Архив фантастики. Александр Фомич Вельтман: биография

20 июля 1800 - 23 января 1870

русский писатель, археолог, лингвист, член-корр

Биография

Происходит из шведской фамилии Weldman. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку. В 1811-1812 г. Вельтман поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов. В 1814 году он перешёл в частный пансион Терликова, а в 1816 году - в училище колонновожатых, откуда в следующем году выпущен офицером в свиту императора по квартирмейстерской части. В бытность колонновожатым Вельтман составил «Начальные основания арифметики» (Москва, 1817). В 1828-1829 гг. во время турецкой кампании Вельтман находился при главной квартире старшим адъютантом генерального штаба, а в 1831 г. вышел подполковником в отставку. Плодом полученной им перед тем командировки в Бессарабию был его труд «Начертание древней истории Бессарабии» (M., 1828). С этого времени Вельтман отдается литературе, а немного позже занимается усердно и историей.

Творчество

Первые литературные публикации Вельтмана появлялись в журнале «Сын отечества» с 1825 г. (отрывки из «Беглеца», лирические стихотворения).

Первыми вышедшими отдельными изданиями литературными произведениями Вельтмана были «Беглец» (повесть в стихах; М., 1831), «Странник» (роман; М., 1831-1832), «Муромские леса» (повесть в стихах; М., 1831).

Затем последовал целый ряд исторических и фантастических романов: «MMMCDXLVIII год, рукопись Мартына Задеки» (M., 1831); «Кощей Бессмертный» (М., 1833); «Святославич, вражий питомец» (М., 1835); «Лунатик» (1836); «Александр Филиппович Македонский» (Москва, 1836); «Виргиния» (Москва, 1837); «Сердце и думка» (М., 1838); «Генерал Каломерос» (М., 1840); «Новый Емеля, или Превращения» (М., 1845) и, наконец, масса повестей в стихах и прозе. Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий талант. Однако сложность происшествий лишают произведения Вельтмана естественности. Излюбленной формой его творчества была смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности.

Вельтман оставил несколько интереснейших исторических исследований - «Аттила. Русь IV и V века» и «Индо-Германы или Сайване» - где продемонстрировал глубокое знание и понимание истории, переданной древними летописями. Эти работы и по сей день вызывают огромный интерес своими выводами. Однако шквал яростной критики со стороны реакционно настроенных ученых, как в прошлом, так и в настоящем, приводит к замалчиванию этих исследований. В 1842 г. он стал помощником директора московской Оружейной палаты, а в 1845 г. был назначен членом комитета для издания «Древностей Российского государства», которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отд. принадлежит ему. В 1852 г. Вельтман назначен был директором Оружейной палаты.

Писатель создал первый русский утопический роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека» (1833) - рассказ о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. В этом произведении развивались социальные утопии XVIII века и отразились передовые идеи русской философии 1820-х годов.

В романе «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836) впервые был использован прием путешествия во времени, ставший с легкой руки Г. Уэллса обычным для литературы XX века. В рассказе «Не дом, а игрушечка!» (1850) рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди - П. В. Нащокин и А. С. Пушкин.

Рассказ «Иоланда» занимает особое место в творчестве писателя и фантастический элемент в ней особого рода. Это рассказ о событиях частной и общественной жизни во Франции XIV в. Эпизоды в мастерской церопластика Гюи Бертрана, в суде инквизиции, на аутодафе, у собора связаны сложной композицией. В рецензии на «Иоланду» отмечается, что этот «рассказ, в котором столько чудес, столько нечаянностей, кажется, не кончен; но профиль и подробности отдаленного века обрисованы мастерской кистью». Загадку автора можно разгадать лишь косвенно, и у читателя остается впечатление непостижимого, почти мистического стечения обстоятельств, приведших всех героев к гибели.

