Что красота почему обожествляют люди. Доклад: Что есть красота и почему ее обожествляют люди. “…что есть красота и почему ее обожествляют люди?”

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»

Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.

Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Прочитал я эту заметку и… не согласился с выводами статистики. Рождённый в Советском Союзе, я всегда знал, что красота, особенно женская красота, не ограничивается только красотой тела.

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Н.Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Душа – вот в чём главная красота человека! Так всегда учили меня мои родители, мои учителя, мои книги и фильмы. И действительно, сколько примеров, когда «королевы красоты», будь то у нас в России, или за рубежом, выйдя замуж, казалось бы по любви, потом всю свою жизнь мучаются с некогда любимыми мужьями, или «ходят по рукам», от одних мужей к другим пока ещё не увяла красота. И наоборот: дурнушки и золушки живут, окружённые любящими супругами, детьми, а потом внуками.

Я и сам никогда не чурался физической красоты женщины (это было бы противоестественным), но не она была главным критерием выбора моей спутницы жизни.

Красавицей её не назову;
Не буду лгать нескромными стихами,
Что кожа пахнет томными духами,
И стать её подобна божеству.

Её глаза не звёзды, ну так что же!
И лик её не полная луна.
И цвет волос не платины, а льна.
И губы с лепестками роз не схожи.

Душой она не ангел во плоти.
Её характер – взрыв, вулкан, Везувий.
Но страсть её без сладостных безумий
И пошлости: коль переспал – плати!

Я тоже далеко не Аполлон,
В постели – что скрывать – не Казанова.
И спесью в полной мере наделён,
И гением тщеславия больного.

И если б Время повернулось вспять
И, отсчитав положенные годы,
Нам предложило заново начать
Совместный путь сквозь беды и невзгоды –

Прожив всю жизнь со мной, уверен я,
Что взгляд жены на мужа изменился –
Она не вышла б замуж за меня.
И я б на ней, пожалуй, не женился.

А впрочем, если вдуматься всерьёз,
Чего еще желать нам друг от друга?
Мы радость больше ценим после слёз,
А тёплый кров, - когда бушует вьюга.

И потому мы вместе много лет.
Наш путь тернист – то круче, то положе,
Живём, как Бог нам на душу положит.
…И нет счастливей пары на земле.

*"Её глаза на звёзды не похожи..." (перевод Маршака)

Что есть красота?

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А. Заболоцкий

Удивительно, но факт – когда мы размышляем о том, что наша жизнь могла бы сложиться по-иному, не так, как сейчас, лучше и успешнее, то основной причиной своих поражений и неудач мы считаем недостатки своей внешности. Вот была бы я стройная, длинноногая, с нежной кожей, пышными волосами и яркими глазами, все бы у меня сложилось по-другому – говорим мы себе, уныло наглаживая кучу белья перед телевизором. И дети были бы умнее, и муж внимательнее, и денег было бы больше, и работа интереснее… Да все, буквально все было бы иначе!

Нельзя не признать, что привлекательной женщиной быть, вне всяких сомнений, и приятнее, и полезнее, чем некрасивой. Красивой женщине всегда приятно помочь, а если она при этом еще и умна, то и работать с ней приятнее. Но что же такое красота? Всего лишь лет двести назад дамы, сетуя на судьбу, винили в ней свою худо-бу и загар, то есть хотели прямо противоположное тому, к чему стремятся современные женщины. Значит, дело в неком стандарте.

Многократно обыграна ситуация, когда стремление следовать внешнему эталону не приносит ни привлекательности, ни счастья. С другой стороны, каждая женщина хоть раз в жизни задавалась вопросом – почему та простушка пользуется таким успехом, а у этой толстушки такой замечательный муж? Но если приглядеться к ним, к этим женщинам, то почему-то через некоторое время знакомства с ними они кажутся красивыми, уместными, на них хочется быть похожей. И не такой редкой является ситуация, когда после короткого общения с красавицей или красавцем как-то начинает это все раздражать, даже безукоризненность черт.

