Что такое. Что такое расизм: его проявления и история развития

Расизм и его социальные корни

Психологические причины проявления расизма

Наличие объективных социологических причин возникновения ненависти, вражды к другим этносам, все равно не объясняет тот факт, что внутри одного общества разные люди по-разному подвержены расистским настроениям. Таким образом можно говорить о наличии в психике того или иного индивида ряда причин, объясняющих его склонность к расизму и вызывающих ксенофобские настроения.

Психика устроена таким образом, что для того, чтобы уважать себя, чувствовать себя спокойно и достойно, большинство людей вынуждено не замечать некоторую часть своих свойств, которыми они на самом деле обладают (или, лучше сказать, которые обладают ими). Все то, что человек в себе не принимает, в юнгианской традиции аналитической психологии принято называть «тенью».

Не замечая собственные неприемлемые для себя качества, люди нередко переносят их внешние объекты вокруг себя: на «людей вообще», говоря, например, что «люди злы», или на каких-то конкретных людей, будучи, например, уверенным, что «он меня ненавидит».

Психический механизм здесь следующий: психика, как правило, распространяет себя и свои свойства за свои пределы. И чувствуя себя каким-то, например, жадным, человек «естественно», предполагает, что такими являются все остальные. Вступаемый дальше в действие механизм оценки, позволяет человеку считать, что «Я не такой», если сознание не готово принять данный феномен. За этим следует вытеснение -- в отношении себя. Но предполагая, что «я не такой», человек продолжает других видеть «такими». Тень как бы падает на людей вокруг.

«Примитивная личность (а в каждом народе, как известно, массовая личность реагирует как примитивная личность) не способна осознать зло как “свое личное зло”, поскольку его сознание еще так слабо развито, что не способно разрешить возникшие конфликты. Поэтому массовая личность неизменно воспринимает зло как нечто чуждое и, как результат такого восприятия, везде и всегда чужестранцы становятся жертвами теневой проекции.

В стране объектами теневой проекции становятся национальные меньшинства. Очевидно, что благодаря расовым и этническим особенностям, и тем более при наличии иного цвета кожи, национальные меньшинства наиболее подходят для теневой проекции. Существуют различные варианты психологической проблемы национальных меньшинств: религиозный, национальный, расовый и социальный. Однако все варианты имеют одну общую особенность--раскол в структуре коллективной психики.

Роль чужаков, которую в прежнее время выполняли военнопленные и потерпвшие кораблекрушение мореплаватели, теперь выполняют китайцы, негры и евреи. Один и тот же принцип определяет отношение к религиозным меньшинствам во всех религиях» (Эрих Нойман).

«Чужак как объект проекции тени играет чрезвычайно важную роль в психической энергетике. Тень -- чуждая эго часть нашей личности, наша сознательная, противоположная точка зрения, оказывающая губительное воздействие на нашу сознательную установку и чувство безопасности -- может быть экстериоризирована и затем уничтожена. Борьба с еретиками, политическими противниками и врагами народа по существу является борьбой с нашими религиозными сомнениями, уязвимостью нашей политической позиции и односторонностью нашего национального мировоззрения» (Нойман).

Действия такого человека является неосознаваемыми. До сих пор проблема Тени проявляет себя и влияет на объективность суждений, некорректных, искаженных оценках, на которые влияет расовый признак. В отчёте американского института Голдуотер, озаглавленном «Раса и неспособности. Расовые предубеждения в учреждениях специального образования Аризоны» за 2003 г. отмечалось, что «60% выпускников четвёртого класса из малоимущих и афро-американских семей при тестировании показали результат “ниже необходимого” на последнем государственном экзамене для оценки прогресса в обучении». Чёрные школьники в 3 раза чаще белых получают ярлык «умственно отсталые». Хотя чёрные ученики составляют всего 16% от общего числа школьников США, среди детей, которые обучаются по программам для умственно отсталых, их 32%.

С точки зрения аналитической психологии «Коллектив будет стремиться к своему освобождению с помощью «козла отпущения» до тех пор, пока существует чувство вины, возникающее в процессе формирования тени в качестве фактора расщепления в сознании».

Например, в качестве предвыборных аргументов Гитлер объявлял о том, что Германия наконец-то сможет восстановить былое величие, которое было потеряно в результате проигрыша в первой мировой войне. Напомним, что в 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция 27 союзных и присоединившихся государств, посчитавших, что окончание Первой мировой войны должно быть оформлено официально. Будущую судьбу Германии победители решали без ее участия. В целом Германия теряла 13,5% территории (73,5 тыс. квадратных километров) с населением в 7,3 млн. человек, из которых 3,5 млн. человек были немцами. Эти потери лишали Германию 10% ее производственных мощностей, 20% объемов добычи каменного угля, 75% запасов железной руды и 26% выплавки чугуна. Германия была обязана передать победителям почти весь военный и торговый морской флот, 800 паровозов и 232 тыс. железнодорожных вагонов. Общий размер репараций должна была позднее определить специальная комиссия, а пока Германия обязывалась уплатить странам Антанты контрибуцию на сумму 20 млрд. золотых марок.

Но при всей тяжести экономических последствий Версальского договора не они повлияли на дальнейшую судьбу Веймарской республики, а то, что в Германии возобладало чувство унижения, которое способствовало появлению настроений национализма и реваншизма. В Версале британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж пророчески заявил, что главная опасность заключаемого договора в том, что «мы толкаем массы в объятия экстремистов».

