Диана вишнева год рождения. Диана Вишнёва - биография, информация, личная жизнь. Стиль, который невозможно повторить

Балерина. Биография ее как танцовщицы началась довольно рано - в шесть лет, когда родители отвели её на занятия в хореографической кружок в ленинградский Дворец пионеров. Ее семья, далекая от мира искусства (оба родителя по профессии инженеры-химики), всячески поддерживала стремления дочери, и сегодня Диана Вишнева прославилась на весь мир своим талантом.

Призвание

В Ленинграде 13 июля 1976 года в семье химиков-инженеров родилась девочка, которой было написано на роду покорить в будущем мир танцевального искусства.

Ее мама - татарка, Гузель Фагимовна. Она приехала в Ленинград из Киргизии учиться. Отец - Виктор Геннадиевич, по образованию инженер-химик. Мама Дианы сама всегда мечтала стать балериной, но воплотила в жизнь это желание ее младшая дочь, которая стала одной из лучших балерин мира.

Когда девочку 6-ти лет, с очень худыми ногами и руками, мама за руку привела в танцевальный кружок при Дворце пионеров в Ленинграде, никто и не подозревал, какой лебедь вырастет из этого утенка. Как вспоминают хореографы, Диана была очень серьезной и вдумчивой девочкой, на репетициях не баловалась, а внимательно следила за движениями учителя, "ловя на лету" каждое новое па.

В 1987 году в 11 лет Вишнева с третьей попытки поступает в хореографическое училище имени Вагановой в Ленинграде (сегодня - Академия русского балета).

Первая серьезная победа

За год до окончания Академии, она в 1994 году одновременно получила Золотую медаль и Гран-при на Le Prix de Lausanne (международный балетный конкурс, проходящий ежегодно в Это была первая победа молодой Дианы Вишневой. Биография танцовщицы богата на победы в различных конкурсах, однако именно это престижнейшее соревнование дало невероятный толчок её будущей карьере.

Прима Мариинского театра

Через год после победы в конкурсе, еще будучи ученицей Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, Вишнева попала в Мариинской театр. Её карьера там началась с главной партии в «Золушке», партии Китри в «Дон Кихоте» и Маши в «Щелкунчике». Через год было объявлено, что новой солисткой известного на весь мир петербургского театра стала Диана Вишнева.

Дебют в Большом театре

Биография балерины в России не может считаться удачной, если она не выступила в Большом театре. Вишневой это удалось сделать всего лишь в 20 лет, когда в 1996 году она была приглашена выступать в спектакле «Дон Кихот». Дебют Вишневой в партии Китри на сцене Большого театра был отмечен призом «Бенуа танца», а позднее, за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор», она получила приз «Золотой софит».

Выход на международную арену

Мастистые критики не жалели благосклонных рецензий для только недавно начавшей, но уже близкой к успеху Дианы Вишневой. Биография танцовщицы - это и призы самых авторитетных фестивалей, и одобрительные рецензии известнейших балетных деятелей, и участие в международных постановках. В 2001 году произвел фурор её международный дебют на сценах Баварского театра балета со спектаклем «Манон» и театра Ла Скала со «Спящей красавицей». Через год Вишневу пригласили солировать в Берлинском государственном театре (Staatsoper), где она танцевала главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка». В том же году она предстала перед зрителями на сцене Парижской опере в спектаклях «Дон Кихот», «Манон», «Лебединое озеро».

В 2003 году Вишнева приняла участие в некоторых постановках Американского театра балета. В США танцовщица стала известна задолго до этого: в 2002 году гастроли Мариинского театра в Вашингтоне открывал спектакль «Спящая красавица», где главную роль исполнила Диана Вишнева. Биография артистки имеет неочевидную связь с Новым светом, поскольку именно тут в 2005 году она получила статус примы-балерины. К тому времени Вишнева уже приобрела широкую международную известность, её называли лучшей танцовщицей Европы.

Мечта - "Лебединое озеро"

в Америке она смогла исполнить свою давнюю мечту - станцевать главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда». В её родном театре считалось, что творческое амплуа Вишневой - страстная Кармен, что не могло не возмущать балерину, которая желала пробовать себя в разных ипостасях.

Однако вскоре, в десятилетний юбилей выхода Вишневой на сцену Мариинского театра, новый балетный сезон был открыт именно «Лебединым озером» с ней же в главной роли. В следующем году ей удалось станцевать в этой культовой постановке на двух величайших балетных сценах: на сцене Парижской оперы (в редакции Р. Нуриева) и Большого театра (редакция Ю. Григоровича). Сорвав аплодисменты в подписала контракт с Большим театром и стала его приглашенной солисткой.

Народная артистка и первый самостоятельный проект

В 2007, в возрасте 30 лет, Диане Вишневой дали звание Народной артистки Российской федерации. Этот год стал знаменательным для балерины не только присуждением почетного звания, но и премьерой первого личного проекта «Silenzio. Диана Вишнева». Замысел Вишневой состоял в том, чтобы поместить любимые фрагменты в новый драматический контекст. По сценарию действие спектакля происходит в голове балерины, а его герои - альтернативная личность Вишневой. Постановка на сцене родного Мариинского театра вызвала небывалый общественный резонанс.

Другие работы Дианы Вишневой

Желая продолжить успех, Вишнева поставила такие балеты, как «Легенда о любви» (2007), «Парк» (2011), программы «Красота в движении» (2008), «Диана Вишнева: Диалоги» (2011), «Диана Вишнева: Грани» (2011). Венцом признания таланта балерины стало участие в Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи с «Танцем голубки мира».

