Башар асад шиит или суннит. С кем связался Путин: Кто такие сунниты, шииты и алавиты. Численность и места проживания суннитов и шиитов

В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое. Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами. Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.

О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Президент Сирии Башар Асад занял кресло главы государства в июне 2000 года. Его отец Хафез Асад сделал все от него зависящее, чтобы сохранить механизмы созданной им властной конструкции. Впрочем, как отмечают эксперты, Асаду-отцу явно не хватило здоровья и времени, чтобы дать возможность сыну окружить себя преданными людьми.

Сегодня в Сирии реальные рычаги власти по-прежнему находятся в руках правящей элиты, большинство которой составляют алавиты. Именно к ним принадлежит семья Асадов. Но алавиты являются меньшинством - они составляют 12% населения страны. Кстати, жена Асада-младшего - суннитка.

Что любопытно: в Сирии, по Конституции, пост президента может принадлежать только сунниту. Тем не менее алавиты почти полностью контролируют правительство, верхушку армии, занимают ключевые посты в экономическом секторе. Хотя официально страной управляет Партия арабского социалистического возрождения (Баас), перевес сил внутри нее - в пользу алавитов.

Положение алавитов, которых чаще называют нусайритами (по имени основателя секты Мухаммеда ибн Нусайра, жившего во второй половине IX века), всегда было незавидным. Суннитские и шиитские ортодоксы воспринимали их как еретиков и чужаков. Напряженность в отношениях нусайритов с другими общинами существовала всегда. Существует она и по сей день…

Нусайритское учение переполнено элементами шиизма, христианства и домусульманских астральных культов. Алавиты обожествляют Иисуса, празднуют христианское Рождество и Пасху. Одновременно нусайриты сохранили культ солнца, звезд и луны. Соблюдение основных мусульманских заповедей - молитва, паломничество, пост, обрезание и пищевые запреты - не признается. Во время богослужения нусайриты причащаются хлебом и вином, читают Евангелие.

Нетрудно представить себе, с какими подозрительностью и недоверием относится к алавитам ортодоксальное мусульманское большинство, когда имамы собираются глубокой ночью в своих куполообразных молельнях (куббат), построенных на вершинах холмов. Суннитские и религиозные лидеры обвиняют нусайритских имамов в ворожбе, магии и колдовстве, а их храмы считают пристанищем Сатаны.

Разумеется, за три десятилетия правления Асада-отца факты открытого проявления неприязни и вражды в отношении нусайритов резко пошли на убыль, а то и вовсе исчезли. Но внутренний общественный котел, несомненно, продолжает кипеть. Пламя костра «подогревается» неприятием привилегий, предоставленных алавитской общине покойным президентом-нусайритом. Естественно, что неприязнь к алавитам вообще переносится и на нового президента Сирии.

Но принадлежность к нусайритскому меньшинству - не единственная проблема, не позволяющая Башару спать спокойно. Не менее серьезной проблемой для него служит его положение как личности в родной общине. Дело в том, что нусайриты делятся на две далеко не равноправные группы. На привилегированных ХАССА («посвященных») и основную массу - АММА («непосвященных»). Первые обладают священными книгами и особыми знаниями, что дает им власть над непосвященной массой. Вторым отводится роль послушников-исполнителей.

Новый сирийский лидер по своему рождению никогда не относился к ХАССА, принадлежность к которой является вожделенной мечтой каждого нусайрита. Поэтому ему нельзя забывать о том, сколь низкого он происхождения. Да и все остальные (включая общину алавитов) тоже об этом не забывают.

Заняв президентское кресло, Башар решительно взялся за перестановку кадров с целью укрепления своих собственных позиций. Если верить западным источникам, с 2000 по 2004 годы он поменял около 15% высокопоставленных чиновников. Не только гражданских, но и прежде всего военных.

Здесь уместно напомнить, что 90% высшего командного состава армии и спецслужб традиционно представляло алавитское меньшинство. Такое положение сложилось на этапе становления и укрепления сирийского государства еще в первые годы правления Хафеза Асада. Таковым оно оставалось на протяжении всех последующих лет.

Впрочем, еще задолго до восхождения на сирийский «престол» Башар продемонстрировал свой характер. Так, в мае 1995 года он арестовал Мухаммеда Дуба. Этот человек попался на незаконном ввозе в страну легковых автомобилей и продаже их на черном рынке. Это известие не вызвало бы никакого интереса, если бы речь не шла о сыне одного из наиболее высокопоставленных сирийских чиновников - приближенного президента Асада, начальника военной разведки и одновременно, как выяснили западные журналисты, крупного наркодельца генерала Али Дуба. Но в действительности этот арест имел целью не столько нанести удар по контрабандистам, сколько подорвать источник доходов генерала и его окружения и тем самым лишить его экономической базы для возможной борьбы за президентское кресло. Эпизод с Мухаммедом Дуба показал, что молодой «лев» (так с арабского переводится фамилия президента) не только набирает политический вес, но и ловко избавляется от потенциальных конкурентов.

В том же году «престолонаследник» еще раз продемонстрировал свой характер, отправив в отставку командующего войсками сирийского спецназа генерала Али Хейдара. Только за то, что он «позволил себе неповиновение». Чтобы понять значение данного поступка, следует напомнить, кто такой Хейдар. Как и покойный президент Асад, он вступил в Баас еще в школе, принимал участие в государственном перевороте, совершенном партией в 1963 году. Впоследствии, возглавив спецназ, играл одну из главных ролей в подавлении выступлений сторонников организации «Братьев-мусульман» в городе Хама в 1982 году. И вот Башар уволил его за… «недостаточное уважение». Для заслуженного генерала, входившего в ближайшее окружение президента, это болезненный удар. Для всех остальных - поучительный урок.

