Амиши обычаи. Беглецы от цивилизации: амиши – кто это такие

Амиши - закрытая религиозная община анабаптистов. А если говорить простым языком, то анабаптисты - это христиане-протестанты, которые принимают крещение только в сознательном возрасте. Свое название амиши получили благодаря Якобу Амману, рьяному последователю меннонитского учения. Амман изначально выступал за то, чтобы меннониты Германии и Нидерландов, они же пацифистски настроенные анабаптисты, тотально избегали контакта с внешним миром и теми, кто нарушал правила общины. Однако меннониты всегда были довольно снисходительны: они пользовались всеми теми благами, которые были известны в их время и не особо сторонились провинившихся членов общины.

В конце XVII века у строгого учения Аммана появились свои поклонники, которые пошли за своим учителем. Вскоре они расселились в Швейцарии и Эльзасе. Только «идиллия» амишей продолжалась недолго. Когда к власти пришел Людовик XIV, он присоединил Эльзас к Франции, и именно тогда начались гонения на всех «не католиков». Амиши, уйдя по своей воле, были вынуждены подчиниться законам того мира, от которого они так старательно ограждались. Им пришлось переплыть океан и укрыться в Новом Свете.

На сегодняшни день именно Северная Америка лидирует по числу амишей. Больше всего их проживает в США: в штатах Пенсильвания и Огайо. Кроме того, несколько общин амишей существует в Канаде и даже на Украине. Численность амишей подошла к отметке в 300000, и это не предел, ведь в каждой амишеской семье принято иметь как минимум 5– 7 детей, это норма.

Плохой-хороший амиш

Амиши - пацифисты, они не могут брать в руки оружие и уж тем более воевать. Они не платят налоги, так как отказываются от социальной поддержки государства: страховки, медицинской помощи и пенсий. Основное занятие амишей - земледелие и фермерство, которое их и кормит. Счастье для них - большая семья, где много-много детей, взаимопомощь между членами общины и смирение перед Богом.

Вся жизнь амишей подчинена особому своду правил «Орднунгу », который, в свою очередь, определенным образом цитирует христианские заповеди и Библию. Согласно «Орднунгу » выбирается фасон и цвет одежды, решается наказывать «отступников» или проявлять к ним снисхождение. Вообще, свою лепту в эти правила вносит и местный епископ: доходит до того, что в каждой общине именно он определяет ширину полей мужской шляпы.

Настоящий хороший амиш - это амиш старого обряда. Он строго соблюдает «Орднунг », никогда не водит машину (ему это попросту запрещено), а управляет повозкой, запряженной лошадью. Он не пользуется трактором, а все так же по старинке возделывает землю плугом, куда запрягает мулов или волов. В доме правильного амиша нет электричества, а значит, никакого телевизора, телефона, компьютера, а уж тем более интернета. Вместо холодильника - специальная камера, куда загружают лед, вместо электроплиты - газовая печка, вместо люстры - керосинка. Да и ванна с туалетом находятся за пределами дома. В общем, жизнь застряла где-то в XVII веке. Амиш не фотографируется и старается сделать так, чтобы его никто не мог запечатлеть на камеру или фотоаппарат.

Но существуют не очень правильные амиши - это амиши нового обряда, которые делают послабления в некоторых правилах. На своих фермах они могут использовать современные технологии: тракторы и комбайны, дизельные двигатели. Могут иметь телефон в специальной будке на улице и позволять себя фотографировать. Но они продолжают передвигаться на коляске с лошадью, отказываются от электричества в самом доме и носят т радиционную одежду.

Что касается одежды амишей, то она отличается простотой и строгостью, к тому же она всегда домотканая. В их костюме не встретить молний и клепок. Они не носят кроссовок, ремней, кепок. Цвета для одежды всегда выбирают приглушенные, неяркие. Незамужние девушки носят синие (иногда голубые) длинные платья и черные передники, на голову надевают белый чепец.

Замужние дамы иногда вместо синего платья носят черное вместе с черным чепцом, опять же решение в этом вопросе принимает епископ общины. Кроме того, женщинам-амишам нельзя носить украшения, краситься и стричь волосы. Все эти правила придуманы для того, чтобы у амишей не возникало тщеславия и желания каким-либо образом приукрашивать себя.

