Цискаридзе биография семья. Николай цискаридзе

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ

Биография

Был поздним ребёнком — маме Николая на момент его рождения шёл уже 43-й год. Среди близких родственников Николая к искусству на профессиональном уровне отношения никто не имел, кроме бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению, некоторое время до замужества она была актрисой . Мама, преподаватель физики, была большим любителем искусства, посещала концерты как в Тбилиси, так и в Ленинграде и Москве, и часто водила на них маленького Николая. В раннем детстве влияние на литературные вкусы будущего маэстро оказала няня, благодаря её чтению 6-летний Ника познакомился с произведениями Шекспира и Толстого . Впечатлённый просмотром фильма «Ромео и Джульетта» Ф. Дзеффирелли , Николай тянулся к сценическим выступлениям везде, где это было возможно — очень любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище , с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова . В сценической практике училища исполнял pas de deux из балета « Фестиваль цветов в Дженцано » А. Бурнонвиля и «Большое классическое па» В. Гзовского .

По окончании Московской академии хореографии в 1992 году благодаря Ю. Н. Григоровичу был принят в труппу Большого театра , где сначала танцевал в кордебалете , затем начал исполнять сольные партии (Французская кукла в « Щелкунчике » и Конферансье в «Золотом веке» Ю. Григоровича, Юноша в « Шопениане », Голубая птица в «Спящей красавице» ). Вскоре в репертуар танцовщика входят ведущие партии в таких спектаклях, как « Лебединое озеро », «Щелкунчик», «Спящая красавица», « Раймонда », « Баядерка », « Сильфида », « Жизель », «Любовью за любовь», «Паганини», « Симфония до мажор ». Стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети « Пиковая дама », созданном специально для Большого театра.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив .

«Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства. У него высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но всё это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с её эстетикой красоты и радостных лёгких, полётных движений. Но и этого мало для создания высокого искусства. Необходимо ещё духовное наполнение каждой роли, познание её смысла, её человеческого и образного значения, соединение танцевального и актёрского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием. Одухотворенность танца также присуща индивидуальности Цискаридзе. Танцу Цискаридзе не свойственны мускулистая мужественность и напористая энергия некоторых премьеров предшествующего поколения. Но в нём нет и разнеженной вялости, встречающейся иногда у танцовщиков лирического плана. Его отличают сила, но без всякого «нажима», лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его танце есть та мера внутренней напряжённости и внешней сдержанности, которая и создаёт величавую красоту пластики.


Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым , при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова , репетировавшая этот номер с его первым исполнителем — Владимиром Васильевым . В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым , занимался в женском классе М. Т. Семёновой .

Был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance , 2006—2009). В рамках этого проекта для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу « Танцы со звёздами » на телеканале « Россия » в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура» .

Занимался педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре , где вёл хореографический класс. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии .

28 октября 2013 года назначен исполняющим обязанности ректора Академии русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге . 4 ноября 2013 года профессорско-преподавательский состав Академии, а также артисты балета Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором они требуют пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и народной артистки России

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников.


Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

Живет и работает в Москве.

Ни слова об Анастасии Волочковой! Он уже сто раз все о ней рассказал. И потом, называть Николая Цискаридзе «бывшим партнером Анастасии Волочковой» так же нелепо, как, например, Никиту Михалкова - «бывшим мужем Анастасии Вертинской»… Две абсолютно независимые единицы. И самодостаточные.

У нас было два повода обратиться к Николаю с просьбой об интервью. Первый, официальный, - тридцатилетие, грядущее в канун Нового года. Красивая дата для красивого мужчины. И второй, неофициальный, припасенный на всякий случай - а вдруг правда! По самым тончайшим информационным капиллярам просочились сверхсекретные сведения: Николай Цискаридзе женился. Причем сделал это втайне от широкой публики. И женат он на дочери Людмилы Максаковой Марии.

Но за пару дней до встречи обнаружился третий повод - далеко не такой радужный и не такой скандальный. Скорее печальный. На гастролях в Париже Цискаридзе повредил ногу, и на ближайшие полгода он снят с репертуара Большого театра.

Вы всегда утверждали: «Я не знаю, что случится со мною завтра, но я готов к любому повороту событий». Вы фаталист?

Ну как же можно знать, что будет завтра? Есть такая расхожая фраза: если хочешь насмешить Господа, расскажи ему о своих планах. И вот - наглядный пример (жест в сторону левого колена. - Авт.). У меня была куча планов, кипа подписанных контрактов, год был распланирован буквально по дням. А две недели назад я поскальзываюсь во время репетиции «Пиковой дамы» на сцене Гранд-опера… Представьте только: прогон в костюмах, через три дня - премьера, я единственный мужчина-иностранец, которого за последние десять лет пригласили в Гранд-опера. И тут - такой поворот событий! В итоге у меня разрыв связки, и я должен ближайшие шесть месяцев посвятить ноге. Понимаете? Глупая случайность, просто поскользнулся. Разве такие вещи можно просчитать?! Нельзя.

А вам ведь в Новом году предстоит перезаключать контракт с Большим театром. Как вы думаете, его условия изменятся в связи с травмой?

Нет, абсолютно. Падение произошло во время работы, на глазах у всей труппы Гранд-опера. Это, что называется, производственная травма. Так же, как бывает у футболистов, например. Мы часто видим, как их уносят с поля, потом они проходят курс лечения. Но контракты из-за этого не меняются. Впрочем, меня никто не уносил, я сам встал и пошел…

- И все-таки колено повреждено серьезно?