Все ее постановки получили очень высокие оценки профессиональных критиков и признание со стороны любящей публики.

Работы на другом поприще

Сегодня весь мир знает, кто такая Диана Вишнева, биография которой, однако, не исчерпывается блестящими балетными постановками и каждодневными каторжными репетициями. Так, с 2007 году она представляет модный дом «Татьяна Парфенова». Известна она и общественной деятельностью: в 2010 балериной был создан Фонд Дианы Вишневой. Как говорит сама балерина, Фонд - благотворительная и культурная организация, направленная на популяризацию балетного искусства.

Диана Вишнева: биография, муж

Вишнева - известный светский и медийный персонаж. Чем живет Диана Вишнева? Биография, семья известной балерины - всем этим живо интересуются ее поклонники. Утолить своё любопытство они смогли только недавно - когда стало известно, что в 2013 году на балерина и её продюсер Константин Селиневич сыграли свадьбу. Пара познакомилась на олимпиаде в Пекине в 2008 году. Тогда Константин занимался хоккейным продюсированием, в частности представлял интересы хоккеиста Александра Овечкина в США. Публичность балерины ограничивается освещением ее профессиональной деятельности. Диана Вишнева, биография, личная жизнь которой скрывались за семью печатями, по слухам, еще в начале карьеры имела страстные романтические отношения с партнером по спектаклю «Дон Кихот» известным танцовщиком Фарухом Рузиматовым, однако оба артиста никогда не комментировали эту информацию.

В 2013 году ходили упорные слухи о связи Дианы Вишневой с миллиардером Романом Абрамовичем. Однако обе стороны упорно отрицали все сплетни.

Диана Вишнева сегодня

В нынешнее время Диана Вишнева заслуженно считается одной из величайших балерин современности. Критики называют ее универсальной балериной, сравнивая тело танцовщицы со Ее амплуа невероятно разнообразно. Она с одинаковым успехом танцует страстную Кармен и погружается в Жизель. Блестяще исполняя все роли, Диана уделяет внимание не только балетной технике - пируэтам и прыжкам, но и старается передать зрителю характер персонажа, постигнуть актерскую суть образа. За талант, трудолюбие, многогранность и проникновение в саму суть образа зритель и любит Диану.

Который стартует в ноябре в Москве, - Светлана Бондарчук встретилась со знаменитой балериной и арт-директором фестиваля Дианой Вишнёвой. Среди затронутых в разговоре тем были как профессиональные - о судьбе современного танца в России, так и личные: Диана рассказала о супруге, бизнесмене Константине Селиневиче, о дружбе, моде, готовке и хорошем аппетите.

Диана Вишнёва

Я много раз видела Диану Вишнёву на сцене и каждый раз ловила себя на мысли, что это не танец балерины. Это танец большой драматической актрисы. Я сопереживаю ее героине, проживаю с ней жизнь и продолжаю думать о ней даже после спектакля. В этом году Диана отметила 20-летие жизни на сцене. Для многих из "балетного цеха" это означало бы начало заката, но Диана все набирает высоту. Продолжая танцевать в классических балетах, она делает карьеру как танцовщица современной хореографии: осваивает новые танцевальные языки и техники, ломает каноны, которыми сама же овладела в совершенстве. Третий год подряд Диана проводит в Москве фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishnevа. Я с удовольствием хожу на эти спектакли и всякий раз открываю что-то неожиданное, иногда шокирующее. Здесь нет танцев на пуантах, пачек, кордебалета; порой танцовщики одеты в простые трико, их пластика непривычна, линии изломаны, но это захватывает не меньше, чем вечные 32 фуэте. В этом году я вновь собираюсь на фестиваль - интересно будет посмотреть аргентинское танго на подвесных канатах и спектакль всемирно известной американской труппы Марты Грэм. И конечно, выступления самой Дианы на открытии и закрытии фестиваля пропустить просто невозможно.

Диана, мне не раз приходилось слышать мнение, что современный танец дает балеринам возможность оставаться на сцене намного дольше. Насколько это соответствует истине?

Нет, это абсолютный миф - что, утратив форму в классическом балете, можно перейти в современную хореографию и продолжать танцевать с тем же успехом. И то, что современная хореография легче, также не соответствует истине. Наоборот, в классическом балете многое тебе облегчает жизнь: техника, выучка, эффектные вариации - все это отвлекает внимание публики непосредственно от тебя. А в современном танце ты весь как на ладони, тебе не за что спрятаться и все зависит от того, есть ли тебе что рассказать зрителям или нет.

С Артуром Шестериковым на репетиции спектакля Live (постановка голландского мастера хореографии Ханса ван Манена), который будет представлен в рамках фестиваля в Москве

Пример долголетия в балете - Майя Плисецкая, которая выходила на сцену и в 75 лет. Вы себя лет через 20 на сцене представляете?

Трудно сказать. Майя Михайловна - личность выдающаяся. И уникальна она даже не тем, что выходила на сцену в 75, а тем, что первой в Советском Союзе за-говорила о новом понимании танца, о новой эстетике, о новом стиле. "Кармен-сюита", с которой она вышла на сцену Большого театра в 1967 году, преодолев столько препон, была революцией. Плисецкая первой начала рушить стены, которые казались нерушимыми. Я благодарна судьбе за то, что мне довелось общаться с Майей Михайловной, дружить с ней. Она возглавляла попечительский совет нашего фестиваля, и в этом году Context будет посвящен ее памяти

Майя Плисецкая и Диана Вишнёва

Вы - амбассадор современного танца в России. В чем вы видите свою миссию?