«Иоланда» ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чём-то роднит его с писавшим в то же время

ВЕЛЬТМАН, АЛЕКСАНДР ФОМИЧ (1800–1870), русский писатель, историк, фольклорист. Родился 8 (20) июля 1800 в Петербурге, сын шведского дворянина, в 1786 принявшего российское подданство. Учился в Благородном университетском пансионе, в 1816 окончил пансион братьев Терликовых, в 1817 – Московское училище колонновожатых. В 1818–1830 служил в Бессарабии военным топографом. В Кишиневе сблизился с В.Ф.Раевским и А.С.Пушкиным (высоко ценившим юмористические стихи Вельтмана, высмеивающие кишиневское общество, – Воспоминания о Бессарабии Вельтмана, частично опубл. в периодике 1837 и 1893; Вельтман изобразил Пушкина в рассказе Илья Ларин , 1847, и повести Не дом, а игрушечка !, б.г.). Был свидетелем греческого восстания 1821; получил орден за храбрость, проявленную в русско-турецкой войне 1928–1829. Увлекся изучением археологии, этнографией и историей края, опубликовал многочисленные научные и научно-популярные работы (Начертание древней истории Бессарабии , 1828; О господине Новгороде Великом , 1835; Аттила и Русь IV и V в. , 1858; Первобытное верование и буддизм , 1864, и др.). С 1831, выйдя в отставку в чине полковника, жил в Москве. По протекции М.Н.Загоскина стал помощником директора, с 1852 – директором Оружейной палаты. С 1854 – член-корреспондент Академии наук.

Оправдывая характеристику современника, филолога и этнографа И.И.Срезневского («добр, прост, окружен книгами, беспрерывно работает, чем и живет»), Вельтман издал за 40 лет литературной работы огромное количество произведений. В их числе романтические поэмы Беглец (1825), Муромские леса (1831; Что затуманилась, зоренька ясная из нее стала народной песней), драмы Ратибор Холмоградский (1841), Колумб (1842), Волшебная ночь (1844, по мотивам Сна в летнюю ночь У.Шекспира), роман Странник (ч. 1–3, 1831–1832) – одно из лучших творений Вельтмана, где писатель, иронически обыгрывая приемы известных литературных путешествий (Л.Стерна, Ксавье де Местра и др.), совмещает подлинность фактографии с комической условностью, а реальные описания – с воображаемым, по географической карте, путешествием («Итак, вот Европа! Локтем закрыли вы Подолию...») и, переходя в калейдоскопической непоследовательности от прозы к стихам и обратно, дает редкий образец «романтически-лирического повествования» (Ю.Манн). Интерес к славянской старине, сплав исторических и мифологических элементов национального сознания, при явной идеализации патриархального бытия, отразились в романах Кащей Бессмертный (1833), Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного солнца Владимира (1835), в повести Райна, королева Болгарская (1843), а также в разворачивающемся на фоне Отечественной войны 1812 романе Лунатик (1834). Размышления о прошлом и будущем человеческой цивилизации явились основным импульсом к созданию «экспериментальных» фантастических романов МММСДXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека (1933) и Предки Каломероса. Александр Филиппович Македонский (1836), в которых доминирует мысль о вечном повторении, круговороте общественных структур, человеческих пороков и заблуждений, нравственных и умственных исканий. Критики усматривали поверхностную сатиру на Наполеона в романе Вельтмана Генерал Каломерос , в романах же Виргиния, или Поездка в Россию (1837), Новый Емеля, или Превращение (1845), повестях Эротида (1835), Аленушка (1836), Ольга (1837) и др. – апологию «простодушного», невольно разоблачающего фальшь и лицемерие «цивилизованного» общества (стойкая традиция европейской литературы). Наивному и чистому «простаку» Вельтман противопоставляет расчетливого прагматика, цепкого и хваткого «делового» человека (повесть Карьера , 1842) из того буржуазно-«накопительного», чиновничье-бюрократического мира, который был решительно чужд сентиментально-славянофильскому духу Вельтмана и который писатель обличал в манере как иронически-фантастической, полусказочной (роман Сердце и думка , 1838), так и реалистической (повести Неистовый Роланд , др. назв. Провинциальные актеры , 1835; Приезжий из уезда, или Суматоха в столице , 1841; романическая эпопея Приключения, почерпнутые из моря житейского , кн. 1–4, 1846–1864, в которой особенно выделяется первый роман, Саломея ). Приключения – самое известное и масштабное произведение Вельтмана, где выведено более ста представителей разных сословий, демонстрирующих с позиций превосходства «старинных нравов перед нынешними» (В.Г.Белинский) вырождение аристократии, моральное разложение купечества, алчность и цинизм промышленников, деградацию мещанства. Характерный для художественного мира Вельтмана сплав бытовой конкретности в описании антуража и отдельных образов с условностью сюжета, приводящей к мистификациям и недоразумениям, проявился в романах Чудодей (1856), герои которого случайно «поменялись» судьбами, Воспитанница Сара (1862) и отчасти Счастье-несчастье (1863).

