Что делать и как преодолеть творческий кризис? Несколько способов выхода из творческого кризиса

Думаю, каждый автор (начинающий или уже довольно известный) хотя бы раз в жизни сталкивался с таким неприятным явлением, как творческий кризис. Бороться с этим иногда бывает очень трудно. Я хочу попробовать разобраться в том, что это на самом деле такое и сделать необходимые выводы.

Итак, что такое творческий кризис? Ответ простой - состояние, в котором автор, композитор, художник, поэт просто не может взяться и сделать то, что он, собственно, всегда делает. Для того, чтобы с этим состоянием как-то справляться, нужно прежде всего знать, из-за чего это возникает. Тут причин может быть несколько.

Понятие "Творческий кризис."

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы . Жорж Санд.

Понятие "Творческий кризис" состоит из двух слов.

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Кризис (от греч. решение, переворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.
Рассмотрим такую вещь, как экзистенциальный кризис, попросту психологический. Это состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Итог: состояние творческого кризиса, что означает некую неспособность творить, выражать свои мысли через тот вид творчества, который вы выбрали.

Некоторые причины творческого кризиса.

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет . Батлер

Первая и одна из самых распространённых: окончив какое-то свое произведение (чаще миди или макси) автор, вложивший в своё творение душу, энергию, талант и время, буквально "опустошается" на какое-то время. После этого, он вдруг не может что-либо написать - руки попросту не доходят, опускаются после первого же просмотра "черновика" новой главы.

Вторая: какие-либо неудачи в повседневной жизни (ссоры с родителями, друзьями, не очень хорошие отметки в школе, замечания учителей и т.д.). В этом случае, чаще всего, в отличие от предыдущего, нету не то что вдохновения, но и желания что-либо делать.

Третья: усталость. Такое часто случается после важных экзаменов, контрольных, собеседований, которые вы не то что провалили, даже наоборот, скорее всего получили ту оценку своим способностям, которую сами давали, а то и выше. Хотя, может быть и другая причина усталости. В этом случае, у вас, скорее всего, нет сил что-то предпринимать.

Четвёртая: банальная лень. Тут и объяснять нечего.

Пятая: избыточная мотивация. Из-за этого появляются сильное волнение, тревога, возможен страх перед невыполнением.

Шестая: стресс. Чрезмерные психологические нагрузки отражаются не только на творчестве, но и на здоровье. Вызвано это может быть чем угодно (хотя бы отрицательной оценкой или комментарием).
Из-за этого фактора творческий кризис обычно бывает самым продолжительным.

Несколько способов выхода из творческого кризиса.

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна . Ибсен.

Хороший отдых - этот способ, я думаю, больше подходит для первой, третьей и шестой причин. И вообще, хороший полезный (что, наверное, самое главное) отдых ещё никому не вредил.

Переключение задач - если вы никак не можете заняться вашим любимым делом, почему бы не переключиться на что-то другое? Если вы пишете музыку, на рисование, например, или на занятия каким-то видом спорта? После этого, есть большой шанс на прилив вдохновения и творческих сил.

Мозговой штурм - если у вас хорошая выдержка и сила воли, а времени на борьбу с творческим кризисом не очень много (мало ли, вы пишете произведение на конкурс или хотя бы школьное сочинение), то, думаю, вам должен подойти этот вариант. Суть метода такова - вы начинаете думать о самой идее (какая она, что в ней неправильного, может быть, что-то в ней существенно вам сейчас мешает). Возможно, это наведёт вас на какие-то мысли и ускорит процесс вашего мышления. Единственное, для этого нужно твёрдо решить и взяться. Иначе, может ничего не получится.

Новые образы и впечатления - творческий кризис очень не любит ярких впечатлений. Это наводит на какие-то новые идеи, о возможности которых вы даже не подозревали. Конечно, не всегда можно позволить себе поездку за границу или в другой город, но ведь можно пройтись от школы другим путём, обновить свой гардероб, попробовать заняться чем-то новым для вас.

