Братья Гримм и другие: как выглядели и жили известные сказочники. Жил-был сказочник… Жил сказочник

Речь пойдет не о Корнее Ивановиче и Лунтике, а о книжке, которая вышла в самом конце года - «Бусине карманного карлика» Анастасии Строкиной. Здесь тоже все культурные слои перемешены. Тут и тролли, и жизнь обычной семьи из глубинки, и сказочник Сакариас Топелиус из 19 века, и подземные жители, отвечающие за приход весны, и призраки жениха и невесты из Немецкой слободы, и множество других призраков, совсем не страшных, а наоборот, дружелюбных и прекрасных, и сказочная гора Растекайс, и оживший Ангел со шпиля Петропавловской крепости, и говорящий волк-механик…

«Сказочник вынул из кармана мешочек клюквы и протянул Вере:

Угощайся. Птичке тоже понравится. И Ангелу. Ангелы любят клюкву».

Эта сказка на ощупь - как ощущение натуральных материалов: шерсти, холста, дерева. Из истории о нашем времени как будто вынули все пластмассовое, полиэтиленовое, синтетическое. Оставили только самое необходимое: снежную зиму, ледяной маяк во дворе, верных друзей, мудрую книгу, совет старого архивариуса, кресло-качалку у камина, звуки виолончели и горсть сушеной клюквы для птиц.

Все это - этапы долгого пути, остановки на пути героев. Их путь, цель которого в начале совершенно ясна, постепенно превращается во что-то совершенно другое - путь от болезни к выздоровлению, от зимы к весне, от детства во взрослость.

Если бы мы захотели представить их путь географически, мы взяли бы красный фломастер и прочертили маршрут путешествия героев. Тогда конечной его точкой стало бы имение Сакариаса Топелиуса, того самого сказочника, который когда-то сочинил сказку о приключениях финского мальчика Сампо. Именно этого сказочника, посещают герои в конце пути. Он давно умер, этого от нас не скрывают, - время опять перемешивается, но остается неизменным.

…Герои устали, измучились, замерзли, их пугает предстоящая встреча со злобным и мстительным троллем. Ведь неизвестно, чего от него ожидать, если он способен наслать болезнь на маленькую девочку. И тут появляется сказочник и ставит все на свои места. Он направляет их по правильному пути, но при этом не раскрывает всей правды. Он наблюдает за ними, как бы посмеиваясь, он тут не просто персонаж, он принадлежит двум мирам одновременно - как герой и как представитель высокой касты сказочников.

Я благодарна автору за этот образ. И за точное понимание того, что и сказочник - тоже персонаж, который совершает путешествия за тридевять земель, снашивает семь пар железных башмаков, выручает товарища из беды. Шарль Перро, братья Гримм, Корней Чуковский - эти имена для ребенка звучат так же, как имена героев сказки. И потому детям кажется, что народные сказки были написаны Иваном-дураком или Емелей.

Хотя вопрос об авторстве дети вообще не ставят. Это мы напираем: «Запомни: это написал Самуил Яковлевич Маршак» или «Корней Иванович ничего не знал о Лунтике», вырывая ребенка из блаженного состояния, в котором он обладает всем сразу, а не раскладывает это по полочкам.

В целом же впечатления от книги можно выразить словами самой Анастасии Строкиной: «Серебряным ножом для бумаги он вскрыл конверт. И тут же из него выпорхнули разноцветные слова, несколько секунд покружились вокруг головы Сказочника, упали на пол и исчезли».

Наталья Вишнякова

________________________________


Анастасия Строкина
«Бусина карманного карлика»
Художник Олег Брауде
Издательство «КомпасГид», 2018

Когда-то по его сценариям снимали дет.ские фильмы и мультики, его пьесы брали лучшие театры страны...

В прошлом году он стал лучшим современным сказочником России. Но, несмотря на популярность, дет.ский писатель Юрий Харламов живёт в глухой провинции, возит из посадки дрова на санках и утверждает, что жизнь прекрасна и удивительна...

Никогда не думали, что судьба так повернётся, - говорит мне жена писателя Светлана и проводит меня в низкую саманную хатку. - Приезжали в Генеральское как на дачу, а жили в Душанбе, в элитной квартире. К тому же у нас были приличные накопления, но СССР распался, деньги обесценились, а мы переехали сюда с пустыми руками...

"Москва не для меня..."

Провисающий потолок, закопчённые стены, маленькое окно, через которое едва пробивается солнечный свет. Воду Харламовы носят из скважины вёдрами, но Юрий Ильич не жалуется.

Я научился сажать огород, топить печь, баньку построил, - показывает он свои владения. - А летом-то у нас поют птицы и пахнет яблоками...

В прошлом году Юрий Харламов получил первую литературную премию - имени Петра Ершова за книги для детей и юношества. На премиальные Харламовы наконец-то провели газ. Теперь семья живёт на небольшие проценты, которые поступают из МХАТа им. Горького, где уже не первый год идёт пьеса Харламова "Высотка"...

