Братья карамазовы кто они такие. V. Внезапная катастрофа. Достоевский. "Братья Карамазовы"


События разворачиваются в небольшом городке Скотопригоньевске., в монастыре, где проживает старец Зосима, широко известный благодаря своей целительской и подвижнической деятельности. Главные действующие лица - члены семьи Карамазовых (отец Федор Павлович и три его сына, старший Дмитрий, средний Иван и младший Алеша). Отец с двумя старшими сыновьями приезжают в скит для того, чтобы решить насущные семейные вопросы, связанные, главным образом, с имущественными делами. Младший же сын Алеша является послушником старца Зосимы.

Помимо главных героев, на собрании также присутствует ряд второстепенных персонажей - семинарист Ракитин, богатый родственник Карамазовых - помещик Миусов и несколько служителей монастыря. Причиной для проведения собрания послужили разногласия в денежных вопросах между Федором Павловичем и Дмитрием - последний полагал, что отец задолжал ему крупную сумму денег, не имея при этом никаких тому доказательств с юридической точки зрения. Федор Павлович, мелкий помещик, по натуре обидчивый и злой, возвращать этот мифический долг не собирается. Приехать на встречу в монастыре его побуждает исключительно любопытство. Помимо имущественного спора, отца и сына разделяет вражда из-за женщины по имени Грушенька, в которую они оба без памяти влюблены.

Дмитрий считает, что отец находится в более выигрышном положении, поскольку в его распоряжении имеются необходимые денежные средства, которые при случае могут сыграть решающую роль в выборе Грушеньки.

На собрании в монастыре мы видим сразу всех главных героев одновременно и понимаем, что все они очень разные. Дмитрий - натура страстная; в порыве гнева он может совершить немало необдуманных поступков, о которых впоследствии будет сильно сожалеть. Иван же, напротив, спокойный и рассудительный. Его раздумья направлены, главным образом, на проблему существования Бога и бессмертия души. Им же задается ключевой вопрос романа - все ли дозволено человеку в этой жизни или не все? Федор Павлович далек от духовных исканий своего среднего сына. Его можно охарактеризовать как скандалиста и циника, который ничего, кроме отвращения, у своих близких не вызывает. Алеша же - просто добрый и чистый человек, который всегда переживает и болеет душой за своих братьев.

Встреча в монастыре, как и ожидалось, заканчивается скандалом. Очень показательно поведение на этом собрании мудрого старца Зосимы. Он прекрасно чувствует боль каждого человека, находящегося рядом с ним. Он предвидит будущие страдания Дмитрия и кланяется ему в ноги, а Ивана благословляет на поиск истины, к которой тот стремится.

Обновлено: 2013-08-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

К роману «Братья Карамазовы»

Ещё в 1862 году мечталось Фёдору Михайловичу «о появлении хоть к концу-то века» «какого-нибудь такого великого произведения, которое выразит стремления и характеристику своего времени так же полно и вековечно, как, например, «Божественная комедия» выразила свою эпоху».

Мечтал, но оставил всего лишь предисловие к замыслу. Это должен был быть итог : «Никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».

Всё продуманно, чётко, но носит следы незавершенности, предварительности, подготовки - это «вступительный» роман.

В центре «идея о возрождении вновь человека» . Это всё та же идея о «восстановлении погибшего человека», которую уже в 1862 году Достоевский считал основой произведения дающего бессмертие.

Но эту идею Достоевский так и не осуществил. Он провёл нас через «ад» и оставил в преддверии «чистилища». Но «ад» - великолепно.

Русская литература тяготела к энциклопедичности: Пушкин, Гоголь, Некрасов, Толстой – «мысль народная», «мысль семейная».

У Достоевского - потрясающая энциклопедия человеческих страданий, преступлений, надлома и надрыва: нет преступления, которое не обратилось бы в наказание, «не терзало бы душу из круга в круг». (Архитектоника «Братьев Карамазовых» зиждется на таких кругах, зримым разграничением которых являются заборы (Старая Русса), в центре их – дом Карамазовых, близ них, но вне их – монастырь.).

К 1868 году сложился замысел цикла романов «Атеизм», где современный русский человек в своих скитаниях по России теряет, ищет и находит веру. Алёша Карамазов должен был потом стать таким героем. Тема «мальчиков», на первый взгляд не связанная напрямую в «Братьях Карамазовых» с основным сюжетом романа, играет огромную роль. (Замысел романа «Детство» тоже органично вошёл в текст «Братьев Карамазовых»).

Вспомним, что в конце 60-х Достоевский работал над темой «Житие великого грешника», а это – генеральный конспект готовившегося в мысли произведения, предисловием к которому и явились «Братья Карамазовы».

Вплотную к работе над «Братьям» Достоевский приступает в 1874 году – «обдумывание в деталях». Он вновь обращается к истории Ильинског о, попавшего в острог по обвинению в убийстве и через 10 лет освобождённого, так как обнаружился убийца подлинный.

Потом ещё одна история, произошедшая 20 лет назад в Тобольске. «Два брата, старый отец, у одного невеста, в которую тайно и завистливо влюблён второй брат. Но она любит старшего. Но старший, молодой прапорщик, кутит, дурит, ссорится с отцом. Отец исчезает. Улики на старшего. Осуждают на каторгу… Через 12 лет младший брат приезжает на каторгу, чтобы увидеть брата. Сцена, где братья безмолвно понимют друг друга. С тех пор прошло ещё 7 лет. Младший в чинах, в звании, но мучается, объявляет жене, что это он убил. Конец: тот возвпащается. Этот на пересыльном. Его отсылают. Младший просит старшего быть отцом его детей. «На правильный путь ступил!». Достоевского интересует не столько история соперничества двух братьев, но гораздо больше – возвращение одного из них, «невинно осуждённого», через 12 лет. Контур будущего романа почти готов, но замысел складывался, шлифовался ещё долгие три года.