«Экспериментальные» произведения Вельтмана, полные загадочных, фантастических и сказочно-потусторонних персонажей, авантюрных приключений, анекдотических неурядиц, насыщенные каламбурами, эпатирующие гротеском и многокрасочной стилизацией, вызывавшие и признание («оригинальный игривый талант»), и критику («археологический мистицизм»), в силу переизбыточности, неправдоподобности, утомительной многословности его повествования не стали классикой отечественной словесности. Однако, во многом опередив свое время, они оказали влияние на Ф.М.Достоевского , Н.С.Лескова , П.И.Мельникова-Печерского и далее на И.Ильфа и Е.Петрова , М.А.Булгакова , Вс.В.Иванова , Е.Л.Шварца . Заслуживает упоминания и литературно-просветительская деятельность Вельтмана, в т.ч. как составителя несколько раз переизданной книги Начальное чтение для образующегося юношества (1837), автора вызвавшего интерес Пушкина стихотворного перевода Слова о полку Игореве под назв. Песнь ополчению Игоря... (1833), переводчика фрагментов древнеиндийского эпоса Махабхарата и средневекового германского героического эпоса Песнь о Нибелунгах . Энциклопедическая образованность, ум, такт и терпимость писателя способствовали тому, что в 1830–1860-е годы дом Вельтмана был одним из известных в Москве литературных центров, где собирались люди самых разных профессий, политических, философских и эстетических направлений и взглядов, от убежденных славянофилов до радикальных «западников» (М.П.Погодин, В.И.Даль, В.Г.Белинский, Ф.И.Буслаев, А.И.Герцен, Ф.Н.Глинка, Н.В.Гоголь, Г.П Данилевский, Ф.А.Кони, М.С.Щепкин, В.Ф.Одоевский, А.Н.Островский и др.). С 1850 активное участие в литературной жизни Вельтмана принимала известная в свое время беллетристка (исторические и семейно-бытовые повести и романы) и просветительница (Азбука и чтение для первого возраста , 1862) Елена Ивановна Вельтман (ум. 1868), вторая жена писателя.



«Добр, прост, окружен книгами, беспрерывно работает, чем и живет»
(И. И. Срезневский)