Весьма примечательно, что антикоррупционная кампания затронула и клан Асадов. В ноябре 1996 года по результатам расследования случаев коррупции в высших эшелонах власти, проведенного Башаром и его людьми, был закрыт один из крупнейших ресторанов в Дамаске. Он принадлежал старшему сыну брата президента Рифаата Асада, который, по информации западных спецслужб, являлся одним из крупнейших наркодельцов на Ближнем Востоке. Башар признался тогда, что пошел на этот шаг, поскольку ему надоело поведение дяди и двоюродных братьев (Фареса и Дарида) и он решил покончить с ними раз и навсегда. При этом «престолонаследник» успевал курировать вопросы инвестиционной политики. Он подружился с молодыми бизнесменами («новыми сирийцами»), в число которых входили отпрыски многих представителей высших эшелонов власти. Время от времени он лоббировал их интересы, рассчитывая в будущем на поддержку.

Но вернемся к началу президентства Башара Асада. 10 декабря 2001 года он принял отставку правительства. Его возглавлял Мустафа Миро, и ему же было поручено сформировать новый кабинет. В новое правительство вошли главным образом не офицеры, а гражданские служащие в возрасте до 50 лет. Это было первое за последнее время гражданское правительство в Сирии.

В ходе произведенных молодым президентом кадровых перестановок в новом правительстве на пост министра внутренних дел вместо отправленного в отставку М. Харба (еще одного из старых сподвижников покойного Асада) был назначен генерал А. Хаммуд. До этого он (представитель алавитской общины) в течение нескольких месяцев возглавлял Управление общей разведки Сирии. На его место был назначен генерал-суннит Х. Аль-Бахтияр.

В январе 2002 года в отставку был отправлен начальник генерального штаба А. Аслан - алавит, один из близких покойному Асаду высокопоставленных военных. В армии Аслан пользовался репутацией руководителя, который существенно укрепил боеспособность сирийских вооруженных сил. Назначенный на этот пост после отставки в 1998 году Хикмата Шехаби, он, как отмечали аналитики, не смог найти общий язык с шурином Башара генералом Асафом Шаукатом, который после смерти Асада-старшего фактически руководил всеми кадровыми вопросами в силовых структурах Сирии.

Отставка Аслана с поста начальника генштаба объяснялась также тем обстоятельством, что в течение 24 лет этот пост занимал представитель суннитской общины Алеппо. Когда же пришел Аслан, в армии заговорили о дальнейшей «алавитизации» командного состава сирийских вооруженных сил. На место Аслана был назначен его заместитель - 67-летний генерал-суннит Хасан Туркмани. В сирийской армии он был известен как один из верных и последовательных сторонников укрепления военно-технического сотрудничества с Россией. Тогда же в отставку подал начальник контрразведки ВВС/ПВО (одной из самых «закрытых» и близких к покойному Асаду сирийских спецслужб) генерал И. Аль-Ховейджи.

В начале марта того же года Башар уволил «за грубые нарушения норм поведения и превышение служебных полномочий» около тридцати высокопоставленных офицеров спецслужб. В основном, это были сотрудники территориальных управлений департамента политической безопасности МВД Сирии, во главе которого находился также один из ближайших сподвижников бывшего президента генерал А. Хасан. В октябре 2002 года он был отправлен в отставку. Вместо него главой департамента Башар назначил командующего разведкой сирийских войск в Ливане Гази Канаана (покончил собой в феврале 2005 года после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири).

В сентябре 2003 года Башар отправил в отставку правительство, которое возглавлял Мустафа Миро. Новый кабинет было поручено сформировать председателю парламента Мухаммеду Наджи Атари. Арабские аналитики отмечали тогда, что смена правительства связана с новым импульсом, который хочет придать молодой президент процессу либеральных реформ. Атари - представитель радикальной фракции, выступающей за ускоренный перевод сирийской экономики на рыночные рельсы.

11 мая 2004 года лишился своего поста министр обороны, корпусной генерал первой степени Мустафа Тлас, занимавший это кресло 30 лет. Кстати, последние 20 лет он занимался не столько вооруженными силами, сколько литературным творчеством. На его место был назначен уже упоминавшийся Туркмани.

Следующим кандидатом на отставку может стать министр иностранных дел Фарук Шараа - глава МИДа с 1984 года. По данным арабской прессы, нынешний президент считает, что глава внешнеполитического ведомства не справляется со своими обязанностями и не может защитить позиции страны на международной арене.

В июле 2004 года в отставку ушел заместитель начальника генерального штаба корпусной генерал А. Сайяд. За ним отправились на покой другой заместитель начальника генштаба Ф. Исса, а также заместитель министра обороны, корпусной генерал А. Набби.

4 октября 2004 года Башар произвел серьезные перестановки в правительстве, отправив в отставку министров внутренних дел, экономики, информации, юстиции, промышленности, труда, здравоохранения и по религиозным вопросам. Главой МВД был назначен Гази Канаан, министром информации - главный редактор правительственной газеты «Баас» Махди Дахлалла.

Труднее обстоит дело со спецслужбами Сирии. Там перестановки (точнее, их последствия) взвешиваются и, по возможности, прогнозируются. Надо признать, что решиться на подобные перестановки в Сирии - дело весьма рискованное. Но, очевидно, находясь пять с лишним лет у власти, Асад-младший научился ориентироваться в ближневосточной действительности.

Нелишне напомнить, что при Хафезе Асаде в руках суннитов были сосредоточены широкие властные полномочия. Тлас занимал пост министра обороны, ныне опальный Абдель Халим Хаддам стал первым вице-президентом, Шехаби - начальником генерального штаба.

Тем не менее покойный Асад предпочитал полагаться прежде всего на своих родственников и друзей из числа алавитов. Родные братья президента (Рифаат, Джамиль, Исмаил, Мухаммед, Али Сулейман) получили ответственные должности в армии, государственных и партийных органах.

