Александр Блок — биография и творческий путь поэта. Женщины в жизни александра блока Последние годы жизни и смерть

Александр Александрович Блок (1880-1921) - выдающийся русский поэт-символист, писатель, драматург, публицист, переводчик, критик. Классик русской литературы, один из самых ярких представителей поэзии Серебряного века, оказавший влияние на творчество многих литературных деятелей - современников и потомков.

Детство

Будущий поэт родился в знатной дворянской семье. Отец Александра Александровича Блока - Александр Львович - был профессором Варшавского университета. Брат отца в то время занимал высокий государственный пост. Мать Александра Александровича Блока - Александра Андреевна - была дочерью ректора Санкт-Петербургского университета.

Брак родителей поэта просуществовал недолго: после рождения сына Александра Андреевна ушла от мужа и больше никогда к нему не возвращалась. Оставив сыну фамилию отца, она вышла замуж за гвардейского офицера. Детство Александра Александровича Блока прошло на окраине Санкт-Петербурга в военных казармах. Учился он во Введенской гимназии.

Первая любовь

Когда Александру было 16 лет, во время отдыха с матерью в немецком курортном городе он встретил женщину, которая оставила неизгладимый след в его жизни. Интересным фактом об Александре Александровиче Блоке является то, что этой женщиной была Ксения Садовская - тридцатисемилетняя замужняя дама, ровесница матери Блока. Пылкая восторженная любовь гимназиста нашла отклик в сердце взрослой женщины с непростой судьбой. И она ответила на его чувства, к огромному неудовольствию матери Александра. Но разгоревшемуся роману мать не сумела препятствовать.

Настало время разъезжаться. Влюбленные простились, договорившись писать друг другу и непременно встретиться в Петербурге.

Через некоторое время они встретились, и их отношения продолжились. Но было очевидно, что их связь временная. Ревность, ссоры, выяснения отношений стремительно несли Блока и Садовскую к неминуемому разрыву. К тому же Александр начал увлекаться Любой Менделеевой, что горячо поддерживала его мать. Встречи становились все реже, письма - все холоднее.

Ксения Садовская прожила тяжелую, полную испытаний жизнь и умерла нищая, душевнобольная в одесской больнице. После ее смерти в подоле юбки Ксении нашли перевязанные розовой лентой 12 писем от Блока и засохшую розу.

В творчестве Александра Александровича Блока образ Садовской прослеживается не только в раннем периоде, о ней написано немало стихотворений и после разрыва, и после известия о ее кончине. Так синеглазая красавица с туманным шлейфом навечно осталась в бессмертных стихотворениях своего возлюбленного.

Начало творческого пути

Александр Блок написал свои первые стихотворения, будучи пятилетним ребенком. Через пять лет им были написаны два выпуска журнала «Корабль», а впоследствии - 37 номеров журнала «Вестник», который он писал вместе со своими братьями.

В 1898 году Александр стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Но уже через три года он принял решение перевестись на историко-филологический факультет.

Интересным фактом об Александре Александровиче Блоке является то, что он увлекался театром и даже записался в театральный кружок. Но сценических ролей у него не было. Будущий поэт охотно принимал участие в домашних постановках.

«Прекрасная дама»

С детских лет Блок каждое лето отдыхал в подмосковном имении дедушки. Неподалеку находилось имение друга дедушки - известного химика Дмитрия Менделеева. Дочь Менделеева - Любочка - увлеклась красивым мечтательным Сашей и старалась обратить его внимание на себя. Это ей удалось не сразу. Сближению Любы и Александра немало способствовала мать начинающего поэта. Но их роман не раз обрывался и никак не мог прийти к логической развязке - свадьбе. Наконец, в 1903 году, Блок сделал Любе предложение, и она ответила согласием. Так начался брак, принесший обоим супругам лишь страдания и несчастья.

Люба - героиня первой книги стихотворений Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной даме». Он превозносил свою возлюбленную, на всю жизнь она осталась главной женщиной его жизни. Но поэт хотел воспринимать жену как возвышенное, неземное создание, Прекрасную Даму из грез. Поэтому сразу после свадьбы он объявил ей, что супружеские отношения по этой причине между ними невозможны. Люба была шокирована. Пытаясь привлечь внимание мужа, она кокетничала, наряжалась, но вместо мужа завлекла в свои сети его друга - поэта Андрея Белого. Мучительный любовный треугольник вскоре распался, отразившись в творчестве Блока. Возникшая позже близость между супругами лишь разочаровала их.

Семья Александра Александровича Блока

Александр Блок вовсе не был верным мужем. Бесконечное количество женщин из публичных домов, романы с известными актрисами и певицами, конечно, были известны Любе. И она старалась не отставать от мужа: ее многочисленные мимолетные романы были известны всем. Как результат разгульной жизни - пристрастие к вину.

Детей у Александра Александровича Блока быть не могло из-за перенесенного в юности сифилиса.

Люба играла в театре, часто ездила на гастроли. Блок мучился от одиночества, сильно скучая по жене, которую, вопреки всему, называл главной женщиной в своей жизни.

Когда жена забеременела от очередного случайного любовника, Блок, как ни странно, обрадовался и объявил, что готов признать ребенка своим. Но несчастный младенец прожил совсем немного. Александр был убит горем. Так появилось стихотворение Александра Александровича Блока «На смерть младенца».

В этот же период (1909 год) умер отец поэта.

Странствия

Пытаясь обрести душевное равновесие, Блок с женой едут на отдых в Италию, а после - в Германию. Странствия находят отражения в творчестве поэта. За итальянские стихотворения Александра Блока приняли в общество, называемое «Академией», в котором также состояли такие известные поэты, как Брюсов и Анненский.

В 1911 году летом супруги едут во Францию, а затем - в Бельгию и Нидерланды. Через два года Александр Блок вновь едет во Францию. Примечательно, что в этой стране поэту абсолютно не нравилось, он тяготился местным бытом и нравами. Но пребывать там ему советовали доктора.

Написанная в эти годы драма «Роза и Крест» была высоко оценена К. Станиславским и В. Немеровичем-Данченко. Но поставлена в театре не была.

В 1916 году поэт был призван на службу в инженерную часть. Служил в Белоруссии.

Творчество

Символизм увлек Блока в начале его творческого пути - никакой конкретики, только символы, намеки, таинственность, загадки. Это направление было близко мироощущению поэта.

В стихотворениях Блока наблюдается синтез повседневного и мистического, одухотворенного и бытового. Его дореволюционной поэзии присуща плавность и музыкальность. Произведениям Александра Александровича Блока, написанным позднее, свойственны пронзительные интонации цыганского песенного фольклора, как следствие увлечения поэта популярной в то время певицей Любовью Дельмас и частого посещения кафе-шантанов.

Одной из главных особенностей поэзии Блока является метафора. По его словам, у настоящего поэта должно быть метафорическое мировосприятие, чтобы в его стихах романтическое виденье жизни было не данью высокому поэтическому слогу, а естественным взглядом поэта на мир.

