Что такое модельная библиотека. Реализация проекта «Модельные сельские библиотеки» - презентация. Сделать пространство мобильным

Модельная библиотека — это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии.

Первые модельные библиотеки в нашей стране появились благодаря реализации в 2002 году федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры Российской Федерации и общественной организации «Открытая Россия». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».

На базе двадцати сельских библиотек Белгородской, Рязанской, Самарской и Тверской областей опробовалась новая модель современной библиотеки универсального профиля, имеющей компьютерную технику и доступ в Интернет. Они и были названы модельными.

Проект по модернизации сельских библиотек Российской Федерации, меняя своё название, действовал и продолжает действовать сегодня. География проекта: Мордовия, Чувашия, Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Нижегородская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Тверская области. Лидерами проекта являются Чувашская Республика (500 сельских библиотек — модельные) и Белгородская область (182 модельные библиотеки).

В Чувашии Президентом республики Н. В. Федоровым было принято решение создать сеть модельных сельских библиотек. В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек — 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых...».

За 4 года были модернизированы все сельские библиотеки. В каждой центральной районной библиотеке было установлено не менее 5 компьютеров, сельской — по 1-2. Практически все районные библиотеки Чувашии получили доступ к всероссийской телекоммуникационной сети посредством высокоскоростного канала спутниковой связи.

В результате проведенного комплекса работ модельная библиотека получила возможность осуществлять свою деятельность в качестве многофункционального учреждения культуры. Второе лидирующее место в стране по количеству модельных библиотек занимает Белгородская область, из 646 муниципальных библиотек 182 модельных. Особенность работы по созданию модельных библиотек в Белгородской области заключается в том, что разработана Концепция модельной библиотеки, которая действует как модельный стандарт деятельности библиотеки этого статуса. На муниципальных уровнях приняты документы, регламентирующие основные требования к работе модельных библиотек. Федеральная Концепция модельной библиотеки, по которой статус модельной может быть присвоен только сельской библиотеке, получила в Белгородской области свое методологическое развитие. Принято методическое решение, согласно которому статус модельной может быть присвоен как сельской библиотеке, так и городской библиотеке-филиалу, а также детской сельской или городской библиотеке.

На Межрегиональном фестивале модельных сельских библиотек Приволжского федерального округа «Модельная сельская библиотека — окно в мир информации» (1-2 ноября 2011 года) заместитель Генерального директора Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» М. В. Новикова рассказала об основных этапах и тенденциях дальнейшего развития проекта «Модельные сельские библиотеки» Федеральной целевой программы «Культура России». Она отметила, что программа «Культура России» и один из её приоритетных проектов «Модельные сельские библиотеки» будут и дальше работать, но в 2012 году возникают проблемы с его финансированием. Предполагается, что финансирование будет осуществляться только с 2013 года. Говоря о развитии проекта и о состоянии модельных библиотек в регионах, М. В. Новикова сделала акцент на так называемом принципе «единого рывка», когда сначала при поддержке федеральных и муниципальных средств начинается активная работа, а потом, постепенно на местах всё затихает. Не везде проект получает поддержку муниципалитетов. Многое держится только на энтузиазме самих библиотекарей. Но качественные изменения возможны только в том случае, если проект будет носить системный характер


Модельные библиотеки Кировской области

В настоящее время остро стоит вопрос повышения роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и различных регионов страны. Именно об этом говорилось в приветственном слове Президента РФ Д. А. Медведева на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» в 2009 г.: «...XXI век по праву называют веком информации. И сегодня крайне важно совершенствовать коммуникационную инфраструктуру, активнее преодолевать «цифровое неравенство» регионов, переходить на самые современные стандарты и технологии...» .

Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», а также перечень проектов по их реализации. Среди приоритетных направлений деятельности в области развития культуры выделен комплекс мер по «обеспечению для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям», по развитию библиотечной системы, в частности – содействие модернизации материально-технической базы библиотек и внедрение новейших информационных технологий .

