Андрей первозванный чем помогает. Андрей первозванный икона, значение и фото. Возвращение святыни в Патры

Андрея Первозванного христиане чтут как одного из первых учеников Иисуса, который стал его апостолом и проповедником веры. Этот святой обошел многие страны и города на Черном море. Можно сказать, что и вера на Руси была заложена Первозванным: он дошел до Киевской Руси и на месте будущего Киева водрузил крест со словами, что место это будет благодатным.

Как и других проповедников, его ожидали испытания и страдания за веру Христову. Так, в Синопе, древнем городе Турции, он был побит. Над ним издевались долго: пытались вырвать зубы, ломали пальцы и били палками. Однако он чудом оставался невредим. За время своей земной жизни апостол совершил много чудес, он обладал даром исцеления от любых сильных недугов, мог изгонять из человека нечистую силу, и после смерти продолжает помогать людям.

Если о его христианском пути сказано много, то не все знают, как он к нему пришел, это надо выделить отдельно.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный родился в Галилее. Еще отроком он отличался любовью к Богу, был усерден в молитве. Апостол решил не вступать в брачные отношения. Вместе со своим братом по имени Симон (названным впоследствии апостолом Петром) он зарабатывал на жизнь тем, что ловил рыбу на Генисаретском озере. Андрей Первозванный был учеником Иоанна Крестителя и верил его словам о воплощении Бога.

Иоанн Креститель отвечал на многие его вопросы, связанные с духовностью. Люди того времени верили в то, что Иоанн и есть Спаситель и Мессия, но он сказал, что лишь прокладывает путь к приходу настоящего Спасителя.

Когда Иисус пришел к Иоанну креститься, тот увидел в Нем воплощение Бога, приход которого он предвещал. "Этот Агнец Божий возьмет на себя грехи всего мира", - возвестил он своим последователям.

Услышав эти слова, Андрей решил идти за Иисусом и привлек к этому своего брата Петра. Вот почему апостол получил такое наименования - ведь он первым последовал за Его учением. Далее он был рядом на всем жизненном пути Господа, был на всех проповедях и в момент распятия Иисуса.

После вознесения Христа на горе Елеонской получил благословение на проповедь Евангелия, ему досталась территория, включающая все страны Черного моря, часть Балканского полуострова и древняя Скифия, место будущей Руси.

В каких случаях молятся святому?

Этих случаев много. Например, во время молитвы происходит прошение у святого об обращении людей в православную веру. Особенно молитва важна для моряков, находящихся вне дома.

Еще одна важная часть - прошение о защите Родины и Отечества, укреплении воинского духа и мужества. Молятся и за преподавателей, занимающихся обучением иностранным языкам, и переводчиков. Очень часто слова молитвы можно услышать при прошении об укреплении веры. Не обходится и без просьбы об объединении всех народов под христианским началом.

Особенно актуальна молитва у людей, находящихся в поиске счастливого замужества. Преимущественно это молодые девушки и юноши. Как вы можете видеть, Андрей Первозванный является одним из самых "востребованных" апостолов, к нему обращается большое количество верующих абсолютно с разными просьбами.

Стоит отметить, что святой не "специализируется" на какой-то одной проблеме, молиться стоит ему в любом случае. Особо почитаемым он является на флоте, где служит покровителем матросов. Очень часто перед выходом в море священником на палубе корабля проводится служба, после чего тот уходит выполнять свои задачи. И конечно же, на корме каждого судна находится Андреевский флаг - символ покровителя. Он обладает уникальной особенностью - крест на нем обозначается не как обычно, а в виде буквы Х. Это является прямой отсылкой к тому, что апостол принял мученическую смерть на кресте именной такой формы.

Святой спокойно принял такое решение и с молитвой пошел на казнь. Даже распятый, апостол продолжал проповедовать, а люди слушали его и не уходили до его отхода к Богу.

Как молились апостолу на Руси?

Вера Русской Церкви пошла из Византии, где епископы взяли преемство именно от Андрея Первозванного. Поэтому память этого святого особо чтили на Руси. С давних времен возносится молитва Андрею Первозванному о хорошем замужестве дочерей. Ведь не секрет, что особо важно было, чтобы девушка росла целомудренной и чтобы замуж вышла удачно. Молитва Андрею Первозванному о замужестве и сейчас помогает девушкам найти свою судьбу.

День памяти апостола отмечают 13 декабря по новому календарю, а по-старому - 30 ноября. С этим днем на Руси связаны особые поверья. Старикам принято было ходить в церковь ставить свечи, и там всегда слышалась молитва Андрею Первозванному. А девушки в праздничный вечер гадали на женихов. Это позволяло им узнать имя будущего суженого. Существовало очень много гаданий, некоторые из которых популярны и по сей день. Перед этим в день памяти Андрея Первозванного девушке надлежало ничего не есть, а близкие её, наоборот, должны были быть сытыми. До утра она должна была молчать. Но если молодые девушки гадали в праздник памяти, то родители читали молитву Андрею Первозванному о замужестве дочери в этот день.

Молитва апостолу в дореволюционной России

Поскольку Андрей Первозванный сам был рыбаком, то со времен Петра Первого он особо славился как защитник моряков и рыбаков. Молитва Андрею Первозванному в семьях, где были люди таких профессий, звучала особенно часто. На кораблях в то время были водружены Андреевские флаги в виде синего креста, изображенного на белом фоне.

Кроме того, святой считается покровителем образования, просвещения. Школьники и студенты читают молитвы перед экзаменами и для лучшего усвоения материала.

