Андрис лиепа биография развод. Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, достижения. И что вы делаете в субботу-воскресенье

- Андрис, как вы считаете, что балет дает человеку и что он у него отнимает?

Дает ощущение самовыражения, очень искренней и настоящей любви к своей профессии, а отнимает часть жизни, которая могла бы быть потрачена на семью, на отдых, на какие-то другие жизненные блага. Это не деньги, не дачи, а совсем другие вещи. Например, поездку на лето на три месяца в деревню никто из артистов балета себе позволить не может. Во всяком случае, пока он или она выступают. Но с другой стороны, балет – это огромная часть жизни. Человек, который заразился вирусом любви к этим пыльным залам, закулисью, без этого уже жить не может. Очень многие актеры говорят, что, уходя из театра, они всегда хотят вернуться и вдыхать запах канифоли, который становится для них очень родным и близким. Даже мой отец, великий танцовщик, после вынужденного ухода из Большого театра говорил, что он готов работать библиотекарем в родном театре - так велика была его любовь к театру.

- Вы с сестрой выбрали одну и ту же профессию балет, но Илзе было значительно сложнее в профессии, чем вам. Как сейчас складываются ваши творческие и личные отношения?

Женщине всегда немножко сложнее в балете, ввиду очень большой конкуренции. Это не значит, что среди мужчин нет конкуренции, но просто всегда танцовщиков меньше, чем балерин. Это объективная реальность, и, конечно, достичь каких-то творческих высот балерине гораздо сложнее. Несмотря на то, что отец был замечательным танцовщиком, отношения у него в театре не сложились, поэтому он реально не мог нам помогать ни в школе, ни в театре. В школе он нам преподавал дуэт, что на самом деле было очень важно. Мы с сестрой репетировали под его руководством дуэтные партии и танцы, а в театр он несколько раз приходил на наши классы, но потом это ему запретили и даже отняли у него пропуск. На самом деле для него это было очень большой трагедией. Его уход из Большого театра стал своего рода пропуском на сцену для Илзе, потому что так подстроило руководство театра. Официально его выгнать не могли, потому что он был лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР, то есть мог находиться в театре, сколько хотел, поэтому ему поставили условие, что Илзе примут в труппу театра, если он напишет заявление «по собственному желанию». И отец его написал. Я думаю, что он это делал с открытым сердцем, потому что очень любил мою сестру. Но для него это стало началом конца, потому что он всю жизнь бредил Большим театром. Я помню, когда я уезжал работать в Америку он мне говорил все время: только не бросай Большой театр, только не бросай Большой театр! Я же решил, что Большой театр – это стены, а работать можно в любой стране мира и в любом театре, чтобы нести тот же свет и нести ту же мощь, которая есть в Большом театре. То есть я продолжил дело отца и танцевал у Бежара и у Барышникова, у Нуриева и в Театро дель Опера, в шведской опере и в разных других крупнейших театрах. Все с божьей помощью мне удалось сделать. Я думаю, что отец в принципе мог сделать то же самое, но ему мешала поразительная вера в то, что Большой театр - это самая вершина творчества. Он так для него и остался вершиной, выше которой ничего не может быть. Ну и потом, его всегда удерживало от отъезда и понимание того, что побег, на который решились Нуриев, Барышников и другие великие артисты балета, сделает невозможным его общение с нами, с детьми. Поэтому у отца никогда не было мысли покинуть СССР. Что же касается моих отношений с сестрой, то они очень теплые и близкие. Илзе стала крестной матерью моей дочки Ксюши. Она человек очень тонкий и чуткий, поэтому мы всегда очень чувствуем настроение друг друга. Нам приятно вместе работать. Ближайший проект, который мы готовим, - драматический спектакль «Ида Рубинштейн», режиссером которого я стану. А Илзе сыграет главную роль.

- Ваши родители расстались. Их развод повлиял на ваше отношение к семье, к женщине?

Отцу было очень сложно, потому что он был не только очень хорошим танцовщиком, но и красивейшим мужчиной: очень элегантным, очень ярким и, конечно, многие женщины просто расстилались перед ним. Устоять перед этим ему было сложно. У меня в жизни тоже были какие-то свои трудности, но в итоге я нашел свою вторую половину - Катю - и очень рад. У нас родилась дочка Ксения. Мы с женой обвенчались. Это то, что наши родители не смогли сделать. И теперь вера нас объединила и помогает решать семейные проблемы, которые время от времени возникают. Раньше эту сторону жизни никогда никто не обсуждал. Не с кем было посоветоваться. Если сейчас можно пойти в храм и попросить у бабушки совета, отслужить молебен, то тогда чаще всего советы давали друзья, которые в итоге оказывались очень неправы. Я в вопросах семейной жизни на мнения людей не полагаюсь. Если возникает какая-то проблема или какой то вопрос, я иду к духовному отцу или в храме служу молебен покровителям нашей семьи. Покровительница нашей семьи Ксения Петербургская. Даже Ксению, нашу дочку, мы назвали в ее честь. Также мы очень чтим Николая Чудотворца, потому что мы венчались в день Николая Чудотворца - 22 мая - в Никольском соборе в Санкт-Петербурге. Вообще, отец собирал иконы. И я сейчас, по прошествии стольких лет, понимаю, что икона вне зависимости от того, висит ли она как музейный экспонат или предмет культа верующих, все равно имеет влияние на человека. Собирая иконы, отец был очень тонким и очень серьезным ценителем и человеком, который понимал и глубоко чувствовал русское иконописное искусство. И то, что к отцу приходили в руки старинные иконы, я думаю, тоже знак. Ведь икона так просто тоже в руки не дается.