«Любая война может состояться только при условии превращения врага в носителя теневой проекции. Поэтому страсть и радость участия в военном конфликте, без которых невозможно заставить ни одного человека участвовать в войне, проистекают из удовлетворения потребностей бессознательной теневой стороны. Войны служат коррелятом старой этики, поскольку в них зримо проявляется активизация бессознательной, теневой стороны коллектива» (Нойман).

Глобализация социальных процессов в современном мире

В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка")...

Девиантное поведение подростков

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков...

Неудивительно, что прямые политические выводы из расистских концепций были сделаны именно в Германии. Подобные концепции очень пришлись ко двору самым агрессивным, империалистическим кругам этой страны - милитаристам и колониалистам...

Критика существующих расовых доктрин с позиций Концепции Общественной Безопасности

Научную несостоятельность расистской концепции давно видели все бoлee добросовестные ученые - и антропологи-натуралисты и историки-этнографы. Расистские бредни едко высмеивал Н. Г. Чернышевский...

Культура, как фактор социальных изменений

Культура, как фактор социальных изменений, раскрывает свое содержание через систему своих компонентов. Один из основных компонентов культуры - обычай, как сложившаяся форма регуляции массового поведения...

Насилие в молодой семье: социологический анализ (региональный аспект)

Насилие - неотъемлемая часть бытия на протяжении всего развития человеческого сообщества. И сегодня различные формы его проявления можно встретить во всех уголках мира. Ежегодно от насилия на планете погибает более полумиллиона людей...

Проблема отказов от детей

До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от своего ребенка...

В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16--18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии...

Расизм и его социальные корни

В первой половине 19 в. главным оплотом расистских теорий стали США, впоследствии обострения борьбы между рабовладельцами и аболиционистами - приверженцами освобождения негров. Стремясь укрепить свои экономические и политические позиции...

Расизм и его социальные корни

Жозеф Артюр де Гобино (1816--1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде «О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всеми остальными, но и о том...

Расизм и его социальные корни

Ряд этологов, таких как Дольник В. Р., указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции -- агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам...

Расово-антропологическая школа в социологии

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX--XX в.в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались...

Социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье

Семейные разногласия является естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами...

Социальные и психологические причины наркотизации общества

Среди психологических факторов, влияющих на наркотизацию общества можно выделить следующие: Личностная незрелость в семейной и общественной жизни, узкий круг интересов, асоциальные увлечения, низкие духовные запросы...

Социальные факторы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

Реальный масштаб насилия в семье возможно никогда не будет точно известен, но очевидно, что подобный тип насилия является частью динамики многих семейных конфликтов как в развитых, так и в развивающихся странах. Исследования...

РЕФЕРАТ

Тема: проблема расизма в современном мире

Выполнил:

Ученик 11 класса

Зуйков Михаил

Проверила:

Муратова Т.И.

Алатырь 2016

Введение……………………………3

Происхождение расизма……………………………4

Расизм в современном мире……………………………6

Современные проявления расизма

Скинхеды

Национал-социалистическое движение

Чёрный расизм

Расизм в России

Отношение общественного мнения к расизму……………………………9

Противники расизма

Сторонники расизма

Расизм – это хорошо

Расизм – это плохо

Список используемой литературы……………………………14

Введение

Слово «расизм» - производное от существительного «раса», которое уже довольно давно перестало обозначать во французском языке понятие «род» или «семья». В XVI веке принято было ссылаться на принадлежность к «доброй расе», а также объявлять себя человеком хорошей «породы», «дворянином». Подчеркивание своего происхождения было способом выделиться, показать свою значительность, что было также своеобразной формой социальной дискриминации. Простолюдин, мечтавший о «благородной крови», старался не упоминать имя своих предков. Постепенно «заслуга происхождения» меняет содержание, и в конце XVII века слово «раса» употребляется уже для разделения человечества на несколько крупных родов. Новая трактовка географии представила Землю не только разделенной на страны и регионы, но и населенной «четырьмя или пятью родами или расами, различие между которыми настолько велико, что может служить основанием для нового разделения Земли». В XVIII веке наряду с другими значениями термина, при которых он может иногда означать социальный класс, в «Естественной истории» приводится идея, что расы - это разновидности человеческого рода, в принципе единого. Эти разновидности «являются результатом мутаций, своеобразных искажений, которые передаются от поколения к поколению».

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарем Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом смысле иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определение расизма потребовалось расширить. Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности.



Происхождение расизма

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Первый намек на дискриминацию негроидов можно найти в надписи на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III: «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде - на лодке, запрещен переход всякому черному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому черному во всех случаях спускаться в лодке по реке за Хех».

Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьезным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищенные народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

В XVI-XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.

В середине XIX века появились первые обобщающие работы по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил высшей расой арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее чистом виде среди аристократии германских народов. Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлиненность, то светлые, то темные или даже черные глаза (следует учесть, что он сам был француз с черными глазами). Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций.

Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силой вспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну с предложением освободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялся и не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По совету известного в то время антрополога Мортона Калгоун составил ноту, адресованную Англии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, так как негры представляют собой якобы особую породу людей.

17 ноября 1863 г. открылось первое заседание Лондонского антропологического общества - первой антропологической организации в Англии. Президент общества Джемс Гент выступил с докладом на тему «Место негра в природе», в котором были приведены многочисленные доказательства неравенства белых и негров, причем неграм приписаны самые отрицательные свойства человеческой природы.

В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество. После Первой мировой войны главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной или нордийской, расы. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток

и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому - японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа - Израиля и т.д.

В XIX века в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса - американоидная.