Доработка и переделывание - поиск проблем и заковырок в произведении - довольно успешный способ избавиться от творческого кризиса. Вы ищете в текстах ошибки, недоработки и в итоге открываете для себя много нового (например, ту идею, о который вы раньше никогда особо "не заморачивались"). Конечно, доработка куда менее действенный способ, чем смена образов и впечатлений, но это часто бывает очень даже актуально и оправдано.

Как в случае творческого кризиса выполнять свою работу?

Если вы чувствуете упадок сил, вдохновения и тому подобных симптомов творческого кризиса, попробуйте сделать хоть что-то. Ведь известно, что аппетит часто приходит во время еды.

Но, конечно, не нужно пытать себя, пытаясь что-то сделать уже очень долго (это попросту может привести к ещё одной причине творческого кризиса). Тогда, попробуйте сделать то, на что обычно у вас руки просто не доходят (поучить ту же геометрию, например).

Итог.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном . Дидро.

После того, как мы немного разобрались в этой теме, нужно подвести вывод.

Вывод. Творческий кризис - это нечто наподобие болезни. А почти любую болезнь можно вылечить. Нужно только вовремя понять, что с тобой происходит, причину этого состояния и выбрать нужное "лекарство".

Удачи в творческой деятельности!

Кризис, творческий в особенности, может стать причиной самой настоящей депрессии. Вы - человек, который зарабатывает на жизнь творчеством? Не имеет значения, что именно вы творите - произведения живописи, музыку, кондитерские изделия или рекламу. Даже если объектом вашего творения является ежеквартальный бухгалтерский отчёт, для его создания также нужен порыв под названием "вдохновение". Отсутствие вдохновения, которое называют "голяк" или "ступор", может сделать жизнь невыносимой. В этой статье мы расскажем, как преодолеть творческий кризис и не бояться тупиковых моментов, если таковые наступают.

Здравствуй, кризис!

Творческий человек очень тонко ощущает своё настроение, ведь именно от душевного подъема зависят результаты его труда. Когда все хорошо, работа спорится, жизнь кажется радостной и приятной прогулкой в солнечный день. Но во что она же и превращается, когда настаёт творческий кризис? Что делать в этом случае, чтобы вернуть все на круги своя? Следуйте советам, приведенным ниже, и ваша муза вернётся к вам.

Ни слова о проблеме

Думая вновь и вновь о том, как нарушил кризис творческий ваш процесс, вы только усугубляете своё положение. Даже если застой длится уже не одну неделю, и вы с прискорбием отсутстствия вашей музы, не стоит делать безутешные выводы. Отпустите ситуацию и примите то, что есть.

Сколько продлится кризис?

Творческий застой может тянуться месяцами, но это не повод ставить в жизни точку и погружаться в глубочайшую депрессию. Помните, что чёрная полоса не сменится светлой, пока вы унываете. Это просто замкнутый круг - пока ваше душевное состояние нестабильно, вы не наполнитесь вдохновением. Постарайтесь просто забыть о том, что вам нужно творить. Как только вы займетесь чем-то увлеченным и очистите голову от гнетущих мыслей, вдохновение вернётся само по себе.

Экстрим вам в помощь

Преодоление творческого кризиса - нестандартная задача, значит, и решения будут нестандартными. Первый путь выхода из застоя - это взбодрить свой организм. Прыгните с парашютом, спуститесь по реке на байдарке, поднимитесь в горы или сделайте что-то другое, чего вы всегда боялись. Такое влияние извне поможет увидеть мир с другой стороны, и, возможно, ваша творческая жилка забьется вновь.

Новый вид творческой активности

Продолжаем давать необычные, но работающие советы на вопрос: "Как преодолеть творческий кризис?". Действенной рекомендацией будет смена вида выхода вашего вдохновения. Займитесь творческой деятельностью, которой никогда не занимались и к которой, как вам кажется, у вас нет никакой предрасположенности. Отнеситесь к этому со всей ответвенностью, трудолюбием. Пусть вы не умеете рисовать и занимаетесь писательской деятельностью, но попробуйте нарисовать шедевр в ярких красках. Занимаясь не свойственным вам видом деятельности, вы заставляете работать оба ваши полушария, что ведёт к появлению творческих идей.