Мужская одежда включает в себя повседневный рабочий костюм из брюк простого покроя на бретелях и светлой рубашки, все дополняется соломенной шляпой с черной лентой. Второй вариант мужской одежды - это костюм для выхода в свет. Его мужчина надевает, если собирается в город - это черный пиджак или черный жилет и брюки, черная фетровая шляпа. Также мужчинам после свадьбы запрещено брить бороды.

«Амишество » существует уже три столетия, но одежда последователей этого движения ничуть не изменилась и все так же напоминает одеяния людей XVII века. У амишей все четко расписано: дети, например, учатся в школе до 8 класса. В числе их предметов - только самые необходимые: математика, английский язык, правописание, история, география, пение. Особое внимание уделяется немецкому языку, ведь дома амиши говорят на пенсильванском диалекте немецкого.

С 15 лет подростки амиши вступают в так называемый румспринга - период, когда они могут попробовать мир на вкус, делать, что им хочется, нарушать правила общины и даже уехать из поселения. Часто в это время они впервые пробуют алкоголь или табак, примеряют современную одежду. Некоторые из них покидают амишей и уже не имеют права вернуться, но около 90% подростков возвращаются и принимают крещение.

Только в юношеский период амишам дозволена такая раскрепощенность, ведь после крещения любое нарушение «Орднунга » ведет за собой изоляцию или избегание. Нарушитель становится изгоем в собственной общине, с ним никто не разговаривает, его сторонятся, а иногда вовсе прогоняют и отлучают от церкви.

Модные отшельники

Не секрет, что людей всегда привлекало все неизвестное и необычное: феномен амишей не исключение. В последние годы можно заметить невероятный интерес к этому религиозному движению. Некоторые, узнав об амишах, хотят к ним присоединиться, другие же называют их сектантами. Но несмотря ни на что, их популярность только возрастает. Каждый год американские и британские каналы показывают все новые и новые реалити-шоу и документальные фильмы с участием амишей. Примером может служить нашумевшее и противоречивое шоу Breaking Amish, первые серии которого вышли в 2012 году. В этом шоу молодые амиши покинули свои общины и отправились в Нью-Йорк открывать для себя новую жизнь. Эта передача транслировалась практически по всему миру, в том числе и в России.

Вообще амишомания захватила Соединенные Штаты всерьез и надолго. Американцы, уставшие от фастфуда, стали одержимы идей о здоровом питании. В связи с этим различные амиш-маркеты и амиш-рынки появляются в больших городах Америки: в них покупателю предлагают экологически чистые овощи и фрукты, биоваренье, домашнюю выпечку. Кроме того, американцы скупают т радиционное амишское рукоделие.

А стиль амишей в одежде покорил многих известных дизайнеров. Вдохновленные простотой и естественностью этих необычных людей, они стали создавать аскетичные и сдержанные коллекции.

Глянцевые журналы, закормленные досыта гламурными фотосессиями, не отстали от новой «отшельнической» моды и предложили свой взгляд на амишеский стиль. Elle Ukraine и Elle France в 2014 году на своих страницах показали, что девушка может оставаться естественной и в то же время стильной и привлекательной, одеваясь на манер амишей.

Амиши – движение последователей менонитского идеолога из Швейцарии Якоба Аммана, появившееся в Европе в конце XVII столетия. Из-за гонений многие амиши вынуждены были иммигрировать в Америку. И по сей день они ревностно берегут свои традиции, разительно отличаясь от современных американцев.

Следуя букве писания

Амиши буквально воспринимают все, что сказано в Библии. Если написано «плодитесь и размножайтесь», значит, так тому и быть. Именно поэтому численность амишей в Америке удваивается каждые 20 лет. В то время как среди основного населения Соединенных Штатов средняя рождаемость не превышает двух детей на семью, амиши имеют по 6-7 отпрысков. Сегодня в Северной Америке проживает порядка 200 000 амишей.

Учитывая, что все североамериканские амиши предпочитают находить себе пары в рамках своей общины, они сталкиваются с проблемой инбридинга – близкородственного кровосмешения, что порождает массу генетических отклонений и высокий уровень смертности среди новорожденных. Понимая всю опасность эндогамии, амиши накладывают запрет на заключение брака между двоюродными братьями сестрами, однако союз между троюродными родственниками все же допускается.