Любая травма серьезна. Когда артист нечаянно порезал палец, он выходит на сцену и чувствует только этот палец - даже если там элементарная царапина. Только потому, что болевые ощущения обострены именно в этом месте.

Другое дело, что с подобным растяжением я мог бы спокойно прожить, будь я простым человеком, каким-нибудь бухгалтером или дворником. Две недели похромал бы и забыл. Но так как я артист балета, придется принимать меры. Всем, чья профессия связана с движением - и спортсменам, и танцорам, и циркачам, - без этой связки жить нельзя. Колено неизбежно будет «вылетать».

- Значит, вам светит хирургическое вмешательство?

Да-да, обязательно. Операция необходима, если я хочу остаться в балете. К счастью, я был застрахован Парижской оперой, так что по части медицины проблем нет. Правда, кое-какие вещи в мою страховку не входят, потому что наша страна - не член Евросоюза. Но мне сказали, что все дополнительные расходы берет на себя Большой театр. Мне очень приятно, что руководство с таким пониманием отнеслось к моему тяжелому положению.

- Вы исключены из репертуара театра на ближайшие полгода?

Да. Но это - ничего страшного.

- А как же премьера в Париже? Я слышала, что для «Пиковой дамы» вам уже срочно ищут замену.

Нет, никто не репетирует. Спектакля просто не будет на парижских гастролях. Ни балетмейстеры, ни руководство Большого театра, ни руководство Гранд-опера не хотят видеть никаких других исполнителей партии Германа, кроме меня.

Понимаете, «Пиковая дама» была заявлена как европейская премьера! И по общему решению она должна пройти именно на том уровне, на котором задумывалась. Наверное, артисты, которые могут это станцевать, есть. Но спектакль был сделан специально на Илзе Лиепа и на меня. И его необходимо сохранить точно таким, каким он сделан. И потом - невероятно сложно танцевать рядом с Илзе. Очень мало актеров, которые могут выйти и равнозначно ей соответствовать, хотя бы не проигрывать на ее фоне. Нельзя забывать, насколько Илзе талантливый и масштабный человек на сцене.

В Большом все чаще происходят непредсказуемые события. Вы когда-нибудь рисовали для себя перспективу: что в одночасье может появиться приказ об увольнении Николая Цискаридзе, как это произошло… с тем же Марисом Лиепа, который пришел на работу и увидел на доске объявлений такой вот приказ.

Понимаете, Марису Эдуардовичу вывесили приказ, когда его стаж закончился. И всем остальным, кого тогда попросили уйти, было уже за пятьдесят. Наш балетный век - очень короткий. Официально мы служим двадцать лет, к сорока годам этот срок истекает. И в принципе артист должен уйти на художественную пенсию. Когда я совсем юным пришел в театр, я застал все эти скандалы. И с тех пор у меня в голове засела мысль: дай Бог, чтобы мне хватило мудрости, дожив до такого возраста, самому понять, что пора уходить. Конечно, не находясь в подобной ситуации, легче о ней рассуждать. Но недаром же существует афоризм, что уходить надо победителем.

- Когда вы пришли в театр, вы испытали шок от местных нравов?

Я испытывал счастье. Счастье, счастье… Наверное, больше года. Я же не театральный ребенок. Раньше я видел театр только со стороны зрительного зала. Даже когда учился в училище и уже танцевал на сцене Большого, у нас было не принято разгуливать за кулисами. Мы, дети, участвовали в школьных концертах, нас держали в «отстойнике» до определенного момента, потом выпускали на сцену, а после выступления - снова «отстойник», раздевалка, и - до свидания. Вообще, когда мы росли, дисциплина была очень серьезная. Везде стояли суровые охранники, которые работали в театре много лет и всех знали в лицо. Такой фэйс-контроль, что ни пройдешь ни проедешь. Театр-то режимный. Словом, когда я пришел туда уже на работу, я элементарно не знал, где находится репетиционный зал. Я стал открывать театр с незнакомой стороны.

- И как вас встретили? Ласково?

Ласково нигде никого не встречают. Нигде и никого. Я, как и все, поступил в кордебалет, но недели через две меня уже активно задействовали в основном репертуаре. Мы пришли в конце августа, а в январе труппа уезжала на гастроли в Лондон. И Юрий Николаевич Григорович не просто взял меня на гастроли (обычно первогодков не берут), он дал мне много партий. Помимо того что это было почетно, это приносило реальные деньги. И естественно, отдав партии мне, кого-то он подвинул. Разумеется, людям это не нравилось. Я многим перешел дорожку. Никого не интересовало, что Григорович преследует исключительно художественные цели. Все пытались найти в моем назначении какой-то второй смысл. Сначала считали, что я чей-то сынок, потом приписывали прочие гадости. Невольно получается некая группка людей, которая тобой недовольна. Ну и ничего.

- Вы действительно вели себя вызывающе смело?

Очень смело. Я никогда не молчал, я отвечал. Отвечал на шутки, на издевки. Сейчас, когда я анализирую, то понимаю, что был не только смелым. Я просто наглым был ребенком! Даже сейчас я не стал бы реагировать так дерзко, как в те времена. Хотя разница между моим положением сейчас и моим положением тогда - колоссальная. Я не то чтобы могу себе позволить больше, просто к любой моей просьбе прислушиваются внимательнее.

- А как вы думаете, интриги вокруг вас плетутся?

