​Бесценные шедевры Ватикана.Станцы Рафаэля. Рафаэль Санти. Станцы Рафаэля: Станца делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро Станцы рафаэля

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

«Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната). Это - одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в музейный комплекс Ватикана. Она включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524.

Первым залом,где были закончены росписи,стала Станца Подписей,названная так по той причине,что здесь заседал Церковный Трибунал.Тем не менее,с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку,поэтому он пожелал,чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала.Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии.В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин,которые особо интересовали Юлия II

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борджиа.

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был и Браманте, и Содома, и Бальдассаре Перуцци, и Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино, один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть.


Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.


Благословие


Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.

Диспут о Таинстве (Богословие, 1509)

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия"-это не столько беседа о таинстве причастия,сколько прославление и триумф церкви.Вверху,на небесах,изображён Бог-отец,под ним-Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем,ниже-голубь,символ Святого Духа,восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.Внизу,на земле,представлены отцы церкви-Иероним,Амвросий,Августин,Фома Аквинский,Святой Бонавентура и другие богословы,в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте-величайшего поэта,и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу.Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.




«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества.

Афинская школа (Философия, 1509-1511)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа"-одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.В центре композиции-фигуры Аристотеля и Платона.Платон(в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу-в знак того,что мир идей обретается в небесных пределах;Аристотель(в синем плаще)указывает рукой вниз-в знак того,что мир идей связан с земным опытом.


На фреске представлены и другие великие философы:Сократ(слева от Платона),Диоген(лежит на ступенях лестницы),а на переднем плане внизу-Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит,сидящий в глубокой задумчивости почти в центре(с чертами лица Микеланджело), Евклид,нагнувшийся,с циркулем в руках(с чертами лица Браманте),Птолемей и Зороастр (справа),с которыми беседуют двое юношей(один из них с чертами лица самого Рафаэля,другой-живописца Содомы,начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).


Автор поставил свою подпись на тунике Евклида,написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.",Рафаэль Урбинский своей рукой.Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске,где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.

1.Зенон Китийский или Зенон Элейский.2. Эпикур.3.Фредерико II, герцог Мантуи.4.Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский.5.Аверроэс.6.Пифагор.7.Алкивиад или Александр Македонский.8.Антисфен или Ксенофонт.9.Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты).10.Эсхин или Ксенофонт.11.Парменид.12.Сократ.13.Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело).14.Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.15.Аристотель, держащий Никомахову этику.16.Диоген.17.Плотин.18.Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте).19.Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра.20.Клавдий Птолемей.21.Протоген.22.R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)

Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.

Парнас (Поэзия, 1510-1511)

Художник изобразил холм с рощей,символизирующий Парнас,знаменитую греческую гору,считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.В центре-Аполлон,вокруг него девять муз и поэты,как античные,так и эпохи Возрождения. Слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно-синем паллиуме.Видимо,Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта,и он придал ему черты Лаокоона,недавно извлечённого из-под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.Слепец протягивает вперёд правую руку,словно определяя на ощупь путь.Дабы уравновесить его фигуру,справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии.Пением слепца Гомера заворожён юнец,сидящий на камне под деревом,торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте,но на сей раз в более ярком одеянии.Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия,указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона.За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций,чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.


Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато,муза лирической поэзии.За ней стоят муза истории Клио,написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа. Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает,повелительно указывая перстом вниз,словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол.С ним не согласен один из поэтов,разводящий руками.Это,по-видимому,Гораций,а рядом с ним,возможно,лирик Катулл,на лице которого отражено недоумение.Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро,с которым автор был дружен.А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд,говорящий о сильном волевом характере.Это не кто иной,как снова запечатлённый Микеланджело.Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов,с чем были согласны многие современники.


Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.


Милость и Правосудие (Юриспуденция, 1511)

Станца ди Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций.

Изгнание Элиодора из Храма (1511-1512)

Сюжет фрески"Изгнание Элиодора"(1511-1512 гг.),по которой станца получила своё название,заимствован из Ветхого Завета.Сирийский вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото,предназначавшееся вдовам и сиротам.За это на него была послана кара Господня в образе ангела-прекрасного всадника в золотых доспехах.


В левой части композиции изображен папа Юлий II,которого несут в кресле к поверженному преступнику.Фреска служила напоминанием о том,как войска папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.В центре фрески в храме,Великий жрец Оннас молиться при свечах.Архитектура храма напоминает проект Собора Св.Петра в Ватикане,архитектора Браманте.

В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров.


Месса в Больсене (1512)

Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена,на берегу одноимённого озера.Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью.

В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи,Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески.При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы

Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине,что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном,нарушившим среднюю ось фрески.Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения,он тем самым создал иллюзию того,что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески.Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.

Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь.