Миссия, прежде всего, знакомить Россию с лучшим, что происходит в современной хореографии, привозить не только громкие имена, но и что-то принципиально новое. Существуют разные танцевальные стили и направления, и мы все их соединяем в одной точке. Это и есть Context. Еще один очень важный момент - развитие современной хореографии в России. Нам важно поддержать молодых хореографов.

В последнее время в России вы все больше ассоциируетесь с современным танцем, но на Западе Диану Вишнёву хотят видеть в основном в классическом балете?

Все зависит от театра, от танцевальной компании. Если вы говорите о "Метрополитен-опера" (этим летом на сцене "Метрополитен" в Нью-Йорке Диана танцевала Жизель, Джульетту и Аврору. - Ред.), то там преобладает классический репертуар. Это как Мариинский театр. Но если я со своими проектами прихожу в компанию современной хореографии, там обратная ситуация. Порой люди удивляются, что я - прима-балерина, говорят: "Ой, нам надо посмотреть тебя в классическом балете".

Вы считаете себя русской балериной или человеком мира?

Конечно, я человек мира. Но я остаюсь русской балериной. Для меня огромная честь, что я училась в самой лучшей балетной школе в мире, начинала свой путь в Мариинском театре. Я испытываю огромную благодарность к своим педагогам, к родному театру. Сколько в меня вкладывали, сколько я впитывала - все это с годами проявляется все больше и больше.

Диана Вишнёва в "Лебедином озере", 2008 год

Вы из Петербурга, из интеллигентной, но не балетной семьи.

Да, у меня родители - химики. У мамы два образования - она экономист и химик, а папа - кандидат химических наук.

Как так случилось, что дочка попала в балет?

Я бы могла сказать, что это случайность, но я верю в то, что во всем есть определенный замысел судьбы. Все произошло так, как должно было произойти. Стать балериной не было моей мечтой и не было блажью мамы, хотя именно она в нашей семье увлекалась балетом. В детстве я занималась спортом, математикой, ходила в танцевальный кружок. Развивалась разносторонне, как говорили в те времена. Не могу сказать, что меня часто водили на балет. Родители были молодыми специалистами, нужно было оплачивать кооператив... Мы не имели возможности ходить в театр столько, сколько нам хотелось бы. Но мы с сестрой не были лишены общения с искусством: классическая литература, походы в музеи, поездки в пригороды Петербурга - Петергоф, Царское Село... Все это было в нашем детстве. Но, конечно, когда я попала в Вагановское училище, то почувствовала, что значит быть по-настоящему погруженной в мир искусства. Этот мир увлек меня бесконечно.

В училище вас выделяли из толпы девочек?

Да, выделяли. Такого, чтобы говорили: "Эта девочка просто рождена для балета", не было, но я всегда оказывалась в центре внимания преподавателей и детей благодаря своему взрослому отношению к самой себе. Мне не делали одно и то же замечание по несколько раз - я сразу исправляла ошибки. Все впитывала максимально, поэтому профессионально развивалась быстрее. Первая неудача, когда меня не приняли в училище - я ведь поступила только со второго раза, - перевернула мое сознание. Я поняла, что в этой жизни нужно всего добиваться самой и не ждать чьей-то помощи. Тебе помогут, только если ты сама будешь трудиться.

Труд артиста балета - это каторжный труд. С шести лет ты должен каждый день проводить по несколько часов у балетного станка.

И с каждым годом все больше часов.

Я пытаюсь сравнить балетных людей с артистами шоу-бизнеса. Многие из них не имеют серьезной школы, позволяют себе петь под фонограмму. Но масштаб известности и величина гонораров в шоу-бизнесе не в пример балету. Не обидно?

Все зависит от того, как ты мыслишь. Ты либо мыслишь идеями, стремишься реализовать себя, либо думаешь о гонорарах. Тогда эта история не про балет вообще. Балет - это жертвоприношение, это служение. В детстве мы все это понимаем, а в сознательном возрасте каждому приходится делать выбор. Если ты переживаешь о том, сколько тебе за это заплатят, на сцену лучше не выходить.

"Болеро" в постановке хореографа Мориса Бежара с Дианой Вишнёвой зрители увидели 20 и 21 ноября на вечере памяти Майи Плисецкой в Большом театре

Но если мысль все равно присутствует: "Понимаете, я так много работаю..."

Для этого существует театр, который работает на талантливую единицу, сподвижники, соратники, меценаты... Когда ты реализуешь себя как балерину, как личность, тебе просто некогда об этом думать.

Есть ли у вас какие-нибудь талисманы или ритуалы для выхода на сцену?

Конечно, есть. Но я не хотела бы о них рассказывать. Я человек не то чтобы суеверный, но я очень внимательно ко всему отношусь. Я Рак по гороскопу. Для меня важны числа, знаки, сны. Я прислушиваюсь к снам, пытаюсь угадать их, расшифровать.

Если перед премьерой вам черная кошка дорогу перебежит, вы же не отмените спектакль?

Нет, конечно. Но я в уме отмечу, что, вероятно, предстоит столкнуться с какими-то сложностями, преодолеть препятствия. Не обязательно случится что-то плохое. Иногда проблемы помогают быстрее добиться положительного результата.

