Балл в доме фамусова горе от ума. Бал в доме Фамусова Горе от ума Грибоедов А. С. Чем вызывает Чацкий неприязнь гостей

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Комедия "Ревизор" сразу же стала одним их самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником драматических произведений Островского. Царь Николай 1 так сказал о ней: "Всем тут досталось, а мне - больше всех".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://biographo.narod.ru/

Леонович Венера Закеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 10
Населённый пункт: п. Светлогорск, Красноярский край
Наименование материала: Презентация урока "Интеллектуальный ринг":
Тема: "Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников."
Дата публикации: 04.06.2017
Раздел: среднее образование

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ПОРОКОВ

ЧИНОВНИКОВ В ПЬЕСЕ.

ПРИЁМЫ САТИРИЧЕСКОГО

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ.

Презентация урока

«Интеллектуальный ринг»:

Цели:

развивать представления о комедии, сатире

и юморе.

высмеять «все дурное в России»

научить строить текст жанра

характеристики литературных героев;

показать особенности текстов-

характеристик людей;

пополнить лексический запас обучающихся;

развивать творческие способности

обучающихся;

формировать навыки аналитической работы

со словесным материалом; с текстами

воспитывать культуру речи.

Работа в группах:

Краткая характеристика сюжета пьесы.

Вопросы по тексту произведения

группам.

1 группа.

Кто подсказал Н.В.

Гоголю сюжет комедии

«Ревизора» а)В.А.

Жуковский; б)

А.С.Пушкин; в) М.Ю.

Лермонтов.

2 группа.

Что такое, с точки

зрения Гоголя, город,

где происходят

события комедии

«Ревизор»: а)

обобщение; б)

фантазия; в)

вымысел.

3 группа.

Город, изображённый

в комедии «Ревизор» –

это: а) макет страны;

б) модель страны; в)

шаблон страны и

российского общества в

целом.

1 группа.

Какой жанр

окончательно сложился

в творчестве Н.В.

Гоголя: а) народная

комедия; б)

общественная комедия;

в) социальная комедия.

2 группа.

Что является самой

главной и загадочной

особенностью комедии

«Ревизор»: а) поведение

Городничего; б)

поведение Хлестакова;

в) поведение

чиновников.

3 группа.

Что в комедии «Ревизор»

перемешано так, что

невозможно отделить

одно от другого: а)

фантастическое и

реалистическое; б)

грустное и весёлое; в)

смешное и трагическое.

Практическая работа.

Составление характеристик чиновников

города, разоблачение пороков.

Задания группам:

1 группа. Написать и защитить

творческую работу «Разоблачение

пороков городничего, Антона Антоновича

Сквозника –Дмухановского.»

2 группа. Написать и защитить творческую

работу «Разоблачение пороков судьи,

Аммоса Федоровича Ляпкина Тяпкина.»

3 группа. Написать и защитить творческую

работу «Разоблачение пороков

почтмейстера, Ивана Кузьмича Шпекина.»

План характеристик:

Внешность (описание внешности);

возраст;

социальное положение;

родственные отношения;

обличение героев

В творческой работе подтверждайте

свои размышления примерами из

текста комедии «Ревизор», напишите

Ваше отношение к героям.

ЗАЩИТА творческих работ !

Образ городничего

Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» подарила нам много

незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных

героев комедии - городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича

привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает

ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но

предпринять что- либо совсем не желает. Судье Ляпкину-Тяпкину,

указывая на беспорядок в его ведомстве, просто говорит: «Я и прежде

хотел вам это заметить, но все как-то позабывал». Только весть о

приезде ревизора заставила героя собрать городских чиновников и

призвать их навести видимость порядка.

Те, в свою очередь, относятся к городничему уважительно, ведь с его

молчаливого согласия каждый из них нарушает закон и обкрадывает

казну. Свое рвение к службе чиновники высказывают только на словах и

втайне побаиваются градоначальника: «Помилуйте, как можно! Слабыми

силами, рвением и усердием к начальству…постараемся заслужить…»

К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и

сурово, безжалостно обирает их. Один из купцов так говорит об этом:

«Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что

описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай…Мы

уж порядок всегда исполняем… Нет, вишь ты, ему всего этого мало!

Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…»; «…и уж, кажись, всего

нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…» Это

характеризует городничего как человека жадного и алчного.

Его добродетельность проявляется только в

отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в

неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно

торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя,

душенька, твою ручку, остаюсь твой…»

Таким образом, городничий представляется нам

«неглупым по-своему человеком», сумевшим направить все

городские дела на собственное обогащение.

Заключительная сцена комедии – достойный финал

деятельности градоначальника. Он предстает

одураченным, глупым человеком, которого легко обвел

вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга. Это было

таким потрясением для Антона Антоновича, что он в

недоумении повторяет: «Как я – нет, как я, старый дурак?

Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите,

весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен

городничий!»

Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может

быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться

напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может

появиться вот такой же «ревизор».

Судья –Ляпкин-Тяпкин.

Прекрасной «говорящей» фамилией

награждает Гоголь местного судью - «Ляпкин-

Тяпкин». Сразу становится понятно, что дела

он ведет тяп-ляп. Аммос Федорович

интересуется только охотой и, беря взятки

борзыми щенками, считает себя

высоконравственным человеком. Его

безразличие к служебным делам и

обязанностям настолько велико, что уездный

суд постепенно превращается в некое подобие

фермы - прямо в передней сторожа содержат

домашних гусей. Частный пристав,

призванный следить за порядком, скорее, сам

бесчинствует. Для него наказать, не

разобравшись, невиновного человека -

обычное дело.

Почтмейстер Шпекин.

Почтмейстер Шпекин - не только глупец, но и подлец.

Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем

наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

местное чиновничество погрязло во взяточничестве и

произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека,

который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это

уже так самим Богом устроено...». Умение не

пропускать то, что само плывет в руки, является, по

их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько

комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая

его, начинаешь понимать: общество, в котором

существует столько опустившихся, развращенных

безделием и безнаказанностью руководящих лиц, не

имеет будущего.

Просмотр видеоэпизада 4 действия.

конференции «ХЛЕСТАКОВ-ПЕРВОЕ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ОТКРЫТИЙ Н.В. ГОГОЛЯ!!!»

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

Слайд 1 Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: проанализировать эпизод «Бал в доме Фамусова» и выяснить, какое место он занимает в комедии. Слайд 2 Задачи: 1.повторить структуру плана анализа эпизода; 2.развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом. 3.воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения.

Доска эпиграф Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! А.С. Грибоедов

Эпизод – часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Кульминация - наивысшая точка

Ход урока

I .Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работать над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», остановимся на III действии, а именно проанализируем эпизод «Бал в доме Фамусова» и выясним, какое место он занимает в произведении. Портрет. Слайд3Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение слов эпизод, кульминация. Ребята, посмотрите свои записи в тетради и напомните схему анализа эпизода. (Уже есть в тетради) Слайд 4 1.Что предшествует эпизоду? 2.Связь основной мысли произведения с идеей эпизода 3.Герои 4.Композиция 5.Художественные приемы 6.Роль эпизода в произведении

На предыдущем занятии мы выяснили, что именно во II Д начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия комедии.Ребята, как начинался конфликт Чацкого с Фамусовым? Вспомните их словесную дуэль и те моменты этой дуэли, которые дают нам представление об отношениях между Фамусовым и Чацким. Слайд 5 (подготовленные - Купрюхина и Нигматова) По каким позициям они разошлись? (Отношение к службе Отношение к иностранщине Отношение к крепостным Отношение к учению чинопочитание к богатству). Итак, конфликт завязался, Чацкий и Фамусов разошлись во мнениях. Какое же он будет иметь продолжение? Бал в доме Фамусова Слайд 6 1.Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние? - (Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, он раздражен, пытается выяснить, кто его соперник) - (А точнее: поговорить с Софьей, почему она предпочла Молчалина, ведь тот глуп, а она – умная девушка). Она смеется над Чацким!) - (Начитавшись сентиментальных романов, она полюбила не настоящего Молчалина, а вымышленного). Раздражение Чацкого усиливается при встрече с гостями. Отсюда мы понимаем, что происходит непосредственная связь основной мысли произведения с идеей эпизода. С какой целью приезжают гости на бал к Фамусову? (- одни едут на бал от скуки.) (- Другие, чтобы завести знакомства с нужными людьми) (- Третьи, чтобы устроить судьбу своих детей.) Кто они, эти гости? Типичное московское дворянское общество начала 19 в. - Горичи муж с женой Слайд 7 - Семейство Тугоуховских Слайд 8 - Графини Хрюмины Слайд 9 - А.А Загорецкий Слайд 10 - Старуха Хлестова Слайд 11 - Полковник Скалозуб Слайд 12 - Молчалин Слайд 13 На балу собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. За глаза гости Фамусова осуждают друг друга. А Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь Чацкий успевает со всеми гостями перессориться.

А теперь посмотрим на композицию эпизода . Она тоже неслучайна. Условно картину бала можно разделить на три части. Какие? Назовите.

1.Конфликт Чацкого с гостями бала. 2.Слух о сумасшествии. Слайд 14 3.Приговор Чацкому. Ребята, как вы считаете, эта сцена бала написана в комическом или в трагическом плане? Зачем этот эпизод сделал Грибоедов смешным? А где был злой смех? Как вы это объясните? (в тетради)

В комедии Грибоедов собрал всех в одном месте, чтобы показать их пороки, их глупости, слабоумие, слабодушие, страх перед новым, но герои боятся, отгораживаются. Эта сцена- битва толпы пустой и никчемной и человека, который не в состоянии доказать, что он прав. Какие из приемов использовал Грибоедов? - (Ирония, сатира, сарказм) Слайд 15 Откуда появился слух о сумасшествии Чацкого? Д III явл 14 Софья и Г.Н.Кто пускает слух? (Софья) Цель? (Она мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине) Слух распространяется быстро, так как для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Была подготовлена почва. Общество просто жаждало, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если Чацкий нормальный, и все что он говорит, правда, то это значит, что у них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить. А что он говорил? Цитировать. (Но если сказать графине внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть сумасшедшим). И московское общество выносит Чацкому приговор. Какой? – (безумен). А причина какая? «Ученость – вот причина» Д III явление 21 (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ) (Фамусов, Хлестова, Княгиня, Скалозуб, Загорецкий) Итак, сплетня связывает любовный и социальный конфликты, с одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем: вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России. Развитие конфликта достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого. Делаем выводы: Поэтому мы и называем эпизод «Бал в доме Фамусова»- кульминационным в комедии Грибоедова? (На доске лексическое значение) Гости разъезжаются и все бранят Фамусова за скучный бал. Теперь вам понятны возмущения гостей?

Эпиграф читаем.

Почему с такой иронией произносятся эти слова? Что имеется ввиду? (Чацкий испортил им бал. Никто не выполнил свою миссию на балу: ни женихов не удалось найти, ни с нужными людьми завести знакомство…,- и обозвал всех дураками.) Вывод: это поведение людей, которые не умеют, не знают, как себя вести с неугодным человеком. А вальс – это маска, прикрытие. Действие оканчивается открытым финалом. Все должны задуматься… Д/З Сочинение – миниатюру «Почему гости остались недовольные балом?» Итог урока.