Чем занимаются люди в башкирии. История башкир

Башкиры – народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). Численность б ашкир в России составляет 1 миллион 584 тысяч 554 человек. Из них в Башкирии проживает 1 172 287 человек. Живут Башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и пермском крае. Кроме того, 17263 башкира проживает в Казахстане, 3703 - в Узбекистане, 1111 - в Киргизии и 112 в Эстонии.

Говорят Башкиры на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие Башкиры – мусульмане-сунниты.
Большинство башкир, у отличие от окружающего их населения, является потомками палеоевропейского населения Западной Европы: частота гаплогруппы R1b варьируется в значительных пределах и составляет, в среднем, 47,6 %. Предполагают, что носителями этой гаплогруппы были хазары, хотя другие данные говорят о том, что хазары носили гаплогруппу G.

Доля гаплогруппы R1a среди Башкир составляет 26,5% , а финно-угорской N1c - 17 %.

Монголоидность у башкир выражена больше, чем у татар , но меньше, чем у казахов .
В формировании Башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в 9 веке фиксируют письменные источники. С конца 9 – начала 10 века жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.
Ещё в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. Расселяясь на Южном Урале, Башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами.
В 10 – начале 13 века Башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кипчаками-половцами. В 1236 Башкир были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде.

В 14 веке Башкирская знать приняла ислам. В период монголо-татарского владычества в состав Башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена. После падения Казани в 1552 году Башкиры приняли русское подданство, сохранив за собой право иметь вооружённые формирования. Достоверно известно об участии башкирских конных полков в сражениях на стороне России со времён Ливонской войны Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

В 17 и особенно 18 веке Башкиры многократно поднимали восстания. В 1773-1775 сопротивление Башкир было сломлено, однако были сохранены вотчинные права Башкир на земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России.

По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие, приравненное к казакам, и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. Башкирия была разделена на 12 кантонов, которые выставляли на военную службу определенное число воинов со всем снаряжением. К 1825 году в Башкиро-Мещерякском Войске состояла свыше 345 493 населения обоего пола и на действительной службе находилось из них около 12 тысяч Башкир . В 1865 году кантонная система была отменена, и башкир приравняли к сельским жителям и подчинили общим губернским и уездным учреждениям.
После Февральской революции 1917 Башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.
В результате 1-й мировой и гражданской войн, засухи и голода 1921-22 численность Башкир сократилась почти вдвое; к концу 1926 она составила 714 тыс. человек. Отрицательно сказались на численности Башкир и большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45, а также ассимиляция Башкир татарами. Дореволюционная численность Башкир была достигнута лишь к 1989. Происходит миграция Башкир за пределы республики. Доля Башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 – 40,4%.
Существенные изменения произошли, особенно в послевоенные десятилетия, в социально-демографической структуре Башкир. Удельный вес горожан среди Башкир составил к 1989 42,3% (1,8% в 1926 и 5,8% в 1939). Урбанизация сопровождается ростом численности рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В последние годы наблюдается активизация национального самосознания Башкир. В октябре 1990 Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 была провозглашена Республика Башкортостан.


Традиционный тип хозяйства Башкир – полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия – деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).
С 17 века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в 18 веке земледелие становится основным занятием населения, но на юге и Востоке кочевание сохранилось местами до начала 20 века. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершён. Переложная и подсечная системы постепенно уступают место залежно-паровой и трёхпольной, увеличиваются, особенно в северных районах, посевы озимой ржи, а из технических культур – льна. Появляется огородничество. В конце 19 – начале 20 века входят в обиход заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины.
Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.
В 1-й половине 18 века началась промышленная эксплуатация рудных месторождений края; к концу 18 века Урал стал основным центром металлургии. Однако Башкиры были заняты в основном на подсобных и сезонных работах.
В советский период в Башкирии создана многоотраслевая промышленность. Сельское хозяйство комплексное, земледельческо-животноводческое: на юго-востоке и в Зауралье сохраняет значение коневодство. Развито пчеловодство.
После присоединения к Русскому государству социальная структура Башкир определялась переплетением товарно-денежных отношений с пережитками патриархально-родового быта. На основе родо-племенного деления (было около 40 племён и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнополитических объединений степей Евразии) были образованы волости. Волости, крупные по размерам, обладали некоторыми атрибутами политической организации; делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. Во главе волости стоял наследственный (после 1736 выборный) старшина (бий). В делах волостей и аймаков ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство; отдельным семьям жаловалось дворянство. В 1798-1865 существовала полувоенная кантонная система управления, Башкиры были превращены в военно-служилое сословие, среди них выделились кантонные начальники и офицерские чины.
У древних Башкир существовала большесемейная община. В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых Башкир бытовало многожёнство. В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.