Молитвы Андрею Первозванному

Тропарь апостолу Андрею Первозванному. Краткая молитва в две строки, читается в том случае, если молящийся просит о даровании мира на Земле и о смягчении человеческих сердец.

Как апостол первозванный и сущий брат, верховный, Владыце всех, Андрей, молися, дабы даровати мир вселенней и душам верующих великую милость.

Кондак, глас 2. Небольшая молитва в три строки, читается при прославлении святого. Специальная молитва. В ней прославляются труды апостола, чтится его память. В ней происходит обращение как с самому святому, так и к Богу Иисусу Христу. Молящийся как бы просит святого помолиться о нем Всевышнему.

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве последователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго .

Молитва Апостолу Андрею Первозванному краткая.

Первозванный апостол Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкви последователь верховный, всехвальный Андрей! Веруем, что молишь о нас Бога, Господа Иисусу Христа, Ему же подобает слава, честь, поклонение со Отцем Духом Святым во веки веков. Аминь .

Акафист Святому Апостолу Андрею Первозванному. Состоит из 12 икосов и 13 кондаков, вместе с молитвой к апостолу. Если предыдущие три молитвы читаются как обычно, в чтении акафиста есть свои нюансы. После прочтения 13-го кондака единожды, его стоит повторить еще 2 раза. После этого читается 1-й икос «Ангел-благовестник», затем 1 кондак «Первозванного апостола»

Канон Апостолу Андрею Первозванному. Состоит из двух частей - канона первого и второго. Принцип чтения обоих канонов одинаков.

Каждый из них состоит из 9 песней. Каждая из них, в свою очередь, разделяется на подчасти. Это - ирмос, припев, основная часть, богородичен. В конце каждого из канонов имеется небольшая часть под названием светилен, прочтение которой обязательно.

Сила молитвы святому

Еще при жизни апостол совершал множество невероятных чудес. Молитва Андрею Первозванному, прочитанная от души, имеет огромную силу.

Верующие, обращающиеся с просьбой к святому, знают это не понаслышке. Мощи святого способны исцелить как от хронических, так и от тяжелых телесных болезней. Святой слышит просьбы женщин о замужестве.

Правило чтения молитвы

Как правильно читается молитва апостолу Андрею Первозванному?

  • Дома молитву святому стоит читать после акафиста, предварительно нужно зажечь свечу перед ликом святого.
  • Когда заканчивается тринадцатый акафист (кондак), читается молитва о нужной просьбе, например, молитва о замужестве.
  • Прочитать тропарь, величание.
  • Если о женихе для дочери читает мать, то ей следует прочесть в конце Псалом 90.
  • В целом, такое молитвенное служение лучше проводить на ночь. Предки верили, что в ночь после молитвы девица увидит суженого. Обычно женщина встречает свою судьбу в течение года после прошения.

Чудеса, свершаемые при молитве святому

Если сильно молиться о выздоровлении больного, то апостол Андрей обратится с просьбой об исцелении к Богу. Множество исцелений от болезней произошло благодаря обращению к святому. Самому больному или близким можно обращаться мысленно к апостолу в любое время.

Если на руках есть молитвослов, то после того, как молитва апостолу Андрею Первозванному произнесена, надо прочесть акафист, не с начала, а с икоса 10. Он рассказывает об умении апостола лечить и даже воскрешать больных. Это правило подойдет тем, кто страдает одержимостью и душевными недугами.

Молитва Андрею Первозванному о хорошем повороте в жизни обязательно сработает, если произносить ее от души. Важно читать ее каждый день, по возможности в одно время. Тогда молитва Андрею Первозванному будет услышана.

Святой Андрей Первозванный – первый из апостолов. Узнать больше об этом святом, увидеть иконы с его изображением и прочитать житие, Вы можете в этой статье!

Сегодня, 13 декабря, православные христиане празднуют День памяти святого апостола Андрея Первозванного.

АПОСТОЛ АНДРЕЙ был родом из Галиле и. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит мужественный.

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иорда на, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым (происходившим с ним из одного города – Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснял людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира.”

Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: “Что вам надобно?” Они сказали: “Равви (Учитель), где Ты живешь?” “Пойдите и увидите,” – ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: “Мы нашли Мессию.” Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой – рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.” Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозва нного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елео нской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа, апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т.е. земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев.

“Верьте мне, – сказал апостол своим ученикам, – что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей.” Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос, расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелял от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы Х, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее, этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62-го года после Рождества Христова.

Русская церковь, приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы Х, под сенью которого русские одержали множество побед.

Тропарь

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостола Андрея Первозванного:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Акафист перед иконами святого Андрея Первозванного

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Икос 1

Ангел благовестник Агнца Христа, вземлющаго грехи мира, был еси Андрее апостоле, и с Ним во веки пребываеши на Небеси; отонудуже и призри на пения, приносимая тебе во храме твоем, на месте, идеже стоясте нозе твои, и, яко богат сый блатодатию Божиею, подаждь нам слово благо, да зовем ти: Радуйся, деннице от града Вифсаиды нам возсиявшая; радуйся, равночестный брате верховнаго Петра. Радуйся, учениче великаго Предтечи Христова; радуйся первее прочих апостол званный ко апостольскому служению от Самаго Господа. Радуйся, яко и другим с радостию воззвал еси: «Приидите, обретохом желаемаго Мессию»; радуйся, и нас к Нему же приводяй. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 2