Ради любви я сменил веру

- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы познакомились со своей супругой Катей и сколько времени потребовалось, чтобы понять, что именно она - ваша вторая половина.

Мы познакомились в Петербурге, когда я приехал туда на несколько спектаклей. Это было после моего возвращения из Америки, где я прожил много лет. Меня пригласил виноградов на вечер, посвященный Нежинскому, потом я станцевал там спектакль «Жизель», и вот после этого спектакля мы и увиделись с Катей. Как-то очень необычно и тепло поздоровались. Самое удивительное, что я любил поздно вечером репетировать. Репетиции заканчиваются в девять часов, и потом зал свободен до полуночи, и я чаще всего часов в десять или даже в половину одиннадцатого приходил в зал часа на полтора. Там я ее встретил, тоже работающую в зале, и так завязались какие-то отношения. Оказавшись с театром в Париже, мы впервые начали друг за другом ухаживать, хотя, скорее, я, наверное, начал ухаживать за ней именно там. Этот город очень непростой, но он и по сей день «наш». А чтобы ощутить себя ответственным за нее, мне понадобилось пять лет. Нам в принципе было очень хорошо вдвоем, и я не собирался ставить штамп в паспорте, потому что мне казалось, это не так важно. А у Кати был духовный отец - отец Богдан, настоятель Никольского собора в Петербурге. И вот именно он нас обвенчал. Я, кстати, перешел в православие перед этим знаменательным событием.

- Прежде вы были женаты на американке. Что стало причиной распада этого брака?

Я много работал в труппе Барышникова, но когда я получил приглашение на работу в Советском Союзе, жена просто не захотела уезжать из Америки. Наши отношения закончились на том, что я не хотел бросать свою работу, а она не была готова пожертвовать своей карьерой в ООН. На этом отношения закончились.

- Вы объездили весь мир, вернулись домой. Почему вы не последовали примеру многих других артистов, которые сделали себе имя на Западе и остались там?

Я вернулся, потому что умею почувствовать, где мне будет интереснее работать. В России в творческом плане я могу делать все, что хочу, а в Америке, как ни странно при всем ее демократическом строе, всегда находится какой-то человек, и чаще всего неумный, который стоит над тобой и говорит, что и как тебе надо делать.

- Вы часто ставите спектакли на родине отца в Риге, хотя сейчас у России с Латвией формально непростые отношения. Когда вы бываете в Латвии, обсуждаете ли вы с известными людьми, возможно, с политиками эту ситуацию. Сталкивались ли вы с какими-то, может быть, нелестными высказываниями в свой адрес? Изменилось ли хоть как-то отношение простых латышей к москвичам, к россиянам, по вашему мнению?

Я думаю, что на самом деле у России очень сложные отношения со многими государствами, которые входили в состав Советского Союза. Но у простых людей никаких противопоказаний для того, чтобы общаться друг с другом, нет. Сколько бы я ни ездил в Латвию, я никогда не испытывал на себе какого-то презрительного отношения, а мы приезжаем в Ригу как минимум два-три раза в год, ставим там спектакли, устраиваем вечер памяти отца. Объективно никаких сложностей во взаимоотношениях с латышами нет. Недаром многие наши известные артисты покупают дома в Юрмале. Если бы они чувствовали к себе презрительное отношение, понимали, что им там грозит опасность, никто не стал бы вкладывать деньги в недвижимость там. Это все политические игры. Когда я приезжаю в Москву и смотрю телевизор, невольно начинаю думать, что какие-то проблемы у нас с Латвией есть. По телевизору говорят, что все плохо, а когда ты приезжаешь сам, то видишь, что все нормально.

- Вы живете в центре, тогда как сейчас модно жить за городом. Не собираетесь перебраться на Рублевку?

Никак не могу тратить два часа в день на поездку в центр города и еще два часа на выезд из города. Моя мама живет на даче, где я, честно говоря, в последний раз бывал год назад, потому что доехать туда я просто не могу. Она живет на Рублевке, в районе Николиной горы, однако те пробки, в которые я попадаю и стою по 40 минут вместе с ребенком, - это выше моих сил. Так что мы ездим просто на Ленинские горы, на Поклонную гору отдыхать.

- Насколько я знаю, достаточно непросто вам далось появление дочки Ксюши. Вы узнали о том, что Катя беременна, в Японии. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Мы с женой уехали на работу в Японию на три месяца, я готовил драматический спектакль, в котором играл роль Есенина. Так получилось, что наше заветное желание – появление малыша - осуществилось именно там. Мы сразу после Пасхи узнали, что Катюша уже не одна. На самом деле мы немножко перепугались, потому что лететь обратно было страшновато: перелет очень долгий. Поэтому мы решили, что Катя останется в Японии, и доверились местным врачам. Их главный рецепт в том, что природа сама обо всем позаботится, поэтому мы с женой только молились, чтобы все прошло удачно. И наши молитвы были услышаны. Мы причащались каждую неделю в православном храме в Токио. С тех пор очень чтим Николая Японского. Мы благополучно вернулись в Москву, и Катя родила здоровенькую дочку. Сейчас Ксюша очень много с нами путешествует, ездит к бабушке в Германию, бывает с нами в Риге, на гастролях. Так что ее имя Ксения – странница - определенно влияет на судьбу.