В декабре 1877 года Достоевский объявил о прекращении «Дневника писателя»: «Готовясь написать один очень большой роман, я задумал погрузиться специально в изучение не действительности, я с нею и будто знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем для меня молодое поколение и вместе с тем молодая семья».(«о теперешних детях»). (Уже «Подросток» задумывался как «отцы и дети»).

Так и «Братья Карамазовы» вначале были задуманы как роман об отце и детях.

Была мечта: написать поэму о Христе; о встрече Христа с Великим инквизитором + история с невинно осуждённым Ильинским + роман о молодом, юном даже челоеке, с чистым, как у Мышкина, сердцем, но душа которого уже прикоснулась к мерзостям жизни. Это должен был быть рассказ о пути вызревания идеи, рождении нового человека, способного воплотить собою идею искупления. Что же будет искуплением? Таким образом, речь идёт о романе искушений, за которым последует роман искупления.

В мае 1878 года страшный удар постиг семью Достоевских: умер трёхлетний сын Алёша. Достоевский в середине июня вместе с Сергеем Соловьёвым отправляется в Оптину пустынь. (Там в разное время побывали Киреевские, Гоголь, Лев Толстой). Знаменательна встреча Достоевского со старцем Амвросием (в какой-то мере явившимся прототипом старца Зосимы). 66-летний отец Амвросий действительно личность незаурядная. (В миру – Александр Михайлович Гренков). Он обладал феноменальной памятью, знал 5 языков, увлекался древней и современной философией, обладал поэтическими наклонностями. Это был интеллигентный человек, знаток духовной и книжной премудрости. Он был интересен и людям необразованным, и людям, живущим напряжённой духовной жизнью. Оптина славилась библиотекой в 30 тысяч томов – богословские труды, древние философские, естественнонаучные, медицинские и прочие сочинения.

(Монастырь в Оптиной пустыни расположен у реки Жиздра. Старец – тот же монах, живущий общим со всею братией уставом, но, вместе с тем, своей собственной, особой, более внутренней, чем внешней, жизнью; соучаствует в общей жизни монастыря, но и как бы независим от неё. Дело не в летах и в умудрённости. Учитель жизни, врачеватель нравственных недугов, наставник заблудших душ, нуждающихся в бескорыстном слове, идущем из чистой, ничего для себя лично не желающей души).

К 1878 году план романа был окончательно развит. Сюжет и конструкция скурпулёзно обдуманы. Когда роман был готов, «видимая бесформенность оказалась завершённостью громадного готического собора ». Это архитектурный шедевр Достоевского.

Вернувшись из Оптиной пустыни, Достоевский сел за писание романа. Первая часть появилась в «Русском вестнике» в январе 1879 года. Затем продолжение – в № 2 --6,8,9; и в 1880 году в № - 1,4,7 -10.Эпилог в №11 за 1880 год.

«Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там легче». Через 3 месяца после окончания романа Достоевский умер. Отдельное издание в 2-х томах вышло при жизни писателя и в несколько дней разошлось. (А обсуждение началось ещё раньше: до окончания публикации, уже в 1880 году. Британское «Современное обозрение» пишет в 1880 году: « В Петербурге начал печататься очень интересный роман Фёдора Достоевского»).

Позднее, в 1685 году, Крамской напишет: " Когда я читал Карамазовых, то были моменты, когда казалось: ну если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!».

(Чем же и куда хотел Достоевский «повернуть мир »?).

Стремясь раскрыть связь содержания романа с мировыми вопросами, Достоевский вводит образы своих героев в широкий литературный и культурно-исторический контекст. Связь современной эпохи жизни человечества с его прошлым – одна из задач писателя. Эти «главные вопросы » бытия человеческого решались по-разному. В этом романе опять и опять звучат многие из них:

Тема враждующих братьев, отцеубийства («Разбойники» Шиллера; тема «душевного рыцарства» - («Перчатка» Шиллера); демонического бунта, соблазна, искушения – (средневековые мистерии, «Фауст» Гёте); восстановление «погибшего человека» - (Евангелие, «Божественная комедия» Данте, «Хождение Богородицы по мукам», «Отверженные» В.Гюго, «Мопра» Жорж Санд); Тема возможности будущей мировой гармонии, проблемы зла и его преодоления – (ода «К Радости» Шиллера, «Кандид» Вольтера); темы католицизма и инквизиции – («Дон Карлос» Шиллера и т.д.).

В «Предисловии» к Братьям Карамазовым» («Русский вестник, январь 1879) Достоевский пишет о том, что романе дано «жизнеописание человека странного, даже чудака», но «Главный роман второй – это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошёл ещё 13 лет назад и есть почти даже не роман , а лишь один момент из первой юности моего героя». Роман «вступительный».

Действие первого романа происходит тогда же, что и действие романа «Преступление и наказание» (1865), т.е. речь идёт о России обновляющейся, стоящей в преддверии новой, ещё неясной, но, может быть, грозной эпохи.

