Чувство ритма: что это такое и как его проверить? Развитие чувства ритма на гитаре

Чувство ритма – то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Зачастую педагоги и все те, у кого оно превосходное, считают, что это чувство либо «дано», либо «не дано». Иной раз этот навык слабо развит даже у состоявшихся музыкантов, закончивших колледж или даже консерваторию. Считается, что более четверти танцоров (речь, конечно, о любителях) не слышат ритм музыки, и, соответственно, не могут танцевать в такт ему. Вы спросите: как такое возможно? Отвечу – за счет совершенствования своей техники исполнения.

Так что же такое ритм и можно ли это чувство развивать? Для того чтобы его почувствовать, так сказать, «потрогать руками», а точнее ощутить всем телом, надо для начала понять, что подразумевается под музыкальным ритмом. Что, собственно, должен чувствовать музыкант или танцор?

Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности. Тому, кто далек от теории музыки, такое объяснение почти ни о чем не скажет. Тут требуется простое и доступное сравнение. И, пожалуй, легче всего ритм сравнить с пульсом человека.

Прислушавшись к себе не сложно услышать или почувствовать биение сердца. Пульс представляет собой простейшую ритмическую фигуру из одинаково громких нот (импульсов) и равных промежутков между ними. Таков ровный пульс здорового человека. Можно сказать, что наш внутренний ритм отстукивает сердце. А в музыке эту роль выполняют ударные инструменты и бас-гитара. Они формируют основу музыкальной композиции, её ритмический рисунок, воспроизводя удары в определенной последовательности с разными промежутками времени и делая разные акценты. Этот ритмический рисунок нам и предстоит научиться различать и воспроизводить.

Главной ошибкой начинающих музыкантов становится именно то, что они стараются сконцентрироваться на отработке техники движений и стремятся освоить их как можно больше. Выучить сложный пассаж реально даже для начинающих, а вот верно исполнить его в конкретном музыкальном произведении удается с первого раза далеко не всем. Подобные проблемы касаются и вокалистов. Со стороны это хорошо заметно, и, как правило, вскоре такое «непопадание» становится явным и для самого музыканта, особенно если он играет или поет в паре. Так проявляется отсутствие чувства ритма. Но значит ли это, что надо поставить крест на занятиях? Отнюдь. Научиться слышать музыку и развить у себя чувство ритма может каждый.

Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).

И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:

  • анализ – слышать и «расшифровывать»
  • синтез – играть, воспроизводить

Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.

Единица измерения и эталон

Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон – 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность – 1 мм.

Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, «снять» структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа – делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше – делай мельче сетку!

Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. «внутренние часы» – пульсация). И что же является временным эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания … ? Это грубые единицы измерения, да и не постоянные, однако, это не страшно – выход есть!

Не существует людей, которые рождаются без чувства ритма. Причина, почему у некоторых оно есть, а у других – нет, заключается в том, что некоторые его развивают с молодых лет, а другие – не развивают. Вот и все. Некоторые дети играют в футбол, а другие – штудируют музыкальную коллекцию родителей, внимательно прислушиваются к инструментам, вокалу и различным ритмам, тем самым создавая для себя неоспоримое преимущество перед футболистами в том, что касается восприятия музыки.

Если у вас есть проблема с ритмом, вот что можно сделать:

1. Слушайте больше музыки!

Довольно часто люди, посещающие вечеринки с танцами, делают это, чтобы отдохнуть. Они могут приходить потанцевать раз в неделю и еще двадцать-сорок минут максимум послушать музыку в машине. Все. Этого недостаточно! Слушайте музыку постоянно. Дома и в машине. На работе. Слушайте музыку постоянно, и ваше чувство ритма начнет развиваться.

2. Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки

Наверное, вы согласитесь, что большинство людей, когда слушают музыку, слушают одно – того, кто поет. Если вы мне не верите, попробуйте-ка назвать нескольких известных бас-гитаристов и барабанщиков. Что, не получается? Внимание сосредотачивается на вокале потому, что вокал воспринимается человеческим ухом лучше, чем бас-гитара или барабан. Люди обычно хотят понять, о чем поется в песне, и это привлекает внимание. Если вы действительно хотите развить чувство ритма, старайтесь сосредотачиваться на ритм-секции: бас-гитаре, барабанах и прочих ударных инструментах. Ваше внимание к ритм-секции немедленно скажется на чувстве ритма, и скоро вы автоматически начнете воспринимать то, что слышите в басах и ударных, и соответствовать этому в своих движениях.

3. Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке


Звучит по-идиотски? Возможно, но очень важно, что внутреннее восприятие ритмического рисунка, подкрепленное движениями в такт, как нельзя лучше позволяет контролировать самого себя. Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые вы или ваш ребенок делаете во время игры. И, напротив, обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда ученики уже знают ритмические величины, их названия, нотные знаки, а гораздо раньше.

Педагог показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением. Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок верхнего, другая – нижнего. В качестве такого музыкального репертуара могут быть использованы многие детские песни.

Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.

Ну, если вы хотите найти в клубе людей, у которых хорошее чувство ритма, сделать это легко. Они обычно не могут усидеть на месте, когда играет музыка. Они притоптывают ногой, щелкают пальцами и барабанят по краю стола. Если же таких людей вы не находите, это значит, что они в данный момент зажигают на танцполе с каким-нибудь сексапильным парнем или с какой-нибудь сногсшибательной красоткой!

Компоненты чувства ритма

В анализе-восприятия это:

  • воспринимать темп и его изменения
  • распознавать размер
  • различать 1-ю долю (удары)
  • различать 2-ю и прочие доли (удары)
  • различать мелкие доли (т.е. в 2,3,4,6 чаще основных ударов)

Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью «набросить» на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с «пометками», где первая доля, т.е. начало такта.

В синтезе-исполнении это:

  • держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
  • мысленное представлять, «генерировать» про себя СЕТКУ из крупных и мелких долей
  • заполнять СЕТКУ фактической музыкальной фактурой – т.е. «ставить», (исполнять) ноты-звуки точно в нужное место

И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!

Абсолютные и относительные временные интервалы.

Пример


В танцевальных кружках нередко возникает ситуация, когда разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.

В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 …) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и «нанизываются» движения.

В обоих этих примерах ученик «снял, скопировал» АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего «пульса, метронома» (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!

Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним «этот такт» каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь

  • а) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный «смысл» не изменился – этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!
  • б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.

И что нам позволяет это делать? – «Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке». Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.

А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации – СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались


Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности - прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.

Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».

Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам - де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).

Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.
На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)
Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.
Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.

Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв - слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.

Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели.


Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.

«Эме Пари - известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха - привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяют счетом - «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните - «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!

«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и-и, и-и, и-и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».


«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».

Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты - «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.

«А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробовали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую - И. Отгадай, которую зовут И? И представьте себе - большинство детей показывает на маленькую матрешку.
Одну девочку спросили:
- А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут "И" ?
Та отвечает:
- А потому что она маленькая.

Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».
Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

  • любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
  • ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
  • с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
  • ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
  • ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции - это всегда радость и удовольствие для детей.

Анна Землянова Тренер по хореографии

Анна, почему развитие ритма так важно?

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот. Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи. Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса. Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.

Что же делать, чтобы такого не произошло?

Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается. Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения. Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм - это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье - упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек - часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту - и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш - в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные - бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша - маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами -
Бум-бум-бум! -
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

Как развить чувство ритма?
- часть 1. - Теория

Здравствуйте, дорогие!

Эта тема меня интересовала давно. Года 2 назад я нашел подход, придумал упражнения, провел несколько экспериментов, начал разрабатывать компьютерную программу и запланировал создать специальный курс, но … для основательной работы над этой темой времени так и не нашлось. Я подумал - "а почему бы не дать краткий материал по базовым моментам прямо сейчас"?

Чувство ритма - то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Отношение к нему педагогов и тех, у кого оно превосходное, обычно похоже на отношение к звуковысотному слуху и интонированию - "дано", "не дано". Не так уж много подходов к развитию чувства ритма. Иной раз этот навык слабо развит даже у музыканта, закончившего колледж и консерваторию - я знал одного барабанщика (!), игравшего весьма технично, но неритмично. И это был не самоучка, как большинство музыкантов в рок-группах, а выпускник консерватории.

В продвижении инфо-продуктов в Интернете есть такой маркетинговый прием: автор какого-то курса рассказывает, как он чего-то не умел, или не имел, а потом, перерыв море источников и перепробовав всевозможные методы, нашел эффективный способ и теперь радостно делится этим способом со всеми за вознаграждение.

