Белый бим черное ухо повесть вопросы. Внеклассное чтение по повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо». методическая разработка (6 класс) на тему. Рефлексия. Написание синквейна

Представляем вам викторину по знаменитой повести «Белый Бим Чёрное ухо» писателя Гавриила Троепольского! Викторину составили юная пиратка из команды нашего детского сайта-фрегата Леся Максим и её мама Кристина.

Писатель Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Окончил сельскохозяйственное училище. Первые пять лет после того (1925-1930 гг.) работал сельским учителем.

Первая литературная попытка Г. Н. Троепольського относится к 1938 году. Тогда в альманахе «Литературный Воронеж» был опубликован его рассказ «Дедушка». Примерно в 1953-1954 гг. к его предыдущим рассказам добавилось ещё несколько, и вышла целая книга, которую читатели и критики оценили как вещь талантливую и самобытную. В 1956 году вышла вторая книга - «У крутого яра». По его сценарию был поставлен кинофильм «Земля и люди». В сорокавосьмилетнем возрасте Г. Троепольский стал известным писателем - случай в истории литературы очень редкий. Произведения писателя переведены на многие языки народов СССР и на иностранные языки.

В повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971 г.) Г. Н. Троепольский с большой верой показывает победу добра над злом и неправдой, поднимает сложные нравственные проблемы. Это произведение отмечено Государственной премией СССР за 1975 год.

Коротко о произведении. Эта широко известная повесть о собаке - умном, добром сеттере Биме, и о людях - добрых и злых, который встречает на своем пути Бим. Он, ища своего хозяина Ивана Иваныча, попадает в различные приключения, преодолевает расстояние, боль и страх, но всё равно не покидает надежды на то, что он найдёт своего хозяина и они будут вместе, как прежде.

Вот что в предисловие к своей повести написал сам автор, Гавриил Троепольский. Прислушайтесь:
«...Читатель, друг!.. Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным...
...И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом - слово . Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности.
...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние.
...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле...»

Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Цели:

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными.

Тип урока : Урок доброты.

Методы : словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.

Приёмы: сравнение, анализ.

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудовани е:

1. Портрет Г.Н.Троепольского
2. Текст произведения

3. Карточки с заданиями

4. Иллюстрации к тексту

5. Текст стихотворения «Не будь жестоким»
.

6.Проектная работа учащихся.

7. Видео материал.

8. Музыкальное сопровождение

Ход урока:

1.
Организационный момент
Мы улыбкой как солнышком брызнем,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Мы улыбкой умеем делиться

И ответную искру зажечь.

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания . Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?

(Г.Н. Троепольский)

На доске вывешивается портрет писателя и название повести.

-Назовите главного героя повести.

Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?

На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима

-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)

Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.

-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.

Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.

-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).

-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)

-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)

-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.

1. Зашевелился осколок
2. Ивана Иванович в больнице

3. Бим ищет хозяина

4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми

5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима

6. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4
. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»
О ком эти слова?

«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею….(Степановна)

Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)

«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)

Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика)
1) Работа по тексту
- Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133.
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?


( Просмотр фрагмента гибели Бима )
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)

-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)

-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

Работа по вариантам:

1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?

2 вариант «Эх,если бы Бим был человеком..»

У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие

Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.

Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.

Синонимы апатия, чёрствость,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.

6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца».

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,

И на людей так жалобно смотрела,

Но люди обходили стороной.

Собачка жалобно скулила

И от прохожих помощи ждала,

А от голода и боли выла,

Была под сорок градусов жара.

Но люди проходили мимо,

Едва лишь на щенка взглянув,

Другие пробегали торопливо,

И головы не повернув.

Я тоже мимо проходил,

Я в школу очень торопился,

Спасая от жары, под куст собачку посадил,

В надежде после школы возвратиться,

Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,

Ты, потерпи немножко,

И накормлю, и напою,

И вылечу больную ножку.»

В тот день мне на уроке не сиделось,

Всё грезились её глаза,

Молящие, просящие, как в горе у людей,

И с них катилась крупная слеза.

Когда к собачке подошёл,

Она уже мертва была,

Напрасно на людей смотрела,

Напрасно от бездушных помощи ждала.

И тут ко мне девчушка подбежала:

«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»

И на валявшийся булыжник показала,

Что весь в крови испачкан был.

И крикнуть захотелось громко:

- Что же вы, люди, так черствы,

Не помогаем братьям меньшим в горе,

И не спасаем от беды!

Где ж ваша человечность и добро,

Иль при рождении не досталось,

Или с годами вас покинуло оно,

Или не гложет вас сомнение,

Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,

Кто-нибудь бездушный, без стеснения,

Камень злобы не положит на душу тебе.

Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.

Представление проекта учащимися

1.Тема, цели и задачи.

2.Актуальность проблемы и пути решения.

3.Представление работ учащимися.

Понравилась вам работа наших ребят?

Что они хотели донести до вас?

5. Заключительная часть урока
Слово учителя

-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Выставка книг о собаках.

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды,

Есть великаны, это –доги

Коротконогие бульдоги.

Ленива сытая хозяйка,

И такса кнопочка лентяйка,

Бесстрашен пограничник воин

И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса- кулак и скряга,

Под стать ему Репей дворняга,

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пёс хороший друг

Зависит от хороших рук!