«Жизнь текущая», скоропреходящие «минутки » и «мгновения» интересны не сами по себе, а своим глубоким, сокровенным, «вдруг » обнаруживающимся смыслом. Часто «минутки» Достоевского – это смысл человеческой жизни, а может быть, жизни всего человечества .

Итак, замысел 2-го романа:

Время действия 2-я половина 70-х годов. Но «начала» этого «теперешнего » момента лежали в моменте «тогдашнем », а «концы» «тогдашнего » текущего момента обнаруживались в моменте «теперешнем» , текущем. О том, что случилось 13 лет назад – «тогда», рассказывается «сегодня».

Момент «теперешний» - важнейшая составная часть «плоти » романа. Авторский взгляд – взгляд из будущего, но для рассказчика – ставшего настоящим. Так сошлись годы 60-е и 70-е, «тогда» и «теперь».

В «Предисловии» речь идёт об одном герое, главном – Алёше. Такой герой – «чудак», «странный человек», «Частность и обособление» - может в иных случаях заключать в себе, в своей жизни и судьбе иной раз сердцевину целого.

Но в первом романе – герой «неопределённый, «невыяснившийся».

Алёша – главный в задуманной дилогии, сейчас – на 2-м плане, как бы «неглавный». А остальные – главные. Алексей ещё только ищет подступы к своей будущей «главной деятельности». (Тогда ему исполнится 33 года).

Сюжетный фокус, центр романа – «катастрофа», преступление, «окровавленное злодейство».

О преступлении:

Ешё в Омском остроге Достоевский много размышлял о преступлении. От внешней стороны – страшной, нелепой, жестокой – к «философии» преступления, уяснению его глубинных, сокровенных причин.

О наказании:

Все эти ссылки, тюрьмы – «не исправляют преступников », они лишь наказывают их, обеспечивая спокойствие общества. Они не исправляют, не устрашают, а число преступлений «не только не уменьшается, но возрастает». Эта тема в романе «Братья Карамазовы» не столько продолжат тему «Мёртвого дома», сколько углубляет её.

Жизнь человека заключена в мире злобы и эгоизма. «Взяты люди в ненормальных условиях. Зло существует прежде них. Захваченные в круговорот лжи, люди совершают преступление и гибнут неотразимо » Неизбежный результат всеобщей «мирской злобы », ненормальных условий – распад человеческих отношений, разобщение людей, доводящее их не только до полного разрыва, не только социальных, но и родственных связей – до преступления. И потому « философия » преступления – это социальная и нравственная философия, трактующая о самих основах человеческого бытия – о природе общества и государства.

(Поэтому Алеша в келье взволнованно следит за разговором). Зосима и Иван в главе «Случайное собрание» говорят о «возрождении вновь человека», «воскресении его», «спасении его», «возрождении падшего ».

Начинает звучать главная тема, основная мысль романа: «Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков». Об этом Достоевский размышлял ещё в 1864 году. Речь идёт о трагедии человеческой разобщённости, всеобщей «мирской злобе и о способах и путях преодоления этой ненормальной трагической разобщённости.

Роман «Братья Карамазовы» (1879 – 1880)

Это наиболее сложный по идейному содержанию и художественной структуре роман Достоевского.

В романе обрисована широкая картина жизни России порефрменной эпохи, выведена галерея разнообразных и сложных характеров, разворачивается цепь драматических событий.

В то же время, «Братья Карамазовы» - наиболее насыщенный публицистической и философской мыслью роман Достоевского

Писатель выступает в «Братьях Карамазовых» и как художник, и как мыслитель, проповедник, социолог, философ, публицист .

Он стремится не только поставить перед современниками ряд важных общественных и моральных вопросов, проанализировав жгучие проблемы, выдвинутые общественной жизнью. Он стремится дать на эти вопросы ответ, указать те пути, которые, по его мнению, помогут оздоровить общество.

Достоевский поднял те вопросы, которые волновали великих писателей прошлого, ощутил их как нерешённые и попытался дать на них свой ответ.

Одна фраза прокурора: «Может ли Карамазов по-гамлетовски думать о том, что там будет? Нет, господа присяжные, у тех – Гамлеты, а у нас ещё пока Карамазовы». Вот вам и ряд. Над беднягой прокурором кружится ирония Достоевского. Прокурор незряч и недогадлив, он давно уже окружён фигурами байронического, и выше того – шекспировского масштаба, и это не столько их собственный, сколько масштаб самой русской жизни» (Берковский).

Творчество Достоевского ярчайшее тому подтверждение. Как могло так получиться, что произошло отцеубийство, едва ли не самый страшный грех из известных человечеству? («Король Лир», «Разбойники», «Отец Горио»). Кто виноват? Общество, так сказать, среда? Или сами люди? Отцы или дети? А, может быть, и те, и другие?

Митя ли, создавший вокруг себя атмосферу разгула, разнузданности, насилия?

Иван ли, с его теорией «вседозволенности»?

Какова степень вины Смердякова, поверившего Ивану?

Сам ли растленный старикашка Карамазов, вызвавший у защитника вопрос: «а можно ли вообще судить за убийство такого человека?»ю

Или даже Алёша, накануне убийства оставившего братьев?

Решая эти вопросы, Достоевский пытается ответить, каким путём России не надо идти, на каком её ждёт разложение и духовное оскудение, и где тот путь, тот герой, который преодолеет этот распад, разложение страны и отчуждение, «уединение» людей друг от друга.

Достоевский считал, что художник приходит в мир «чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой!»