Балетный танцовщик и режиссер Андрис Лиепа не побоялся выступить на поприще своего знаменитого отца Мариса Лиепы. Сразу после окончания хореографического училища он попал в Большой театр, где почти десять лет танцевал ведущие партии, участвовал в постановках знаменитой балетной труппы The New York City Ballet, а также La Scala и Мариинского театра, работал с классиками мирового балета Барышниковым и Бежаром. В начале 90-х дебютировал в роли хореографа-постановщика и с успехом продолжает заниматься этим по сей день — восстановил «Петрушку», «Шехерезаду» и «Жар-птицу» легендарного хореографа Михаила Фокина. С 1997 года — председатель правления Благотворительного фонда им. Мариса Лиепы. Любит кататься на скейтборде, гулять на Воробьевых горах и обедать в японских ресторанах. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

День рождения

Где родился

Москва

«Я родился в Москве. Детство прошло на улице Неждановой, теперь Брюсов переулок. Отец получил квартиру в доме, который был построен по проекту архитектора Щусева специально для артистов Большого и МХАТа. Мы жили в квартире Екатерины Васильевны Гельцер - первой народной артистки РСФСР, легендарной балерины Большого театра. В доме жили известные актеры, такие, как Качалов, Леонидов. Когда-то отец пошутил, что было бы неплохо, если бы на этом доме после его смерти была мемориальная доска с его именем. И когда он умер, мы вместе с Владимиром Васильевым добились того, чтобы на доме открыли мемориальную доску Мариса Лиепы».

У кого родился

Отец - Марис Лиепа, танцовщик.

«...С нами он был всегда просто папой. Он всегда был удивительно добрым и, самое главное, профессиональным человеком. И этот профессионализм он прививал нам. За это ему земной поклон».

Мама - Маргарита Жигунова, драматическая актриса.

«Мама потеряла 4 года из-за того, что родила нас одного за другим, - мы с Илзе практически погодки... Но вернулась в драматический театр, где работала вплоть до пенсии».

Где и чему учился

Закончил Московское академическое хореографическое училище.

Где и как работал

Работал в балете Большого театра, танцевал в «Нью-Йорк Сити балет» и в Американском театре балета. Стал солистом балета Мариинского театра.

«Я понимал, что отдать силы и здоровье Большому театру можно, но душу ему отдавать нельзя...»

«Если бы я не уехал в Америку... к Барышникову, я бы в 36 лет никогда не уехал. Если ты до 30 лет не сделал карьеры, потом ее делать лень».

Танцевал на сценах театра Ла Скала с Карлой Фраччи, Парижской оперы - с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне. Его приглашали солистом в Римскую опере, Шведскую оперу и в другие балетные труппы.

С 2002 года проводит Новогодние балы в Гостином Дворе.

«Идею этих балов мне подсказал Нью-Йорк: будучи в этом городе, я увидел, с каким удовольствием там вместе встречают Новый год малознакомые люди... Тема наших новогодних балов - это путешествия из Москвы в другие города мира».

Художественный руководитель проекта «Русские сезоны XXI век» (балеты «Жар-птица», «Шехерезада», «Тамар», «Болеро», «Петрушка», «Синий Бог», "Видение розы", "Послеполуденный отдых фавна").

«Воссоздать как можно больше "Русские сезоны" - это моя основная задача. Можно сказать, миссионерская деятельность... "Русские сезоны" могли бы... заполнить нишу бездуховности, повернуть творческую мысль в самых разных областях».

Что такого сделал

В Большом театре танцевал ведущие партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Жизель», «Иване Грозном», «Золотом веке», «Раймонде», «Лебедином озере» и др.

В «Нью-Йорк Сити балет» танцевал в балетах «Вариации Раймонды», «Симфония Си» и «Аполлон».
В Американском театре балета исполнил партию Принца Зигфрида в постановке «Лебединого озера» Михаила Барышникова, танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и «Скрипичном концерте» Джоржа Баланчина.

В Кировском балете исполнял ведущие партии в «Петрушке» Виноградова, в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.

Был режиссером и исполнителем главных партий в фильме-балете «Возвращение Жар-птицы».
Поставил оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре и спектакли «Музей Оскара Шлеммера» и «Маэстро» на музыку Сергея Рахманинова на сцене московского театра «Новая опера».

Был режиссером-постановщиком концертов Жасмин, Тамары Гвердцители, Аниты Цой, Михаила Шуфутинского и др.

Достижения

Фильм-балет «Возвращение Жар-Птицы» получил пометку «timeless».

«Я получил из Лондона сообщение, что после оценки экспертов наш фильм был признан... качественным материалом... с пометкой "timeless" - безвременный продукт. Эта оценка для меня важнее любой критики».

Дела общественные

С 1997-го - председатель правления Благотворительного фонда им. Мариса Лиепы.

«Сегодня наш фонд - один из известнейших продюсерских центров страны, чьи проекты идут как в России, так и за рубежом».

В 1998-м выступил организатором, режиссером-постановщиком и сценографом большого благотворительного концерта в пользу Первого Московского хосписа на сцене Большого театра России.