Балетные люди вообще суеверны?

Да, суеверны. Но в то же время все - люди верующие. Сцена - это такое магическое пространство. Чтобы каждый раз вступать в него, нужны силы. Вера человеку очень помогает. Каждый на сцену со своим ангелом-хранителем идет.

Диана Вишнёва и Светлана Бондарчук

А если плохое настроение, неприятности или нездоровится и танцевать не хочется, а надо?

Конечно, случается и такое. Мы же все люди. Бывает, что вдруг за полчаса до начала спектакля нервное окончание какое-то пережимает, и я чувствую, что даже двинуться не могу, в глазах слезы, но все равно собираюсь с силами. Был совсем ужасный случай в моей жизни - в 2002-м, когда я первый раз выступала на сцене Парижской оперы. Это было невероятно ответственное событие. Парижская опера - своего рода закрытое общество: выступления иностранных артистов здесь скорее редкость. По крайней мере, раньше такие случаи можно было по пальцам пересчитать. Я должна была танцевать Китри в "Дон Кихоте", одну из своих самых удачных партий. Готовилась к выходу на сцену, и вдруг звонок из больницы. Мне сказали, что близкий мне человек в реанимации. Это был такой удар, что я даже ничего не могла произнести в ответ. Просто положила трубку... Что делать в таком случае? Отменять спектакль? Невозможно. Поэтому ты собираешься, концентрируешься, "закапываешь" эту боль внутрь себя, понимая, что потом это еще сильнее проявится.

Я однажды наблюдала вашего мужа и продюсера Константина Селиневича за кулисами, когда шел спектакль, и была удивлена, насколько переживает он!

Иногда мне кажется, что он переживает даже больше, чем я. Но я рада, что он сменил на этом "посту" моих родителей. Константин, как настоящий мужчина, умеет скрывать свои эмоции, а родители просто заболевали от всех этих стрессов. Однажды мама мне сказала: "Я больше не могу ходить на твои спектакли. Я так волнуюсь, что все равно ничего не вижу". Она вздыхала с облегчением, только когда спектакль заканчивался.

Диана Вишнёва с супругом, бизнесменом Константином Селиневичем

Когда спектакль заканчивается, Константин тоже вздыхает с облегчением. Он стоит за кулисами - счастлив, горд.

Самое главное, что он не становится моим фанатом. И не воспринимает балет как свою жизнь.

Как вы проводите свободное время? Путешествуете?

У нас все четко распланировано. Профессия сделала меня очень дисциплинированной. К отдыху готовлюсь тщательно, чтобы посмотреть как можно больше городов, достопримечательностей, музеев, выставок. Когда я рассказываю о том, сколько успела увидеть на каникулах, мне говорят: "Боже, ты такая амбициозная!" Меня это удивляет: что же в этом плохого? Если бы я не была амбициозной, то не стала бы примой-балериной. У меня нет времени на то, чтобы долго раскачиваться. Время летит стремительно. Это касается и моей карьеры, и вообще жизни. Поэтому стараюсь быть максимально организованной абсолютно во всем.

Есть ли у вас хобби, увлечения?

Драматический театр и фильмы. Я смотрю очень много фильмов. Когда нужно переключиться или когда сил хватает только на то, чтобы лежать без движения, кино очень помогает.

А что-то бытовое, чисто женское... Например, вы могли бы приготовить обед?

Если я захочу, то сделаю это. И все же, если у меня есть свободное время, я скорее пойду в театр или на выставку. Мне жалко терять время на то, чтобы готовить обеды. Правда, кто-то мне сказал однажды: "Когда у тебя будут дети, ты все это полюбишь".

Я сама редко готовлю, но если у меня бывает порыв, то с такой любовью все делаю, что, мне кажется, получается очень вкусно.

Так и должно быть. Все нужно делать с любовью, вкладывая душу. Я этой любви в себе не нахожу. Мне кажется, если я начну готовить, то просто испорчу продукты.

Есть стереотип, что балетные люди ограничивают себя в еде. Я знакома со многими балетными - у них прекрасный аппетит и все они нормального телосложения.

Балерина должна чувствовать свой мышечный корсет, который нужен для баланса. Если ты будешь слишком худой, то просто ничего не сможешь сделать. Бывают такие, знаете, девушки-балеринки, тоненькие, как стручки, но, к сожалению, со своей массой тела они не способны выполнять элементы, которые требуются в классической хореографии и в современной. Балерина испытывает физические нагрузки, часто большие, чем в спорте, но при этом эмоциональное состояние ее должно быть легким, воздушным. Зритель не должен видеть, каких сил ей все это стоит. Он должен видеть, что для нее танцевать так же естественно, как дышать.

Я хотела бы сделать вам комплимент. Я считаю вас одной из самых стильных женщин России. Вы и Рената Литвинова, моя подруга. У вас обеих стиль абсолютно неповторимый, совершенно необычный. Когда я слышу от кого-нибудь: "А что, разве это модно?" - мне хочется ответить: "Это не модно. Это шикарно!" Откуда у вас это особое понимание стиля?