Следуя этому приему, мне следовало бы рассказать что-то такое:

"… а) я очень любил музыку, но никогда не мог сыграть ритмично, держать темп, сделать выразительное замедление или ускорение. Особенно тяжело мне было в ансамбле - я, то опаздывал, то начинал раньше всех (нарушая паузу) … В общем, чувство ритма - моя беда, хоть бросай музыку совсем… Вы понимаете, что и в танцевальном кружке я "вываливался" из общего ряда

Б) Что я только не пробовал! Я играл часами под метроном, под фонограмму, записывал себя на магнитофон, отстукивал по всем предметам, что подворачивались под руку … Все это не помогало - я так и оставался самым неритмичным в классе, танцы забросил, а из ансамбля меня просто выгнали …

В) Но однажды я попробовал ХХХ …. и у меня ВСЕ СТАЛО ПОЛУЧАТЬСЯ! Теперь я лучший в классе, я вернулся в танцевальный кружок, и меня зовут в 3 ансамбля …

Г) Хотите развить свое чувство ритма и не проходить ужасный путь, который прошел я? Тогда … …"

Однако со мной другая история. Чувство ритма, насколько я себя помню, у меня всегда было очень хорошее - мне легко давались достаточно сложные фигуры и редко используемые размеры, я запросто мог удерживать или менять темп, я автоматически отсчитываю "квадраты" по 4,8,12,16 тактов даже когда не слушаю музыку внимательно и т.п. Могу ли я в таком случае чему-то научить? Думаю, что да. По крайней мере, я готов честно рассказать (с учетом формата статьи или видео) все, что знаю о чувстве ритма и о том, как его развивать. И я уверен, что моя информация и мои упражнения помогут любому, кто становится или уже является музыкантом или танцором, и кто хочет развить, улучшить этот навык.

Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).

И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:

анализ - слышать и "расшифровывать"
синтез - играть, воспроизводить

Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.

Единица измерения и эталон.

А) Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон - 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность - 1 мм.

В) В электронных часах эталоном является очень малый интервал времени, воспроизводимый генератором на кварцевом резонаторе…, в механических - интервал качания грузика с рычагом (маятника) ….

Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, "снять" структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа - делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше - делай мельче сетку!

Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. "внутренние часы" - пульсация). И что же является временным эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания … ? Эти единицы большие (т.е. грубые), да и переменные! И в теле человека нет кварцевого резонатора! В общем, НЕ ЗНАЮ! Однако, это не страшно - выход есть!

Небольшая справка. Обычный академический музыкант, если он не создает электронную музыку, используя компьютер, НЕ ЗНАЕТ "истинные величины" музыкальных длительностей в конкретном темпе. Так вот, если темп 120 bpm (Beats per minute) - 120 ударов в минуту (пусть это будут четверти, а размер 4/4), то длительность всего такта составит 2 секунды, 1/4-й ноты - 500 мс, 1/16-й - 125 мс, 1/64 - 31,25 мс и т.д.

На сколько можно ошибаться в темпе 120, чтобы игра оставалась ритмичной? На 1/64-ю, 1/128-ю? В некоторых случаях человек способен замечать отличия даже в 1 мс (одну тысячную секунды)!

Компоненты чувства ритма.

В анализе-восприятии это:

* воспринимать темп и его изменения
* распознавать размер
* различать 1-ю долю (удары)
* различать 2-ю и прочие доли (удары)
* различать мелкие доли (т.е. в 2,3,4,6 чаще основных ударов)

Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью "набросить" на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с "пометками", где первая доля, т.е. начало такта.

В синтезе-исполнении это:

* держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
* мысленное представлять, "генерировать" про себя СЕТКУ из крупных и мелких долей
* заполнять СЕТКУ фактической музыкальной фактурой - т.е. "ставить", (исполнять) ноты-звуки точно в нужное место

И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!

Абсолютные и относительные временные интервалы.

Пример 1. Мой младший сын в 3-м классе ДМШ разучивал какую-то пьесу, где встречалось некоторое число ускорений / замедлений темпа, что в целом характерно для классической музыки. И он играл ее ОЧЕНЬ выразительно, как в динамических акцентах, так и в агогике (изменениях темпа). Но! Он был абсолютно не способен сыграть всю пьесу немного быстрее или медленнее, сохранив ритмический рисунок и пропорциональные изменения темпа!