Член попечительского совета Храма Великомученицы Екатерины, строящегося в Риме.

«В свое время мы получили благословение митрополита Кирилла на помощь в воссоздании этого храма. Был открыт фонд, я стал членом попечительского совета».

В сентябре 2008 года принял участие в празднике, устроенном компанией «Тройка Диалог» для детей с тяжелыми заболеваниями, из детских домов, для стипендиатов и участников проектов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Общественное признание

Получал золотые и серебряные медали на международных конкурсах. Гран-при на Международном конкурсе в Джэксоне, Миссисиппи (США). В 1998-м приз «Золотая лента русского кино» от Французской академии кино в номинации «Режиссер-дебютант» за фильм-балет «Возвращение Жар-птицы».

Награжден латвийским орденом Трех звезд 4-й степени и орденом Дягилева.

Важные события жизни

Первая роль в Большом театре в спектакле «Моцарт и Сальери».

«...Отрицательная роль Сальери в спектакле "Моцарт и Сальери"... стала поворотной в моей жизни, так как поняли, что я не просто танцовщик, но и актер на сцене».

Роль Принца в балете «Щелкунчик».

«Первая судьбоносная роль - это Принц в "Щелкунчике", она вывела меня на положение ведущего солиста Большого театра».

Знакомство с Рудольфом Нуриевым в Париже.

«Это стало поворотным моментом в моей биографии. Рудольф открыл мне глаза... Мы... не имели представления о современной балетной хореографии. Вскоре после этой встречи я принял решение уйти из театра (Большого)».

Удачные проекты

Восстановил три балетные постановки легендарного хореографа Михаила Фокина «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица».

«Мне удалось восстановить "Жар-птицу", какой она была при Фокине. По сравнению с западными аналогами у нас лучшая версия...»

В 2006-м выступил как режиссер-постановщик гала-концерта, посвященного 80-летию Майи Плисецкой в Royal Opera House (Лондон) и в Espace Pierre Cardin (Париж).

В декабре 2006, 2007, 2008 годов организовал для ветеранов Великой Отечественной войны «Бал победителей» в комплексе музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

«Таких глаз, как у ветеранов в те минуты, я не видел никогда. Это было грандиозно. Особенность бала в том, что нам никто не заказывал его "сверху"».

Известен тем, что…

Стал первым танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе.

«Выездная виза была только у меня и у пианиста Виардо. Я был тем первым человеком, который не остался на Западе, не стал просить политического убежища».

Люблю

Кремлевский дворец

«Многие в те времена очень не любили сцену Кремлевского Дворца съездов, тогда на ней игрались спектакли Большого, была одна дирекция. Артисты называли ее «полигоном", говорили, что там неудобно, скользко. А мне эта сцена нравится, потому что я на нее первый раз в жизни вышел как танцовщик. На сцене КДС проходили наши школьные спектакли. Как и сцена Большого театра, она для меня родная. Учась в последнем классе балетной школы, я танцевал на ней в "Коппелии" главную роль вместе с Ниной Ананиашвили. Когда Васильев ставил там "Макбета", "Золушку", я приходил туда как к себе домой. Я знаю, в какой гримуборной я гримируюсь, где разогреваюсь, перед каким зеркалом могу позаниматься».

Воробьевы горы

«Ленинские горы (ныне Воробьевы), одно из любимейших мест нашей семьи...»

кататься на скейтборде

«...Люблю на скейтборде кататься. Езжу кататься на Воробьевы горы, в Серебряный бор, на Поклонную гору. Я на доске, а Ксюшка за мной на велосипеде».

японскую кухню

«...Очень любим японскую кухню. Она очень легкая, построена на диетическом сочетании рыбы и риса».

Ну, не люблю

ходить на презентации, показы мод и т.п.

«... потому что по натуре человек не тусовочный. Хожу в театр, но только на определенные спектакли, которыми заинтересован. Я трудоголик, поэтому предпочитаю задержаться в офисе и поработать».

Семья

Первая жена - Людмила Семеняка.

Вторая жена - Екатерина Лиепа, бывшая солистка балета Мариинского театра, ныне арт-директор Фонда Мариса Лиепы.

«С Катюшей мы познакомились в Кировском театре... я приехал к ним на какие-то спектакли в Мариинский театр, тогда он еще был Кировский. Увидел ее за кулисами... и все».

Дочь Ксюша.

«В ней я вижу себя. Она взрослая, интересная и своенравная... Она точно чувствует свои желания... Ксюша не по годам взрослый и разумный ребенок...»

Сестра Илзе Лиепа.

«Что касается моих отношений с сестрой, то они очень теплые и близкие... Она человек очень тонкий и чуткий, поэтому мы всегда очень чувствуем настроение друг друга».

И вообще…

«Сегодня женщина пытается добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчине. Это неправильно. Мужчины и женщины априори две разные субстанции, мы не можем быть равны... При попытках посягнуть на чужое женщины становятся мужеподобными, а мужчины - женоподобными. Это отталкивает».

«Мы с сестрой любим то, чем занимаемся. Счастье творческого человека - делать то, что ты любишь и доносить это до других, у нас это получается... Осознание этого, осознание своей правоты, того, что все идет правильно и ты делаешь то и так, как должен, без сомнения, является счастьем».

