Чем интересна жизнь и судьба Онегина? Современность «Евгения Онегина

0 V_V

Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.

0 V_V
13.10.2017 оставил(а) комментарий:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительный и строгих),

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принуждены в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Но в чём он истинный был гений,

Что знал он твёрже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной...

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным и равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой,

Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!

Всё, что в Париже вкус голодный,

0 V_V
13.10.2017 оставил(а) комментарий:

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере...

Забав и роскоши дитя.

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружбы надоели...

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству...

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизнь лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья,

Чуть помня их любовь и злость.

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нём думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство...

Евгений Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом...

Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение Пушкина. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции.Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов,роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения.Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа.

Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин - это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека,получивший типичное светское воспитание.Онегин родился в богатой,но разорившейся дворянской семье.Его детство прошло в отрыве от народа,от всего русского,национального.Он воспитывался французами - гувернерами.Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни.Учили его "всему шутя","чему-нибудь и как-нибудь".Но Онегин все же получил тот минимум знаний,который считался обязательным в дворянской среде.Он знал немного классическую литературу,римскую и греческую,историю "от Ромула до наших дней",имел представление о политэкономии Адама Смита.Безукоризненный французский язык,изящные манеры,остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени.Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека.Богатство,роскошь наслаждение жизнью,блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет.Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы.Неудивительно,что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни."Резкий,охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света,приве- ли к тому,что у Онегина наступило глубокое разочарование,"русская хандра им овладела".

Томясь скукой,Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности.Первой попыткой его была литературная работа.Но система воспитания не научила его работать,поэтому"ничего не вышло из пера его".Онегин начинал читать:"читал,читал,а все без толку".

В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши,мудрец пустынный,
И раб судьбу благословил.
Оброком легким заменил:

Но и эта деятельность от скуки,"чтоб только время проводить",не захватила Онегина.И он снова погрузился в хандру.

Предрассудки света,закрепленные всем ходом жизни,были прочны в душе героя.Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями,душевными страданиями,соприкосновением с реальной жизнью.Пушкин показывает в романе противоречия в мышле- нии и поведении Онегина,борьбу"старого"и"нового"в его сознании,сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной,сплетая их судьбы.

Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной.В новом соседе она увидела тот идеал,который давно уже сложился у нее под влиянием книг.Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

Все лучшее,чистое,светлое,не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни,пассивность,"желание покоя",равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили,подавили его.Он отказался от любви провинциальной мечтательницы.Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским.Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков.Однако они были совершенно противоположенными натурами.Один был холодным разочарованным скептиком,другой-восторженным романтиком,идеалистом.

Евгений Онегин - герой романа Пушкина - представитель высшего общества. Однажды ему надоедает светский уклад жизни. Он покидает северную столицу, отправляясь в деревню. В глубинке и происходит событие, которое служит кульминацией произведения. Жизнь Онегина в деревне - тема статьи.

Главный герой

Прежде чем описать жизнь Онегина в деревне, следует сказать несколько слов о том, каким было его существование в Петербурге. Ведь именно в Северной столице он родился и провел юные годы.

В первой главе автор повествует вкратце о детстве героя. Читатель узнает о том, что отец Евгения был человеком расточительным, «давал три бала ежегодно» и в конце концов промотался. Однако судьба Онегина хранила: он был единственным наследником всех своих родных. А потому, получив стандартное для светского человека образование, начал вести образ жизни, привычный для человека его круга. А именно - посещать балы, а в перерывах между утонченными танцами вести непринужденные беседы с дамами. Этот образ жизни вскоре опостылел герою произведения Пушкина. Им овладел английский сплин, другими словами - русская хандра.

Наследство дяди

В то время, когда Евгений понял, что светские развлечения ему окончательно наскучили, узнал он о тяжелом недуге близкого родственника, того самого, о котором идет речь в первых строках романа. Приготовившись подавать лекарства, поправлять подушки и печально вздыхать (дабы получить заветное наследство) Онегин отправляется в вотчину своего дядюшки. Когда же прибывает на место, узнает о кончине родственника. С этого печального события и начинается жизнь Онегина в деревне. Евгений вступает в наследство. Герой великого романа в стихах становится

Сельское уединение

Как складывается жизнь Евгения Онегина в деревне? Сперва уединение благотворно влияет на его душевное состояние. В первую очередь Евгений учреждает новый порядок: заменяет барщину легким оброком. Жизнь Онегина в деревне протекает однообразно, чему в первые дни он, уставший от городской суеты, несказанно рад. Крестьяне к нему проникаются любовью и уважением. Но слишком уж нелюдимым кажется Евгений соседям - прочим сельским жителям.