В 60-е гг. XX века в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

Расизм в современном мире

Современные проявления расизма

В последние несколько лет обострились конфликты на почве межнациональной розни. Выйдя сейчас на улицу, можно встретить представителей расистских, националистических, фашистских, неонацистских группировок. Так же особняком держатся футбольные группировки, которые в последнее время межнациональную рознь увязывают с их любимым спортом, отчизной, справедливостью и всем, чем только можно. Вот наиболее известные проявления расизма сегодня.

Скинхеды

Скинхеды - представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка.

Внешний вид скинхедов: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы.

Основной организацией скинхедов считается «Честь и Кровь», структура, основанная в 1987 г. Яном Стюартом Дональдсоном - музыкантом, погибшим в автомобильной катастрофе в Дербшире в конце 1993 г. Группа Стюарта, Skrewdriver на протяжении многих лет была самой популярной скингруппой в Британии и во всем мире. Под названием Klansmen группа сделала несколько записей для американского рынка - одна из их песен имеет характерное название FetchtheRope. Стюарт всегда предпочитал называть себя просто «нацистом», а не «неонацистом». В интервью одной из лондонских газет он сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что сделал Гитлер, кроме одного - его поражения».

На сегодняшний день большинство бритоголовых неприязненно относится к черным, евреям, иностранцам и гомосексуалистам. Хотя и существуют левые или красные скинхеды, так называемые redskins и даже организация «Скинхэды против расового насилия». Поэтому стычки между красными скинхедами и скинхедами-нацистами - обычное дело.

Скинхэды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки. Это уличные бойцы, выступающие против расового смешения, распространившегося, как зараза, по всему миру. Они прославляют чистоту расы и брутально-мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии - азиатов, во Франции - негров, в США против расовых меньшинств и иммигрантов и во всех странах против гомосексуалистов, и «вечного врага», евреев; кроме того, во многих странах, они гоняют бомжей, наркоманов и другие, по их мнению, отбросы общества.

Расизм - это серьезная проблема, нависшая над Россией. Только за первые три месяца 2015 года было зафиксировано 22 случая возникновения конфликтов на почве национальной неприязни. Впоследствии в больнице оказалось более десятка людей, двое из которых, к сожалению, погибли. Поэтому проблема расизма в России является актуальной и требует урегулирования со стороны властей.

Но что такое расизм? Ведь, несмотря на то что многие знакомы с этим понятием, все же остается место для некоторых вопросов. Например, что лежит в его основе? Кто является разжигателем ненависти между народами? И, естественно, как с ним бороться?

«… и брат, возненавидел брата»

Расизм - это особый взгляд на положение вещей в мире. В некотором роде это мировоззрение со своими канонами и особенностями. Основная идея расизма заключается в том, что одни нации стоят на ступень выше, нежели другие. В качестве инструментов деления на высшие и низшие классы выступают этнические признаки: цвет кожи, форма глаз, черты лица и даже язык, на котором говорит человек.

Еще одной важной чертой расизма является то, что доминантная нация имеет больше прав на существование, нежели все остальные. Более того, она может унижать и даже уничтожать другие расы. Расизм не видит в низших сословиях людей, а значит и жалости к ним быть не может.

Подобное отношение приводит к тому, что даже братские народы начинают враждовать. И причиной тому - различие в цвете кожи или традициях.

Зарождение расизма в России

Так почему же проблема расового неравноправия так остро стоит в России? Вся соль в том, что эта великая страна является многонациональной, следовательно существует хорошая почва для возникновения расизма. Если взять среднестатистический мегаполис, то в нем можно найти людей любой национальности, будь то казахи или молдаване.

Многим «истинным» россиянам не нравится такой порядок вещей, ведь по их мнению, чужакам здесь не место. И если одни ограничиваются словесным недовольством, то иные могут прибегнуть к силе.

Но следует заметить, что подобное отношение к приезжим не является повсеместным. Более того, большинство людей спокойно воспринимает многонациональность России, проявляя толерантность и гуманность к своим соседям.

Причины возникновения расизма в РФ

Какие же основные причины того, что расизм в России процветает? Что же, оснований для этого много, поэтому разберем их по очередности.

Во-первых, растущая численность «гастарбайтеров» из других стран. Может показаться, что в подобном явлении нет ничего плохого. Но проблема в том, что многие приезжие работники берут за свои услуги намного меньше, нежели русские. Подобный демпинг на цены приводит к тому, что коренным жителям приходится сильно изощряться, дабы составить конкуренцию.

Во-вторых, некоторые гости совершенно не умеют себя вести. Подтверждением тому могут стать выпуски новостей, где рассказывают о том, что группа кавказцев или дагестанцев избила подростков.

В-третьих, не все приезжие из-за рубежа зарабатывают на хлеб честным путем. Ведь согласно статистическим данным, многие наркотические притоны и точки контролируются гостями из других стран.

Все это вызывает агрессию со стороны русского населения и со временем перерастает в националистическое движение.

В чем разница между национализмом и расизмом?

Нельзя говорить о том, что такое расизм в России, не упомянув о национализме. Ведь несмотря на все их схожие черты, это совершенно разные понятия.

Так, если расизм - это ярая ненависть к другим расам, то национализм - это, скорее, мировоззрение, направленное на защиту собственного народа. Националист любит свою страну и свой народ, поэтому стоит на его страже. Если другие расы не угрожают его ценностям, ведут себя прилежно и по-братски, то и агрессии в их сторону не будет.

Расисту все равно, что сделали или чего не сделали низшие народы - он их будет ненавидеть. Ведь они не такие, как он, а значит, неровня ему.

Проявления расизма в России

Расизм - это чума, и стоит заболеть одному, как вскоре целая толпа зараженных этой идеей будет бродить по городу. Словно дикие волки в ночном лесу, они будут ловить одиноких жертв, притесняя и запугивая их.