Пример 2. В танцевальных кружках нередко возникает подобная ситуация - разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.

В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 …) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и "нанизываются" движения.

В обоих этих примерах ученик "снял, скопировал" АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего "пульса, метронома" (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!

Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним "этот такт" каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь …

А) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный "смысл" не изменился - этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!

Б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.

И что нам позволяет это делать? - "Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке". Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.

А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации - СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались...

Продолжение следует.

ПРИМЕЧАНИЕ: По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео. В вы найдете ссылки на все опубликованные материалы.

Считается, что у человека есть лишь пять способов воспринимать окружающий мир. Они знакомы каждому: зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. На самом деле их гораздо больше, хотя все остальные бывает сложнее изучить, чтобы понять, как они работают. Это и ощущение себя в пространстве, и способность сохранять равновесие, а также чувство ритма. У кого-то они развиты лучше, у кого-то - хуже. Но с ними можно работать, и делать это можно даже с детьми самого раннего возраста.

В разных сферах под этим термином понимают разные, хоть и имеющие много общего, явления. - последовательность звуков и пауз, сменяющих друг друга с определенной частотой. Это явление сопровождает каждого человека от рождения и до самой смерти. Дыхание, сердцебиение, смена времен года и дня и ночи - всему этому присуща ритмичность, которая была закономерно перенесена и в другие сферы жизни, а наиболее ярко проявила себя именно в музыке. И случилось это очень давно.

Существует даже специальная группа инструментов - ударные, которые ответственны в первую очередь за задавание ритма всем остальным, когда речь идет об ансамбле. На протяжении истории композиторами и математиками проводилось множество экспериментов, было выстроено и разрушено много теорий музыкального ритма, и споры не утихают до сих пор. Но на чем основана способность человека воспроизвести не всегда простую последовательность звуков?

Чувство ритма

Еще не родившись на свет, малыш слышит мамино сердцебиение, разговоры. В этот момент закладывается и начинает развиваться его чувство ритма. В дальнейшем это во многом определит его жизнь, то, чем он будет заниматься, а что будет получаться не так хорошо. На это еще можно будет повлиять, но основы будут заложены именно в это время. Поэтому в этот период так важно слушать хорошую музыку, читать вслух стихи - плод все это прекрасно воспринимает.

Чувство ритма во многом определило развитие музыки на ее начальном этапе. Первыми инструментами, известными еще на заре человечества, стали ударные. Под их звуки люди танцевали, призывая дождь, умоляя богов сохранить урожай, принося дары, проводя различные ритуалы. И с развитием цивилизации это важное чувство не было утрачено. Позднее ритм в музыке развивался, приобретая более сложные формы, на него накладывались различные мелодии. Одним словом, он и сегодня не утратил своего значения.

Для чего необходимо

Танцы, музицирование, пение, чтение стихов, даже в обычной повседневной речи присутствует определенная ритмичность! Она совершенно незаменима, даже если речь идет об элементарной деятельности. Конечно, без чувства ритма можно прожить, хотя это серьезно ограничивает человека в некоторых сферах.

Например, даже имея человек просто не может воспроизводить музыку без чувства ритма. Гораздо сложнее даются языки, как родной, так и иностранные. Это может выражаться в невозможности изящно выразить свои мысли, речь будет звучать неестественно, "рвано". Также может быть ухудшена память, заметна некая неуклюжесть - одним словом, человек упускает для себя массу интересного. Поэтому пренебрегать таким важным чувством нельзя.

Как развить?

Как уже было упомянуто, чувство ритма закладывается еще внутриутробно. Поэтому первые занятия можно начинать уже на этом этапе. Будущая мама может делать специальные упражнения, играя на музыкальных инструментах, или читать вслух стихи.

Уже вскоре после рождения можно расширить набор занятий. Дети до года уже любят играть в "ладушки", хлопать, повторять за взрослыми. Есть огромное количество потешек, с помощью которых нянчили детей еще наши прабабушки, но которые остаются актуальными и сегодня. Постоянное общение родителей с ребенком, особое построение фраз в стихах, рифмы - все это способствует развитию малыша. Итак, какие существуют способы стимулировать развитие чувства ритма у ребенка? Какие их них могут применяться в разном возрасте?