Нельзя говорить о создании единого национального информационного пространства без развития сельских библиотек, которых в России более 38 тысяч, и обслуживают они свыше 40 млн. жителей, то есть треть населения страны. Но лишь незначительная их часть (9%) оснащены компьютерной техникой и лишь 3% имеют доступ к Интернету. При этом часто именно сельская библиотека является единственным культурным учреждением на селе. Именно она осуществляет самые разнообразные функции – образовательную, досуговую, развлекательную, культурно-просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, оказания социальной помощи населению. Последняя особенно важна в отдаленных деревнях, где нет возможности создать специализированные службы социальной поддержки населения. Все это доказывает, что в ликвидации информационного неравенства особое внимание должно быть направлено на информатизацию сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в РФ началось с реализации в 2002 г. общероссийского проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры РФ, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия». О значимости данного проекта, реализация которого стала сегодня одним из приоритетных направлений развития библиотечного дела в России, говорит тот факт, что с 2006 г. он включен в Федеральную целевую программу «Культура России (2006–2011 годы)». Согласно задачам Программы 420 сельских библиотек должны быть обеспечены доступом к информационным ресурсам. На реализацию данного проекта федеральным бюджетом выделяется 165 млн. рублей .

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Критериальные показатели модели современной публичной библиотеки, отвечающей требованиям информационного общества и соответствующей запросам сегодняшних пользователей, отражены в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В новой редакции документа (2008 г.) акцент сделан на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику. Так, в частности, в документе указано:

«Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни...

Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте.

Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения» .

Таким образом, модельная сельская библиотека – это библиотека, по своим функциям, содержа-нию и оснащению отвечающая междуна-родным и отечественным стандартам, ставшая своеобразным образцом, этало-ном для других, то есть это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является платформой для эффективного и качественного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

  • организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
  • благоустройство прилегающей территории;
  • обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
  • текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
  • подписка на периодические издания;
  • автоматизация библиотечных процессов;
  • доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
  • обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осу-ществлении проекта сыграли те регио-ны, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских биб-лиотек, но самостоятельно разрабатыва-ли и осуществляли региональные про-граммы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республи-ке. В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республи-ке». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003–2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы на-чали в некотором смысле беспре-цедентную акцию по созданию се-ти модельных библиотек – 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2010 годы)» реализуется в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

На создание одной модельной библиотеки из федерального бюджета получено свыше 400 тыс. руб., в том числе 140 тыс. руб. на приобретение компьютерного оборудования, 250 тыс. руб. – на комплектование фондов библиотек печатными и электронными изданиями, а также средства на обучение библиотекарей в Москве. За счет средств муниципального бюджета, по условиям проекта, осуществлены ремонт помещений библиотек и установка пожарной и охранной сигнализации .

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек – модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28).

Учитывая значимость сельских библиотек для устойчивого территориального развития и улучшения качества жизни населения в сельской местности России, участники съезда в итоговом документе предложили реализовать новую схему их ресурсной поддержки и развития на основе модели государственно-общественного партнерства:

  • обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением предусмотреть возможность повсеместного внедрения в сельских библиотеках передовых телекоммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • обратиться в Минкультуры России, Российскую государственную библиотеку, ЦНСХБ Россельхозакадемии и Некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека» с предложением организовать в рамках реализации ФЦП «Культура России» (2006–2011 гг.) комплексный информационный консультационно-ресурсный центр для сельских библиотек;
  • рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации активно внедрять мобильную систему обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек *;
  • обратиться в Минрегион России, Минсельхоз России с предложением о поддержке и развитии сети публичных центров правовой и другой социально значимой информации на базе сельских библиотек;
  • инициировать создание национальной информационной партнерской сети, объединяющей социально активные учреждения и организации различного уровня, нацеленной на развитие сельских библиотек и улучшение качества жизни на селе;
  • обратиться в Минкультуры России с предложением о проведении на
  • постоянной основе Всероссийского конкурса для сельских библиотек по социально значимым направлениям работы;
  • одобрить практику фонда «Пушкинская библиотека» по экспертному отбору социально значимой литературы и информационных ресурсов для целевого комплектования фондов сельских библиотек;
  • проводить Всероссийские съезды сельских библиотек на регулярной основе .