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?

-Почему повесть так названа?

-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?

- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он

познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7 .Рефлексия

В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу,если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите –красный.

Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)

8.Домашнее задание

1.Композицию

2. Письмо другу

Урок внеклассного чтения

в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»

Тип урока: комбинированный. Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести). Цели урока:
    образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов; развивающая: развитие речи учащихся; воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
Подготовка к уроку:
    организация домашнего задания; самостоятельное чтение повести; нарисовать иллюстрации; ответить на вопросы:
    какие чувства вы испытывали, прочитав повесть? какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ. как вы понимаете, что такое зло и что такое добро? какие художественные средства использует автор при описании героев?
индивидуальные задания для учеников – консультантов:
    сообщение о жизни писателя; подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста; выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака», С.Никулина «Белый Бим»; составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».
Оформление доски:
    презентация урока; выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»; эпиграфы к уроку.

ХОД УРОКА

    Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2. Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать слайд 3;
    Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт потому, что есть книги, питающие надежду.
Г.Н.Троепольский
    В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.
Г.Н.Троепольский
    Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»; Учитель:
- Здравствуйте!

Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?...
(Л. Новикова)

    Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним); Словарная работа:
Добро - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности. Зло - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее отрицательные нравственные ценности.
    Вопросы к тексту:
    Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом? Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?
- каким видел Бим хозяина? - почему Иван Иванович привязался к Биму?
    Как шло взросление Бима?
    К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина? Каких плохих (злых) людей встречает Бим? Как меняется его состояние после встречи? Кто для Бима является олицетворением добра?
    Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8); Индивидуальное задание: ученик комментирует путь – схему «Поиски хозяина»; Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:
- Ребята, что происходит с Толиком после этого эпизода? - Умеют ли животные плакать как люди? - Найдите и зачитайте когда впервые Бим заплакал? 11. Как автор художественными средствами раскрывает чувства Бима? (слайды 10,11,12,13,14)
    Символ дверь
    Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество "Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим... Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии..." Двойные, тройные определения:
    одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс", "добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками", "что-то незнакомое, таинственное".
Цветные эпитеты:
    "...дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье", "...с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике...", "в сером пиджаке".
Сравнения:
    "седой, как снег" Иван Иванович; "Серый человек храпит, как заяц под берлогой...", "Серый врал, как заправский сочинитель".

Метафоры:

    «...ветки... будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь... Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми...» «лес вздохнул»
    Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на земле!)
12. Выводы по уроку: (слайд 15) Следы Бима на земле:
    Хрисан Андреевич и Алеша; Толик и родители Толика; Толик и Алеша; Собаколовы и собака Лохматка; «…большой город заговорил о Биме».
Новый Бим. Надежда (слайд 16):
      «Добрых людей много». «Дружба и доверие не покупаются и не продаются»… «Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов…»
13. Памятник собаке (слайд 17); Ученик читает стихотворение на фоне музыки: С грустью брожу я по городу, Озадачен вопросом одним: «Где же разыскать эту гордую Собаку, по имени Бим!..» Мне в твоё ухо бы чёрное Прошептать, как ты мною любим, Мысли твои я прочёл бы я, Ты – друг мой, ты – ласковый Бим, Город встречается с вечером, И трамваи проходят звеня. Ищет тепла человеческого Мой Бим. Так ищи же меня!» С.Никулин «Белый Бим» 14. Слово учителя. Вы помните, ребята: Толик найдёт Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?

(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед злом…) Почему (Он верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…) как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним? Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для собак. Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»). Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова .
Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина: Слышу – выстрел стихает Над простором лесным… А мне кажется – лает Белый Бим, Белый Бим. И доверчиво смотрит В человечьи глаза, Будто вовсе не помнит Ни скитаний, ни зла. В ясный день и под вечер, Под ненастьем любым Выбегает навстречу Белый Бим, Белый Бим… Дай обидчику сдачу И не сгинь в темноте, И душою незрячих Научи доброте. Учитель: Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»? Обобщение. Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте. Какой след в душе у вас оставила книга, ребята? (Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно внутри… Как много злых людей...) Заключительное слово учителя : Мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим: чувство печали не терпит громкоголосья… Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению». 15. Домашнее задание. Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести (раздаточный материал предлагается каждому ученику).

Цитаты из повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное Ухо", 1971 Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. 7

Ведущий 1 . Ребята! Сегодняшнюю нашу встречу мы начинаем немного необычно. Назовите свой любимый праздник.

Ответы детей:

— Новый год.

— День рождения.

Ведущий . Большинство из вас ответили — день рождения. И я не стану спрашивать, почему: ясно и так! Именинный пирог со свечами, сюрпризы, подарки. Представьте себе, у писателей тоже бывают дни рождения.

29 ноября 1905 года в селе Новоспасовке Воронежской области родился русский писатель Гавриил Николаевич Трое- польский, автор очень известной книги «Белый Бим Черное Ухо», и в прошлом году у него был юбилей — 100 лет. Самым лучшим подарком для писателя будет то, что мы вспомним о нем самом и его замечательной книге.

