Чем интересен для современного поколения обломов. Обломов, Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным). Общественный смысл романа


В 1859 году И.А.Гончаровым был опубликован роман «Обломов». Однако задуман он был еще в 1847 году, тогда же была опубликована его центральная по замыслу глава «Сон Обломова». Повествует она о той общественной среде, которая породила ленивого и апатичного главного героя произведения и знаменитую нынче обломовщину. А.Дружинин писал: «И.А.Гончаров в своем романе хотел донести до читателя мысль о том, сколь губительна может быть для человека окружающая среда… «Сон Обломова» и должен объяснить, почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа». Обломовщина выражается не только в главное герое романа, но и в социальном строе, всей эпохи той России. Образ Обломова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Мы видим и противоречивость Обломова: порожденный Обломовской эпохой, герой отрицает современное общество и не находит себе в нем места, что причисляет его к ряду «лишних людей» в литературе.

Неоднозначность образа Обломова наблюдаются уже в 1 главе произведения. И.А.Гончаров использовал прием говорящих имени и фамилии: богатырское имя-отчество Илья Ильич поставлено рядом с фамилией Обломов, словно происходящей от слова «обломок». И на протяжении всего романа мы встречаемся с противоречиями героя. Обломова нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным героем, в его характере присутствуют и те, и другие черты. Отрицательные стороны Ильи Ильича сразу бросаются в глаза. Безусловно, это его апатичность, постоянная лень и нежелание двигаться с места, слабоволие, пустая мечтательность. В комнатах героя не убрано, на столе лежит одна-единственная запылившаяся книга, от всего веет запущенностью и небрежностью. Обломов, тридцатилетний мужчина, не может даже самостоятельно умыться и одеться, а на протяжении действия всей первой главы даже не встает со своего дивана. Всё это отталкивает читателя и вызывает у него если не пренебрежение, то насмешку. Но ведь должно быть в гончаровском герое хоть что-то положительное? Он мягок характером, имеет доброе сердце и по-настоящему умеет любить – вот те присущие Обломову стороны, которые красят любого человека. В романе с Ольгой Ильинской, например, герой по-настоящему раскрывается, и мы видим его лучшие стороны. Илья Ильич Обломов на самом деле мыслящий человек, он сам осознает свое положение и даже задается вопросом «Отчего я такой?». Герой презирает суетность окружающего общества, осознает его пустоту и бессмысленность. Он, не находя себе в нем места, решает, что лучший способ существования – ничегонеделание, деятельных же людей он считает несчастными. Так прав ли Обломов? По моему мнению, мысли Обломова о пустоте окружающего его общества исключительно верны. Он поступает правильно, желая отгородить себя от глупой светской суеты, которая приводит к обеднению души и разума. Однако к образу жизни Обломова я отношусь отрицательно. Илья Ильич имеет огромный потенциал, но привитые в Обломовке лень и отсутствие интереса к жизни мешают ему. Герой мог бы писать книги, путешествовать, заниматься науками – у него есть все возможности для этого, но, к сожалению, нет силы воли. Это и есть яркий пример того, как среда может загубить развитие личности.

Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии. Определить Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и мощный нереализованный потенциал. Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для читателя.

Обновлено: 2018-03-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман «Обломов» является частью своеобразной трилогии И.А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В «Обломове» автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия.

Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни.

В романе много трагических моментов. И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт – между патриархальной Русью и капиталистической Россией.

Русь в лице Обломова - это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. «Новая» Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, – это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие.

Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался «найти себя» – во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова, он не видел в них практической пользы. Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: «Когда же жить?»

В итоге, «изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении».

Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но … не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать!

Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в «Сне Обломова», который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера.

Идеал Обломова – это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то – все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей «Аркадии», и не хотели ничего более. Все приметы другой, «большой и холодной», жизни пугали их.

Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем – герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты. И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера.

Печально заканчивается и жизнь героя – он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова.

Трагична и судьба слуги Обломова - Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках «барин – крепостной», этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина.

Таким образом, роман Гончарова «Обломов» - глубокое социально-психологическое сочинение. На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа – неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в «сдобрено» в «Обломове» большим количеством смешного, которое «вплетается» в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми.

Роман «Обломов» является частью своеобразной трилогии И.А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В «Обломове» автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия.

Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни.

В романе много трагических моментов. И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт – между патриархальной Русью и капиталистической Россией.

Русь в лице Обломова - это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. «Новая» Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, – это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие.

Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался «найти себя» – во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова, он не видел в них практической пользы. Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: «Когда же жить?»

В итоге, «изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении».

Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но … не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать!

Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в «Сне Обломова», который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера.

Идеал Обломова – это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то – все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей «Аркадии», и не хотели ничего более. Все приметы другой, «большой и холодной», жизни пугали их.

Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем – герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты. И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера.

Печально заканчивается и жизнь героя – он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова.

Трагична и судьба слуги Обломова - Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках «барин – крепостной», этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина.

Таким образом, роман Гончарова «Обломов» - глубокое социально-психологическое сочинение. На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа – неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в «сдобрено» в «Обломове» большим количеством смешного, которое «вплетается» в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми.

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Тест по произведению