Традиционный тип поселения – аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой. В 18-19 веках стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные "концы" или улицы и кварталы.
Традиционное жилище Башкир – войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне – срубные избы с сенями, дома со связью (изба – сени – изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику Башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища Башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.
Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий – шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда – распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения – различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.


Мужская одежда – рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье – и лапти.
Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в 18-19 веках распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко – айран.


В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания невесткой свёкра. Семейный быт Башкир строился на почитании старших. Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали каргатуй ("грачиный праздник"). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена – волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд "кукушкин чай", в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.
Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос ("Урал-батыр", "Акбузат", "Идукай и Мурадым", "Кусяк-би", "Урдас-би с тысячью колчанов", "Алпамыша", "Кузый-курпяс и Маянхылу", "Заятуляк и Хыухылу"). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.
Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие ("Кукушка", "Вороной иноходец", "Баик", "Перовский") имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты – курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный – в виде продолговатой пластины и металлический – в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.
Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

В Российской Федерации сегодня живут люди самых разных национальностей. У каждой из них имеются свои традиции и обычаи. Один из наиболее многочисленных народов – башкиры. Народ обладает богатой многовековой историей и имеет свои традиции и обычаи. Чтобы поближе познакомиться с национальностью и начать лучше понимать ее представителей, нужно ознакомиться с актуальной информацией по теме.

Немного о Башкортостане

Памятник Салавату Юлаеву

Наиболее многочисленные из народов имеют свои субъекты, входящие в состав России. Так, в ПФО расположилась республика Башкортостан. Она относится к Уральскому экономическому району. На границе с субъектом находятся:

  • области: Свердловская, Челябинская и Оренбургская,
  • края: Пермский,
  • республики Удмуртия и Татарстан.

В качестве столицы Башкортостана был выбран город Уфа. Субъект была выделен в составе России по национальному признаку, получив такое право первой среди подобных автономий. Это произошло в 1917 году.

Основное население Башкортостана – башкиры. Для них данная республика – основное место проживания в РФ. Однако представителей национальность можно встретить и в других уголках России и даже за ее пределами.

Кто такие башкиры?

На сегодняшний день в России проживает больше 1,5 млн. этнических башкир. Народ имеет свой язык и письменность, которая до 20 в. базировалась на основе арабских символов. Однако во времена СССР письменность сначала была переведена в латиницу, а затем и в кириллицу.

Фактором, который позволяет представителям национальности сохранить общность, выступает религия. Преобладающее число башкир является мусульманами–суитами.

Окунемся в прошлое

Башкиры – очень древний народ. Современные ученые утверждают, что первых представителей национальности описывали еще Геродот и Птолемей. В исторических записях народ называют аргиппеями. Если верить рукописям, представители национальности одевались, как скифы, однако имели собственное наречие.

Летописцы Китая по-другому интерпретируют башкир. Ученые прошлого причисляли представителей национальности к племени гуннов. В «Книге Суй», которая была создана в 7 столетии, упоминаются 2 народа, которых современные специалисты интерпретируют, как башкир и волжских булгар.

Путешественники из арабских государств, перемещавшиеся по свету во времена Средневековья, позволили внести в историю народа больше ясности. Так, примерно в 840 году Саллам ат-Тарджуман приехал на родину представителей национальности и подробно описал их быт и обычаи. Согласно его характеристике, башкиры – это народ, который обитал по обоим склонам Уральских гор. Его представители проживали между 4 разными реками, среди которых присутствовала и Волга.