Сам о себе: «При полном реализме найти в человеке человека. Меня зовут психологом…неправда. Я реалист в высшем смысле, т.е., изображаю все глубины души человеческой».

Впервые в большом романе Достоевского действие романа происходит не в Петербурге, а в отдалённом от центра небольшом провинциальном уездном городке Скотопригоньевске. И это немаловажное обстоятельство: Писатель желал тем самым покаать, что те социальные, психологические процессы, которые он обрисовывал в романах 60-х годов, перестали быть привилегией Петербурга, они охватили всю страну. Эти процессы непосредственно связаны с ростом капитализма, ломкой традиционного уклада жизни: разложением семьи, распадом старых нравственных норм.

Действие романа отнесено на 13 лет назад (опять впервые) .

Достоевский показывает, что в России не осталось ни одного уголка, где бы ни кипела борьба страстей.

Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие, описанные в нем семьи (Хохлаковы, Снегирёвы), представляют различные варианты того общего типа семьи, который Достоевский (в романе «Идиот») охарактеризовал как тип «случайного семейства» (Иволгины в «Идиоте»). Нет мира в этих семьях, в них идёт скрытая или открытая борьба, антагонизм между поколениями.

Убийство Фёдора Павловича Карамазова и явилось проявлением такого антагонизма. Но не только о разложении, распаде семьи в пореформенную эпоху свидетельствует убийство. За этим стоит распад старых нравственных норм жизни.

Через весь роман проходит тема «всеобщей неурядицы и бестолковщины нашей настоящей минуты», «расшатанности» до основания «нравственных начал наших», умственной смуты, морального бездорожья, всеобщего разложения.

Главный сюжетный узел – история преступления: суд запутывает дел, Смердяков утверждает себя.

Что стоит за преступлением?

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Композиция романа сделана мастерски.

1 книга «История одной семейки» - введение об отце и 3-х сыновьях Карамазовых, история их взаимоотношений – до начала действия.

2 книга – «Неуместное собрание». Действие происходит в келье старца Зосимы. Участвуют все главные персонажи – общая беседа – вражда, назревающий конфликт. Затем углубление в причины противостояния героев.

3 книга «Сладострастники» - поочерёдно о каждом из участников будущей драмы (Карамазовых, Смердякове, Катерине Ивановне, Грушеньке)4.

4 книга «Надрывы» - в действие вступают другие герои: отец Ферапонт, штабс-капитан Снегирёв, Ильюшечка, Лиза Хохлакова и её мать – каждый из них несёт свою тему, которая соотносится с главной – конфликт в семье Карамазовых.

5 книга «Pro I contra» -главный герой – Иван Карамазов (важнейшие главы в этой книге и во всём романе – это «Бунт» и «Великий инквизитор»).

6 книга «Русский инок» - главный персонаж – старец Зосима.

Эти шесть первых книг почти лишены внешнего действия – огромную роль в них играют самовысказывания героев.

Вторая половина романа тоже состоит из шести книг.. Происходят новые переломные события.

7 книга «Алёша» (после смерти старца Зосимы Алёша меняет образ жизни. Покидает монастырь. Важен здесь образ Грушеньки).

8 -9 книги. В них разыгрывются 2 драмы: 1. Митя, Грушенька.

10 книга «Мальчики» - важнейшая в общем замысле дилогии.

11 книга «Брат Иван Фёдорович». (основное – свидание Ивана со Смердяковым и глава «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича»

ЭПИЛОГ?????7 (закончить)

Основные темы романа «Братья Карамазовы»:

Роман – синтез . В нём в разной степени нашли отражение почти все основные темы и проблемы творчества писателя. Это легко прослеживается :

    «Бедные люди » - основная тема бедных людей, униженных и оскорблённых; тема «маленького человека.

    «Двойник » - тема «маленького человека» и тема двойничества.

    «Хозяйка» , «Белые ночи» - тема мечтателя, начало темы положительного героя; судюба женщины.

    «Записки из мёртвого дома » - тема преступления и наказания.

    «Униженные и оскорблённые » - тема бедных людей, положительного человека.

    «Преступление и наказание » - тема преступления и наказания; тема «восстановления погибшего человека; униженных и оскорблённых; положительного человека. Пафос – «найти человека в человеке».

    «Идиот » - тема «положительно прекрасного человека»; денег; красоты; отцов идетей; «случайного семейства».

    «Бесы» - тема бесовства, безобразия; всеобщего разложении.

    «Подросток» - тема отцов и детей; капитала, семьи; роман-воспитания

    «Братья Карамазовы » - роман-синтез , где сошлись все начала и концы. В разной стпени продолжены, углублены или завершены многие из названных тем, занимавших Достоевского на протяжении всей жизни, всего творчества.

Главные из них :

1. Проблема положительно-прекрасного человека,

2. Проблема веры и безверия, «вседозволенности»,

двойничества;

3. Отцов и детей;

4. Проблема власти денег и капитала;

5. Проблема добра и красоты;

8.Проблема бедных людей и униженных и оскорблённых;

9. Проблема преступления и наказания;

10. Проблема поиска истины, путей развития общества.

Основные принципы творчества Достоевского звучат здесь: «Человек – это тайна…»; «Красота спасёт мир»; «Безобразие убьет»; «»Каждый за всё и всех отвечает»; «Сострадание – главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества»;

«Человек на поверхности земной не имеет прав отворачиваться и игнорировать то, что происходит на Земле, и есть высшие нравственные причины на то.»