Учителю, где живеши? - вопросил еси, Андрее, Спаса душ наших и, с Ним пребыв день един, возлюбил еси на все дни живота твоего обретеннаго тобою Мессию, и брата твоего старейшаго привел еси к Нему. Темже и нас, яко меньшую братию твою, к Нему же не престай влещи, да и мы, последующе стопам твоим, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Провидя в тебе, святый Андрее, веры и любве пламень, Господь паки тя обрете на езере Геннисаретсте, яко рыбаря, купно с братом твоим, вметающа мрежи во глубину, и рече вама: «Грядита по Мне, и Аз сотворю вы ловца человеком». Ты же абие последовал еси Ему и богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу, с нимиже и мы уловленнии тобою во спасение, вещаем ти: Радуйся, яко от Самаго Господа ловитве духовней научился еси; радуйся, яко на том же езере с прочими апостолы обуреваем быв, верою спаслся еси в Господа, запрещающаго ветром и морю. Радуйся, стяжавый велию веру, егда видел еси пречудное насыщение пяти тысящ пятию хлебами; радуйся, дар приявый от Господа целити всяк недуг и всяку болезнь. Радуйся, яко глас с небесе слышан бысть еллином, Христа тобою узревшим; радуйся, яко на горе Елеонстей откровена быша и тебе грядущая при кончине мира. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 3

Странствия Владычня и Безсмертныя Трапезы на Горнем месте Сиона насладився, яко верный друг Христов, вкупе с прочими апостолы узрел еси Господа и Бога твоего, от Негоже и Дух Свят приял еси, во еже вязати и решити грехи людския. И паки, в тойжде горнице Сионстей, обильное бысть на тя излияние обетованнаго Духа во огненных языцех. Темже вся племена удивишася, како языком их глаголал еси величия Божия, поя: Аллилуиа.

Икос 3

От Господа заповедь приим проповедати Евангелие всей твари, обтекл еси многая грады и страны, апостоле Андрее, призывая люди к познанию Истиннаго Бога и крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; с нимиже и мы сподобихомся благодати Крещения. Сего ради благодарственная восписуем ти: Радуйся, чудес Христовых провозвестниче верный; радуйся, Святаго Евангелия проповедниче громогласный. Радуйся, идольскаго служения потребителю; радуйся, истиннаго благочестия насадителю. Радуйся яко по слову твоему людие водою и Духом возрождаются; радуйся, яко тобою вернии Безсмертныя Трапезы причащаются. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 4

Сила Божия осени тя, апостоле Первозванный, во еже благовестити силу и славу Сына Божия и утверждати вся веровати во Святую Троицу призванныя. Темже убо и нас, покланяющихся Единому в Триех Ипостасех Богу, на злачней пажити веры Христовы соблюди, да благодатию Святаго Духа выну освящаемии, велегласно поем Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Привед ко Христу брата своего Симона Петра, Первозванне, с ним изшел еси и на апостольское служение твое, первее во Антиохию и Синоп, тамо победив демонов полки, от уз темничных спутника твоего апостола Матфия свободил еси, и юзники с ним бывшия крестил, верховному Петру оттуду в западныя страны текущу, ты братнее целование дал еси ему, сам же добре подвизался еси на востоцех. Темже и мы, людие Церкве Восточныя, блажим тя: Радуйся, сило Божия, полки демонов прогоняющая и узы темниц сокрушающая; радуйся, приятелище благодати апостольския, от адовых уз тайнодейственне нас свобождающия. Радуйся запад и восток с братом твоим богомудрым, проповеди ради слова Божия, жребием разделивый; радуйся, во граде Синопе неверие иудеев силою чудес твоих обличивый. Радуйся яко тамо от безбожных Христа ради биен был еси; радуйся, яко от Самаго явльшагося ти Господа исцеление язв тебе даровася. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 5

Двукраты возвращся во святый град, да купно со апостолы пятидесятный день празднуеши тамо, двукраты паки шествовал еси от святаго Сиона, во еже Христа проповедати вселенней, первее со Иоанном наперсником Господним, посем же с Симоном Кананитом и Матфием, иже жребием назнаменован бысть во апостола, и вся пределы Асии и Понта обтекл еси, словом спасения всех оглашая, да Богу поют: Аллилуиа.

Икос 5

От моря Галилейскаго до Понта Евксинскаго апостольския мрежи твоя распрострый и все поморие окрест огласивый благовестием твоим, востекл еси, Первозванне, и в страны Скифии, Крест Христов всюду водружая в знамение нашего спасения. Сего ради и мы, аще и позднии роди, внемлюще благовестию твоему и воспоминающе подвиги твоя, зовем ти: Радуйся, в Никеи лютыя разбойники укротивый и лютейшаго дракона умертвивый; радуйся, Крест Христов посреде града сего водрузивый, яко Предтеча сый двукраты собранных тамо отец богоносных. Радуйся, яко во Асии и Понте тобою свет Христов возсия; радуйся, яко апостольский жезл твой предгорие Кавкаса свету Христову отверзе. Радуйся, имже мрак киммерийский озарися; радуйся, имже вселенная струями воды живы напоися. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 6

Бурею страстей одержимая и, яко воды океана, волнуемая, племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси. Темже и мы, яко чада православныя веры, благодарным сердцем и благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