Займитесь спортом

Не удивляйтесь этому совету, так как он действительно работает. Вы наверняка знаете о том, как эффективна смена деятельности. Это вы могли наблюдать ещё в школе, в начальных классах: поработав какое то время, учитель предлагал ученикам провести пятиминутную зарядку. Вдохновение и творческий процесс - это не урок в школе, а потому "зарядка" должна быть более длительной. Но не принуждайте себя идти в зал, если вы противник гантелей. Физическая нагрузка может быть любой, главное, чтоб ваше тело работало, а вы при этом получали удовольствие.

- прочь!

Иногда вдохновение "заканчивается" по той причине, что вы перегружены информацией. Этот совет может вас испугать, особенно если для вас важны связь с внешним миром и социальные сети. Между тем отключение от привычных источников информации гарантированно заставит ваш мозг работать. Что нужно делать? Попробуйте прожить несколько дней без интернета, газет, телевидения, мобильного телефона. Так как вы будете лишены подпитки извне, вы начнёте сами генерировать новые идеи.

Ищите вдохновение у других

Иногда хорошим путем решения проблемы станет заимствование вдохновения у других. Наверняка вы получаете от созерцания или переживания творческого полёта мысли других авторов. Забудьте о том, что вы творец, и станьте зрителем. Посещайте выставки, ходите на концерты, читайте книги, слушайте музыку. Специально старайтесь не творить ничего в это время, поглощайте, питайтесь чужим творчеством, и спустя небольшой промежуток времени вы "разродитесь" сами.

Загляните в прошлое

Наверняка у вас есть какие-либо идеи, над которыми вы начинали работать в прошлом, но так и не реализовали их. Пересмотрите свои задумки. Возможно, их можно развить и создать что-то стоящее. Также нередки случаи, когда старые идеи наталкивают на создание новых. Кризис творческий чаще всего связан с отсутствием новых идей, но это не значит, что нельзя вернуться в прошлое и взглянуть под новым углом зрения на старые.

Из "совы" - в "жаворонки" и наоборот

Ещё одно изменение, которое может положительно воздействовать на замерший творческий процесс и будет хорошим ответом на вопрос, как выйти из творческого кризиса. Попробуйте изменить привычный распорядок дня. Например, не спите ночь, если вы "жаворонок", или встаньте с рассветом солнца, если "сова". Попробуйте хорошенько отоспаться, попросив близких заранее вас не беспокоить.

Смена круга общения

Заводить новых друзей не обязательно, тем более, что в таком состоянии вам это и не удастся. Но вы можете попытаться сменить привычный круг общения. Например, сходите в бар для байкеров или запишитесь на экскурсию с любителями природы. Общение с людьми неблизких вам интересов простимулирует вас на новые подвиги и кто знает, что вы изобретете после такого необычного общения?

Заработок умственным трудом становится путем к постепенному развитию автора и тех кто принимает творчество – читает книгу, изучает картину, слушает музыку. Активный поток мыслей формирует рабочий процесс, приносящий автору моральное удовлетворение, признание публики. Но что делать, когда все гениальные идеи пропали и настал творческий кризис.

Что значит творческий кризис?

Временное состояние автора, в котором он теряет способность создавать проекты и есть тот самый кризис. Вдохновение внезапно исчезает, а вместе с ним пропадает . Формулировка, простой и очевидной вчера идеи, становится непосильной задачей сегодня. Творческий человек с успешными проектами в интеллектуальной сфере знает, что такое творческий кризис, и как неожиданно пропадают гениальные идеи из головы. Усердные попытки работать в такой период не принесут ожидаемых результатов, наоборот – разочаруют автора или работодателя.

Творческий кризис - причины


Интеллектуальный застой или кризис творчества, некоторые психологи называют обычной ленью. Но вряд ли человек осознанно захочет вдруг остановиться на определенном этапе работы, если результат негативно повлияет на него в первую очередь. Творчество не знает границ, его нельзя изготовить под заказ. Определить причины такого состояния очень важно.

