепно были сыграны сцены гибели молоденьких девушек, защищавших Родину ценой своей жизни.

Гаврилова Валентина, ученица 9 "А"

Если бы за спектакль «А зори здесь тихие…» мы, зрители, ставили оценку, я бы поставила за него «5+». Постановка произвела на меня огромное впечатление. Отличная постановка, по-настоящему блестящая игра актёров, костюмы и реквизит, сама эпоха того времени - всё произвело на меня огромное впечатление. Спасибо, Вам, Ольга Викторовна, за такой спектакль накануне большого праздника – Дня Победы.

Панова Юлия, 10 кл.

Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие…», говорил: «Если человек чувствует боль, он жив, а если человек чувствует боль другого человека, он – Человек». Все зрители в зале так переживали за Женьку, Риту, Лизу, Галку, Соню, чувствовали такую боль, когда они умирали, что на глазах многих, и ребят, и взрослых, выступали слёзы. А это значит, что все мы – Люди! Спасибо всем, кто помог своей замечательной игрой ещё раз почувствовать себя человеком!

С.В.Чабрикова, учитель русского языка и литературы.

Нет слов!!! Весь спектакль на одном дыхании! Мы словно побывали на настоящей войне, забыли о том, что на сцене наши одноклассники. Какие же вы молодцы!

Калинина Лиза, 10кл.

Выступление школьного театра «Пигмалион» вижу впервые. Спектакль «А зори здесь тихие…» в исполнении учащихся моей школы – просто замечательная работа талантливого коллектива под руководством О.В.Лобан. Так достоверно сыграны образы юных девушек-зенитчиц, что многие в зале от их гибели были растроганы до слёз.

Климкина Ольга, 10кл.

В театре меня поразила игра всех актёров. Но хотелось бы сказать о выступлении «автора» – Прибе Алексея, без которого игра на сцене не была бы полной, а тому, кто не читал эту повесть, не всё было бы понятно из происходящего на сцене. Алексей – молодец: выучил такой большой объём материала. Своим спокойным, тихим, размеренным голосом он помог нам увидеть происходящее вне сцены.

Конкин Дмитрий, 10кл

Подвиг, который совершили пять юных девушек-зенитчиц, никого не оставил равнодушным в школьном зале. На хрупкие плечи совсем юных защитниц Родины легла огромная ответственность - не пропустить немцев к железнодорожному мосту. Проявив героизм и мужество, они выполнили свой долг. Мне очень понравилась постановка, где присутствовала прекрасная игра актёров, профессиональные спецэффекты, реквизит и костюмы, передающие дыхание той эпохи. Становится понятно, что никогда не победить ту страну, в которой с такой ненавистью к врагу и любовью к Родине воюют девушки.

Медведева Анастасия, 10кл.

Из всех постановок школьного театра «Пигмалион» «А зори здесь тихие…» - самая напряжённая. Каждого из присутствующих в зале не покидало ощущение, что мы находимся в гуще событий. И девушки-зенитчицы, и бывалый вояка Васков никого не оставили равнодушными. В некоторые моменты было сложно удержать слёзы, подступающие к глазам. Актёрский коллектив правильно и полно передали содержание повести Б.Л. Васильева.

Шапошникова Ксения, 11кл.


1. Жестокость войны.

2. .

2.1. Пять героинь.

2.2. Боль старшины.

3. Битва местного значения.

Война - это страшное слово, которое несет в себе боль и разрушение, отчаяние и тревогу, смерть и страдания. Это повсеместное горе, это общее смятение. Мучения, которые перенес человек, испытавший войну, ни с чем не сравнить, их невозможно передать.

Боль за своих близких и за себя, боль за страну и за будущее - это то, что ощущает сердце каждую минуту, каждую секунду. Именно такой изображает перед нами Борис Васильев Великую Отечественную Войну - без прикрас, без преувеличений.

Пять молодых девушек идут воевать, защищать свою землю. Пять различных судеб, пять неодинаковых характеров сливаются в унисон в борьбе с фашистами. Рита Осянина - юная мать и вдова, не успевшая насладиться семейным счастьем. Она самая отважная и неустрашимая, ответственная и серьезная.

Детдомовская и смешная девчонка, мечтающая стать великой артисткой. Соня Гурвич - обычная студентка - отличница, влюбленная в паренька и зачитывающаяся поэзией. , выросшая в лесу, мечтающая о городской жизни и суете. - веселая озорная генеральская дочь, на глазах которой была расстреляна вся семья.

