Ассимиляция - это что за понятие? Что такое "ассимиляция"? Ассимиляция понятие

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова ассимиляция

ассимиляция в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

Словарь медицинских терминов

ассимиляция (лат. assimilatio уподобление, усвоение; син. анаболизм)

процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате которого эти вещества становятся составной частью биологических структур или откладываются в организме в виде запасов.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

ассимиляция

ассимиляции, ж. (латин. assimilatio) (книжн.). Действие по глаг. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; лингв.). Ассимиляция народностей.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

ассимиляция

В языкознании: уподобление, возникновение сходства с другим, соседним звуком, напр. произнесение вместо звонкого б в слове бабка глухого звука п [бапка] в результате уподобления по глухости следующему к.

прил. ассимилятивный, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ассимиляция

    Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике).

    Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ассимиляция

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio)

    уподобление, слияние, усвоение.

    В этнографии - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т.п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.

    В лингвистике - уподобление одного звука другому, предшествующему (прогрессивная ассимиляция: польск. sfora из swora) или следующему за ним (регрессивная ассимиляция: русское "свадьба" из "сватьба").

    В ходе ассимиляции простые вещества.

    Ассимиляция уравновешивается суммой процессов диссимиляции.

    Ассимиляция

    Ассимиля́ция (; от assimilare - уподоблять):

    • Ассимиляция - совокупность процессов синтеза в живом организме.
    • Ассимиляция - уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого.
    • Ассимиляция - процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных черт и заменяется чертами другого общества; смешение племён.
    • Ассимиляция - разбавление вредных концентраций паров и газов.
    • Ассимиляция - процесс интеграции внешних объектов и бессознательных содержаний в сознание.
    • Ассимиляция евреев - социально-культурный процесс потери евреями идентификации себя как части еврейской общности.
    • Языковая ассимиляция - потеря языковым сообществом своего родного языка и переход на другой, как правило, более престижный язык.
    • В теории когнитивного развития Пиаже ассимиляция - применение существующих схем знания к новым объектам и ситуациям.

    Ассимиляция (лингвистика)

    Ассимиля́ция в лингвистике - главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа. Ассимиляция может быть полной и неполной . По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной и регрессивной . Ассимиляция может быть контактной и дистантной (типичный пример - гармония гласных).

    Ассимиляция противопоставляется диссимиляции , процессу расподобления двух звуков. Источником ассимилятивных процессов обычно является коартикуляция .

    Ассимиляция (социология)

    Ассимиля́ция в социологии и этнографии - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части. В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

    Ассимиляция может носить как добровольный характер - увлечение другой более привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный характер - военная аннексия , частичное истребление (геноцид), вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений.

    Термин «ассимиляция» может восприниматься одновременно, как процесс или как состояние. Во-первых, он обозначает процесс включения иммигрантов в принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации.

    Распространенный термин, применяемый в Европе.

    Примеры употребления слова ассимиляция в литературе.

    Именно этот фактор - ассимиляция правителей с теми, кто находился под их правлением, вследствие отсутствия доминирующей политической культуры, а также нерешенная проблема преемника великого Хана, основавшего империю, привели в итоге к гибели империи.

    Активная ассимиляция слишком хороша для этих мошенников, - заявил Гэйтс.

    Насколько мне известно, активная ассимиляция уже имела место до появления плана Морака.

    Майор был эмпириком: он увидел, что ассимиляция происходит спонтанно, и поспешил воспользоваться ею.

    Не следует забывать, что активная ассимиляция первоначально служила решению продовольственной проблемы, и не являлась, как часто полагают, неким орудием обращения враждебных элементов.

    Нужно, чтобы дальнейшая жизнь привела общество к меньшей подвижности, нужно, чтобы смешение или ассимиляция сама собой постепенно приутихла.

    И не может быть естественной и нормальной ассимиляция в той среде, которая больше всего на свете, всеми своими помыслами, узаконениями и инструкциями - этой ассимиляции не хочет и не допустит.

    Эта реальность не только узаконивала римское правление, но и склоняла тех, кто подчинялся Риму, к ассимиляции и включению в имперскую структуру.

    В действительности монгольские правители показали себя довольно восприимчивыми к постепенной ассимиляции с часто более развитыми в культурном отношении народами, которых они поработили.

    Монгольское государство стало слишком большим для управления из единого центра, но попытка решения этой проблемы путем раздела империи на несколько автономных частей привела к еще более быстрой ассимиляции и ускорила распад империи.

    Такие события, в свою очередь, возможно, затруднят процесс ассимиляции международным сообществом новых государств Центральной Азии, а также отрицательно повлияют на безопасность в Персидском заливе, в обеспечении которой доминирующую роль играет Америка.

