Что изображено на картине опять двойка. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Анализ и особенности

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.



Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.


В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.

Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.


На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.


Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».


Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.

Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти - лишнее тому подтверждение.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

Решетников на картине «Опять двойка» изобразил обеспеченную семью

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.


«Прибыл на каникулы», 1948

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.


«Переэкзаменовка», 1954

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.


Крюково. Лесная поляна. 1946

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

По картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Проблематика произведения довольно проста и знакома каждому, поэтому обычно проблем у школьников с этой работой не возникает. Тем более что сочинение пишется в 5-м и 6-м классах. Итак, попробуем составить план, который подойдет для детей любого возраста.

Ф. Решетников, сочинение по картине «Опять двойка»: план

Для начала нужно составить план, который поможет в написании:

  • История создания, возможность лучше понять обстановку и характеры персонажей.
  • Описание фона.
  • Образы героев: сначала главного, затем второстепенных.
  • Основная мысль.
  • Подведение итогов.

История создания

В 1952 году была написана картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Сочинение лучше начать с описания изначальной задумки художника. Решетников хотел изобразить отличника, рассказывающего матери об очередной полученной пятерке. Чтобы найти натурщика, художник отправился в школу. Здесь ему разрешили посидеть на одном из уроков. Но дети волновались, и даже отличник в смущении не смог решить задачу. Он растерянно крутил мел в руках. Так возникла идея изобразить двоечника у доски. С этого момента начались поиски учителя-натурщика, а точнее учительницы, ведь в школе чаще работают женщины. Художник даже сделал несколько набросков картины с этим сюжетом.

Но и этот вариант не удовлетворил Решетникова, он казался скучным. Тогда пришла идея перенести действие в семью, так как неудача в учебе - это удар по всем ее членам. Для каждого персонажа художник искал реального натурщика, а затем делал множество рисунков-эскизов.

Своего главного героя он нашел во дворе на футбольной площадке. Вихрастый лопоухий мальчик как никто подходил на роль двоечника. Работа закипела. Он первым оказался на полотне, затем появился пес, мама, сестра и младший братик.

Описание обстановки

Продолжаем описанием обстановки сочинение по картине «Опять двойка». Решетников изображает простую советскую семью. Следовательно, и обстановка в квартире самая обычная для тех лет. С момента окончания войны прошло всего семь лет (картина писалась в 1952-м), страна уже начала восстанавливаться, поэтому, несмотря на небогатую обстановку, семья не бедствует.

Возраст детей - 12, 8 и 4 года - говорит о том, что их отец вернулся с войны живым, так как родился третий ребенок. За окном светло, а время зимнее, значит, еще день. Из чего можно сделать вывод, что глава семейства на работе, а мать занимается хозяйством, следит за порядком - дома чистота и уют. Отец зарабатывает достаточно, чтобы прокормить всех отпрысков, так как у мальчика есть велосипед, дети опрятно одеты, собака также не выглядит голодной. Из всего вышесказанного можно заключить, что двоечник живет в хорошей благополучной семье, у него заботливые и работящие родители. Оттого мальчику так стыдно - он разочаровал их своим поведением.

Образ главного героя

Должно быть посвящено центральному персонажу сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников). Мальчик стоит, понурив голову, волосы его взъерошены, уши и щеки раскраснелись. В руках он держит растрепанный портфель, повязанный веревкой, из которого выглядывают коньки. Состояние рюкзака говорит о небрежном отношении мальчика к вещам. Коньки указывают на то, что он не пошел домой сразу после школы, а отправился с друзьями на каток. Такой поступок мог быть вызван желанием отсрочить наказание или же стыдом.

По одежде видно, что герой только вошел в квартиру, даже не успел раздеться, но всем сразу стало понятно, что из школы он вернулся с дурными вестями. Следовательно, это не в первый раз. Такое предположение подтверждает и название картины.

Примечательно поведение собаки. Она радостно бросается приветствовать маленького хозяина. Видимо мальчик очень хорошо к ней относится. Поэтому мы можем сказать, что наш герой добрый малый. Он не хулиган, просто безответственный и совестливый сорванец. Весь вид его говорит о раскаянии. Мальчик не хотел расстроить маму и ни со зла или вредности не подготовился к уроку. Скорее, это вышло из-за легкомыслия.

Остальные персонажи

Одну из ключевых ролей отвел матери мальчика Решетников («Опять двойка»). Описание картины (сочинение) невозможно без характеристики этого персонажа. Волосы ее собраны под косынку, поверх платья надет фартук, видимо, готовила обед до прихода сына. Важно и то, что она сидит - это говорит об усталости. Дома чисто, следовательно, часто делается уборка. На подоконнике цветок, стол накрыт скатертью - мать пытается создать уют. Взгляд ее полон немой усталой укоризны. Женщина не злится, она просто расстроена и разочарована. Со своей стороны она сделала все, чтобы обеспечить детям комфортную жизнь, и не может понять, чего еще не хватает сыну.

