Что такое правильная речь и как ее добиться? Правильная речь — как ее поставить

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

В первую очередь, тебе нужно устранить несколько ошибок, которые чаще всего встречаются в речи. Для этого запиши свое публичное выступление или просто совещание с коллегами на диктофон. Затем проанализируй свою речь по этим пунктам, чтобы понять, над чем нужно поработать:

В подготовке публичного выступления или рабочей встречи с клиентом заранее продумай, что ты хочешь сказать, набросай примерный план и фразы, которые тебе кажутся удачными. Ни в коем случае не нужно читать по бумажке. Если ты чувствуешь, что без твоих записей не обойтись, заготовь небольшие карточки с ключевыми словами — таким методом часто пользуются американские студенты и не только.

Как научиться говорить красиво и грамотно? Если у тебя есть сомнения в правильности некоторых ударений и вообще в речевых конструкциях, проверь их с помощью онлайн-словаря. Обязательно стоит уточнить значение слов, в использовании которых ты не уверена.

Хорошее публичное выступление не должно быть скучным и слишком длинным. Чтобы удерживать внимание слушателей, задай в зал пару интересных вопросов(например, «Кто уже пробовал это?») и попроси участников поднять руки. Удачным дополнением выступления может быть раздаточный материал, который содержит информацию по теме.

Как научится красиво говорить: упражнения

Развитие речи актуально не только для детей младшего школьного возраста. Большинству взрослых тоже не помешало бы заняться этим вопросом.

  1. Найти вдохновляющие примеры. Для этого можно послушать онлайн-лекции, например, TED. Там ты обязательно найдешь ораторов, которые понравятся. Проанализируй их выступление и возьми на заметку удачные приемы.
  2. Больше читать. Чем богаче будет твой словарный запас, тем ярче станет твоя речь! При подготовке к публичным выступлениям не забывай пользоваться словарем синонимов, чтобы избавиться от повторов в тексте.
  3. Составлять короткие рассказы. Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли правильно? Выбери пять произвольных слов и постарайся составить с их помощью небольшой связный текст. Это отлично тренирует логику и воображение!
  4. Записать свое будущее выступление на диктофон. Так ты сможешь заранее исправить возможные недочеты.

На протяжении развития человечества умение правильно, красиво говорить вызывало восхищение. До наших дней дошли имена великих ораторов: Цицерон, Платон, Аристотель, Демосфен. Это были великие ораторы, мыслители, философы.

Умение говорить правильно, нужно современному человеку как никогда. Сотни современных профессий, требуют грамотно формулировать мысли, четко излагать тему, которую важно донести до слушателя.

Профессии, требующие общения с человеком, группой людей, аудиторией: адвокаты, менеджеры по продажам, политики, преподаватели и учителя. Этот список можно продолжить.

Уметь владеть словом, владеть искусством убеждения, говорить грамотно, четко, интересно, чтобы каждое слово доходило до слушателя – вот принципы искусства говорить красиво.

Как этого добиться? Существуют три основных принципа, соблюдение которых позволит добиться успеха в этом направлении:

  1. Четкое произношение слов (дикция).
  2. Техника речи, содержание.
  3. Большой словарный запас.

Представьте человека, который не выговаривает часть букв. Нельзя понять, о чем он говорит, теряется смысл сказанного. Вспомните фразу знаменитого логопеда, сыгранного Роланом Быковым. «Я живу на улице Киевской, а она на Киевской (Кировской)». Каждую гласную и согласную в слове выговаривать четко, ясно.

Кроме явных дефектов речи, есть ошибки произношения, которые не украшают речь и делают её менее убедительной.

К ним относятся:

  1. Неправильное произношение безударных звуков.
  2. Утрата при произношении отдельных согласных звуков.
  3. «Съедание» гласных звуков.
  4. Нечеткое произношение шипящих звуков.
  5. Неверное соединение звуков.
  6. Неправильное произношение мягких звуков.