Открытие модельных библиотек позволяет создать образцы организации библиотечного обслуживания, на новом качественном уровне оказывать информационные услуги. Говоря о модельной библиотеке, нужно, прежде всего, исходить из того, что в основе ее деятельности лежит информационная функция. Бурное развитие информационных технологий приводит к углублению информационного разрыва в уровне и возможном доступе к информации и знаниям, делает этот разрыв предельно критическим. Житель любого населенного пункта должен иметь доступ к информации – жизненно важной, социально значимой, производственно необходимой. Только в этом случае будет обеспечено конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на доступ к информации.

Список литературы

  1. Культура России (2006–2011 годы) : федеральная целевая программа: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2005 г. № 740 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р (ред. от 08.08.2009 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2008. – № 48. – С. 50-59.
  4. О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике: Указ Президента Чувашской Республики от 07.04.2003 г. № 34 // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2003. – № 5. – Ст. 275.
  5. Антоненко С. А. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 16-20.
  6. Григорьева Т. Р. Чувашский феномен // Библиотечное дело. – 2005. – № 6. – C. 12-13.
  7. Денисова О. Г. Новые возможности сельских библиотек // Библиотека. – 2004. – № 2. – C. 34-36.
  8. Зоткина Т. Открытая людям // Библиополе. – 2007. – № 10. – C. 47-48.
  9. Зуева Л. Нам есть чем гордиться // Библиополе. – 2008. – № 10. – C. 45-47.
  10. Карнаухова В. Другие по форме и содержанию // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 7-11.
  11. Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 3. – C. 77-81.
  12. Козина Н. Теперь у нас редки скучающие лица // Библиополе. – 2005. – № 1.– C. 5-6.
  13. Кононова Е. Малыми силами – большие дела // Библиополе. – 2008. – № 5. – C. 64-65.
  14. Короткевич М. Н. Моделирование – стратегический путь развития публичных библиотек // Библиотека. – 2004. – № 6. – C. 20-24.
  15. Кудрявцева Л. В. Сельская библиотека – информационный центр местного сообщества: модель развития // Библиотеки и социальное партнерство. – Йошкар-Ола, 2004. – C. 18-20.
  16. Матлина С. «Модельная» – значит образцовая... : проект «Модельные сельские библиотеки» // Библиотечное дело. – 2008. – № 18 (83). – C. 19-20.
  17. Матлина С. От модельных к модальным: итоги «первой пятилетки» работы сельских библиотек в новых условиях // Библиополе. – 2006. – № 9. – C. 2-6.
  18. Матлина С. Г. От модельных – к модальным сельским библиотекам // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2005. – № 36. – C. 35-39.
  19. Медведев Д. А. (Президент РФ). Президент Д. А. Медведев о модернизации библиотек: «Давайте этим заниматься и дальше...» // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 1.
  20. Модельная в Тугулыме: ступени восхождения // Библиотека. – 2008. – № 3. – C. 33-38.
  21. Модельные библиотеки на селе: новая жизнь усадьбы Гончаровых // Библиотечное дело. – 2005. – № 1. – C. 19.
  22. Павлова В. И. Модельные библиотеки – сердце информационного общества // Новая библиотека. – 2004. – № 8. – C. 13-17.
  23. Первая модельная библиотека [в Удмуртской Республике] // Герд. – 2009. – № 7 (124). – С. 3.
  24. Потехина Н. Теперь нам доступна любая точка на земном шаре // Библиополе. – 2007. – № 1. – C. 65-68.
  25. Птиченко О. Надо ли тратить ресурсы на глубинку? : сельские библиотеки Свердловской области в контексте регионального приоритета «Культура» // Библиополе. – 2007. – № 12. – C. 23-24.
  26. 26. Родин А. М. Первый съезд сельских библиотек / А. М. Родин, С. Ю. Морозова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2010. – № 55. – С. 132-135.
  27. 27. Сельские библиотеки: сложности и достижения // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – N 5. – C. 6-7.
  28. Смелова Т. В. Модельные библиотеки на селе: в Буланихе [Алтайский край] открылся общедоступный информационный центр // Библиотечное дело. – 2005. – N 2. – C. 29-30.
  29. Смелова Т. Несмотря на удаленность от центра страны... // Библиополе. – 2007. – № 3. – C. 6-7.
  30. Тактаев С. А. Доклад на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.summatech.ru/new_old/tverforum
  31. Федоров Н. В. (Президент Чувашии). Снимая барьеры информационного неравенства // Библиотека. – 2008. – № 12. – C. 6-8.
  32. Челпанова С. Рады за наших сельских ребят // Библиополе. – 2005. – № 3. – C. 2-4.
  33. Шакина О. Достойный шанс войти в будущее // Библиополе. – 2006. – № 2. – C. 12-15.