У стола стоит старшая сестра нашего героя. Девочка опрятно одета, ее портфель в полном порядке. Из него она достает тетради и учебники, видимо, собирается делать домашнюю работу. На шее у девочки ярко-красный пионерский галстук, она явно учится на отлично. На брата сестра смотрит строго, ее взгляд не такой мягкий, как у матери. Она полная противоположность брату. Девочка злится не только потому, что младший плохо учится, но и оттого, что он этим причиняет боль матери. Малыш, веселый и беззаботный, катается на велосипеде. Он не понимает серьезности происходящего.

Основная мысль

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» должно раскрыть основную идею произведения. Настроение полотна можно понять по блеклой цветовой гамме, единственное яркое пятно - пионерский галстук. Что касается остальных членов семьи, то до появления двоечника, каждый из них был занят своим делом. Мать готовила, сестра собиралась сесть за уроки, а братишка катался по квартире. Но приход мальчика словно остановил мирное течение их жизни. Таким образом, картина учит детей тому, как безответственное отношение к учебе может расстроить родных и близких людей. Заставляет задуматься о своем поведении и том, как сами они относятся к школьным занятиям.

Как написать хорошее заключение

Сочинение на тему «Опять двойка» (картина Решетникова) должно оканчиваться небольшим выводом, в котором нужно высказать свое мнение о данном полотне и той проблеме, которую оно затрагивает. При этом необходимо помнить, что это ваше личное мнение, и нет никакого «правильного» ответа. Вы можете осудить или поддержать героя. Главное, обосновать свое суждение.

Начать писать заключение можно со слов «я считаю», «я думаю», «я согласен/не согласен» и проч. Далее сформулируйте мысль, например, «мальчик повел себя скверно, у него были все условия для того, чтобы хорошо учиться…». А в конце можно рассказать, как бы вы повели себя на месте нашего персонажа. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова написать довольно просто, если следовать представленному здесь плану.

Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова предлагаем в двух вариантах для школьников.

1 вариант

Многим знакома ситуация, когда твои родные надеются и верят в тебя, а ты подводишь и расстраиваешь их. На картине Решетникова Опять двойка изображена как раз такая ситуация.

Родные по одному виду мальчишки поняли, что сегодня хороших новостей со школы нет. Школьник отвернулся от родных, ему стыдно. Сестра смотрит на него строго, она как пионерка не одобряет таких поступков.

А вот младший брат рад, что старший пришел из школы. Его выдает хитрая улыбка, он понимает, что сейчас ему попадет за двойку. Мама мальчика смотрит усталым взглядом, вероятно, весь день она была занята домашними делами. В ее взгляде чувствуется, что она верит в своего сына, и надеется, что когда-нибудь у него тоже будут хорошие оценки.

Но больше всего рад видеть своего младшего хозяина – это его верный друг пес. Ему неважно, какие оценки выставляют в школе, он любит своего хозяина за поступки. Вся семья понимает, что эта двойка не последняя.

На картине изображена обычная советская квартира: скромная и уютная обстановка, на полу коричневый ковер, на столе светлая чистая скатерть, на стенах часы и картина. Картина несет смысл, чтобы школьники не учились плохо, иначе им придется отвечать за свое поведение перед взрослыми. Они должны вовремя делать уроки и не прогуливать школу. Не стоит расстраивать родителей плохими оценками и поведением. Всегда стоит помнить о пословице «Сделал дело - гуляй смело!»

2 вариант

Картина «Опять двойка» Федора Павловича Решетникова изображает главного героя – грустного школьника с его семьей. Он вернулся из школы с очередной плохой оценкой. Мальчишка после уроков задержался на улице с одноклассниками. Его выдают выглядывающие коньки из портфеля, лохматые волосы и румяные щеки. На нем надета теплая зимняя одежда.


Школьник в печали, он отводит глаза от родных, и даже от собаки. Приходу двоечнику рады были только собака и младший брат, который не понимает, что двойка – это плохая оценка. Старшая сестра смотрит на брата строго и осуждающе. Она не довольна, что младший брат так легкомысленно относится к учебе. Ей хотелось бы, чтобы он учился ответственности за свои поступки, за свои оценки.

Старшая сестра пионерка. На ней красный пионерский галстук, и скорее всего она отличница. Мама расстроена из-за неудовлетворительной оценки, которую принес со школы старший сын, но она все равно не перестанет его любить. Она продолжит верить, что у него все получится.