Это вызывается особенностями произношения в местности, где человек живет. Исправлять дикцию нужно с логопедом. Можно договориться и брать частные уроки.

Важно знать! Чтобы научиться произносить правильно буквы, поработайте над артикуляцией – расслаблением лицевых мышц.

Значительное условие – темп речи. Быстро говорящий человек тараторит, поэтому сложно понять, что он говорит. Чтобы исправить это, произносите текст медленно. Например, считать до ста, произносить список имен, городов. Делая это регулярно проговаривая слова в последовательности: прямой и обратной.

Развивайте речь, пополняйте словарный запас. Это делается только при помощи чтения литературы. Нужно много читать. Желательно классическую литературу – образец грамотной речи.

Взять себе за правило прочитывать в день две, три странички вслух, обязательно с выражением. Смотреть классические постановки: фильмы, спектакли. Другого способа пополнить словарный запас нет.

Красивая речь: уроки и упражнения

Говорить правильно и красиво можно научиться самостоятельно. Для этого нужны ежедневные тренировки. Рассмотрим пять упражнений, помогающих развитию речи.

Выпишите и повторяйте слова с сочетающимися согласными звуками: взвод, дуршлаг, чванливый и так далее.

Выучите наизусть и повторяйте скороговорки, в которых сочетаются сложно проговариваемые согласные звуки.

Произносите поговорки с трудно произносимыми согласными Р и Ш. Сначала читайте медленно, выговаривая каждое слово. Постепенно увеличивайте скорость произнесения.

Возьмите предложение и, повторяя, делайте ударение поочерёдно на каждом слове. «Ученик правильно сделал упражнение». Сначала акцентируйте ударение на первом слове, потом на втором, третьем, четвертом. Следите за тем, как меняется смысл.

Сделав короткий вздох, при выдохе четко произнесите согласные звуки (ааауууоооиииеее). После этого при выдохе, посчитайте до пяти, четко проговаривая цифры.

Быстрый способ

При беседе старайтесь говорить лаконично. Не употребляйте слова, значение которых не знаете, чтобы не показаться смешным.

    Похожие записи

Разве не приятно слушать дикторов радио или ведущих телевизионных шоу, у которых яркая правильная речь? Оказывается, стать таким же оратором может каждый, кто готов усердно работать над своим звучанием. Для красивого рассказа придется выучить правила языка, на котором происходит общение. Но одних только прописных истин о грамматике, лексике, фразеологии будет мало. Чего еще не хватает правильной речи? Как сделать так, чтоб она улучшилась?

Тренировать речевое дыхание

Хорошее речевое (фонационное) дыхание - залог правильной расстановки пауз в рассказе, оптимальной длительности проговариваемых фраз. Тренировки мышц груди и живота повышают выносливость, заряжают бодростью и даже положительно влияют на вокальные данные. Одно из наиболее эффективных упражнений этой методики делается в таком порядке:

  1. принять удобную позу лежа;
  2. расслабить все мышцы, сконцентрироваться на своем дыхании;
  3. постараться сделать вдох так, чтобы грудная клетка не вздымалась — перейти на брюшной тип дыхания;
  4. медленно выдохнуть;
  5. повторять действия до тех пор, пока не появится ощущение, что дышать “животом” (а не диафрагмой) стало легче.

“Настроить” громкость

Оратор, выступающий с трибуны, говорит громко, гулко. При повседневном общении звучание другое — более ровное, спокойное. Если поменять ситуации местами, получится нелепость. Тихого ритора никто не услышит. Слушатель, на которого вдруг начали резко повышать тон, скорее всего не поймет такой перемены и обидится.

В обычном разговоре с друзьями, коллегами, близкими используется более мягкий тон, без преувеличения эмоций. Рассказ со сцены, наоборот, звучит немного театрально, звонко. Как тренировать ораторский голос:

  • читать прозу или драмы в голос, стараясь преподнести кульминационные моменты максимально ярко, звучно;
  • начинать говорить длинную фразу почти шепотом, а заканчивать практически криком и наоборот;
  • пытаться отображать громкость услышанных звуков;
  • экспериментировать с тембром, пародировать голоса известных людей.