    Следовательно, Америке необходимо создать геополитическую среду, которая благоприятствовала бы ассимиляции России в расширяющиеся рамки европейского сотрудничества и способствовала достижению такой независимости, при которой новые суверенные соседи России могли бы полагаться на свои собственные силы.

    Политически оформленная Европа также необходима для прогрессивной ассимиляции России в систему мирового сотрудничества.

    Но нельзя закрывать глаз на то, что первые стадии массовой ассимиляции -- тяжелое явление.

    Из достоверных источников известно, что некоторые из членов Центрального Комитета, пока пожелавшие остаться неизвестными, поддерживают идею возрождения послевоенной политики активной ассимиляции , которую разработал Майор Штрайтер, чтобы устранить возникшую тогда угрозу Моральному обновлению.

Ассимиляция и диссимиляция являются основой, биохимической сущностью обмена веществ в организме рыбы.[ ...]

Ассимиляция простейшего метилпроизводного бензола -толуола - свойственна небольшому числу микроорганизмов. Описано всего несколько культур Nocardia и Pseudomonas, способных потреблять это соединение как субстрат для роста. У разных организмов начальные этапы окисления толуола связаны или с первоочередным окислением метила, или с гидроксилированием ядра.[ ...]

АССИМИЛЯЦИЯ - превращение поступающих в организм веществ в собственное его тело (протоплазму клеток или отложения физиологических запасов).[ ...]

АССИМИЛЯЦИЯ - усвоение питательных веществ живыми клетками (фотосинтез, корневая абсорбция и т.д.).[ ...]

Ассимиляция (синоним - анаболизм) усвоение организмом поступающих из окружающей среды веществ в процессе роста и развития, их уподобление веществам организма.[ ...]

Процесс ассимиляции обеспечивает рост, развитие, обновление организма и накопление запасов, используемых в качестве источника энергии. Гетеротрофные организмы (за исключением некоторых микроорганизмов, способных добывать энергию за счет химических реакций) ассимилируют уже готовые органические вещества, используя их как источник энергии или пластического материала для построения своего тела. Так, при ассимиляции белков пищи гетеротрофами (к которым относятся животные) происходит сначала распад белков до аминокислот, то есть потеря ими биологической индивидуальности, а затем - снова синтез белков, присущих только данному организму. В живых организмах непрерывно происходит процесс обновления его составных частей благодаря разрушению (диссимиляции или катоболизму) и созданию органических веществ, то есть ассимиляции. Так, например, полное обновление белков тела взрослого человека происходит приблизительно за 2,5 года.[ ...]

Важнейшим моментом ассимиляции является синтез белков и нуклеиновых кислот. Частным случаем анаболизма является фотосинтез, который представляет собой биологический процесс, при котором органическое вещество синтезируется из воды, двуокиси углерода и неорганических солей под влиянием лучистой энергии Солнца. Фотосинтез в зеленых растениях является автотрофным типом обмена.[ ...]

Потребление углерода в ходе темновой ассимиляции СОг по-всему водохранилищу крайне мало. Из более чем 80 определений лишь в 7 значения были близки к 1 мг/(м2-сут), большая же часть находилась в пределах 0.5-0.7 мг/(м2-сут) (табл. 4).[ ...]

Понимание общих закономерностей начальных этапов ассимиляции пищи и разработка мероприятий, направленных на увеличение эффективности этих процессов, возможны лишь в результате комплексного исследования гидролаз пищеварительного тракта рыб. В связи с этим цель работы состояла в изучении активности основных групп кишечных ферментов, участвующих в гидролизе нутриентов белковой и углеводной природы у молоди леща, находящейся на личиночном и мальковом этапах развития, а также сопоставлении активности ферментов у молоди леща из разных мест обитания (пруды, прибрежье водохранилища с разным гидрологическим режимом) с темпами размерно-массового роста и содержанием белка в мышцах.[ ...]

С другой стороны, в естественные периоды пониженной ассимиляции (ночь, зима) наступают периоды отдыха, необходимость точного учета которых наряду с другими различными климатическими и экологическими факторами затрудняет определение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Точная диагностика хронического вреда, причиняемого растениям отходящими газами, является весьма сложным процессом ввиду сходства симптомов в этом случае и при заболеваниях, вызываемых другими причинами, и должна выполняться хорошо подготовленными и опытными специалистами. Однако именно в этой области накоплен обширный экспериментальный материал (см., например, ).[ ...]

Ильяш Л.В. Взаимосвязь фотосинтетической активности и ассимиляции органического вещества у морских миксотрофных планктонных водорослей - проявление разных стратегий метаболизма // Журн. общ. биологии. 2002. Т. 63, № 5. С. 407-417.[ ...]

