Базаров демократ-разночинец? Решит суд! Сочинение на тему демократизм базарова Демократы в отцы и дети

«Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны бар вызывает к себе чувство ответной ненависти. Его «схватки» с Павлом Петровичем - отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. В свою очередь «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он не верит в бога, отрицает религию и этому отрицанию остаётся верен до конца: перед смертью он отказывается причаститься, и религиозные обряды над ним совершили тогда, когда «он впал в совершенное беспамятство».

Базаров - человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему «сильная и тяжёлая» страсть, он сумел одержать над ней нелёгкую победу, и насколько он здесь оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила сзоим «спокойствием»!

В истории дуэли с Павлом Петровичем Базаров обнаружил своё духовное превосходство над противником, вынужденным признать, что «господин Базаров вёл себя отлично». Несомненна его затаённая под внешней суровостью большая любовь к своим «старикам». Великолепно написанные картины болезни и смерти Базарова дорисовывают образ этого «гиганта» чертами глубокой и жизненной правдивости.

Тургеневский герой решительно отрицает всякое искусство: музыку, поэзию, живопись. Нелепым и смешным ему кажется то, что Николай Петрович «с чувством играет на виолончели сладостную мелодию Шуберта, читает Пушкина. Кстати, ни биографии, ни творчества Пушкина Базаров не знает: он полагает, что Пушкин «в военной службе служил», приписывает поэту такие слоза, которых тот никогда не писал и не произносил. Рафаэль, по мнению Базарова, «гроша медного не стоит», а русские художники - «и того меньше».

Материализм Базарова - поверхностный, грубый материализм. Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Подобные взгляды на природу, на любовь также были чужды тем революционерам-разночинцам, которые считали своими вождями Чернышевского и Добролюбова. Тургенев огрубил и обеднил образ своего героя, заставив его высказать мысль о том, что между женщинами «свободно мыслят... только уроды», показав его безразличие к делу освобождения женщины от общественного и семейного угнетения, лишив его мечты о социалистическом будущем родины.

В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всём и до конца правдивый образ революционного демократаразночинца.

В романе нет биографии Базарова (нет истории того, как он вырос и сложился как человек), а главное, он показан вне своей деятельности: читатель не видит ни базаровского «дела», ни той среды, где Базаров «свой». Отсюда - некоторая неполнота его образа, в котором не дорисованы черты Базарова-деятеля. Есть и недосказанность в характеристике его политических взглядов, объясняемая тем, что он гостит у «чужих» - у «феодалов» Кирсановых, у «герцогини» Одинцовой. С кем из них он может говорить о своём «деле» всерьёз, найти сочувствие и единомыслие? Якобы передовая женщина Кукшина, «либерал» в «славянофильской венгерке» Ситников ещё менее могут вызвать Базарова на полную откровенность. «Чужой» он и под родительским кровом. Для отца Базаров - будущий знаменитый медик. Для матери - «Енюша» и «красавчик», и когда Базаров с ней, ему «сказать нечего». Либерал, «постепеновец», Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова (но отнюдь не «базаровщину» - практику общественной «ломки») «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Он не хотел придавать ему ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всётаки обречённая на погибель, потому что она всё, таки стоит ещё в преддверии будущего...» Образом Базарова Тургенев высказал мысль: «русские Инсаровы» пришли, но не пришло ещё их время.

Базаров говорит Аркадию на прощанье: «Мы прощаемся навсегда... для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат» дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уже воображаете себя молодцами,- а мы драться хотим. Ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить: а нам это скучно - нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты мякенький, либеральный барич. Прощайте, синьор!»

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «Демократ до конца ногтей» Базаров . И в закладках появилось готовое сочинение.

Урок –семинар «Демократ – разночинец Евгений Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» (2ч.)

Оборудование урока:

Книжная выставка» Базаров в русской критике;

Иллюстрации обучающихся «Мое представление о Базарове»;

Репродукция картин художников второй половины 19 века(Левитана, Репина);

Письма учеников «К Базарову»;

Эпиграф, конспекты

Критических статей Писарева, Антоновича, Герцена, карточки для индивидуальной работы, ученические рефераты.