Наверное, с детства. Я была еще совсем маленькой, топала ножками, махала ручками, но уже просила маму сшить мне что-нибудь необычное. Мама у меня - настоящая рукодельница. Она потрясающе шила и вязала, сама одевалась со вкусом и старалась, чтобы мы с сестрой были одеты с изюминкой. Мама сама шила мне школьную форму. Она выгодно отличалась от стандартной - и оттенком, и силуэтом... Я отказывалась носить некрасивые вещи. И если в Петербурге было невозможно купить симпатичные сапоги, мы ехали в Москву, отстаивали очередь в "Детском мире", но покупали то, что смотрелось лучше. Я действительно была довольно капризным ребенком в этом плане. И сейчас к своим нарядам и сценическим костюмам очень серьезно отношусь.

Диана, а друзья у вас есть среди представителей вашей профессии?

Конечно. Хореографы и партнеры - это люди, с которыми ты общаешься очень близко, и со временем они становятся друзьями. Партнер по сцене - это почти родной человек. Ты его близко знаешь, все обстоятельства его жизни, чувствуешь его настроение. Это и дружба, и своего рода профессиональное "супружество". А вообще, мир балета и современной хореографии довольно узкий, и человеческие контакты очень важны. Если вернуться к фестивалю Context. Diana Vishneva... Я бы никогда не смогла организовать такое сложное мероприятие, общаясь по телефону, по e-mail. Здесь как никогда важна репутация. Я работала со многими танцевальными компаниями, меня видели, что называется, в деле, появилось определенное мнение обо мне и доверие. Только так я смогла добиться того, чтобы лучшие современные танцевальные труппы захотели приехать к нам и выступить на нашем фестивале.

Мягкая и застенчивая в жизни, Диана признается, что она очень принципиальна и требовательна к себе и коллегам во время репетиций. И работать с ней бывает непросто. Хотя случаются моменты, когда Вишнева ненавидит балет. Ведь приме в театре надо всегда быть сильной. Но рядом с близкими людьми она умеет быть совсем другой: хрупкой, слабой и очень нежной.

Я часто понимаю, что ненавижу балет.

- Допускаете ли вы мысль, что в вашей жизни появится что-то важнее балета?

Я не то что допускаю, я, наверное, мечтаю об этом. Век балерины достаточно короток, и я надеюсь, что у меня будет совершенно другая жизнь, после того как я уйду со сцены.

- Бывают ли у вас ситуации, когда вы понимаете, что ненавидите балет?

Очень часто.

- Приходится ли вам интриговать в театре, ведь считается, что жизнь в балете очень тесно переплетена с кознями и интригами?

Конечно же, это есть, но мне совершенно некогда плести интриги. Я занята совершенно другим. Но мне всегда очень жалко людей, которые растрачивают себя на козни против коллег.

- А как вы реагируете, если понимаете, что человек вам явно завидует и хочет сделать какую- то гадость?

Я ничего не предпринимаю, я знаю, что пройдет время и этот человек либо сам поймет, что был неправ, либо что-то случится и ему будет только хуже из-за его интриг.

Лучшие дня

Балериной мечтала стать моя мама

- Кому принадлежала идея отдать вас в балетное училище?

Это была мамина мечта, она сама с детства хотела стать балериной, но родители ее не отдали в балетное училище.

- А у вас не было внутреннего сопротивления во время первых лет занятия балетом?

Нет, не было. Я поступила в училище, мне нравилось там заниматься. Причем всегда были и успехи, и результаты. Я была лидером в классе, и это меня подстегивало. Поэтому меня это совершенно не напрягало, не было в диссонансе с моим мировосприятием. Кроме того, если бы мне хотелось чего-то другого, я бы, наверное, все поменяла, но мне нравилось.

- Однако вы поступили в балетное училище только с третьего раза…

Но это не потому, что у меня не было данных. У меня всегда были высшие оценки, и я была в первых ученицах. А не брали, потому что тогда все было очень сложно, и надо было иметь знакомых в балетных кругах. А я не из артистической семьи. Мои родители химики, люди науки. Когда я поступала, конкурс был 90 человек на одно место, очень много иногородних. Думаю, истории о препятствиях, которые меня подстерегали при поступлении в балетное училище, – плод воображения журналистов. Педагоги меня очень хотели взять, но не получалось. Это сейчас берут всех подряд, а раньше было трудно попасть в балет. По крайней мере, из тех людей, которые со мной поступили с самыми высшими балами, ни один человек не дошел до выпускного класса. И этим все сказано.

Я не завишу от мнения семьи

- В каких отношениях вы со своей семьей? Вы очень рано сделали карьеру, насколько вы сейчас чувствуете себя зависимой от мнения родителей?

Я, наверное, никогда не была зависимой, другое дело, что я была - как в детстве, так и сейчас - достаточно послушной. И к мнению родителей и педагогов всегда прислушивалась. Но я никогда не зависела от него. Они это понимали и приветствовали. Я считаю, что очень важно иметь свое мнение, вкус, принципы и цели.

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Кто ваши родители, чем они занимаются?

У меня потрясающая семья. Я выросла в очень теплом доме, где был только позитив. Мой папа для меня - абсолютный идеал главы семьи, отца, опоры.

- Вы не единственный ребенок в семье. Близки ли вы с сестрой?

Оксана старше меня на 5 лет и сейчас она живет в Австралии. Вышла замуж и уехала. Она всегда хотела жить за границей. К сожалению, мы мало общаемся. Так получилось, что у нас совершенно разные интересы.

- Какие главные уроки вы вынесли из общения с родителями, какие семейные ценности считаете главными?