Станца Элиодора

Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций,которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам.Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места.Тематика её росписей-чудесное покровительство,оказываемое Богом церкви. Рафаэль был творцом четырех главных стен,расположенных в стенных арках,в то время,как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников.Тем не менее,росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок,выполненные по эскизам Рафаэля.В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.

Явление Бога Моисею

Лестница Иакова

Явление Бога перед Ноевым потопом

Жертвоприношение Исаака

Освобождение Святого Петра (1513-1514)

С большим мастерством написана фреска «Освобождение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать.

Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.


Встреча Папы Льва с Аттилой (1514)

Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.),иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме.Слева изображен папский кортеж,возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне,который,согласно легенде,остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы.На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии,но фантазия художника переносит действие к воротам Рима,так как именно Рим считался сердцем христианства.


На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима:Колизей,Акведук,Базилика и обелиск.В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса,где ему открывается видение-апостолы Петр и Павел,вооруженными мечами.Когда Рафаэль работал над фреской,Папа Юлий II умер,и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X,приемника Юлия II.

Верховный Создатель на троне


Святая троица с двенадцатью Апостолами

Христос с милосердием и Правосудием (как предполагается,именно под этой фреской стояло кресло Юлия II,когда подписывал указы о помиловании).

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.

Пожар в Борго (1514)

Первая фреска,написанная в третьем зале,называется "Пожар в Борго"(1514 г.),она дала название самому залу.Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.Согласно легенде,папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар,опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго.Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня,и пламя уже угрожало собору Святого Петра.Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции,динамизму,колориту и пластике.Написание многих фигур было доверено ученикам.

Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами.В глубине на возвышении,куда ведут четырнадцать мраморных ступеней,видна половина фасада старого собора Святого Петра,разрушенного до появления Рафаэля в Риме. Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией,откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением.Но его фигура дана в глубине картины,утратив своё главенствующее значение.Всё внимание сосредоточено на картине пожара.По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя,ища спасения от огня,а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X.

Битва в Остии (1514-1515)

В 846 году сарацины напали на Остию,разграбили местный собор и увезли с собой множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей.Через три года они вновь вернулись за добычей,но на сей раз победа осталась за папскими воинами,и восседающий на мраморной глыбе,как на троне,понтифик обращает благодарственный взор к небесам.Это ещё одно изображение Льва X, а рядом узнаваемы кардиналы Джулио Медичи,Биббьена и другие высокопоставленные лица


Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.


Коронование Карла Великого (1516-1517)

На противоположной стене изображена сцена "Коронования Карла Великого".(1516-1517 гг.) Событие имевшее место в 800 году в старинной Базилике Святого Петра.С учётом состоявшейся исторической встречи в Болонье французского монарха Франциска I с римским понтификом Львом X в 1516,с целью заключения союза между Францией и Ватиканом,Карл Великий обрёл сходство с Франциском I по имеющемуся рисунку,сделанному одним из болонских художников,а Льву III соответственно приданы черты папы Льва X.

Как Папа Лев III,возложивший в Базилике Святого Петра корону на голову самого славного завоевателя,укрепив таким образом взаимопонимание и дружбу со светской властью,так и договор с Францией,достигнутый в эпоху правления Льва X,еще раз подтвердил стремление Церкви к укреплению мира и согласия с самыми могущественными правителями Европы.Авторство фрески до сих пор не выяснено,но работа принадлежит кисти одного из учеников школы Рафаэля.

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудесным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.

Клятва Льва III (1517)


Фреска в люнете под названием"Оправдание Льва III"(1517 г.).Рафаэль,распределил между своими учениками работы по росписи Станцы Пожара,подготовив эскизы и рисунки,и контролируя их работу в той мере,насколько ему это позволяли тяжкие труды последних лет жизни.Поэтому завершение работ в Станце "Пожар в Борго",Рафаэль полностью поручил ученикам,а его рука коснулась лишь отдельных деталей.

Зал Константина (Sala di Costantino)

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет.

Зал Константина-самое просторное помещение Апартаментов.Использовали зал,в первую очередь для торжественных случаев-банкетов,церемоний бракосочетания родственников Папы или больших полуофициальных аудиенций.Его оформлением занимались подмастерья школы Рафаэля,так как сам Учитель к тому времени умер,оставив ученикам эскизы фресок и работу удалось совершить только при Клименте VII.Общая идея фресок Зала преследует те же цели,что и художественное оформление других залов-прославление Церкви.

Фрески были выполнены учениками знаменитого художника - Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага - в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.

Видение Креста

В Видении Святого Креста император Константин обращается к войскам перед решающим сражением против языческого императора Максенция,и подняв глаза к небу,видит сверкающий крест с греческой надписью"с этим знаком победишь".