«Есть хорошая фраза: "Я нахожусь в таком возрасте и в таком положении, когда могу себе позволить не делать того, чего не хочу". О себе могу сказать то же самое. Мне обязательно должно быть интересно. Я люблю все виды искусства и все жанры и постоянно меняю их. Мне не нравится зацикливаться на чем-то одном».

Артист Дата рождения 6 января (Козерог) 1962 (57) Место рождения Москва Instagram @liepaandris

В Москве 6 января 1962 г. родился Андрис Лиепа. Солист балета, продюсер и театральный режиссер-постановщик получил звание Заслуженного артиста РСФСР г. и Народного артиста РФ. Он основал благотворительный фонд в честь своего отца, знаменитого на весь мир Мариса Лиепы. В немалом списке его профессиональных наград - орден Дягилева и латвийский орден 3-х звезд, медали за первые и вторые места различных международных конкурсов. Награжден французской академией кино как режиссер кинобалета «Возвращение Жар-птицы».

Биография Андриса Лиепы

Родился Андрис в творческой семье. Отец – всемирно известный танцовщик, мать – популярная театральная актриса, сестра - балерина.

Лиепа получил образование в Московском академическом хореографическом училище. Около 8 лет местом его работы был Большой театр. За этот период он выступал в основных партиях балетных постановок этого театра и La Scala. Успешно выступил в роли режиссера-постановщика, работал вместе со звездами мирового балета Барышниковым и Бежаром.

В послужном списке Андриса Марисовича Лиепы – работа в Парижской, Шведской и Римской опере и других всемирно известных балетных труппах. Он ездил на гастроли в Англию, Францию, США, Японию.

Он блистал в спектаклях прославленного артиста Большого театра Владимира Васильева. Благодаря Андрису российские зрители в первый раз увидели балеты «Петрушка», «Шахерезада» и «Жар-птица». Он выступил как художественный руководитель этих легендарных спектаклей.

Во всех упомянутых балетах Лиепа танцует главные партии. На «Мосфильме» вышел фильм «Возвращение Жар-птицы». Здесь Лиепа проявил свой талант режиссера и стал продюсером проекта. Эта работа завоевала признание не только в России, но и в Украине, Латвии, Франции, США и Норвегии. Позже он представил зрителям оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

Жизнь и работа артиста всегда интересовала кинорежиссеров. Зрители увидели кинокартину о его творческих успехах в театре и всей его профессиональной деятельности. В другой киноработе - «Короткое дыхание любви» - ему досталась главная роль.

В 2006 г. артист стал режиссером концертной программы к юбилею Майи Плисецкой в Англии и Франции. Он также несколько раз выступал организатором «Бала победителей» для участников Великой Отечественной Войны.

Личная жизнь Андриса Лиепы

Первый брак Андрис заключил с Людмилой Семенякой, она солировала в спектаклях Большого театра. Вторая жена – Екатерина Лиепа –танцевала в Мариинском театре. Их знакомство состоялось в Кировском театре. В 1995 г. состоялось венчание в Санкт-Петербурге. Их дочь Ксения родилась в 1998 г. Однако брак и этой звездной пары распался. Развод громко обсуждался в прессе.

Последние новости об Андрисе Лиепа

Сейчас Лиепа снимается в телепередачах, выступает как режиссер-постановщик концертов и спектаклей. Он руководит театром «Кремлевский балет» и входит в попечительский совет благотворительного фонда «Вера». Он оказывает помощь больным онкологическими заболеваниями.

Со знаменитой супружеской парой OK! поговорил о том, как прожить вместе 18 лет, а также о том, какие нравыцарят в современном балете

Фотография: Дмитрий Абаза

Так, 15 января во Флоренции запланирована премьера сразу трех постановок. У Кати, десять лет протанцевавшей в Мариинском театре, сейчас тоже есть свое дело - компания, которая занимается организацией светских мероприятий и благотворительных семейных вечеров «Подари детям сказку». На сегодняшний момент она уже собрала три миллиона рублей в помощь детям, больным раком.

Катя, а зачем вам работать? Вы же вполне могли бы этого и не делать.

Екатерина: Я такой человек, что мне сложно реализовывать себя дома. В какой-то момент я перестала понимать смысл в устроении развлечений. То есть это само по себе неплохо - праздники тоже нужны в нашей жизни, но у меня есть внутреннее ощущение, что нужно делать что-то большее. Если мое имя привлекает людей, если они доверяют мне сбор средств для детей, то надо делать все, чтобы помочь детям. И я счастлива, что могу применить свои умения именно в этом направлении. А до этого нашим с Андрисом бизнесом долгое время был Фонд имени Мариса Лиепы. Мы поднимали этот проект с нуля, сутками торчали в офисе, и в результате сейчас это крупная компания, которая организует мероприятия огромного масштаба.

Со всеми этими делами вы не забыли, что такое балетный станок?

Нет. Совсем недавно мы работали в Италии и ставили там спектакли «Жар-птица», «Петрушка» и «Шахерезада». Я показывала артистам балета все их партии, так что мне и самой приходилось заниматься. У меня есть свои упражнения, которые я делаю каждое утро. Вообще балетный человек не может без физической нагрузки. Так что я ко всему прочему занимаюсь еще и теннисом, танцами, плаванием...

А вы, Андрис?