Теперь касательно того, как проявляется расизм в России. Изначально агрессивно настроенная часть населения выражает свои претензии в устной или письменной форме. Заметить это можно как в частных разговорах обычных людей, так и в выступлениях некоторых звезд, политиков и шоуменов. Также существует огромное количество интернет-сообществ, блогов и сайтов, пропагандирующих расизм. На их страницах можно найти агитационный материал, настроенный против людей других национальностей.

Но расизм не ограничивается угрозами и дискуссиями. Драки и потасовки часто возникают на почве ненависти к другим расам. При этом их инициаторами могут быть как русские, так и приезжие. В целом оно и не странно, ведь одно насилие порождает второе, тем самым создавая неразрывный круг из ненависти и страдания.

Самое страшное то, что расизм может стать причиной формирования экстремистских групп. И тогда небольшие драки перерастают в масштабные рейды, направленные на зачистку районов, рынков и метро. При этом жертвами становятся не только «нерусские», но и случайные свидетели или прохожие.

Социальный расизм

Говоря о расизме, нельзя не упомянуть об одной из его разновидностей. Социальный расизм - это проявление ненависти одного класса по отношению к другому. При том что это может происходить даже в пределах одной нации. Например, богатые люди считают «отсталыми» обычных рабочих, или интеллигенция смотрит с презрением на простолюдинов.

Печально то, что в современной России подобное явление встречается довольно часто. Причиной тому является большая разница в уровне жизни обычного рабочего и зажиточного предпринимателя. Это приводит к тому, что и первые начинают ненавидеть богатых за их высокомерие. А вторые презрительно относятся к работягам, ведь те не смогли достичь успеха в этой жизни.

Как можно бороться с расизмом?

В последние годы парламент все чаще рассматривает вопросы касательно того, как урегулировать национальные конфликты. В частности, был принят ряд законопроектов, способных помочь в этом деле. Например, существует предусматривающая лишение воли сроком до 5 лет за возбуждение вражды между народами.

Помимо этого в школьной программе есть мероприятия, во время которых детей обучают тому, что все люди равны между собой. Также им доносят мысль, что всякая жизнь священна, и никто не имеет права забирать ее. Подобная методика считается наиболее эффективной, ведь расистские наклонности приобретаются как раз в этом возрасте. Помимо этого существуют и общественные организации, работающие над тем, чтобы сделать мир добрее и гуманней.

И все же полностью избавится от расизма невозможно, ведь такова суть человечества. Покуда в стране будут жить люди с различными этническими признаками - избежать конфликтов и ненависти, к сожалению, не получится.

Среди различных представлений о субъекте истории особое место занимают взгляды по этому вопросу, развивавшиеся Львом Николаевичем Гумилевым (1912-1992) и наиболее полно изложенные им в книге «Этногенез и биосфера земли» (Л., 1989; 1990; 1994 и др.). В качестве субъектов исторического процесса в ней выступают образования, которые он называет этносами и суперэтносами. Но слово «этнос» он понимает иначе, чем это было изложено выше. По существу, он отказывается дать сколько-нибудь четкое определение этому понятию, что позволяет ему называть этносом все, что ему заблагорассудится. Это же относится и к понятию суперэтноса.

Но если внимательней приглядеться, то обнаружится, что в большинстве случаев суперэтносами он называет те образования, которые О. Шпенглер именовал культурами, а А.Дж. Тойнби - цивилизациями. Однако, в отличие от последних, Л. Н. Гумилев, как бы он от этого сам ни отрекался, этносы и суперэтносы понимает как особые породы людей, т.е., по существу, как расы. Сам по себe взгляд на этносы как на особые породы людей еще не есть расизм. Но только таким представлением взгляды Л.Н. Гумилева на этносы далеко не исчерпываются. В его историософских, и не только историософских, работах момент расизма несомненно присутствует, что уже отмечалось в литературе.

Но если сам Л.Н. Гумилев прямо и не объявлял расы субъектами исторического процесса, то были люди, которые это делали. «Биологическая история человеческих рас, - писал немецкий антрополог и социолог Людвиг Вольтман (1871 -1907) в «Политической антропологии» (русск. перевод: СПб., 1905; М., 2000), - есть истинная и основная история государств». Все это заставляет рассмотреть вопрос о расовом делении человечества и его влиянии на историю.

1.9.2. Расовое деление человечества

Деление человечества на расы всегда привлекало к себе не меньше, а может быть, даже больше внимания, чем его подразделение на этносы. Прежде чем переходить к рассмотрению расистских концепций, необходимо хотя бы очень коротко остановиться на природе этого деления.

Само слово «раса» долгое время использовалось и в обыденном общении, и в литературе, включая научную, для обозначениях самых различных групп людей, не только собственно рас, но и этносов, групп этносов, культурно-языковых и языковых общностей, классов и т.п. Только в XX в. за ним закрепилось более или менее определенное значение.

Расы, как они понимаются в антропологической науке, суть совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических) признаков. Этот набор роднит всех людей, принадлежащих к той или иной расе, и одновременно отличает их всех от людей, относящихся к иным расам.

Издавна возникла традиция делить все человечество на три большие расы: черную, или негроидную, желтую, или монголоидную и белую, или европеоидную. В последнее время антропологи все чаще в качестве расы первого порядка, наряду с европеоидной, монголоидной и негроидной расами, выделяют австралоидную, или веддоавстралоидную расу.