Да миллион! Интриги существуют везде. Кто-то кому-то чем-то мешает. Лично мне некогда даже думать об этом, но ведь люди все воспринимают по-разному. Например, я прихожу к руководству, меня спрашивают: с кем вы хотите танцевать? Я открываю расписание и говорю: а можно поставить одного человека, чтобы мне не репетировать лишнее? Ведь каждый новый партнер - это дополнительные репетиции. Я всего лишь берегу свои силы и время, а коллеги могут увидеть здесь интригу: что я копаю под кого-то.

- Вы говорите, что Григорович помог вам в свое время.

Да, конечно. Он не просто помог: он меня взял и дал мне тот шанс, который я сейчас имею. (Николай говорит и словно сам смущается своих слов. И начинает смеяться. - Авт.)

- Вы сохраняете отношения с ним?

Да. Во-первых, когда Юрий Николаевич ушел из театра, его фамилия стала опальной. Танцевать его балеты было опасно. Я танцевал их все. Когда он куда-то приглашал, люди боялись ехать, потому что новое руководство это не приветствовало. Я всегда ездил с большим удовольствием. И потом, я - один из немногих, кто не подписал ни одной бумажки против него.

Вы довольно быстро заняли прочные позиции в труппе. Но сами когда-то признались, что на собственный выпускной экзамен вам смотреть было страшно.

Не страшно. И я говорю сейчас как человек, кое-что понимающий в искусстве балета. На природные способности мне грех жаловаться. С момента моего выпуска прошло двенадцать лет, но за эти годы еще не появился ни один ребенок, который просто по физическим данным мог бы встать рядом. Это редкие данные.

- Какие именно? Вы можете расшифровать для тех, кто далек от балета?

Строение суставов, пропорции тела, гибкость, прыжок, шаг, вращение, координация, музыкальность, что самое главное. Рядом с остальными детьми я выглядел как белая ворона. Это опять-таки не моя заслуга, это природа постаралась. Но я был слабеньким и не подавал признаков каких-то особых актерских данных. А Григорович, он не только выдающийся балетмейстер, у него - чутье. Он увидел во мне персонажей. Не просто сделал меня принцем, голубым героем: бровки домиком, ручки к сердцу. Нет. Первое, что я получил - партия Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Конферансье в «Золотом веке». И тот и другой - самые взрослые персонажи из всех действующих лиц. Самые яркие, характерные. Для меня до сих пор загадка, как он смог в таком ребенке разглядеть задатки того, что потом раскрывалось благодаря хорошим учителям. Я же был совсем мальчишка! А он во мне это увидел.

- А правда, что другие педагоги этого не видели и не хотели принимать вас в хореографическое училище?

Я три года учился в тбилисском училище и пять - в московском. И в московское я действительно поступал три раза подряд. Понимаете, это было главное училище не только Советского Союза, но и всех соцстран. Туда брали и вьетнамцев, и монголов, и китайцев. Мы всех научили балету, причем бесплатно. Дети из Грузинской республики тоже, естественно, обучались - те, у которых папа «завтоваровэд», «главснаб». А я был просто Коля Цискаридзе с улицы. Помните фильм «Приходите завтра»? Так и моей маме объясняли: мест нет. И говорили, что у меня нет данных.

- Вы действительно учились вместе с внучками Горбачева, Андропова, Ельцина?

Внучки Ельцина я не помню. Я знаю, что в училище был спецкласс, где занималась внучка Горбачева - Ксюша, другие «высокопоставленные» дети. Ксюшу я помню как ребенка, она была младше меня лет на пять и носила другую фамилию - не Горбачева. Я как раз был выпускником, мы очень мило общались с маленькими. Естественно, меня знали и Раиса Максимовна, и Михаил Сергеевич. Они часто приходили смотреть, как выступает Ксюша, а я эти спектакли вел.

В параллельном классе училась Алиса Хазанова, дочь Геннадия Хазанова. Моей одноклассницей и партнершей была Олечка Елисеева, дочка Валентина Гафта. К сожалению, она скончалась. На несколько потоков старше выпускалась Таня Андропова. Мы с ней дружили и до сих пор очень дружим. Когда я бываю в Америке, она всегда объявляется. Она вышла там замуж, у нее двое детей.

Что характерно, никто из «папиных дочек» не сделал балетной карьеры. Зачем их отдавали в училище? Ради престижа?

Романтическая ведь профессия - балет. Мне кажется, все девочки мечтают стать балеринами. Кружатся, танцуют. А родители часто подкупаются: ой, какая она музыкальная! И ведут ее заниматься хореографией. Зачастую взрослые не понимают, что это тяжелейшая работа для ребенка. Зато представляете, как родителям удобно: c девяти утра до шести вечера дети учатся. А если есть репетиции, то и до восьми. Наше училище всегда было привилегированным учебным заведением, охранялось серьезно - полная гарантия, что весь день ребенок под присмотром учителей. К тому же мальчики освобождены от армии. А девочки вырабатывают походку, осанку и выглядят как королевы.

- Действительно ли мама предвидела ваше большое будущее?

Нет, моя мама ничего не предвидела. Предвидела моя няня. Она меня воспитывала с тринадцати дней. Пришла, развернула пеленки и сказала: «Балеруном будет. Причем самым знаменитым». Даже в самом нежном возрасте у меня ноги были… специфические для ребенка. Помните советское детство: на всех надевали эти колготки обтягивающие проклятые и шортики. Так вот рядом с остальными детьми мои ноги выглядели довольно… неординарно. (Он снова говорит сквозь смех. Будто красивые ноги - невероятно забавная часть тела. - Авт.)

А мама как раз не хотела, чтобы я балетом занимался. Но педагоги ей все время объясняли, что все это очень серьезно. Не просто детская прихоть, а еще и серьезные возможности есть у ребенка.