Андрис: «Станок делаю» каждый день по сорок пять минут. Иначе я бы просто чувст-вовал себя гуманоидом, не в своей тарелке. С детства отец нас приучал качать спину, пресс. Конечно, не хватает времени, чтобы как следует заниматься, но не заниматься вообще для меня невозможно. Даже когда мы ездили с Ксюшей и Катей на отдых в Египет, они ходили на пляж, а я дома «делал станок», потом бегал, пропотевал, чтобы только не сойти с ума от безделья.

Давайте вернемся в прошлое. Как вы познакомились?

Е.: Андрис приехал из Нью-Йорка в Ленинград танцевать в Мариинском театре, а я там уже год танцевала. Так мы и познакомились.

А.: Я увидел женщину, у которой были удивительно голубые глаза. И мне так захотелось показать ей часть того мира, который я к тому времени уже для себя открыл! Первая наша совместная поездка с Катей была в Париж, именно там у нас завязался роман. Но он тогда был такой... платонический. Мы ходили на Монмартр, встречали рассвет на Эйфелевой башне, Катя в первый раз поела устриц. Правда, потом говорила, что ей после этого было жутко противно.

Говорят, что большинство супружеских пар внешне похожи друг на друга. Вы, по-моему, только подтверждаете этот постулат.

Е.: Да, нам многие говорят, что мы похожи. Те, кто не очень нас знает, вообще думают, что я сестра Андриса, а Илзе - его жена. Но сходство между нами только внешнее. По характеру мы с Андрисом абсолютно разные люди. Наша семейная жизнь - это такое терпение, смирение. Я все больше понимаю, насколько мы с мужем не похожи. Определенно, ваша общая черта - это крепкий, сильный характер.

Бывает такое, что находит коса на камень?

Е.: Бывает. Есть принципиальные вещи, которые требуют, чтобы ты настояла на своем. Хорошо, что их не так много. По большому счету я такой человек, что мне проще уступить. Для меня худой мир лучше доброй ссоры.

А Андрис другой?

Е.: Да, он Козерог, упрямый. (Смотрит на Андриса .) Делает вид, что не слышит! (Смеется .)

Рождение дочки как-то повлияло на ваши отношения?

Е.: Интересный момент: перед появлением дочки у меня было понимание, что произошла какая-то потеря смысла жизни. Пока не было Ксюши, мы с мужем вместе что-то делали, все время куда-то ездили... И вдруг я поняла, что смысла в этом совершенно нет, что это тупое существование и что единственный смысл, который может быть для меня отныне - это ребенок. Рождение Ксюши перевернуло мое мировосприятие. Произошла полная переоценка ценностей. То же самое произошло и с работой: я вдруг поняла, что все, что я делала, не имеет смысла. Встал вопрос: что дальше? для чего я живу? Так появился проект «Благотворительные вечера». Я знаю: то, чем я занимаюсь сейчас, - это правильно, своевременно, это то, что нужно и мне, и другим.

А вы деньги на этом зарабатываете?

Е.: Не думаю, что здесь можно вообще говорить о серьезных деньгах - скорее о зарплате для сотрудников и расходах на содержание офиса.

У вас сузился круг общения с появлением третьего члена семьи?

Е.: Конечно. Ты вообще перестаешь принад-лежать только себе. Вдруг понимаешь, что желания ребенка гораздо важнее, чем твои. Это должны понять оба супруга. Ведь именно на этом этапе чаще всего и разрушаются семьи.

Андриса изменило рождение дочки?

Е.: Мне кажется, да. У него возникло ощущение ответственности, он тоже понял, что не должен быть в полной мере эгоистичен.

А.: Помню, когда Ксюша с Катей приехали из роддома, я положил дочку на грудь и почувствовал, что она засыпает. И я пролежал так с ней целый час - не мог встать, чтобы просто ее не разбудить! Очень сильное впечатление на меня это произвело.

Но путешествовать, несмотря на такую занятость, вам все-таки удается…

Е.: Я обожаю море и как раз благодаря Ксюше и ее каникулам стала больше отдыхать. Это здорово. Потому что балетная профессия нас научила работать с детства. Все балетные могут свернуть горы, у нас нет понятия «заболел», «плохо себя чувствую». Ты сказал, что будешь это делать, значит, должен это сделать. При этом ты забываешь, что такое отдых. И когда заканчиваешь танцевать, то открываешь для себя другой мир. Например, я открыла для себя мир субботы и воскресенья. Очень долго привыкала к тому, что это выходные дни. У балетных ведь только понедельник выходной.

И что вы делаете в субботу-воскресенье?

Е.: Высыпаюсь. А потом мы проводим время с Ксюшей - гуляем, ходим в киношку. В воскресенье обязательно ходим в храм.

На скейте, как Андрис, не катаетесь?

Е.: Нет, я это дело не люблю!

А.: Когда отец привез скейт, мне было лет тринадцать-четырнадцать, и я катался от Брюсова переулка вниз по Тверской, доезжал до консерватории. Народ на меня смотрел и не мог понять, как можно на четырех колесиках так ловко ездить. Сейчас я в свои сорок шесть лет выезжаю с Ксюхой на Ленинские горы. Она там катается на роликах, а я на скейте.

Вы хотели бы, чтобы дочка начала заниматься балетом?