Каждая из этих больших рас, или рас первого порядка, делится на несколько групп, которые обычно именуются малыми расами, или расами второго порядка, а они, в свою очередь, подразделяются на еще меньшие единицы (группы антропологических типов и антропологические типы). Так, например, среди европеоидов чаще всего выделяют атланто-балтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

К настоящему времени в антропологической науке существует несколько и иных биологических классификаций людей. Так, например, согласно одной из них все человечество прежде всего подразделяется на два ствола: восточный - амеро-азиатский и западный - евро-африканский. В свою очередь, первый из них подразделяется на американоидную и азиатскую, а второй - на европеоидную, негроидную и австралоидную ветви. Ветви подразделяются на локальные расы, которых всего насчитывается 25, а последние - на группы популяций.

Я в дальнейшем изложении буду придерживаться традиционного деления. И не только потому, что ни одно из новых не получило общего признания в науке, но прежде всего в силу того, что именно оно было исходным пунктом почти всех, если не всех расистских концепций.

В число телесных наследственных признаков, отличающих одну большую расу от другой, входят цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности лицевого скелета, а также формы и строение мягких частей лица (нос, губы).

Негроидам присущи темная кожа, курчавые волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти вперед), умеренно выступающие скулы, широкий нос и толстые губы. Монголоидам свойственны желтоватая кожа, прямые жесткие волосы, слабый волосяной покров на теле, сильно выступающие скулы, умеренно толстые губы, наличие «монгольской» складки верхнего века (эпикантуса). Признаками европеоидов являются светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие прогнатизма), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы.

Расовые различия затрагивают лишь внешние признаки, совершенно не касаясь важных морфологических и физиологических особенностей человека. Поэтому, как единодушно считают все подлинные ученые, все современные люди без малейшего исключения, независимо от расовых различий образуют один биологический вид - Homo sapiens, или подвид этого вида - Homo sapiens sapiens.

1.9.3. Сущность расизма и его основные разновидности

Долгое время никто не сомневался в бытии рас. Но в последнее десятилетие значительное число американских антропологов выступило с утверждениями, что в действительности никаких рас не существует и что признание реального бытия рас есть не что иное, как расизм. Понять этих людей можно - это своеобразная реакция на длительное господство в США расистских представлений, находивших свое выражение в самых разнообразных формах дискриминации прежде всего негров.

Но согласиться с ними нельзя. Тем более, невозможно не осудить применяемых ими методов борьбы за утверждение таких взглядов. Ученые, признающие существование рас, объявляются «научными расистами», преследуются, изгоняются из университетов, лишаются работы. В этом есть нечто очень похожее на то, как утверждалось когда-то у нас печально знаменитое учение Т.Д. Лысенко о наследственности, когда отрицалось существование не только генов, но иногда даже и хромосом. Но бытие генов и хромосом и было, и остается фактом.

Таким же несомненным фактом является существование рас человека. И в признании этого абсолютно нет ничего расистского. Расизм начинается лишь там и тогда, где одна из рас объявляется высшей, а остальные - низшими. Так как расистские концепции первоначально создавались исключительно европейцами, то в них в качестве высшей расы выступала белая. Ниже ее ставили желтую, а еще ниже - черную. Но расисты не ограничивались лишь большими расами. В среде той же европеоидной расы та или иная малая раса (или даже ее подразделение) могла быть объявлена ими первосортной, а остальные - второсортными и третьесортными.

Различие между расами сторонники такого взгляда проводят по степени их наследственной духовной одаренности, по степени их передаваемой по наследству способности к духовному и материальному творчеству. Иногда в качестве примера самой последней, рафинированной формы расизма приводят психорасизм. При этом упускают из вида, что любой расизм был прежде всего психорасизмом. Просто некоторые из старых расистов жестко связывали наличие или отсутствие духовной одаренности с наличием или отсутствием определенного набора внешних телесных наследственных признаков. Но так поступали далеко не все.

Усмотрение главного различия между расами в степени их духовной одаренности давало возможность объявить особой расой любую совокупность людей. В результате в расистских построениях нередко фигурируют в качестве рас такие группы людей, которые в реальности таковыми не являются. Если попытаться дать какую-нибудь классификацию расистских концепций, то можно выделить три основные их разновидности.

Первая разновидность расизма состоит в том, что как высшие и низшие характеризуются реально существующие настоящие расы, будь то большие или малые. Это реально-расовый расизм, или, короче, расорасизм.

При второй разновидности расизма расами объявляются либо все, либо только некоторые этносы, а затем одни из них именуются высшими расами, а другие - низшими. Эту разновидность расизма можно назвать этническим расизмом, или этнорасизмом. Здесь ошибочной является уже сама исходная предпосылка, не говоря уже обо всем прочем.

Границы между этносами никогда не совпадают с границами между расами, тем более что расовые различия носят в силу существования большого числа переходных групп и постоянного смешения между расами крайне относительный характер. Конечно, тот или иной этнос может состоять из людей, принадлежащих к одной большой, реже - одной малой расе. Но нет ни одной расы, все представители которой принадлежали бы к одному этносу. Все большие этносы разнородны по своему антропологическому составу.

Так, например, среди русских имеются представители, по меньшей мере, трех малых рас: атланто-балтийской, беломоро-балтийской и среднеевропейской. И ни одна из этих рас не присуща одним только русским. Атланто-балтийская раса - важный элемент антропологического состава норвежцев, шведов, исландцев, датчан, шотландцев, белорусов, латышей, эстонцев, встречается у финнов, немцев и французов. К среднеевропейской расе относится значительная часть немцев, австрийцев, северных итальянцев, чехов, словаков, поляков, украинцев. Нет совпадения не только между расами и этносами, но и между расами и языковыми семьями.