Таким образом, мы видим, что стандарты красоты создают люди. И главное, что мы хотим сказать читательнице:

КРАСИВОЙ МОЖНО СТАТЬ. БОЛЕЕ
ТОГО, КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА РОЖДЕНА КРАСИВОЙ, И ЕЙ ТОЛЬКО НУЖНО
НАЙТИ КРАСОТУ В СЕБЕ.

В каждом обществе свои критерии красоты. Каждый человек привлекателен по-своему, в каждом есть своя красота и прелесть и, если уж быть искренними, то вряд ли в своей жизни мы встречали человека, о котором могли бы сказать, что все в нем прекрасно без изъяна, ведь красивый человек, кроме прекрасного лица, должен еще иметь здоровое тело, чистую душу.

Внешняя красота – это здоровая, эластичная кожа, белоснежные зубы, блестящие, чистые, со вкусом причесанные волосы, тренированное тело.

Порой женщина обладает каким-то незначительным недостатком внешности, который даже было бы лучше назвать ее особенностью, изюминкой, ведь чаще всего именно этот «недостаток» красит ее. Но женщины привыкли искоренять в себе все, что выходит за рамки стандарта, созданного модными журналами. А зря, они рискуют потерять свою индивидуальность. Надо уметь рассмотреть в себе то, что выделяет вас из ряда других, со вкусом показать, оттенить и сохранить во внешнем облике.

Но красота человека не ограничивается лишь его внешностью. Красота – сестра добра, нравственности. Это известно человечеству очень давно. У древних греков был даже специальный термин – капокагатия , который обозначал гармоническое единство внешней привлекательности, благородства и гражданских доблестей.

Не только разумность, не только нравственность, но и красота все чаще становятся в нашем обществе критерием ценности человеческих действий.

Уверенность, оптимизм, стремление к цельности, одухотворенность мыслью, интеллект, эрудиция – качества красивого человека. Здесь хочется вспомнить еще одно стихотворение Н.А. Заболоцкого – «О красоте человеческих лиц»:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошек ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот

Действительно, как много встречаем мы в жизни женщин, внешне лощеных и щеголеватых, но пустых и бездушных! От них веет холодом и равнодушием, а их духовная жизнь бедна. Они вроде луны – освещают все вокруг бледным светом, но никого не греют. Даже самые близкие им люди зябнут душой рядом с ними.

Значит, истинная красота – это гармония внешнего и внутреннего облика, соединение богатой души с приятными чертами внешности, с уверенностью в себе, умением держаться и подать себя.

Люди издавна стремились быть красивыми. О женской красоте слагали песни, наверно, с тех пор, как существует речь. Женские образы увековечены в произведениях великих художников. Их превратили в богинь красоты и любви, как Венеру Милосскую, запечатлели в вечных памятниках в качестве спутниц всевластных царей, как Нефертити. Из-за женщин разгорались длительные исторические войны, как, например, из-за прекрасной Елены. О женщинах мечтали и писали свои самые вдохновенные стихи выдающиеся поэты.

История красоты – одна из самых древних. Стремление человека к прекрасному проявлялось уже на заре цивилизации. Конечно, каждой эпохе соответствовало свое понятие о привлекательной внешности и о том, какими средствами привлекательность должна достигаться. На представления людей о прекрасном влияли характер их трудовой деятельности, быт, мораль, а сверх того, и факторы субъективные. Например, представители одного из бразильских индейских племен до сих пор разрисовывают (татуировка) кожу своих детей черными точками и кругами, придавая ей сходство со шкурой ягуара, который почитается как родоначальник племени.

Родина косметики – Древний Восток. Впервые женщины стали заботиться о своей внешности в Древнем Египте. За несколько веков до новой эры египетские жрецы в ритуальных целях использовали такие косметические приемы как массаж, растирание тела благовониями и питательными, тонизирующими кремами. Египтянки широко пользовались белилами, мазями, благовониями, выщипывали и красили волосы. Понятие красоты в древности было тесно связано с общей гигиеной тела. Гигиенические омовения были возведены в ранг религиозных ритуалов в исламе, иудаизме, зороастризме.