Общественно-политическая обстановка в России

конца 70-х – начала 80-х.

Конец 79 года – сплошная цепь террористических акций. В Харькове некий Голбденберг застрелил князя Кропоткина. В Петербурге Мирский стрелял в шефа жандармов Дрентельна. На царя уже три покушения.

Год 80-й начался с известий о новых покушениях. Взрыв в Зимнем дворце. Учреждена «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с графом Лорис-Меликовым. Через несколько дней стреляли и в него. (Казнь Млодецкого ).

Идея создать «психологическую драму» о противостоянии братьев возникла у Достоевского в 1874 году, хотя образы героев романа он начал разрабатывать гораздо раньше. Несложно заметить параллели в характерах персонажей из разных произведений автора: Алеши Карамазова и Грушеньки с князем Мышкиным и Настасьей Филипповной («Идиот»), Ивана Карамазова с Раскольниковым («Преступление и наказание»), старца Зосимы со святителем Тихоном («Бесы»).

Сюжетная линия произведения более четко оформилась после знакомства в остроге с осужденным Ильинским, которого по ошибке сослали на каторгу за убийство отца. В первых черновиках романа Дмитрий также носит фамилию Ильинский.

«Братья Карамазовы» – итог, осмысление всей жизни Достоевского. Воспоминания детства здесь соединены с раздумьями и впечатлениями последних лет, а образы Дмитрия, Ивана и Алексея символизируют три этапа духовного развития самого автора. Роман имеет сложную, многоплановую структуру, его жанр трудно поддается определению. События происходят в течение двух недель, но в это короткое время вмещается столько историй, споров, конфликтов, идейных столкновений, что хватило бы на несколько произведений детективной, философской и семейно-бытовой драмы.

Действие романа заключено между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и криминальным судом над Дмитрием Карамазовым. И такая последовательность символична . Достоевский достоверно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.

Роман состоит из двенадцати частей (книг). Первые две – вступительные. В третьей книге представлены отрицательные персонажи – отец семейства Федор Павлович и лакей Павел Смердяков. В четвертой книге читатель знакомится с теми, кто ведет «приличный» образ жизни (Катерина, Снегиревы, отец Ферапонт), но их «праведность» продиктована не глубокими убеждениями, а выгодой соблюдать приличия. Только в пятой и шестой книгах появляются главные герои – Иван, Дмитрий, Алеша, Зосима. Затем Достоевский подвергает братьев испытаниям, в которых проверяется жизненное кредо каждого. В книге седьмой – Алексея, восьмой и девятой – Дмитрия, в одиннадцатой – Ивана. В заключительной двенадцатой книге суждения и нравственные устои героев оценивает общество.

Достоевский стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, слой за слоем обнажить их душу, понять мотивы противоречивых поступков, нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Достигает он этого при помощи широкой амплитуды выразительных средств: от монологов-исповедей до идейных споров, скандалов и оскорблений. Резкие повороты сюжета, конфликты интересов и мнений, подлинный водоворот разнообразных страстей держат читателя в постоянном напряжении.

Но главная задача автора – не интрига. Достоевский изобразил в «Братьях Карамазовых» обобщенную формулу «загадочной русской души» с ее стремлением «забвения всякой мерки во всем» , одновременно и разрушительной, и созидательной. Двойственность, осознанное отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, смесь эгоизма и самопожертвования, вечное блуждание в плену ложных ценностей – таким представляется писателю русский человек.

Характерная для Дмитрия, Ивана, Смердякова и Федора Павловича социально-нравственная деградация получила название «карамазовщина». Осуждение этого явления, исцеление от него и есть, по мнению Достоевского, путь к нравственному возрождению русского народа. А в царстве «карамазовщины», в атмосфере вседозволенности, жестокости и эгоизма преступление неизбежно. И виновны в нем все.

Виновен отставной офицер Дмитрий, человек истово верующий. Но это не мешает ему избивать отца и грозиться убить его. Митя не совершил столь страшное преступление, но допустил его в своем сознании, замышлял против родного человека. И этого он не может себе простить. Дмитрий принимает несправедливый приговор суда, стремясь через раскаяние и страдание очистить свою душу.

Виновен и средний брат – интеллигент, атеист и философ Иван. Именно его проповедь об отсутствии Бога, о неистребимости зла в человеке и вседозволенности направляет руку Смердякова. Иван осознает себя главным убийцей. Его образ является предостережением для русской интеллигенции, у которой в эпоху Достоевского и в более поздние времена была чрезвычайно популярна идея развития человека на новый лад, путем освобождения от религиозных оков. Внедрение этой идеи в малограмотные, духовно неразвитые умы привело мир к величайшим разрушительным теориям.

Младший из братьев Алеша – тип нового религиозного правдоискателя. В самом начале произведения Достоевский подчеркивает исключительность этого образа, его значение. Раньше положительные герои противопоставляли себя негативной среде, стремились с ней бороться и уничтожать идейно, а то и физически. Алексей Карамазов не противопоставляет себя миру. Напротив, он идет к людям, напутствуемый духовным наставником старцем Зосимой.

Алеша стремится понять и простить каждого: хитрого развратного отца, вспыльчивого Дмитрия, богоборца Ивана. Он чувствует, что нужен всем им. Без его любви и поддержки семья Карамазовых обречена на гибель, а души близких на вечное странствие во тьме заблуждений.