Не выходя из дома

Традиционно общины амишей не строят культовых сооружений и проводят все службы дома, следуя в этом писанию, где церковь определяется не как постройка, а как собрание людей. Во время литургии, которая продолжается 3 часа, мужчины и женщины стоят отдельно, слушая проповедь и исполняя песнопения на пенсильванском диалекте немецкого языка.

Если в доме, где проводится служба, собирается много людей, то пастору приходится перемещаться из комнаты в комнату, чтобы обойти всех прихожан. К слову, пасторы амишей не проходят специального обучения, как принято в других церквях, а определяются жребием.

Запрет на цивилизацию

Амиши – чрезвычайно закрытое сообщество. Они не признают технического прогресса, фактически изолируя себя от благ цивилизации. «Орднунг» (кодекс жизни амишей) накладывает запрет на использование сетевого электричества, телефонов и компьютеров. В наиболее консервативных общинах запрещены холодильники и ванные комнаты.

Амишам не разрешено управлять автомобилем и тем более иметь его, но они могут пользоваться автобусом или поездом. Традиционный вид транспорта амишей – повозка запряженная лошадью, однако максимальная дистанция поездки не должна превышать 40 километров, так как животное нельзя перегружать.

Строго регламентирована и одежда амишей. Только простые одеяния из натуральных материалов – никаких кроссовок, джинсов, ремней, перчаток, галстуков, карманов и даже пуговиц (их заменяют застежки или булавки).

Только необходимое

Отвергают амиши и традиционное школьное образование, так как оно, по их мнению, перегружено совершенно ненужными дисциплинами. Их дети учатся в небольших общинных школах, где изучают только чтение, письмо и арифметику.

После окончания 8-го класса юноши и девушки получают профессиональную подготовку в первую очередь в области сельского хозяйства, а также разного рода ремесел. Амиши оставляют лишь то, что помогает им выжить. Все остальное – от лукавого.

Избирательное насилие

Амиши отвергают любое сотрудничество с внешним американским сообществом: отказываются служить в армии, выполнять любое распоряжение властей или полиции. По-своему истолковывая проповеди Христа, они не позволяют вовлечь себя в судебную систему, рассматривая ее как проявления насилия и агрессии.

Тем не менее, в некоторых случаях внутри общины насилие очень даже поощряется. Когда дети, демонстрируя непослушание, допускают кривляние, ругательства или вспышки гнева, они неизбежно подвергаются телесному наказанию.

Главное достоинство

Мужчины амишей следуют неукоснительному правилу. Как только они вступают в брак, на них накладывается обязательство отращивать бороду – только бороду, но никак не усы. Борода для них – священный атрибут, и насильственное ее отрезание, что может произойти во время ссоры между представителями разных семейств, приравнивается к святотатству. Такое преступление карается тюремным сроком.

Дело в том, что по американским законам отрезание бороды у амишей равносильно преступлению против религиозных свобод, и здесь представители общин готовы сотрудничать с властями. К примеру, в 2013 году суд присяжных в штате Огайо приговорил организатора нападения с отрезанием бород к 15 годам тюремного заключения, а его 15 подельников получили сроки от одного года до семи лет.

Между нами доска

Как правило, пара амишей, которая собирается связать себя узами законного брака, не имеет до свадьбы интимных отношений. Молодые могут лежать в одной кровати, но будут отгорожены друг от друга заправленными одеялами и приспособленной между ними доской. Иногда мать невесты может зашить свое чадо в холщевый мешок, в котором девушка будет находиться до утра. И так в течение месяца.

Делай, что хочешь

Еще один интересный обычай в среде амишей – «румспринга» (буквально «беглец»). В период от 14 до 16 лет каждый подросток получает право самостоятельно исследовать внешний мир, подвергая себя всем его соблазнам. Ведь сознательное крещение амиши принимают только в 16 лет и до этого не считаются полноправными членами религиозной общины.

Румспринга не будет осужден своими собратьями ни за ношение молодежной одежды, ни за езду на автомобиле, ни за сексуальную распущенность, ни даже за употребление наркотиков. Более того, подросток имеет возможность больше не возвращаться в общину, но, как правило, свыше 90% беглецов в итоге остаются среди амишей.