Представители национальности отличались свободолюбием и независимостью. Они занимались скотоводством, но при этом вели полукочевой образ жизни. Башкирам прошлого была присуща воинственность.

В древности представители национальности исповедовали анимизм. В их религии присутствовало 12 богов, главным из которых являлся Дух Неба. В древних верованиях имелись и элементы тотемизма и шаманизма.

Перемещение к Дунаю

Постепенно хороших пастбищ для скота стало не хватать, и представители разных народов стали покидать привычные места, отправляясь в путь в поисках лучших мест для жизни. Не минула такая участь и башкир. В 9 веке они покинули привычные места. Первоначально народ остановился между Днепром и Дунаем и даже образовал здесь страну, которая получила название Леведия.


Однако много времени башкиры на одном месте не провели. В начале 10 в. народ начал продвижение на запад. Кочевые племена возглавил Арпад. Не обошлось и без завоеваний. Преодолев Карпаты, кочевники сумели захватить Паннонию и основали Венгрию. Однако долго действовать совместно представители разных племен не могли. Они разделились и начали жить по разным берегам Дуная.

В результате исхода изменилась и вера башкир. Народ исламизировался еще в Приуралье. Его вера постепенно окончательно сменилась единобожием. В древних хрониках говорилось, что башкиры-мусульмане разместились на юге королевства Венгрия. Главным городом для представителей национальности в то время был Керат.
Однако в Европе всегда преобладало христианство. По этой причине ислам не мог так просуществовать долго. Со временем многие кочевники, прибывшие сюда и проживающие в области, изменили веру и стали христианстианами. В 14 в. в Венгрии представителей мусульманства не осталось.

Вера до исхода с Урала: Тенгрианство

Чтобы лучше понимать представителей национальности, стоит уделить внимание религии. Она носила название Тенги, которое получила в честь Отца всего сущего и верховного бога неба. Согласно представлению предков современных жителей Башкортостана, Вселенная делилась на 3 зоны:

  • земля,
  • все, что находится над землей,
  • все, что находится под землей.

Каждая из зон имела явную и невидимую части. На высшем небесном ярусе располагался Тенгри-хан. Кочевники в то время не знали об устройстве управления государством. Однако четкое представление о вертикали власти у них уже имелось. Остальным богам представители национальности причисляли власть над природой и ее стихиями. Все боги подчинялись верховному божеству.

Предки башкирского народа верили, что душа способна воскреснуть. Они не сомневались в том, что придет день, когда они вновь возродятся в теле и продолжат свой путь дальше в соответствии с привычными устоями.

Как произошло соединение с мусульманской верой?

В 10 в. на территории, на которых проживал народ, стали приходить миссионеры, проповедовавшие ислам. Кочевники вступили в новую веру без яростных протестов и отторжения у простого народа. Башкиры не противились учению из-за того, что их первоначальная вера совпадает с понятиями о едином Боге. Тенгри стал ассоциироваться у народа с Аллахом.

Однако башкиры еще долгое время продолжали чтить «нижних богов», которые отвечали за природные явления. Прошлое народа оставило след и на современности. Сегодня в пословицах и обычаях можно найти много связей с изначальным верованием.

Особенности принятия башкирским народом ислама

Первые захоронения мусульман, которые были обнаружены на территории современной Башкирии, датируются 8 в. Однако специалисты утверждают, что усопшие не были уроженцами местности. Об этом свидетельствуют предметы, которые был найдены вместе с останками.

Обращение башкир в мусульманство начало происходить в 10 в. В этот период большое влияние оказали миссионеры братств, носивших название Накшбандийа и Ясавийа. Они пришли в земли башкир из Средней Азии. Большинство выходцев было из Бухары. Благодаря действиям миссионеров было предопределено то, какую религию представители национальности исповедуют на сегодняшний день.

Большинство башкир приняло ислам в 14 в. Вероисповедание остается основным среди представителей национальности и на сегодняшний день.

Процесс соединения с РФ

Вхождение Башкирии в состав Московского царства произошло, когда Казанское Ханство было повержено. Точный момент датируется 1552 г.. Однако местные старейшины не подчинились окончательно. Они сумели договориться и получили возможность сохранить некую автономию. Ее наличие позволило башкирам продолжить жить по своим укладам. Так, представители национальности сохранили веру и свои земли. Но окончательную самостоятельность сохранить не получилось. Так, башкирская конница принимала участие в сражениях с Ливонским орденом в составе русской армии.