Алексей всем сердцем верит, что в людях много хорошего. Будущее человечества, вслед за Зосимой, он видит в духовном совершенствовании личности: «Чтобы переделать мир по-новому, надо, чтобы люди сами… психически повернулись на другую сторону» .

Виновен ли Алеша в смерти отца? Косвенно да, поскольку знал о намерениях Дмитрия, о настроениях Ивана, но не предпринял ничего, чтобы остановить беду.

В образах трех братьев писатель изобразил три основные тенденции развития русского общества. Символично, что у них общий корень – загнивающее и отмирающее барство 60-х годов (образ отца ), а также общая вина. И каждый получает свою расплату. Убит Федор Павлович, Смердяков покончил жизнь самоубийством, сходит с ума Иван, идет на каторгу Дмитрий. А Алексей? Ему предстоит жить со всем этим.

В романе представлены три поколения: отцы, дети и «мальчики» - одноклассники Илюши. Это новая, зарождающаяся Россия. Не зря «Братья Карамазовы» заканчиваются сценой, где 12 мальчиков, собравшись вокруг Алеши, дают клятву служить добру.


I. Федор Павлович Карамазов
II. Первого сына спровадил
III. Второй брак и вторые дети
IV. Третий сын Алеша
V. Старцы

Книга вторая. Неуместное собрание.
I. Приехали в монастырь
II. Старый шут
III. Верующие бабы
IV. Маловерная дама
V. Бу ди, бу ди
VI. Зачем живет такой человек!
VII. Семинарист-карьерист
VIII. Скандал

Книга третья. Сладострастники.
I. В лакейской
II. Лизавета Смердящая
III. Исповедь горячего сердца. В стихах
IV. Исповедь горячего сердца. В анекдотах
V. Исповедь горячего сердца. "Вверх пятами"
VI. Смердяков
VII. Контроверза
VIII. За коньячком
IX. Сладострастники
X. Обе вместе
XI. Еще одна погибшая репутация

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Книга четвертая. Надрывы.
I. Отец Ферапонт
II. У отца
III. Связался со школьниками
IV. У Хохлаковых
V. Надрыв в гостиной
VI. Надрыв в избе
VII. И на чистом воздухе

Книга пятая. Pro и contra .
I. Сговор
II. Смердяков с гитарой
III. Братья знакомятся
IV. Бунт
V. Великий инквизитор
VI. Пока еще не очень ясная
VII. "С умным человеком и поговорить любопытно"

Книга шестая. Русский инок.
I. Старец Зосима и гости его
II. Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым. Сведения биографические
а) О юноше -- брате старца Зосимы
б) О священном писании в жизни отца Зосимы
в) Воспоминание о юности и молодости старца Зосимы еще в миру. Поединок
г) Таинственный посетитель
III. Из бесед и поучений старца Зосимы
д) Нечто об иноке русском и о возможном значении его
е) Нечто о господах и слугах и о том, возможно ли господам и слугам стать взаимно по духу братьями
ж) О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным
з) Можно ли быть судиею себе подобных? О вере до конца
и) О аде и адском огне, рассуждение мистическое

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

Книга седьмая. Алеша.
I. Тлетворный дух.
II. Такая минутка.
III. Луковка.
IV. Кана Галилейская.

Книга осьмая. Митя.
I. Кузьма Самсонов.
II. Лягавый.
III. Золотые прииски.
IV. В темноте.
V. Внезапное решение.
VI. Сам еду!
VII. Прежний и бесспорный.
VIII. Бред.

Книга девятая. Предварительное следствие.
I. Начало карьеры чиновника Перхотина.
II. Тревога.
III. Хождение души по мытарствам. Мытарство первое.
IV. Мытарство второе.
V. Третье мытарство.
VI. Прокурор поймал Митю.
VII. Великая тайна Мити. Освистали.
VIII. Показание свидетелей. Дитё.
IX. Увезли Митю.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Книга десятая. Мальчики.
I. Коля Красоткин.
II. Детвора.
III. Школьник.
IV. Жучка.
V. У Илюшиной постельки.
VI. Раннее развитие.
VII. Илюша.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович.
I. У Грушеньки.
II. Больная ножка.
III. Бесенок.
IV. Гимн и секрет.
V. Не ты, не ты!
VI. Первое свидание со Смердяковым.
VII. Второй визит к Смердякову.
VIII. Третье и последнее свидание со Смердяковым.
IX. Чорт Кошмар Ивана Федоровича.
X. "Это он говорил!"

Книга двенадцатая. Судебная ошибка.
I. Роковой день.
II. Опасные свидетели.
III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов.
IV. Счастье улыбается Мите.
V. Внезапная катастрофа.
VI. Речь прокурора. Характеристика.
VII. Обзор исторический.
VIII. Трактат о Смердякове.
IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора.
X. Речь защитника. Палка о двух концах.
XI. Денег не было. Грабежа не было.
XII. Да и убийства не было.
XIII. Прелюбодей мысли.
XIV. Мужички за себя постояли.

Эпилог.
I. Проекты спасти Митю.
II. На минутку ложь стала правдой.
III. Похороны Илюшечки. Речь у камня.

ПРИМЕЧАНИЯ

Вторая и третья часть романа печатались с некоторыми перерывами. Роман, который предполагалось закончить в 1879 г., продолжал печататься в 1880 г., причем до июля 1880 г. не в каждой книжке журнала, и лишь начиная с этого месяца до ноября -- без перерыва.

Постоянные нарекания на растягивание одного романа на два года, в чем видели коммерческие соображения издателя, вызвали со стороны Достоевского следующее письмо, напечатанное в декабрьской книжке "Русского Вестника" [настоящее письмо сверено с автографом, хранящимся в Пушкинском Доме и впервые опубликованным Б. Л. Модзалевским в журн. "Былое" 1919 г. № 15 стр. 114-115. Автограф имеет мелкие отличия в пунктуации от текста "Русского Вестника" ]) (стр. 907-908):

ПИСЬМО К ИЗДАТЕЛЮ "РУССКОГО ВЕСТНИКА"

Милостивый Государь
Михаил Никифорович,

В начале нынешнего года, начиная печатать в "Русском Вестнике" мой роман "Братья Карамазовы", я, помню это, дал Вам твердое обещание окончить его в этом же году. Но я рассчитывал на прежние мои силы и на прежнее здоровье и вполне был убежден, что данное обещание сдержу. К моему несчастью случилось иначе: Я успел написать лишь часть моего романа, а окончание его принужден перенести в будущий 1880-й год. Даже и теперь для декабрьской книжки не успел выслать в Редакцию ничего, и девятую книгу моего рассказа принужден отложить на январский номер "Русского Вестника" будущего года, тогда как еще месяц тому уверенно обещал Редакции закончить эту девятую книгу в декабре. И вот вместо нее посылаю Вам лишь это письмо, которое и прошу убедительно напечатать в уважаемом Вашем журнале. Это письмо дело моей совести: Пусть обвинения за неоконченный роман, если будут они, падут лишь на одного меня, а не коснутся Редакции "Русского Вестника", которую если и мог бы в чем упрекнуть, в данном случае, иной обвинитель, то разве в чрезвычайной деликатности ко мне как к писателю и в постоянной терпеливой снисходительности к моему ослабевшему здоровью.

Кстати, пользуюсь случаем, чтоб исправить одну мою ошибку, вернее простой недосмотр. Роман мой "Братья Карамазовы" я пишу "книгами". Вторая часть романа началась с четвертой книги. Когда же заключилась шестая книга, я забыл обозначить, что этою шестою книгой окончилась вторая часть романа. Таким образом третью часть надо считать с седьмой книги, а заключится эта третья часть именно тою девятою книгой, которая предназначалась на декабрьский номер "Русского Вестника" и которую обещаю теперь выслать непременно на январский номер будущего года. Так что на будущий год останется лишь четвертая и последняя часть романа, которую и попрошу Вас начать печатать с мартовской (третьей) книги "Русского Вестника". Этот перерыв в один месяц мне опять необходим всё по той же причине: по слабому моему здоровью, хотя и надеюсь, начав с мартовской книжки, окончить роман уже без перерывов.

Свое обещание, выраженное в конце письма, Достоевский выполнил лишь отчасти. Четвертая часть началась с апрельской Книги, после которой последовал двухмесячный перерыв. Затем роман стал печататься уже без перерывов. Последнюю часть (эпилог) Достоевский послал в журнал 8 ноября 1880 г. и она помещена в ноябрьской книжке.

Вскоре по окончании романа в журнале Достоевский выпустил отдельное издание, помеченное следующим 1881 годом.

В отдельном издании заметна авторская правка. Выправлено то, что в журнальной корректуре не было доведено до конца. Так врач, именовавшийся в журнале то Варвецким (стр. 126), то Первинским (стр. 270), в отдельном изд. именуется Варвинским. Мальчик Сибиряков (стр. 218), названный в конце романа Карташовым (стр. 433), в отдельном издании носит везде это последнее имя. Возраст Коли и его сверстников, который в процессе корректуры был увеличен на один год, в журнальном тексте был не везде исправлен. Эти оставшиеся неисправленными места выправлены в отдельном издании.

Но кроме работы по исправлению корректурных просмотров, оставшихся в журнале, имеется сквозная стилистическая правка, которой подверглась последняя глава Эпилога. Эта работа, напоминающая работу над "Бедными людьми", в основном сводится к уничтожению уменьшительных форм и устранению некоторых мотивов (напр. о том, что дети плакали; см. стр. 431 и 432).

[Ф.М.Достоевский ] |[«Братья Карамазовы» - Оглавление ]|[Библиотека «Вехи» ]
© 2001, Библиотека «Вехи»

Сюжет

Основное действие происходит в городе Скотопригоньевск (Старая Русса).

Повествование ведётся от лица очевидца, рассказывающего историю семейства Карамазовых. Фёдор Павлович Карамазов, малоприметный мещанин, ничем особо не примечательный, женился на богатой женщине и стал распоряжаться её состоянием. Среди прочего он устраивал кутежи и терпел от жены побои. В конечном счёте жена уехала от него в Петербург с офицером, оставив отцу совсем малолетнего сына - Дмитрия. Не успев распорядиться своим состоянием, она в Петербурге умерла, и Фёдор Павлович получил возможность распоряжаться всем капиталом покойной. Он благополучно забыл о сыне, предаваясь спекуляциям и оргиям различного рода. Через небольшое время он женился вторично - на красивой сироте, совершенно без приданого, и прижил с ней двух детей - старшего Ивана и младшего Алексея. Издеваясь над своей женой и не прекращая во время брака распутной жизни, он в конечном счёте довёл её до умопомешательства и свёл в могилу. У Фёдора Павловича осталось трое малолетних детей - Дмитрий от первого брака, Иван и Алексей от второго.