Гавриил Троепольский написал цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953 г.), повесть «В камышах» (1963 г.), где поэтизируется земледельческий труд, природа; пьесы, публицистику, но, видимо, у каждого писателя есть книга, особенно дорогая ему. Книга судьбы. И в своей книге писатель обращается к вам, ребята!

Писатель . Читатель — друг, к тебе обращаюсь! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну-две сатирические картинки. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Главное, я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. Впрочем, ведь я пишу только о собаке...

Ведущий 2 . Кто в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, любящее, ласковое существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость, и горе. Конечно, мечта о собаке — мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше той заботы, которая требуется от нас.

Чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,

За нами сейчас же

Помчались вприпрыжку

С пути нам случается сбиться

(Кругом темнота, и не видно не зги),

Но нам не дадут насовсем заблудиться

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Пусть в чаще

Свирепые хищники воют —

Тебе не страшны никакие враги.

«Не бойся, мы рядом!» — тебя успокоят

Мордашка, хвост и четыре ноги.

А если порою

Тоска тебя гложет

(Бывает такая тоска, хоть беги).

Что тебе так никто не поможет, как

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса,

Маленечко каши...

(Короче, влезать не придется в долги!..)

Матрасик в углу...

И вот они — наши:

Мордашка, хвост и четыре ноги.

(Б. Заходер)

Ведущий 1 . Среди собак встречаются злые, агрессивные, трусливые, но предательство собаки — дело неслыханное. Наоборот, ради обожествленного хозяина они готовы на все. Вот величественный, благороднейший поступок собаки, хозяев которой фашисты бросили в концлагерь. Сеттер Сильва каким-то немыслимым образом разыскала лагерь, куда заточили ее хозяев. Она прорыла ход под колючей проволокой и по ночам (днем застрелит охрана!) приносила вконец изголодавшимся людям то косточку с остатками мяса, то сырую морковку. Сама Сильва была худющей, как скелет.

Ведущий 2. А вот поступки другого кормильца — спаниеля, жившего в Париже в начале века. Спаниель добывал клиентов мальчику — чистильщику обуви. Пес пачкал в луже мохнатые лапы и как бы нечаянно наступал на башмаки прохожих. Если же клиентов было вдоволь, спаниель мирно лежал возле маленького хозяина.

Ведущий 1. Еще в древние времена воспевали собачью преданность. Например, славили Меламфита — пса, который уплыл в море вслед за своим господином, не взявшим его на корабль. А единственному оставшемуся в живых боевому псу, спасшему Каринф от атаки врагов, из казны выдали дорогую награду — массивный серебряный ошейник с надписью «Защитник и спаситель Каринфа». Какой же тогда ошейник (золотой, бриллиантовый?) нужно было надеть на Дика? Эта овчарка в трудные годы Великой Отечественной войны по запаху взрывчатки нашла 12 тысяч немецких мин и огромную бомбу с часовым механизмом, спрятанную фашистами в фундаменте здания. Не менее знаменит ратный труд небольшой серенькой Дины. Она обезвреживала мины, доставляла донесения, уходила в немецкий тыл и подорвала фашистский эшелон... После войны Дину прикомандировали к Музею боевой славы. Здесь она и дожила до глубокой старости.

Ведущий 2. Много тысяч лет назад дикая собака подошла к костру первобытного человека и стала его другом. Человек кочевал с места на место, добывая средства к существованию. Помогала ему в этом собака, великолепное чутье которой, быстрота ориентации делали ее неоценимым союзником людей.

Разнообразие человеческой деятельности, в которой собака находит применение, и направленный отбор, привели к выведению необходимых пород. Породы собак отличаются по внешнему виду и рабочим качествам. До 1973 года у нас в стране было принято разделение собак на три группы: служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.

Разносторонне применение служебных собак: они охраняют вместе с пограничниками границы нашей Родины, отыскивают и обезвреживают преступников, помогают пасти скот. Нередко в мире то тут, то там случаются землетрясения. Туда посылают собак для участия в спасательных операциях. Благодаря их нюху десятки жертв были спасены из-под завалов.

Проходя таможню, ты можешь видеть, как спаниель или Лабрадор обнюхивают мотор, колеса и бамперы машины. А в аэропорту обнюхивают вещи пассажиров. Собака старательно ищет наркотики.

В Европе совершенное обоняние собак используют даже при поиске украденных музейных экспонатов, картин. На все ценные предметы во избежание неприятностей наносят неядовитую химическую смесь. Ее состав держат в тайне, и только несколько собак знакомы с этим запахом.

Ведущий 1 . Собака может быть настоящим другом, который скрашивает вашу жизнь и даже помогает человеку остаться здоровым. Дружеское присутствие собаки — лучшее лекарство от грусти и одиночества. Простое ее поглаживание успокаивает. Если у тебя серьезные огорчения, ты скорее доверишь их своей собаке, чем родителям. Она не станет судить, плохо это или хорошо, она выслушает тебя, лизнет своим мокрым языком, как бы говоря: «Не бойся, я с тобой!»

Ведущий 2 . Писатели, делая собак персонажами своих произведений, использовали возможность показать человека как бы со стороны, высвечивая его хорошие и не очень стороны. Не случайно русская литература дала такие широко известные, нестареющие шедевры, как «Муму», «Каштанка», «Белый пудель», «Сны Чанга». И повесть «Белый Бим...» — это повесть о чести и достоинстве, о верности и преданности. Это размышление о жизни, с предельной интонацией доверия и искренности.