Правильное дыхание, описанное в первом совете, тоже хорошо помогает в постановке громкости звучания.

Следить за темпом речи

Спикер вышел на сцену. Он одет в чистый аккуратный костюм. На его лице читается готовность побуждать к действиям, решительность. Походка уверенная. Зал затаивает дыхание. Остановившись у микрофона, выступающий приветствует аудиторию. Все идет по плану, ничто не должно помешать успеху.

Но срывает весь процесс одна непродуманная деталь .

Нет, это не проблемы в тексте речи, не резкая поломка микрофона. Диктор вдруг начинает говорить, как пятиклассник, не любящий декламировать стихи. Он тараторит, “заглатывает” окончания слов, часто оговаривается. Возникает ощущение, будто бы он пытается поскорее отделаться от публики. И залу это не нравится. Слушатели даже не понимают, о чем идет речь. Оратор же упрямо не замечает проблемы

На самом деле все просто. Выступление — это стресс. Когда человек нервничает, в его организме все процессы моментально ускоряются. Темп речи — не исключение. Как справиться:

  • за 10 минут до выхода на сцену начать говорить очень медленно, растягивать фразы;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой — она поможет четко проговаривать каждое слово даже в стрессовой обстановке;
  • во время выступления задать вопрос человеку из зала, настроиться на темп его ответа, а лучше — на еще более медленный;
  • дома озвучить рассказ, используя секундомер и подсчитывая, сколько времени занимает воспроизведение каждого блока. На мероприятие взять секундомер или таймер с собой, чтобы сверяться с ним.

В быту играет роль еще и темперамент собеседника. Меланхолики, флегматики любят неспешные, долгие беседы. Холерики, сангвиники предпочитают узнавать все как можно быстрее. Уловив и переняв манеру разговора у знакомого, можно лучше донести до него информацию.

Работать с интонацией

Полностью нейтральный тон приемлем только в научном докладе. В остальных ситуациях передача эмоций улучшает рассказ.

Правильная смена интонации обеспечивает плавный переход между смысловыми блоками речи, создает впечатляющий эффект контраста, неожиданности. Живость звучания воздействует на зрителей лучше, чем самые достоверные факты или аргументы. Для тренировки интонационного фона, как и для голоса, подойдет декламация произведений.

Улучшать дикцию

“Зажеванные”, “проглоченные”, исковерканные звуки не украсят ни общественного спикера, ни простого рассказчика. Хорошей дикции можно достичь несколькими способами:

  • проговаривать скороговорки, практиковать распевки, пение частушек;
  • произносить сложные связки согласных звуков (дбди-дбде-дбда, рж-рш-шр-жр, скрпо-скпро);
  • заниматься гимнастикой речевого аппарата;
  • изучать словари для выявления правильных ударений в словах;
  • читать тексты вслух с винной пробкой, шариком или камнем, зажатым между передними зубами.

Можно использовать эти методы по отдельности, но в комплексе они возымеют гораздо больший эффект.

Очистить язык

  • вульгаризмов, грубостей, тем более — нецензурной лексики;
  • заимствованных лексем там, где можно использовать родной язык;
  • бесцельных тавтологий — повторов одних и тех же слов или словосочетаний;
  • неуместных терминов, жаргонизмов, профессионализмов, сленга;
  • инверсии — неправильного порядка слов.

Выждать полторы секунды перед ответом

Это простое правило решает сразу несколько проблем. Оно позволяет убедиться в том, что собеседник закончил свою реплику, а значит — не будет перебит ответом. Вежливость, знание правил этикета — так же важны, как и дикция или грамотность.