Русский писатель, поэт, ученый, историк, археолог, языковед, директор Оружейной палаты, член-корреспондент Российской Академии наук и Русского археологического общества, член Общества любителей русской словесности, Общества истории и древностей российских. Родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего шведского беспоместного дворянина (происходит от шведской фамилии Weldman), гвардейского поручика. Отец принял российское подданство в 1786 году и служил в лейб-гвардии гренадерского полка. Мать научила Александра читать и писать в пять лет, а позднее в нескольких частных пансионах он основательно изучил французский и немецкий языки, научился прекрасно играть на скрипке и гитаре. В 1811-1812 гг. поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов. Во время Отечественной войны 1812 года семья переехала в Кострому, возвратившись в сожженную Москву через некоторое время. Спустя два года, в 1814 году Вельтман перешел в частный пансион Терликова, а в 1816-м – в Московскую школу для колонновожатых, готовившем топографов, военных инженеров и артиллеристов, и откуда в следующем году был выпущен офицером в свиту Его Величества по квартирмейстерской части. В конце 1817 года Вельтмана зачисляют в армию. Почти пятнадцать лет Александр Фомич посвятил военно-межевой службе в Бессарабии, много путешествовал (был свидетелем турецкого восстания 1821 г.). Участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 гг. (старший адъютант при главной квартире генерального штаба), получил орден за храбрость и вышел в отставку в 1831 году по состоянию здоровья в чине полковника, полностью посвятивши себя писательству и научной деятельности. Жил в Москве, увлекался археологией и историей. Много сил отдал работе в Оружейной палате в Москве, где по протекции М. Н. Загоскина с 1842 года состоял в должности помощника директора. В 1845 г. был назначен членом комитета для издания «Древностей Российского государства», которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отдельно принадлежит ему. В 1854-м в признании заслуг Вельтмана его избирают членом-корреспондентом Академии наук. В 1852 году его назначили директором Оружейной палаты, на посту которого он пробыл до самой смерти. Под руководством А. Ф. Вельтмана здесь начинается работа по созданию первой научной описи экспонатов, выполнявшаяся сотрудниками музея несколько десятилетий. Тогда же были заложены основы планомерной научно-исследовательской работы, создается научная библиотека Оружейной палаты. За 40 лет литературной работы издал огромное количество произведений. Автор пятнадцати романов, десятков повестей и рассказов, А. Ф. Вельтман свой литературный путь начинал как поэт. В 1811 году, после поступления в Московский университетский благородный пансион, начал писать стихи, а уже в 1817-м, в бытность колонновожатым, он составил «Начальные основания арифметики». В том же году он собрал и переписал все свои произведения и составил без намерения публикации «Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана» (так до середины 20-х годов он писал свою фамилию). Служа в армии, не прекращал писать. В Кишиневе сблизился с В. Ф. Раевским и сосланным сюда А. С. Пушкиным (высоко ценившим юмористические стихи Вельтмана, высмеивающие кишиневское общество), а плодом его пребывания в Бессарабии становится труд «Начертание древней истории Бессарабии» (1828). Под влиянием пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» он пишет романтическую поэму «Этеон и Лаида». После увольнения дебютировал и как романист. Первая художественная публикация – стихотворная повесть «Беглец», вышедшая в журнале «Сын Отечества» в 1825 году (полностью отдельным изданием в 1831 г.). С 1829-го произведения писателя постоянно появляются в журналах. Следующая же стихотворная повесть «Муромские леса» (1831) была инсценирована в Большом театре, а «Песня разбойников» из нее становится чрезвычайно популярной. Затем, кроме массы повестей в стихах и прозы, последовал целый ряд исторических и фантастических романов: «МММCDXLVIII год» (1833), «Кощей Бессмертный» (1833), «Святославич, вражий питомец» (1835), «Лунатик» (1836), «Александр Филиппович