Процесс синтеза сложных веществ протоплазмой называется ассимиляцией, а процесс распада продуктов ассимиляции диссимиляцией.[ ...]

Специфической особенностью роста рыб является преобладание ассимиляции над диссимиляцией, благодаря чему рыба растет в течение всей жизни. Характерным свойством является снижение обмена при длительном недостатке или отсутствии пищи и быстрое восстановление его интенсивности при улучшении условий питания. Эта способность позволяет многим рыбам переносить долгое зимнее голодание. Наиболее интенсивный рост наблюдается до начала полового созревания. У большинства видов самки крупнее, чем самцы, что связано с более ранним половым созреванием самцов. Скорость роста зависит от условий среды. Существенное влияние на рост оказывают температура воды, обеспеченность пищей, качество корма, гидрохимический режим и др. Летом, в период интенсивного питания, отмечается высокая скорость роста. Осенью и особенно зимой, когда температура воды снижается, теплолюбивые рыбы, например карп, прекращают питаться и их рост по существу останавливается. Холодолюбивые рыбы (форель, сиг, пелядь, чир и др.), хотя и продолжают питаться, однако и у них отмечается снижение темпа роста.[ ...]

Освобождающаяся при этом окислении энергия используется ими для ассимиляции углекислоты. Железобактерии в очистных сооружениях встречаются в исключительных случаях.[ ...]

Часть образуемой при этом энергии доступна для использования в процессе ассимиляции углекислоты. Все организмы этой группы - аэробы; из этой группы организмов нами были встречены на сооружениях для очистки бытовых сточных вод Beggiatoa и Thiothrix.[ ...]

Наиболее целесообразным для этой цели рекомендуется привлечение понятия ассимиляции (от лат. азэЫЫю - слияние, усвоение) энергии и вещества в экологической пирамиде рассматриваемой экологической системы в двух состояниях: без возмущения нооценозов и с возмущением.[ ...]

Вторая группа отношений: А/1 и Р/А. Первое из них называется эффективностью ассимиляции, второе - эффективностью роста тканей. Эффективность ассимиляции варьирует от 10 до 50% и больше. Она может быть либо очень мала, как в случае использования энергии света растениями или при ассимиляции пищи животными-детритофагами, либо очень велика, как в случае ассимиляции пищи животными или бактериями, питающимися высококалорийной пищей, например сахарами или аминокислотами.[ ...]

АНАБОЛИЗМ - совокупность реакций обмена веществ в организме, соответствующих ассимиляции и направленных на образование органических веществ - составных частей клеток и тканей (ср. катаболизм).[ ...]

Проростки (всходы), р1 - смешанное питание (за счет веществ семени или семядолей и ассимиляции первых листьев); наличие морфологической связи с семенем и/или наличие семядолей; наличие зародышевых структур: семядолей, первичного (зародышевого) корня и побега.[ ...]

Синтез органических веществ, сопровождающийся поглощением энергии, называется ассимиляцией или пластическим обменом, а распад, расщепление органических веществ, с выделением энергии, называется диссимиляцией, или энергетическим обменом.[ ...]

Болезнью растения называется нарушение различных жизненных процессов (дыхания, испарения, ассимиляции и др.), в результате которых отмирает кора (различные виды пятнистости), изменяется форма и окраска пораженных участков, разрастаются пораженные органы, увядает или гибнет растение.[ ...]

Пурпурные бактерии, как это указывают Постгейт (Postgate, 1959) и другие авторы, способны к фотогетеротрофной ассимиляции и их рост ускоряется при добавлении 0.1% дрожжевого экстракта или яблочнокислого натрия. В качестве донатора водорода они могут использовать тиосульфат, но предпочтительнее употреблять сульфид, так как в этом случае исключается возможность развития несерных пурпурных бактерий.[ ...]

При денитрификации сточной воды трансформируется 25 г N03- 1У/м3. Процесс идет в соответствии с уравнением (3.30), для ассимиляции используется аммоний. Щелочность воды до денитрификации составляла (ОЩ1) 4,1 экв/м3. Определите щелочность после проведения процесса.[ ...]

ТЫоЬасШиз поуеПиэ способен к развитию при нейтральной реакции среды за счет окисления неорганических серных соединений и к ассимиляции С02, а при отсутствии неорганической серы - к гетеротрофному типу питания с использованием органических веществ. При окислении этой бактерией тиосульфата до сульфата образования в качестве промежуточных веществ элементарной серы и политионатов не происходит.[ ...]