Е.: У нее нет такого желания. А балет - это такая вещь, что нужно очень хотеть им заниматься. Только тогда все невзгоды, боль, которую нужно терпеть каждый день по многу часов, по-другому воспринимаются. Правда, я все равно заставлю Ксюшу делать разные упражнения: они нужны для осанки, для фигурки, чтоб она могла красиво спинку держать, красиво ножки ставить. Для девочки это полезно, даже если она не собирается танцевать на сцене. Важно правильно ощущать свое тело.

Андрис, хотела спросить у вас: как быть достойным сыном своего отца?

А.: В моем случае - просто брать с него пример. Мой отец был уникальной личностью и всегда был примером для меня и для Илзе. Я понимал с детства, что мне будет очень трудно. Для того чтобы доказать, что я достоин быть танцовщиком, мне надо было делать все даже не на сто, а на двести процентов. Отец с детства не знал, получится из нас с Илзе что-то или нет. Сначала за танец у меня было «три с минусом», потом «три с плюсом», затем «четыре с минусом», «четыре с плюсом»... И когда мы выпускались, я получил пятерку по классическому балету. Отец пришел, посмотрел, сказал, что какие-то вещи ему очень понравились. Но даже когда я поступил в Большой театр, он до конца не понимал, что из меня выйдет. Он долго присматривался к моим выступлениям и после одного спектакля сказал мне: «Вот теперь я вижу, что ты можешь танцевать Альберто в «Жизели». А я уже четыре года работал в Большом театре!

А вы хотели бы стать во главе Большого театра?

А.: На самом деле мне очень не нравится сегодняшняя ситуация в нем и дирекция, которая там работает. Я этот театр знаю с самого детства, и самое жуткое, что оттуда сейчас уходят все традиции. Несмотря на то что сейчас Большой пытаются реконструировать, мне кажется, что это есть и будет фальшивка. Я не верю, что кто-то вкладывает свою душу, чтобы театр оставался тем театром, которым был. Очень много в нем людей, которые высказывают свои собственные мнения, не имея на это права. А роль артиста там низводится до роли винтика в огромной машине, которая все равно всех и вся перемалывает.

А вам вообще нравится ставить спектакли? Режиссерская работа вам больше по душе, чем работа танцора?

А.: Да. Потому что от танцовщика зависит только его собственная партия, а от режиссера зависит все. Вот сейчас я ставлю спектакль на музыку Черепнина. Никто на самом деле не знает и не помнит, кто это такой, кроме музыкальных критиков. А он, между прочим, автор музыки к балету, который покорил Париж ровно сто лет назад! И восстанавливать его для меня огромная радость. Безусловно, я не жалею о прошлом. Я танцевал у Бежара, у Барышникова. Но это были настоящие личности. А сейчас личности мельчают и уходят, мне становится очень сложно поддаться на чужую игру. Поэтому я придумываю свои игры и расставляю фигуры на доске так, как считаю нужным.

А как вам работается с Цискаридзе? Говорят, он довольно упрямый человек.

А.: Коля на самом деле такой же максималист, как и я. Поэтому мне с ним работается хорошо. Мы создали для него уже четыре спектакля - те, которые когда-то танцевал Вацлав Нижинский. И я надеюсь, Коля в следующем году будет блистать в Париже так же, как когда-то Вацлав. Я жалею, что Большой театр не ставит на Цискаридзе. Наверное, такие проблемы были и у Нижинского, когда он ушел из Мариинского театра, где он был винтиком в большой машине...

Вы работали во многих балетных труппах. Наверняка есть та, которую вы вспоминаете с особой теплотой?

А.: Я думаю, что, несмотря на сказанное мной выше, восемь лет работы в Большом театре не перебить ничем. Там я преодолевал какие-то очень большие препоны, и в этом был тогда смысл моей жизни. Катя сказала, что я Козерог. Действительно, когда мне становится легко, мне неинтересно. Я ухожу из труппы и иду в другую, где доказываю, что я могу там работать.

А вам, как солисту балета, платили много?

А.: Никогда не работал в балете ради денег. И даже сейчас спектакль для Галины Вишневской я поставил бесплатно. Не получил за него ни копейки и еще вкладывал свои деньги в декорации, которые я считал нужным доделать. Но то количество сил и энергии, которые мы вкладываем в спектакли, все равно возвращается. Балет никогда не был на самоокупаемости, он всегда имел дотации от государства. Сергей Дягилев был виртуозом займов и умер нищим человеком. Он это делал не ради денег, а ради того, чтобы продвигать русское искусство на Запад.

Вы такой же жертвенный?

А.: Ну, наша профессия вообще жертвенная, априори. Если ты можешь рисковать своим здоровьем, с детства выворачивая ноги в другую сторону, то, наверное, жертвенность в тебе заложена. Так же как наши советские спортсмены получали копейки и достигали гораздо больших результатов, чем сейчас, когда за каждую золотую медаль дают сто тысяч евро. Деньги не мотивация, к сожалению. Рекорды ставятся за идею.