Основные вопросы, которые были рассмотрены на уроке:

1. Сложность и противоречивость характера Евгения Базарова.

2. Базаров – труженик науки, мыслитель и ученый.

3. Духовная красота и нравственная безупречность Базарова.

4. Нужны ли Базаровы России?

5. На чьей стороне я в споре о Базарове?

6. Базаров и мои современники.

7. Моё отношение к Базарову.

Вступительное слово учителя:

Ребята, в процессе изучения романа «Отцы и дети» мы с вами столкнулись с трудными вопросами человека и природы, вопросами любви и чести, искусства и культура, наконец, с таким сложным героем, что возникла необходимость разобраться и провести данный семинар, тема которого «Демократ-разночинец» Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети».

Приступая к разговору о Базарове, вы должны помнить, что современники ожидали найти в нем идеал, на который можно было равняться, которому можно было подражать. Вместо этого они получили сложный и противоречивый характер. В тургеневском герое многое вызвало сомнение, несогласие и даже протест. Итак, в чем сложность и противоречивость характера Евгения Базарова?


Обобщение учителя по вопросу «Сложность и противоречивость характера Евгения Базарова»:

Итак, мы пришли к выводу, что Базаров действительно и противоречив, и сложен. В самом деле, умный человек, а отрицает, казалось бы, очевидное. Он провозглашает: «Исправьте общество и болезней не будет». Вопрос вот только, как исправить? Базаров этого не знает. Отрицание же очевидных истин можно объяснить его мировоззрением, позицией труженика и исследователя. Это его сильная сторона. Слабость же в том, что Базаров не понял, что искусство и природа – союзники человека в познании и переделке мира.

Достоевский назвал Базарова тоскующим героем. Нигилизм не приносит ему удовлетворения. Тому, что отрицает Базаров, нечего противопоставить. Он неудовлетворен собой. Отсюда метания и противоречия.

Вопросы, которые возникли в процессе разбора проблемы, сводились к следующему:

Кто вам ближе, Базаров или Николай Петрович с его музыкой и поэтичностью?

Кто из поэтов все-таки ближе Базарову и почему?

Почему в романе о нигилисте врывается тема любви?

Учитель: Говоря о людях, подобных Базарову, Добролюбов заметил, что они решаются собственным умом проверить чужие , внести в чужие системы собственные мысли и ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания «чистой» истины.

Обобщение по вопросу «Базаров – труженик науки, мыслитель и ученый».

Новаторство Тургенева заключается в том, что он впервые мировоззрение, мысль сделал темой своего романа. Основной труд Базарова – труд мысли. Его критическая мысль не довольствуется готовыми истинами. Критерием научной истины становится опыт. Достоверность знаний он проверяет опытом. Знание, творчество, поиск – вот вечные непреходящие ценности. Это убеждение не только героя романа, но и самого автора.

Вопросы и задания, возникшие в процессе обсуждения проблемы:

Базаровский интеллект торжествует над ограниченностью отцов (особенно в 10 главе), Фенечка жестами показывает, как вертит он Кирсанова «так и этак».

Докажите словами.

Есть ли у Базарова единомышленники?

Верно ли, что Базаров «ничего не уважает, ни во что не верит»,- как считает Павел Петрович?

Обобщение выступлений учащихся.