Часть общего обмена, которая состоит в поглощении, усвоении питательных веществ и создании за их счет структурных компонентов клетки, называется ассимиляцией - это конструктивный обмен. Вторую часть общего обмена составляют процессы диссимиляции, т. е. процессы разложения и окисления органических веществ, в результате которых клетка получает энергию, - это энергетический обмен. Конструктивный и энергетический метаболизм составляют единое целое.[ ...]

Поскольку необходимый для организмов ростовой фактор является избирательным, в системе развиваются двойные, тройные и более сложные взаимосвязи на различных уровнях ассимиляции и диссимиляции . Все вместе они составляют хорошо отрегулированный механизм, который поддерживает постоянство соотношения различных частей микробной популяции.[ ...]

Азотсодержащие вещества (белки, например) подвергаются процессу аммонификации, связанному с образованием аммиака, а далее - солей аммония, доступных в ионной форме для ассимиляции растениями. Однако часть аммиака под воздействием нитрифицирующих бактерий подвергается нитрификации, т. е. окислению сначала до азотистой, далее - азотной кислоты, а далее - при взаимодействии последней с основаниями почвы - происходит образование солей азотной кислоты. В каждом процессе участвует особая группа бактерий. В анаэробных условиях соли азотной кислоты подвергаются денитрификации с образованием свободного азота.[ ...]

Строение протопласта в общем простое, но панцирь, имеющийся у многих форм, может быть очень сложным (рис. 64 и 65). Питание автотрофное, реже сапрофитное, иногда смешанное. Продуктом ассимиляции является крахмал или масло, изредка лейкозин и волю-тин. Размножение в основном вегетативное, путем продольного деления клетки в подвижном состоянии, реже наблюдается бесполое размножение зооспорами к автоспорами. Половой процесс достоверно неизвестен.[ ...]

Фитопланктон в модели представлен тремя отдельными экологическими группами, которые различаются между собой разной зависимостью продуктивности от температуры воды, разной скоростью ассимиляции фосфора, крупностью и т. д. Разделение фитопланктона на три группы вызвано желанием с помощью имеющейся информации о специфичности функционирования отдельных групп водорослей воспроизвести сезонную смену видов. К первой группе отнесены виды, преобладающие в весенний период (весенние диатомовые - Aulacosira - Diatoma, Asterionella и др.); вторую группу составили летние виды, среди которых резко преобладают синезеленые (Microcystis, Oscillatoria); третья группа - летне-осенние виды (синезеленые аборигены - Woronichinia, а также Aulacosira, Tribonema и Aphanizomenon).[ ...]

Существует глубокое принципиальное различие между понятиями рост (growth) и развитие (development). Понятие “рост” означает увеличение размера системы вследствие внутреннего ее увеличения или ассимиляции нового вещества. Возрастающий валовой объем производимых металлов, машин, химических веществ, продуктов сельского хозяйства, перевозимых транспортом людей и грузов, выбрасываемых в окружающую среду отходов деятельности людей и пр. - это все показатели роста. Традиционная экономика полагает, что чем такие показатели больше, тем состояние экономики лучше. Лишь по мере того, как ресурсы экосферы становятся дефицитными, возникает осознание того, что валовой экономический рост будет неизбежно ограничен или сознательно, или стихийно. Пределы валового роста существуют, и с этой реальностью необходимо прЛ ягивсЙразвитие” означает движение к лучшему, чем сейчас, состоянию системы. Развитие совсем не означает увеличения размеров системы, оно означает все более полную реализацию заложенных в системе возможностей. Развитие возможно и без количественного роста. Наша планета Земля развивалась по мере ее эволюции, но это не приводило к ее росту. Имея в виду существование пределов валового роста, человечество должно изменить свою главную стратегию, ставя своей целью качественное и устойчивое развитие, а не валовой рост. Изменение стратегии неизбежно, или же Земля в конечном итоге станет непригодной для жизни ее же населения. Понятие устойчивого развития возникло как попытка найти выход из глобального геоэкологического кризиса.[ ...]

Цифры внизу - порядок величины потерь энергии при каждом переносе, начиная с поступления солнечного излучения в количестве 3000 ккал м 2 сут"1.[ ...]

Совокупность в живом организме всех химических превращений, обеспечивающих его жизнедеятельность, называется обменом веществ, или метаболизмом. Процессы метаболизма разделяются на 2 группы: анаболизм, или ассимиляция и катаболизм, или диссимиляция. Первая группа включает процессы биосинтеза органических веществ. Анаболизм обеспечивает рост, развитие организма, обновление его структур и накопление энергии. Катаболизм - это процессы расщепления сложных молекул до простых веществ. В детском возрасте преобладают процессы ассимиляции, в пожилом превалируют процессы диссимиляции.[ ...]