Вопросы к обсуждению книги Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»

1. Вспомните и перескажите понравившиеся вам эпизоды.

2. Как вы думаете, на чем основывалась дружба человека и собаки? Приведите примеры.

«Бим — пес с выдающимися способностями, так-таки и остался сомнительным — свидетельство родословной не выдали. Дважды Иван Иваныч выводил его на выставку: снимали с ринга без оценки. Значит — изгой. Хозяин взял Бима на колени и гладил его шерстку. Биму было тепло и уютно. Он тут же понял, не важно, кто его хозяин, важно — он хороший и близкий. А человек посмотрел на портрет женщины и проговорил:

— Видишь, мне стало легче. Я уже не одинок».

Или случай на охоте. «Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем веселый и радостный, вернулся. Но что это значит? Хозяин сумрачен, смотрит строго, не ласкает. Все было ясно: ничего не чует его друг! Несчастный друг... Бим как-то осторожно лизнул руку, выражая этим трогательную жалость к выдающейся неполноценной наследственности самого близкого ему существа. С этого дня Бим понял, что только он один может узнать, где птица, и что хозяин-то беспомощен, а нос у него пристроен только для виду. Игра на равных: хозяин без чутья, собака без ружья.

Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

3. На что Бим обиделся на своего хозяина в весеннем лесу?

«— Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! — воскликнул Иван Иванович, увидев подснежник.

— Здравствуй, первенький!

Бим понял точно: «Здравствуй!» сказано не ему. А Иван Иванович еще и наклонил нос собаки к цветку. Такого Бим вынести уже не мог. Он отвернулся, затем незамедлительно отошел и лег на полянке, всем видом выражая одно: «Ну и нюхай свой цветок!» Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом, и это было обидно. А для Ивана Ивановича подснежник этот — первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие. Бим этого не понимал, но разве мог бы Иван Иванович вынести столь жуткое одиночество, если бы не было Бима. Дома отношения наладились, и этот день, если бы они вспоминали, казался бы им огромным счастьем».

4. За что Тетка написала жалобу на Бима?

«...В этот момент зашел человек:

— У вас, значит, собака, а у меня жалоба на нее, — и протянул бумагу.

— Глупости здесь, — сказал Иван Иванович. — Чепуха. Бим — собака ласковая, никого он не укусил и не укусит никогда, никого не обидит. Собака интеллигентная. Вы позовите жалобщицу.

Бим знал ее: небольшого роста, визгливая, она целыми днями сидела на скамейке во дворе с другими свободными женщинами. Однажды Бим даже лизнул ей руку (не от избытка чувств к ней лично, а к человечеству вообще), отчего та взвизгнула и стала кричать что-то на весь двор, обращаясь к открытым окнам:

— Укусить хотел! Укусить! Почти укусил!

Что уж она кричала, Бим не понял, но испугался, бросился прочь и зацарапался в дверь домой. Больше вины его перед Теткой не было. Тетка стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. По этим жестам, по этим сердитым ее взглядам Бим понял: за то, что лизнул не тому, кому надо. Молод, молод был Бим, и невдомек ему было, что обвиняли его ложно».

5. Как хозяин Бима попал в больницу?

«Как-то после охоты Иван Иванович пришел домой, покормил Бима, лег в постель, не поужинав и не выключив свет. В этот день Бим здорово наработался, потом быстро уснул и ничего не слышал. Но в последние дни стал замечать, что хозяин все чаще ложится днем, о чем-то печалится, иногда охнет от боли.

— Худо мне, Бим, плохо. Осколок... подполз под сердце. Плохо, Бим.

Приехала «скорая помощь». Ивана Ивановича уложили на носилки. Бим сел у носилок и положил на них лапу. Иван Иванович пожал ее.

— Ждать, мальчик. Ждать.

Ждать! Вот теперь вся цель жизни Бима».

6. Кто помогал Биму, пока не было Ивана Ивановича?

Девушка Даша. Соседка Степановна. Мальчики Алеша и Толик.

7. Как Бим относился к детям?

«Бим относился к детям особо, а теперь он окончательно убедился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это не собачье дело — рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди».

8. А как он относился к взрослым?

«После разлуки с Иваном Ивановичем Бим стал (чутьем, что ли) определять, кого надо обходить стороной. Добрых было огромное большинство, злых — единицы, но все добрые боялись злых, не хотели с ними связываться. Бим же — нет, не боялся, но ему было не до них. Познание человеков расширялось и углублялось, а с собачьей точки зрения он уже не казался идеалистом, готовым вилять хвостом каждому прохожему. Бим за короткое время стал худущим, но серьезным псом, и у него была цель жизни — искать и ждать».

9. Почему Бима стали звать Черноухом?

«Итак, Бим продан за деньги. Он понимал, что происходит не то, совсем не то. Но человек, пахнущий травой, был явно добрый, и Бим пошел с ним рядом, печальный и расстроенный.