  1. Усталость. Наступает, если человек полностью концентрирует все силы над работой.
  2. Завершение удачного проекта. Признание успеха и приличный доход расслабляют нервную систему, менее значимая работа становится неинтересной.
  3. Крупные масштабы выполнения работы – неуверенность в силах в начальной стадии проекта и результат – плоды работы, которых следует долго ожидать.
  4. Однообразный образ жизни – размеренный рабочий график, комфортные условия и стабильная оплата притупляют стимул к достижению высоких результатов.
  5. Личные проблемы – здесь у каждого может возникнуть индивидуальная ситуация.
  6. Отсутствие поощрения и необъективная оценка.

Творческий кризис - что делать?

Надо поставить на первое место четкое осознание, что этот период – временное явление, после него настает новая волна активного прилива творчества. Что делать если творческий кризис постиг автора, и какими методами наладить генерацию идей:

  1. Повернутся лицом к природе – выехать на пикник, рыбалку, охоту или просто погулять под звездным небом.
  2. Надо отдохнуть, если нет возможности отложить работу на определенный период - взять выходной. Один день полноценного отдыха способен вернуть вдохновение.
  3. Сменить привычную обстановку, найти новые знакомства - записаться в спортзал, бассейн или курсы кроя и шитья. Заняться каким-то непривычным делом, занять голову новыми мыслями.
  4. Заняться физической нагрузкой – повысить насыщенность крови кислородом, от чего мозг начинает активно работать.
  5. Изменить рацион – подпитать мозговые клетки. Пойдет на пользу употребление: орехов, инжира, банана, клубники, черники, клюквы, ананаса, лимона, авокадо, морковки, лука репчатого, свеклы, шпината, креветок.
  6. Исключить энергетики и стимуляторы. На несколько дней следует отказаться от напитков, содержащих в составе кофеин и алкоголь.
  7. Пообщаться с друзьями, попросить подсказки у авторитетного человека. Он сможет показать неизвестную грань проблемы, после чего наступит момент просветления – творческий процесс возобновится с новой силой.
  8. Совершить ошибку, значит понять, как не надо поступать. Даже провалы ведут к опыту, сидеть, сложа руки и впадать в депрессию не надо.

Сколько длится творческий кризис?

Период, в котором творческий спад посетил автора, может характеризоваться разными промежутками времени. Рабочий процесс может идти полным ходом, но не приносить очевидных результатов, кроме того, эта работа вызовет негативную критику окружающих. Иногда такое состояние может длиться несколько месяцев. Это может стать поводом открыть в себе неизвестные таланты, переключиться на другую сферу деятельности.

Как выйти из творческого кризиса?


Из биографий творческих людей можно понять, что творческий кризис всегда ступень к взлету – переосмысливание творчества и переход на новый уровень. Советы для выхода и кризиса:

  1. Не надо выдавливать идею из мозга, если ее там, в определённый момент, просто нет.
  2. Отказаться от попытки на основе старой раскрученной версии сообразить ошеломительный успех нового проекта.
  3. Полностью переключится и выбросить из головы рабочий процесс – заскучать по любимому делу.
  4. Если умные мысли посещают отдельными частями - записывать на бумаге. Через некоторое время эти короткие фразы могут стать основой работы.

Как преодолеть творческий кризис и поддержать в тонусе – подать мозгу для рассуждения логические вопросы. Занятия умственными упражнениями и решения головоломок помогут проявлять нестандартный подход к очевидным задачам. Иногда, ассоциативное сравнение становится ключом, он легко вернет творческие идеи с новым зарядом энергии. Нива творчества приносит хорошие плоды для тем кто любит на ней трудится.

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.

Откуда берется творческий кризис

Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а начинает официально числиться без вести пропавшим.

Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной . В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.

Творческий кризис: способы преодоления

Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.

1. Хороший отдых

Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.

2. Физические нагрузки

Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.

Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.

3. Переключение задач

Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.

Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:

  1. Избавитесь от творческого кризиса
  2. Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно

4. Мозговой штурм

Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.

Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.

Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.

5. Советы

Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.

Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter , социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.

6. Проблемы

Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.

Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.

Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.

7. Доработка и переделывание

Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.

Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.

В таком случае, Вы:

  1. Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
  2. Во-вторых, развиваете направление
  3. В третьих, экономите массу времени

Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи