Беседа. Правила культуры общения. Цикл бесед «О культуре поведения

Лысенко Ирина Юрьевна

МБОУ СОШ №18 г. Ставрополь

Социальный педагог

Беседа с учащимися 9-11 классов:

«Культура общения»

Вступительное слово:

«Слово - это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека...» (ВЛ. Сухомлинский).

Что такое наша речь? (ответы учащихся)

Речь - это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Язык - это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Речь - это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание. Общение - обмен информацией, а язык есть система знаков. Общение между людьми осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных символов (в математике, физике др.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения. Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь - это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития. Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета. Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной.

Как Вы считаете, какие нормы и правила речи относятся к понятию «культурная речь»? Давайте обсудим Ваши варианты и запишим их на доске. (ответы учащихся)

Культу­ра речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являютя:

1) содержательность - продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;

2) логичность - обоснованность, и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны, и подчинены единой мысли.

3) доказательность - достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;

4) убедительность - способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, иллюстрировать свои положения яркими примерами;

5) ясность - каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение; тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубо­кие мысли;

6) понятность - пользование словами и терминами, понятными собе­седнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление жаргонных выражений.

7) тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

8) предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

9) терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

10) д оброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и вырази­тельно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Мы каждый день и по многу раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов. Мы сочувствуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то пригла­шаем, о чем-то просим - и все это так, выбираем свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные при­вычки и обычаи.

Давайте обсудим, основные моменты на которые мы обращаем внимание при общении друг с другом, с педагогами, с родителями. (ответы учащихся)

Основные моменты нашей речи, на которые следует обращать внимание.

1. Словарный запас. Если Вы мало читаете, то вскоре заметите, что становится трудно подобрать нужное слово. Начинают появляться слова-сорняки, повторение сказанного. Какой же отсюда выход? Больше читать и общаться вживую, а не по Интернету.

2. Ударение. Иногда встречаются слова, которые можно произносить по-разному. Например: «каталог», «позвонит», «жалюзи» и т.д. Без словаря правильное произношение не выяснить, поэтому если сомневаетесь в этих словах – лучше пропускайте.

3. Лишние слова. Например: «Я, типа, ну как бы, имел в виду ответ А», «Типа рабочий транзистор», «Короче, прибор работает, и все такое». Наиболее часто повторяются слова «короче», «типа», «как бы выразиться», «в общем», «что-то около». Избавиться от этого не сложно. Одной-двух недель тренировок достаточно для придания Вашим предложениям настоящей литературной красоты.

4. Тон. Запишите свою речь на диктофон. Потом прослушайте сами и дайте послушать другим. Спросите товарищей, что им не нравится в вашей речи, и исправьте это.

5. Сложная речь. Можете сказать проще – говорите. Вроде все понятно и правильно, но впечатление совсем не то. Следите за этим. Если Вы говорите по-русски, то употребляйте только русские слова.

6. Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете, мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе. Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего собеседника или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с обращения: «Вам не кажется, что…». Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Так как мы уже определилоись с понятиями обсуждаемой темы, ее принципами иосновополагающими моментами, то думаю настало время для обсужденимя основных правил, эффективного общения (ответы учащихся):

    Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает, наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

    Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.

    Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, мотивы их поступков . Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.

    Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

    Обращайтесь к человеку по имени , отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.

    Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.

    Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.

    Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого . Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так - глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы - не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется - ДРУГОЙ.

    Больше слушайте, чем говорите .

И в завершении нашей встречи предлаю Вам несколько упражнений для совершенствования и улучшения культуры своей речи. Они помогут Вам научиться грамотно выстраивать предложения, развивать свою фантазию. (В аудитории выполняется 2-3 упражнения на выбор).

1. Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате, сосредоточьтесь на нем. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Через 3 минуты откройте глаза и запишите всё, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.

2. Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.

3. Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть от семьи, работы и т.д.? Напишите об этом месте.

4. В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить. (для подсчета слов используйте в меню Word «Сервис» пункт «Статистика»)

5. Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в три часа ночи.

6. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ее упустил».

7. Письмо в прошлое. Напишите письмо 10-летнему… себе.

8. В 200 словах опишите свою первую игрушку.

9. Напишите о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали.

10. Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.

11. Напишите рассказ о пустом стакане.

12. Вспомните о самом ску-у-у-чном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же ску-у-у-чным.

13. Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»

14. Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно.

15. Напишите рассказ о синем предмете.

16. Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении.

17. Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем.

18. В 200 словах опишите жаркий день.

19. Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом 250 слов.

20. Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага.

21. Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека.

22. Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий, привычки человека по имени…скажем, Евгений Калачиков.

23. Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите.

24. Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.

25. Сочините рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж, булочка.

26. Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.

27. Перечислите 15 причин выучить иностранный язык.

28. Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин.

29. Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.

30. Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них расхожим выражением «растет как сорная трава».

31. Напишите короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец.

32. Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.

Надеюсь, что наша встреча помогла Вам в приобщении к культурной речи. Спасибо за внимание.

Список литература:

    Дунев А.И. под ред. Черняк В.Д. Русский язык и Культура речи. –М., 2002г.

    Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 1991г.

    А. Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.

    Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989г.

    Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.

Подгайная Татьяна
Конспект занятия по формированию навыков культуры общения у детей и подростков с ОВЗ «Мы живём среди людей»

Тема : «Мы живём среди людей »

Должность : социальный педагог

Цель. Формирование знаний , умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях, развитие навыков межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Задачи :

1. Формировать умение определять роль взрослых по отношению к подрастающему поколению .

2. Учить соблюдать этические нормы поведения по отношению к взрослым.

3. Воспитывать умение не вмешиваться в разговор взрослых, формировать навык построения разговора.

Оборудование : макет «Волшебного дерева» , жёлтые, зелёные и красные «яблоки» , листы бумаги, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, пластилин, ножницы, клей.

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Приветствие. Упражнение «Барометр настроения» .

Детям предлагается назвать своё имя и показать настроение (как барометр показывает погоду) только руками : плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Основная часть.

2. Беседа «Эти непонятные взрослые» .

Культурного и порядочного человека довольно быстро можно отличить по манерам поведения и общения , особенно если эти проявления вежливости касаются уважительного отношения к людям старшего поколения.

В современном этикете существует большое количество правил, которые касаются уважительного отношения к людям старшего поколения. Давайте познакомимся с некоторыми из них :

Учитывайте настроение и занятость взрослых .

Представьте себе, что ваши родители пришли домой с работы уставшие и взволнованные. Им в первую очередь необходимо отдохнуть и успокоиться. Вы не должны их тревожить своими проблемами, хотя бы некоторое время. Поставьте себя на их место, и вам сразу станет все ясно и понятно.

Чаще говорите вежливые слова.

Вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Слова «спасибо» , «простите» , «пожалуйста» абсолютно необходимы. Кроме этого, необходимо помнить : в общении большую роль играет интонация и тон голоса.

Терпеливо выслушивайте замечания взрослых.

Взрослый человек мудрее и умнее вас, так как у него большой жизненный опыт. Он лучше вас разбирается в сложных жизненных ситуациях. Поэтому вам следует прислушиваться к замечаниям и советам взрослых.

Взрослый человек делает вам замечание из добрых побуждений.

Говорите всегда правду.

Ложь не красит человека. Во-первых, лгать невыгодно. Очень велика вероятность того, что ложь будет раскрыта. Но тогда взрослые будут сердиться на тебя не только за сам поступок, но и за что ты им солгал!

Не перебивайте старшего.

Молодому человеку не позволительно не только перебивать старшего, но и самому начинать и заканчивать разговор с людьми преклонных лет.

Мы живем в социуме, то есть в обществе и не можем обойтись без общения , благодаря которому люди обмениваются информацией , жизненным опытом и переживаниями. Без диалога, дискуссии, беседы невозможно представить человеческого существования. Для удобства общения человеком были созданы правила, среди которых есть такие , которые касаются взаимоотношений между людьми разного возраста. Давайте с некоторыми из них познакомимся :

1. Кому из взрослых можно говорить «ты» ?

2. Почему на ваш взгляд не спорят со старшими, даже если он не прав?

3. Почему нельзя показывать раздражения и своего плохого настроения взрослому, с которым общается?

3. Упражнение «Быть взрослым – значит»

На мольберте записана фраза "Быть взрослым - значит. " Поочередно дети записывают самые главные, на их взгляд, качества взрослого человека.

4. Подвижная игра «Пожалуйста»

В игре используется волшебное слово «пожалуйста» . Детям предлагается выполнить определенные команды. Они выполняют их только тогда, когда произносится слово «пожалуйста» .

Поднимите руки вверх, пожалуйста.

Попрыгайте на одной ножке.