Новаторством Александра Блока является то, что он стал использовать дольник как единицу ритма стихотворной строки. Он освободил русское стихосложение от канонов, введенных Ломоносовым и Тредиаковским, которые требовали счета слогов по стопам - определенное метрическое упорядоченное количество и расположение неударных слогов. Позднее за Блоком последовали почти все поэты нового времени.

Поэт и революция

Если Февральскую революции многие представители творческой интеллигенции приняли с надеждой на положительные изменения в жизни государства, то Октябрьская революция разделила их на тех, кто принял революцию и стал на сторону новых властей, и на тех, кто категорически не принял революцию и эмигрировал из страны.

Александр Александрович Блок решил, что должен быть на Родине в это трудное время. В мае 1917 года он работал в Чрезвычайной следственной комиссии. Отчет о работе в этой комиссии он поместил в журнал «Былое» и книгу «Последние дни императорской власти».

Октябрьскую революцию поэт принял с восторгом, за что его резко осуждали в петербургских литературных кругах. В адрес Блока было сказано и написано немало уничижительных слов, его позиция вызвала гнев и непонимание Ивана Бунина, писавшего об этом в своем произведении "Окаянные дни".

Ребяческая радость поэта, считавшего революцию стихией, пламенем и не замечавшего (или не желающего замечать) ее жестокости и кровопролития, продлилась недолго. Заблуждением Блока не замедлили воспользоваться большевики, надеясь привлечь на свою сторону представителей интеллигенции громким именем Александра Блока. Его назначали на различные должности, включали в многочисленные комиссии, причем зачастую без его ведома.

Поэма "Двенадцать"

В творчестве писателя Александра Александровича Блока поэма "Двенадцать" стоит особняком. Это абсолютно исключительное, нетипичное для автора произведение, до конца не понятое ни современниками Блока, ни его потомками, вызывающее бесконечное количество споров и разногласий. Блок в этой поэме практически неузнаваем.

Александр Александрович стремился осмыслить события Октябрьской революции не только в публицистических произведениях. И это было толчком к появлению произведения.

Это удивительно, но ключом к пониманию данной поэмы является творчество известного в дореволюционные времена Петрограда поэта-шансонье Михаила Савоярова. Грубоватое творчество Савоярова Блок высоко ценил и с удовольствием посещал его концерты.

Разумеется, в литературных кругах новую поэму Александра Блока единодушно осудили. Все привыкли к его возвышенной поэзии, а появившийся в этой поэме стиль был сродни уличным куплетам.

Подготавливая жену Любовь Дмитриевну к чтению поэмы на концертах и вечерах, поэт водил ее на концерты Савоярова, чтобы она поняла и прочувствовала стиль, эксцентричную и даже несколько эпатажную манеру исполнения. Сам Александр Блок в такой манере читать стихи не умел.

Возможно, поэт считал язык уличного босяка или уголовника единственно возможным в сложное послереволюционное время.

После революции

Неожиданно в феврале 1919 года Блока арестовали из-за подозрения в участии в антисоветском заговоре. В тюрьме поэт провел немногим более суток, благодаря заступничеству Анатолия Луначарского. Но произошедшее сильно его потрясло и повлияло на переоценку ценностей, а также ускорило прозрение Блока, очарованного революционной стихией.

Напряженная общественная работа, пребывание в холодном сыром Петербурге, тоска и накопившаяся усталость подорвали и без того слабое здоровье поэта. У него открылось несколько серьезных болезней, как телесных, так и душевных. Творчеством Александр Блок некоторое время не занимался. Его тело мучили невыносимые страдания. Вместе с этим поэт находился в глубочайшей депрессии.

В 1920 году умер отчим Блока. Мать стала жить с Александром и Любовью Дмитриевной. Обстановка в доме чрезвычайно накалилась, так как самые близкие поэту женщины совершенно не ладили между собой.

Знаменитая речь

На собрании в Доме литераторов по случаю годовщины смерти А. С. Пушкина Александр Александрович Блок выступил с речью «О назначении поэта». В ней он поднимал вопросы, волнующие каждого литературного деятеля: кто такой Поэт и какова его роль в истории. Рассуждения Блока о Пушкине дают понимание того, как высоко он ставил пушкинское творчество, по достоинству оценивая его огромное значение для русской поэзии. Это отличает Александра Александровича Блока от футуристов, считающих Пушкина лишь пережитком прошлого. По словам Блока, оценка личности поэта чернью меняется, характеризуя лишь чернь, а не поэта. А когда у поэта отнимают право свободно творить, он не может более жить.

Последний год

В 1921 году поэт попросил разрешения на выезд на лечение в Финляндии. Но в этом ему было отказано. Благодаря ходатайству Максима Горького и Анатолия Луначарского разрешение на выезд Блоку и его жене наконец дали. Но было уже поздно. Почти нищий, тяжело больной, разочарованный, обиженный и отчаявшийся поэт скончался. Ему был всего 41 год.

Перед самой смертью Блока по Петрограду ходили слухи о его помешательстве, ведь в бреду он был одержим одной лишь навязчивой мыслью: уничтожить все до единого экземпляры поэмы «Двенадцать». Получив отказ на просьбу выехать за границу на необходимое лечение, Блок уничтожил некоторые записи, а также отказался от еды и лекарств. Находился он при этом в полном сознании, что опровергает слухи о его сумасшествии.

Проводить Александра Блока в последний путь пришло всего две сотни человек. В их числе были друзья-коллеги поэта. Похоронили поэта на Смоленском православном кладбище в родном Петрограде. В 1944 году его прах был перезахоронен на Литературных помостках Волковского кладбища.

Жена Александра Блока пережила его на 18 лет, внезапно скончавшись с именем мужа на устах.

Со смертью Блока уходила целая эпоха. Певец возвышенных чувств, интеллектуал, рыцарь - он был чужим для нового времени. Недаром он так возненавидел свою поэму "Двенадцать": поэт понял, как глубоко он заблуждался, как подло его использовали и бросили ненужного, умирающего.

Поэтам-современникам Блока также досталась незавидная судьба: слишком многих советская власть уничтожила или морально, или физически.

Блок Александр Александрович был рожден в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой был ректором Санкт-Петербургского университета.

За своего первого супруга мать будущего поэта вышла еще в восемнадцатилетнем возрасте, и вскоре после рождения мальчика она решила разорвать все связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.

В те времена разводы были редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году самодостаточная и целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви: за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха. Менять фамилию сына на свою или на замысловатую фамилию отчима Александра Андреевна не стала, и будущий поэт остался Блоком.

Свои детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем на окраине Санкт-Петербурга.


Между будущим поэтом и его матерью всегда существовала непостижимая духовная связь. Именно она открыла Саше произведения Бодлера, Полонского, Верлена, Фета и других прославленных поэтов. Александра Андреевна и ее юный сын вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии именно матери Александр Блок в первую очередь читал свои произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.