В то же время секундная заминка дает возможность собраться с мыслями, начать новую фразу четко, организовано, ясно. Мозгу хватит всего полторы секунды, чтобы начать выстраивать логические цепочки. У мгновенного ответа такого преимущества нет. Эта пауза не будет слишком длинной, а для собеседника, вполне возможно, что и вовсе останется незаметной.

Попросить помощи

Порой самостоятельно справиться с задачей кажется непосильным заданием. Просить о помощи в таких случаях — нормально. К кому же обратиться?

К знакомым. Можно попросить близких прислушаться к повседневным разговорам или тексту выступления и указать на ошибки. Дефекты речи, ее скудность, частые повторы, отход от основной темы, недостаточно отточенное чувство юмора — вот что могут выявить друзья или родные.

К специалистам. Курсы ораторства, культуры речи, дикции помогут развить навыки общения. Кроме того, красиво заговорить позволят посещения:

  • коучей по личностному развитию (уверенный человек говорит соответствующе);
  • логопеда;
  • невропатолога (прописывает препараты для улучшения мозговой деятельности, кровообращения);
  • психолога или психотерапевта (как в примере с коучем, только все на более глубоком уровне).

К интернету. Если не хочется платить за успех, можно попробовать вариант с ютуб-каналами. Здесь соберется большое количество блогеров, которые делятся своими “рецептами” по улучшению разговорных навыков. Однако есть минус — в речи этих “специалистов” порой проскакивают серьезные ошибки. Поэтому лучше будет найти сайт признанного эксперта и поискать видео в его блоге. Иногда на таких площадках бесплатно проводятся онлайн-вебинары.

Помочь может и хороший диктофон. Достаточно будет записать свою декламацию, а затем внимательно прослушать ее, выявляя ошибки, а затем старательно их прорабатывая.

Правильная речь не ставится за считанные минуты. Чтобы овладеть искусством общения, придется заниматься прилежно и ежедневно. Однако вслед за потраченным временем и усилиями придет достойное вознаграждение. Окружающие будут слушать истории оратора, жадно “заглатывая” каждое слово. Ускорится ход мыслей. Люди начнут чаще прислушиваться к советам или предложениям. Укрепится хорошая репутация. Грамотное звучание — надежный атрибут успеха.

Пол-светского Киева ходит на курсы ораторского мастерства к Веронике Селегe. Алена Пономаренко взяла несколько уроков - и поняла, чем вызван ажиотаж.

Широко распахиваю рот, жду три секунды, пока расслабятся мышцы, а затем растягиваю губы, чтобы получилась улыбка-оскал. У меня первое занятие в школе ораторского мастерства «Аристотель», на курсе Вероники Селеги, и я делаю упражнение «Открытая пасть», чтобы разогреть мышцы артикуляционного аппарата. Мышц всего 21, и работают они так себе. Во-первых, потому, что в славянской культуре, в отличие от американской, исторически не принято активно артикулировать. Во-вторых, с возрастом мышцы становятся более зажатыми. Это накладывает отпечаток на то, как человек говорит, и, конечно, на то, как его речь воспринимают окружающие.

Вероника уверена, что артикуляционная гимнастика показана всем, а особенно тем, кто часто выступает перед публикой, бывает в эфире или просто хочет звучать красиво и убедительно. Если заглянуть за кулисы любого ток-шоу, говорит она, можно увидеть, как спикеры с будничным видом растягивают мышцы - делают «лошадку», «медузу» (когда нижняя губа с силой прочесывает зубы), кусают язык. «Кстати, если во время выступления пересохло во рту, то можно просто покусать язык - это вызовет мгновенный приток слюны», - говорит она. И это лишь один из сотни лайфхаков, которые мне предстоит узнать в ближайшие несколько дней.