Когда Башкирия официально стала частью России, на территорию автономии начали проникать культы. Государство стремилось взять верующих под свой контроль. По этой причине в 1782 году в нынешней столице республики был утвержден муфриат.
Засилье, наступившее в духовной жизни представителей народа, привело к расколу верующих, который произошел в 19 веке. Мусульмане Башкирии разделились на:

  • традиционное крыло,
  • реформаторское крыло,
  • ишанизм.

Единство было утеряно.

Какую веру исповедуют современные башкиры?


Мечеть в Кантюковке

Башкиры – воинственный народ. Представители национальности никак не могли смириться с захватом. По этой причине с 17 в. в крае начинают проводиться восстания. Больше всего протестов приходится на 18 в. Попытки вернуть прежнюю свободу сурово подавляли.

Однако народ объединяла религия. Он сумел отстоять права и сохранить имевшиеся традиции. Представители национальности и дальше продолжили исповедовать выбранную веру.

Сегодня Башкортостан стал центром для всех людей, исповедующих мусульманскую веру проживающих в России. В субъекте функционируют больше 300 мечетей и присутствуют другие религиозные организации.

Что говорится в культурологи о вероисповедании?

Примечательно, что и верования, которые присутствовали до принятия ислама, до настоящего времени сохранились у башкир. Если ознакомиться с обрядами представителей национальности, можно явственно проследить проявление синкретизма. Тенгри, в которого когда-то верили древние предки, в сознании народа стал Аллахом.

Идолы же превратились в духов

Примером синкретизма в религии башкир могут служить обереги. Их изготавливаются из зубов и когтей животных, однако нередко дополняют изречениями из Корана, написанными на бересте.

Кроме того, народ отмечает граничный праздник Каргатуй. Он сохранил в себе явственные следы культуры предков. Немало традиций, свидетельствующих о том, что в прошлом башкиры исповедовали язычество, соблюдается и во время других событий, происходящих в жизни человека.

Какие еще религии присутствуют в Башкортостане?


Мечеть Ляля Тюльпан

Несмотря на то, что республика получила свое название благодаря преобладающему народу, проживающему на ее территории, этнические башкиры составляют только четверть от общего количества населения, живущего на ее территории. По этой причине в субъекте РФ присутствуют и другие верования, которые исповедуют иные народности. На территории республики проживают представители следующих религий:

  • православие, пришедшее в субъект с русскими переселенцами,
  • старообрядчество,
  • католичество,
  • иудаизм,
  • иные религии.

Такому разнообразию способствовало многонациональное население республики. Ее коренные жители очень толерантно относятся к иным вероисповеданиям, при этом продолжая чтить свои традиции. Терпимость позволяет представителям разных национальностей мирно сосуществовать друг с другом, создавая неповторимый колорит Башкирии.

Материал подготовил : обществовед, кандидат исторических наук Мостакович Олег Сергеевич

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Башкиры - народ, населяющий регион Башкортостан. Они относятся к тюркам и привыкли к суровому климату Урала.

У этого народа довольно интересная история и культура, а старые традиции чтут до сих пор.

История

Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было много зверя и дичи.
Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.
С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.

Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.
В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.
Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось. Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым. В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.

Жизнь


Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли на оседлость. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины. Приверженность к исламу всегда подразумевала патриархат, поэтому мужчина остается главным. Также для башкир характерны следующие особенности жизненного уклада:

  1. Родство четко делится на материнскую и отцовскую части, чтобы можно было определять наследство.
  2. Имущество и дом переходили по наследству к младшим сыновьям.
  3. Старшие сыновья и дочери получали часть наследства при вступлении в брак.
  4. Парни женились в 16 лет, а девушки становились женами уже в 14.
  5. Ислам позволял иметь несколько жен, хотя подобной привилегией пользовались лишь богатые.
  6. За невесту по сей день дают калым, который всегда зависит от статуса родителей новобрачных. Раньше калым выплачивали скотом и лошадьми, нарядами, расписными платками, лисьими шубами.