Македонский» (1836), «Виргиния» (1837), «Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.» (1837), «Сердце и думка» (1838), «Генерал Каломерос» (1840), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) и др. В период 1846-63 гг. он написал цикл из четырех авантюрных и бытовых романов под условным названием «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий, но неглубокий талант: при замечательной яркости фантазии, пестроте изложения, нелишенной подчас истинной поэзии, у него совершенно отсутствовало серьезное содержание, чем и объясняется, что он был забыт тотчас после смерти. Сложность происшествий и являющаяся отсюда потребность чудесной развязки лишают произведения Вельтмана естественности. Излюбленной формой его творчества была калейдоскопическая смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности. Его произведения со сказочными сюжетами на основе славянской мифологии, вообще можно причислить к первым творениям славянской фэнтези. Надо сказать, Вельтман более чем за полвека до Г. Уэллса, в романе «Александр Филиппович Македонский» впервые использовал прием путешествия во времени. А его книга «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека», действие которой происходит через полторы тысячи лет, в 3448 году, стала первым русским утопическим романом. Кроме беллетристики, Вельтман оставил после себя и несколько исторических исследований: «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Древние славянские собственные имена» (1840), «Достопамятности Московского Кремля» (1844), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др. Но в этих трудах Вельтман руководился той же фантазией, как и в беллетристике, почему они оказались лишены всякого значения. В 1851 году Н. А. Некрасов включил имя писателя в число «лучших наших повествователей и романистов… о которых не может умолчать критик, заговорив о современной русской словесности». А. Ф. Достоевский почитал романиста своим литературным учителем. Но, несмотря на бешеную популярность писателя при жизни, после смерти о нем быстро забыли. В этом сыграло также свою роль и то обстоятельство, что манера писателя не менялась по прошествии времени, и поздние произведения Вельтмана уже казались наивными и оторванными от жизни. Лишь в 1970-е годы было кое-что переиздано из его книг. Заслуживает упоминания и литературно-просветительская деятельность Вельтмана, в т.ч. как составителя несколько раз переизданной книги «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837), автора вызвавшего интерес Пушкина стихотворного перевода «Слова о полку Игореве» под названием «Песнь ополчению Игоря...» (1833), переводчика фрагментов древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и средневекового германского героического эпоса «Песнь о Нибелунгах». Энциклопедическая образованность, ум, такт и терпимость писателя способствовали тому, что в 1830-1860-е годы дом Вельтмана был одним из известных в Москве литературных центров, где собирались люди самых разных профессий, политических, философских и эстетических направлений и взглядов. С 1850 года активное участие в литературной жизни Вельтмана принимала известная в свое время беллетристка (исторические и семейно-бытовые повести и романы) и просветительница (Азбука и чтение для первого возраста, 1862) Елена Ивановна Вельтман, вторая жена писателя. В 1868 году Елена Ивановна умирает, а через два года в Москве скончался и Александр Фомич Вельтман.
Произведения автора
    Романы
  • 1831-32 – Странник: В 3 частях
  • 1833 – MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека
  • 1833 – Кощей Бессмертный: Былина старого времени
  • 1834 – Лунатик
  • 1835 – Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного солнца Владимира
  • 1836 – Предки Каломероса. Александр Филиппович Македонский
  • 1837 – Виргиния, или Поездка в Россию
  • 1837 – Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.
  • 1838 – Сердце и думка
  • 1840 – Генерал Каломерос
  • 1845 – Новый Емеля, или Превращения
  • Цикл «Приключения, почерпнутые из моря житейского»
      1846 – Саломея 1856 – Чудодей (др. назв. «Баловень Судьбы») 1862 – Воспитанница Сара 1863 – Счастье-несчастье