Учитель: Ребята, вы в основном верно разобрались в данном вопросе. Базаров-личность. Я бы сказала - цельная личность. Он прост в одежде, прост в обращении с людьми. Тот факт, что с разными людьми обращается по-разному, объясняет его честностью. Скажем, с Аркадием Базаров говорит небрежно, так кто такой Аркадий в глазах Базарова? Юнец, не знающий ничего в жизни. Да, он многое отрицает, так это не из глупого упрямства, он отрицает то, что, по его мнению, отвлекает человека от настоящего дела. А ведь дело, за которое взялся Базаров,- красивое - изменить жизнь общества. Чего стоит самостоятельность его суждений, его трудолюбие: «Приехал в гости, чтобы… работать». Даже то, что из неразделённой любви он выходит несломленным, говорит, что него надежная опора-труд. И конечно же, вы верно выбрали в качестве доказательства цельности натуры, которую Писарев сравнивает с подвигом. Пред смертью раскрываются лучшие качества Базарова - неугасимая любовь к Одинцовой, тщательно скрываемая прежде любовь к родителям и красоты натуры.

Обобщение по вопросу «Духовная красота и нравственная безупречность Базарова».


Тургенева всегда волновал вопрос о полноценной человечной личности. Он искренне обрадовался, когда Достоевский увидел в его герое «признак великого сердца». Итак, великое сердце Базарова, его духовная красота и нравственная безупречность…

Базаров – герой страдающий. Порой к нему приходят мрачные мысли. Вспоминайте его рассуждения о лопухе над могилой и о белой избе для Филиппа или Сидора. Так стоят ли будущие поколения жертвы? Нужны ли Базаровы России?

Обобщение.

Вопрос о том, нужен ли Базаров России, не был ясен только самому герою, да и только из-за его чрезмерной взыскательности к себе. Тургенев на этот вопрос отвечает положительно в эпилоге романа. Иронический рассказ Тургенева о мнимом благополучии и так называемом счастье героев – не более, как укор живым в их призрачной жизни. Всем им так не хватает страстного, бунтующего сердца Базарова. Ведь вся его жизнь – это вызов существующему строю. И верно было Базарову «предназначение великое». Смерть Базарова не значила гибель всех идей и стремлений. О спокойствии, о вечном примирении говорят в последних строчках романа Тургенева. Но не к смирению зовет книга. Страстное, бунтующее сердце Базарова зовет следовать за ним в его борьбе за счастье России.

В какой сцене показано моральное превосходство Базарова, где «сливки» явно не хороши?

Какова символика заключительных строчек романа?

Прослушивание реферата обучающегося

Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым -- спорам между либералами и демократами.

В названии тургеневского романа “Отцы и дети” сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа -- разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы “отцами”, а демократы, отстаивающие новые идеи, -- “детьми”.

Павел Петрович -- умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком “либеральным и любящим прогресс”. Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: “Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?” -- “Что это, допрос?” -- спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел...”. Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.

Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни -- это уже прогресс.

Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, -- именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.

По моему мнению, в романе показан один представитель “детей” -- Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать “русским Инсаровым”. Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас -- в вас или во мне -- он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете”.

Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. “Нет, -- решила она наконец, -- бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению “отцов”.

И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

роман тургеневский либеральный демократия

Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший.

А. Грибоедов
Ярким солнечным днем двадцатого мая тысяча восемьсот пятьдесят девятого года к постоялому двору на шоссе подкатил тарантас, из которого вышли два молодых человека. Как мы узнаем позже, это Евгений Васильевич Базаров и его приятель Аркадий Кирсанов. Однако стоит напрячься, почему автор уже в начале произведения называет точную дату происходящих событий. Перенесемся мысленно в эпоху конца пятидесятых годов девятнадцатого столетия. "Да ведь это же час перед отменой крепостного права",- скажете вы. Действительно, в эти годы обнажился кризис крепостнической системы, но тогда же случилось не менее важное для РФ событие - выход на арену борьбы за освобождение народа нового типа общественного деятеля - революционера-демократа. Причем это рождение шло в острейшей борьбе с отживающим свой век либерализмом.

Что же такое либерализм и демократизм? Либерализм возник как прогрессивное течение и означал любовь к народу, протест против всего темного и притеснительного, уважение к искусству, науке. Но с течением времени это движение утратило свои начальные принципы, пошло на компромисс с реакцией. Его сущностью стала броня привилегий господствующего класса и в тоже час борьба против уродливых форм эксплуатации, но только путем реформ: ведь либерализм был противником движения масс. "Болтунами, хвастунами и дурачьем" назвал либералов Н. Г. Чернышевский.