В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. Некоторое время спустя, когда Саше исполнилось уже 16 лет, он отправился с матерью в поездку за границу и пробыл некоторое время в городе Бад-Наугейме – популярном немецком курорте тех времен. Несмотря на свой юный возраст, на отдыхе он беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. Естественно, ни о каких отношениях подростка со взрослой женщиной речи не шло. Однако очаровательная Ксения Садовская, ее образ, запечатленный в памяти Блока, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.


В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого он все же перевелся на историко-филологическое отделение, избрав для себя славяно-русское направление. Обучение в университете поэт завершил в 1906 году. Во время получения высшего образования он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

Начало творчества

Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет он взахлеб читал многочисленные книги, увлекался театром и даже посещал соответствующий кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а в подростковом возрасте он в компании братьев увлеченно занимался написанием рукописного журнала.

Важным событием начала 1900-ых годов для Александра Александровича стала женитьба на Любови Менделеевой, приходившейся дочерью именитому отечественному ученому . Отношения между молодыми супругами были сложными и своеобразными, однако наполненными любовью и страстью. Любовь Дмитриевна также стала источником вдохновения и прообразом ряда персонажей в произведениях поэта.


Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900-1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.

На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности. В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения начал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».


Особенное место в сердце Александра Блока занимал кружок молодых почитателей и последователей Владимира Соловьева, организованный в Москве. Роль своеобразного руководителя этого кружка взял на себя Андрей Белый, в то время – начинающий прозаик и поэт. Андрей стал близким другом Александра Александровича, а члены литературного кружка – одними из самых преданных и восторженных поклонников его творчества.

В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого рифмоплета были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своем первом известном цикле Блок преподносит женщину, как природный источник света и чистоты, и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым.

Революция 1905-1907 годов

Революционные события стали для Александра Александровича олицетворением стихийной, неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные Фаина, Снежная Маска и Незнакомка. Стихи о любви отошли на второй план.

Драматургия и взаимодействие с театром в это время также увлекали поэта. Первая пьеса, написанная Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была составлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.

Тогда же Блок, который, боготворя свою жену, не отказывался от возможности питать нежные чувства к другим женщинам, воспылал страстью к Н.Н. Волоховой, актрисе театра Веры Комиссаржевской. Образ красавицы Волоховой вскоре заполонил философские стихи Блока: это ей поэт посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная Маска», с нее списывал героинь пьес «Песня Судьбы» и «Король на площади».

В конце 1900-ых годов главной темой работ Блока стала проблема соотношения простого народа и интеллигенции в отечественном социуме. В стихах этого периода можно проследить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реального мира. При этом Александр Александрович ассоциировал Родину с образом любимой жены, из-за чего его патриотические стихи приобретали особую, глубоко личную индивидуальность.

Отказ от символизма

1909 год был очень сложным для Александра Блока: в этот год скончался его отец, с которым он все же поддерживал достаточно теплые отношения, а также новорожденный ребенок поэта и его жены Людмилы. Тем не менее, внушительное наследство, которое Александр Блок-старший оставил своему сыну, позволило тому забыть о финансовых трудностях и сосредоточиться на крупных творческих проектах.

В том же году поэт побывал в Италии, и заграничная атмосфера еще больше подтолкнула его к переоценке сложившихся ранее ценностей. Об этой внутренней борьбе рассказывает цикл «Итальянские стихи», а также прозаические очерки из книги «Молнии искусства». В конце концов Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении и «духовной диете».


Сосредоточившись на больших литературных трудах, Александр Александрович постепенно стал все меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен.

В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено. В период с 1912 по 1913 годы он написал известную пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять своих книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось.

Октябрьская революция

Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих других поэтов «серебряного века». В то время, когда , Юлий Айхенвальд, Дмитрий Мережковский и многие другие вовсю критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.

Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалась властями в своих целях. Помимо прочего, Александра Александровича постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.

Именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ «Двенадцати»: Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен «серебряного века» русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Иисуса, в крайне негативном ключе.

Личная жизнь

Первая и единственная жена Блока – Любовь Менделеева, в которую он был безумно влюблен и которую считал своей настоящей судьбой. Супруга была для писателя поддержкой и опорой, а также неизменной музой.


Однако представления о браке у поэта были достаточно своеобразные: во-первых, он был категорически против телесной близости, воспевая любовь духовную. Во-вторых, вплоть до последних лет своей жизни Блок не считал зазорным влюбляться и в других представительниц прекрасного пола, хотя его женщины никогда не имели для него такого значения, как жена. Впрочем, Любовь Менделеева также позволяла себе увлекаться другими мужчинами.

Дети у супружеской четы Блоков, увы, не появились: ребенок, родившийся после одной из немногих совместных ночей Александра и Любови, оказался слишком слаб и не выжил. Тем не менее, у Блока осталось достаточно много родственников как в России, так и в Европе.

Смерть поэта

После Октябрьской революции происходили отнюдь не только интересные факты из жизни Александра Александровича. Нагруженный неимоверным количеством обязанностей, не принадлежащий сам себе, он начал сильно болеть. У Блока проявилась астма, сердечно-сосудистая болезнь, начали формироваться психические расстройства. В 1920 году автор заболел цингой.

В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей.


Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями, он ушел в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Похороны и отпевание поэта совершал протоиерей Алексей Западалов, могила Блока расположена на Смоленском православном кладбище.


Незадолго до своей кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако ему отказали. Рассказывают, что после этого Блок, находясь в трезвом уме и здравом рассудке, уничтожил свои записи и принципиально не принимал ни лекарства, ни даже пищу. Долгое время ходили также слухи о том, что перед смертью Александр Александрович сошел с ума и бредил мыслью о том, все ли экземпляры его поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако своего подтверждения эти слухи не нашли.

Александр Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его крупные произведения, равно как и небольшие стихи («Фабрика», «Ночь улица фонарь аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие), стали частью культурного наследия нашего народа.

Александр Александрович Блок родился в Петербурге 16 (28) ноября 1880 г. Отец, Александр Львович (1852—1909), — юрист, профессор, в течение 31 года занимал кафедру государственного права Варшавского университета. А. Л. Блок был незаурядной личностью — интересным музыкантом и талантливым ученым, не реализовавшим, однако, заложенных в нем возможностей ни в музыке, ни в науке. При этом он отличался крайней скупостью, вспыльчивостью и жестокостью. Незадолго до рождения будущего поэта его родители разошлись; Александр Львович остался в Варшаве его жена, мать А. Блока, приехала в Петербург.

Воспитывался А. Блок в семье матери, Александры Андреевны Кублицкой-Пиоттух (урожденной Бекетовой, в первом браке Блок; 1860—1923), дочери Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, выдающегося ботаника, человека прогрессивных либеральных взглядов. В семье процветал дух высокого гуманизма, господствовали литературные интересы. Дед Блока с юности был знаком с Достоевским, дружен с Салтыковым-Щедриным. Бабушка профессионально занималась литературой, переводила стихи и прозу, была знакома с Гоголем, переписывалась с Чеховым. Мать Блока много переводила с французского, писала стихи. Александра Андреевна первая заметила поэтический талант сына, с ней он делился своими творческими планами, ей первой (а в детстве и юности — первой и единственной) показывал свои произведения. В числе любимых авторов юного Блока — Жуковский, Полонский, Фет, Пушкин, Гоголь, Шекспир.