- А почему она не хотела?

Ну какая грузинская мама захочет, чтобы ее ребенок был артистом балета? Он должен быть ученым, доктором, на худой конец владельцем ресторана. Но никак не артистом балета. А я в детстве часто показывал на открытку с изображением Большого театра и говорил, что я буду танцевать здесь и только здесь. Мне все твердили: зачем тебе Москва? Лучше быть первым человеком в маленьком городе, чем последним в большом. Я отвечал: может, вам так и лучше, а я буду большим в большом. Я маленький был нахальным!

- А комплексы у вас были в детстве?

Я не считался красавцем. Грузинские дети - они же как ангелочки. А я был обыкновенный мальчик. Обычно в гостях детям говорят: ой, какой милый ребеночек. А глядя на меня, никто так не охал. Максимальный комплимент, который я слышал: ой, какие глазки. Естественно, я понимал: значит, что-то здесь не так, раз мне не говорят, какой я распрекрасный.

- Переживали?

Нет, не переживал. Просто понимал, что я не такой. Но зато всегда старался сделать что-то лучше остальных.

- Как вы сейчас относитесь к своей внешности?

На сцене - очень серьезно, а в жизни мне все равно.

- Ну вам же наверняка часто говорят, что вы такой красавец, такой неотразимый и изысканный.

Я часто слышу комплименты, особенно в последнее время. В прошлом году даже попал в сотку самых красивых людей Москвы, что очень смешно. Знаете фразу - красота в глазах смотрящего? Мне нравятся брюнетки, соседу - блондинки. Мы никогда не договоримся. Как можно сопоставлять эталон красоты Леонардо да Винчи и Рубенса? Абсолютно разные лица…

- И каковы ваши представления о совершенстве? Какие качества или черты вас будоражат?

Да никакие! Человек должен мне сиюминутно понравиться. Это ненормально - иметь список качеств, которые тебе приятны. Сегодня - одно, а завтра - другое. Помню, когда нам преподавали актерское мастерство, там был раздел «любовь». У нас был замечательный педагог, очень смешная женщина, которая учила нас любить: как юноша и девушка встречаются на сцене, как между ними пробегает искра и так далее. Кто-то из учеников показывал, а все остальные смотрели. И она хваталась за голову - ну что ж вы делаете! Она целую лекцию о любви нам прочитала: «Ах, вы не понимаете - ведь иногда один запах просто сводит с ума!» Я тогда подумал: «Она ненормальная, что ли?» Но проходит время, приходит опыт - и ты понимаешь: «А ведь какая умная была женщина! Действительно - все это правда!»

Мне по большому секрету рассказали слух: якобы недавно вы тайно женились на дочери Людмилы Максаковой Маше…

Нет, ничего подобного. Я не спешу. Маша - замечательный человечек, мы с ней очень дружим. Но не более того. Понимаете, когда люди общаются, часто появляются вместе в общественных местах - это сразу воспринимается как роман. Почему-то никто не хочет верить, что мужчина и женщина могут просто дружить.

- За вашим общением стоит только дружба или все-таки намечается роман?

Нет. Никакого романа. Для начала, я очень дружу с Людмилой Васильевной, через нее мы и познакомились с Машей.

- Тогда что за кольцо у вас на руке?

Просто кольцо, обычное украшение.

- Почему вы не торопитесь обзаводиться семьей?

Знаете, мой друг Егор Дружинин и его жена Ника часто останавливаются и подолгу живут у меня. Потому что Ника - моя ближайшая подруга с детства, она мне уже как родственница. Когда я вижу, как они иногда ругаются, я им все время говорю: «Посмотрев на вас, я понимаю, что жениться не надо». Это шутки, конечно. Но для себя по крайней мере я решил - спешить в этой области нельзя. Я человек крайне ответственный во всем и очень занят своим делом.

К тому же мне еще нет тридцати. Надо пожить! Когда человек создает семью, он вступает в другую фазу жизни. Сам я - поздний ребенок, мама родила меня в сорок три года. Я помню первое родительское собрание в школе - к тому времени она была уже солидной женщиной. Пришли родители моих одноклассников - какие-то мальчики и девочки. И вдруг вошла моя мама. И это вошла ма-ма! Рядом с нею все они были никто. В моем представлении родители должны быть зрелыми людьми. И детей надо рожать осознанно. Мне было невероятно интересно рядом с теми людьми, которые меня воспитывали, им было что мне рассказать. А сейчас я вижу детей моих коллег… Я бы не очень хотел оказаться на их месте.

- У вас остается время на личную жизнь?

Конечно, остается. Просто личное - это личное. Когда я был маленький, няня меня кормила и параллельно что-то рассказывала, какие-то свои идеи мне внушала. Так вот, она все время повторяла: можешь заводить романы где угодно, только не с соседями и не на работе. И это у меня отложилось в сознании. Когда я впервые попал на страницы желтой прессы, для меня это было так странно! Ужас какой-то. Не завидую людям, которые настолько знамениты, что не могут позволить себе ездить в метро или ходить на пляж.

- Вам удается скрываться от чужого внимания?

Существуют же - элементарно - закрытые двери и закрытые шторы.

- Тем не менее вы светский человек и часто появляетесь на публике…

Абсолютно нет! Для того чтобы я куда-то пошел, меня надо тащить на аркане, причем приложить немалые усилия. Например, та же Маша Максакова буквально вытаскивала меня на вечеринки. Если бы она не приезжала за мной уже одетая и не стояла бы над душой, чтоб я оделся, - я бы никуда не пошел. Я люблю сидеть дома. Я человек в этом плане неподвижный.