И в это же час в непрерывной борьбе с либерализмом происходит процесс становления революционной демократии, которая последовательно и реально боролась за подлинные интересы народа. И. С. Тургенев, обладающий исключительным даром угадывать зарождающееся явление, выразил в своем ро мане "Отцы и дети" идейные споры либералов и демократов, художественно воплощенных в образах господ Кирсановых и разночинца Базарова.

Познакомимся с героями поближе. В образе Евгения Базарова сконцентрированы мельчайшие крупинки свойств, присущих молодому поколению. Тяжелая, бедная, трудовая жизнь в молодости приучила его к лишениям, выработала презрение к комфорту и изяществу, сделала сильным и суровым. "Демократом до конца ногтей" называет его автор. Труд, созидательная дело, жизнь, приносящая реальную пользу,- вот идеал Базарова. Годы упорной работы сделали его образованнейшим человеком. Его основной предмет - естественные науки. "Да он все знает" - эти слова Аркадия прекрасно характеризуют кругозор Евгения. Глубокое изучение естественных наук сделало его материалистом, опыт стал для него единственным источником познания. Материалистическое миросозерцание породило нигилизм Базарова, то есть отрицание устаревших авторитетов, принципов жизни, отношение ко всему с критической точки зрения. Это отрицание носило революционный смысл, заключавшийся в бескомпромиссной борьбе с барством, в решительном разрыве с либерализмом, презрении к фразерству. "И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером",- отмечал Тургенев.

И вот тот самый передовой, мыслящий революционер-демократ попадает в гнездышко либералов Кирсановых. В лице Николая Петровича писатель показал черты умеренно-либерального дворянства, стремящегося к различным преобразованиям и не отвергающего возможности компромисса с демократами. Николай Петрович - мягкий, чувствительный, гуманный человек, любящий искусство, чувствующий красоту природы. Свое призвание он видит в хозяйственной деятельности, осуществлении преобразований в поместье, улучшении жизни крестьян. Как стремится он приспособиться к новому времени, поспеть за жизнью! "Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями",- досадует он. Но, несмотря на его трудолюбие и рвение, все начинания кончаются крахом, "и недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из старого дерева", а все поместье имело плачевный вид.

Став мировым советником, он "трудился изо всех сил". В чем же содержится его неустанный труд? Да в том, что Николай Петрович "беспрестанно разъезжает по своему участку" и "произносит длинные речи". Вот он, российский либерализм со своей дряблостью и бессилием!

Старшего Кирсанова, Павла Петровича, в противоположность Базарову можно назвать "аристократом до конца ногтей". Аристократизм и англоманство - один из принципов этого человека, без которых он не мыслит своего существования. Во внешности (аккуратно выбритый подбородок, красивые ногти, прекрасные белые зубы), в одежде (накрахмаленные воротнички, изысканный костюм) и в поведении (приятный звук, легкий наклон головы, отказ от рукопожатия с Базаровым) чувствуется охота щегольнуть своим аристократизмом. В молодости Кирсанов блистал в свете, его ожидала блестящая карьера, но несчастная любовь сломила светского льва, и жизнь его стала пустой. Найти службу он не захотел и, дожив до седин без цели и дела, приехал к брату в деревню, где, окружив себя изящным комфортом на английский вкус, превратил свою жизнь в спокойное прозябание.

Спокойное, размеренное существование господ Кирсановых прерывает неожиданный приезд Евгения Базарова, демократизм которого с первой же встречи восстанавливает против себя аристократа Павла Петровича. Все в нем: от "длинного балахона с кистями", "красной руки" до самоуверенного, независимого обращения - вызывает неприязнь Кирсанова, которая вскоре перерастает в открытую ненависть. Различные взгляды героев на жизнь неизбежно ведут к столкновению двух лагерей. "Меж ними все рождало споры": и пути развития страны, и назначение человека, и отношение к народу, и вопросы о материализме и идеализме, науке, искусстве, природе.

Одним из принципов Павла Петровича является проповедь политических свобод, прогресса, конституции, гласности. "Меня все знают за человека либерального и любящего прогресс",- говорит он о себе. Но эта половинчатость, трусость целей либерализма, конечно же, пребывает в противоречии со взглядами демократизма. Базаров отрицает все "в людском быту принятые постановления", то есть всю систему общественного устройства во имя полезности.

"Мы действуем в силу того, что мы считаем полезным". "Строить - не наше дело. Сперва нужно место расчистить",- говорит Базаров, выражая этими словами сокровенные мысли.

Революционность мышления Базарова, смелость его воззрений - все это накладывает особый отпечаток на его личность. Именно это больше всего и злит Павла Петровича, больнее всего бьет его по "чувству собственного достоинства". Лекарский сын представляет силу, угрожающую сословию аристократов. Может быть, Павел Петрович очень хотел бы унизить Базарова, представить его грубым, неотесанным мужланом. Базаров же не так мелок, чтобы обратить свое возмущение против незначительного "уездного аристократишки". У него есть более серьезный противник - самодержавно-помещичий строй.

Дуэль решит вопрос о том, кто из них является носителем истинного благородства и настоящего чувства чести. Тургенев предоставил Павлу Петровичу самому ответить на тот самый вопрос. И Павел Петрович почувствовал себя нравственно побежденным.

Разночинная демократия делала решающий шаг на пути к революционному свержению эксплуататорского строя. Вот почему такие люди, как Базаров, никогда не исчезнут с лица земли, они будут вечной частицей жизни. Они "драться хотят", а без их бунтарства невозможно рождение нового.

«Отцы и дети» показал острые проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали российское общество. Этот роман И. С. Тургенева - отражение общественного конфликта 60-х годов XIX века, глубина которого показана на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах был характерен глубокий демократизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и детей.

Базаров - демократ-разночинец. Эти люди, чаще недворянского происхождения, трудом пробивали себе дорогу в жизни и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих людей. «Мой дед землю пахал», - говорит Базаров о своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину.

Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление романа в дворянской среде в «балахоне» уже само по себе вызов условностям, умышленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на «обнаженную красную руку» Базарова - это рука человека, для которого не чужд физический труд. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.

Мы видим, что праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный труд является содержанием его жизни. «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжает и в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Каково же отношение к Базарову основных героев романа? Николай Петрович - добрый и мягкий , поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже боязнью: «Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия». Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: «.„Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем». Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и «по-своему… аристократ не хуже Павла Петровича» старик Прокофьич. Он называл Базарова живодером и прощелыгой и уверял, что он «с своими бакенбардами - настоящая свинья в кусте».

Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и робкая Фенечка «до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его», когда заболел ее сын. А «дворовые мальчишки бегали за «дохту-ром», как собачонки». Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он «все-таки свой брат, не барин».

Столкновение Базарова и Павла Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных убеждений, было неизбежным. Павел Петрович «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки не мог, Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с «невыразимым спокойствием». Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа («чувствительно вам обязан», «честь имею кланяться»…). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума - трезвый, здравый и ясный.

В спорах «господина нигилиста» Базарова и «феодала» Кирсанова затрагиваются почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы с либералами: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о значении науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова-к обличению этого порядка.

Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров придерживается противоположного мнения. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.

Порой позиция Базарова, «который ко всему относится с критической точки зрения», отличается крайностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней - огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»).

Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать главного - того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Базаров - гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он чужой. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных - барин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.

Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Это прежде всего «маленький либеральный барин» Аркадий. Однако его увлечение Базаровым - не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически. Ситников и Кукши-на видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой «моде». Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая, сильная натура.

Сам Тургенев понимал, что этот герой «все-таки стоит еще в преддверии будущего». «Отцов и детей» в письмах признается: «Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель». Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой . И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою «Отцов и детей»: «.„у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!