Наконец, расами или особыми породами людей могли объявляться и объявлялись общественные классы. При этом, конечно, представители господствующего класса причислялись к высшей расе, а эксплуатируемое большинство общества - к низшей. Само классовое деление общества объявлялось производным от расового.

Утверждалось, что определенная группа людей стала господствующим слоем общества в силу высокой наследственной духовной одаренности. Все же остальные не обладали такими качествами, что и обусловило их приниженное положение. Эту разновидность расизма можно было бы назвать социально-классовым расизмом, или, короче, социорасизмом. Некоторые идеологи расизма шли еще дальше, утверждая, что и в основе общественного разделения труда лежит деление на расы. Каждой профессией занимаются люди, принадлежащие к особой породе.

Все названные выше три разновидности расизма были не просто тесно связаны друг с другом, но чаще всего взаимно переплетались. Почти в каждой расистской концепции мирно соседствовали и уживались элементы реально-расового, этнического и социально-классового расизма.

Как и любая ложная концепция, расизм основывался на раздувании, абсолютизации определенных моментов действительности, что и позволяло ему выдавать себя за истину. Фактом, например, является, что существуют люди более одаренные от природы и менее одаренные. Фактом является и то, что в некоторых случаях такая одаренность передается по наследству. Бесспорно наличие в классовом обществе различий между людьми, принадлежащими к разным социальным слоям, в уровне образованности, культуры и т.п. Крестьяне, например, в феодальном обществе были лишены возможности учиться и поэтому из поколения в поколение оставались неграмотными.

Выше уже шла речь о концепции культурного релятивизма, согласно которой культуры всех человеческих групп совершенно равноценны, они в принципе не могут быть подразделены на низшие и высшие (1.6.4.). Совершенно ясен антиколониалистский и антирасистский пафос этой концепции. Но от этого она не становится более состоятельной.

Фактом является то, что, например, к XIX в. разные социально-исторические организмы находились на различных ступенях развития. Одна часть человечества вступила в эпоху капитализма, а другие его части значительно отставали в своем развитии. Соответственно и культуры разных человеческих групп различались как более и менее развитые.

И в ряде случаев наблюдалось определенное соответствие между уровнем развития тех или иных человеческих групп и их расовым составом. К XIX в. все без исключения европеоиды достигли уровня цивилизации. Что же касается негроидов, то большая их часть все еще жила в то время в доклассовом обществе. И когда европейцы сталкивались с живым классовым обществом у негроидов, то всегда выяснялось, что его возникновение связано с влиянием цивилизаций, созданных европеоидами.

Несомненным было существование классовых обществ у значительной части монголоидов. И не было никаких данных, которые свидетельствовали бы, что их возникновение связано с влиянием европеоидов. Но уровень развития этих классовых обществ (как и немногих классовых обществ негроидов) был ниже, чем тот, которого достигли народы Западной Европы к началу XIX в.

Используя понятия одной из современных концепций общественного развития, можно сказать, что к этому времени все без исключения классовые общества негроидов и монголоидов оставались традиционными, или аграрными, в то время как классовые общества Западной Европы были уже индустриальными. Ни один социоисторический организм негроидов или монголоидов самостоятельно не достиг уровня индустриального общества.

Ошибочно считать, что расистские концепции возникли на основе обобщения всех этих фактов. Их появление было связано с действием факторов, не имеющих отношения к познанию вообще, научному в частности. Основные постулаты расизма никогда не вытекали из фактов. Они диктовались интересами определенных общественных групп. Идеологи расизма не обобщали факты. Они просто подбирали такие, которые представлялись им подходящими, чтобы обосновать заранее готовые положения.

Этнорасистские идеи мы находим в той части Библии, которую христиане называют «Ветхим заветом». Евреи там представлены как избранный богом народ. Этнорасизм и сейчас - важный элемент идеологии ортодоксального иудаизма. Приверженцы последнего подразделяют все человечество на евреев, которые только одни считаются настоящими людьми, и гоев - не вполне людей или даже совсем не людей.

Элементы этнорасизма присутствуют в «Политике» Аристотеля и работах некоторых других античных мыслителей. Социорасистскими представлениями пронизана идеология феодального общества. Кому не известно характерное для этого общества противопоставление «голубой» дворянской крови обыкновенной крови простолюдинов, «белой кости» и «черной кости».

Но расистские концепции в точном смысле этого слова возникли лишь в XIX в. Родиной их были США. И созданы они были для того, что оправдать рабство негров. Этот американский расизм был в основном реально-расовым. Я не буду на нем задерживаться, ибо он прямого отношения к проблеме субъекта исторического процесса, как правило, не имел.

1.9.4. Расистская историософия

Первая историософская расистская концепция была создана французом Жозефом Артюром де Гобино (1816 - 1882) и изложена им в четырехтомном труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855; русск. перевод: М., 2001). Всю историю человечества он рассматривал прежде всего как борьбу между расами, которая вытекает из их биологической природы. В этой борьбе побеждают наиболее приспособленные, наиболее совершенные.

Расы произошли, скорее всего, от разных прародителей и не равны по своим способностям. Самой низшей является черная. Несколько более развитой - желтая. Высшей и единственной способной к прогрессу является белая, среди которой особо выделяется арийская раса, а элиту арийцев составляют германцы.