За деньги люди продали доброе имя Бима. Хорошо, хоть Бим не знал этого, как не знал и того, что за те бумажки иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого! Но Бим теперь обязан забыть свое имя. Что ж поделаешь — тому, значит, быть. Только не забудет он своего друга Ивана Ивановича».

10. За что охотник побил Бима?

«Охотник Клим не мог понять в своем озлоблении, что Черноух не приучен рвать подранков и душить их, что это ниже достоинства интеллигентного сеттера, что сеттер не терпит таких охотников, как он. И тут Клим с размаху ударил Бима изо всей силы носком громадного сапога в грудь снизу...

Бим охнул. Как человек охнул: «За что?!» — и смотрел мучительным страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.

С Бима спросили больше того, что он может; от него потребовали: ты должен, обязан сделать то, что не можешь сделать против своей собачей чести и совести. За неисполнение жестоко и свирепо избили. А он, Бим, не позволит душить подранка».

11. Как вы думаете, почему ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным?

«Для собаки это естественно. Люди придумали превозносить это чувство как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу, когда благородство души -— само собой разумеющееся состояние».

Один из классиков сказал: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак».

12. Как по-вашему, поведение Тетки, отца Толика, охотника — это норма или жестокость?

Душевная глухота, неспособность сострадать есть проявление жестокости.

13. Смогли Бим оказать влияние на людей, героев повести?

а) «Степановна раньше была равнодушна к собакам (собака и собака, делов-то!), а Бим заставил ее любить, заставил своей добротой, доверием и верностью своему другу — человеку».

б) «Семен Петрович, папа Толика, не учел маленького обстоятельства, что дружба и доверие не покупаются и не продаются. Но Бим, наш добрый Бим, оставил след в душе папы Толика. Может, это был укор совести? От нее никогда и никому не уйти. Бим разбудил в нем совесть».

в) «Молодой Иван слишком уж близко принял к сердцу свою маленькую ошибку. На обратном от леса пути, где похоронили Бима, он вдруг остановил фургон и выпустил Лохматку.

— Беги, собака, в деревню, спасайся, там цела будешь!

Стало окончательно ясно, что он считает себя тоже виноватым в гибели Бима. И это делает ему честь.

Вот и еще один след на земле доброй, преданной и верной собаки».

14. Повесть заканчивается гибелью Бима. Не думаете ли вы, что зло одержало победу, что оно сильнее гуманности и добра?

Ответы детей.

Повесть Троепольского утверждает идеи добра, разума, справедливости. Добро в повести активно, оно вступает в борьбу с бездушием и подлостью. Хозяин нашел собаку погибшей, но он узнал тех, кто пытался помочь Биму, и все они стали его друзьями. Одна из важнейших мыслей повести Гавриила Троепольского — человек не может быть одиноким.

Ведущий 1 . А жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Может, через много-много лет наши мальчишки, Толик и Алеша, расскажут своим детям про Бима. Ведь любой отец или дедушка, если у них был друг — собака, не преминет рассказать детям и внучатам о забавных или печальных событиях, происшедших с нею.

В городе Вероне стоит памятник Биму безо всякого постамента, прямо на земле. Тревожно вглядывается пес в толпу прохожих, ждет своего хозяина, и обязательно дождется.

Ведущий 2. У тебя пропала собака? Или кошка? Расстраиваться и плакать по этому поводу — только время терять. Надо взять себя в руки и действовать.

Правда, пожарные с милицией тут тебе вряд ли помогут. Друзей из беды выручат только друзья.

Шарик, домой!

Если ты обнаружил пропажу животного, первое, что ты должен сделать, — это поискать рядом с домом. Обследуй все окрестности, зовя своего питомца по имени.

Объявление.

Пропала Собака! Белая с коричневыми пятнами (девочка). Кличка — Маруська. Нашедшего или видевшего просьба обращаться в кв. 116.

Ваши документы?

Некоторые животные не любят носить ошейники и бирки, но ты должен приучить своего питомца к ним как можно раньше, ведь никто не знает, в какой момент он убежит. Повесь на шею любимца жетон, на котором.будет написано твое имя и фамилия, адрес и обязательно телефон. Можно написать все это даже на ошейнике.

Понравилось отдыхать

Если животное убежит из дома и начнет бродяжничать где-нибудь в ближайших окрестностях, у тебя больше шансов его найти. Хуже, если кот или собака убежит во время загородной поездки или во время летнего отпуска у моря. В этом случае на ошейнике нужно обязательно прикрепить адрес и телефон тою места, где вы отдыхаете. Таким образом, если твой питомец потерялся, нашедший его человек может связаться с тобой, где бы ты ни находился.

Защита на все случаи

Неприятно то, что бездомных животных подбирают непорядочные люди, которые потом их продают. В этом случае ошейники и жетоны не служат защитой, так как их легко можно снять. По желанию хозяев, ветеринары делают татуировку на внутренней стороне задней лапы или уха твоего зверя. Этот код вводится в специальную базу данных. Тогда, если животное найдут, то служба приюта, запросив базу данных, сможет идентифицировать питомца и вернуть его хозяевам.

Фотка тоже документ

Опытные хозяева знают, что обязательно нужно на всякий случай иметь под рукой фотографии своих братьев меньших. Если пес исчез, ты можешь в объявлении о пропавшей собаке дать и ее фотографию. Тем больше вероятность, что тебе принесут именно твое животное.