На горе Елеонстей Божественного Учителя твоего иногда со прочими апостолы вопросил еси, Андрее: «Рцы нам, что есть знамение пришествия Твоего?» На горах же Киевских, яко орган сый благодати Духа Святаго, ты предвозвестил еси грядущую славу места сего; мы же, предреченныя на милости сея сподобльшеся, умиленно взываем ти: Радуйся, яко с горы Сиона закон нам евангельский принесл еси; радуйся, яко по водам Ворисфена апостол Божий к нам востекл еси. Радуйся, благодать Иорданову, Крещения нашего ради, реце сей даровавый; радуйся, на горах Киевских Kpeст нашего спасения водрузивый. Радуйся, имже обильное излияние благодати Божией зде предречеся; радуйся, имже бытие града велика и церквей многих зде предвозвестися. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 7

Днесь, во исполнение пророческаго гласа твоего, храм преславный красуется на месте, идеже не сущая яко сущая провидел еси по дару Духа Святаго; окрест же его град велий с церквами златоверхими истину словес твоих свидетельствует, емуже и доныне ты, яко с горния кафедры, мир благовествуеши. Темже и мы, сбытие богодухновенных глагол твоих зряще, велиим гласом взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 7

От светоносныя зари, Первозваннаго апостола свет боговедения восприимши, святая Ольга возсия Русской земли яко денница нашего спасения, возводя вслед себе, яко светозарное светило, внука своего Владимира, просветителя всея полунощныя страны. Темже и мы, возведше очи наша к тебе, Андрее богомудре, яко к начальному благовестнику нашего спасения, восписуем ти похвальная сия: Радуйся, яко деннице нашего спасения, Ольге святей, света Божественнаго познание даровася; радуйся, яко благоверию ея Христово Царствие отверзеся. Радуйся, яко благословением твоим преславное светило от сея денницы нам произыде; радуйся, яко по твоему предвозвестию апостольскому равноапостольный князь нам явися. Радуйся, яко тобою святаго Владимира царствие земное к Небесному приобщися; радуйся, яко Днепр и Почайна, реки Киевския, спасительною купелию нам быша. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 8

Проповедуют преславного града Киева и всея Русския страны пастырие и пасомии память деяний твоих, богомудре Андрее апостоле; в недрах же пещерных нетленно почивающии угодницы Божии, со Антонием и Феодосием, немолчными усты, яко живи суще, славу твою веком и родом возглашают, тобою бо водруженный зде Крест, яко благосеннолиственное древо, произрасте, во еже изнести нам плоды благочестия и святыни. Мы же райскаго вертограда твоего, аки птенцы духовнии, тобою научени есмы воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Не точию Руси единыя был еси спасения провозвестник, Первозванный апостоле Христов, но и вся словенская племена, якоже кокош, птенцы своя под криле собираяй, привел еси я ко Христу; ты бо от Херсониса во мрак полунощныя страны презирая, сущим тамо людем, да Божию научатся слову, премудрыя учители, Кирилла и Мефодия, проповедию твоею за многие веки предуготовал еси; мы же, аки устами сих просветителей наших, велегласно вопием ти: Радуйся, словенская племена искони благословивый; радуйся, слово их разумное словом Божиим умудривый. Радуйся, яко глаголу Божию послушливии, Церкве чада словесная быша; радуйся, яко в Херсонисе, идеже проповедал еси, первая росская писмена Кирилл святый обрете и прият я. Радуйся, яко теми Алфу и Омегу, начаток и конец - Христа Божию премудрость возвестил еси им; радуйся, яко и вся богодухновенная писания учителие сии на язык словенск нам преложиша. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 9

Пустынныя Скифии не убоявся, во глубину полунощныя страны, простерл еси апостольская странствия твоя, Первозванне, отонудуже и в ветхий Рим пришел еси, иже тогда глава миру языческому бысть; обаче тьмы ради идольския оставль его, и на красный брег Воспора пришед, тамо во граде Византии, иже новый Рим и матерь христианом бысть, апостольский престол твой утвердил еси. да от него Восток и Север весь светом веры озарится, вернии же чада Церкве Христовы Богу единомысленно зовут: Аллилуиа.

Икос 9

Мати Сион - псаломски речет человек, яко человек духовно родися в нем, новый же Сион нам бысть Киев: в нем бо свет и благодать Божия явися всем сыновом русским от кафедры, юже ты, Первозванне апостоле, в Византии утвердил еси. Темже и мы, Невечерним Светом озаряемии, благодарне взываем ти: Радуйся, от горы Сионския снисшедый и горним светом Киев многохолмный озаривый; радуйся, граду сему многоплодие духовное благословением твоим ниспославый. Радуйся, яко посреде вселенныя апостольский престол твой утвердил еси; радуйся, яко под сень его (в новом Риме) вся просвещенныя тобою языки собрал еси. Радуйся, имже православие в душах их утверждается; радуйся, имже от Востока тьма Запада отревается. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 10

Егда наста время преставления твоего, блаженне апостоле, в древния Патры Ахайския пришел еси, да тамо жрен будеши, течение бо скончал еси, подвигом добрым подвизался еси, всем проповедав Христа распята, иудеем соблазн, еллином же безумие, нам же, званным и спасаемым, - Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, от Неяже и научихомся пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 11

Нерон кесарь, якоже иногда Ирод, гонения на вся верныя воздвигнувый, в Риме Павла мечем усекну, Петра же на кресте распя, подобне и тебе достиже в Патрах рука мучителева, егда вместо кроткаго Лезвия судию постави Егеата лютаго, иже не терпяй крещения брата своего, ниже исцелением жены своея умягчен быв, в темницу вверже тя и, якоже верховного Петра, на крест осуди. Ты же юзник сый, в темнице мрачней, яко во светлом храме, брата анфипатова Стратоклиса во епископа Патром проручествовал еси, Богу со всеми верными посреде узилища воспевая: Аллилуиа.