Культура

Праздники

Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из самых старых праздников является прилет грачей, который символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.
Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак - суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.
Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.

Фольклор


Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Он представлен и в Республиках Татарстан, Саха и некоторых странах СНГ. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные - одами.
Наиболее молодым является баит - он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты - это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни.
Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом.
Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама.

Характер


Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.
Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность - измена каралась строго.
Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.

Традиции

Обычаи

Очевидно, что башкирский народ чтит не только традиции, но и обычаи, которые связаны с прошлыми поколениями и устоями ислама. Так, хоронить усопших необходимо до наступления заката. Омывание производится трехкратно, усопшего обязательно окутывают в саван, читают молитвы и обустраивают могилы. По мусульманским обрядам захоронение происходит без гроба. Башкирский обычай предписывает, чтобы была прочтена молитва аят.

Удивительны свадебные традиции и обычаи, которые включают целый комплекс. Башкиры считают, что мужчина не станет добропорядочным до тех пор, пока не женится. Интересно, что башкиры планируют свадьбы своих детей еще с подросткового возраста. Это связано со старой традицией рано сочетать детей браком. На свадьбу подарки дарились особым образом:

  • Седлая лошадь, обычный мальчишка собирал подарки от всех, кто пришел поздравлять новобрачных;
  • Собрав деньги, платки, нитки и другие подарки, он отправлялся к жениху;
  • К подаркам было прикасаться запрещено;
  • Теща приглашала гостей на чайную церемонию, в основном это были родные и знакомые;
  • В ходе свадьбы обязательно происходила борьба за невесту. Девушку старались похитить, а жениху навязывали борьбу. Иногда доходило до довольно серьезных драк, причем по традиции весь ущерб должен был покрывать жених.

В связи с браком вводилось немало запретов. Так, муж должен был быть старше своей жены минимум на 3 года, в жены запрещалось брать женщин из своего рода, вступить в брак могли только представители 7 и 8 поколений.
Сейчас свадьбы стали скромнее, а молодожены - более прагматичными. Современные темпы урбанизации привели к иному жизненному укладу, поэтому башкирам предпочтительнее получить автомобиль, компьютер, другое ценное имущество. Пышные обряды и выплаты калыма ушли в прошлое.
Обычай соблюдения гигиены появился с давних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. Обязательно нужно было вымыть руки после мяса. Споласкивание рта считалось хорошей подготовкой к приему пищи.
Взаимопомощь у башкир называется каз умахэ. Обычай касался заготовки уток и гусей. Обычно на него приглашались молодые девушки. При этом разбрасывались гусиные перья, а женщины просили обильного приплода. Затем гусей ели с блинами, медом, чак-чаком.

Еда


Башкирская кухня предлагает искушенному гурману простые блюда. Главное для башкира - быть сытым, а изыски на втором месте. Отличительной чертой кухни является отсутствие свинины, причем связано это не с исламскими канонами, а сугубо с древними особенностями питания. В здешних местах не водилось кабанов, поэтому ели баранину, говядину и конину. Блюда у башкир сытные, питательные и обязательно готовятся из свежих ингредиентов. Часто в блюдо кладут лук, зелень, специи и травы. Именно лук ценится башкирами очень сильно за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт способствует борьбе с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать кровяное давление.
Мясо могут есть в вареном, вяленом, тушеном виде. Из конины делают конскую колбасу казы. Ее принято подавать с кисломолочным напитком айран.
Важнейшим напитком стал кумыс. Для кочующих племен напиток был незаменим, ведь даже в самый жаркий день он сохранял свои свойства. Существует множество способов приготовления кумыса, которые башкиры сохраняют и передают из поколения в поколение. Положительными свойствами напитка являются укрепление иммунитета, улучшение работы нервной системы и сохранение эластичности кожи.
Молочные блюда в башкирской кухне изобилуют разнообразием. Башкиры любят топленое молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является карот - сыр, который хранили зимой, чтобы получать питательные вещества и жир. Его добавляли в бульоны и даже чай. Башкирская лапша называется салма и может иметь множество форм. Ее готовят в виде шариков, квадратиков и стружки. Салму всегда делают вручную, поэтому вариантов исполнения много.
Чаепитие - важная традиция, а чай наряду с кумысом считается национальным напитком. Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами. Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2–3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной.
Башкирский мед - бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак.