Не удивительно, что алавиты составили «теневой клуб избранных» («Высший алавитский совет»), принимавший решения по всем принципиальным и социально-экономическим вопросам. Алавиты взяли под свой жесткий контроль не только силовые ведомства, но и государственные структуры, экономические учреждения, часть крупного бизнеса.

Что ожидает нынешнего президента, учитывая его принадлежность к алавитскому меньшинству? Вопрос весьма актуален, если учесть, что в Сирии реально существует значительный потенциал недовольства нынешней властью, который может вырваться на поверхность с появлением подходящего повода.

Аналитики не исключают возможности попытки переворота со стороны мусульман-суннитов. Представители суннитского большинства недовольны всевластием алавитского меньшинства. Борьба за власть с клановой подоплекой не утихает в госаппарате и генералитете, рвутся к власти и представители новой бизнес-элиты. Враждебны нынешнему режиму исламские фундаменталисты, чье восстание покойный президент Асад жестоко подавил в начале 80-х.

Вполне вероятен и заговор генералов-алавитов в армии, недовольных Башаром, не имеющим, по их мнению, «военной косточки». Они (включая генералов-суннитов) также недовольны тем, что молодой президент вывел большую часть сирийских войск из Ливана. До сих пор эта страна была для них аппетитной кормушкой. А Башар одним своим распоряжением ликвидировал для многих влиятельных генералов источники дохода и хорошо поставленный бизнес - прежде всего, контрабандную торговлю.

Не все ладно и в самом семействе Асадов. Свои претензии на власть выдвинул живущий за границей дядя Башара Рифаат, который по-прежнему претендует «на престол». Он, бывший куратор сирийских спецслужб, прекрасно разбирается во всех нюансах внутриполитической борьбы в Сирии и имеет массу сторонников в спецслужбах и армии.

Поэтому не следует преуменьшать вероятность радикальной перестановки сил внутри сирийского истеблишмента в пользу суннитского большинства. Судьба мирного сосуществования в Сирии во многом зависит от того, насколько гибко Башар Асад будет вести конфессиональную политику…

В гражданской войне в Сирии Иран практически с самого начала играет очень важную роль. Руководство Исламской республики незамедлительно приняло меры для оказания военной помощи правительству Башара Асада. В Сирию прибыли подразделения Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), военные специалисты и инструкторы. Но кроме военнослужащих КСИР в Сирии воюют и формально не подчиняющиеся Ирану, но фактически находящиеся под его контролем вооруженные формирования. Речь идет о многочисленных военизированных шиитских отрядах, укомплектованных добровольцами и принимающих самое активное участие в боевых действиях. Таких «иррегулярных» формирований в Сирии сражается несколько.

Самым многочисленным и активным участником сирийской войны из числа шиитских организаций является ливанская «Хезболла». «Партия Аллаха», а именно так переводится название этой организации, была создана в Бейруте в 1982 году и объединила многочисленных в Ливане шиитов. С самого начала своего существования «Хезболла» поддерживает тесные связи с иранским Корпусом Стражей Исламской революции, являясь главным проводником интересов Тегерана в Ливане.

Лидер «Хезболлы» 58-летний шейх Хасан Насралла получил религиозное образование в иранском городе Кум – одном из священных центров шиитов всего мира. Именно этот человек превратил «Хезболлу» в мощную военизированную структуру и влиятельную политическую партию. Сегодня ливанцы говорят, что с помощью «Хезболлы» удалось вынудить израильскую армию уйти из Южного Ливана, где она находилась пятнадцать лет. Причем эту заслугу связывают персонально с именем шейха Насраллы. По сравнению с другими ближневосточными радикальными организациями «Хезболла» обладает очень мощными ресурсами – это и целая собственная армия, и политическое крыло, и финансовые структуры, и разветвленные сети представительств по всему миру, вплоть до Латинской Америки.

Естественно, что когда в соседней Сирии вспыхнула гражданская война, «Хезболла» не смогла остаться в стороне. Во-первых, в ее защите нуждались проживающие в приграничных деревнях ливанцы, что, кстати, использовалось руководством партии в качестве формального повода для объяснения своего присутствия в Сирии. Во-вторых, Башар Асад, как и его покойный отец Хафез, всегда покровительствовали «Хезболле» и поддерживали с ней тесные связи. В-третьих, участие в гражданской войне рассматривается и как помощь Ирану, как общее шиитское дело. Первое время «Хезболла» старательно опровергала участие своих бойцов в гражданской войне в Сирии, однако 4 мая 2013 г. Амин А-Саяд, один из ливанских лидеров партии, заявил, что воины «Хезболлы» действительно находятся в Сирии – для защиты страны от влияния Запада и Израиля и для охраны святых мест.

В Сирии «Хезболла» стала одним из самых мощных участников войны, благо она обладает хорошо вооруженными и подготовленными отрядами боевиков. Однако после перелома в войне и фактического разгрома террористов на большей части территории Сирии, между «Хезболлой» и другими сторонниками президента Асада наметились явные противоречия. Сирийское правительство не заинтересовано в том, чтобы «Хезболла» осталась на сирийской земле и контролировала пограничные территории, в том числе и сирийско-ливанскую торговлю.

Не выгодно пребывание «Хезболлы» в Сирии и Москве. Наша страна, сыграв ключевую роль в уничтожении террористов, имеет полное право настаивать на соблюдении своих интересов. Россия поддерживает хорошие отношения не только с Сирией и Ираном, но и с Израилем. Не зря премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху целый день 9 мая провел в Москве – бок о бок с президентом Владимиром Путиным. Но уход «Хезболлы» из Сирии противоречит интересам Ирана – еще одного влиятельного игрока, который, собственно, и привлек ливанских шиитов к участию в боевых действиях, вооружал и обучал их.