Икос 11

На месте лобнем крест воздвизаем узрев, на немже имел еси распят быти, не убоялся еси, апостоле, даже до смерти свидетельствовати возлюбльшаго тя и возлюбленнаго тобою Христа, и к сему знамению спасения руце простирая, умиленно взывал еси: Радуйся, Кресте Всечестный, пред нимже с веселием предстою, ведая тя, упование мое; радуйся, Кресте Животворящий, егоже глава до Небес достиже, подножие же врата ада сокруши. Радуйся, Кресте достопокланяемый, восприемый Владыку моего, яко гроздие сладчайшее, источившее нам спасение; радуйся, Кресте благословенный, разбойника спасый и тому плоды исповедания даровавый. Радуйся, яко и моея радости исполнение был еси; темже радуйся и ты, страстотерпче, на Кресте веру твою во Христа запечатлевый. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 12

Приидите, свидетелие радости моея! - воззвал еси апостоле к совершителем воли Егеата, - творите волю над мною, распните мя и, яко агнца, принесите в жертву создавшему мя Творцу. И сия рек, возшел еси на крест, яко на горнюю кафедру, с неяже три дни и три нощи проповедал еси слово Божие окрест стоящим людем, да не боятся смерти, исповедающе Господа Иисуса. Егда же светом небесным озарися лик твой, ужасеся мучитель и тя со креста взяти повеле; обаче ты, страстотерпче, не восхотел еси от крестных мук разрешитися, до исхода твоего непрестанно Богу вопия: Аллилуиа.

Икос 12

Славяще апостольския подвиги твоя, Андрее Первозванне ублажаем святую кончину твою, еюже Живоносную Страсть Сына Божия прославил еси, и во умилении сердца взываем ти сице: Радуйся, друже Христов, с радостию крестная страдания за Него претерпевый; радуйся, апостоле верный, со креста глаголы Живота Вечнаго людем проповедавый. Радуйся, яко в час снятия со креста осени тя свет, аки молния с небесе; радуйся, аки православно исповедающим проповеданнаго тобою Христа Сына Божия обещал еси благодать велию. Радуйся, Горняго Иерусалима апостольское основание; радуйся, седяй со апостолы на едином от двоюнадесяте престолов, во еже судити вся колена Израилева. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 13

О Первозванный апостоле Христов Андрее, призри на благохваления сия всех чтущих святую память твою, и яко водрузил еси Крестное Древо на горах града Киева, присно осеняй и нас спасительным знамением сим, да, Крестом Господа Бога и Спаса нашего охраняеми, достигнем в меру возраста исполнения Христова и сподобимся с тобою и со всеми святыми, во гласе радования, в безконечныя веки пети Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

22.04.2015

13 день декабря является днем памяти Андрея Первозванного - апостола Иисуса Христа, покровителя моряков. Царь Петр I основал Орден Святого Андрея Первозванного - главную и высшую награду России еще в 1698 году, а спустя ровно 300 лет эта награда была возрождена и стала основой символики российского ВМФ.

В ночь на 13 декабря незамужние и не засватанные девушки издревле гадали на женихов: положив под подушку ломоть хлеба, поизносили слова: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». После этого ложились спать и по тому, что в эту ночь приснилось, судили о будущем. Если на Святки и в ночь на Андрея снился один и тот же мужчина, то гадание сбывалось в точности. Разговаривать с кем-либо до и после гадания воспрещалось, а близкие родственники не быть голодными.

Апостол Иисуса Христа Андрей Первозванный был одним из его двенадцати учеников. До того, как последовать за своим учителем, он занимался рыбачьим промыслом в городе Вифсаида Галилейская. Свое имя Андрей Первозванный получил от того, что стал первым апостолом Господа, и к тому же, он первый привел к нему своего старшего брата Симона, который в дальнейшем стал апостолом Петром.

Молитвы стали основной устремленностью юного Андрея, он не стал искать себе жену и не вступил в брак, а был в учениках у Иоанна Крестителя - святого пророка, известившего о Боговоплощении. После того, как Иоанн Креститель указал на Агнца Божьего, как он назвал Иисуса Христа, Андрей и Иоанн Богослов сразу же последовали за Господом и стали его учениками. После Воскресения Господа и Вознесения, свидетелем которых был Андрей Первозванный, он приходит в Иерусалим,

Там Андрей по предсказанию исполняется Духа Святого. После этих событий апостол Андрей отправляется в странствие, где проповедует Слово Божие. Трижды он возвращался в Иерусалим, проповедовал Веру Христа в Иверии, Вифинии, Понте, общался с людьми на разных языках, исцелял людей от неизлечимых болезней. В Константинополе (в те времена - Византии), апостол Андрей создал христианскую Церковь, побывал с проповедями на берегах Черного моря и дошел до Киева.

После путешествий, где его избивали и изгоняли из городов язычники, апостол Андрей был казнен. Согласно преданию, мученическую смерть он принял в городе Патры, где правитель города, не желая принимать Христианскую веру, приказал привязать руки апостола к Х-образному кресту. Косой Андреевский крест, которым награждены сановники государства российского, имеет сегодня именно такую форму, а русский флот под Андреевским стягом еще с петровских времен стал победителем во многих морских сражениях.