Внешность

Одежда


Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу. Часто созданием одного костюма занималось несколько мастеров. Их задачей было получить слаженный ансамбль, объединенный единым художественным замыслом. Непременно в составлении костюма требовалось соблюдение традиций. Формирование костюма происходило под влиянием скотоводческого ремесла. Для утепления люди пользовались тулупами, шубами из овечьей шерсти.
Домашнее сукно было довольно толстым, а праздничное, наоборот, тонким. Чтобы сделать материл максимально плотным, его сваливали и поливали горячей водой.
Сапоги делали из кожи. Кожу могли сочетать с сукном или войлоком. Чтобы утеплить одежду, пользовались мехом дикого зверя. Особенно была востребована белка, заяц, волк и рысь. Для праздничных шуб и головных уборов использовали бобра и выдру. Значительную роль играли конопляные нити, обладающие повышенной прочностью. Рубахи делали из полотна, украшая геометрическим узором.
Дизайн костюма различался в зависимости от региона проживания. Например, в юго-восточных районах предпочитали красный, синий и зеленый цвета. Северо-восточные, челябинские и курганские башкирки носили платья с окаймляющей вышивкой.
Подол платья украшали орнаментом, как и рукава. В 13 веке стали появляться новые материалы для изготовления одежды, в том числе сукно фламандского, голландского и английского производства. Башкиры стали ценить тонкую шерсть, бархат и атлас. Общей чертой женского и мужского костюма оставались штаны и рубаха (женщины носили платья).
Нередко башкирам приходилось надевать целый комплект верхней одежды. Каждый был свободнее предыдущего, что позволяло передвигаться с удобством и спасаться от холода. Эту же особенность сохранили и для праздничных нарядов. Например, башкиры могли носить одновременно несколько халатов, причем уже независимо от погодных условий.
В горной Башкирии мужчины надевали ситцевую рубаху, холщовые штаны, легкий халат. Зимой наступало время холодов, и тканевая одежда сменялась суконной. Ее изготавливали из шерсти верблюда. Рубаху не опоясывали, но для фиксации халата использовали пояс с ножом. Дополнительным оружием для охоты или похода в лес служил топор.
Халаты сами по себе служили повседневной одеждой. Множество экземпляров можно видеть в музеях, расположенных на территории Башкирии. Ярким примером красоты женской одежды у башкир служит бешмет и елян. Они наглядно показывают способности мастеров использовать вышивку, кораллы, бисер и монеты для декорирования тканей. Чтобы сделать наряды максимально красочными, мастера использовали сукно разных цветов. В совокупности с золотым и серебряным позументом получали неповторимую гамму. В качестве орнамента использовали солнце, звезды, животных и антропоморфные узоры.
Кораллы позволяли выкладывать треугольники и красивые ромбы. Бахрома использовалась для нашивки, которую делали у талии. Разного рода кисточки, пуговицы, декоративные детали позволяли произвести еще более яркий эффект.
Мужчины носили одежду из меха обязательно, у женщин же она считалась редкостью. Они обходились стеганым пальто, пользовались шалью. С наступлением сильных холодов женщина могла укрыться шубой мужа. Шубы для женщин стали появляться достаточно поздно и использовались исключительно для обрядов.
Драгоценности могли позволить себе только богатые башкиры. Самым распространенным драгоценным металлом являлось серебро, которое любили сочетать с кораллами. Такими украшениями оформляли верхнюю одежду, обувь и головные уборы.
Башкиры являются небольшим по численности народом. Их чуть более полутора миллионов, но благодаря бережному отношению к традициям этот народ смог достичь процветания, обрел богатую культуру и стал одним из самых примечательных на территории Российской Федерации. Сейчас на регион сильно влияет урбанизация, все больше молодежи устремляется в города на поиск постоянной работы и жилья. Однако это не мешает башкирам соблюдать древние обычаи, передавать рецепты национальных блюд из поколения в поколение и жить в мире друг с другом, как повелось испокон веков.

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.