Благородство, интеллигентность, доброта, любовь. В моей семье не говорили об этом, но проявляли свои чувства поступками.

В балете всегда необходимо показывать свою силу

- В каких ситуациях вы ощущаете себя слабой женщиной и когда вам приходится показывать, что у вас все-таки характер настоящей балерины?

В принципе всегда нужно быть сильной. Хоть и хочется быть слабой, но как-то не удается. Каждый раз, наоборот, нужно быть сильнее и сильнее, а слабой, конечно, хочется быть рядом со своим любимым.

- Допускаете ли вы мысль, что рядом с вами окажется человек не из балетной сферы? Не является ли это препятствием, ведь танцовщики очень много путешествуют и редко бывают дома.

Жизнь длинная, поэтому я не вижу в этом проблемы.

- Что для вас на втором месте после балета?

На первом месте у меня любовь, а балет - это другая жизнь. Нет, балет стоит для меня совсем отдельно. Это самоутверждение, наверное, рост в человеческом и в профессиональном плане. Но он не стоит ни на первом, ни на втором месте.

- Если мужчина вам нравится, можете ли вы сделать первый шаг навстречу?

Могу, но это будет очень аккуратно и человек даже может не заметить этого.

- Случалась ли в вашей жизни безответная любовь?

Нет, никогда.

- Как быстро вы можете понять, что это «ваш» человек?

Наверное, для этого мне нужен день.

- А что должно происходить в течение этого дня?

Просто общение. Да все что угодно может происходить. Главное, чтобы, когда день подойдет концу, мне не хотелось расстаться с этим человеком или мне захотелось бы завтра с ним встретиться еще раз.

- Какие самые безумные поступки совершали ради вас поклонники?

Ну, огромные корзины цветов – это довольно частое проявление внимания. Очень многие ездят за мной по миру. Приходят в посольство за визой и на вопрос, где приглашение, говорят: «А мы на спектакль Дианы Вишневой». Им сразу визу дают.

- Вы общаетесь с этими людьми?

Постольку-поскольку. Я бы не сказала, что это общение. Сближение не нужно ни мне, ни им.

Я благодарна мужчинам, с которыми мы были близки

- С каким чувством вы сейчас вспоминаете мужчин, которые были вместе с вами раньше?

Ни о чем не жалею и благодарна им.

- Считаете ли вы, что дружба между мужчиной и женщиной возможна?

Возможна, но редко. Но, наверное, в плане исключения бывает.

- Есть ли у вас друзья-мужчины?

Да, но их очень немного.

- На сцене вы вулкан страстей, а какая вы в жизни?

Вы знаете, это слишком общая фраза - «вулкан страстей»... У меня совершенно разные роли, репертуар, я не могу сказать так о себе. А в жизни я достаточно замкнутая. Наверное, я человек не совсем общительный, но в кругу друзей и близких я очень открыта.

- В одном из своих недавних интервью вы сказали, что недавно расстались с любимым человеком. Каким должен быть мужчина, чтобы вы обратили на него внимание, возможно, захотели бы быть с ним вместе?

Даже не знаю, как сказать. Наверное, сразу чувствуешь совместимость, когда тебе бесконечно комфортно, уютно с этим человеком, когда он тебе дает радость в жизни, понятие смысла жизни, которое хочется ощутить вдвоем.

- Бывали ли у вас ситуации, когда ваши решения в личном плане не находили поддержки у ваших родителей?

Мои родители никогда не вмешивались в мою судьбу. Даже если им что-то не нравится, они всегда полагаются на меня или на мою голову, на мои чувства. Я знаю, что даже если у меня будут трудные условия, они мне все равно помогут и поддержат. Но в принципе всегда я в трудные моменты, наоборот, ухожу и уединяюсь.

Свои ошибки я принимаю, как и победы

- Вам часто приходилось ошибаться в личной жизни?

Ошибаться… Я не считаю те или иные свои поступки ошибочными. Что ни делается - все к лучшему. Я всегда это понимала и знала. Есть чувства и есть разум, они иногда расходятся в разные стороны. Из всего делаешь собственные выводы и лучше узнаешь себя. Я ни о чем не жалею, потому что все равно делаю все очень открыто, от всего сердца, прежде всего я не вру себе. А мои ошибки, даже если они и были, я принимаю, как и свои победы.

- А обязательно, чтобы человек, который вместе с вами ходил бы на ваши премьеры, интересовался балетом?

Это обязательно, но и я его жизнью должна интересоваться так же, как он моей, иначе мы быстро разойдемся.

- Сейчас очень популярна идея свободной любви, и дети совершенно необязательно рождаются в браках. Как вы относитесь к такой идее?

Нет, это не для меня. Я выросла в нормальной семье и считаю, что дети должны рождаться в браке.

- То есть свободная любовь для вас неприемлема?

Нет, приемлема. Но это не семья.

- Вокруг вас наверняка было и есть довольно много людей, которые готовы купить вашу любовь, обращались ли к вам с такими неприличными предложениями?

Да, это может быть и в качестве подарков, и качестве цветов, но с моей стороны это очень быстро заканчивается.

- А как вы считаете, что разрушает отношения между любящими людьми?

Наверное, отношения умирают, когда теряется взаимное уважение.

- Могли бы вы быть просто женой, или вы думаете, что могли бы в будущем открыть свое дело?

Нет, просто женой я никогда не хотела быть, я свободолюбивый человек.

- А вы умеете подчиняться?

- Что сейчас происходит в вашей личной жизни?