Владимир Ленский

Образ жизни Онегина в деревне кажется местным помещикам довольно странным. Он сторонится соседей, немедленно покидает свой дом, лишь услышав о скором прибытии гостей. Немудрено, что в скором времени о Евгении распространяется дурная слава - как об «опасном чудаке». Совершенно другую репутацию приобретает Ленский.

Этот молодой дворянин получил образование за границей. Светский образ жизни пока еще не утомил его. Владимир представляет собой романтическую натуру, которую едва ли могут заинтересовать разговоры местных жителей о вине, сенокосе, псарне. Все же, в отличие от Онегина, Ленский не выражает откровенного пренебрежения к сельским помещикам. А потому становится, хотя и против своей воли, завсегдатаем деревенских званых вечеров.

Татьяна

Жизнь Евгения Онегина в деревне была скучна и монотонна. И даже новый приятель - Ленский - не смог спасти его от хандры. Впрочем, к Владимиру главный герой поэмы испытывает некоторую симпатию, относясь снисходительно к его наивным мечтам.

Ленский без ума от Ольги - девушки, чей образ некогда любил автор романа. Но описывая жизнь Евгения Онегина в деревне, невозможно не упомянуть о старшей сестре этого юного создания - Татьяне. Героиня романа имеет кроткий нрав, нелюдима, любит мечтать и много читает. В ней нет ни капли кокетства, она простодушна и бесхитростна. Полюбив Онегина, Татьяна пишет ему письмо, в котором признается в своих чувствах. Но Евгений остается холоден к ее посланию. А позже совершает роковую ошибку, вызывая ревность Ленского и принимая вызов на дуэль.

Изменения в мировоззрении мыслящего человека показаны в романе Пушкина. В начале произведения герой представляет собой человека, пресыщенного светскими радостями. В последней главе это уже далеко не скучающий бездельник. Евгений стал мыслящим и глубоко начитанным человеком. Кроме того, он иными глазами смотрит на Татьяну, чью любовь некогда отверг.

Как сделать анализ основной части, в которой изображена жизнь Онегина в деревне? Сочинение на эту тему подразумевает сравнительную характеристику героя до и после пребывания в глубинке. Но стоит сказать, что, несмотря на перемены в душе Онегина, он так и остался человеком, зависимым от Ведь не случайно он воспылал чувствами к Татьяне лишь тогда, когда она стала княгиней.

(по одноименному роману А.С. Пушкина)

Александр Сергеевич Пушкин подарил нам много прекрасных произведений. Одним из самых известных его произведений стал роман «Евгений Онегин». В этом романе Пушкин описал судьбу и жизнь главного героя, чьим именем назван роман в стихах.

Евгений Онегин родился в семье чиновника. Его отец честно служил своей стране, но проиграл все состояние, жил в долгах. Дядя Евгения был наоборот состоятельным человеком и отдал в наследство Евгению свое имение в деревне. Воспитанием Евгения занимались французские мадам и гувернер. Мальчик научился хорошо говорить по-французски, читать на латыни. Но вся его жизнь до переезда в имение дяди была полна развлечений. В юности Онегин посещал балы, званые вечера, представления в театре. В свете его считали модным и умным юношей. Он покорил немало женских сердец, и матери опасались за своих дочерей, когда он появлялся на балу. Трудиться он не хотел, считал, что не создан для труда.

Когда Онегин узнал о тяжелой болезни дяди, он поспешил в его имение. К его приезду дядя уже скончался. Онегину было скучно жить в имении, но потом он решил заняться делами. Например, заменил барщину оброком, за что соседи прозвали его глупцом. Онегин стал ездить по соседским имениям, где его встречали как жениха. Соседи сразу заводили разговор о недостатках холостяцкой жизни. Но Евгений не спешил связать себя узами браком с кем-либо, такие разговоры раздражали его.

Вскоре в соседнее имение приехал молодой Владимир Ленский. Они с Онегиным были не похожи ни характерами, ни внешностью, но подружились.

Ленский познакомил Онегина с семьей Лариных. Ленский был влюблен в Светлану Ларину, но Онегин разглядел душевную красоту Татьяны Лариной. Она была ему симпатична.

Татьяна влюбилась в Евгения, призналась ему в своих чувствах. Но Онегин не посмел воспользоваться ситуацией, он нашел в себе мудрость, объяснить ей, что любит ее «братской» любовью, что она еще встретит достойного человека. Онегин больше не ездил в гости к Лариным. Ему было там скучно.

На именины Татьяны Ленский уговорил Онегина поехать к Лариным. Евгения раздражало все на именинах Татьяны и он решил отомстить другу. Несколько раз он приглашал на танец Светлану Ларину. Ленского это разозлило, и он вызвал Онегина на дуэль.