Кстати, за обучение «Хезболлы» в Сирии отвечает иранский генерал-майор Касем Сулеймани - командующий спецподразделением «эль-Кудс» (Иерусалим) в составе КСИР. На протяжении последних 18 лет он командует элитной бригадой «эль-Кудс», а до этого командовал частями КСИР в иранском Кермане, где смог нанести серьезный удар по местным наркоторговцам, ввозившим в страну афганский героин. Этот офицер считается одним из самых опытных иранских военачальников и, в то же время, достаточно загадочной фигурой, с которой и западные, и российские СМИ связывают практически все операции КСИР в Сирии. На Западе Касема Сулеймани демонизируют, в Иране считают настоящим национальным героем, всю жизнь защищающим интересы страны и ислама как на родине, так и за ее пределами.

Но ливанская «Хезболла» является далеко не единственным шиитским военно-политическим формированием, сражающимся на территории Сирии. После начала войны при прямой поддержке Ирана было организовано создание добровольческих бригад, в которые приглашались молодые мужчины – шииты из Ирака, Афганистана, Пакистана. В этих странах, как мы знаем, также проживают крайне многочисленные шиитские общины.

В ноябре 2014 г. была сформирована «Лива Фатимиюн» - «Бригада Фатимиюн», затем преобразованная в дивизию. По названию дивизии понятно, что оно восходит к имени Фатимы – младшей дочери пророка Мухаммада. В отличие от «Хезболлы», имеющей 36-летнюю , «Фатимиюн» создавалась исключительно в целях переброски в Сирию. Хотя командование бригады первоначально отрицало прямые связи с Ираном, понятно, что ключевую роль в создании «Фатимиюн» сыграли офицеры Корпуса Стражей Исламской революции. Личный состав бригады «Фатимиюн» комплектуется из граждан Афганистана – афганских шиитов – хазарейцев. Как известно, ираноязычные хазарейцы – народ монголо-тюркского происхождения, населяющий центральные районы Афганистана и составляющий не менее 10% населения этой страны. Хазарейцы исповедуют шиизм и говорят на одном из диалектов языка дари.

Численность бригады в разное время составляла от 10-12 тысяч до 20 тысяч человек. Естественно, что бригада комплектуется добровольцами, но недостатка в них нет – условия жизни в Афганистане не удовлетворяют очень многих молодых людей, а населенные хазарейцами районы отличаются бедностью даже на фоне остальной страны. Традиционно хазарейская молодежь пытается эмигрировать в соседний Иран, надеясь найти там работу, поскольку даже в отдаленных иранских провинциях устроиться и получать зарплату проще, чем в Афганистане. Но далеко не всем хазарейцам удается получить разрешение на работу и оформить все необходимые документы. Поэтому многие молодые люди и предпочитают записываться в «фатимиды» - кто из идейных и религиозных побуждений, а кто просто ради того, чтобы получить обмундирование, довольствие и .

Обучают и обмундируют хазарейцев в Иране, а далее они переправляются в Сирию, где и начинается их «путь воинов». Впрочем, среди бойцов «Фатимиюн» много не только совсем молодых парней, но и матерых боевиков, прошедших не один вооруженный конфликт в самом Афганистане. Ведь в разное время хазарейцы воевали и против советских войск, и против талибов, и против американцев, не говоря уже о противостоянии с формированиями многочисленных полевых командиров моджахедов – суннитов.

Конечно, было бы неправильно представлять, что все хазарейцы воюют в Сирии исключительно за деньги. Очень многие сражаются из идейных соображений, защищая шиитские святыни. Кроме того, у хазарейцев – свои счеты к радикальным суннитам, сражающимся против Асада. Когда в Афганистане пришло к власти движение «Талибан», хазарейцы стали подвергаться жесткой дискриминации, многие из них стали жертвами расправ со стороны талибов, которые, как известно, ненавидели шиитов.

Теперь афганские шииты мстят единоверцам талибов, только уже не в Афганистане, а в Сирии. Кстати, правительство Афганистана к участию добровольцев из числа своих граждан в сирийской войне на стороне Асада относится негативно. Во-первых, в Афганистане все же сунниты, а не шииты являются доминирующей религиозной общиной. Многие афганцы воюют в Сирии на стороне суннитских формирований против Асада. Во-вторых, что еще более важно, Кабул во многом продолжает зависеть от американской помощи, а участие хазарейцев в проасадовских формированиях – лишний повод для претензий со стороны Вашингтона.

Бригаду Фатимы на протяжении всего ее участия в сирийской войне бросают на самые тяжелые участки фронта, поэтому нет ничего удивительного в крайне высоких потерях – только в Алеппо и Дераа погибли как минимум 700 граждан Афганистана, проходивших службу в «Фатимиюн». 3 февраля 2016 года, когда проправительственные войска Сирии прорвали блокаду населенных шиитами городов Нубель и Аз-Захра на севере провинции Аллепо, ударную силу наступления составили «Хезболла» и формирования иностранных добровольцев – шиитов, включая и хазарейскую бригаду «Фатимиюн».

Впоследствии из «Фатимиюн» выделилась «Лива Зайнабиюн» - Бригада последователей Зайнаб, названная так в честь Зайнаб бинт Али – внучки пророка Мухаммада. «Зайнабиюн» была сформирована из добровольцев – граждан Пакистана. С 2013 года они служили в «Фатимиюн» вместе с афганцами, но по мере увеличения численности пакистанских добровольцев было решено создать отдельное формирование. Первоначально на него возложили задачи по охране шиитских святых мест на территории Сирии, но затем «Зайнабиюн» стала принимать участие и в многочисленных боевых операциях в Алеппо и Дераа.