Именно белыми, а конкретно арийцами, созданы все десять (по счету Ж. А. Гобино) известных в истории человечества цивилизаций, которые рассматриваются им в следующем порядке: индийская, египетская, ассирийская, эллинская, китайская, италийская, германская, аллеганская, мексиканская, андская. Создавая ту или иную цивилизацию, арийцы захватывали области с иным расовым составом. В результате происходило их смешение с представителями низших рас, что вело к вырождению арийцев, потере ими своей первоначальной энергии и, как следствие, к крушению созданной ими цивилизации. Так погибли ближневосточные цивилизации, Древняя Греция, Рим.

Вырождению были подвержены прежде всего низшие слои общества. Аристократы же всегда старались соблюсти расовую чистоту, что позволяло им сохранить и первоначальную энергию. Расорасизм у Ж. А. Гобино сочетается с социорасизмом, но с преобладанием все же первого. Низшие расы не способны не только создать цивилизацию, но даже усвоить уже созданную высшую культуру. Народы, являющиеся дикими к настоящему времени, навсегда обречены пребывать в таком состоянии.

В концепции Ж. Гобино присутствуют два субъекта истории: расы и цивилизации. Но в основе истории цивилизаций лежит история рас. Именно расовый фактор определяет историческую судьбу цивилизаций: их возникновение, расцвет и гибель. Расы не просто субъекты истории, расовый фактор является источником ее развития. Так у Ж. Гобино мы сталкиваемся с концепцией расового детерминизма.

После Ж. Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они развивались и пропагандировались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном (1841 - 1931) в работе «Психология толпы» (1895; русск. перевод: Психология народов и масс. СПб., 1895; 1995; под ориг. назв. // Психология толпы. М., 1908).

«Первобытные расы, - писал он, - те, у которых не находят ни малейшего следа культуры и которые остановились на той эпохе первобытной животности, какую переживали наши предки в каменном веке: таковы нынешние фиджийцы и австралийцы. Кроме первобытных рас существуют еще низшие расы, главными представителями которых являются негры. Они способны только к зачаткам цивилизации, но только к зачаткам. Никогда им не удавалось подняться выше совершенно варварских форм цивилизации. К средним расам мы относим китайцев, японцев, монголов и семитические народы. Через ассирийцев, монголов, китайцев, арабов они создали высокие типы цивилизаций, которые могли быть превзойдены одними только европейскими народами. Среди высших рас могут занимать место лишь индоевропейские народы. Как в древности, в эпоху греков и римлян, так и в настоящее время одни только они оказались способными к великим открытиям в сфере искусства, науки и промышленности. Только им мы обязаны тем высоким уровнем, какого достигла ныне цивилизация. Между четырьмя большими группами, которые мы только что перечислили, невозможно никакого слияния; отделяющая их умственная пропасть очевидна».

Идею неравенства человеческих рас отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж (1810- 1892). Его книга «Единство рода человеческого» была переведена на русский язык (М., 1861) и нашла сторонников в России, причем, как это не странно, даже среди некоторых представителей демократического лагеря. Такую позицию занял довольно известный публицист Варфоломей Александрович Зайцев (1842-1882) в рецензии на это сочинение А. де Катрфажа (см.: Зайцев В.А. Избр. соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1934).

Его взгляды сразу же были подвергнуты жесточайшей критике в работах других представителей демократического лагеря, в частности в статье Максима Алексеевича Антоновича (1835 - 1918) в журнале «Современник» (1865. № 2). А поэт Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835- 1889), придерживавшийся демократических убеждений, вывел в одной из своих сатирических поэм героя, который

Вслед за мрачным нигилистом
Произносил, что негр есть скот,
Едва ли стоящий забот.

Расистские концепции разрабатывали английский аристократ Хаустон Стюарт Чемберлен (1855 - 1927) в двухтомном сочинении «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в котором прославлялась «тевтонская» раса, создавшая наивысшую культуру, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ. В России его идеи пропагандировал литератор, музыкальный критик и философ Эмилий Карлович Метнер (1872 -1936), писавший под псевдонимом Вольфинг, в статьях, собранных в книге «Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические (1907-1910). Приложение (1911) » (М., 1912).

Уже упоминавшийся выше Л. Вольтман в своей «Политической антропологии» и многие другие идеологи расизма пытались поставить на службу этой концепции дарвиновскую теорию естественного отбора. Но доказать, что расы играли роль субъектов исторического развития, не удалось никому, ибо таковыми они никогда не были. И вообще расовый состав обществ практически никак не влиял на ход истории. Отставание обществ негроидов и монголоидов от западноевропейского, достаточно четко проявившееся к XIX в., никак не было связано с расовыми особенностями их человеческого состава.

Наряду и вместе с реально-расистскими и этнорасистскими построениями получили распространение социорасистские концепции. Во Франции их разрабатывал видный представитель т.н. антропосоциологии Жорж Ваше де Ляпуж (1854 - 1936). Другим горячим пропагандистом социально-классового расизма был немецкий социолог Отто Аммон (1842 - 1916). Согласно его взглядам процесс «сословного» (классового) расслоения всецело подчинен естественно-органическому закону отбора и выживания более приспособленных и биологическому закону борьбы за существование.

Приверженцем социорасизма был русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), восторженно отзывавшийся о труде Ж. Гобино. «Культура, - писал он в сочинении «Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии» (1923), - не есть дело одного человека и одного поколения. Культура существует в нашей крови. Культура - дело расы и расового подбора. «Просветительное» и «революционное» сознание.. затемнило для научного познания значение расы. Но объективная, незаинтересованная наука должна признать, что в мире существует дворянство не только как социальный класс с определенными интересами, но как качественный душевный и физический тип, как тысячелетняя культура души и тела. Существование «белой кости» есть не только сословный предрассудок, это есть неопровержимый и неистребимый антропологический факт».