Получив вызов на дуэль, Евгений принял его, хотя в душе появилось чувство вины перед Владимиром. Он надеялся, что Владимир одумается и откажется от дуэли. На дуэли Евгений убивает друга. Здесь его начинают мучить угрызения совести. С одной стороны, он потерял друга и винит себя в его смерти, с другой стороны он не мог не принять вызов на дуэль, так как тогда пострадала бы его честь.

После смерти друга Онегин покидает свое имение.

Через несколько лет судьба снова сталкивает его с Татьяной Лариной, которая вышла замуж за его московского товарища. Его поразили изменения, которые произошли в образе Татьяны. Теперь уже Евгений влюбляется в нее и пытается добиться ее внимания. Но Татьяна холодна с ним так, как он когда-то был холоден с ней. Евгений понимает, что она будет верна своему мужу, поэтому он уезжает жить в Италию. К концу жизни Евгений остается без друзей, без жены, без детей. Наверное, он понял, что прожил жизнь зря.

На мой взгляд, Онегин, отчасти, сам виноват в такой судьбе. Но в его судьбе есть и вина отца, который не дал сыну внимания и любви, не занимался воспитанием ребенка. Можно сказать, что воспитатели и высший свет сделали Евгения таким, каков он есть. Но и сам Евгений не предпринимал ничего для того, чтобы измениться. Судьба давала ему два шанса: дружба с Ленским, встреча с Татьяной. Он не воспользовался этими подарками судьбы, поэтому закончил свою жизнь на чужбине в одиночестве.

Русская литература XIX века - это созвездие ярчайших имен и талантливейших мастеров слова. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем началом всех начал русской классической литера­туры. Мы не перестаем удивляться его беспримерной созидатель­ной мощи, многогранности писательского облика, небывалой стремительности творческого развития и творческой силе. «При "имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, рус­ский характер. Сама его жизнь замечательно русская».

Пушкин не.был революционером в прямом смысле слова. Но гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего Косного, рабского, мешающего расцвету личности, развитию народа - существенная сторона характера Пушкина и его твор­чества. У Онегина - скучающая жизнь, полная тоски и лени. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого Дела укоренилась в его психологии, он не в силах ее побороть: «труд Упорный ему был тошен». Пушкин считает, что только в труде могли проявиться творческие силы личности, поэтому итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел
Ничем заняться не умел.

В лице главного героя романа «Евгений Онегин» поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин -правди­вый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его ничтожного общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком». В своем романе Пушкин раскрыл социальные причины появления в рус­ском обществе подобных характеров и одновременно создал ши­рочайшую художественную картину русской жизни своего време­ни. Основной конфликт романа - глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и окру­жающей ее средой, так называемым обществом, застывшим в кос­ной неподвижности, живущим по мертвым законам.

Увидев Татьяну, Онегин сразу же ее оценил: и ее неброскую внешнюю красоту, и ее богатый внутренний мир. Прочтя ее при­знание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «до­верчивостью души невинной»: «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Не обратив на Татьяну внимания во время получения письма, не способный тогда любить, испытав лишь невольное волнение, позже Онегин, вновь встретивший Татьяну, внезапно обрел способность к большому и сильному чувству. В начале романа Онегин - человек рассудочный и притворный, умеющий обворожить, обольстить и казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...

Поэтому любовь прошла мимо Онегина.

Дуэль с Ленским, происшедшая вопреки желанию Онеги­на, была воспринята Евгением как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему явля­лась каждый день». Переживания и раздумья, вызванные дуэлью, определили еще более серьезное восприятие жизни, чем то, кото­рое было свойственно Онегину до поединка. Но все глубже расхо- дясь с людьми своего круга, превосходя их умом, образованнос­тью, гуманностью, неясным стремлением клучшему, он оставался вместе с тем чуждым народу. Герцен отмечал, что «он никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа». Онегину скучно среди окружающих его лю­дей, тоскливо ему и с самим собой. Ничего не делая, не принося никому пользы он превратился, по словам Герцена, «в умную не­нужность».

Онегин - аристократ по происхождению и воспитанию, ин­дивидуалист и эгоист по сзоему нравственно-психологическому облику. Это «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегда­тай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной». Но, будучи человеком беспокойного, острокритического, ищуще­го ума, он вскоре разочаровался во всем, что ему было близко и мило с детства, пресытился светской жизнью, стал читать, кроме художественной, русской и иностранной литературы, социально-политическую и даже экономическую литературу. Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей действительно­стью, определило его оппозицию к господствовавшему тогда со­циальному правопорядку и быту высшего общества.

Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженно­го индивидуалиста, практической бездеятельности, стал родона­чальником так называемых «лишних людей» в русской литерату­ре. Онегин, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эго­ист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристо­кратической среды, презревший вкусы светской жизни и не на­шедший истинного назначения и потому мучающийся своим оди­ночеством. Герцен сказал: «Онегин... это лишний человек в той сре­де, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».