Составитель

главный библиограф

информационно-библиографического отдела

О. Г. Колесникова

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете

МОДЕЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

[ Н.Т. Чуприна, кандидат педагогических наук, директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки ]

Говоря о модельных библиотеках, мы должны четко себе представлять о каких библиотеках идет речь.
Модельная библиотека – что это такое? Новый вид или тип библиотеки? Мы пришли к выводу, что модельная библиотека – это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является своего рода платформой для эффективного и качественного обслуживания населения.
Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.
На первом этапе он кардинально изменил материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти – появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники потребовало модернизации библиотечного пространства: были приобретены новая мебель, сделан ремонт, созданы условия для сохранности полученного оборудования. Преобразились интерьеры библиотек, были благоустроены территории библиотек.
Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки было для населения и власти важным и самым заметным результатом.
Проект преобразил фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состояли из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой почти 1000 экземпляров книг актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекло в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составила 5,6 раза.
А уже тот факт, что сельского библиотекаря, для которого самым главным методическим центром являлась районная библиотека, пригласили обучаться в Москве, а потом преподаватели из Москвы обучали его на месте, заложил в подсознание население и власти новый взгляд на библиотечную профессию и библиотеку.
Техническое и ресурсное обеспечение стало основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, изменило саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.
Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека стала востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.
Кроме того, библиотека стала полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.
Модельная библиотека стала центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.
То, что раньше нельзя было найти в фондах библиотеки, теперь можно разыскать с помощью Интернет. Около 60% всех запросов выполняется с помощью электронных технологий в режиме отдаленного доступа.
Например, в Великомихайловской библиотеке для администрации района была найдена информация о порядке проведения инаугурации главы районной администрации. Фермеру, обратившемуся с вопросом, где можно приобрести семена озимой пшеницы, библиотека предложила адреса хозяйств, которые занимаются селекцией.
Заочники, проживающие в сельской местности, всегда были обделены возможностью заниматься дома, так как литературы просто не было в фонде сельской библиотеки. Теперь с помощью электронной доставки документов они могут заказать необходимую литературу из фондов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. За полгода отдел МБА нашей библиотеки отправил в модельные библиотеки более 40 документов в электронной версии.
Все чаще учителя местных школ стали использовать библиотеку как площадку для проведения учебных занятий по биологии, истории, музыке и другим предметам, используя видеоиздания и СD-RОМы. Так, например, учитель биологии Новотаволжанской средней школы использует на уроках СD-RОМы «Энциклопедия животных», «Репетитор по биологии», видеоиздания по экологии («Экология. Охрана природы», «Экологические системы», «Секреты природы», «Увлекательная природа» и др.).
Таким образом библиотека стала видеообразовательным центром.
Модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями.
На сегодняшний день в среднем 12% пользователей свободно, самостоятельно работают с текстовым редактором, электронными таблицами, занимаются с мультимедийными энциклопедиями, ищут информацию в Интернете и т.д.
Библиотеки, используя имеющуюся технику, создают собственные электронные базы данных. Так, в Гостищевской модельной библиотеке в электронном виде записаны история и современные хроники села.
Библиотека стала работать не только на читателей, но и на все население, стала многофункциональным социальным учреждением, необходимым всему местному сообществу.
Новые возможности библиотеки повысили ее авторитет в обществе и изменили приоритеты муниципальной социальной политики, так как библиотека стала первым сельским учреждением, уравнявшим возможности сельских жителей с городскими, в частности, в получении информации.
Работа над реализацией проекта позволила выстроить новую модель социального партнерства библиотек и власти. Предложение о создании модельных библиотек звучало не как просьба улучшить материально-техническую базу библиотек, а как приглашение участвовать в совместном проекте Министерства культуры Российской Федерации, Региональной общественной организации «Открытая Россия», Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и заставило посмотреть органы местного самоуправления на библиотеку как на делового партнера, а не как на просительницу.
Работа над проектом повлияла на региональную культурную политику. Очень важно, что проект «Создание модельных публичных библиотек на селе» стал известен всем руководителям районных администраций, руководству отраслевых отделов культуры и губернатору области. Идея создания модельных библиотек нашла поддержку с его стороны, в результате чего в областной целевой программе «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003-2005 годы» предусмотрено создание в каждом районе не менее 3 модельных библиотек.
Еще раньше, до появления этой программы модельная библиотека у нас в области была создана в с. Скородное Губкинского района. Совсем недавно такие библиотеки были открыты в Прохоровском районе в с. Журавка и Яковлевском районе в с. Яковлево.
Таким образом, создание 5 модельных библиотек послужило своеобразным катализатором, ускоряющим процесс открытия подобных библиотек в других районах области.
Сам проект, мы считаем, находится только в начале пути. У него много перспектив.
Открытие в Грайворонском районе модельной библиотеки получило дальнейшее развитие. Здесь осуществляется проект создания территориальной информационно-библиотечной сети. Сегодня она включает 11 объектов. В 2004 году запланировано подключение к сети уже 15 учреждений.
Таким образом, модельные библиотеки практическими делами показали значимость библиотек, открыли возможности партнерского сотрудничества, тем самым, обеспечив себе перспективу развития.
А по большому счету, с точки зрения изучения библиотеки как социального института, реализация проекта дает возможность пересмотреть саму концепцию и философию библиотечного дела.