Позднее косметика развилась и в быту Древней Греции и Древнего Рима. В богатых домах появились «косметы» – рабы, украшавшие лица и тела своих господ. Уже греки различали косметику, ставящую целью сохранить красоту здорового человеческого тела, и косметику, лишь маскирующую возникшие недостатки. Знаменитый врач Гиппократ утверждал, что быть красивым можно, лишь будучи здоровым, и рекомендовал стремящимся к внешней красоте диету, занятия спортом, купание в море и в меру пребывание на солнце.

В Древней Греции и Риме очень популярны были бани. Считалось, что нет ничего прекраснее естественной красоты, подаренной природой. Однако гречанки и римлянки все же пользовались косметическими притираниями, накладывали на ночь маски, чтобы выглядеть еще красивее.

Римский врач и философ Клавдий Гален создал первый систематизированный учебник косметики. Для улучшения внешности он рекомендовал гимнастические упражнения, массаж, прогулки пешком, повседневный уход за кожей и купание в целебных источниках.

Без сурьмы, белил, румян не обходились жительницы Ассирии и Вавилона, популярны были парики, а у мужчин – накладные бороды. Безуспешно в древних сказаниях взывал к разуму красавиц-евреек пророк Иеремия: «Тщетно вы будете краситься и украшать себя золотыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас».

Резко изменилось отношение к красоте и стремлению украшать себя в эпоху Средневековья. Красавиц стали считать дьявольскими отродьями, поскольку они обладали способностью овладевать сердцами и умами людей. Забота о своей внешности, стремление к красоте считались пороком, грехом и преследовалась церковью.

Интерес к красивой внешности возродился лишь в кон-це средневековья, когда европейцы познакомились с приво-зимыми из Индии косметическими препаратами из угля, серы и окиси железа, а также с индийскими благовониями и красками для грима. В обиход вошли румяна из окиси железа и киновари, пудра из свинцовых белил. В это время итальянцем Фарини был изобретен и получил широкое распространение одеколон. Стремление к украшательству как бы вырвалось на волю во всем своем объеме. Во Франции и Англии привилегированные классы уже не обходятся без грима (не только женщины, но и мужчины). Следует заметить, что, к сожалению, чистота кожи занимала в то время последнее место в списке показателей красоты. Бани во дворцах были крайне редки.

В XVI веке производство собственной косметики и парфюмерии уже развито во Франции, которая предлагает европейцам различные виды грима и способ отбеливания волос при помощи квасцов. Англия тоже производит белила и румяна, а также средства для чистки зубов, в основе которых – порошок из костей, тертый кирпич, яичная скорлупа, белые и красные кораллы.

Россия того времени не отставала от Запада. Белила, румяна, сурьма были предметами первой необходимости придворных красавиц.

Но время шло, и украшение внешности стало рассматриваться с точки зрения меры, пользы и целесообразности.

В настоящее время наука шагнула далеко вперед, и чтобы быть красивыми, нам уже не надо накладывать на лицо косметику в несколько слоев, достаточно лишь пользоваться теми высокоэффективными средствами по уходу за кожей лица и тела, которые созданы современной косметологией на основе достижений таких наук, как физиология, гигиена, биохимия, физиотерапия, дерматология, хирургия, онкология, геронтология.

Кроме того, повсеместно открыты центры пластиче-ской хирургии, которые могут помочь устранить недостатки внешности, с которыми трудно смириться.

А что же представляет собой красота для известных и всеми признанных красавиц?

Елена Яковлева рассказывает, что когда-то вычи-тала фразу, что ни одна талантливая актриса не была красавицей. «И теперь, как бы я ни выглядела, говорю себе это и сразу отлично себя чувствую». Добавим от автора, что эта фраза принадлежала великой актрисе Саре Бернар, которая определенно знала толк в том, как выглядеть красивой.

Татьяна Михалкова много времени уделяет дизайну модной одежды, возглавляя благотворительный Фонд «Русский силуэт». Главным украшением женщины она считает любовь мужчины. Может, в этом секрет ее молодости и красоты?

Ангелина Вовк говорит: «Одно могу сказать: ничего нельзя добиться без труда. Я не верю в новомодные рекламируемые снадобья, которые позволяют сбросить вес без всяких усилий. Я стараюсь выкраивать в своей суматошной жизни время, чтобы заняться собой. Во-первых, конечно, слежу за диетой. Избегаю слишком сладких лакомств.