Все в порядке. Но я не хотела бы об этом говорить. Пусть это останется личным.

Я не готова содержать мужа

- Допускаете ли вы мысль, что мужчина может жить за ваш счет, хотя бы какое то время?

Этого не может быть, потому что для меня это просто не мужчина.

- То есть он обязательно должен зарабатывать больше?

Он должен обеспечивать семью. То, что зарабатываю я, может помогать семье, но никак не являться основным источником дохода. Может быть, если бы мне было 18 лет, то я бы рассуждала по-другому. И в 18 лет это нормально. У меня такого не случилось, поэтому сейчас я более строго отношусь к финансовой стабильности. Мужчина должен быть абсолютно самодостаточен и в профессиональном, и в финансовом плане. У меня такой уровень, что мужчина просто будет себя чувствовать неуютно в моей тени. И отношения быстро закончатся.

- Что для вас деньги?

Деньги - это комфорт, уют, возможность позволить себе создать уют в доме, купить красивые наряды.

- Какие наиболее приятные подарки вы себе делали на свои деньги, понимая, что это явный каприз?

Я редко балую себя, потому что приходится зарабатывать деньги и на квартиру, и на определенные вещи, которые мне хотелось бы иметь. Но я не считаю это главенствующим, другое дело, что я не умею ни считать деньги, ни как-то ими распоряжаться. Вот когда я получила свой первый денежный приз на конкурсе в Лозанне, меня спросили где-то через два часа после окончания банкета: «А где твой приз?» И только тут я вспомнила, что оставила сумку на столике. Как ни странно, сумка с деньгами оказалась на том месте, где я ее забыла. Такое вот чудо. Очень для меня характерное.

- А случается ли вам унижаться ради того, чтобы получить какой то денежный контракт?

Нет. У меня такое количество предложений, что такой проблемы для меня не существует.

- А вообще в балете случалось ли вам унижаться?

Нет, у меня так много работы, что я, наоборот, даже не успеваю все реализовывать.

- А что может вас заставить отказаться от совместной работы?

Взаимное недопонимание. Если я вижу, что человек не близок мне, что нам не хватит времени на воплощение его творческого замысла, или же мне кажется, что профессиональный уровень хореографа недостаточно высокий. Существует достаточно много причин, когда я не пойду на это.

Критиковать меня может только любящий человек

- Многие артисты говорят, что режиссеры, для того чтобы добиться нужной «краски» от артиста, иногда ведут себя жестко и даже жестоко на репетициях. Бывали ли у вас такие ситуации и с каким сердцем вы вспоминаете таких режиссеров, если это было?

Такие ситуации бывали, меня даже снимали с премьеры, тот же Форсайт, но я не считаю, что он поступил жестко или как-то неправильно. Просто так сложились обстоятельства. И на моем мировосприятии это никак не отразилось. Мне кажется, чаще я себя веду на репетициях жестко. Я очень требовательный человек, особенно в профессии. Я не так требовательна в жизни, в быту я достаточно мягкая и не конфликтная, а вот в профессии, если меня что-то не устраивает, я не могу это сдерживать и об этом не говорить. Поэтому в работе со мной очень трудно.

Людей достаточно много, не могу вам сказать, что кто-то идол для меня, но те люди, на которых хочешь равняться, которых уважаешь, много.

- Кто может вас критиковать?

Тот человек, который давно меня знает и любит. Например, мой педагог.

- Есть ли у вас какие-то временные рамки по поводу продолжительности карьеры балерины?

Конечно, хочется танцевать больше и дольше, но все-таки важно понимать, что ты не просто выходишь на своем имени, но действительно соответствуешь заданной высокой планке. Когда же у меня появится ощущение, что я свой профессиональный уровень не дотягиваю до своего имени, тогда пойму, что нужно уходить.

- А как вы представляете свою жизнь после балета? Многие звезды спорта, которые тоже заканчивают карьеру, в расцвете лет получают высшее образование. Нет ли у вас таких планов?

Наверное, если бы моя карьера не была такой звездной, я бы, конечно, пошла учиться. А когда тебя так «разрывают» по всем театрам мира, когда ты полностью выкладываешься в балете, боюсь, что идти учиться мне будет поздно после окончания карьеры. Я думаю, что обязательно займусь иностранными языками. Мечтаю выучить французский, итальянский. Но заниматься изучением какой-то принципиально новой профессии вряд ли буду. Мне кажется, что когда уйду со сцены, столько сделаю за время своей карьеры, что мне захочется потом просто отдыхать, если будет такая возможность. А может быть, я открою свою школу балета.

- Есть ли какая-то сфера, в которой вы ощущаете себя глубоко бездарной?

Нет, я ни в какой сфере не буду бездарной, другое дело, что мне не на все хватает времени. У меня есть компьютер, но я даже его не включаю, он стоит сам по себе, как предмет интерьера. Однако я профан в компьютерной сфере только потому, что я им не занимаюсь.

Наверняка страстные поклонники балета не раз видели талантливые выступления хрупкой, нежной и одаренной танцовщицы Дианы Вишневой. Поговорим о человеке из богемы более детально, расскажем, с чего все начиналось, и чем занята Диана в наши дни.

Первые шаги

Там, где течет река Нива, в культурной столице 13 июля 1976 родилась маленькая будущая балерина. У девочки на роду было написано, что она в будущем покорит звездный Олимп и станет великой танцовщицей.