Как и в случае с «Фатимиюн», подготовка «воинов Зайнаб» осуществляется при участии Ирана. Добровольцы – пакистанские шииты, преимущественно – выходцы из города Парачинар в Зоне племен на северо-западе страны. Кстати, в этом городе в декабре 2015 года на рынке произошел теракт, унесший жизни 23 человек. Так террористы из «Лашкар-э-Джангви» отомстили парачинарцам за участие в боевых действиях в Сирии на стороне Башара Асада.

Ирак – вторая в мире страна после Ирана, в которой шииты составляют более половины населения. Кроме того, Ирак имеет протяженную границу с Сирией и общие проблемы – и в Ираке, и в Сирии воюют террористы ИГИЛ (запрещено в России). Естественно, что сирийская война не обошла стороной и Ирак. В 2013 г. здесь было сформировано арабское шиитское ополчение «Харакат Хезболла Ан-Нуджаба», которое возглавил шейх Акрам аль-Кааби. Вооружение и военную подготовку иракских шиитов прямо взял на себя Корпус Стражей Исламской революции.

В состав ополчения входят «Лива Аммар Ибн Ясир» (Бригада Аммара Ибн Ясира), «Лива аль-Хамад» (Бригада Похвалы), «Лива аль-Имам аль-Хасан аль-Муйтаба» (Бригада имама Хасана избранника) и Освободительная бригада Голан. Название последней бригады прямо отсылает к Голанским высотам и раскрывает ее намерения – освобождение высот от израильских войск.

Практически сразу же после создания «Харакат Хезболла Ан-Нуджаба», его бойцы стали отправляться на войну в Сирию. Вместе с афганцами, ливанцами и пакистанцами иракцы играли ключевую роль в Алеппском наступлении в 2015 г. и в освобождении Нубель и Аз-Захра в 2016 г., где также понесли большие потери. В отличие от афганской бригады, иракская имеет еще более сильную идейную мотивацию, так как те боевики ИГИЛ, что свирепствовали в Ираке, потом частично перебрались и в Сирию. То есть, фактически это война против одних и тех же людей и группировок.

Таким образом, на протяжении практически всей гражданской войны в Сирии очень важную роль в поддержке правительственных войск играют многочисленные шиитские формирования из Ирака, Ливана, Афганистана и Пакистана. Численность «шиитских интернационалистов», сражающихся на стороне Дамаска, превышает численность иностранцев, приезжающих в Сирию воевать на стороне оппозиции. О притоке новых добровольцев активно заботится и Иран в лице командования КСИР.

Однако уже сейчас остро встает вопрос, что будет со всеми шиитскими формированиями после постепенного прекращения боевых действий. Если ливанская «Хезболла» и иракцы еще отступят в свои страны, то кто будет выводить афганские и пакистанские формирования? Ведь это десятки тысяч вооруженных людей, за несколько лет войны научившихся превосходно воевать. Возможно, Иран и где-либо еще задействует опытных бойцов для защиты своих религиозных и политических интересов, а, возможно, им просто придется разойтись по домам, вернувшись в афганские и пакистанские города и деревни.

В последний относительно мирный 2011 год в Сирии жили 20 миллионов 800 тысяч человек. В сентябре 2015 года 3,9 миллиона сирийцев покинули свою страну, еще 7,6 миллиона покинули свой город или свою деревню, ища в пределах Сирии более спокойного места обитания. 300 тысяч людей погибли за 2012‑й - сентябрь 2105 года, 200 тысяч томятся в застенках сирийских тюрем и лагерей по воле правящего в Сирии режима Башара аль-Асада. Война не просто коснулась, война жестоко расправилась почти с каждой сирийской семьей.

Трагедии такого масштаба даже Россия в Гражданскую войну 1917-1922 годов, пожалуй, не переживала. Но в чем причина этой колоссальной, по масштабам небольшой страны, трагедии, есть ли надежда на ее исчерпание, на восстановление мира и согласия на пропитанной кровью древней сирийской земле, земле, на которой тысячелетия листаются, как в России, - века?

Если народ жив, не важно, в Сирии ли, в изгнании, значит, надежда еще есть. Но чтобы наметить путь лечения, надо понимать, где истоки болезни. Они глубоки, очень глубоки, под стать самой сирийской истории. То, что происходит в последние годы и выглядит для одних как борьба народа за свободу и демократию, для других - как борьба законной власти против террористов и инсургентов, на самом деле есть лишь очередной пароксизм полуторатысячелетней борьбы между собой двух основных ветвей ислама - суннитов и шиитов.

В конце июля 657 года близ селения Сифино на Евфрате, разрушенного и обезлюдевшего незадолго до того во время победоносных войн Халифата с Византией, состоялось многодневное сражение между двумя арабскими армиями - армией наместника Сирии Муавийи ибн Абу Суфьяна и армией двоюродного брата Пророка Мухаммеда и его зятя - Али ибн абу-Талиба. Кстати, место это расположено в 40 километрах от того самого города Ракка, где ныне падают российские бомбы и ракеты.

Сражение завершилось безрезультатно, а шло оно за верховную власть над правоверными. Кто должен править уммой - собранием всех мусульман. Сторонники Али считали, что только Али и его прямые потомки и что халифа правоверных избирает Бог. Сторонники Муавийи были уверены, что любой достойный муж из племени Курайш - племени, к которому принадлежал Мухаммед, может быть халифом и что халифа избирает умма. Вспоминали слова Пророка - «моя община не сойдется на ошибке». В 661 году Али был убит. В 680 году близ Кербелы в сражении с сыном Муавийи погиб сын Али Хусейн. Две традиции власти среди мусульман - через Али и Божественное произволение (шииты - от шии ат Али - сторонники Али) и через всех родственников Мухаммеда - курайшитов и волю уммы (сунниты - от сунна - обычай, пример поведения - в данном случае - Пророка) - не прекращали борьбы с тех пор.