Многие экологические термины можно объединить в пары, члены которых имеют противоположный смысл. Продуцент и консу-мент относятся к различным сторонам активности одного и того же организма. Продукцией называют ассимиляцию веществ и включение их в организмы. В зависимости от того, используется при этом энергия солнечного света или химическая энергия, заключенная в органических веществах, говорят о продуцентах первого (первичные продуценты), второго, третьего, четвертого и т. д. порядка. Кроме того, все продуценты являются одновременно и консументами: для того чтобы существовать как растения, так и животные должны ме-таболизировать ассимилированные вещества, т. е. использовать их.[ ...]

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ - последовательное превращение, использование, накопление и потери вещества и энергии в живых организмах в процессе жизни, позволяющее им сохраняться, развиваться и самовоспроизводиться. О. в. состоит из процессов ассимиляции и дисимиляции (см. анаболизм, катаболизм, метаболизм).[ ...]

Одним из возможных, как уже отмечалось, и важных направлений утилизации фосфогипса является его использование для химической мелиорации солонцовых почв, причем особенно на содовых солонцах, где его мелиоративный эффект является наилучшим. Ассимиляция фосфогипса солонцовыми почвами приводит к образованию легко вымываемого из них сульфата натрия. Доза внесения фосфогипса составляет 6-7 т/га. Потребление фосфогипса в сельском хозяйстве СССР составляет ежегодно около 1,4 млн. т. Экономические расчеты показывают, что каждый рубль, затраченный на мелиорацию солонцов, окупается двумя-тремя рублями в зависимости от зоны увлажнения, свойств солонцов и используемых приемов мелиорации.[ ...]

[ ...]

Реакцию зеленого листа на изменения уровня падающей радиации можно измерять величиной приращения (положительного или отрицательного) сухой массы органического вещества («фотосинтез минус дыхание»). Показатель этот принято называть «чистой ассимиляцией». В темноте, когда фотосинтез не поспевает за дыханием, чистая ассимиляция отрицательна, а с возрастанием освещенности она увеличивается. Существует такое значение освещенности, при котором фотосинтез в точности уравновешивает дыхание. Это значение именуется точкой компенсации. При более высокой освещенности интенсивность ассимиляции у так называемых Сз-растений сначала повышается, а затем, достигнув определенного уровня, остается неизменной; у С-грастений интенсивность продолжает повышаться, хотя, впрочем, и следует при этом «закону убывающей прибыли» (с. 128-129 и подпись к рис. 3.3). Доля ассимилируемой лучистой энергии в обоих случаях тем ниже, чем выше освещенность.[ ...]

Поступившие в клетку микробов питательные вещества подвергаются в ней сложным превращениям и служат как материалом для синтеза различных органических соединений, входящих в состав клетки, так и источником энергии. Процесс усвоения питательных веществ называют ассимиляцией. Одновременно с ассимиляцией в клетке протекают процессы распада веществ, входящих в состав организма, - диссимиляция. Продукты диссимиляции выделяются в окружающую среду или же частично вновь используются в обмене веществ.[ ...]

В жизни организмов вода выступает как важнейший экологический фактор. Без воды нет жизни. Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Она является основной частью протоплазмы клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы ассимиляции и диссимиляции, газообмен в организме осуществляются при достаточном обеспечения его водой. Вода с растворенными в ней веществами обусловливает осмотическое давление клеточных и тканевых жидкостей, включая и межклеточный обмен. В период активной жизнедеятельности растений и животных сожержание воды в их организмах, как правило, довольно высокое (табл. 4.10).[ ...]

Любой организм живет, существует только до тех пор, пока через него непрерывным потоком проходят все вовне частицы вещества в присущая им эвергея. Поступающие из окружающей среды разнообразные вещества (пища) подвергаются в организме глубоким превращениям и становятся подобвыш соединениям, входящим в состав живого тела, цри этом в организме цротекают две группы процессов. Процеооы ассимиляции г диссимиляции, синтеза в распада в организме переплетены в связаны между собой и составляют суть обмена веществ лежащегов основе лизни. Сдздовательно, вещества живого организма не остаются неизменными, они разлагаются о выделением энергии, их замещают вновь ассимилированные соединения, а возникшие цри разложении продукты распада выделяются во внешнюю среду.[ ...]

Ритмичность в развитии и функциях животных. Из самого понятия развития, как процесса противоречивого, базирующегося на борьбе противоположностей, вытекает скачкообразный характер качественных изменений в онтогенезе и отсутствие стабильного и однообразного состояния в строении и отправлениях животного. Возбуждение и торможение в нервной деятельности, а в соответствии с этим диссимиляция и ассимиляция представляют собой внутренне противоречивое единство.[ ...]