Александр I, почтивший своим присутствием начало воздвижения Андреевского Собора в Кронштадте в 1805 году, дал добро на его постройку. И уже через 12 лет в конце лета был проведен обряд освещения храма с 10 уникальными колоколами. Позже у Собора были преданы земле знаменитые флотоводцы и адмиралы великой России, среди которых первооткрыватель Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузен.

В Житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Петр) были галилейскими рыбарями, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера), в семье еврея Ионы. В Евангелии от Иоанна (1:42) Иисус говорит будущему св. Петру: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: „камень“ (Пётр)».

Эта северная часть Святой земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный». Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнес: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имени которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашел своего брата Симона (Петра) и тоже привел его к Иисусу. Согласно Евангелию от Иоанна (1:41), именно от Андрея св. Петр впервые узнал о том, что нашли Мессию (Христа).

Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8–9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20–22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида.

Святой Андрей прошел эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Пройдя через Босфорское царство, апостол Андрей предпринял морское путешествие во фракийский город Византию, где первым проповедовал учение Спасителя и основал Церковь – будущий центр Восточного христианства.

Далее его путь пролегал вверх по Днепру до места, где стоит теперь город Киев. Автор «Повести временных лет» Нестор пишет о том, как апостол пристал на ночь к Киевским горам и, поднявшись утром, пророчествовал, что на этих горах «воссияет благодать Божия» и что будет здесь великий город, где Господь воздвигнет много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил там крест. Это место было «ознаменовано в Киеве храмом во имя его».

(«…Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру…» («Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва).

Далее святой Андрей отправился в Новгород, где воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова. Оттуда апостол доплыл до Ладожского озера, а потом – до острова Валаам. Предание гласит о том, как святой установил на острове каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна (капище – культовое сооружение у славян; Велес и Перун – боги славянской языческой мифологии), обратив в христианство языческих жрецов. Таким образом, Андрей Первозванный прошел путь, названный в дальнейшем «Из варяг в греки», сея первые семена христианского учения среди разноплеменного населения древней Руси.

После апостольского служения в землях будущей России святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в греческую страну Эпир. Как и в начале пути, апостол прошел через Фракию, где снова и снова проповедовал учение Иисуса.

Житие апостола повествует о многих случаях воскрешения им усопших (Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго. Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря; Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Георгия Флоренция Григория, епископа Турского).

В ахайском городе Патры святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. Он был отправлен на казнь римским проконсулом Егеатом.

По Преданию, в Патрах святой Андрей остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города. Множество горожан святой Андрей в это время излечил возложением рук от различных болезней. Однако сам правитель не принял проповедь апостола. Предание подробно говорит о встрече апостола с правителем Патр (Деяния св. апостола Андрея Первозванного).

Не мог понять Егеат слова и смысл учения святого Андрея и повелел бросить апостола в темницу. Толпы людей, верных своему учителю, стекались к месту заключения святого Андрея. Они были готовы встать на его защиту. Однако святой удерживал их своей вдохновенной проповедью. Он просил их не производить «возмущения во имя Иисуса Христа». Напоминал о том, как Спаситель, будучи предан на смерть, показал великое терпение. Он не прекословил своим палачам, не вырывался из их рук. Святой Андрей призывал своих последователей к спокойствию и молчанию, увещевал их вести себя, подобно воинам Господа, которые умеют страдать, не жалуясь и не ропща. Он просил собравшихся не препятствовать выпавшим на его долю испытаниям – ведь не земных мук нужно бояться, а тех, которые не имеют конца. Устрашения же и угрозы человеческие подобны дыму: явившись, они внезапно исчезают. Святой Андрей провел всю ночь, благовествуя людям, собравшимся у места его заточения. Он учил их не бояться временных страданий: они легко переносятся, если незначительны, если же они велики, то оканчиваются со смертью телесной, но ее ли бояться тем, кто уверовал в бессмертие души. С любовью обращаясь ко слушавшим его в ту ночь, святой Андрей призывал их быть готовыми через временные скорби перейти к вечной радости, в вечное Царство Христово.

Вокруг места казни собралось множество народа; святой Андрей, будучи на кресте, укреплял своей проповедью веровавших во Христа и призывал их терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит по сравнению с будущим воздаянием. Два дня проповедовал апостол с креста.

Собравшиеся вокруг него люди сочувствовали ему от всей души и требовали, чтобы святого сняли с креста. Егеат, опасаясь всеобщего гнева, попытался прекратить казнь, апостол стал усердно молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти, подобной той, которую пережил Он Сам, а потому воины, которые по приказу проконсула пробовали снять его с креста, никак не могли этого сделать – руки их переставали повиноваться им, когда они протягивали их к святому. И когда распятый апостол произнес слова хвалы Господу Иисусу Христу и попросил, чтобы Он принял дух первозванного Им ученика, то перед разлучением души святого с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. После этого Максимилла, супруга Егеата, сняла с креста тело апостола-мученика и с почестями, достойными его подвига, погребла его. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 70 года после Рождества Христова.

Апостол Андрей Первозванный почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви. В 357 году при императоре Константине Великом святые мощи апостола Андрея Первозванного из Патр были перенесены в Константинополь со всеми торжествами по этому случаю и упокоены в храме Святых Апостолов рядом с мощами евангелиста Луки и апостола от 70-ти Тимофея, друга и ученика святого апостола Павла.