- Я смотрю, у вас на столе совершенно не диетический набор - шоколад, зефир, булочки…

Я никогда не полнею и не сижу на диете. У меня природа такая, мне повезло.

- Что вы включаете в понятие «следить за собой»?

Во-первых, быть опрятным. Не приемлю неаккуратных людей!

- А на что обращаете внимание?

На руки - это первое, на что я смотрю. У человека не могут быть не подстрижены ногти, не сделан маникюр. Такого я просто не понимаю. Особенно, когда грязь под ногтями, тут мне становится совсем плохо. Еще я не перевариваю людей, от которых может как-то пахнуть, которые не одеты в свежее. Элементарно - моя профессия сопряжена с тесным телесным контактом.

- Как вы выбираете себе одежду?

Что нравится, то и выбираю. Я вообще не люблю ходить в магазины, а если прихожу, мне всегда тяжело с размерами. Или талия на два размера больше, или длины не хватает. Мне нравятся достаточно строгие вещи. Хотя могу иногда выпендриться, одеться по-сумасшедшему. Но не на каждый день. Что касается цвета - мне опять-таки повезло, мне любой цвет идет.

- Я очень часто вижу вас в белом.

Белый хорошо оттеняет черные волосы и все остальное на лице.

- Вы поддерживаете отношения со своими родственниками из Грузии?

Очень мало. С теми, кто живет в Москве, я общаюсь, а с теми, кто живет в Грузии, - реже. Только когда сам туда приезжаю. Но у меня не очень много родных.

- Наверняка вы для них - национальная гордость.

Наверное. В Грузии я недавно получил Орден Чести. И самое дорогое - то, что мне его дали в день рождения моей мамы. Случайно, просто так совпало. Это не мой орден, это мамин орден - за то, что я танцую!

- Вы ощущаете в себе грузинские корни, причастность к национальной культуре?

Конечно. Я и есть - грузин. Как я могу их не ощущать? Хотя что касается национальных обычаев - в этом плане (но только в этом!) я не чувствую себя совсем грузином. Я, например, не умею говорить тосты. Моя няня Фаина Антоновна была украинкой, а воспитывала она меня в русских традициях. Я большую часть жизни живу в Москве, все мои педагоги - русские. Слышите - я говорю совершенно без акцента.

- А шумные застолья вы любите?

Я люблю поесть, а застолья - нет. Помню свои первые гастроли с Большим театром. Все старались сэкономить, а я ходил в рестораны и ни в чем себе не отказывал. И не для того, чтоб себя побаловать - я только там и могу питаться. Мне мама очень рано объяснила важность таких вещей. Она была педагогом по физике в школе для привилегированных детей. Зарплаты там платили такие же, как везде, но зато нам полагались социальные льготы - санатории, пансионаты. Мы с ней часто отдыхали вместе. И мама мне всегда говорила, что самое главное - чтобы желудок был здоровым. От качества еды зависит все остальное - и сердце, и легкие, и печень. Экономить на своем здоровье я абсолютно не собираюсь. Для меня главное - правда! - это хорошо поесть. (Тут он прямо-таки хохочет и радуется, как ребенок, своей «ненасытности» - Авт.) Так как я трачу много энергии, я очень люблю мясо и прочие калорийные вещи.

- Вы приспособлены к быту? Можете себе обед приготовить?

Я умею все, буквально все. Но я не делаю ничего. У меня очень много времени забирает моя профессия. Теперь, когда я буду посвободнее, я хоть наконец освою компьютер. Он у меня уже два года стоит, а я к нему даже не подошел ни разу - не было времени. Еще мне нужно доучить французский язык, потому что в обычные дни нет возможности им заниматься.

- Как решаете бытовые проблемы?

У меня есть родня, которая мне готовит. Но сыр в магазине я покупаю сам. Этого я не доверяю никому.

- Вы унаследовали другое национальное качество - я имею в виду грузинскую влюбчивость?

Я не влюбчивый, я - увлекающийся. Понимаете, любовь - это страшная вещь. Это не чувство - это диагноз, болезнь. И я не хочу никогда этим болеть.

- И что - у вас никогда не было такой болезни?

Что значит не было! Я знаю, что это такое, потому и не хочу. Чем позже это случится, тем лучше. Уже хватит!

- Неужели такой печальный опыт?

Не в том дело. Даже когда это хороший опыт, ты все время пребываешь в состоянии… Ой, не хочу. Это так отвлекает!

- Для вас актуальна тема возраста? Все-таки впереди юбилей - тридцатилетие.

Как человек я совершенно не думаю о возрасте. А как артист балета - думаю, конечно. В балете тридцать лет - это, конечно, рубеж определенный.

- Вы прикидываете, чем бы могли еще заниматься? Я слышала, вас интересует драматическое искусство.

Нет-нет. Драма - абсолютно другая сфера творчества. Тут необходимо учиться заново. Возможно, это будет мне интересно. Но, во-первых, надо ставить голос, на театральной сцене голос - главное. Еще мне очень нравится кино. Мне кажется, я мог бы что-то сыграть. В кино есть возможность дублей, есть монтаж. Если что-то получается неудачно, можно исправить.

- Зачем вы взялись изучать такую далекую от искусства науку, как менеджмент?

У меня уже есть одно высшее образование, теперь будет второе. Специальность - управление музыкальными театрами. Возможно, когда-нибудь мне придется пойти на какой-то пост, и я должен понимать элементарные вещи… Чтобы какой-нибудь умный главбух не обвел меня вокруг пальца. Надо быть готовым ко всему - а вдруг.

Вы довольны своим материальным положением? Я читала, что первой госпремии вам хватило на кровать. Какая должна быть кровать-то…

Я считаю так - денег много не бывает. Что касается моих премий, самое главное - тот почет, который они несут, а не финансовая сторона. Конечно, очень весело и забавно, когда ты рассказываешь, куда ты потратил эти деньги. Но! Я вам описать не могу своих ощущений, когда в день получения своей первой госпремии я подходил к Кремлю. Дело даже не в том, что я был очень молод. На меня в свое время произвел большое впечатление фильм «Светлый путь» - помните, как Орлова летит в машине над Кремлем и поет песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…». Я никогда не думал, что со мной такое произойдет. Я вошел внутрь, увидел зал, который раньше видел только по телевизору, и всех тех великих людей - артистов, режиссеров, музыкантов, рядом с которыми я буду получать награду. И меня охватило невероятное чувство! Я стоял и про себя пел эту песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…» Понимаете?! Это же непокупаемая вещь. Если б мне сказали, что мне просто грамоту дадут рядом с этими людьми, я уже был бы счастлив. Ну как я мог себе представить, что буду сидеть рядом с Фрейндлих и Нееловой? Башмет получал премию и я! Никогда бы не поверил.

- Но вы не можете не понимать, что на Западе ваш материальный статус был бы значительно выше.

Конечно. Но у нас другая страна и жизнь другая. Я не исключаю возможности поехать работать за границу. Но лишь потому, что мне это интересно. Допустим, на тот месяц, когда меня пригласили в Гранд-опера, меня много куда звали, и там я получил бы в двадцать раз больше. Но для меня работа в Гранд-опера гораздо дороже материальных вопросов. Класс другой! Есть же разница между кофточкой от Армани и кофточкой из перехода. Даже если они одинаковые внешне, а берешь в руки и понимаешь - класс другой. Вот и у людей должен быть класс. Мне Марина Мстиславовна Неелова рассказала, что ей безумно понравилась пьеса: как один богатый человек приходит к женщине, чтобы переплести книги. Она берет заказ, но он ее ставит в такие условия, что она либо попадает в долговую тюрьму, либо выполняет его требование: «Взамен вы должны мне отдаться». Она отвечает - «нет». Выясняется, что он подстроил все специально, потому что поспорил со своим отцом, который сказал ему: «Я знаю лишь одну женщину, способную сказать «нет». Сын решил доказать обратное и не смог. Потому что класс! У этой женщины и у всех остальных он разный.

Как-то мы с Мариной Мстиславовной обсуждали интересную тему. Она спросила: «Коля, а что вы согласились бы рекламировать?» Я задумался. Мы очень долго перебирали разные вещи. И каждый раз она говорила «нет». И я вынужден был с ней согласиться - да, как-то неловко. Ладно, если речь идет о дорогих марках, о крупных косметических фирмах или как Олег Меньшиков - ты представляешь эксклюзивные часы. Но только не прокладки!

- А если бы вам предложили весьма откровенную съемку?

Я видел несколько фотосессий артистов балета, которые соглашались сниматься ню, - ничего хорошего не вышло. По крайней мере мне это не нравится.

- Кроме языка и компьютера чему вы посвятите свободное время?

Себе. Мне предстоит серьезный период, придется много и усиленно заниматься ногой, чтобы восстановить рабочее состояние. Пока не знаю, где меня будут оперировать - у нас или за границей. Ведь не столько сложна сама операция, сколько реабилитационный период. Я же не обыкновенный человек, которому нужно научиться ходить. Мне нужно научиться танцевать. Причем танцевать так, как танцует Николай Цискаридзе. А не как кто-то другой.

Грузинские мужчины не просто любят танцевать – они это делают феноменально, не зря грузинские танцоры считаются одними из лучших в мире. Балет грузины обожают смотреть, но с большим «скрипом» отдают учиться мальчиков в балетную школу. Это считается, мягко говоря «странным», если юноша-грузин сам хочет посвятить себя балету.

«Ненормальный» ребенок, мечтающий о пуантах, он превратился в «особого» танцора. Про Николая Цискаридзе распускают противоречивые слухи, им восхищаются и выискивают гнусные детали биографии, лезут в его личную жизнь. А он, летавший в облаках в детских местах, парит сейчас над всей грязью, и единственная цель жизни, по его словам: «Даже если будут убивать, двигаться до тех пор, пока не закончится последняя роль».

Официальные данные

  • Место и дата рождения – Грузия (бывшая ГССР), Тбилиси, 1973 год, 31 декабря;
  • Родители – Максим Николаевич и Ламара Николаевна Цискаридзе;
  • Рост и вес – 183 см, около 58 кг;
  • Образование – высшее: Московская государственная академия хореографии (бывший МГХИ); Московская государственная юридическая академия;
  • Государственные награды – звание Народного артиста РФ; орден Дружбы;
  • Семейное положение – холост, детей нет.

Про детство и годы молодости Ники Цискаридзе

Совсем немного «не дотянул» мальчик, будущая звезда российского балета, до новогодних курантов, родился почти в полночь 31 декабря 73-го. Отец Ники, Максим Николаевич (по некоторым сведениям Иосифович), был музыкантом, играл на скрипке. С матерью Николоза (полное имя Ники) он с рождения сына отношений не поддерживал, воспитывали ребенка Ламара Николаевна и бабушка. Потом Никина мама вышла замуж, и к воспитанию мальчика присоединился отчим-армянин.