Кстати, это же произведение я предлагал ростовским театрам, но оно никого не заинтересовало. А Татьяне Дорониной понравилось, - говорит писатель. - Возможно, взяли бы и другие рукописи, но, чтобы быть популярным, нужно жить в Москве, вращаться в богемных кругах, а это не для меня.

Несмотря на замкнутый образ жизни, слава всё-таки нашла Юрия Харламова и в донской глубинке. После публикации "Сказок бабы Груши", писателю пришло письмо: "Здравствуйте... Спасибо, что написали обо мне... Требую продолжения..." Так получилось, что героиня серии сказок Харламова Груша не только внешне напоминала реальную женщину, но и истории, которые происходили с ней, были как будто взяты из жизни автора письма..

Писатели уходят в шоу-бизнес...

После получения премии сказки Харламова напечатали на родине Ершова, в Тюменской области, а теперь и у нас выпустили первую за пятнадцать последних лет его книжку..

Я никуда не ходил, ничего не выбивал. Просто в библиотеке дети стали просить мои сказки. И обо мне вспомнили. И вот он, первый тираж, - показывает Юрий Ильич стопки книг на полу. - Несколько дней назад привезли.

Часть тиража, которую Харламов взял вместо гонорара, сказочник собирается раздарить деревенским детишкам. Ведь в селе знают, что в маленьком саманном домике в бедности живёт писатель, а о чём он написал, не имеют представления.

Мир изменился. Люди мало читают. А писатели уходят в шоу-бизнес или пишут тексты для юмористов, - говорит сказочник. - Не осталось ни приличных драматургов, ни детских писателей...

Но Харламов остался. И в детской литературе, и в маленькой избушке на окраине Генеральского. Каждый день он садится за старенькую печатную машинку и уходит в мир, где добро всегда побеждает зло. Ведь на то он и сказочник!

Светлана Ломакина

Час хорошей литературы

(сценарий мероприятия к юбилею Е.Шварца)

Оформление, оборудование: выставка одного автора « Готовый портрет. Евгений Шварц», компьютер, телевизор, видеоролик: «Жил-был сказочник»


Сценарий

Ведущий 1: Вы знаете, что 2016 год в России посвящен кинематографу. Но кинематограф невозможно представить без прекрасных экранизаций сказок Евгения Шварца! К тому же в октябре мы отмечали 120-летний юбилей писателя.

(видеоролик-презентация: «Жил-был сказочник»)

Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста – жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев, в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.

Ведущий 2:

«Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути.

Чтоб спутники мои повеселели...», -

так говорил о себе писатель.

Ведущий 1: Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), писатель-драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Из воспоминаний Шварца: “ Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”. Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”. Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

Отроческие годы Шварц провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914— 1916 гг.).

В печати впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники. В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

Ведущий 2: Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», - пишущая машинка поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Тень»). В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии). В послевоенные годы в его драматургии усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др.

Ведущий 1: А теперь, после просмотра слайдов и знакомства с биографией и творчеством писателя, я предлагаю вам из предложенных названий сказок, пьес и сценариев к фильмам угадать какие принадлежат перу сказочника:

· Два клена

· Приключения Незнайки

· Сказка о потерянном времени

· Хитрый охотник

· Лягушка-путешественница

· Новые приключения Кота в сапогах

· Сказка о ведьме

· Голый король

· Хаврошечка

· Снежная королева

· Два брата

· Царь-девица

· Золушка

· Доктор Айболит

· Шабарша

· Обыкновенное чудо

· Марья-искусница

Ведущий 2: А сейчас вспомните фильм, снятый по сценарию Евгения Шварца: «Золушка». Я буду читать фразы из киносказки, а вы должны сказать, кто из персонажей их произнес.

Задания:

1. А еще корону надел (мачеха)

2. Жалко королевство маловато, разгуляться мне негде. Ничего, я поссорюсь с соседями, - это я умею (мачеха)

3. Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди? (золушка)

4. Ухожу! К черту, к дьяволу, в монастырь! Живите сами как знаете (король)

5. Я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам делать настоящие чудеса (мальчик-паж)

6. Крошки мои, за мной! (мачеха)

7. Связи связями, но надо ей, в конце концов, совесть иметь (король)

8. Ужасно вредно не ездить на балы, когда ты этого заслужила (фея)

Ведущий 1: Следующее задание по сказке: «Два брата»

1. Как звали братьев в сказке? (Старший и Младший)

2. Кем работал отец мальчиков? (лесничим)

3. Какую фразу произнес Старший, когда вытолкнул Младшего во двор и запер за ним дверь? («Оставь меня в покое»)

4. В каком номере зала был заперт Младший брат у Прадедушки Мороза? (49)

5. Кто помог мальчикам убежать из дома Прадедушки Мороза (белки и птицы)

«Сказка о потерянном времени»

Сейчас я покажу вам картинки еще из одной замечательной сказки, а вы скажете, как она называется. Есть знаменитый фильм Александра Птушко, снятый в 1964 году по одноименной пьесе Е.Шварца. Кто смотрел фильм или мультфильм, или читал? Тот из вас легко ответит на наши вопросы:

Викторина по книге Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"

1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса?»