Но вы же все-таки много сотрудничаете с разными банками, коммерческими организациями, которые приглашают вас за деньги ставить им шоу…

А.: Я, честно говоря, не занимаюсь тем, что мне неинтересно. Меня спрашивают, зачем я ставлю для Жасмин, Шуфутинского? Мне это было интересно! От приличной зарплаты я, конечно, тоже никогда не отказываюсь, потому что у меня есть жена и ребенок и мне нужно их кормить, красиво одевать. Но когда-то мой агент просто меня возненавидел за то, что я в Новый год мог заработать за десять спектаклей «Щелкунчик» сто тысяч долларов, а вместо этого поехал в Кировский театр в Ленинград. И Морис Бежар приглашал меня на постоянную работу в его труппу, но я тоже принял для себя решение в пользу интересных работ в Питере. И я ни секунды об этом не жалею. Для моего американского агента такой поступок был нонсенсом. Притом что в Кировском театре я станцевал «Видение розы» и два спектакля «Жизель», но за них ничего не получил и еще сам заплатил за гостиницу, в которой жил. А можно не совсем приличный вопрос?

Как вас минула судьба стать танцовщиком-геем?

А.: Ой... Мне кажется, это внутренняя человеческая трагедия - смена ориентации. Это, наверное, всегда связано с проблемами в семье, которые ведут потом к таким вот странным результатам. А в нашей семье всегда был культ женолюбства. Отец был очень любвеобильным человеком. Наверное, это трагедия, когда человек не получает удовлетворения от своей жены или подруги и ему приходится менять свою ориентацию, чтобы найти ответное чувство. Человек попадает под этот пресс, который его давит потом. Сейчас, как ни странно, еще очень много политиков-геев... Я достаточно лояльно отношусь к людям нетрадиционной ориентации, это их личное дело, и, наверное, каждый будет отвечать потом за него. Нам судить невозможно... Мне как-то больше всегда импонировала именно творческая сторона жизни Нижинского, Нуриева... С Рудольфом я был знаком, встречал его много раз.

А каким был Нуриев?

А.: Очень экстравагантным и очень интересующимся тем, что происходит в России. Он очень многих артистов вывел на позицию звезд буквально за два года, минуя все восемь кордебалетных линий, которые они должны были пройти, что на самом деле практически невозможно! Он просто видел, кто достоин быть солистом, и давал им звание «этуаль» (в переводе с французского - «звезда». - Прим. OK!). Он влюблял в свою профессию молодых артистов и давал им возможность танцевать.

А что вас подтолкнуло уйти из танцоров?

А.: Ну, у меня была большая травма - я разорвал себе связку на колене. Поэтому даже те спектакли, которые я любил и танцевал хорошо, мне уже технически было сложно танцевать. Со временем я стал бояться делать на сцене те движения, которые делал с огромной легкостью и которые были моими коронными. Мне сделали операцию, и врачи сказали: «Никто не гарантирует, что ты опять не разорвешь себе связку». Я на самом деле понимаю, что многие танцовщики после этого возвращались, - Илзе, Коля Цискаридзе. Но я использовал эту ситуацию для того, чтобы перейти в другую ипостась. И достаточно успешно в нее перешел. Вам иногда снится, что вы танцуете? А.: Нет, таких снов нет... Зато я тут Лужкова во сне видел. Мы пытаемся построить балетную школу имени Мариса Лиепы в Москве, нам уже выделили участок. И мы хотим, чтобы Юрий Михайлович сейчас помог нам. У нас есть небольшие сложности.

Ирина Виноградова

Андрис Лиепа - известный российский солист балета, продюсер и режиссёр театра. В 2009 году был признан народным артистом России.

Биография Андрис Лиепы

Андрис родился в 1962 году в семье известных творческих деятелей Маргариты Жигуновой (известная драматическая актриса) и Мариса Лиепа (известный во всём мире танцор). Имеет младшую сестру, которая является известной балериной.

В 1980 году Андрис Лиепа окончил Московскую академию хореографии, после чего практически сразу вошёл в коллектив артистов Большого театра. За 8 лет работы в этом театре, Лиепа исполнял ведущие партии практически в каждом представляемом на сцене спектакле. К сожалению, из-за полученной во время гастролей в Вашингтоне травмы, молодому человеку пришлось покинуть хореографический коллектив театра.

На сегодняшний день он является художественным руководителем и ведущим в театре под названием «Кремлёвский балет».


Личная жизнь Андрис Лиепы

В течение своей жизни танцор имел только двух любимых женщин, которые впоследствии и стали его женами:

  1. Людмила Семеняка. Являлась балериной Большого театра. Поженились молодые люди практически сразу после знакомства.
  2. Екатерина Лиепа. Является артисткой Мариинского театра. В браке с этой женщиной Андрис Лиепа пробыл целых 14 лет. Плодом их любви стала дочь Ксения.

На сегодняшний день выдающийся танцор одинок, но он не отчаивается и надеется, что найдёт ещё свою любовь.

Творческая деятельность Андрис Лиепы

Во время своей работы в Большом театре, Лиепа принял участие в следующих постановках:

  • «Спящая красавица»;
  • «Щелкунчик»;
  • «Иван Грозный»;
  • «Лебединое озеро».

Известен Андрис Лиепа и за рубежом. Работал в Американском театре балета, расположенном в Нью-Йорке, где длительное время танцевал партию Зигфрида в спектакле «Лебединое озеро». Сыграл партию Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта». Принял участие в спектакле «Скрипичный концерт», созданный Джорджем Баланчина.

Принимал участие в большом количестве международных конкурсов. Одним из самых известных является Международный конкурс артистов балета, проводимый в Москве, где Лиепа первый раз получил золотую медаль, а второй раз серебряную.