Иногда даже удается сесть на велосипед. Ну и не забываю хотя бы иногда любить себя. А это значит – доставлять себе маленькие удовольствия, избегать ненужных трудностей. Считаю, что создавать себе трудности, а потом успешно их преодолевать – абсурд. Если можно облегчить себе жизнь, надо этим пользоваться. Лучше больше времени уделить своей внешности».

Катрин Денев в течение многих лет посещает одного парикмахера, чтобы поддерживать свой знаменитый золотистый цвет волос. Чтобы быть в форме, по утрам выпивает стакан свежего сока из грейпфрута и принимает витамин С. Она хрустит яблоками, чтобы иметь белые зубы, и никогда не загорает. Актриса любит веселые пирушки и в результате часто вынуждена сидеть на диете. Она любит жить насыщенной жизнью и не выносит небрежности, беспорядка. «Я никогда не одеваюсь лишь бы как, даже на природу. В моей профессии облик – это главное. Внешний вид, тело – всем этим нужно управлять. Это капитал».

"Что есть КРАСОТА и почему её обожествляют люди? " Я точно знаю – однозначного ответа на этот вопрос нет. Дать определение красоте невозможно. Красота – понятие объёмное, очень многообразное и индивидуальное. Для каждого оно своё, личное. Достаточно вспомнить произведения знаменитых поэтов и писателей, картины разных художников, разных времён и эпох. Все они воспевали и изображали красоту природы, людей, чувств. Но делали они это по-разному, каждый по-своему.
Для меня красота – это то, что радует глаз, что вдохновляет, делает меня добрее, благороднее, более понимающим людей и окружающий мир. Красота – это незабываемые строчки стихов, завораживающие звуки мелодий, впечатляющие картины живописцев. Мы живём на очень красивой планете, где много замечательных мест и уголков, где природа неповторима и величественна, а люди красивы и добры. Я оглядываюсь вокруг и вижу бескрайние поля с колосящейся пшеницей, зелёные луга, покрытые пёстрыми полевыми цветами, высокие горы, синее небо, яркое солнце. Слышу пение птиц и журчание ручейков. Разве это не красота? Люди тоже должны соответствовать и быть красивы. Но часто понятие красоты искажается. Ещё А. П. Чехов говорил: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Не надо об этом забывать, так как, встречая красивого человека, мы часто видим только оболочку. И не задумываемся, а что под ней? Встречается много людей с красивой внешностью, которым нечем похвастаться внутри. Красивый человек – прежде всего человек с богатым внутренним миром. От него исходят позитив, тепло, свет. Ему не чужды доброта, бескорыстие, искренность. Он умеет любить и прощать. С таким человеком интересно, с ним хочется общаться вновь и вновь. У. Шекспир писал: "Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение".
Ещё я бы хотел сказать о женской красоте. У каждого своё понятие женской привлекательности: красота – понятие более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Примером тому является картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Портрет Джоконды всегда вызывал споры. Она, может быть, и некрасива (это моё субъективное мнение) , но загадочный и манящий взгляд, таинственная улыбка делают Джоконду неотразимой, очаровательной и очень привлекательной. Поэтому не надо забывать – внешняя красота не так важна. Достаточно быть обаятельной, светиться изнутри, источать тепло, доброту, быть духовно богатой, уметь любить. Так что же такое красота? Я думаю, это то, что вдохновляет на творчество, созидание и подвиги. Где истинная красота, там любовь, там жизнь, там нет места злу и разрушению. Красота преображает человека, делает его более нравственным и гуманным. В заключении я хочу привести высказывание И. С. Тургенева: "...Не в одних словах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".

(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть... и будет вечно. Никто, ничто не устоит; переднее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила - красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует, в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - Природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам-, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея замятинского романа «Мы»… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота - не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов-… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! PI любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле - любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота - красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь - гимн ей!

Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою -

Накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», - но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары Льет по каштанам в пролечь… Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина - мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота - это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое,

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое -

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.