Ламара Николаевна весь день была на работе в школе (преподавала физику и математику), бабушка умерла, и пригласили няню-украинку. С ней Ника в раннем детстве проводил почти все время, гулял, ходил на выставки, они читали вместе сказки. На балет мальчика тоже водили, но чтобы отдать в балетную студию – ни-ни! По грузинскому менталитету мужчина в белом обтягивающем трико – мягко говоря «неправильно».

«Жизель» – первое, что Ника увидел из балетного репертуара, он тогда понял, что балет его судьба. Малыш уже представлял, как прыгает высоко, отталкиваясь грациозно ногами от сцены. В семье никто даже слушать не хотел о балетной студии – мальчика готовили в педагоги или в переводчики.

Про ноги – отдельная история, они у Ники были длинные и стройные, как у девочки. Его как-то послали за грузинским хлебом в булочную. Он шел домой и нес целую стопку «тонис пури» (по-грузински хлеб): лица не видно, только над хлебом возвышается кипа черных кудрявых волос. Идущая навстречу женщина восхитилась:

«Какие чудесные стройные ножки и красивые волосы! Что за женщина родила эту красавицу?» Ника опустил немного хлеб, и восхищение сменилось ужасом: «Урод какой…»

А ему было наплевать, кем его считают, он хотел танцевать! Какой силой воли надо обладать, чтобы в 11-летнем возрасте самостоятельно пойти в хореографическое училище и записаться на курсы? Дома был скандал – никакого балета, что скажут люди? Педагоги убеждали Ламару Цискаридзе, что ребенок – истинный самородок. Его приняли на первый курс несмотря на то, что он не подходил по возрасту.

Родной город был уже тогда для Цискаридзе тесен, и он в 1987-м едет в Москву (опять самостоятельно) и поступает в Московское хореографическое училище, попадает в класс к Пестову, талантливому балетному педагогу. Через пять лет Ника выпускается из училища лучшим в своем классе и сразу поступает в МГХИ. Еще не получив высшего образования, Николай приходит в Большой театр на пробы, и сразу его замечает Юрий Григорович.

Начало творческой карьеры, первые успехи

Даже очень талантливые новички, придя в Большой, долго могут прозябать на «задворках» кордебалета, но эта история – не про Цискаридзе. Уже в 1992-м он утвержден на роль конферансье в балете «Золотой век». Через год он танцует Дона Хуана в постановке «Любовь за любовь». Потом были три партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте». Сначала в «Щелкунчике» он танцевал французскую куклу, но в 1995-м ему доверили главную роль. Почти сразу предлагают танцевать в «Силифиде» (партия Джемса) и «Паганини» (главная одноименная роль).


В 2001-м в Большой театр приходит Ролан Пети, французский балетмейстер. Пети сразу обращает внимание на молодого танцора и отдает ему главную роль Германа в «Пиковой даме». Успех постановки благодаря Цискаридзе был такой ошеломительный, что Пети предлагает Николаю самому выбрать следующую партию. Это становится Квазимодо, по решению Цискаридзе, в «Соборе парижской богоматери». Ох, не случайно был выбран именно горбун: дома по-прежнему не понимали его выбора и осуждали. «Неправильный урод» хотел всем знакомым-тбилисцам и родственникам доказать: он не урод, а танцор от Бога!

Еще были роли в балетах «Лебединое озеро» (Злой гений), «Сон в летнюю ночь» (Тезей), множество партий в маленьких постановках. В 2000 году Цискаридзе принимают в Союз деятелей театров России. Год спустя его, как яркую и популярную личность, приглашают вести «Взгляд» на Первом канале, но этого не случилось из-за досадного события – Цискаридзе попал в аварию и получил серьезную травму.

Всемирное признание и настоящий успех

После выздоровления начинаются зарубежные гастроли. «Ла Скала», Национальный театр Токио, театр «Елисейские поля» во Франции – везде Цискаридзе своими танцами производил фурор и вызывал бурю восторга. Уже имея диплом о высшем художественном образовании, Николай начинает преподавать в Московской хореографической академии с 2004-го.

Наряду с крупными балетами, он танцует и в одноактных, и каждое выступление – восхищение зрителей и прекрасные отзывы в СМИ. В 2006-м в составе российском труппы едет в США, где открывается проект «Короли танца». Через два года – новое посещение Америки, программа «Звезды XXI века».

В балете мало быть пластичным и музыкальным – надо обладать еще многими другими качествами, чтобы превратиться в «звезду». Цискаридзе как танцор уникален тем, что он владеет всеми техническими тонкостями классического балета, одновременно вкладывая в танец необыкновенную эмоциональность. Плюс – уникальная яркая внешность, идеальные пропорции фигуры. В школе, кстати, учитель биологии ставил мальчика на стул, замерял его части тела и говорил: «Посмотрите, вот идеал, который воспевал Микеланджело!»

Сотрудничество с Пети продолжается: в 2009-м результатом совместного труда Пети и Николая стала постановка «Кармен. Соло». В том же году Борис Эйфман ставит «Падшего ангела», и нетрудно догадаться, кому он отдает первую партию. Цискаридзе уже не оглядывается на Тбилиси, откуда сбежал в Москву. Родители не поняли – не страшно. Семья стесняется вспоминать про «неправильного» родственника – наплевать! Он и имя давно себе поменял, переделал плебейское «Николоз» на русский вариант «Николай».