Поздоровайтесь с соседом, пожалуйста.

Похлопайте в ладоши.

Подергайте себя за ухо, пожалуйста.

5. Творческое задание «Пожелание самому дорогому для меня человеку»

Детям предлагается изготовить открытку с пожеланием для самого значимого для них человека (мамы, папы, дедушки, тети, учителя) .

Заключительная часть.

6. Рефлексия «Волшебное дерево»

Дети называют, что понравилось больше всего, говорят о своем настроении после проведённого занятия . Им предлагаются «яблоки» для «Волшебного дерева» , которые они должны выбрать для оценки занятия .

Не понравилось - зеленое,

Не очень понравилось - желтое,

Понравилось - красное.

7. Ритуал прощания. Упражнение «Доброе пожелание» .

Все дети садятся в круг. Первый участник встает, подходит к другому, прощается с ним, и говорит ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.

Публикации по теме:

Конспект занятия Весна пришла 1. Игра: «Солнце, Дождь, Ветер». Психолог детям: на три разных сигнала (показ картинок: ветра, тучи, солнце).

Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя.

Конспект занятия «Бабочки-красавицы» для детей и подростков с ОВЗ Цель: - закрепить умение детей и подростков с ОВЗ работать в нетрадиционной технике «монотипия»; - воспитывать любовь к природе и бережное.

Конспект занятия по познавательному развитию и социализации «Человек среди людей. Дружба» для старшей группы Конспект занятия по познавательному развитию социализация Старшая группа Тема: Человек среди людей. Дружба Лексическая тема: «овощи» Автор:.


СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯВОСПИТАТЕЛЬ: Л.Г. ТИМКИНА
г. ТРОИЦК, 2005 г.
Беседа: «О культуре поведения».
Что такое этикет? Это «установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе», - Академический словарь современного русского языка.
В русском обществе этикет стал формироваться при царствовании Петра I. До него на Руси жили замкнуто, встречи носили либо деловой, либо случайный характер.
Нормы этикета складывались постепенно.
Что такое этика?
Наука?
Хм, наука, вот так штука!
Про что наука?
Вот мнение хулигана:
Ха, этика поведения!
Еще что придумали?
Что, может, мне теперь паинькой стать?
Не кидаться, не плеваться
И не драться, не толкаться,
Аккуратно одеваться,
Ни над кем не издеваться!
Так начнешь ведь превращатьсяВ человека нежного...
Очень, очень вежливого,
Тихого и скромногоЭтично образованного...
О чем же говорит народная мудрость?
Еще из сказок нам известно,
Что добро всегда и всюду побеждает зло,
И в жизни истина идет дорогой доброты,
Попробуй с истиной бороться ты!
Давай-ка лучше подведем итог тому, что прочитаем между строкМы в книге мудрости людской.
Послушайте изречения из мира мудрых мыслей современных писателей ипоэтов.
Александр Яшин.
«Я люблю, когда при встрече мы знакомым и родным:
«С добрым утром!», «Добрый вечер!», «Доброй ночи!» - говорим
Анатолий Маркуша.
«Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили».
В качестве напутствия вам совет-загадка «Чудные лекарства» из книги «О вежливости, о такте, о деликатности» - Людмилы Алешиной.
Какое растение из травянистых зацветает первым? (мать - и- мачеха)
Какой зверь самый быстрый на земле? (гепард)
Какая птица любит семена репейника? (Щегол)
Задание капитану №2.
Игра: «Кто есть кто?»
В новый 4-х квартирный дом заселились жильцы. Воронов, Павлов, Журавлёв и Синицын.
Один из них - математик, второй - художник, третий - писатель, а четвёртый - баянист. Кто есть кто?
Было известно:
М X ПБ
Воронов Павлов Журавлёв Синицын Воронов и Журавлёв не умеют играть на баяне (ставим прочерки в столбце Б) Воронов незнаком с Журавлёвым.
Писатель и художник бывают на даче у Павлова.
Писатель собирается написать очерк о Синицыне и Воронове. (Ставим прочерки в столбце П)
а)Видно Журавлёв - писатель, ставим точку
б)Значит, на даче встречаются Павлов, Журавлёв и художник. Значит художник Синицын либо Воронов. Но Воронов незнаком с Журавлёвым, значит художник - Синицын.
Теперь надо вычеркнуть все строки и столбцы, на которых стоят точки. И сразу будет видно, что Павлов - баянист, а Воронов - математик.
Ответ: Журавлёв - писатель, Синицын - художник, Воронов - математик, Павлов - баянист.
Задание команде № 2.
Где зимуют раки? (под корягами в воде)
Какой гриб носит название хищного зверя? (лисичка)
Какое дерево цветет позже других? (липа)
Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)
Какую траву любят кошки? (валериану)
БЕСЕДА № 2. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ.
ЗАНЯТИЕ 2.
Игра. Ребятам показать фигуру человека, вырезанную из бумаги. Нужно подобрать такие карточки, где указаны признаки воспитанного человека и расположить их вокруг фигуры человека: опрятный (неопрятный), вежливый (грубый), скромный (развязный), общительный (замкнутый), внимательный (равнодушный), умный (глупый), остроумный, тактичный, деликатный, доброжелательный, сдержанный.Что же такое тактичность, деликатность?
Пример:
Марина зашла в гости к подруге за уроками.
Подруга обедала.
Есть хочешь? - спросила она.
Нет, спасибо - поблагодарила Марина.
Да ладно тебе, я же знаю, что вы плохо питаетесь, садись.
В чем бестактность подруги?
Как нужно было поступить? (Мне одной не хочется, составь компанию. Мама говорит, что я одна плохо ем, давай вместе, будет веселей.).Как вы думаете, какое чувство испытывает человек в обществе тактичных, деликатных людей? (Ему легко, просто, свободно, они не смущаются, не боятся сделать что-то не так).
В книге А. Дорохова «Это стоит запомнить» есть такой отрывок:
«В молодости я считал себя человеком воспитанным. При встрече со знакомыми умел вежливо и спокойно поклониться. В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволял себе перебивать его рассказ... В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и, тем более, не употреблял грубых слов... Словом, воспитание мое казалось мне безупречным.
Но только казалось. И выяснилось это совершенно неожиданно.
Как-то во время студенческой практики мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда. Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой, речь шла обо мне.
Парень - то он ничего, - говорила стряпуха, - грамотный, да уж больно серый!.. Воспитания нет никакого.
А что? - заинтересовался староста.
Да все делает не по-людски. Умываться начнет, весь пол зальет, потом подтирай за ним. К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен: хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. И где только он доселе жил?
«Если Вы здоровы - вы обладаете несметным богатством! Чтобы сберечь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, которые я проверила на себе. Прекрасно помогают!
Эти лекарства не продаются в аптеках. Не растут среди трав и цветов. Их нельзя купить и нельзя сделать. Они неосязаемы, невесомы и невидимы. Но обладают чудодейственной силой - создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм. Делают человека привлекательным, приятным, симпатичным. В личных отношениях они делают чудеса: снимают обиды, недомолвки, устраняют неурядицы. Делают отношения легкими и простыми».
Попробуйте отгадать эту загадку.
(Вежливость, скромность, внимательность, общительность, жизнерадостность, ум, остроумие, аккуратность).
ТВОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
ПРАВИЛА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Не разговаривай во время еды
Не вылизывай тарелки
Не перебивай говорящего
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие
Не показывай пальцем на кого бы то ни было
Не передразнивай говорящего
Не забудь снять шапку, входя в дом
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул
Не чихай в пространство, чихай в носовой платок