Дети воспитывались сначала слугой Карамазова Григорием, затем были отданы к опекунше второй жены, а по смерти опекунши - её душеприказчику. Дмитрий, когда подрос, пошёл на военную службу, Иван и Алексей были отправлены душеприказчиком учиться в университет. Во всё это время Фёдор Павлович о своих детях не вспоминал. Дмитрий, как наследующий своей матери часть её состояния, периодически получал деньги от отца, однако, не имея точного представления о размерах своего наследства, быстро всё прожил и, по мнению Фёдора Павловича, еще и остался ему должен. Иван во время своего обучения денег у отца не брал и даже сумел добиться финансовой самостоятельности. Алексей бросил курс и ушёл послушником в монастырь.
Его духовный наставник, старец Зосима, согласился быть судьёй в деле тяжбы Дмитрия и Фёдора Павловича.

Встреча их в монастыре закончилась форменным скандалом, учинил который Фёдор Павлович. Распря отца с сыном обуславливалась ещё и тем, что оба ухаживали за Аграфеной Светловой - мещанке с определёнными средствами, с той только разницей, что Дмитрий намеревался жениться, тогда как Фёдор Павлович думал купить расположение деньгами. Почти сразу после скандала старец Зосима умирает, отправляя Алексея «на служение в миру».

Дмитрий открывает Алёше, что его тяготят не только враждебные отношения с отцом и неопределённые с Грушей (Светловой), но также и то, что у него есть долг перед Екатериной Ивановной Верховцевой - которая дала ему три тысячи, чтобы он переслал по почте, а он их растратил на кутёж. Теперь Дмитрий надеется получить с отца три тысячи в счёт недоданного ему, а Фёдор Павлович именно такую сумму из злости решил употребить на совращение Груши.

Нелюбовь Фёдора Павловича к старшему сыну была настолько сильной, что он чужими руками старался упечь Дмитрия в тюрьму за долги: скупал Митины векселя и пытался шантажировать его. Одного приспешника Фёдора Павловича в этом деле - отставного штабс-капитана Снегирёва - Дмитрий при народно избил и отодрал за бороду.

Находясь в сильном душевном расстройстве, и думая, что Аграфена согласится прийти к Фёдору Павловичу, Дмитрий подбегает к окну отца, оджнако увидев, что Грушеньки нет, уходит. Его настигает слуга Григорий, которого Дмитрий случайно ранит. Через некоторое время фёдор Павлович обнаруживается убитым.

История создания

На написание книги Достоевский потратил около двух лет. Роман был в основном написан в Старой Руссе , которая и взята за топографическую основу книги. Публиковался частями в журнале «Русский вестник» в -1880 годах .

Достоевский был намерен сделать роман первой частью эпической истории под названием Жизнь великого грешника , но умер менее чем через 4 месяца после завершения публикования «Карамазовых». Стоит отметить, что некоторые задумки для продолжения романа Достоевский высказывал публично. Так, например Алексей Карамазов (один из братьев) должен был стать революционером.

Персонажи

  • Фёдор Павлович Карамазов
  • Дмитрий Карамазов
  • Старец Зосима
  • Грушенька Светлова
  • Катерина Ивановна
  • Павел Смердяков
  • Михаил Ракитин

Экранизация

Экранизации романа производятся с 1915 года .
Среди них:

  • Братья Карамазовы (фильм, 1915) (Россия, режиссёр Виктор Турянский)
  • Братья Карамазовы (фильм, 1958) (США, режиссёр Ричард Брукс)
  • Братья Карамазовы (телевизионный фильм, 1969) (Франция, режиссёр Марсель Блюваль / Marcel Bluwal)
  • Братья Карамазовы (фильм, 1969) (СССР, режиссёры Иван Пырьев , Михаил Ульянов , Кирилл Лавров)
  • Мальчики (фильм, 1990) (СССР, режиссёр Ренита Григорьева) - по одноимённой десятой главе романа
  • Братья Карамазовы (сериал, 2008) (Россия, режиссёр Юрий Мороз)
  • Карамазовы (фильм, 2008) (Чехия, режиссёр Пётр Зеленка)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Братья Карамазовы (роман)" в других словарях:

    Братья Карамазовы: Братья Карамазовы роман Ф. М. Достоевского. Братья Карамазовы украинская рок группа. Братья Карамазовы (фильм) различные фильмы … Википедия

    БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ - Роман Ф.М. Достоевского*. «Братья Карамазовы» последний роман Достоевского. Он был написан в 1878–1880 гг. и печатался в журнале «Русский вестник» в 1879–1880 гг. События романа развиваются в те же годы. Место действия небольшой городок в центре… … Лингвострановедческий словарь

    - «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», СССР, Мосфильм, 1968, цв., 232 мин. Кинороман, драма. По одноименному роману Ф.М.Достоевского. Иван Пырьев, всегда проявлявший интерес к русскому национальному характеру, пришел в конце творческого пути к экранизациям… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Братья Карамазовы (значения). Братья Карамазовы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Братья Карамазовы (значения). Братья Карамазовы Жанр драма … Википедия

    Братья Карамазовы (роман) Братья Карамазовы (рок группа) Братья Карамазовы (фильм) Братья Карамазовы (фильм, 1915) (Россия, Виктор Турянский) Братья Карамазовы (фильм, 1958) (США, Ричард Брукс) Братья Карамазовы (фильм, 1969) (СССР, Пырьев,… … Википедия