Все они - яркие индивидуальные личности, пережившие тяжелое горе и стремящиеся только к одному - послужить отечеству. И девушкам это удалось. Они получают ответственное задание вместе с командиром Васковым, они все смелы, бесстрашны, мужественны. По очереди умирают молодые красивые героини, исполненные сил и здоровья. Риту зацепили осколки гранаты, Женю изрешетили автоматные выстрелы, Соню убили кинжалом в сердце… Эти страшные мучительные смерти не поколебали уверенности девушек, не заставили их предать родину, не принудили потерять мужество.

Теряя своих товарищей по оружию, старшина начинает понимать, как много они для него значили, с их девичьим смехом, женскими шутками, молодым задором. Он восхищается их силой и бесстрашием, их ненавистью к врагу и любовью к жизни, их героизмом и подвигом. Оплакивает мужчина эти страшные смерти: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Сколько скорби, сколько нежности, сколько боли в этих словах! И он отомстил немцам за смерть девушек, пронеся на всю жизнь воспоминание о доблести его “сестричек”.

События, описанные в повести, - это события местного значения. Казалось бы, подвиг девушек не повлиял на всеобщую победу, затерялся среди громких знаменитых подвигов. Но это не так. Если бы не геройские поступки простых солдат, если бы не отвага обычных рядовых, защищающих каждый сантиметр земли, то и не стала бы возможна Грандиозная победа. Потому что без маленького не бывает великого.

  1. Федот Евграфыч Васков — комендант железнодорожного разъезда в звании старшины, возраст 32 года. В мирное время – простой деревенский мужчина, труженик с четырьмя классами образования. В его распоряжение поступили пять девушек из зенитного расчета, когда их направили на службу для защиты железной дороги от налетов фашистских самолетов.
  2. Маргарита Осянина – старшая зенитного расчета. Молодая женщина отправилась бить фашистов, когда её любимый муж, пограничник, погиб при наступлении немцев, на второй день войны. Её любовь отняла война, и женщина решила встать в строй вместо своего любимого человека, отомстить за его гибель. Рита вышла замуж почти сразу после окончания школы, родила через год сына, жизнь была полна светлых надежд, но её разрушила война. Женщина оставила ребенка маме, а сама ушла на фронт. Характер нежной женщины изменился, она стала суровой, замкнулась в себе.
  3. Евгения Комелькова – милая, улыбчивая девушка, веселая и озорная, пережила страшную трагедию. Фашисты у неё на глазах расстреляли всю семью. Женька стойко переносила своё горе, любовь и душевное тепло она отдавала людям, которые были рядом с ней здесь, на фронте.
  4. Елизавета Бричкина – была дочерью лесника. Жила на Брянщине, вдали от городской суеты, на лесном кордоне. Девятнадцатилетняя девушка была полна самых прекрасных ожиданий от жизни. Она верила в «ослепительное счастье», которое непременно ждет её. Даже здесь, на войне, она жила в предчувствии светлого чуда.Соня Гурвич – интеллигентная девушка, студентка в прошлом, год проучилась в МГУ, очень любила читать, особенно поэзию, обожала театр. Она дочь участкового врача, её семья большая и дружная, до войны жила в Минске. А теперь в её родном городе хозяйничают фашисты.
  5. Галина Четвертак – детдомовская воспитанница, неисправимая мечтательница и фантазерка. Война для неё, прежде всего, романтическое приключение, которая она решила ни за что не пропустить в своей жизни.

На железнодорожный разъезд прибывает подразделение девушек-зенитчиц

Шёл май 1942 года, это были самые тяжелые бои и потери для Советской армии. На железнодорожном разъезде, где после бомбежек немецких самолетов осталось всего лишь несколько домов, служил комендантом старшина Федот Евграфыч Васков. Линия фронта проходила в стороне, а на разъезде и в окрестностях царили спокойствие и тишина, поскольку обстрелы и бомбежки прекратились. Командование, чтобы защитить важный железнодорожный узел от фашистской авиации, распорядилось оставить здесь две зенитные установки и полувзвод, их обслуживающий.