Колышется ветром листок на заборе...

Большинство людей находят своих любимцев, развешивая объявления вокруг того места, где пропало животное. На таком объявлении должны быть следующие сведения: порода, рост, вес, особые приметы, кличка, на которую отзывается животное. Кроме этого: дата пропажи, твой адрес и номер телефона. Не забудь снять эти листки после того, как питомец воротится на место.

Ведущий 1 . Ну, а теперь несколько конкурсов.

К столику приглашаются два участника. У каждого набор открыток, изображающих ту или иную породу собак. Ведущий зачитывает описание породы, игрок находит и поднимает эту открытку.

Конкурс I. «Узнаю любимую породу»

1. Одна из самых крупных собак. Ох, и красив пес — представительный, внушительный, солидный. Характер у него уравновешенный, как у хорошо воспитанного гражданина. Дрессируется превосходно. Силенки у него — не всякий человек может похвалиться такой, поэтому не пытайтесь применить к нему силу: надо убеждать уговором, лаской.

2. Нет другой собаки, которая бы так хорошо плавала и так люб ила воду. Собака красивая, с длинной волнистой шерстью, нрава доброго и покладистого. Рассердить ее трудно, лает редко.

(Ньюфаундленд, или водолаз)

3. Эта собака очень красива. Шуба — главное ее украшение, пожалуй, ни одна собака не может похвастаться такой. Морда заостренная, похожа на морду борзой, ушки остроконечные, приподнятые. Окрас обычно из сочетания 3-х или 2-х цветов: белого, коричневого, иногда черного. (Колли)

4. Охотничья порода. Приземистая, коротконогая, с вытянутым туловищем. Окрас одноцветный рыжий разных оттенков. Рост 17—25 см. Используется для охоты на лисиц и барсуков в норах. Обладает хорошим чутьем, злобностью к зверю, настойчивостью к преследованию. (Такса)

5. Декоративная порода. В течение долгих столетий жила только в китайском императорском дворце и его садах в Пекине. Право разводить этих собак было предоставлено только императорам. Другим это было запрещено под страхом смерти. Маленькая, живая, различного окраса: золотистого, серого, пятнистого. Рост до 25 см. Независимая, умная, смелая, преданная хозяину. (Пекинес)

6. До чего величественный пес! Поражает в нем все! И размеры. и удивительно разумное, прямо-таки человеческое выражение «лица». Голова большая, массивная, шерсть такая, что до тела не доберешься. Эти собаки часто спасали людей, являя пример милосердия. Одной из них в Швейцарии в горах поставлен памятник.

(Сенбернар)

Конкурс II. «Выбери правильный ответ»

1. Что такое кинология?

а) наука о кино

б) наука о собаках (в переводе с греческого «киноз» — собака) +

в) наука о путешествиях

2. Что важнее для собаки?

а) нос (чутье) +

в) умение быстро бегать

3. Собака виляет хвостом:

а) просится на прогулку

б) отгоняет мух

в) выражает дружелюбие +

4. Если собаке жарко, она:

а) высовывает язык +

б) обмахивается хвостом

в) купается в луже

5. Если собачий хвост опущен между задними лапами, это означает:

а) они у собаки замерзли

б) таким способом заметает следы

в) он что-то натворил и боится неприятностей +

6. Собака визжит, если:

а) она голодна

б) случается неприятная для нее ситуация +

в) гонится за кошкой

7. Любимая порода современных президентов:

а) доберман

б) лабрадор +

в) командор

8. Порода Артемона («Буратино»)

а) пудель +

б) крендель

в) арлекин

г) дуремар

9. Главный герой в фильме «Ко мне, Мухтар!»

а) дворняга

б) Ю. Никулин

в) овчарка +

г) майор Пронин

10. Умещается на ладошке, и выгуливать не надо

а) чау-чау

в) чи-хуа-хуа +

Конкурс III. Литературный

(Для проведения этого конкурса необходимы две пары карточек. На одной написаны клички собак, на другой — названия произведений.)

Ведущий 2. Каждый владелец собаки знает, что у его любимца определенный характер и надо уметь вести себя с ним гак, чтобы обе стороны, т. е. владелец и его собака, были довольны. При помощи данного теста можно определить характер твоей собаки, а заодно и друзей-собачников, ведь недаром говорят, что собаки похожи на своих хозяев.

1. Как ведет себя твоя собака в чужом районе?

а) Она любопытна и сразу «идет в разведку» 0

б) Ей нужно немного времени для того, чтобы освоиться с новыми условиями 1

в) Боится и не отходит от тебя ни на шаг 2

2. Кто чаще ищет контакта?

а) Одинаково часто собака и я 0

б) Чаше собака приходит ко мне 1

в) Чаще я должен (а) подойти к моей собаке 2

3. Случается ли, чтобы ваша собака рыскала по квартире? а) Только тогда, когда в квартире что-то изменилось 1

б) Нет, это ее не интересует 2

в) Да, она очень любознательна 0

4. Где спит ваша собака?

а) На своей подстилке 0

б) На ковре 1

в) В моей кровати 2

5. Сидишь в кресле, в комнату входит собака — что она делает?