    Сборники

  • 1843 – Повести

    Повести

  • 1825 – Беглец (повесть в стихах)
  • 1831 – Муромские леса (повесть в стихах)
  • 1835 – Эротида
  • 1835 – Неистовый Роланд (др. назв. «Провинциальные актеры»)
  • 1836 – Аленушка
  • 1837 – Ольга
  • 1841 – Приезжий из уезда, или Суматоха в столице
  • 1842 – Карьера
  • 1843 – Райна, королева Болгарская
  • 1846 – Им привиделся сон
  • 1850 – Не дом, а игрушечка!

    Драмы

  • 1841 – Ратибор Холмоградский
  • 1842 – Колумб
  • 1844 – Волшебная ночь (по мотивам «Сна в летнюю ночь» У. Шекспира)

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич 18(20).7.1800, Санкт-Петербург - 11(23).1.1870, Москва], русский писатель, историк, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1854). Отец - выходец из Швеции, принявший православие. Учился в частных пансионах и в Благородном пансионе при Московском университете. В 1816 году поступил в Московское училище колонновожатых. Увлёкшись математикой, написал учебник «Начальные основания арифметики» (1817). Военную службу в качестве топографа проходил в Бессарабии (1818-31), где познакомился с членами Южного общества декабристов и с А. С. Пушкиным (оставил о нём мемуары, а также изобразил его в рассказе «Илья Ларин», 1847, и в повести «Не дом, а игрушечка!», 1850). В 1828-29 годах принимал участие в русско-турецкой войне. В 1831 году вышел в отставку, поселился в Москве. С 1842 года помощник директора, с 1852 - директор Оружейной палаты.

Дебютировал как поэт в 1825 году в журнале «Сын отечества» (отрывки из поэмы «Беглец», полностью опубликован в 1831). В 1831 году опубликованы поэма «Муромские леса», затем повесть «Странник» (ч. 1-3, 1831-32), в которой события реального путешествия автора иронично переплетены с воображаемым странствованием по географические карте. Роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека» (1833) - иносказательное изображение современного общества (действие происходит в вымышленном государстве Босфорании). Соединением реального и фантастического отмечены романы на исторические темы, но с полусказочными сюжетами: «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Лунатик. Случай» (1834), «Светославич, вражий питомец. Диво времён красного солнца Владимира» (1835), «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836), «Виргиния, или Поездка в Россию» (1837), «Генерал Каломерос» (1840). Роман «Сердце и думка» (1838), в котором провинциальный быт контрастирует со сказочно-романтичной фантастикой, был высоко оценён молодым Ф. М. Достоевским. Последние 25 лет Вельтман работал над романным циклом «Приключения, почерпнутые из моря житейского» («Саломея», 1846-47; «Чудодей», полное издание - 1856; «Воспитанница Сара», 1862; «Счастье-несчастье», 1863; «Последний в роде и безродный» - не издан).

Характерные черты небольшого по объёму стихотворного наследия Вельтмана - вовлечённость слова в игру смыслами и оттенками значений, ирония, дух буффонады и маскарада, проявившийся и в лирических фрагментах, и в крупных произведениях (драмы «Колумб», 1842, «Волшебная ночь», 1844, - переделка шекспировского «Сна в летнюю ночь»; стихотворный сказка «Златой и Бела», 1850, и др.). Проза Вельтмана словно бы чревата стихотворной формой (в «Странник», помимо стихов, включена написанная ритмической прозой поэма «Эскандер»); её эмоциональный синтаксис игнорирует строгие правила грамматики. Стремясь к охвату всех сторон жизни, Вельтман создал свой прихотливо-хаотичный, «осколочный», пёстрый стиль; повествование перебивается неожиданными вставками и немотивированными вкраплениями.

Вельтман вёл многообразную научную деятельность, занимался историей, археологией, педагогикой, этнографией и др. Среди его исторических сочинений - «Начертание древней истории Бессарабии» (1828), «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Варяги» (1840). В работе «Индо-Германы, или Сайване» (1856) Вельтман склонялся к панславистским идеям (сблизился со славянофилами из «молодой редакции» журнала «Москвитянин»). Истории и фольклору славян он посвятил книги «Достопамятности Московского Кремля» (1843), «Московская Оружейная палата» (1844), «Аттила и Русь IV и V в.» (1858), «Маги и Мидийские Каганы ХIII-го столетия» (1860), историческую стихотворную пьесу «Ратибор Холмоградский» (1841), роман «Райна, королевна Болгарская» (1843), поэму «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная светлой денницей ясному месяцу» (1846).

Лит.: Манн Ю. В. К проблеме романтического повествования // Изв. Академии Наук СССР. Сер. литературы и языка. 1981. № 3; Meyer Н. Romantische Orientierung: Wandermodelle der romantischen Bewegung (Rußland): Kjuchel’beker - Puskin - Vel’tman. Мünch., 1995; Чернов А. В. Из истории русской беллетристики (А. Ф. Вельтман-романист, 30-60-е годы XIX в.). Череповец, 1996.