По мнению большинства экономистов, характеризуемым нерыночным ценностям можно приписать денежную стоимость на языке рыночной экономики. Например, стоимость изъятия природной среды можно было бы определить исходя из того, что стоило бы обеспечение искусственной замены бесплатных благ и услуг (например, переработки отходов), предлагаемых природной экосистемой. Так можно было бы определить ценность реки для ассимиляции отходов.[ ...]

Требования к условиям спуска ядовитых веществ в рыбохозяйственные водоемы. Более жесткие, по сравнению с Санитарной службой, требования к условиям спуска сточных вод в водоемы и содержанию в них ядовитых веществ, предъявляемые органами рыбоохраны и специалистами-ихтиологами, научно обоснованы. Рыбы, по сравнению с человеком и теплокровными животными, более чувствительны к поступлению в организм токсических веществ. Для ассимиляции необходимого количества кислорода из внешней среды рыбы вынуждены пропускать через жабры и вводить в организм больше токсического вещества, чем человек и теплокровные животные пропускают с воздухом через легкие. Для карпов летальная концентрация фенола при поступлении через жабры в 50 раз меньше, чем при поступлении через рот .[ ...]

Наряду с динамичностью, биогеоценозам присуща и устойчивость во времени, которая обусловлена тем, что современные природные биогеоценозы - результат длительной и глубокой адаптации живых компонентов друг к другу и к компонентам косной среды. Поэтому биогеоценозы, выведенные из устойчивого состояния той или иной причиной, после ее устранения могут восстанавливаться в форме, близкой к исходной, и вернуться снова к исходным уровням величины ассимиляции трофических уровней экологической пирамиды. Поэтому ввиду того, что ассимиляция является присущим всему, живому процессом, представляющим собой одну из сторон обмена веществ и энергии с образованием сложных веществ, составляющих организмы из более простых, и активно откликается на возмущения нооценозов, то привлечение ее для оценки нарушений, загрязнений, воздействий и преобразований нооценозами экологических систем представляется весьма оправданным подходом.[ ...]

Но достаточно о проблеме источников энергии. Не вся энергия, поступающая в биомассу, подвергается превращению. Часть ее может просто пройти через биологическую структуру; например, пища может пройти через пищеварительный тракт, не включаясь в метаболизм, а часть энергии света проходит через растительность не усваиваясь. Эта часть энергии обозначена через NU. Используемая, или ассимилируемая, часть на схеме обозначена буквой А. Отношение А и /, т. е. эффективность ассимиляции, широко варьирует. Оно может быть очень мало, как в случае усвоения света растениями или ассимиляции пищи у животных-детритофагов, или же очень велико, как в случае животных или бактерий, питающихся высококалорийной пищей, например сахарами и аминокислотами.[ ...]

Эффективность второго трофического уровня в сравнении с первым может быть выражена по-разному: либо используя валовую или чистую продукцию продуцентов, а для второго уровня - сочетание расходов на дыхание, потерь продукции (вследствие питания хищников, отмирания и перемещения или эмиграции), экскреции и прироста сухого вещества растительноядных животных, либо все это плюс бактерии и грибы, питающиеся растительным материалом. Некоторые исследователи пробовали выражать эффективность второго трофического уровня сравнением ассимиляции растительноядных или дыхания плюс потери продукции (включая экскременты) с валовой первичной продукцией. Эта «экологическая эффективность потока энергии» оценивается в пределах примерно 10% и ниже. Эффективность третьего уровня, если сопоставить дыхание и потери продукции для первичных плотоядных и растительноядных, оказывается (но ие всегда) несколько выше и может быть оценена как 15% и ниже. Эффективность использования пищи плотоядными превосходит таковую у растительноядных, поскольку пища плотоядных по химическому составу значительно ближе к их собственному химическому составу и более отвечает их потребностям.[ ...]

Капельные биофильтры и системы с активным илом (см. главу 1) также используются для очистки вод, образующихся на свалках, иногда в смеси со сточными водами. При проведении этих процессов часто возникает необходимость в добавлении питательных веществ, кроме того, добавление, например, фосфата способствует осаждению тяжелых металлов в составе фосфорорганических соединений. Такая очистка приводит к удалению 99 % БПК и 95 % ХПК одновременно со значительным снижением концентрации ионов аммония (благодаря сочетанию процессов бактериальной нитрификации и клеточной ассимиляции ), железа (на 98%), марганца (на 92%) и цинка (на 94%) , однако наиболее устойчивые органические молекулы нуждаются в дальнейшей деградации. Главным лимитирующим фактором процесса может быть температура, так как из-за сезонных колебаний самые низкие температуры в году совпадают с образованием самых больших объемов фильтрующихся в почву вод. Часто встречающаяся низкая концентрация фосфатов может усиливать процесс вспучивания ила . Наконец, серьезные трудности вызывает накопление металлов в бактериальных флокулах.[ ...]