а) Садится или ложится где-нибудь 2

б) Садится или ложится рядом со мной 1

в) Подходит и хочет, чтобы ее взяли на колени 0

6. Кто может погладить или взять на руки твою собаку?

а) Люди, которых она любит 0

б) Только другие члены семьи 1

в) Только я 2

7. Выполняет ли собака твои команды?

а) Естественно, как и следует хорошо воспитанной собаке 2

б) Вообще-то нет, всегда делает, что хочет 1

в) Обычно да, но иногда делает по-своему 0

8. Как ведет себя твоя собака, если ты не даешь ей еды в обычное время?

а) Она ведет себя беспокойно 1

б) Просто напоминает мне о еде 2

в) Подбегает и смотрит с упреком мне в глаза 0

9. Разборчива ли она в еде?

а) Не очень, но не ест все подряд 1

б) Очень разборчива 0

в) Ест все, что дадут 2

10. Как реагирует, когда хочешь с ней поиграть?

а) Обычно ей не хочется 2

б) Иногда играет, иногда нет 1

в) Играет всегда очень охотно 0

11. Как она ведет себя, когда к тебе кто-то приходит?

а) Если чувствует, что человек мне нравится, то ведет себя дружески 0

б) Сразу же прячется, и выходит тогда, когда гостей уже нет 2

в) Недоброжелательно, рычит на чужих 1

12. Что происходит, если она встречает на улице другую собаку?

а) Обнюхивает ее с интересом 0

б) Рычит и защищает свой участок 2

в) Не удостоит ее даже взглядом 1

Подведем итоги

0—8 баллов.

Твоя собака необыкновенно требовательна. Тебе удалось прекрасно ее воспитать. Она обладает сильным характером, настойчивостью, личным обаянием и всегда знает, чего хочет. Она заслужила награду.

9—16 баллов.

Твоя собака обладает достаточно выработанным характером. Она находится на верном пути к тому, чтобы стать сильной «личностью», но еще не всегда знает, чего хочет. Над ее воспитанием надо немного поработать, и она станет весьма симпатичной.

17—24 балла.

Твоя собака не очень требовательна, и у нее слабо развит характер: этакий пес-простак. Приспосабливается к актуальной ситуации, невынослива, со слабой волей. Очевидно, она разбалована домочадцами и немного капризна.

Ведущий 1 . Чудачеств много... Например, в Англии некая расторопная мисс получала немалый доход от гадания на собачьих лапах. Мисс утверждала, будто ей ничего не стоит узнать характер щенка и его будущую судьбу. Не зарождается ли новая ветвь стародавнего гадания по ладони?

Ведущий 2. А во Франции, наоборот, хотят по собаке узнать характер хозяина. Вот какую заметку не так давно опубликован один из журналов. «Скажи, какая у тебя собака, и я скажу, кто ты», — уверяет французский зоопсихолог Доде. По его мнению, владельцы пуделей — люди скупые, собственники, овчарок — лишены чувства юмора, те, у кого таксы, — великодушны, у кого доги — мужественны. Самые же лучшие люди те, у кого живут фокстерьеры. Некий владелец овчарки подал на Доде в суд «за оскорбление». И Доде заявил судьям: «Вот, видите сами...»

Разделы: Внеклассная работа

Цель: формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и аргументировано отстаивать свое мнение.

Ход мероприятия

Ведущий: 29 ноября 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского. Он прожил долгую жизнь, 90 лет, и оставил добрый след на земле. Г.Н. Троепольский более 20 лет проработал сельским учителем и агрономом в Воронежской области. С 1937 года стал печатать свои рассказы и очерки в газетах и журналах. Наибольшей популярностью у читателей пользуется его повесть “Белый Бим Черное ухо”. В 1975 году повесть была удостоена Государственной премии СССР, был снят художественный фильм. Сегодня мы с вами проводим читательскую конференцию по этой повести.

Наша цель: в коллективном обсуждении нравственных вопросов, которые поставлены писателем в этой повести, прийти к определенным выводам. Наш разговор о добре и зле, о верности и предательстве, о равнодушии и бессердечности людей.

В конференции принимают участие:

Литературовед – Берг Яна,
Кинокритик – Грибанова Катя,
Журналист – Гаврилов Алексей,
Кинолог – Брежнева Вика.

Во всех своих произведениях Г.Н. Троепольский страстно защищает все живое на земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой, учит добру.

К читателям своей книги Г. Троепольский обратился с такими словами: “…Читатель-друг! …Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать”.

Слово предоставляется литературоведу, который познакомит нас с биографической справкой о творчестве Г.Н. Троепольского.

Ведущий обращает внимание на выставку книг, отмечает, что эта повесть много раз переиздавалась, показывает разные издания.

Вопрос: Г.Н. Троепольский посвятил повесть своему наставнику. Назовите имя этого человека. (Повесть посвящена памяти А.Т.Твардовского, который многое сделал для творческой судьбы Г.Н. Троепольского, читал повесть в рукописи и одобрил ее.)

Слово литературоведу – справка о Твардовском.

Ведущий: “Белый Бим Черное ухо” – трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

Вопрос: Бим – главный герой повести. Какой породы Бим? (Сеттер – гордон.)