Не сотвори кумира

Любопытно, что детские куклы амишей лишены отличительных особенностей – лица, волос, пальцев и в целом раскраски. Это объясняется просто: амиши считают, что только бог имеет право создавать образы людей, даже если это игрушка. Безликие куклы формируют единообразие, что не позволяет одной игрушке выглядеть лучше другой, в противном случае возникает стремление к тщеславию.

Этим можно объяснить и запрет на позирование для фотографии. Амиши верят, что такое фотографирование равносильно нарушению заповеди «не сотвори себе кумира». Тем не менее, фото или видео, сделанное в непринужденной форме, амиши допускают. Поэтому в паспорте амиша мы или не увидим фотографии вообще, или там он будет запечатлен в естественной среде, скажем, на фоне природы.

Строго говоря, амиши — это религиозное движение. Но я пишу про амишей потому, что их тут, в США, многие знают и частенько приводят в пример. Так и говорят: «Ну, ты настоящий амиш!». Вам интересно стало? — Ну так слушайте.

Я сейчас смотрю сериал «Friends». Потихоньку одолеваю серию за серией, поставив английскую звуковую дорожку. Мне нравится, заодно язык подтягиваю. Так вот в этом сериале или ситкоме амишей вспоминают через две серии на третью.

В основном, это выглядит так. Например, один из героев фильма собирается составить простенькую таблицу на компьютере. А второй его спрашивает: «А зачем на компьютере, обычной ручкой на бумаге разве нельзя?»

На что получает ответ: «No, Amish boy!» То есть, как бы: «Нельзя, неандерталец!» Уловили про амишей? Это люди, которые… дальше из Википедии:

…отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

То есть, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше театральные, постановочные, для амишей это нормальная жизнь.

Амишей много в нашем штате Иллинойс, также рядом — в Индиане и Мичигане. Ну, в общем, они по Америке хорошо расселились. Много амишей живет также в Канаде.

Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. Ездят на повозках с лошадьми, автомобилей у них не бывает.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом 2011 уже 261150.

Дело в том, что амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах и курам они в корм антибиотиков не добавляют. С ума сойти просто! 🙂

То есть, у них пища натуральная. В магазине у меня жена всегда ищет коробки с яйцами от амишей. Они подороже, но там яйца с желтым желтком и вкусные.

Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит. Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.

Интересные ребята эти амиши. Сами живут и другим не мешают. Я долго размышлял, стоит ли про них писать на этом сайте, а потом решил, что кому-то это будет интересно.

Вот несколько фотографий амишей. Фотки не мои, я к ним в деревню не ездил пока. Но что-то мне подсказывает, что я туда съезжу! 🙂

Кстати, сами амиши никогда не фотографируются. И поэтому государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий. Посмотрите, большинство фоток со спины или украдкой!










P.S. Оказывается, есть фильм про амишей с очень известными артистами. В главных ролях Харрисон Форд и Келли Макгиллис (помните врача из «Top Gun» с молоденьким Томом Крузом). А фильм называется «Свидетель». Вот его рекламный ролик.

Амиши — движение последователей Якоба Аммана. Оно возникло в 1693 году в Швейцарии, но в связи с гонениями, амишам пришлось покинуть Европу и переселиться в Америку. Большинство амишей сейчас проживает в США, но также есть они в Канаде.

(Всего 10 фото)

1. Бандлинг. Это традиция по которой молодая пара должна определенное время спать в одной кровати, но не прикасаться друг к другу. По виду - кровать для молодых - обычная двуспальная, но с доской разделяющей два спальных места. Сейчас это уже редкость, но всё таки можно встретить бандлинг в такой форме, когда молодая невеста в течении месяца спит в мешке, в которую помещает её мать. И с утра мать проверяет, чтобы мешок был на месте и муж не прикасался к молодой жене.

2. Орднунг (порядок). Это перечень правил, которые давным давно старейшины данной общины приняли за веру. Это перечень не только религиозных, но и гражданских правил. Все они основаны на Библии.

3. Технология. Для амишей характерны повозки и ручной труд. Всё делается руками или с помощью домашнего скота, в основном лошадей. При всей своей сложности и трудоёмкости вся выпечка амишей считаются самой вкусной в США.

4. Одежда и стиль. Ремни, перчатки, галстуки, кроссовки: запрещены! У амишей очень простой стиль одежды - в соответствии с их общей философии жизни. Женатые мужчины должны растить бороды в то же время усы полностью запрещены. Женщинам запрещено носить узорную одежду или украшения, а также они не имеют права стричь волосы. Длина одежды строго регулируются орднунгом общины.

5. Амиши разные. Все амиши разные. Если считать по основным ответвлениям то их восемь, но они дробятся ещё сильнее т.к. например в одной общине длина разрешенных полей на шляпе может быть меньше, чем у соседей и это, в принципе, большая проблема, которая может привести к спорам между общинами.

6. Наказания. Потеря бороды - это большая проблема, это потеря статуса и уважения. У амишей есть даже банды, которые промышляют такими деяниями. Недавно одну такую банду, которая резала бороды, за 15 фактов подобных преступлений приговорили к 15 годам тюрьмы для каждого.

7. Инбридинг. Да будет вам известно, что все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. Т.е. у амишей большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому у них часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят: "Такова воля бога..."

8. Здоровье. Показатели здоровья амишей примерно в 2 с лишним раза лучше, чем у любого американца. Всё это связано со здоровым образом жизни.

9. Rumspringa. Амиш подросток имеет право выбрать себе жизнь. Ему дается период, за который он должен принять решение: остаться в общине и стать амишем или навсегда покинуть общину и никогда не возвращаться и не встречаться с родственниками.

10. Мейдунг. Нарушение орднунга и изгнание из общины. Например, связь с девушкой вне общины, постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг пожизненный. Вернуться обратно в общину нельзя.


Вы наверное, заметили в двух предыдущих моих рассказах есть фото женщин в длинных
платьях и чепчиках.Выглядят они,скажем так, немного необычно на фоне окружающих
и девочки просили меня подробнее рассказать, кто они и почему так одеты.

Так вот: на фото амиши-меннониты.

Честно сказать, о жизни амишей знаю только по рассказам,хотя вижу их довольно часто, но близко никогда с ними не сталкивалась.
По всей Америке в разных местах живут десятки самых различных сект, поскольку один из основных принципов страны - свобода вероисповедования.
Пока сектанты не нарушают закон, их не трогают и они живут по тем обычаям, которые у них приняты.
Амиши – христианское течение меннонитского происхождения.
Основатель его- Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас (Германию) во второй половине XVII века.

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой секты), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских сект, из которых самые большие – это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren).

Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons – основателя секты), еще в 1530 году.
В отличие от других протестантов они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста.
Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь.
В конце 17-го века большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку.

Сейчас амиши живут в 20 штатах США,их много в нашем Висконсине и вряд ли кому-то из вас известно, что в Соединенных Штатах в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающие лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующиеся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации.
И живут эти люди не только в глубинке,их самая большая община находится в штате Пенсильвания, всего в полутора часах езды от Филадельфии.

Внешне представители разных сект амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия.
Неслучайно сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.
Все они носят очень простую одежду:женщины – обязательно длинные платья, поскольку Библия учит скромности.

Платья однотонные из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней – белый.
Фасон такого платья стабилен последние двести лет.

Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшений,такого же фасона, чтобы завтра можно было его надеть на работу.
Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних.
Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи.

Так чепчики для замужних женщин в виде сердечка.
Они обходятся без ювелирных украшений, не пользуются косметикой и парфюмерией и не носят короткие стрижки.

В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки,а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками.
Меннониты одеваются как амиши, но их традиции менее строгие.

У них нет разводов, но юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье.
Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день.
Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.

Мужчины носят соломенные или черные фетровые шляпы.
Только женатые мужчины имеют право носить бороду,но усы амиши не носят, они запрещены по закону.
В армии обычно амиши не служат,они никогда в своей американской истории не воевали.
Амишевские мужские шляпы:

Справа высокая шляпа – для праздника, а слева шляпы пониже, которые имеют право носить юноши,которые могут уже жениться.

Брюки поддерживают подтяжки, пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков, петель и завязочек, как носили моряки.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей, поэтому популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире.
Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом, 2011, уже 261150.
Амиши отличаются также нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства,ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику.

Ездят на повозках с лошадьми,они принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир.
Самые распространенные амишские экипажи – это прямоугольные кабинки, которые они называют «багги» (от слова «bug» – жук, а «buggy» соответственно «жучок»).
Для амишей лошадь всегда была и по прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Для индивидуального передвижения амиши также часто используют самокаты.
Кроме гужевого транспорта и самокатов другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества – это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов.
Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира.
Это же относится и к трубам, подводящим газ.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.
А вот электрическими устройствами и мобильными телефонами без проводов, на батарейках амиши пользуются.

Вот, кстати, моё фото, сделанное в сент-луисской арке: у амиша-меннонита в руках мобильный.

Школы амишей– это особая тема.
Все ученики, как и в рассказе Толстого, сидят в одной комнате и учатся восемь лет.
Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж.
В школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии,английский и немецкий языки.

Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу.
Из книг, не считая детских, они оставили себе только Библию.
Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву.

Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле.
Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни.
Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной.
Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ.
Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом.

В 1985-м году на экраны страны вышел фильм под названием "Свидетель" с Харрисоном Фордом в главной роли.
Лучшего фильма про амишей не найти, смотрела я его на одном дыхании.
Причём, режисёр показал общину амишей с огромным уважением и симпатией.

Действие фильма происходит в общине амишей, и там они как раз коллективно строят дом.
Дома амишей, как и большинство домов в Америке, деревянные.
Если на снимках они выглядят кирпичными или даже каменными, то это только облицовка: каркас и все перекрытия из дерева.
Внешне дома амишей ничуть не отличаются от домов других американцев.

Выдает их только сохнущая на веревке стирка, так как электрических сушилок у них нет,и стоящие во дворах и возле ферм выпряженные багги.

Кстати, большие «красноармейские» звезды на домах амишей – старинный знак, имеющий тот же смысл, что и подкова: на удачу.
Подковы тоже иногда попадаются, но звезды чаще.
Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков – называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи – сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.

Незатейливая детская игрушка.
Детские игрушки – простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.
У амишей нет домов для престарелых.
Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община.

Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди.
Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет моргиджей (ипотек) на дома.
Кроме того, амиши не покупают страховки.
Даже за посещение врача они платят наличными.
Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община.
Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, не употребляют спиртное, а самое главное – работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари.

По официальной статистике Министерства сельского хозяйства, амишевские фермы среди самых продуктивных в стране.

Сельским хозяйством амиши занимаются по старинке; коровы их пасутся на лугах и продукты у них экологически чистые и качественные.
Всегда с удовольствием покупаю продукты в магазине амишей: продавцы очень улыбчивые и внимательные, впрочем, в Америке по -другому и не бывает,а одеты продавцы также в строгие платья и чепчики.

Кроме того, что амиши прекрасные фермеры они еще и знамениты своими ремеслами.
В их деревнях есть множество магазинчиков поделок и сувениров, сделанных их руками.

Амиши – известные столяры и плотники, они делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель.
Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит.
Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.
Любители такой мебели приезжают за ней даже из Филадельфии и Нью-Йорка.

Фотографировать амишей непросто.
У меня почти нет фото амишей, они не любят когда их фотографируют и сами никогда не фотографируются.
По этой причине государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий.
Посмотрите, большинство этих фото амишей из интернета со спины или сделаны украдкой.

Семейных фото в домах амишей не найдёшь, но на стенах у них висят так называемые «семейные списки».

Примерно такие.
Один список родителей, другой – современной семьи – имя, месяц и год рождения.

Но не пытайтесь найти у них даже самую скромную амишевскую церковь – их у амишей просто нет.
Амиши и в этом вопросе пошли еще дальше меннонитов: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний».
Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.

Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.
Амишем нельзя стать по велению сердца, им можно только родиться.
По правилам амишей, всем членам общины один раз в жизни, в юности, предоставляют выбор: или окончательно принять крещение, или отказаться и покинуть общину амишей, уйти в большой мир.
До этого им разрешается попробовать пожить в миру, посмотреть,что и как там.
Он может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные,и сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей.

Самое поразительное, что до 95 процентов молодёжи, поглядев на мирскую жизнь, возвращаются обратно в общину.
Только в зрелом возрасте они принимают обдуманный шаг – крещение.

Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира.
Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла.
Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши, по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине.
Никто им в этом в Америке не мешает, и Бог им в помощь!

Текст составлен по материалам открытых источников интернета.