В X-XI веках это была жестокая война Фатимидских шиитских халифов Африки с Аббасидскими суннитскими халифами Сирии, Аравии и Египта, в начале XVI века - кровавое многолетнее соперничество шахиншаха Ирана Исмаила I Сефевида, провозгласившего шиитскую традицию обязательной государственной религией Ирана, и османского суннитского султана и халифа Селима I Явуза (Грозного), нещадно истреблявшего шиитов. В Чалдыранской битве близ озера Ван в августе 1514 года султан Селим одолел шахиншаха и отнял у него Ирак, Восточную Анатолию и Азербайджан. Но победа была хоть и убедительной, но не окончательной. Противоборство шиитов и суннитов продолжалось и внутри Османской империи, и между османами-суннитами и шиитским Ираном.

Продолжается эта война и ныне. Многим еще памятна война между иракским диктатором Саддамом Хусейном и вождем иранской джамахирии аятоллой Хомейни (1980-1988). Шиитский по большинству населения, но суннитский по правящей верхушке Ирак восемь лет сражался со ставшим после Исламской революции воинственно шиитским Ираном. Война закончилась перемирием и восстановлением status quo ante bellum, но на полях сражений осталось полтора миллиона погибших. Несравненно больше было искалеченных, отравленных газами, лишенных крова и имущества. Сирия, граждане которой преимущественно исповедуют суннизм, была на стороне Ирана в той войне.

Но почему же такое ожесточение полтора тысячелетия разделяет две ветви ислама, последователи которых равно чтут и Пророка Мухаммеда, и священный Коран?

Внешне спор идет о власти. Сторонники Али говорят, что последний праведный вождь общины (они их называют имамами), 12‑й имам - Мухаммед Аль-Махди ибн аль Ханафийа, пятилетним ребенком был скрыт от всех в 873 году, и он до сих пор пребывает в потаенном убежище, но он еще придет явно. Незримое общение с ним и есть то, что позволяет общине шиитов жить и управляет общиной.

На этом принципе основано современное иранское государство. Политически - демократия, с выборами президента и меджлиса, но над этой демократией стоит верховный правитель - рахбар, который общается со скрытым имамом и который выносит решения - фетвы, обязательные для президента страны, для меджлиса, от имени Мухаммеда аль-Махди. Вот этот 12‑й имам в шиизме - непререкаемая величина. Он, а соответственно и рахбар, обладают непогрешимостью (ишмах). Сейчас рахбаром Ирана является Али Хосейни Хаменеи (с 4 июня 1989 года). Рахбара избирает (и, если надо, смещает) совет из 86 муджтахидов - признанных народом людей, имеющих таинственное общение со скрытым двенадцатым имамом.

Итак, шиизм и суннизм - два разных мировидения. Суннитское мировидение в целом (хотя есть исключения в суфийских орденах) очень прагматично и позитивно. Оно сходно по отношению к человеку с лютеранством в христианстве. Любой образованный человек может толковать Коран, любой человек может высказывать свое мнение по тому, кого выбрать халифом.

Шииты же воспринимают мир как тайну, которая не может быть открыта любому, которую сам Бог открывает только избранным. Идея о том, что люди различны по степени откровения, очень сильна в шиизме. Есть вожди - и есть народ. Вожди не те, кто выдвинулся деньгами или хитростью, родовой знатностью, нет, вожди - это те, кто слышит голос скрытого имама, вожди - те, кто имеет видение тайного света, который исходит от него. Они должны управлять правоверными. Халифы, управлявшие уммой после Мухаммеда, даже те, кого сунниты именуют праведными - Абу Бакр, Омар и Отман, для большинства шиитов они - узурпаторы и самозванцы. Тем более узурпаторами являются для них все халифы суннитов после Али, вплоть до нынешнего и многими суннитами не признаваемого вождя ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ) - Абу-Бакра аль Багдади. Так что раскол глубок.

Разумеется, на уровне мистиков, и суннитских, и шиитских, никакой вражды друг к другу нет. Мистики понимают, что пути разные, веры разные, но они видят одни высшие ценности, одни цели и в общем-то уважают друг друга: «Кто отшельник, кто мусульманин, кто шиит - почитатель имамов, но все они принадлежат к одному племени, племени людей», - гласит древняя поговорка Востока.

Но политики - всегда политики. И сила политика заключается в том, чтобы каким-то образом рекрутировать, как сейчас любят говорить политологи, себе сторонников. Конечно, это могут быть родственники, но их мало; это могут быть вассалы, но и их мало; нужны какие-то большие совокупности. Какие это совокупности? В первую очередь, конечно, религиозные. Потом появились национальные общности, этнические, расовые, социальные, классовые. Но эти разделения стали значимыми намного позже, в лучшем случае в конце XVIII века. А религиозные разделения весьма древние. Столкнуть адептов разных традиций, разделить их по принципу: свой-чужой, сверхчеловек-недочеловек, праведный-неправедный, ангел-свинья - для политика милое дело. Тогда при некотором умении и даре за тобой пойдут миллионы совершенно незнакомых тебе лично людей.

Тем более религиозные общности - это самое сильное, это то, что обнимает человека целиком. Когда призывают людей объединяться на уровне социальном, или классовом, или национальном, тогда многое в религии противоречит этим призывам. Для мусульман это вообще невозможная вещь, потому что все, что не в Боге, - это уклонение, это ширк, это ересь. И национализм, и социализм - это ересь для правоверного мусульманина, да, по большому счету, и для христианина.