Методики

Существует огромное количество самых разных способов, направленных на то, чтобы развить музыкальные способности. Некоторые из них предназначены для малышей, другие - для профессиональных артистов. Они различаются по уровням сложности и самим принципам обучения. Если постоянно выполнять эти упражнения, чувство ритма разовьется. Да, как ни странно, даже при самых скромных изначальных способностях можно достичь весьма высоких результатов, если заниматься регулярно и усердно.

Кстати, в детских садах и начальных школах даже существует специальная дисциплина - ритмика. Она помогает даже самым маленьким ощутить возможности своего тела, двигаться в такт музыке и дать выход энергии. Сочетание сразу нескольких методик дает поразительные результаты. В ходе занятий дети слушают музыку, танцуют, выполняют упражнения типа "Хлопаем в ладоши" и учатся через игру. Итак, что подойдет для самостоятельного освоения в домашних условиях?

Стихи и музыка

Для малышей отлично подходят классические треки. Слушать их можно, даже когда ребенок еще не родился. То же самое и со стихами - произведения Агнии Барто, Маршака и Чуковского легко запоминаются и знакомы хотя бы немного любой современной маме, что уж говорить о бабушках. Вплоть до 3-5 лет детям интересно как слушать, так и повторять за родителями зарифмованные строчки. При этом тренируется не только чувство ритма, но и слуховая, и ассоциативная память. Это очень полезно.

Музыка для малышей тоже может быть разной. Это могут быть песенки из знакомых мультфильмов, а порой интересно просто повторять те же самые стихи нараспев. Существуют даже специальные сборники, которые будет приятно слушать и взрослым. Дети быстро их запоминают и начинают петь сами, что также способствует интуитивному пониманию того, что такое ритм в музыке.

Игра на различных инструментах, как и пение, также помогает развитию. Детские пианино и ксилофоны можно со временем заменить на настоящие или выбрать что-то другое: флейту, барабаны, гитару и т. д. Даже если не наблюдается особого таланта в этой области, пение и игра на любительском уровне могут радовать ребенка, помогать развить его музыкальные способности - главное, не принуждать его к этому.

Хлопанье в ладоши

Еще одно прекрасное упражнение подходит для детей, достигших возраста, когда им проще сосредоточиться на занятии хотя бы на 5-10 минут. Игра "Хлопаем в ладоши" должна начинаться с простых "ладушек", потом взрослый может просить ребенка повторить отбиваемый им ритм - сначала простой, а потом все сложнее. Это научит ребенка внимательно следить за последовательностью звуков и пауз и пытаться их воспроизвести. Когда он научится хорошо повторять, можно усложнять задачу, обращать внимание на длительность пауз и интенсивность хлопков. Такое нововведение сделает игру только интереснее.

С очень сложными и длительными вариациями могут работать дети вплоть до 8-10 лет и даже старше, им это также будет полезно. В этом возрасте уже вполне можно пытаться воспроизвести ритмический рисунок любимых песен, особенно если ребенок уже учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Танцы

Еще одна сфера, в которой необходимо чувствовать ритм в музыке и жизни, - это движение. Невозможно красиво и органично танцевать, если не чувствуешь аккомпанемент. Но учиться необходимо. И танцы - это прекрасный способ понять, как двигается тело, как работают его мышцы, осознать принципы, по которым строится музыка. Поэтому ограничивать детей в самовыражении таким способом не нужно. Танцы в любом их проявлении пойдут только на пользу - это развивает тело, воображение и чувство ритма. Наоборот, стоит придумывать игры на этой основе. Например, ребенку 4-6 лет можно предложить изобразить под музыку какое-нибудь животное. При этом можно хлопать и топать в такт мелодии.

Для музыкантов

Серьезно увлекающимся любителям и профессионалам, разумеется, необходимо хорошо развитое чувство ритма. Самым эффективным упражнением для них признана игра под метроном - специальный прибор, задающий темп. Постоянные длительные тренировки оттачивают мастерство, что особенно важно для ударных, бас-гитары, но и остальным исполнителям без него никуда. Особенно сложно бывает, если речь идет о каком-либо ансамбле. Людям бывает сложно подстроиться друг под друга, при этом не допустить ошибок в произведении. Для того чтобы все получилось, и проводятся совместные репетиции, на которых раз за разом музыканты повторяют отрывки, полируя малейшие шероховатости и доводя их до совершенства. А без чувства ритма это просто невозможно.