В 1891—98 гг. А. Блок учится в 9-й петербургской (Введенской) гимназии, после окончания которой поступает на юридический факультет Петербургского университета. В 1901 г. Блок увлекается идеалистической философией Платона и философско-мистической лирикой русского религиозного философа Владимира Соловьева (1853—1900), переходит на филологический факультет (славяно-русское отделение), который заканчивает в 1906 г. .

Первые литературные опыты Блока — стихи, написанные в возрасте пяти с небольшим лет. В 1894—97 гг. Блок издает домашний рукописный ежемесячный журнал «Вестник» (вышло 37 номеров), в котором помещает свои стихи, прозу и переводы.

Мощным толчком к поэтическому творчеству для Блока стал его роман с Ксенией Михайловной Садовской (1860—1925), женщиной на 20 лет его старше. Блок познакомился с Садовской на курорте Бад-Наухайм (Германия) в 1897 г., их отношения продолжались в Петербурге до конца 1899 г. Навеянные образом К. М. Садовской стихи этого периода (1897-1900) позднее были объединены Блоком в цикл «Отроческие стихи». В 1909—10 гг. Блок, под действием воспоминаний после посещения Бад-Наухайма, вновь обращается к ее образу. 8 стихотворений, посвященных К. М. Садовской, составили цикл «Через двенадцать лет».

Летом 1898 г. в подмосковном имении Менделеевых Боблово, находившемся по соседству с имением Бекетовых Шахматово, А. Блок знакомится со своей будущей женой — Любовью Дмитриевной Менделеевой (1882—1939), дочерью известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Блок в это время увлекается театром, готовится стать актером. 1 августа 1898 г. в Боблово состоялось любительское представление сцен из «Гамлета» Шекспира, в котором Блок играл Гамлета, а Любовь Дмитриевна — Офелию. Спектакль стал значительным событием в творческой биографии поэта; тема Гамлета, с которым отождествляет себя Блок, будет неоднократно возникать в его стихах. В 1914 г. Блок напишет:

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце — первая любовь

Жива — к единственной на свете.

В 1901—02 гг., в период возрастающего увлечения Блока Л. Д. Менделеевой, происходит становление Блока-поэта. Временные рамки стихотворений этого периода, позднее составивших цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме», определены биографически: от времени случайной встречи с Любовью Дмитриевной на Васильевском острове в январе 1901 г., ставшей началом периода частых встреч, до времени накануне объяснения в любви и получения ее ответа (7 ноября 1902 г.). Встреча с будущей женой и все происходившее с поэтом было воспринято им мистически и получило образно-символическое осмысление в свете религиозно-эстетической концепции Вл. Соловьева. По Соловьеву, события в реальном мире — символы событий в «мирах иных» (в основе концепции русского философа лежит идея древнегреческого философа Платона о существовании двух противопоставленных друг другу миров мира «идей», подлинного и вечного, и мира материальных отражений «идей», вторичного и лживого). У Соловьева отдельные символы соединяются в «мифе о Красоте» как о высшей ценности и наиболее активной силе бытия («Красота спасет мир»). Спустившаяся на землю Красота (Вечная Женственность, Душа Мира) должна соединить небесное и земное, дух и материю, спасти и обновить мир. Прообразом будущего воплощения Красоты в мире является ее воплощение в отдельном человеке. Блок увидел земное воплощение Красоты (Прекрасную Даму) в Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихотворения, написанные до встречи с ней, осмысляются как предваряющие встречу — « Ante Lucem », т. е. «Перед Светом», где «Свет» — это явление Прекрасной Дамы.

Попытки напечатать стихи закончились неудачей, что, однако, не помешало зарождающейся известности начинающего поэта. Первыми ценителями ранних стихов Блока еще до их публикации стали мать Блока, ее двоюродная сестра Ольга Михайловна Соловьева (художница и переводчица), а также ее муж М. С. Соловьев (переводчик и педагог, младший брат философа Вл.Соловьева) и сын, С. М. Соловьев. Соловьевы познакомили с произведениями Блока Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева) и Зинаиду Гиппиус. Личное знакомство Блока с супругами 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским произошло в 1902 г., а в 1903 г. Блок дебютировал в руководимом Мережковскими журнале «Новый путь». В январе 1903 г. Блок и Белый одновременно послали друг другу письма, которые, скорее всего, встретились где-то в пути («перекрестились», по словам Белого). Таким образом встретились и перекрестились судьбы двух вамечательных поэтов начала века, было положено начало их длительной « дружбе-вражде». В этом же году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл из 10 стихотворений под заглавием «Стихи о Прекрасной Даме». В августе 1903 г. в церкви недалеко от Шахматова состоялось венчание А. Блока и Л. Д. Менделеевой, в январе 1904 г. — поездка Блока с женой в Москву и знакомство с А. Белым и «аргонавтами» — московским символистским кружком. В эти годы Блок связан также с поэтами и прозаиками символистского направления — студентами Петербургского университета.

В октябре 1904 г. в издательстве «Гриф» выходит книга «Стихи о Прекрасной Даме» (93 стихотворения). Лирический герой цикла стихов — земной человек, живущий среди «народов шумных», но душой устремленный к звездам, к иным мирам, среди которых ему открывается «высокое» — является «Ты»: Прекрасная Дама, Дева, Заря, Купина.

В 1905—06 гг. Блок оказывается захваченным революционными событиями в Петербурге. Однако ожидание перемен вскоре сменяется чувством разочарования, что находит отражение в произведениях этого периода. Если книга «Стихов о Прекрасной Даме», позднее вошедшая в первую книгу поэтической трилогии Блока, может рассматриваться как «теза», то сборник «Нечаянная радость» (1907), большинство стихотворений которого составили вторую книгу трилогии, представляет собой «антитезу» в творческой эволюции поэта. Термины «теза» и «антитеза» были использованы Блоком по отношению к этапам своего мироощущения и творчества в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910). Символистская критика, отмечая возросшее мастерство поэта, восприняла выход сборника как «помутнение» лика Прекрасной Дамы, «измену» прежним идеалам. Действительно, во второй книге Блока вместо «высокого» царства «неба» — земные «низины» («овраг», «болото»), вместо «зари» — «ночь», вместо ожидания мистической Девы — разгул демонических сил. Но «Нечаянная радость» — это не столько «измена», сколько новый мир, преддверие поисков синтезирующего начала в позднем творчестве.

Сложно складывается личная жизнь Блока в этот период: происходит разрыв с Мережковскими; растет напряженность отношений с влюбленным в Л. Д. Блок А. Белым, чуть было не приведшая к дуэли. В это же время, зимой 1905 г., Блок знакомится с Вяч. Ивановым, в 1905—07 гг. принимает участие в знаменитых литературно-художественных «средах» на «башне» Вяч. Иванова. В статьях Вяч. Иванова 1904—05 гг. развиваются идеи книги Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) о двух началах мира: гармоническом, рациональном начале, идущем от Аполлона, и хаотическом, иррациональном, стихийно-массовом, разрушительном начале, идущем от Диониса. При этом Вяч. Иванов стоит на позиции «правого безумия» стихийной массы, утверждает ценность «страстей» — состояний, в которых нет границы между «я» и «не-я», личностью и миром, страданием и наслаждением, смертью и воскресением. «Дионисийство» Иванова оказывается близко Блоку. Привлекает его и бунтарско-богемная атмосфера в театре В. Ф. Комиссаржевской, где репетируется драма «Балаганчик» (1906). Блок знакомится с Натальей Николаевной Волоховой (1878—1966), актрисой театра Комиссаржевской. Циклы «Снежная Маска» (1906—07), «Фаина» (1906—08), а также драма «Песня Судьбы» навеяны ее образом. Сюжетная канва циклов — история мучительной любви-страсти. Высоким чистым идеалам «Стихов о Прекрасной Даме» противостоит прекрасное и губительное зло, гармонии — хаос, «свету» — «ночь», «весне» — «зима», «вьюга». «Метельные страсти» «Снежной Маски» могут быть понятны и как интимная лирика, и как пейзажные зарисовки зимнего Петербурга, и как космические гибель/возрождение (подобные гибели/воскресению Диониса), и как отражение «бунтарских» настроений Блока революционных лет.

Завершение периода «антитезы» — творчество 1907— начала 1909 гг., периода наиболее яркой общественной активности Блока, воздействия на него демократических идей и реалистической поэтики русской литературы XIX в. Блок создает циклы «Вольные мысли», «На поле Куликовом», пишет статьи о творчестве И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, много выступает с докладами. В статьях о народе и интеллигенции, позже объединенных в книгу «Россия и интеллигенция» (П., 1919), Блок пишет о трагическом отрыве современной культуры от народно-национальных истоков и неизбежности катастрофы.

Осенью 1909 г. Блок получает известие о смертельной болезни отца и выезжает в Варшаву. В поэме «Возмездие», задуманной под непосредственным впечатлением от смерти А. Л. Блока (работа над поэмой была начата в 1910 г. и продолжалась почти до конца жизни), отразились размышления над «демоническим» характером отца и его влиянием на судьбу сына. В 1910—11 гг. Блоком овладевают пессимистические настроения, душевная апатия, предчувствия гибели мира. Поэт создает произведения, позднее вошедшие в циклы «Страшный мир» (1909—16), «Возмездие» (1908—13), «Ямбы» (1907—14), «Арфы и скрипки» (1908—16), «Разные стихотворения» (1908—16) третьего тома лирики. Возникающий на страницах третьего тома «страшный мир» выступает как полная противоположность царству Прекрасной Дамы: свет сменяется тьмой, «голубое» и «розовое» — «черным» и «серым», гармония звуков — тишиной или дисгармонией «визгов», высокая любовь — низкой страстью. Однако художественной задачей Блока является не только изображение ужасов «страшного мира». Конец 1900-х — 1910-е гг. были определены самим поэтом как время художественного «синтеза». Блок не отказывается от объективно-идеалистической философии Вл. Соловьева, столь близкой ему в начальном периоде творчества, но старается связать ее со своим возросшим интересом к реальности и истории. Универсальным знаком глубинной сущности мира для него становится «дух музыки». Блок создает образ Духа музыки, реализуемый в истории, современности и культуре. Картина мира в стихах этого периода отличается одновременно противоречивостью и внутренним единством. За внешней противоречивостью и хаотичностью действительности скрывается высокий смысл:

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен.

Подготавливая в начале 1910-х гг. для издательства «Мусагет» трехтомное «Собрание стихотворений», Блок стремится представить всю свою лирику как единое произведение, «трилогию вочеловечения». Над этой «трилогией» он будет продолжать работу до конца жизни, добавляя в нее новые циклы. Блок осознает собственную эволюцию (варьирование тем и образов, сочетающееся с верностью некоему основному началу) как символический «миф о пути», основное содержание всей своей лирики. Его путь: от периода мистической «тезы» (1900—03 гг., 1-й том) к периоду «антитезы» (1904—07 гг., 2-й том) и от нее к «синтезу» (позднее творчество, 3-й том), где центральное место принадлежит стихам о России.

1911—12 гг.— время душевного подъема: Блок пытается сотрудничать в газетах, участвует в организации издательства «Сирин», продолжает работу над поэмой «Возмездие», пишет драму «Роза и Крест» (1913). В 1914 г. знакомится с певицей Любовью Александровной Андреевой-Дельмас (1879—1969), поразившей его исполнением роли Кармен в одноименной опере Бизе. Чувство к Л. А. Дельмас, в котором Блок увидел очистительную силу и выход из мучительных противоречий, вдохновило его на создание цикла «Кармен»; многих стихотворений цикла «Арфы и скрипки» и поэмы «Соловьиный сад» (1915).

События Первой мировой войны почти не отразились в творчестве Блока. В отличие от своей жены, уехавшей на фронт сестрой милосердия, он не стремится к участию в войне. Призванный в армию в 1916 г., Блок находится в глубоком творческом упадке, стихов не пишет. После Февральской революции, приехав в отпуск в Петроград, поступает на службу в Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию преступлений царского правительства. Результатом этой работы становится статья, а позднее книга «Последние дни имперской власти» (П., 1921). В Октябрьской революции Блок увидел прообраз грядущей революции человеческого Духа, что обусловило первоначально позитивное к ней отношение и подъем творческой активности («слушайте Революцию»). Зимой 1918 г. он пишет поэмы «Двенадцать» и «Скифы», статью «Интеллигенция и Революция». С января 1918 г. Блок работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничает в возглавляемом М. Горьким издательстве «Всемирная литература» (редактирует собрание сочинений Г. Гейне, переводит). С 1919 г. работает в дирекции Большого драматического театра (проводит беседы с актерами и зрителями), является членом Вольной философской ассоциации (читает лекции) и Союза деятелей художественной литературы; с 1920 г. возглавляет Петроградское отделение Всероссийского Союза поэтов; выступает с чтением стихов в Москве.

Однако творческий подъем 1918 г. сменяется глубочайшим спадом. Находясь после января 1918 г. в состоянии глубокого творческого кризиса, не чувствуя присутствия в мире «духа музыки», Блок почти ничего не пишет. Весь трагизм его мироощущения этого периода отразился в речи «О назначении поэта», произнесенной в 1921 г. на вечерах памяти Пушкина. 7 августа 1921 г. А. Блок умер.

«Ночь, улица, фонарь, аптека», «Вхожу я в темные храмы», «Скифы», «Двенадцать»… Эти произведения известны каждому школьнику, изучающему Серебряный век русской поэзии. Автор приведенных текстов - душа и голос этого периода - Александр Блок. Биография поэта - отображение взлетов и духовных падений эпохи начала ХХ века.

Блок: биография и творчество

Спросите у старшеклассника, кто такой Блок, и получите ответ - лирик, воспевший Прекрасную Даму, поэт, поклоняющийся Любви.

Начало ХХ века в русской культуре - это период активных творческих поисков, рождение новых литературных течений, творческих групп и кружков. Разнообразие художественных направлений этого периода объединено единым понятием - «модернизм».

Символизм - самое популярное и масштабное течение в русской литературе. Блок, стихи которого вобрали эстетические принципы символизма, стал духовным лидером этого направления, вдохновителем многих поэтов-символистов. Откуда же возник этот талант? Кто был его наставником и учителем? Об этом подробнее.

Александр Блок - голос трагической эпохи. Одаренность и талант передались ему по крови. Отец - блестящий правовед, преподававший в университете Варшавы, мать - одаренная личность - блестящая переводчица и писательница. Ко всему прочему Александра Андреевна - дитя эпохи эмансипации. Поэтому ее брак с отцом Александра Блока был недолгим: после рождения сына в 1880 году она оставила Александра Львовича и вернулась в Северную Пальмиру.

По тем временам это была скандальная выходка молодой особы. Вскоре Бекетова добилась, чтобы высший церковный орган официально расторг их брак. Во второй раз она выходит замуж, когда будущей звезде русского символизма исполнилось девять.

Своим талантом и интеллектуальным развитием Александр Блок обязан матери: она обучала его иностранным языкам, подбирала книги для чтения, обсуждала прочитанное, знакомила с новинками философии и искусства. Мать открыла Блоку французских декадентов и символистов (Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо) и русскую классическую поэзию. Она стала первым критиком и наставником Александра, потому что именно ей он, пятилетний мальчик, показал первые свои творения.

Домашнее обучение дополняло классическое системное образование, которое Блок получил в Введенской гимназии. По ее окончании восемнадцатилетний Александр выбирает стезю отца - поступает в Петербургский университет на отделение правоведения. Проучившись три года, он меняет направление и переходит на факультет словесности и истории.

Поступление в университет и обучение совпадают с его увлечением дочерью известного химика Дмитрия Менделеева - Любовью. Это было не первое и не последнее любовное увлечение русского поэта, но именно то, которое нашло свое отображение в поэзии.

В 23 года он сочетался браком с Менделеевой. К супружеским отношениям оба относились легко, даже легкомысленно, однако это не помешало Блоку воспеть возлюбленную в стихах. Молодая женщина стала прообразом Прекрасной Дамы:

Невозможное было возможно,
Но возможное - было мечтой.

Цикл, воспевающий божественную женственность («Стихи о Прекрасной Даме»), был опубликован в 1902 году стараниями Андрея Белого - соперника и друга Блока. Появилась подборка на страницах альманаха «Северные цветы».

Основу миросозерцания Александра Блока составило мистическое учение Владимира Соловьева о Софии - воплощении женского начала бытия, всеединства человека и Бога. Для поэта женщина - источник чистоты и света, дарящий любовь, уводящий мужчину от обыденности и серости.

Стихи Блока 1906 года пронизаны этой религиозной идеей, мистическими видениями, в которых воспевается светлый лик Софии. Однако появляются размышления поэта о божественном и демоническом, высоком и примитивном в человеке, особенно это касается женщины. Намечается перелом в мироощущении Блока.

В стихотворении «Незнакомка» мастер открывает сущность природы Дамы. Городская суета срывает с женщины покров тайны, лишает ее очарования, превращает в распущенную кокотку. Тоска по идеалу - мистической, таинственной Даме - лейтмотив этого произведения.

В «Снежной Маске» эти переживания углубляются. Вскоре поэт в буффонадной форме комедии «Балаганчик» разрушает иллюзию и мистику женственности.

Блок проходит сложным путем переосмысления жизни. Ему открываются социальные стороны бытия, сложность человеческой натуры, ее примитивность и низменность. Рождается образ ужасного мира («Страшный мир», 1908–1916).

Эти переживания навеяны поэту событиями первой русской революции и начавшейся в 1914 году мировой войной. Блок выражает трагедию мира и современного человека в ряде поэтических циклов: «Возмездие», «Ямбы», «Родина».

В этот период Блок постепенно отходит от символизма. Если раньше его стихи были наполнены музыкальной гармонией, которая символизировала красоту мира, то после 1909 года в его лирике власть переходит к какофонии социальной жизни, прорываются берущие за душу мотивы цыганских напевов.

Такой душевный и творческий перелом у Александра Блока был обусловлен несколькими причинами - смертью отца и новорожденного сына Любови Менделеевой.

Состояние, которое оставил отец Блоку, было весьма внушительным. Поэт упрочил финансовое положение и даже уехал за границу. Путешествуя по Италии, кумир русских символистов приходит к выводу, что символизм исчерпал себя (цикл «Итальянские цветы»). Он практически отходит от лирического творчества и переключается на драматургию (пишет пьесу «Роза и Крест») и публицистику.

Произошедшая в России в 1917 году революция не вызвала у Блока негативной реакции, как у большинства представителей петербургской творческой интеллигенции. Он не только остался в России, но и даже в свойственной ему лирической манере пытался распознать нового человека, рожденного революцией, понять его натуру и душу. Так родилось стихотворение «Скифы», где появился образ воинствующего поколения азиатов с «раскосыми и жадными глазами», и поэма «Двенадцать».

Из-за этой поэмы с Блоком порвали отношения многие писатели. Они не могли принять воспевание тонким лириком жестокой большевистской власти, которая окунула Россию в кровавую пучину ненависти и разрушения. Как гротеск восприняли его коллеги по перу образ Христа в «белом венчике из роз», возглавляющем отряд из двенадцати красноармейцев.

Сам Блок в этот период переживал не лучшие времена, несмотря на то что получил поддержку новой власти. Он жил в голодном и холодном Петрограде, работал в издательстве, принимал активное участие в митингах и демонстрациях.

Исторические и социальные потрясения, бытовая неустроенность, возрастающие объемы работы подорвали его здоровье. Блок тяжело заболел: сначала началась астма, к ней подключилась цинга. Знаменитый поэт страдает тяжелыми психическими расстройствами.

Несмотря на увещевания врачей и друзей, он отказался от медикаментозного лечения, даже объявил голодовку. Умер Блок в 41 год (в 1921-м). Случилось это 7 августа.

Биография Александра Блока полна загадок и домыслов. Все от того, что сам поэт был весьма неординарной личностью со своеобразным отношением к жизни. Он с удовольствием мистифицировал своих поклонников и задал немало труда современным блоковедам.

Кроме того, эпоха, в которую жил и творил поэт, отличалась разрушением старых устоев, морали и нравов, историческими потрясениями, вносившими кардинальные изменения в жизнь творческой интеллигенции.

В контексте этого предлагаем узнать о самых интересных фактах из жизни кумира русских символистов Александра Блока:

  • Сашура, Александр Кублицкий-Пиоттух или Блок?

Франц Кублицкий-Пиоттух - так звали второго мужа Александры Андреевны - матери поэта. Она вторично сочеталась узами брака в 1889 году, но решила не менять ни свою фамилию, ни фамилию сына. Таким образом, Александр остался Блоком.

Родственники и близкие друзья поэта называли его Сашурой. Под этим именем он фигурирует в воспоминаниях К. Суворовой.

  • Рукописные журналы.

В десятилетнем возрасте Александр Блок вместе с двоюродными братьями делал рукописные журналы. Самостоятельно он создал два номера журнала «Вестник», где попробовал свои силы в разных жанрах: фельетоне, путевых заметках, лирической поэзии и прозе.

  • Первая любовная история.

Впервые стрела Амура пронзила сердце Александра Блока, когда ему едва исполнилось шестнадцать. Дамой его сердца стала 37-летняя Ксения Садовская - красивая и грациозная украинка с огромными синими глазами и мелодичным голосом. Мог ли не влюбиться в нее трепетный Блок, тонко чувствовавший красоту? В его тетрадях появляются стихи с криптонимом «К.М.С.», посвященные пленительной Наяде, повстречавшейся ему на немецком курорте Наумгейте.

Это мимолетное увлечение показало, насколько страстным может быть Блок. Его лирическая душа жаждала бурных чувств, острых любовных переживаний. Чувства к Ксении не угасали еще некоторое время, хотя колебались от искреннего восхищения к острой ревности и ненависти. Это нашло отображение в поэзии, где автор обращается к возлюбленной то на Вы, то на Ты.

  • Любимая Муза и жена.

Настоящую страсть и возвышенные переживания у молодого Блока вызвала Любовь Менделеева - умная и интеллигентная барышня - выпускница знаменитых Бестужевских курсов. К тому же восемнадцатилетняя девушка была дочерью близкого друга Андрея Николаевича Бекетова - деда Блока по материнской линии. Александр очень часто бывал в поместье деда Шахматово, что в нескольких километрах от поместья Менделеевых.

Осмысленное знакомство с Любой у Блока состоялось в 1895 году. Они на пару играли в домашней постановке «Гамлета». Он был главным героем, она играла Офелию. Увлечение Ксенией Садовской не мешало ему восхищаться Любой. Поэтому любовные поэзии этого периода он посвящал как одной, так и другой.

После годичного разрыва отношений с Менделеевой (1900–1901) Блок начал снова ухаживать за девушкой. Через два года сделал ей предложение.

  • Попытка самоубийства.

В период ухаживаний за Любовью Дмитриевной Блок посчитал недостаточным тот эмоциональный накал, который сопровождал их отношения, и решил привнести немного драматизма.

Он явился на бал в Дворянском собрании с запиской в кармане, в которой просил в своей смерти никого не винить, говорил об отвлеченных от мирских причинах его ухода из жизни. С собой он так и не покончил, а вот записка заставила биографов поразмышлять над мотивами ее создания.

  • Любовные романы Блока и месть Менделеевой.

Даже после женитьбы Александр Блок не скрывал своей увлеченности женщинами. С завидной периодичностью он завязывал романы: его избранницами становились Наталья Волохова - актриса театра, в котором играла Комиссаржевская, а также Любовь Дельмас - оперная певица. Ему даже приписывали роман с Анной Ахматовой, но от этой связи жена Николая Гумилева открестилась. Не гнушался Блок и любовью куртизанок и падших женщин.

Любовь Дмитриевна отвечала мужу «взаимностью». Устав от бурных романов супруга, она решила утешиться в объятьях своего второго поклонника - Андрея Белого. Блок воспринял эту связь как расплату, однако жену не осуждал. Этот любовный треугольник писатель воссоздал в пьесе «Балаганчик».

  • Были ли у Блока дети?

Несмотря на то что с Любовью Менделеевой Блок прожил восемнадцать лет, совместных детей у них не было. Поэт длительное время не воспринимал жену как объект вожделения. Она оставалась Девой Радужных Врат.

В первый год после свадьбы их связывали исключительно платонические отношения. Любовь оставалась девственницей при том, что Блок уже имел достаточный сексуальный опыт. После их любовные утехи не приносили радости - муж исполнял обязанности, а не горел страстью.

Интригу создала поэзия «На смерть младенца», написанная Блоком в 1909 году. Оказалось, что речь шла о смерти новорожденного малыша Менделеевой, рожденного от связи с актером из труппы Мейерхольда. Блоковеды же утверждают, что у самого поэта было как минимум трое побочных детей.

  • Кулинарные пристрастия Блока.

Александр Блок обожал сладости. Особенно он любил мороженое, мог есть его в неограниченном количестве. Любимый напиток утонченного Блока - пиво.

  • Поэма, которая убила Блока.

Поэма «Двенадцать» Блока вызывала бурю осуждений и возмущений у коллег по перу. Зинаида Гиппиус обвинила поэта в предательстве гуманистических идеалов. Остракизм и травля со стороны бывших друзей привели Блока к душевному расстройству. Владимир Маяковский утверждал, что так поэту мстила поэма. В приступе помешательства Блок пытался ее уничтожить, но ему это не удалось.

Долгое время причиной смерти Блока называли душевную болезнь. На самом деле умер он из-за воспаления сердечной мышцы.

Трагический голос эпохи - так называют Александра Блока. Он был своеобразным камертоном мятежного человеческого духа, который искал утешения то в красоте, то в разрушении. Таковым было начало ХХ века, которое нашло отображение в преисполненной музыкальности символической поэзии Блока.

Биография Александра Блока представляет собой целый ряд довольно незаурядных событий.

В его жизни периоды веселья сменялись моментами тоски и мрачного самопознания.

Этот талантливый человек был одним из самых выдающихся поэтов Серебряного века, а также писателем, публицистом, литературным критиком и переводчиком. Его творчество считается классикой русской литературы.

Детство и юность

Поэт Блок Александр Александрович появился на свет в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Мама стихотворца, Александра Андреевна Бекетова, была из культурной семьи. Её отец был ректором Санкт-Петербургского университета. В 18 лет она вышла замуж за Александра Львовича Блока, который был дворянином и профессором при университете в Варшаве.

Родители поэта познакомились на танцевальном вечере и их отношения развивались крайне стремительно. Блок-старший очень любил свою жену, но оказался тираном и деспотом, с которым было трудно жить. Первый ребёнок пары родился мёртвым и Александра Андреевна очень из-за этого переживала. К концу второй беременности она приехала в дом к своим родителям, где и осталась до самых родов.