В доме чувствуется уют и порядок, благодаря маме мальчика. Она замечательная хозяйка, после домашних дел она отдыхает на стуле у обеденного стола. На маме мальчика кухонный фартук, наверно, она готовила обед и ждала своего ребенка из школы. Жаль, что сын не принес хороших новостей. Она расстроена, ее выдают глаза.

Мальчишка понимает, что отвлекает его от хорошей учебы, но ему очень нравится весело проводить время с друзьями, катаясь на коньках. Глядя на картину, чувствуется, что семья хоть и расстроена, но все трудности сможет пережить вместе. Картина Ф.П. Решетникова реальна, такая ситуация встречается во многих семьях. Главное верить, что мальчик вовремя одумается и перестанет получать одни двойки. Данная картина несет нравственный характер. Она учит серьезно подходить к учебе и стараться не огорчать своих родных.

Многие помнят со школьной скамьи сочинение на тему картины Решетникова «Опять двойка». До сих пор эта репродукция находится в учебниках русского языка за 6 класс. Сюжет ее прост и всем понятен, однако история создания этого художественного произведения довольно интересна.

Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.

Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.

Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.

Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.

Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека. Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне. Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.

Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».

Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.

Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.

Важно! В комнате на полу лежит ковер, на стене висят часы – это все говорит о благополучии семьи в те тяжелые времена. Младший брат катается на велосипеде, это тоже плюс в пользу благосостояния семейства.

История создания картины

Картина Решетникова «Опять двойка» была написана в 1952 году. История создания картины весьма интересна. Это – средняя часть художественной трилогии о детях, о хорошем и плохом ученике. Первая часть называлась «Прибыл на каникулы», художник написал ее в 1948 году.

На фото с репродукции видно, что мальчик в форме приехал домой на каникулы. Он учится в Суворовском училище, его встречает дед и старшая сестра, которая тут же принялась накрывать на стол. Несмотря на радостные лица, прослеживается печальная линия сюжета – скорее всего, родители мальчика умерли, ведь в Суворовское училище брали тогда сирот.

Третья часть трилогии – картина «Переэкзаменовка», на ней изображен мальчик, который сидит и учит – готовится к переэкзаменовке. За окном – веселый летний пейзаж, играют его товарищи, один из них зовет мальчика играть с ними. Но бедному ученику не до игр, ведь ему надо как следует сдать экзамены – это его последний шанс.

Интересно, что на полотне «Опять двойка» Решетников изобразил в углу на стене первая часть трилогии – «Прибыл на каникулы» (как бы идеал, к которому надо стремиться мальчику). А на картине «Переэкзаменовка» висящей на стене изображена картина «Опять двойка» (для того чтобы ученик понял, почему страдает сейчас, а не гуляет с товарищами).

История создания этого полотна интересна также тем, что в качестве модели Ф.П. Решетников использовал соседского мальчишку-вратаря. Он не сказал мальчику, что будет рисовать с него горе-ученика, который опять получил двойку.

На репродукции видно, как пес стоит на задних лапах. Однако немногие знают, как трудно было художнику заставить собаку стоять в таком положении для позирования. Для этого понадобилось увлечь пса колбасой, на это ушло два батона.

Прообразом мальчика-неудачника, изображенного на полотне «Опять двойка», была дочка Ф.П. Решетникова – Люба. Она плохо училась, и когда получала плохую оценку, пыталась всегда проскользнуть в дом незамеченной, что ей не удавалось. Она своей успеваемостью очень расстраивала родителей, поэтому художник решил поднять важный и актуальный вопрос для многих. Но видно, что автор не осуждает главного героя, а скорее, смотрит на него с любовью и юмором. И действительно, он не считал, что плохая успеваемость влияет на характер человека, на его статус. Поэтому двойка – вовсе не повод для расстройства.

Композиция представляет собой треугольник, вершиной которого является старшая сестра – отличница. Таким образом, автор хотел показать, к чему следует стремиться.

Интересно! Первоначальный замысел художника был нарисовать полотно «Опять пятерка», однако он подумал, что сюжет о неудачнике будет наиболее выразительным.

На эту тему был снят детский юмористический киножурнал «Ералаш» (выпуск 124). А также в мультике из цикла «Приключения Мурзилки» был использован этот сюжет, главного героя там назвали Николаем.

Сюжет полотна перекликается с работой другого художника – Д.Е. Жукова «Провалился».

Она хоть и написана до революции, но имеет целью тоже вразумление. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Полезное видео

Подведем итоги

Сочинение по репродукции картины «Опять двойка» Решетникова задают по русскому языку в 6 классе. Сюжет о горе-ученике до сих пор остается актуальным и для современных школьников.