Среди клиентов Вероники - политики, адвокаты и прочие типичные «ораторы»: жены дипломатов, бизнесменов, люди, недавно получившие повышение и так далее. Всем им надо не просто красиво говорить, но и знать этикет, уметь находить темы для разговора и подавать себя, выбирать правильную аудиторию и собеседников, отвечать на неудобные, а подчас и на хамские вопросы, элегантно уходить от ответов. «Публичное выступление, - объясняет Вероника, - это необязательно огромный зал и спикер с микрофоном. Это и рабочее совещание, и презентация своего проекта, и тост на дне рождения, и объяснение детям, что такое хорошо и что такое плохо». Курсы нельзя отнести к категории «развлечения»: это все-таки труд (хотя и очень благодарный) - с домашними заданиями, упражнениями, чтением дополнительной литературы. Всего 16 занятий, а потом люди иногда возвращаются, чтобы усовершенствовать навыки, - например, «выбить» русские звуки из украинской речи.

Здесь я получаю самый ценный совет в жизни по украинскому произношению. Оказывается, чтобы говорить, как телеведущая (или просто киевская интеллигентка в пятом поколении), достаточно правильно произносить «ч» и «щ»: ч - всегда твердая (буквально - «чОрный», «чЫстый»), щ - образована двумя звуками: «ш» и «ч». Как только я попробовала выговорить «ШЧедрый» и «ШЧастя», все изменилось - я поняла, что могу звучать не хуже Екатерины Осадчей. Кстати, ее артикуляция («большой открытый рот») и дикция (предельно четкие звуки) считаются эталонными. И конечно, над ними Осадчей пришлось потрудиться. Главный редактор сайта сайт Наталья Васюра, несколько лет проработавшая шеф-редактором «Светской жизни», говорит, что сценической речью с Осадчей занималась народная артистка Украины Лидия Вовкун.

Занятия построены так, чтобы одновременно с увлекательным процессом самопознания быстро ухватить полезные навыки. Селега считает, что, когда человек знает свою сверхзадачу (например, «общение с прессой»), результат приходит быстро. «С теми, кто просто чувствует, что чего-то не хватает в его выступлениях, мы первым делом анализируем проблемы, затем разрабатываем программу занятий и определяем желаемый результат».

Вероника задает простые сложные вопросы вроде «Когда люди любят вас слушать?» («Когда я хорошо разбираюсь в том, о чем говорю»); «Почему вы делитесь информацией?» («Обожаю делиться хорошим»), «Насколько ваша внешность располагает к общению?» («Наверное, стоило бы быть более миловидной»). Мои ответы Вероника тезисно фиксирует на доске - так ей становится ясно, над чем придется поработать, а что и так в порядке. Вопросы перетекают из одного в другой, периодически всплывают новые детали. Главная моя проблема и есть самая распространенная: спич перед аудиторией. Когда моя голова стремительно пустеет, и вместо отведенных на выступление 30 минут я справляюсь за пять, отбарабанив все одним махом и упустив главное.

Что интересно, просьбы к скоростным спикерам говорить медленнее зачастую бессмысленны. Люди не способны контролировать темп своей речи дольше пары минут. Отлично помогает чтение вслух. Выясняется, что читать в темпе, в котором обычно объясняют какие-то простые вещи, - не так уж и легко. Но еще сложнее - первая скорость, когда паузы надо делать между всеми словами. Мне это удается только со второй попытки. Для этого приходится занять специальную позу: вальяжно сесть, закинув ногу на ногу, и положить руку на спинку кресла. Положение тела помогает говорить совсем иначе - но об этом я узнаю чуть позже, на занятии с телесно ориентированным психотерапевтом. А пока Вероника открывает мне еще один секрет: чтобы замедлить речь и звучать более внушительно, надо четко проговаривать согласные. И побольше читать на первой скорости - именно так и переучивают тех, кто тараторит.