По Преданию, в VIII веке монах Регулус перевез мощи Андрея Первозванного в Шотландию, отчего она сейчас также включена в список стран, где апостола почитают небесным покровителем. Мощи пребывали в кафедральном соборе города Сент-Эндрюса – в переводе на русский Святого Андрея. Сент-Эндрюс до сих пор сохранил почетное звание церковной столицы Шотландии. Есть предположение, что это была только часть мощей, поскольку, когда крестоносцы в 1208 году взяли Константинополь, его мощи были изъяты из собора Святых Апостолов и перенесены в итальянский город Амальфи.

Истоки русского Православия берут преемственное начало из византийской веры. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I в 1699 году учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства за особые заслуги. Первым, кто был его удостоен, стал дипломат Ф.А. Головин. С петровских времен Русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, под сенью которого русские одержали множество побед.

В России в ХVIII–ХIХ вв. были построены великолепные соборы и храмы во имя Святого Андрея Первозванного. Гениальный архитектор Растрелли построил знаменитую Андреевскую церковь в Киеве на том месте, где, по Преданию, св. Андрей водрузил крест.

В 1805 году в присутствии императора Александра I был заложен каменный Андреевский собор в Кронштадте. 26 августа 1817 года состоялось освящение храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Колокольня Андреевского собора имела 10 уникальных колоколов, самый старый из которых отлит в 1752 году. Собор был богат церковными достопримечательностями. Среди них медальное изображение св. апостола Андрея Первозванного, вырезанное из слоновой кости императором Петром Великим, серебряные лопатка и молоток, которыми император Александр I в 1805 году осуществлял закладку собора, и др. В соборе были похоронены выдающиеся флотоводцы и адмиралы России, в том числе и первооткрыватель Антарктиды – адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен. К сожалению, этот собор, не без оснований считавшийся украшением Кронштадта, не сохранился – в 1932 году храм был взорван, а на его месте был установлен памятник В.И. Ленину.

В Российском военном флоте было и несколько кораблей, носящих имя св. Андрея. Последний из них, линейный корабль «Андрей Первозванный», вступил в состав Балтийского флота в 1912 году. Интересно отметить, что и первое в мире научно-промысловое судно также носило имя «Андрей Первозванный» и обеспечивало экспедиционные работы в Баренцевом море по выявлению его рыбных запасов в 1898–1910 годах.

С революцией 1917 года флаг, изображавший синий косой крест на белом поле, исчез с кормы кораблей Русского флота, учрежденный Петром Великим орден также был забыт. Его место заняли другие ордена, ставшие не менее почетными в России. Но Андреевский флаг снова был поднят в 1994 году, а с 1998 года и орден Святого апостола Андрея Первозванного вновь стал одной из высочайших наград Российской Федерации.

Какое чудо произошло

Как и прочие апостолы, апостол Андрей был удостоен Господом даром чудотворения – исцеления тяжких недугов и воскрешения умерших, подобно воскрешению Лазаря из Вифании (Ин. 11, 1–45) или дочери Иаира (Мф. 9, 16–18; Мк. 5, 21–43; Лк. 8, 41–56). Предание оставило нам несколько свидетельств об этих давних событиях.

Вот несколько из них. В городе Амасеев им был воскрешен сын некоего Деметрия, мальчик Египтий, умерший от лихорадки. В Никомидии во время погребального шествия собаки разорвали мальчика, но апостол воскресил его. В Патрах, городе, где апостол принял мученическую кончину, во время его проповедей случилось следующее. Во время одной из проповедей апостола волна вынесла на берег бездыханное тело жителя Македонии Филопатра, который плыл в Патры с целью узнать больше о новом – христианском – учении. Когда Филопатр пришел в себя, восстав из мертвых, он попросил апостола Андрея воскресить и его спутников, погибших в пучине. Святой апостол вознес молитву Господу, и на берег волной выбросило еще 39 человек. Присутствовавшие при этом чуде также приступили к апостолу с просьбой воскресить несчастных. Тела утопших положили рядом, апостол прочел над ними молитву, и все они воскресли. Но чудо ли это в Господних глазах, ибо «дивен Бог во святых Своих»? Только для нас – чудо. Странно, что мы не удивляемся другому.
Путь святого апостола Андрея Первозванного «Из варяг в греки», одна из долгих дорог его апостольского служения, протянулся незримой связующей нитью между Византией и Россией и стал духовной предтечей будущей победы Православия на Руси. Победой, которая чудесна тем, что вознеслась над Русью в самые тяжелые для нее времена. Русь, раздробленная на княжества и ослабленная междоусобицами, Русь, плененная с востока Золотой Ордой, осаждаемая то с запада польско-литовскими католиками, то с севера шведами, за несколько тяжелейших для нашей Отчизны столетий стала и осталась – Первозванной в Православной вере.

Это ли не удивительное историческое диво, свершившееся силой русского патриотизма, вдохновленного Господней волей. Наша родная православная вера – самое большое чудо, которое по промыслу Божию Андрей Первозванный принес и оставил нам как спасительное духовное наследство, явленное нам промыслом Божиим через Его верного апостола.

Значение иконы

Икона Святого Андрея Первозванного находится едва ли не в каждой русской церкви. Его почитание на Руси начинается еще со времен апостольских деяний, по сути, христианскую веру на языческую Киевскую Русь принес именно он, и именно с его приходом Святой Дух Христовой веры по воле Божией стал постепенно укрепляться в сердцах наших предков, населявших эти просторы.