И еще одно. Все движения, кроме религиозных, не обнимают человека целиком и не дают ему вечности. Да, здесь ты решаешь какие-то национальные проблемы, социальные проблемы, а как же с вечностью? Обычно все эти националистические и социалистические движения в плохих отношениях с религией и, значит, с вечностью. И поэтому эти движения оказались сравнительно слабыми. Два века, помутив мир, собрав свою жатву в виде десятков, если не сотен миллионов жизней погибших и пострадавших людей, они, в общем, более-менее сейчас ослабли. А на их место пришла опять извечная религиозная идентификация как главная политическая сила для рекрутирования сторонников. В этом смысле можно сказать, что 11 сентября 2001 года, когда были обрушены нью-йоркские небоскребы, это начало новой старой эры. Той новой старой эры, когда вновь религия явно и властно для всех стала доминирующим фактором политического процесса, и об этом все заговорили.

И полуторатысячелетняя распря шиитов и суннитов тоже сбросила свои модные идеологические покрывала и предстала в первозданном облике конфликта, в котором вожди используют религиозную идентификацию людей как главное средство политического рекрутирования. И хотя соотношение суннитов и шиитов в мире совсем не равное - суннитов среди мусульман 83%, а шиитов, соответственно, около 17%, на Переднем Востоке их силы сравнимы - огромный мощный Иран, большая часть Ирака (2/3 населения примерно - это шииты), Азербайджан, Бахрейн, Йемен, большие группы шиитов в Ливане, меньше в Сирии. В Афганистане и в Саудовской Аравии около 15% населения - шииты.

Но вернемся в Сирию, в созданное французами в 1919 году Государство алавитов. Кто такие алавиты? Сами алавиты говорят, что они - обычные шииты, такие же, как в Иране. Но это - абсолютная неправда. И надо сказать, что эта абсолютная неправда религиозно обусловлена. Дело в том, что все шииты применяют к себе такую категорию, как «такиях» - сокрытие истинной своей веры. Часто бывшие в меньшинстве, гонимые, они приспособились к тому, что иногда приходится скрывать свою истинную веру. И алавиты публично говорят не то, что есть на самом деле. Уже в 1973 году Совет 80 алавитских шейхов объявил, что они такие же шииты-двунадесятники, почитающие 12 имамов, как и все основные шииты, как шииты Ирана, как шииты Ливана, «а все, что еще приписывают нам, далеко от истины и придумано нашими врагами и врагами Аллаха».

Но на самом деле все совсем не так просто. Когда в конце 1960‑х годов Сами Джунди, сам шиит-исмаилит, министр информации у диктатора Сирии алавита генерала Салаха Джадида, предложил опубликовать священные книги алавитов - и тогда все поймут, что алавиты действительно нормальные шииты (а книги эти никогда не публиковались, и религиоведы спорят: одни говорят, что они есть, другие говорят, что их вовсе нет), всесильный военный диктатор Джадид ответил, что если он это сделает, «меня наши шейхи разорвут на части».

Но кто же такие алавиты? Алавиты - это те же арабы, но исповедующие особую религию, которая объединила в себе элементы ислама, христианства и очень ранних дохристианских верований арамейского населения Сирии. Важнейшим моментом, который делает эту религию абсолютно невозможной ни для суннитов, ни для шиитов, является Учение о вратах.

Признавая, как и двунадесятники, 12 имамов, алавиты говорят, что с каждым из них общаться можно только через особого человека, у каждого из этих имамов есть свои врата - баб по-арабски. И только через такого человека-врата можно обращаться к имаму. Бабом самого Али является Салман аль-Фариси. Основателем же этого религиозного движения является последний баб Абу Шуайб Мухаммад ибн Нусайр - это баб 11‑го имама аль Хасана аль Аскари, умершего в 874 году. По его имени мусульмане часто именуют алавитов нусайритами (поскольку самоназвание «алавиты» происходит от имени халифа Али, и мусульманам такое спряжение с «сектантами» кажется оскорбительным). У 12‑го «скрытого имама» своего баба нет. Мухаммад ибн Нусайр помогает верующим общаться и с 12‑м имамом.

Символ веры алавитов звучит так: «Верую и исповедую, что нет иного Бога, кроме Али ибн Абу Талиба, достопоклоняемого (аль мабуд), нет иного покрова (хиджаб), кроме Мухаммеда достохвального (аль махмуд), и нет иных врат (баб), кроме Салмана аль Фариси, предопределенного (аль максуд)».

Во‑первых, это прямое обожествление человека, чего, конечно, ни один нормальный шиит себе не позволяет. Во‑вторых, это - Троица. И они прямо говорят о Троице, о том, что Али - это сущность, Мухаммед - это имя, а Салман Аль-Фариси - это врата. Это, конечно, калька с христианства. Христос, с точки зрения мусульман, человек. А главный догмат ислама, который разделяют все мусульмане, - это догмат божественного единства, таухид. У алавитов очевидное нарушение этого догмата и, следовательно, многобожие, с точки зрения мусульман. Кроме того, алавиты верят в переселение души после смерти в иное тело. И только у алавитов это новое тело человеческое. Мусульмане же по их представлениям становятся ослами, христиане - свиньями, а евреи - обезьянами.

Что касается обрядов, то средневековые путешественники, сунниты, которые описывали алавитов в XIV веке (Ахмад ибн Таймия, Ибн Батута), в один голос говорят, что они не признают никаких мусульманских постов, ограничений и омовений, что они почитают Христа, апостолов, многих христианских мучеников, и в дни праздников мучеников именуют себя их именами, что они творят ночные мессы, на которых они причащаются вином и читают Евангелие, что они имеют два уровня посвящения: посвященные - хасса и простолюдины - амма, а женщины вообще не могут участвовать в их религиозных действиях ни в каком виде. Что они почитают Солнце, Луну и звезды, также и связывают их с Христом и Мухаммедом. Мухаммеда именуют Солнцем.