Цикл фресок посвящен сюжетам из жизни Константина Великого - первого римского императора, принявшего крещение. Именно при Константине начали возводиться первые христианские храмы и прекратились всяческие гонения за чуждые языческому миру религиозные убеждения.

Битва между Константином и Максенцием

Сюжет Битвы у Мальвийского моста-это славная победа императора Константина над языческим императором Максенцием,у Мальвийского моста,на север от Рима.


«Зал Константина» использовался, в основном, для проведения пышных банкетов и торжественных приемов.

Роспись потолка Томмазо Лауретти,"Триумф христианской религии над язычеством"(1565 г.).

Крещение Константина

В Крещении мы видим Константина,который принимает таинство от папы Сильвестра(314-335 гг.н.э.),изображенного похожим внешне на правящего папу Климента VII.

Дарение Рима

В Даре Константина изображен император Константин,передающий Папе Сильвестру право на мирское правление,символически представленное в виде позолоченной статуэтки богини Рима.


Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.


Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.











































































Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле» создана художником в двадцатилетнем возрасте.

В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма.

В отличие от мастеров 15 века в картине молодого художника Рафаэля Санти наметились новые качества, когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, а, напротив, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, которое они порождают.

Святое семейство

1507-1508 годы. Старая пинакотека, Мюнхен.

Картина художника Рафаэля Санти «Святое семейство» Каниджани.

Заказчик работы — Доменико Каниджанини из Флоренции. На картине «Святое семейство» великий живописец эпохи ренессанса Рафаэль Санти изобразил в классическом ключе библейской истории — святое семейство — Деву Марию, Иосифа, младенца Иисуса Христа вместе со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем.

Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста

В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств, как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” .

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце.

На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля — так называемой «Дамы в покрывале» . Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

В последние годы творчества по рисункам художника его учениками были созданы огромные картоны на библейские темы с эпизодами из жизни апостолов. По этим картонам брюссельские мастера должны были исполнить монументальные гобелены, которые предназначались для украшения Сикстинской капеллы в праздничные дни.

Картины Рафаэля Санти

Картина Рафаэля Санти «Ангел» создана художником в возрасте 17-18 лет в самом начале 16-го века.

Эта великолепная ранняя работа молодого художника является частью или фрагментом алтаря Барончи, пострадавшего от землетрясения 1789 года. Алтарь «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказал Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан Агостиньо в Читта де Кастелло. Кроме фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря: «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж).

Картина «Мадонна Грандука» написана художником Рафаэлем Санти после переезда во Флоренцию.

Созданные молодым художником во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, “Мадонна со щегленком”, “Мадонна в зелени”, “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница” и другие) принесли Рафаэлю Санти всеитальянскую славу.

Картина «Сон рыцаря» написана художником Рафаэлем Санти в ранние годы его творчества.

Картина из наследия Боргезе, вероятно, парная к другой работе художника «Три грации». Эти картины — «Сон рыцаря» и «Три грации» — почти миниатюрные по размерам композиции.

Тема «Сна рыцаря» — это своеобразное преломление античного мифа о Геракле на распутье между аллегорическими воплощениями Доблести и Наслаждения. Возле юного рыцаря, изображенного спящим на фоне прекрасного ландшафта, стоят две молодые женщины. Одна из них, в строгом одеянии, предлагает ему меч и книгу, другая — ветку с цветами.

В картине «Три грации» сам композиционный мотив трех обнаженных женских фигур заимствован, по-видимому, с античной камеи. И хотя в этих произведениях художника («Три грации» и «Сон рыцаря») еще много неуверенного, они привлекают своей наивной прелестью и поэтической чистотой. Уже здесь раскрылись некоторые особенности, присущие дарованию Рафаэля, — поэтичность образов, чувство ритма и мягкая певучесть линий.

Битва святого Георгия с драконом

1504-1505 годы. Музей Лувр, Париж.

Картина Рафаэля Санти «Битва святого Георгия с драконом» написана художником во Флоренции, после того как он покинул Перуджу.

«Битва святого Георгия с драконом» создана на основе популярного в средние века и эпоху Возрождения библейского сюжета.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна Ансидеи» написана художником во Флоренции; молодому живописцу еще не исполнилось и 25 лет.

Единорог, мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу.

Единорог является символом чистоты и девственности. По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Картина «Дама с единорогом» написана Рафаэлем Санти по мотивам популярного во времена ренессанса и маньеризма мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники.

Картина «Дама с единорогом» в прошлом была сильно повреждена, в настоящее время отреставрирована частично.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».

Во Флоренции Рафаэль создал цикл «Мадонн», свидетельствующий о наступлении нового этапа в его творчестве. Принадлежащие к наиболее известным из них «Мадонна в зелени» (Вена, Музей), «Мадонна с щегленком» (Уффици) и «Мадонна-садовница» (Лувр) представляют собой своего рода варианты общего мотива — изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Это также варианты одной темы — темы материнской любви, светлой и безмятежной.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».

В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи — «Сикстинской мадонне». Картина эта была создана в 1515—1519 годах для церкви святого Сикста в Пьяченце и ныне находится в Дрезденской картинной галерее.

Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью — взгляд ее занят своим ребенком — младенцем Христом.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».

На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.

Середина 1510-х годов были временем создания лучших портретных работ Рафаэля.

Кастильоне, граф Бальдассаре (Castiglione; 1478—1526) — итальянский дипломат и писатель. Родился близ Мантуи, служил при разных итальянских дворах, был послом герцога Урбинского в 1500-х годах у Генриха VII Английского, с 1507 года во Франции у короля Людовика XII. В 1525 году уже в достаточно почтенном возрасте был отправлен папским нунцием в Испанию.

В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.

Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».

Иоанна Арагонская

1518 год. Музей Лувр, Париж.

Заказчик картины — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X; картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником, и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.

Иоанна Арагонская (?-1577) — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой.

Необыкновенная красота Иоанны Арагонской была воспета поэтами-современниками в целом ряде стихотворных посвящений, собрание коих составило целый том, изданный в Венеции

На картине художником изображен классический вариант библейской главы из Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсиса.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним...»

Фрески Рафаэля

Фреска художника Рафаэля Санти «Адам и Ева» имеет и другое название — «Грехопадение».

Размер фрески 120 x 105 см. Фреску «Адам и Ева» Рафаэль написал на потолке покоев понтифика.

Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см. После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы — так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы — римского первосвященника.

Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.

Заказчик росписи «Триумф Галатеи» — Агостино Киджи, банкир из Сиены; фреска написана художником в пиршественной зале виллы.

Фреска Рафаэля Санти «Триумф Галатеи» изображает прекрасную Галатею стремительно движущейся по волнам на раковине, запряженной дельфинами, в окружении тритонов и наяд.

В одной из первых, выполненных Рафаэлем фресок — «Диспуте», которая изображает беседу о таинстве причастия, более всего сказались культовые мотивы. Сам символ причастия — гостия (облатка) установлена на алтаре в центре композиции. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах. Внизу, на ступенчатом возвышении, расположились по обе стороны от алтаря отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши.

Среди прочих участников здесь можно узнать Данте, Савонаролу, благочестивого монаха-живописца фра Беато Анджелико. Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: бог-отец, ниже его, в ореоле золотых лучей, — Христос с богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ святого духа, а по сторонам на парящих облаках восседают апостолы. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты.

Пророк Исайя

1511-1512 годы. Сан Агостиньо, Рим.

Фреска Рафаэля изображает великого библейского пророка ветхого завета в момент откровения о приходе Мессии. Исайя (9 век до н. э.), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о Мессии (Еммануиле; гл. 7, 9 — «...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»). Память пророка почитается в православной церкви 9 (22 мая), в католической — 6 июля.

Фрески и последние картины Рафаэля

Очень сильное впечатление производит фреска «Изведение апостола Петра из темницы», на которой изображено чудесное освобождение ангелом из темницы апостола Петра (намек на освобождение папы Льва Х из французского плена в бытность его папским легатом).

На плафонах папских апартаментов — станц делла Сеньятура Рафаэль написал фрески «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и фреску на известный ветхозаветный сюжет «Суд Соломона».
Трудно найти в истории искусств какой-либо другой художественный ансамбль, который производил бы впечатление такой образной насыщенности в плане идейном и изобразительно-декоративном, как ватиканские станцы Рафаэля. Стены, покрытые многофигурными фресками, сводчатые потолки с богатейшим декором из позолоты, с фресковыми и мозаичными вставками, пол красивого узора — все это могло бы создать впечатление перегруженности, если бы не присущая общему замыслу Рафаэля Санти высокая упорядоченность, которая вносит в этот сложный художественный комплекс необходимую ясность и обозримость.

До последних лет своей жизни Рафаэль уделял большое внимание монументальной живописи. Одной из крупнейших работ художника была роспись виллы Фарнезина, принадлежавшей богатейшему римскому банкиру Киджи.

В начале 10-х годов 16 века Рафаэль исполнил в главном зале этой виллы фреску «Триумф Галатеи», которая относится к его лучшим произведениям.

Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Амура, возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и Амур исчез. В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Апулей в «Метаморфозах» пересказывает миф о романтической истории Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля.

Форнарина — легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргерита Лути. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.

Преображение Христово

1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика

Именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.
Рафаэль скончался в 1520 году. Его преждевременная смерть была неожиданной и произвела глубокое впечатление на современников.

Рафаэль Санти по достоинству занимает место в ряду величайших мастеров эпохи Высокого Возрождения.