Для четкой, легкой и свободной речи есть еще один лайфхак - как у Элизы Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, когда она тренировалась говорить с полным ртом орехов. Вместо орехов Вероника советует зажать в зубах пробку - чтобы не повредить эмаль. Выбираю одну от шампанского - и приступаю: «пкти, пктэ, пкта, пкто, пкту, пкты» - и другие труднопроизносимые сочетания. Но стоит убрать пробку - и случается волшебство: звуки выскакивают легко, как у диктора. «Это как если бы вы делали упражнения с гантелями, а потом отложили их», - говорит Вероника.

Я узнала секреты внезапных зависаний при выступлении - когда вдруг напрочь забываешь, что хотел сказать. Такого не случится, если дать мозгу передышку и осознанно «выключиться» хотя бы на 2‑3 секунды. Вероника дала мне ключ и к телефонным интервью. Оказывается, когда не видишь собеседника, легко растеряться и забыть главное. Чтобы этого не произошло, надо уйти в тихое помещение и максимально сосредоточиться, иначе не избежать такой ситуации, которая возникла у меня с интервью радио «Аристократам»: я стояла в очереди в «Мыстецкий Арсенал», лил дождь, галдела публика, и я предсказуемо забыла все, о чем хотела рассказать в эфире.

Потом мы играли в ассоциации: Вероника называла слово, а я быстро говорила первое, что приходило на ум. Было страшно брякнуть что-то неприличное, но обошлось. Оказывается, игра нужна была, чтобы выявить атавистические звуки вроде «эээ», «ммм» и «ааа», когда люди тянут и озвучивают паузы (я вошла в число тех редких 10 %, которые этого не делают).

Мы играли и в другую игру, которая помогает расширить словарный запас и активировать пассивный запас. Вероника выдала слово «точка», а мне надо было пристраивать к нему другие, чтобы получались правильные сочетания: «точка пересечения», «точка с запятой», «точка опоры», «жирная точка» и так далее. В таких играх сначала на ум приходят очевидные сочетания, и только потом всплывает словарный резерв. Вероника говорит, что слова, которыми хочется обогатить свою речь, надо немедленно «ставить на язык» - произносить вслух, пусть сначала они будут и не к месту. Именно так интуитивно поступают дети, когда учатся говорить.

Занятие с телесно ориентированным психотерапевтом для меня стало настоящим откровением. Психолог Елена Козелецкая говорит, что люди общаются вербально только на 30 %, а остальные 70 % информации считывают через язык тела. Имеет значение буквально все: как человек сидит, как расправляет плечи, как держит спину. «Наклон позвоночника, - говорит она, - играет большую роль. Стоит чуть наклониться вперед - и все пойдет не так». Оказывается, собеседник может расценить наклон как агрессию или, того хуже, воспринять позу как просящую. Поза интервьюера, при которой тело откинуто назад, может быть истолкована как скучающая и хамская. Зато если так сидит интервьюируемый - например, мужчина-звезда, - это вполне нормально.

Елена наблюдала за мной, а потом, чтобы мне было проще оценить себя со стороны, «отзеркаливала» мои позы, жесты и мимику. Сразу стало ясно, что я веду себя как отличница, которая намерена хорошо поволноваться: сомкнутые колени, прямая спина, закрытые плечи. Психолог посоветовала походить на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп. «Уверенность в теле живет в икроножных мышцах, - объясняет она. - Чувствовать их - значит твердо стоять на ногах». И советует всем, кто волнуется перед ответственной встречей, фотосессией или лекцией, зайти в ванную и немного размяться - это и правда помогает. Есть и еще кое-что. Выясняется, что один из самых важных телесных маркеров - спина. Она должна быть: а) сильной («поскольку несет все ценности») и б) гибкой («чтобы быстро реагировать на изменения вокруг и успешно к ним приспосабливаться»). Потому спину надо тренировать - на тренажерах с небольшим весом, и растягивать - занимаясь йогой или пилатесом.