Очевидно, что это никакой не ислам. Французский ученый Жак Велерс, посвятивший в 1940‑е несколько фундаментальных книг алавитам, считал их верования «деформацией принесенного крестоносцами или раннего христианства, соединенного с пережитками древнего язычества». Эти люди именно потому, что они не мусульмане, не христиане, не иудеи, не имели своего миллета, то есть своей официальной религиозной общины в Османской империи, они были гонимы, их несколько раз хотели уничтожить полностью. И не уничтожали только потому, что если их уничтожить, кто бы обрабатывал в Латакии земли? А земля принадлежала богатым суннитским и православным землевладельцам, и они просили султанов оставить алавитов в покое.

Алавиты были очень бедными людьми, это были самые низы общества, они никогда не могли даже налог собрать. Они продавали своих дочерей для самого непотребного бизнеса в города еще в османское время, сами нанимались рабами на время, а то и на всю жизнь, чтобы просто иметь пропитание. Это было нищее земледельческое сословие, и даже их шейхи были людьми сравнительно бедными. Бедные, да еще иноверцы, да еще и язычники. Их называли кафирами и мушрикунами, то есть неверными и многобожниками. Они были презираемы и суннитами, и христианами. Они жили веками в этом жалком состоянии, но хранили свою веру. Ибн Батута говорит, что суннитские халифы заставили их построить мечети, но они в них делают стойла для своего скота.

Когда началось арабское национальное возрождение, наиболее образованные алавиты мечтали, что они, арабы по языку, станут равными суннитам и арабам-христианам. Но очень быстро они поняли, что богатые сунниты, их господа-землевладельцы, как презирали, так и продолжают гнушаться ими. И тут пришли французы. И если для арабов‑суннитов французы были обманщиками, подлецами и захватчиками, то для алавитов французская оккупационная администрация генерала Гуро была принята как манна небесная.

Сунниты практически полностью отказались сотрудничать с оккупационной администрацией, а алавиты, наоборот, с готовностью на это пошли. И французы в благодарность создали в Латакии Алавитское государство, в котором алавиты составили 2/3 населения. И во всей Сирии в войска, в местные, туземные сирийские войска, так называемые Troupes Spciales du Levant, набирались в основном именно алавиты. Другие, например, друзы, - тоже очень своеобразная религиозная группа, они себя считают отдельной религией, хотя у них есть отдаленные связи с шиизмом, - подняли в 1925 году восстание против французов, и их, естественно, в армию не брали. А вот алавиты никаких восстаний не поднимали, и их брали с удовольствием. Потом оказалось, еще когда алавиты не были у власти, в независимой Сирии в 1955 году, что алавиты, насчитывая 8 - максимум 11% населения Сирии, составляют 65% унтер-офицерского состава сирийской армии и более половины офицеров (57%). Их охотно брали в сирийскую армию потому, что они прошли современную военную выучку во французских туземных частях, а сами они охотно шли в военные школы, так как не имели денег учиться на гражданские профессии, а военное образование было за счет государства.

Корреспондент телеканала "Аль-Джазира" Сафван Джуллак - сириец. Знаком с ситуацией в стране изнутри. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов о религиозной составляющей сирийского конфликта.

- Мы знаем, что в Сирии живут сунниты, шииты, алавиты... Алавизм - одна из ветвей шиизма. Якобы шииты отличаются от суннитов тем, что настаивают: умму должен возглавлять лишь прямой наследник пророка Мухаммада (мир ему), а у суннитов такого нет. Неужели из-за этого столько крови? Насколько важна в сирийском конфликте религиозная составляющая?

Сейчас религиозный фактор уже важен. Есть такое правило: если ваши враги сильны, то их нужно разделить. В арабском мире нет лучшего способа, чем разделение на религиозной почве.

Например, в Ираке много шиитов и много суннитов. До того, как туда влезла Америка, никто не говорил о разночтениях. Люди жили мирно, независимо от того, кто как молится или одевается. Разделение на шиитов и суннитов – искусственный процесс. Постарались американское ЦРУ и "израильский" "Моссад".

Пять лет назад в Сирии жили абсолютно мирно и шииты, и сунниты, и алавиты. У меня были друзья среди одних, других и третьих, у нас общая Родина. Сирийская революция – это революция свободы. В первую очередь народ хотел свободы и ничего другого. Потом Запад начал разжигать грязную смуту между суннитами и шиитами, фактически заставив их воевать между собой. Сирийская революция превратилась в гражданскую войну. С Капитолия наблюдают, как Сирия разрушается своим народом, как народ воюет сам с собой...

Этот же процесс поедает и сирийскую оппозицию. Она очень разношерстная. Как я уже говорил, чтобы уничтожить врага, его нужно разделить. Несмотря на то, что разных батальонов очень много, ни та, ни другая сторона не добьются успеха. У каждого свои цели.

- Приходилось читать, что алавиты всегда были самым бедным людом и потому охотно шли в армию. От того и отцу Башара Асада - алавиту Хафезу Асаду было не сложно провести госпереворот, ибо все офицеры были алавиты. Это правда?

Нет. Когда в 1970 году Хафез Асад совершил переворот и стал единоличным властителем, лишь тогда убрал всех суннитов с руководящих постов в армии и спецслужбах и назначил алавитов, которым доверял. Хафез Асад и его сын Башар доверяли руководящие должности в стране алавитам, курдам, туркменам, всем, кроме суннитов. Это продолжалось долго и в результате они сделали из Сирии королевство под вывеской "республика".

86% населения Сирии - сунниты. Башар Асад боялся и до сих пор боится суннитов. Ибо меньшинство (алавиты) управляет большинством.

Кстати, когда началась т.н. "арабская весна", на улицы вышли и сунниты, и шииты, и курды, и туркмены, не вышли только алавиты. И это их ошибка...