Не держи руки в карманах
Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, туалетнаякомната, фойе.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАСТРОЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
Настроение каждого из нас в огромной степени зависит отповедения людей, с которыми мы общаемся.
У людей свой стиль поведения, у каждого свои манеры. Манеры могутбыть хорошими или плохими.
Все ненужное, лишнее в поведении, затрудняющее общение счеловеком, принято считать дурными манерами.
Как овладеть хорошими манерами? Прежде всего, нужно знать этикет, во-вторых, не делать того, что нам не нравится в поведении и поступках других.
Одного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?»
- У неблаговоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.
Самое главное в общении с людьми - это взаимное уважение, которое нельзя подменить красотой одежды и ложью.
Восточный поэт 15 века Джами писал:
«Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей Затмил ты красотою платья?»
Манеры считаются хорошими, если человек скромен, не афиширует свою особу, умеет сдерживать и ограничивать себя.
«ДУМАЙ ХОРОШО, И МЫСЛИ СОЗРЕЮТ В ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ» (Л.Н.ТОЛСТОЙ)Представьте себя в ряде обычных ситуаций. Продолжите их по своему усмотрению:
Когда я пришел домой, мама жарила блины. Я спросил...
В воскресенье я проснулся раньше и решил...
В классе появился новый ученик, и я...
Во многих случаях у вас появлялось желание помочь, т.е. проявить сочувствие.
Стихотворение Александра Яшина
Чье сердце смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил
Душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу
На торную вывел?
КОГДА КАКОЕ СЛОВО МОЛВИТЬ?Умение разговаривать - это весьма не простое искусство. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. То есть, прежде чем что-то сказать, нужно подумать, иначе можно обидеть человека и даже с ним поссориться. О вкусах не спорят, вкус развивают. Но почему нельзя сказать другому человеку: «Как ты можешь носить такие туфли, это же некрасиво!» Чужие вкусы, правила, обычаи не должны высмеиваться.
Попробуем ответить на 3 вопроса (письменно):
Чьи и какие слова обидели меня?
Кого и какими словами обидел я?
Чьи и какие слова, не мне, но при мне сказанные, неприятно отозвались во мне?
Можно ли обидеть не словом, а лишь самой интонацией?
По манере человека разговаривать, можно судить о степени его культуры и воспитанности.
«Воспитанный человек умеет слушать...»
7 СОВЕТОВ ИЗ КНИГИ КАРЛА СМОЛКА «ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА».
Не старайся казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Скромная манера выражаться Свидетельствует о чувстве собственного достоинства.
Старайся не давать обещаний, которые ты не сможешь выполнить.
Уважай мнение других, но не следуй ему рабски.
Беседа должна быть занимательной. Не надо заниматься пустой болтовней, от которой другим ни пользы, ни удовольствия.
Не отделяйся с группой собеседников от остального общества.
Не шепчись. Если тебе надо шепнуть кому-либо из собеседников что-то на ухо, отведи его в сторону.
Не поддавайся настроению. Не горячись и не раздражайся.
ДОБРОТА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
Доброта - это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку.
Доброжелательность - желание добра.
У поэта Александра Яшина есть в одном стихотворении такие строчки:
Не от тяги к суесловию и сложились не вчера,
Это братское, с любовью пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живется вроде лучше, и на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.
Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. А это значит, что человек должен постоянно контролировать себя.
Ответьте на 5 «сколько»:
Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
Сколько раз и кому уступил дорогу?
Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости?
Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника?
Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (выслушал, помог, показал дорогу и т.д.)?
Быть добрым - нелегко.
Желая доброго другому, человек должен уметь отказаться от каких-то благ ради другого человека.
В.Гюго сказал очень хорошо: «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце».
ЛИТЕРАТУРА.
Смолк Карл Правила хорошего тона.М., Прогресс, 1980
Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов. М., Школа-Пресс, 1998.
БЕСЕДА № 4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯНа улице
В транспорте
В общественных местах
На отдыхе
На улице
В России принято правостороннее движение поэтому, идя по улице следует придерживаться правой стороны. Если вам необходимо обогнать идущих впереди, то обходите их слева, произнося: «Позвольте пройти». Если вы идете домой (с девушкой), то, обходя впереди идущих, пропускайте ее вперед. Встречных пешеходов нужно обходить справа. Сумку, портфель, различные вещи лучше держать в правой руке. В Великобритании, например, левостороннее движение, т.е. следует придерживаться левой стороны.
В компании. Для мужчины, сопровождающего женщину, существуют особые правила поведения на улице. Раньше женщина всегда должна была идти справа от мужчины. Корни этого правила уходят в средние века, когда слева мужчины носили шпагу. Современные правила этикета гласят, что женщина идет справа от мужчины лишь в официальных случаях, в обычной жизни это требование может не соблюдаться. Если мужчина сопровождает двух женщин, то, в соответствии с правилами этикета, мужчине лучше идти слева от дам, которых он сопровождает. Мужчина должен уступить дорогу женщине, пожилому человеку, а при необходимости, даже сойти с тротуара, если он слишком узкий.
В общественном транспорте.
При поездке в общественном транспорте с дамой, мужчина входит в салон после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку.
Воспитанный человек всегда поможет выйти женщине с ребенком или багажом.
В России в городском транспорте принято уступать места пассажирам с детьми и инвалидам. Нередко об этом напоминает сам водитель (кондуктор), а в салонах имеются специальные места для пассажиров с детьми и инвалидов.
В общественных местах.
При входе в помещение, в дверях мужчина пропускает женщину, младший - старшего, подчиненный - начальнику.
Из двух людей одинакового возраста, занимающих равное положение в обществе, первым проходит тот, кто находится ближе к двери.
На отдыхе.
Экскурсии на природу.
Если вы выбрались на природу, нужно помнить одно простое правило - следует поступать так, чтобы не причинять ей вреда.
Не рубите деревья, не ломайте зеленые ветви, берите для костра только сухой валежник. Не рвите лесные цветы, их уже осталось мало и. почти все они занесены в Красную Книгу.
Уходя с места пикника, обязательно соберите весь мусор и, либо увезите его с собой и выбросите в мусорный бак в городе, либо закопайте в укромном месте.
Костер нужно тщательно затушить, чтобы после вашего ухода порыв ветра не раздул пламя.
В бассейне.
Прежде чем начать посещение бассейна, необходимо получить медицинскую справку о том, что у вас нет инфекционных заболеваний, в частности, кожных. Иначе вы будете подвергать риску не только себя, но и других посетителей.
Затем нужно запастись подходящим купальным костюмом, шлепанцами, шапочкой и очками для плавания.
Перед тем как войти в воду нужно принять душ, а при выходе из воды повторить эту процедуру.
Если вы занимаетесь в спортивной секции, то правила поведения для вас определяет тренер, если же посещаете абонементную группу, нужно просто быть вежливыми с окружающими людьми, не мешать друг другу на дорожках и не подшучивать над не слишком умелыми
Неприлично подныривать под проплывающих мимо людей и рассматривать их под водой.
Запрещается плавать поперек дорожек.
Не следует шуметь в бассейне и устраивать какие-либо игры на воде.
БЕСЕДА № 5.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Как нужно вести себя столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?
Как часто и в чем помогаешь ты маме и бабушке?
Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?
Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносить при встрече и прощании?
Как нужно встречать гостей, а также своих близких с работы?
Кто кому должен уступить (в гостях или транспорте} место?Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, в театр или в детскую библиотеку?
Если ты съел конфету, то что ты сделаешь с фантиком:
а)бросаешь на землю, в урну
б)отдаешь маме
Можно ли и когда можно разговаривать в кино, в театре и других общественных местах?
Как ты назовешь человека, который рвет цветы на клумбе или ломает в лесу (парке) ветки деревьев?
Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить бабочек и жуков7 Почему нельзя разрушать муравейники и сшибать шляпы с красавцев мухоморов?
Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться и грубить другим людям?
ОТВЕТЫ:
- Спокойно! Сядьте каждый на свое место!..
Пожалуйста, не болтайте ногами за столом. Не стучите ложками по блюдцам. За столом следует вести себя спокойно без лишнего шума.
Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Вилкой (без ножа), держа ее в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.
Торт, пирожные едят маленькой ложкой.
Когда вы нечаянно испачкаете во время еды рот и руки, не забывайте пользоваться салфеткой.
Выходя из-за стола, не забудьте сказать «спасибо».
Ты,конечно, знаешь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные твои близкие родственники - самые верные, самые надежные друзья. Они всегда с тобой рядом и в праздники, и в трудную для тебя минуту. А друзей нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Когда бабушка, дедушка, мама приходят с улицы домой, помоги им раздеться, принеси тапочки.
Никогда не перебивай в разговоре взрослых. Не груби им, пожалуйста, старайся быть настоящим хозяином в своем доме. Хороший хозяин каждый день наводит чистоту в доме: подметает пол, вытирает пыль.
Старайся не ссориться с младшими братьями и сестрами.
Прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру нужно позвонить или постучать в двери. Войдя в дом или в квартиру к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином.
Пожалуйста, никогда не забывай здороваться при встрече со знакомыми людьми. При этом мужчина или тот кто младше должен первым произнести приветственные слова, а женщина или тот кто старше, должны первой протянуть руку, мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу. Некрасиво здороваясь, протягивая руку в перчатке. При встрече, здороваясь, люди говорят: «Доброе утро», «Добрый день» или просто «Здравствуй». При расставании обычно говорит: «До свидания», «Всего хорошего».
Не забудь заранее предупредить своих друзей о том, что ты их ждешь. Сообщи им день и час. Вот кто-то позвонил... Ты вежливо поздороваешься с каждым. Поможешь девочкам снять куртки и пальто, проводишь их в комнату первыми. Когда же близкие твои приходят с работы, помоги им раздеться, принеси тапочки.
Всегда уступай свое место в автобусе и прочем транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны. Если к тебе пришли гости, нужно вежливо их встретить, помочь им раздеться, пригласить к столу. Обязательно усади за стол своих гостей, а уж потом садись сам.
Войдя в помещение библиотеки, мужчины и мальчики должны снять шапки (исключение только магазины). В кино или в театре головные уборы женщины могут снять по желанию.
Фантики от конфет нужно бросать в урну или использовать для изготовления разных поделок.
В театре можно разговаривать только во время антракта. В кино неприлично разговаривать даже шепотом. В других общественных местах (магазин, улица и т.п.) некрасиво громко разговаривать и смеяться.
Человека, который рвет цветы на клумбе или ломает ветки в лесу или в парке, можно назвать хулиганом.
нельзя рвать цветы в лесу, ловить жуков и бабочек, разрушать муравейники, сшибать шляпки с грибов, т.к. их количество уменьшается, и все они занесены в Красную книгу.
Тот, кто обижает животных - злой человек.
Вежливому человеку воспитание не позволяет лгать, хвастаться, грубить.
Литература:
Максименко О.И. – «Энциклопедия этикета» М., АСТ, Астрель 2001 г.
«Азбука вежливости» - Л.В. Гангнус

Месяц Темы индивидуальных и групповых бесед
(Утро и вечер)
Чтение Игры, труд Занятия с детьми
Консультации с родителями
1 2 3 4 5

Сентябрь

“Как надо здороваться?”

“Как вести себя за столом?”

“Как правильно накрыть стол?”

Беседа “Ура гости!”

К.Чуковский “Федорино горе?”

Сказка “Чаепитие в лесу”.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Дид. игра “Предметы на праздничном столе”. Цель: совершенствовать навыки поведения за столом, владения столовыми предметами.

Изготовление подарков ко Дню пожилого человека

Консультация “Правила пользования столовыми приборами”

Родительское собрание “Обучение детей правилам поведения за столом” с показом занятия с детьми “Наш помощник этикет”

“Как надо называть родных?”

Беседа “Я и мои родители”

Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме “Вежливость”.

Инд. беседы “Как я помогаю родителям?”

“Волшебное слово” В.Осеевой

Сказка о добрых словах

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”.

Дид. игра “Как Буратино стал вежливым”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Консультация “Если вашего ребенка пригласили в гости”

Беседа “Доставляй радость людям добрыми делами”

Беседа “Что я сделал хорошо, что я сделал плохо”.

Беседа “Добро не требует награды” Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. (Петерина)

А.Барто “Вовка – добрая душа”

Рассказ “Добрый поступок Вани”.

Игра “да – нет” Цель: закрепление правил культурного поведения.

Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу)

Изготовление детьми подарков ко Дню Матери

Консультация “Обучение правилам семейного этикета”

Консультация “Есть ли у вашего ребенка постоянное поручение?”

Инд. беседы “Мои желания”. Цель: воспитывать взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других.

Беседа “Ты мой друг и я твой друг”.

Беседа “Что такое дружба?” Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других.

Калинина “Разве так играют?”

Л.Толстой “Косточка”

Н. Юсупов “Простите”

Сказка “Заяц-хваста”

ТРИЗ. Сказка “Морозка”

Игра-упражнение “Подарок другу”. Цель: развивать умение невербально “описывать” предметы.

Игра-инсценировка “Правила вежливости”. Цель: закрепление вежливых форм обращения.

Изготовление открыток близким к Новому году

Занятие “Мы улыбаемся” . Цель: воспитывать потребность в общении со сверстниками, развивать эмоц. отзывчивость.

Консультация “Как устроить детский праздник?”

Беседа “Как надо обращаться с просьбой к другому человеку?”

Беседа “Одному плохо”. Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. (конспект)

Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе.

Л.Толстой “Два товарища”

ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди”.

Стихотворение Л. Квитко “Два друга”.

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”

Консультация “Вежливые слова”

Раздать родителям памятки “Секреты вежливого ребенка”

Беседа “О дружбе и друзьях”. Цель: закрепить понятия “Друг”, “дружба”.

Беседа “Расскажи о своем друге”. Цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера.

Инд. беседы “Оцени поступок друга” (на примере жизни группы)

В. Драгунский “Друг детства”.

О. Шим “Жук на ниточке”, “Не смей!”.

Стихотворение А.Кузнецова “Подружки”

З. Александрова “Подарили нашей Вере…”

Этюд “Впереди всех”– Цель: Развитие соц. эмоций, обучение проявления сочувствия, сопереживания к сверстникам и близким.

Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества.

Игра “Волшебники” Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг другу.– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ––

Занятие “ Мои любимые игрушки”.

Открытое занятие “ Секреты дружбы” (конспект)

Консультация “Наказывая, подумай: зачем?”

Инд. беседы “Как я помогаю маме, бабушке?”, “Как накрыть стол?”

Беседа “Как сидим, как едим”.

Беседа “Чем можно порадовать маму?”

Беседа “Учусь сочувствовать”. Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь.

В.Осеева “Сыновья”.)

Ненецкая сказка “Кукушка”

Сказка о матери и сыне.

Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье

Изготовление подарков к 8 марта

Дид. игра “Не поделили игрушку”. Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Занятие “Доброта” Цель: формирование моральных представлений, показ новых форм поведения (конспект)

Консультация “Это мое! Или талант быть добрым”

Беседа “Учимся беседовать о сказочных героях”

Инд беседы “Как можно пожалеть?”

Беседа “Внимательный, равнодушный”. Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении.

Сказка “Умей обождать”.

А Барто “Девочка – ревушка”

Стихотворение М. Ивлен “Кто поможет?”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Игра “Да – нет”. Цель: закрепление правил культурного поведения.

Дид. игра “Не обзывайся”

Занятие “Кто – это хвастун?”

Консультация “Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей”

Беседа “Почему бывают драки?”

Беседа “Мальчики и девочки”.

Беседа “Какие бывают привычки?”.

Беседа “Зачем нужны правила?”

В. Осеева “Три товарища”

Фомина “Подруги”[ 9, с.253]

Н.Носов “Фантазеры”

Рассказ “История, случившаяся в детском саду”.

Игра – драматизация “Что такое хорошо, что такое плохо”.

Игра-драматизация рассказа “Три товарища”

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Занятие “О фантазерах и лгунишках”. Цель: научить различать обман и выдумку, фантазию, развивать стремление к правдивости и такту.

Консультация “Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах”;

“Природа и дети”, “Памятка выезжающим на природу”

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004. – 88 с.
  6. Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
  9. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
  10. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ,СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №26 г. КРАСНОДАРА,

Воспитательский час:

«О культуре общения»

Воспитатль

Коломейко Н.А.

2014-2015 учебный год

Беседа: «О культуре общения».

Цели и задачи: Привлечь внимание к культуре русского языка, воспитать бережное отношение к родному языку. Дать возможность учащимся «посмотреть на себя со стороны», обратить внимание на общепринятые нормы произношения и формы речи.

Оборудывание: Плакаты с названием эмоций, фразы, карточки со стихами.

Воспитаель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едим в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать впечатление о говоряще можем: возраст, пол, уровень культуры, воспитанность и многое другое. То же самое, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но давольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить любую просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью – трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностю речи, дикцией, правильном произношении, соблюдать нормы общения.

Л.Н.Толстой писал: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное».

Выполним несколько заданий.

    На доске вы видите слова, названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза, недоверие…

Произнесите фразу «Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроем, а мы угодаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Учащиеся работают.)

2.Русский язык обладает способностью передавать прямое и противоположное значение одной и той же фразе. На доске записаны фразы, которые вы сейчас произнесете, придавая им прямой и противоположный смысл.

Рад тебя видеть. Спасибо за помощь. Спасибо за диск. Я в восторге. Мне это очень нравится.

3.Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)» следующим образом:

Громко, чтобы привлечь внимание;

Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимание;

Намного растянуто, чтбы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;

Смело и решительно;

С угрозой, чтобы вас все начали бояться;

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли повиниться.

4. А теперь почитаем стихи. (Дети получают карточки со стихами).

Перед тем, как вы начнете готовиться, напомню, что при выразительном чтении важны те эмоции, которые хотел передать поэт, а также эмоции того, кто читает. (Читают стихи по карточкам).

5. Прочтите гневно, сердито. Чтобы учащиеся почуствовали эмоциональное состояние и настроение короля Боровика:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил куаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик в духе:

Короля покусали мухи.

В Приходько

6. Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

Я страшная Гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

М. Чистяков.

7. Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и как ответ:

Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха –

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы –

Четыре метра!

Писку – визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов – гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пуд

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

Б. Заходер.

Наше занятие подошло к концу, еще раз напомню, что работа над речью – это трудный процесс, но каждый человечек должен помнить, что это очень важно.