Приложение
Сравнение показателей работы Бессоновской модельной сельской библиотеки за 2001–2003 годы

Читатели


Посещения


Библиотеки Минкультуры России на селе 2008 год (по данным ГИВЦ Минкультуры России) Численность населения, проживающего в сельской местности – ,8 тыс. чел. Численность населения, проживающего в сельской местности – ,8 тыс. чел. Число библиотек – (в среднем обслуживают 1100 чел.) Число библиотек – (в среднем обслуживают 1100 чел.) % охвата населения библиотечным обслуживанием – 51% % охвата населения библиотечным обслуживанием – 51%


Библиотеки Минкультуры России на селе 2008 год (по данным ГИВЦ Минкультуры России) Число библиотек, имеющих: Число библиотек, имеющих: персональные компьютеры – 6431 библиотека (17,8%); персональные компьютеры – 6431 библиотека (17,8%); доступ в Интернет – 2099 библиотек (5,8%); электронную почту – 1600 библиотек (4,6%)


Цели программы формирование единого культурного и информационного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан






Муниципальный бюджет ремонт и оформление помещения; установка охранной и противопожарной сигнализаций; подключение к выделенной телефонной линии; подключение к сети ИНТЕРНЕТ; приобретение библиотечной и компьютерной мебели для размещения оборудования, книг и компакт-дисков.


Федеральный бюджет Комплект оборудования: два компьютера с мониторами; два компьютера с мониторами; многофункциональное переферийное устройство (принтер, сканер, копир, факс HP LaserJet); многофункциональное переферийное устройство (принтер, сканер, копир, факс HP LaserJet); источник бесперебойного питания, модем; источник бесперебойного питания, модем; расходные материалы: картриджи, диски СD-RW, DVD+RW, бумага расходные материалы: картриджи, диски СD-RW, DVD+RW, бумага мультимедийный проектор мультимедийный проектор





Лидеры Чувашская Республика* 500 библиотек Белгородская область 116 библиотек Курская область 43 библиотеки Челябинская область 33 библиотеки Ставропольский край 31 библиотека Тамбовская область 28 библиотек _____________________________ * Не были включены в обработку









Профессиональная переподготовка и методическое обеспечение Организация ежегодных семинаров в г. Москве для участников проекта «Модельные сельские библиотеки» Федеральной целевой программы «Культура России гг.»