Однако, искушение сравнительно мирной жизнью выдерживали не все солдаты. Обожание местных женщин и самогон, к сожалению, не доводили до добра. Старшина Васков постоянно отправлял рапорты командованию, одних солдат-зенитчиков меняли на других, но это проблемы не решало. Комендант попросил прислать ему непьющих.

На смену прежнему «веселому» полувзводу, наконец, прибыл новый. Сюрпризом для старшины Васкова стало то, что молоденькие солдаты оказались девушками. Непросто было коменданту найти с новенькими общий язык. Он чувствовал себя весьма неловко в присутствии этих бойцов. Вчерашние школьницы и студентки были хорошо образованы, а у Васкова – всего лишь 4 класса за плечами. Но главным беспокойством для старшины было то, что молодые зенитчицы игнорировали военный устав и всё старались сделать по-своему.

Командир отделения зенитчиц Рита Осянина обрадовалась этому переводу на разъезд с передовой. Ведь совсем неподалеку, в городе остались её мама и маленький сын. Тайно, по ночам, Рита уходила в самоволку – навещать своего маленького сына.

В окрестностях появились фашистские диверсанты

Однажды, возвращаясь из города Рита столкнулась в лесу с двумя подозрительными незнакомцами. Они были вооружены и в маскировочных халатах, а также несли с собой, похоже, взрывчатку. Из рассказа Риты Осяниной старшина Васков понял, что это были немецкие диверсанты, намеревавшиеся взорвать железную дорогу. Поэтому он принял решение перехватить и уничтожить диверсантов.

На это задание старшина Васков взял с собой пятерых девушек – Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич и Галю Четвертак. Они отправились к озеру Вопь, чтобы там встретить фашистов.

Старшина выбрал непростой путь для своих бойцов, через болота, чтобы срезать путь и подготовить фашистам неприятный сюрприз. Девушки-бойцы благополучно миновали трясину, только Галя Четвертак потеряла в болотной топи сапог и, простыв, заболела. Девушки вместе с Федотом Евграфычем вышли к озеру. Сонная, мирная тишина этого места поразила их. Дикое лесное озеро словно замерло.

Силы оказались неравны

Старшина считал, что они быстро справятся с заданием, ведь противостояли их боевой группе всего двое диверсантов. Однако, всё же, подстраховавшись, Федот Евграфыч наметил путь и к отступлению. Заняв позиции, девушки прождали диверсантов целую ночь. Фашисты появились только утром. Их оказалось вовсе не двое, а шестнадцать.

Силы оказались неравны, старшина понял, что с пятью девчатами, да с небольшим запасом боеприпасов им с фашистами не справиться. И послал Лизу Бричкину, учитывая, что она всю свою жизнь жила в лесу, за подкреплением на разъезд. Самый короткий путь был через болото, коварные топи.

Нужно было выиграть время. И Васков с девушками решили отпугнуть фашистов, заставить их идти в обход. Поэтому постарались сделать вид, что здесь, в лесу большая группа лесорубов валит деревья. Девушки громко кричали, развели костры, Федот Евграфыч свалил несколько деревьев. А смелая Женька прямо на виду у фашистов искупалась в реке. Немцы поверили инсценировке, пошли в обход.

Гибель Лизы Бричкиной

Лиза Бричкина так спешила выполнить своё задание, что потеряла тропу, повернула не там, где было нужно, оступилась в болоте. Трясина затянула её, и Лиза погибла.

Старшина понимает, что фашисты могут напасть на их маленькую группу в любой момент. Поэтому отправляется с Ритой на разведку. Они выяснили, что немцы расположились на привале, но затем скорее всего пойдут как раз в ту сторону, где сейчас находятся девушки. Поэтому нужно срочно поменять расположение маленького отряда. И Васков отправляет Риту Осянину за девушками.

Гибель Сони Гурвич

После того как все оказались вместе, Федот Евграфыч обнаруживает, что забыл на прежней их стоянке кисет. Соня Гурвич, сорвавшись с места, побежала забрать кисет, ведь найдя его, немцы могут понять, что отряд зенитчиц совсем рядом.

Старшина не успевает задержать Соню. И через какое-то время все слышат, далекий и тихий крик. Васков берет с собой Женю и отправляется на поиски Сони. Они находят ее убитой.

Васков в ярости, пытаясь отомстить за смерть Сони, преследует фашистов. Он видит двоих, отставших от своего отряда, убивает одного из врагов, а со вторым ему помогает справиться Женя. Это первое убийство, которое она пережила. Федот Евграфыч объясняет Жене, что враги – не люди, не животные, а хуже, фашисты.