Когда родители Александры Андреевны узнали правду о характере Блока, они настояли, чтобы дочь с внуком остались у них. Женщина избавилась от нелюбимого мужа. В то время разводы были большой редкостью и сильно порицались, но мать поэта добилась официального расторжения брака в 1889 году. Впоследствии она опять вышла замуж, но на этот раз удачно и по большой любви.

Маленький Саша был довольно капризным и засыпал только на руках у дедушки, который часами его укачивал. Практически всё своё детство он провёл в доме родителей матери. Ходить и говорить Блок начал довольно поздно.

Александре Андреевне было тяжело воспитывать сына, так как он рос весьма своевольным. Она была вынуждена его часто наказывать. Но у них всё равно была тесная духовная связь. В три года у Саши появилась няня Соня, которая вслух читала ему сказки А. С. Пушкина.

Отец мальчика жил в Варшаве и изредка приезжал в Россию, но отношения с сыном у него не складывались.

В 1889 году будущего поэта отдали учиться во Введенскую гимназию. Причём он поступил сразу во второй класс. Учёба не всегда шла гладко и особенно тяжело Блоку давалась арифметика. В старших классах юноша увлёкся театром и часто декларировал Шекспира.

В 1898 году Александр окончил гимназию и успешно сдал вступительные экзамены на факультет юриспруденции в Санкт-Петербургский университет. Спустя три года он перевёлся на историко-филологическое направление. Высшее образование поэт получил в 1906 году.

Творческий путь

По материнской линии семья Блока была весьма высококультурной, что сказалось на поэте. Он с юных лет очень любил читать, любил театр и посещал художественные кружки.

Маленький Саша в детстве сильно любил животных и в возрасте 5 лет он даже посвятил свои первые стихи домашнему котику и зайчику из леса.

Когда Блоку было 10 лет, он вместе с братьями занимался созданием рукописного журнала «Корабль». Всего они выпустили два номера.

Позже они стали выпускать журнал «Вестник», для которого Александр писал поэзию и прозу. Чаще всего это были юмористические стихотворения, но иногда он сочинял трогательные строки, посвящённые маме. В этой литературной игре участвовала почти вся семья поэта. Бабушка помогала писать рассказы, а дедушка занимался иллюстрацией. Всего вышло 37 номеров этого журнала.

Любимыми писателями в тот период у поэта были:

  • Жюль Верн;
  • Жуковский;
  • Диккенс;
  • Пушкин;
  • Купер;
  • Майн Рид.

В 1887 году поэт с родственниками поехал в Германию. Там он впервые влюбился. Его избранницей стала Ксения Михайловна Садовская, которой на тот момент было 37 лет. 16-летний юноша был наповал сражён этой взрослой женщиной. Стоит отметить, что красавица сама первая завлекала будущего стихотворца и они много времени проводили наедине. Для влюблённого поэта эта светская дама стала источником вдохновения. Именно ей он посвятил свои многие произведения.

Полноценное творчество Блока началось в начале 1900-х годов . В тот период Александр Александрович понял, что литературное направление «символизм» особенно ему нравится. В Санкт-Петербурге он нашёл близких по духу людей: Зинаиду Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Именно в их журнале «Новый путь» Блок пробовал себя в качестве поэта и критика.

А также его произведения начали печать в столичном альманахе «Северные цветы». В 1903 году этот журнал напечатал цикл произведений Александра «Стихи о Прекрасной Даме», которые были посвящены его любимой жене. В тот же период 3 стиха Блока включили в сборник произведений выпускников Санкт-Петербургского университета.

Революция 1905−1907 годов оказала влияние на творчество молодого поэта. Этот период ознаменовался особым успехом и ростом Александра Александровича. В его сочинениях появились новые мотивы. Одна за другой публиковались книги:

  1. «Нечаянная радость».
  2. «Земля в снегу».
  3. «Снежная маска».
  4. «Лирические драмы».

В те года театр и драматургия также играли важную роль в жизни поэта. Первая его пьеса называлась «Балаганчик» и была поставлена в 1906 году в театре Веры Комиссаржевской.

Позже главной темой произведений лирика стала проблема отношений простых людей и интеллигенции в России. Родная страна у Александра Блока ассоциировалась с образом любимом женщины и поэтому его патриотические стихи приобретали глубокую индивидуальность.

В 1909 году поэт получил большое наследство от умершего отца, что позволило ему сосредоточиться на творчестве. В том же году он путешествовал по Италии и Германии, а впоследствии выпустил сборник «Итальянские стихи». В тот год Блок понял, что для него символизм исчерпал себя.

В 1910 году он начал сочинять поэму «Возмездие», которую так и не смог закончить. В 1912 году Александр Александрович выпустил драму «Роза и Крест».

В 1916 году поэт служил в действующей армии и во время службы он узнал о свершившейся революции. Она у него вызывала смешанные чувства, но он согласился сотрудничать с новой властью.

Блок уже был хорошо известен публике, поэтому большевики активно использовали его имя в своих целях. К тому же его постоянно назначали на разные должности, которые были ему уже неинтересны.

В 1918 году Блока приняли на службу в Чрезвычайную следственную комиссию, где он работал редактором.

За этот период у поэта вышло несколько знаменитых сборников:

  1. «Ночные стихи».
  2. «За гранью прошлых лет».
  3. «Стихи о России».
  4. «Седое утро».

Но всё же революционные события вызвали у поэта депрессию и творческий кризис. После стихотворения «Скифы» и поэмы «Двенадцать» он прекратил сочинять стихи.

Личная жизнь

В 1903 Блок женился на дочери Дмитрия Менделеева - Любови. История их отношений начинается с детства, так как познакомились они в юном возрасте. Усадьбы их родителей располагались по соседству. После окончания гимназии Александр совсем по-другому посмотрел на девушку и сильно влюбился.

Молодые люди очень любили друг друга, но их брак был довольно странным . Для Блока жена была вечной музой и воплощением женственности, он был против их интимной близости. Поэт частенько заводил романы на стороне. Ему приписывали интрижки с Натальей Волоховой и Любовью Андреевой-Дельмас.

Любовь Менделеева тоже встречалась с другими мужчинами. От актёра Константина Лавидовского девушка даже забеременела. Блок был счастлив, что супруга ждёт ребёнка. К сожалению, родившийся мальчик скоропостижно умер, прожив всего 8 дней. Поэт тяжело переживал эту трагедию и часто посещал пасынка на кладбище.

После Октябрьской революции стали происходить далеко не самые интересные факты из жизни поэта. Он очень много трудился в разных комитетах и комиссиях, а его самочувствие резко ухудшилось. Несколько заболеваний обострились.

А в середине 1921 года у Блока начались проблемы с рассудком и он часто впадал в беспамятство. Ко всему прочему в этот период семья поэта испытывала финансовые трудности. Всё это время за Александром Александровичем ухаживала любимая жена.

Дата смерти поэта - 7 августа 1921 года. Скончался Блок в родном городе. После ряда анализов врачи назвали причиной смерти Александра Александровича - эндокардит. Похоронили его на Смоленском кладбище, но в 1944 году перезахоронили на Волковском.