Зерно Христовой Веры, Истины Святого Духа, принесенное нам апостолом, оказалось благотворным и глубоко закрепленным в дальнейшей истории духовного развития Родины: вспомним, что крестивший Русь святой князь Владимир Святославич был воспитанником его бабки княгини Ольги, которая была благочестивой христианкой. И сегодня, стоя перед иконой Святого апостола Андрея Первозванного, не стоит ли вознести ему благодарную молитву за то, что он по воле Божией принес нам удивительную возможность открыть в себе жизнь духовную, которая делает людей людьми, причаститься высоких Божественных тайн, которые несут нам свет, защиту, помощь, совет и главное – Любовь Господа?

А на иконе мы видим длиннобородого старца, сжимающего крепкой рукой крест, который одновременно – его дорожный посох по пути духовному и по пути земному, пройденному им много веков назад ради духовного спасения наших предков и ради нас с вами.

При жизни Андрей Первозванный был удостоен чести стать одним из первых учеников Иисуса Христа. Благодаря его жизненному предназначению, верующие до сих пор обращаются за помощью к Святому и просят его о защите.

Личность Андрея Первозванного замечательна не только тем, что он стал одним из двенадцати учеников Иисуса Христа, но и богоугодными делами, совершенными им при жизни. Верующие могут помолиться перед образом Святого и попросить его о защите или о помощи в жизненных трудностях .

История иконы Андрея Первозванного

До того, как начать свой духовный путь, Андрей Первозванный был обычным рыбаком, но при этом он всегда знал, что его миссия заключается в другом. Его волновали многие религиозные вопросы, именно поэтому он стал учеником Иоанна Предтечи. В том момент многие люди считали его Спасителем верующих, однако сам Креститель отрицал это. Во время крещения он впервые увидел Иисуса Христа и, указав на него пальцем, сказал, что именно он является Мессией, о котором говорится в Библии. С того времени Андрей и его брат Петр решили стать учениками Иисуса Христа, несмотря на то, что продолжали заниматься рыболовством. Однажды, проходя мимо Галилейского озера, Сын Божий увидел Андрея и Петра и призвал их пойти за ним. Именно первый из братьев последовал за Спасителем, и с тех пор был назван Первозванным. После Воскресения Сына Господа каждый из двенадцати апостолов был наделен дарами, благодаря которым они продолжали помогать нуждающимся. Как и Учитель, апостол Андрей погиб в мучениях на кресте во имя веры, но православные верующие продолжают обращаться за помощью к апостолу и не теряют надежду получить его помощь.

Описание образа Святого Андрея

Существует несколько версий изображения Андрея Первозванного. На большинстве икон он изображен с деревянным крестом в одной руке и со свитком в другой. На некоторых иконах вы можете увидеть апостола с Библией в руках. Иконописцы реже всего изображают его в полный рост, однако в некоторых храмах вы можете увидеть и такую икону. Образ Андрея Первозванного прекрасно дополнит ваш иконостас, а благодаря сильной молитве вы сможете обратиться за помощью к Святому в любой момент.

Где находится икона апостола Андрея

В московском храме Христа Спасителя вы можете не только помолиться перед иконой, но припасть к мощам Андрея Первозванного. Еще в 1988 году святыня была подарена Ставропольскому архиепископу Антонию. После его смерти родственники решили разбогатеть с помощью реликвии. Похитив ее, они приехали в Москву, где захотели продать ее за немалую сумму денег. Однако преступники были пойманы, а мощи вернули обратно в храм.

Вы также можете помолиться перед иконой Святого Андрея в Богоявленском кафедральном соборе, который находится в Москве на улице Спартаковской, 15.

Чудесные иконы Андрея Первозванного можно увидеть в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», расположенном на Большой Ордынке, 20.

Жители и гости Москвы могут обратиться за помощью к апостолу Андрею в храме Влахерской Иконы Божией Матери на улице Кузьминской, 7.

О чем молиться Андрею Первозванному

Андрей Первозванный стал покровителем многих стран, включая Россию. Во время раздоров и межнациональных конфликтов можно обратиться за помощью к апостолу и попросить его о защите Родины от войн и нападений со стороны других стран.

Изначально апостол Андрей был обычным рыбаком, поэтому мореплаватели считают Святого своим защитником и просят его об удаче в морских походах.

Вы можете попросить Андрея Первозванного об обретении православной веры и помощи в делах.

Незамужние женщины и девушки просят апостола о хорошем муже и благополучии в семейной жизни .

Молитва перед иконой Святого Андрея

«Первозванный апостол Божий, Спасителя нашего Иисуса Христа ученик, последовавший за ним и проповедующий веру Христову. Восхваляем тебя за труды твои, славим тебя за богоугодные дела твои, вспоминаем твое пришествие и восхваляем тебя за страдания твои за Сына Божьего и веру Его. Если Иисус Христос жив, значит, и душа твоя до сих с нами. Верим мы в тебя и силу твою и обращаемся к тебе с просьбами о защите и благословении. Почитаем мощи твои и образ твой и обращаемся к тебе с молитвой искренней, надеемся на помощь твою, Иисуса Христа и Господа Бога. Аминь».

Дата празднования иконы Андрея Первозванного

Празднование иконы ежегодно проходит 13 декабря. В этот день православные могут посетить храмы и помолиться перед святым образом Андрея Первозванного. Обратитесь к Святому и не теряйте надежду на его помощь.

Порой опасности подстерегают нас там, где мы их не ожидаем, поэтому нам необходима ежедневная защита Господа и Святых. Начните день с утренней молитвы , и тогда вы сможете обезопасить себя от неприятностей. Пускай ваша вера будет искренней и непоколебимой, и не забывайте нажимать на кнопки и