Все рассмотренные выше идеи и прежде всего взгляды Ж. А. де Гобино легли в основу идеологии германского фашизма, что можно наглядно видеть на примере сочинений Адольфа Гитлера (1889 - 1945) «Моя борьба» (1925; русск. переводы: Каунас, б.г.; М., 1998) и Альфреда Розенберга (1893-1946) «Миф XX века» (1930; русск. перевод: Tallinn, 1998). Совсем недавно на русском языке появился сборник сочинений известного немецкого расиста Ганса Фридриха Карла Гюнтера (1891 - 1968) «Избранные работы по расологии» (М., 2002), в который вошли такие перлы, как «Нордическая идея», «Расология немецкого народа», «Раса и стиль», «Выбор супружеской пары для счастья в браке и улучшения наследственности» и др.

Расизм, к сожалению, нельзя отнести к числу явлений прошлого. Он жив и сейчас. И самое печальное, что идеи расизма активно пропагандируются сейчас и в нашей стране. Существует у нас и расистская историософия.

В качестве примера можно привести обширный опус кандидата философских наук Виктора Николаевича Безверхого, озаглавленный «Философия истории». Вот с чего он начинается:

«Подобно сверкающим звездам на небосклоне истории возникают и исчезают цивилизации, государства, народы, оставляя после себя исторические предания, памятники культуры, которые неумолимое время доносит до нас через дымку столетий. К звездам первой величины относятся модели культур основного ствола белых людей: шумеров, хетто-троянцев, этрусков, скифов, сарматов, русских и его ответвлений: греков, римлян, немцев, англичан. Материальная и духовная культура - это система искусственно созданных (внебиологических) средств и механизмов для адаптации к среде обитания мыслящих людей в борьбе за выживание как с силами природы, так и с себе подобными. Созданная белыми людьми культура усваивается желтыми людьми, деградирует у черных людей и разрушается у ублюдков. Коллективная душа кровнородственного общества (моноэтнического концентрата) создает цветущие модели культур, а если моноэтнический концентрат находится в изоляте, побуждает членов общества к завоеваниям. Завоевание других народов и спокойная жизнь в благоустроенном государстве разбавляют концентрат иными этносами и ублюдками, что приводит к гибели моделей культуры».

Раси́зм (1) - дискриминация личностей, общественных групп или части населения или человеческих групп, политика преследований, унижения, причинения позора, насилия, нагнетание вражды и неприязни, распространение порочащих сведений, нанесение ущерба по признаку цвета кожи, этнической, религиозной или национальной принадлежности.

Расизм использует внешние отличия в качестве основной причины для отказа в равном отношении к членам другой группы на основании так называемых «научных», «биологических» или «моральных» характеристиках, считают их отличающимися от своей собственной группы и изначально нижестоящими. Такие расистские доводы часто используются для обоснования привилегированного отношения к одной группе. Этой группе обычно отдается предпочтение. Обычно предоставление привилигированного положения сопровождается заявлениями о том, что группа находится под угрозой (как правило, по ее субъективному представлению), - по сравнению с другой группой для того, чтобы поставить последнюю «на своё место» (с социальной и территориальной точки зрения).

Под расизмом принято понимать вышеуказанные действия, спонсированные властями или государственной религией, а не любые проявления .

В современном мире расизм - строжайшее общественное и во многих странах преследуется по закону не только расистская практика, но и проповедь расизма.

Расизм считает, что межрасовые гибриды обладают менее здоровой, «нездоровой» наследственностью и поэтому выступают против смешанных браков.

В настоящее время определение расизма не связано с понятием из-за биологической неопределенности последнего. Понятие расизма применятеся расширительно, как комплекс действий или части его, исторически ассоциированные с трёхвековой практикой расизма по отношению к неграм в .

Несмотря на многочисленные попытки ещё больше расширить определение расизма, его не принято распространять, профессиональные, или возрастные группы, на и т. д.

Определение расизма также не распространяется на исторические . Например определение «русского великодержавного , национальной политики или , как расизма выглядит явным , хотя налицо признаки расизма.

Вместе с тем, политика дискриминации, преследований и профилирования этнических и религиозных меньшинств (например «лиц кавказской национальности») в современной квалифицируется в документах международных и российских правозащитных организаций, как расизм, и такое словопользование не вызывает серьезного сопротивления.

Расизм (устаревш.)

Раси́зм (2) устаревшее - доктрина и идеология, утверждающие физическую и психическую неравноценность человеческих . Как следствие этого принадлежность человека к тому или иному антропологическому типу считается важной при определении его общественного положения. Считается устаревшим, поскоольку само понятие рас современная биология считает неопределенным. Внутри т. н. рас и различия больше, чем между т. н. расами и многие различия, считавшиеся расовыми, на деле оказались вызванными историческими, социальными или экономическими причинами.

Основные принципы расистской идеологии

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас - над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп.

2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.

3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями.

4. Вера в законность господства «высших» рас над «низшими».

5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)

Этимология и история понятия

Само слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими».

Основателем расистской теории принято считать , рассматривавшего исторический процесс с точки зрения борьбы рас. Различия в культурах, языках, экономических моделях и т. д. Гобино объяснял психическими особенностями рас их создателей. Наилучшей расой де Гобино считал нордическую, а величие и цивилизаций объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбер Мемми.

Расизм в США

Негры: от рабства до движения за гражданские права

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, были приняты существенные политические и социально-экономические меры, обеспечивающие равенство и преодоление вековой пропасти, отделявшей афро-американцев, американских индийцев и другие меньшинства от мейнстрима американской жизни. Вместе с тем расизм и сегодня остается одной из самых горячих тем американской общественной жизни.