Вопрос: Какова родословная Бима? Почему его окрас является нетипичным для этой породы? (Он альбинос, у него белое ухо; это признак вырождения породы).

Ведущий: Кинология – это наука о собаках. Слово предоставляется кинологу. (Короткая справка о сеттерах.)

Вопрос: У каждой собаки, как и у человека, свой характер. Какой характер у Бима? (Он доверчивый и честный, верный, смелый, интеллигентная порода; никого не укусит, хоть на хвост наступи, царапает дверь, чтоб открыли; искренний.)

Вопрос: Бим – охотничья собака, ее хозяин Иван Иванович, дрессировал его. Сколько слов и команд знал Бим? (Около 100: подай тапки, неси миску, на стул, лежать, ждать, ищи и др.)

Вопрос: Повесть можно разделить на 3 части, это – трилогия. Дайте свое название трем частям повествования о Биме. (Автор назвал так: 1 – “Белый Бим Черное ухо”, 2 – “ Черноух в деревне”, 3 – “Бим и охотник”.)

Вопрос: Кто виноват в печальной судьбе Бима? Приведите примеры, как Бим постепенно начал терять веру в человека. (Тетка, Курносый, Серый, шофер, Клим, Семен Петрович (отец Толика).

Вопрос: Кто сочувствовал и помогал Биму? (Степановна, милиционер, девушка Даша, мальчик Толик, женщина-путеец Матрена, ветврач, охотник и его сын Алеша.)

Вопрос: Бим, общаясь с людьми, изучал их по интонации голоса, по запахам. Он для себя сделал много открытий, например, он удивился, когда впервые увидел, что человек плачет. А когда он сам заплакал? (Степановна показала ему письмо от Ивана Ивановича.)

Вопрос: Какова была жизнь Бима в деревне? (Новые хозяева, он пас овец, его сильно избил Клим.)

Вопрос: Как Бим лечился в лесу? Сколько дней он там провел? (5 дней, откопал корень валерианы, поймал птицу и съел ее, мышь, чеснок.)

Вопрос: Какой эпизод в повести произвел на вас сильное впечатление?

Эта повесть была экранизирована, одноименный фильм имел большой успех у зрителей. Кто смотрел фильм?

Слово кинокритику.

Просмотр фрагмента.

Ведущий: К сожалению, многие участники этой истории остались равнодушны к судьбе Бима, или обошлись с ним жестоко. А ведь каждый мог спасти Бима. В жизни от каждого из нас зависит многое.

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что в наши дни остро стоит проблема бездомных собак, особенно в крупных городах, где много брошенных животных.

Слово предоставляется журналисту (обратить внимание на статью из газеты “Кузбасс” о бездомных собаках, которые живут на шахтах).

Наша жизнь, с ее бюрократическими проблемами различных справок, порой предоставляет сюжеты для новых фильмов. Послушайте стихотворение “Собачья верность” И. Яворовской.

Уж так случилось: ехать надо срочно,
И взят билет, и упакован груз.
Но иногда бывает и сверхпрочной
Невидимая нить сердечных уз –
И что же делать, если это даже
Не сват, не брат и вовсе не сосед,
А старый друг, верней, собака ваша,
С которой пережито столько бед.
Билет – и ей!
Уж улетать, так вместе!
И надо ж: нет какой-то справки вдруг…
Взлетает “ИЛ”…И кружится на месте
Четвероногий остроухий друг.
Нет слов, чтоб рассказать об этом людям:
Два года пес встречает каждый “ИЛ”,
И ждет, и верит, что однажды будет
Тот день, ради которого он жил,
Что, возвратясь к нему, его хозяин
Обнимет шею ласковой рукой,
Посмотрит очень добрыми глазами,
Поймет, как трудно справиться с тоской.
И видя эту преданность собачью,
Иное сердце выдержать невмочь,
Глаза иные втихомолку плачут,
Не в силах псу несчастному помочь.
Он не сдается, не подходит даже,
Он просто ждет, упорно ждет и ждет.
И никому на свете не расскажет,
Какая боль собачью душу жжет.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Вопрос: У кого есть дома собаки? Другие животные?

Заслушать рассказы учащихся о животных.

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников конференции не остался равнодушным. Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. В своих отзывах о прочитанном произведении каждый ученик отметил, что эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

Эта повесть как рентгеном просвечивает души людей, выявляя в одних низость и подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить. Все учащиеся, прочитав эту книгу, сострадают Биму, и это четко прослеживается в ваших отзывах.

Барабанов Алексей считает, что … только по-настоящему любящий хозяин может так понимать собаку, и только по-настоящему преданная собака может так ждать.

Красильников Ефим уверен, что … эта повесть о бесконечной собачьей преданности. Бим любил Ивана Ивановича, искал его везде, попадал в сложные ситуации, но все же шел к своей цели. Но собачьи силы не безграничны, и Бим погиб, так и не найдя своего хозяина.

Никулин Денис отметил, что … Бим – очень умный пес, который может отличить плохое слово от хорошего. Иван Иванович очень часто повторял слово “осколок”, и Бим точно знал, что это плохое слово, мрачное.

В качестве вывода мне хотелось бы использовать цитату из сочинения Мухсинова Михаила. Миша считает, что эта повесть о дружбе между собакой и человеком. Собака – лучший друг человека.