В 2011-м подходила к концу реконструкция Большого театра, и Цискаридзе высказал открыто то, что стеснялись (или боялись) озвучить многие работники коллектива – внутренний дизайн и отделка сцены не годится! «Убрали старинную лепнину и заменили ее дешевкой из папье-маше – зачем? Театр внутри теперь как турецкая гостиница, даже на пять звезд не тянет», – его слова.

Конфликт с руководством разгорался, и в 2013-м глава Большого Иксанов объявил: контракт с танцором и педагогом Цискаридзе продлен не будет. Узнав об этом, деятели культуры России отправили Путину письмо, в котором требовали снять Иксанова с должности и назначить главой театра Николая Цискаридзе. В страхе за свою должность Иксанов выдал танцору два «строгача»: нарушение трудовой дисциплины.

Не получилось стать руководителем Большого (контракт истек, Николай покидает театр) – не беда! В 2014-м Цискаридзе почти единогласно избирается ректором Академии русского балета имени Вагановой. Он стал первым (и пока единственным) человеком, который стал ректором академии, не окончившим ее. В том же году Николай выпускается из Государственной юридической академии и получает звание магистра.

Цискаридзе – частый гость на ТВ, он участвует как в talk-show, так и в прицельно музыкальных проектах. В «Танцы со звездами» его неоднократно приглашали в жюри, он – постоянный ведущий проекта «Шедевры мирового музыкального театра».

Из-за фантомных болей (последствия аварии и растяжения ноги) Николай с 2013 года не выступает, но он руководит академией и преподает, его все равно считают неугасающей «звездой» российского балета. Он не устает повторять (и он прав!): «Большое театр – это обо мне. Будут писать первую, вторую или третью историю театра, и всегда в ней напишут про Цискаридзе».

Скандалы, связанные с именем Цискаридзе, интересные факты про него

Одновременно с нападками главы Большого театра в 2013-м случилась еще одна беда. Кроме Иксанова, Николай сильно не ладил в тот период с худруком Филиным. В том, что произошло с Филиным (ему плеснули в лицо кислотой), обвиняли и Цискаридзе: якобы Дмитриченко был простым исполнителем, а задумка «кислотной атаки» – дело рук Николая.

Даже под угрозой непродления контракта он стоял на своем и не изменил мнения об ущербности нового вида Большого. И это у него с детства, такое упрямство:

«Передо мной ставили кашу, а я кашу ненавидел. Говорили: не встанешь из-за стола, пока не съешь. Я сидел сутки, уходил голодный, каша оставалась. Эта упертость со мной осталась навсегда».

Шептались, что ректором академии его назначили незаслуженно, якобы на этом настояла супруга одного из совладельцев корпорации «Ростех». Но во-первых, за него проголосовали 227 человек (из 241), а во-вторых, он как-то проговорился, что наоборот, его уговаривали «высшие структуры» согласиться на эту должность.

Он яростный противник проекта новых законов, по которому в школы искусств будут принимать детей без конкурса с 15 лет. «Руки будущему пианисту надо ставить с 5-ти, ноги танцору с 9-ти, и эти ручки, ножки надо выбирать, как крупинки!»


Везде, где Цискаридзе появляется: на ТВ ли, на сцене, в зданиях Академии – знают, что он ненавидит пустые ведра. Он постоянно «гоняет» уборщиц, если видит кого-то с пустым ведром. Цискаридзе даже может подойти и проверить, чтобы в ведре была хотя бы тряпочка – главное, чтобы не пустое.

Он не выносит, когда ради карьеры «лезут в постель». Одну актрису (сейчас довольно известную) он при людях громко «послал» за назойливые приставания. «Высокий» чиновник в шутку спросил его:

«Ну что же ты, Коля, зачем так резко, неужели трудно было хоть разик… кхм…» Николай (снова громко и при людях) ответил: «Талант половым путем не передается».

Что мы знаем о личной жизни танцора, о его хобби

Высокий, красивый, атлетически сложенный, он – мечта многих женщин в роли мужа или хотя бы любовника. Николай признает, что да, случаются «быстрые» романы, но реальных кандидаток в жены пока нет. Когда его спрашивают о планах на создание семьи и на появление детей, он отвечает, что мужчина «созревает» для этого полностью после сорока. Цискаридзе говорит, что в будущем у него, возможно, будет много детей, но сейчас ничто не посмеет отвлечь его от театра.

Слухи, что Цискаридзе «игрок за другую команду» (попросту говоря голубой) ни разу не были подтверждены даже намеком. Поговаривали, что у него был бурный роман с актрисой Натальей Громушкиной. Еще были слухи о близких отношениях с Анастасией Волочковой и партнершей по сцене Ильзой Лиепа. Обе «дивы» не подтвердили, но и не опровергли сплетни.


Фото volochkova-a.livejournal.com

На серьезные увлечения вне театра у артиста банально нет времени. Он не хвалится спортивными достижениями или экстремальными хобби. Слушаю, как мои коллеги заявляют:

«Хожу по горам, гоняю на коньках, езжу на мотоцикле, и знаю – врут. Ничего такого не делаю и не придумываю».

Но одно хобби у него есть, которое совместное с Ольгой Голодец, вице-премьером российского правительства – они оба коллекционируют кукол. Они встречаются на заседаниях Совета по культуре, и один раз Ольга Юрьевна пообещала танцору сделать подарок на день рождения в виде оригинальной куклы.

«А вы театр ему подарите», – пошутил стоявший тогда рядом Карен Шахназаров. А разве он недостоин этого? Его в академии боятся из-за тяжелого характера и резкой реакции на фальшь, но именно такой тиран-учитель может воспитать подобных ему «звезд».