К сожалению, особенно расчитывать на это не приходится по двум причинам. Во-первых, продуктивность морской биоты в большинстве случаев лимитируется не поступлением неорганического углерода, а степенью освещенности [т. е. толщиной фотического слоя с нижней границей потока радиации 0,75 Дж/(см2ч)] и доступностью других элементов-органогенов: фосфора, азота, серы, кремния, - основные количества которых сосредоточены гораздо ниже фотического слоя. Известно, что соотношение атомов С, N и Р в клетках фитопланктона составляет 106: 16: 1 (правило Редфилда), поэтому нехватка азота и фосфора коренным образом влияет на ассимиляцию углерода.[ ...]

Азот необходим для жизни, так как он входит в структурный состав белков и аминокислот. В природной среде он существует в нескольких формах, которые имеют динамическую взаимозависимость, описываемую в виде круговорота азота (рис. 5.1). Хотя азот в молекулярной форме (N2) является доминирующим компонентом атмосферы (на него приходится 75% по объему), он может усваиваться в этой форме ограниченным числом организмов, которые способны его «фиксировать». Процесс фиксации превращает атмосферный азот, который растворен в воде, прямо в одну из наиболее биологически доступных его форм. Другие организмы затем способны утилизировать азот в этой фиксированной форме либо путем потребления организмов-фиксаторов азота, либо путем ассимиляции продуктов их жизнедеятельности.

Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Консонантная и вокалическая ассимиляция

Комбинаторные фонетические процессы.

Позиционные изменения

Комбинаторные

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ

ИНТОНАЦИЯ

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

2. ударение;

Звуки речи, употребляясь- в составе слова, такта и фра­зы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изме­нения. Видоизменение звуков в речевой цепи называют фо­нетическими процессами. Фонетические процессы бывают комбинаторными (от лат. combinare - соединять, сочетать) и позиционными. Комбинаторные процессы вызываются взаимным влиянием звуков, находящихся в непосредственном или близком соседстве. Позиционные процессы связаны с положением звука в слове- в ударном или без­ударном слоге, на конце слова и т.д. .

В зависимости от соседства других звуков.

Связанные с положением в неударенном слоге, в конце слова и т.д.

Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - это артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. Например, если предшествующий звук звонкий, а последующий глухой, то предшествующий может стать глухим: лотка

АССИМИЛЯЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ.

Консонантная ассимиляция - уподобление согласного

согласному, напр, в слове «лодка» звонкий согласный «д» заменяется глухим «т» - («лотка»);

Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному, напр., вместо «бывает» в просторечии часто говорится «быват».

Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя». Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls), фр.- subsister, нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на

предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка «лодка [лотка]», водка [вотка], «встал в три [фстал ф три] ».

В анг. "newspaper" [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр.absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р].

В баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».

При полной ассимиляции оба взаимодействующих звука становятся со­вершенно, одинаковыми, например, бе[ш\шуМный, [ж]жечь. Если после ассимиляции звуки сохраняют различие, то ассимиляция является неполной, или частичной. Напри­мер, в слове сбить [с] уподобляется [б] только по зйонко-сти и мягкости [з"]битъ, оставаясь при этом переднеязыч­ным зубным звуком;


Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» [ ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio)]. Аналогичный пример ассимиляции - "агглютинация» [ ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio].

Рус. сшить [шшыть], высший (вышший), анг. cupboard "шкаф", "буфет" произносится ["клЬэё]. Нем. Zimber перешло в Zimmer "комната", selbst "сам" произносится .

При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

Что такое "ассимиляция"?

  1. слияние одного народа или его части с другим и утрата своего языка, культуры и самосознания
  2. Если по-простому - это слияние
  3. Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике) . II Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии) . III Образование в организме сложных веществ из более простых в результате определенных реакций (в биологии) .
  4. Слияние, уподобление, синтез.
  5. этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом.
  6. слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа
  7. АССИМИЛЯЦИЯ
    АССИМИЛЯЦИЯ (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов) ; усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в структурные части клеток и тканей.

    АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio) -..1) уподобление, слияние, усвоение2) В этнографии - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую (Большой Энциклопедический словарь)
    АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, ж. (латин. assimilatio) (книжн.) . Действие по глаг. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; лингв.) . Ассимиляция народностей. (Толковый словарь Ушакова)
    АССИМИЛЯЦИЯ - здесь: приобретение инвесторами новых ценных бумаг после цикла их полной распродажи в ходе андеррайтинга. (Экономический словарь)
    Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже - ,выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по (Психологический словарь)
    ассимиляция ж Assimilation f c; An gleichung f c (уподобление) (Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь)
    Ассимиляция (анаболизм) Ассимиляция, или анаболизм (биол.) , присущий всему живому процесс, одна из сторон обмена веществ, А. #8210; образование сложных веществ, составляющих организм, из более простых (в конечном счте #8210; из элементов внешней среды) . А. #8210; одно из (Большая советская энциклопедия)
    Ассимиляция (этнографич.) , слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Во многих странах в условиях национального и религиозного гнта имела место насильственной А. : так было в
    Ассимиляция в петрографии, процесс взаимодействия магмы с вмещающими породами. В результате А. магма полностью или частично растворяет вещество вмещающих пород и изменяет свой состав. Согласно ассимиляционной гипотезе, вплавление больших
    Ассимиляция в языкознании, уподобление звуков #8210; фонетическое изменение, состоящее в переходе звука под влиянием соседнего в другой звук, у которого совпали значения всех (полная А.) или части (частичная А.) дифференциальных признаков, ранее
    Ассимиляция в лингвистике Ассимиляция (уподобление) так называется в лингвистике, именно в области фонетики, явление, заключающееся в том, что соседние в слове звуки, первоначально различные, уподобляются друг другу. Ассимилироваться могут гласные с гласными, гласные с

Группой иных языка, культуры и идентичности в результате контактов с более многочисленным и доминирующим сообществом.

Первые исследования ассимиляции относятся к концу 19 века (Л. Гумплович). Объём понятия ассимиляции и его соотношение с близкими понятиями неоднократно менялся в истории исследований ассимиляции. Разные стороны процесса ассимиляции выражались понятиями: аккультурация, языковая ассимиляция (переход на иной язык), структурная ассимиляция (сближение структур занятости), мисцегенация (смешанные браки) и др. В отличие от аккультурации, ассимиляция понималась как однонаправленный процесс, подразумевающий смену системы ценностей и референтной общности у ассимилирующихся индивидов или групп, а также готовность со стороны доминирующей группы принять новых членов. Американский социолог М. Гордон выделил несколько компонентов ассимиляции: рост числа смешанных браков, замена культурных моделей подчинённой группы моделями доминирующей, инкорпорация членов подчинённой группы в институциональные структуры доминирующей группы и соответственное изменение её социальной идентичности и др. Он пришёл к выводу, что необходимо говорить лишь о степени ассимиляции, так как случаи полной ассимиляции встречаются редко.

Различают также естественную и насильственную ассимиляции. Последняя является следствием политики доминирующей группы или государства, направленной на подавление культур и языков этнических меньшинств (так называемый этноцид и лингвицид). В этнонациональных теориях государства естественная ассимиляция считалась «прогрессивной», создающей условия для стабильности и ускоренного развития (В. И. Ленин, американский президент В. Вильсон). Однако даже в случае естественной ассимиляции выглядящий добровольным отказ от языка и культуры обусловлен реальным неравенством между группами.

С конца 20 века вместо термина «ассимиляция» для обозначения процессов социального сближения чаще используются термины интеграция, адаптация, инкорпорация, культурный синкретизм, культурная гибридизация и др. Возобладало понимание ассимиляции как совокупности многокачественных и разнонаправленных процессов, протекающих неравномерно в разных сферах, различные аспекты которых (социальные, демографические, политические, психологические, этнические и так далее) рассматриваются как самостоятельные объекты изучения. Подвергается переоценке и понятие «доминирующая культура», акцент делается на множественности центров референции (так называемые сегментированные формы ассимиляции). Важную роль играет и смена политических ориентиров в ряде государств классической иммиграции (США, Канада, Австралия и др.) с ассимиляционистских и интеграционистских установок на мультикультурализм, произошедшая в результате деятельности антиассимиляционистских движений в этих странах.

Лит.: Gumplowicz L. Der Rassenkampf. Innsbruck, 1883; Cultural assimilation of immigrants. L., 1950; Berry В. Race relations: the interaction of ethnic and racial groups. Boston, 1951; The cultural integration of immigrants. Р., 1959; Gordon М. Assimilation in american life. N. Y., 1964; Козлов В. И. Динамика численности народов. М.,1969; Glazer N., Moynihan D. Beyound the melting pot: the Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. 2nd ed. Camb., 1970; Eisenstadt S. N. The absorption of immigrants. Westport, 1975; Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М., 1977; Этнические процессы в современном мире. М., 1987; Rumbaut R. G. Assimilation and its discontents: between rhetoric and reality // International Migration Review. 1997. Vol. 31. № 4; Zhou М. Segmented assimilation: Issues, controversies, anil recent research on the new second generation // Ibid.

С. В. Соколовский.