Похоронив Соню, девушки со старшиной во главе отправились дальше и наткнулись на немцев. Пришлось принять бой. Маленький отряд отбился от врагов, заставив немцев отступить. Однако, напуганная смертью Сони, Галя Четвертак бросила оружие и упала на землю, вместо того чтобы стрелять. Девушки решили тут же организовать комсомольское собрание и осудить за трусость Галю. Однако, Федот Евграфыч заступился за Галю Четвертак, объяснил, что она растерялась. Поэтому на разведку он берет ее с собой в воспитательных целях.

Гибель Гали Четвертак

Васков с Галей Четвертак увидели фашистов. Их осталось 12 человек, они добили раненых в бою с девушками своих солдат. Федот Евграфыч и Галя организовали засаду, но девушка повела себя совершенно неправильно. Она выбежала прямо навстречу фашистам, за что и поплатилась жизнью.

Старшина Васков решает увести немцев за собой подальше в лес, в болото, чтобы Рита и Женя остались живы. Он кричит, стреляет по появляющимся тут и там среди деревьев фигурам фашистов, двигаясь всё ближе к болоту. Однако, ему не повезло – пуля попала в руку.

На рассвете, выбираясь из болота, старшина заметил жуткий знак – привязанную к шесту юбку Лизы Бричкиной и понял, что подмоги не будет, девушка погибла.

С тяжелым сердцем и едва теплющейся надеждой на то, что Рита и Женя еще живы, Васков отправляется за диверсантами и находит заброшенную избушку, где фашисты остановились на привал. Он видит, как часть из них уходит на разведку. Оставшегося в избе немца старшина убивает, забрав его оружие.

Гибель Риты и Жени

Риту и Женю Васков находит у реки, где еще вчера они устраивали инсценировку для фашистов. Он сообщает им страшную весть, что Галя и Лиза погибли, и теперь им втроем предстоит принять неравный бой. Помощи не будет и отступать им некуда. Нельзя диверсантам дать возможность переправиться через реку.

И бой начался. Рита была тяжело ранена – осколок гранаты попал в живот. Женя хотела увести немцев за собой, отстреливаясь, будучи раненой, увлекала их всё дальше. Только не хватило патронов. Фашисты добили девушку в упор.

Женя, понимая, что умирает, попросила старшину Васкова позаботиться о ее маленьком сыне, Альберте. Федот Евграфыч оставил ее одну, направляясь прямо навстречу фашистам. Отойдя буквально на несколько шагов, он услышал выстрел. Рита застрелилась, чтобы не задерживать Васкова, не быть для него обузой.

Старшина вернулся, похоронил Риту и Женю. Он шел к избушке, где обосновались фашисты, исполненный горя и гнева. Ворвавшись в дом, он сразу убил одного из диверсантов, остальных, четверых, взял в плен, заставив их связать друг другу руки ремнями. Раненый, в полубреду, он вел пленников на разъезд, и только когда понял, что дошел, упал обессиленный и потерял сознание.

Эпилог

Письмо случайного туриста, которое было написано намного позже, уже после окончания Великой Отечественной. В нём рассказывается, как отдыхал этот человек на тихом озере, где царят тишина и безлюдье. Как познакомился со стариком безруким и молодым военным, капитаном, ракетчиком по имени Альберт Федотыч. Турист, вместе с новыми своими друзьями разыскали старую могилу, где были похоронены девушки-зенитчицы и установили там плиту из мрамора. В конце письма его автор замечает, какие же тихие зори в этих диких местах…

Тест по повести А зори здесь тихие

Значкова Евгения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть…

Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминаниями. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я знаю многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они писали о войне, вот почему вновь и вновь рассказывали о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Мой любимый писатель – Борис Васильев. В начале войны он был молодым лейтенантом. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. Как к незаживающей ране я прикасаюсь к его трагической повести «А зори здесь тихие…». Она произвела на меня огромное впечатление. Повесть читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и действия героев держат в постоянном напряжении.

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт…»…

Такими словами начинает Борис Васильев свою повесть. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их.

Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это пять разных, но таких чем-то похожих девчонок. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать! «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются»… Женька Комелькова – «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», всегда веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Галя всегда жила в своем воображаемом мире активнее, чем в действительном, поэтому она боялась…страшно боялась этой ужасной и беспощадной войны… Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Она всегда знала, что «жизнь – понятие реальное и ощутимое, она существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня». А Лиза всегда умела ждать… Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Ее такая по-детски наивная мечта – стать новой Любовью Орловой. Но никто из них так не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Они дрались за Родину так, как никто, нигде и никогда не дрался. Они ненавидели врага ненавистью, которой можно плавить сталь, - ненавистью, когда уже не чувствуются ни боль, ни лишения… Их первым и серьезным приказом было, которому они должны строго подчиняться: «…Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро… На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели она выйдет из строя, то бойца Гурвич…» После было много приказов. И девушки выполняли их четко, как и положено молодым солдатам. Было все: слезы, переживания, потери… На их глазах умирали близкие подруги, но они держались. Они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и было их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны!..

И смерть была у них всех разная, как разными были и их судьбы… Риту задела граната. Она понимала, что рана смертельна, и что умирать она будет долго и мучительно. Поэтому, собрав последние силы, она все-таки произвела тот роковой выстрел – выстрел в висок!.. У Гали была такая же болезненная и безрассудная смерть, как она сама, - могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась. Что ей тогда двигало, остается только догадываться. Может, трусость или просто мимолетное смятение?! Неизвестно… У Сони была жестокая смерть. Она даже понять не успела, как тонкое острие кинжала пронзило ее молодое и жизнерадостное сердце... У Жени – отчаянная и немного безрассудная! Она всегда верила в себя и даже тогда, когда уводила немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Лизу смерть настигла неожиданно. И это была такая глупая неожиданность. Лизу затянуло в болото. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения Лиза верила, что это завтра будет и для нее…».

И остается старшина Васков, о котором я ещё не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

Как сокрушается старшина: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле наворачиваются слёзы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества». Что же двигало ими, когда они, не жалея жизни, шли в бой, отстаивая каждую пядь земли? Может, это просто долг перед народом, перед своей Отчизной, или мужество, смелость, храбрость, патриотизм? Или всё это вместе? Всё смешалось в них.

Остро ощущаю сейчас горечь от невозвратимости потерь, а слова старшины Васкова воспринимаю как трагический реквием: «Здесь у меня болит, - он ткнул в грудь, - здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил». Странно было читать эти слова. Странно то, что старшина Васков винил во всем себя, а не фашистов, которых ненавидел больше всех на свете!

Все-таки есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь эта повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа. Автор исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, раскрывает новые стороны подвига людей.

Читая повесть, я невольно становилась свидетельницей будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому свободном глухом разъезде в Карелии. Ведь я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и герои повести Бориса Васильева. Они не хотели погибать, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей! В основу произведения положен незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано в нём так, что перед глазами встают все ужасы войны в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого несоответствия подчеркнут самим названием повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Только большая любовь к ней, желание защитить родную землю и ее невинных жителей могло заставить небольшой отряд из шести человек продолжать так мужественно сражаться.

После прочтения повести понимаешь, что такое война. Это разрушения, гибель ни в чем не повинных людей, величайшее бедствие человечества. Начинаешь понимать всю сущность этой войны. Автору точно удалось передать чувства и ощущения героев, их собственные отношения к войне.

«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования – уцелеть, - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности».

«…Врага понимать надо. Всякое действие его, всякое передвижение для тебя яснее ясного быть должно. Только тогда ты за него думать начнешь, когда сообразишь, как сам он думает. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает…».

Тем ужаснее эта война, что погибают старики, женщины и дети. Пять молодых девушек, героинь повести, отдали свои жизни, чтобы зори были тихие, чтобы мы – нынешнее поколение – жили в мире. Повесть «А зори здесь тихие…» еще раз заставляет вспомнить о героях войны и низко поклониться их памяти. И это, прежде всего, нужно живым.

… Прошло много лет, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто пропуская мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Потому что некогда? Или потому что, зная всё о войне, мы не знаем только одного – что это такое? И именно эта повесть помогла мне найти ответы на эти терзающие меня вопросы. Именно она помогла мне понять, что война – это не просто пять букв, каждая из которой включает в себя весь ее ужас, а это, прежде всего люди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого же человека, как и я!