«Грудной отдел позвоночника, - говорит Елена, - отвечает за то, насколько мы уверены в себе». Грудные мышцы часто называют мышцами Тарзана - это именно в них бьют самцы шимпанзе, когда хотят ошеломить противника. Этот трюк можно повторить - и «включить» уверенность в себе. Чтобы уверенность не выключалась, нужны тренировки. «С унылыми плечами можно годами безуспешно ходить к психотерапевту, - говорит Елена, - но стоит завести новый паттерн - и жизнь пойдет по-другому». Я проверила: если подобрать плечи и удерживать их лопатками, голос звучит крепче и смелее, а значит, произвести впечатление уверенного в себе и напористого человека очень легко.

В школе много времени посвящают не только артикуляции и дикции, но и работе с голосом (есть даже специалист-фониатр), техникам дыхания и правилам подготовки к выступлениям. Один из хороших проверенных рецептов - накануне проговорить свою речь, причем не перед зеркалом, а, например, с коллегами - так всплывут неожиданные нюансы и байки, которые потом оживят спич. Вероника учит отвечать на неудобные вопросы, правильно вести себя перед камерой, журналистами или просто публикой; объясняет, как лучше одеться, чтобы максимально соответствовать обстановке. Советов так много, и все они настолько живые, что я начала следовать им мгновенно. И удивительное дело: первое же интервью после курсов у меня прошло блестяще. Осталось записаться на пилатес.

Что посмотреть и прочесть на тему

«Король говорит!»

Герцог (Колин Ферт) готовится принять трон и занимается с логопедом-экспериментатором (Джеффри Раш), чтобы избавиться от нервного заикания и неуверенности в себе. Селега считает, что это лучший фильм о занятиях риторикой, а еще «он ближе всего к правде об отношениях ученика и преподавателя».

«Общество мертвых поэтов»

Джон Китинг (Робин Уильямс) учит студентов на курсе английской словесности слышать себя и найти свой голос.

Конференции TED

Американский некоммерческий фонд TED (Technology Entertainment Design - технологии, развлечения, дизайн») прославился своими конференциями, на которых выдающиеся ораторы делятся идеями, касающимися науки,бизнеса, технологий и так далее. Лекции доступны онлайн - например, на YouTube можно найти спичи Клинтона и нобелевских лауреатов. «Стоит смотреть выступления по интересующим темам и параллельно анализировать их», - советует Вероника.

Учебник с упражнениями по риторике Хайнца Леммермана

Своеобразная «Википедия» для тех, кто хочет овладеть основами ораторского мастерства.

13 упражнений для легкой речи

Артикуляционная гимнастика занимает всего пять минут, но отлично включает мышцы, и говорить потом очень легко. Если времени мало, достаточно сделать «медузу» и «открытую пасть» - прямо перед эфиром.

1. «Трубочка »: вытянуть губы, а потом растянуть их в улыбке, не размыкая.

2. «Трубочка с зубами »: то же, только с обнажением зубов. Чем шире, тем лучше - это не улыбка, а механический оскал.

3. «Медуза » (см. в тексте): рот стоит открывать пошире.

4. «Верхняя медуза »: то же, только работают верхняя губа и верхние зубы. Бонус: упражнение помогает уменьшить носогубные складки.

5. «Две медузы »: третье и четвертое упражнения выполняются одновременно.

6. «Вращение »: надо вращать языком по часовой стрелке.

7. «Укусы »: покусывать язык - от кончика до корня.

8. «Уколы »: кончиком напряженного языка точечно касаться неба, внутренней стороны щек и губ.

9. L : нужно произносить вслух звук «л», меняя положение кончика языка (то внутрь, то наружу).

10. «Ириска »: язык прилипает к небу, и от натяжения происходит щелчок. Это упражнение помогает активизировать центр языка.

11. «Лошадка »: цокать языком, чтобы активировать его кончик, отвечающий за красивую правильную букву «р».

12. «Орехи »: рот закрыт, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка надо постараться достать до «шестерок» - задних зубов.

13. «Открытая пасть » (см. в тексте).