Мама малышки по национальности татарка, ее зовут Гузель. Она попала в Ленинград из далекой и солнечной Киргизии, кода приехала учиться. Папа - Виктор, работал инженером.

Как только Гузель родила дочь, она сразу поняла, что хочет чтобы та обучалась танцам, потому что когда-то сама мечтала порхать на сцене в белоснежной пачке.

Как только Дианочке исполнилось шесть, ее тут же отвели на занятия в местный дом Пионеров. Так в жизнь стала воплощаться мечта семьи невероятно далекой от творчества.

Сначала никто и подумать не мог, что из маленького утенка получится прекрасный, грациозный лебедь, поражающий своим упорством и стремлением.

Хореографы сейчас вспоминают Вишневу как барышню невероятно серьезную, задумчивую, хватающую буквально на лету каждое слово, каждое движение.

В 11 лет девочка лишь с третьего раза поступает в училище Вагановой, которое находится в Ленинграде. С 1987 года Диана - новая ученица в академии балета.

Небольшая сводка

Возраст Дарьи Вишневой: 40 лет.

Место рождения: Ленинград.

Рост балерины: 168 сантиметров. Это оптимальные параметры для балерины.

Общественная деятельность: прима балета, гастроли, тренерская работа, участие в шоу, проектах, артистка балета.

Семейное положение: официальный брак.

Первые успехи

В 1994 году юную ученицу Академии ждет первая серьезная награда - Золотая медаль, а также "Гран-при". Все это было получено на ежегодном конкурсе артистов балета, проходившем в городе Лозанне, в Швейцарии.

Именно эта победа делает Диану не просто девушкой, обучающуюся танцам, а выводит ее на новый профессиональный уровень, с которого начинает огромный скачок в карьере.

Прима

И вот спустя год, молодая Вишнева попадает туда, куда мечтают попасть тысячи девушек и молодых людей - в Мариинский театр.

Диана Вишнева, рост которой был довольно стремительным, как в самой настоящей сказке получает роль в балете «Золушка», естественно, главную. Об этом танцовщица не смела даже и мечтать.

После триумфальных выступлений и множества собранных оваций, балерине доверяют партии в «Дон Кихоте» и «Щелкунчике», где она исполняет роль Маши.

Проходит еще один год, и новой примой театра становится никто другой, как Дина Вишнева. По сути, это никого не удивило, потому что упорству, таланту и выдержке молодой девушке можно только позавидовать.

Стиль, который невозможно повторить

Сейчас уже ни для кого не секрет, что Диана Вишнева - балерина с грандиозным творческим потенциалом, идущая прямо к заветной цели.

Мама танцовщицы вспоминает, как еще совсем маленькая дочь просила сшить для нее что-то особенное, не такое как у других. А если вдруг в подарок покупались некрасивые вещи, девочка просто отказывалась их носить.

За одеждой иногда приходилось ездить Москву, только так можно было найти то, что удовлетворяло вкус маленькой модницы.

Гузель даже научилась шить и вязать, чтобы у любимой дочки всегда был эксклюзивный наряд. Девочка всегда одевалась стильно, ярко и красиво, отличаясь от своих сверстниц постоянной сменой обновок гардероба.

Фестиваль Дианы Вишневой

Талантливая артистка признается, что у нее давно уже появилась идея познакомить зрителя с современным танцем, а также показать новые тенденции в мировом балете.

Для этого Вишнева придумала, а после создала фестиваль, который носит название Context. И вот на протяжении нескольких лет, начиная с 2013 года, прима показывает публике различные направления в мире танца.

Одна из главных задач фестиваля, помочь развиться молодым дарованиям, показать публике нечто новое, доселе невиданной, удивить и покорить. Но и маститые звезды, яркие исполнители также участвуют и демонстрируют свое мастерство, опыт.

Фестиваль, проходящий под эгидой Вишневой, стартует в столице и длится там несколько дней, где зрители наслаждаются выступлением как всемирно известных звезд, так и молодых, начинающих талантов.

В программу выступлений входят творческие вечера, мастер-классы, а также различные импровизации, лекции и даже кинопоказы.

Для зрителей и для артистов балета фестиваль - это настоящий бал, карнавал, праздник, где можно проявить себя и завести публику энергетикой.

Также за кулисами Диана с партнерами обсуждает творческие планы на будущее, а также развитие балета и его направлений.

Диана Вишнева и Абрамович

Довольно долго навязчивые папарацци ломали свою голову над одним вопросом: «Какие отношения у Дианы и Абрамовича?». Поводом для любопытства стало то, что Диана Вишнева и Роман Абрамович постоянно появлялись вместе на различных мероприятиях. Также Роман - одни из главных помощников в организации мероприятий, а еще и спонсоров проектов, разработанных балериной.

Слухи развеялись, когда на церемонии закрытия фестиваля Context в ноябре 28 числа 2015 года появился Роман Абрамович с любимой женой Дарьей Жуковой. Журналисты были крайне разочарованы.

Личная жизнь

Первый раз замуж артистка вышла за танцовщика, звезду балета Фаруха Рузиматова. Он был немного старше супруги, а именно на 13 лет. Брак продлился недолго, пара рассталась.

В 2013 году балерина связывает себя узами брака повторно. Избранником стал Константин Селеневич. Это известный директор и продюсер. Церемония бракосочетания прошла на Гавайях, где плещется океан и обжигает желтый песок.

Муж танцовщицы регулярно посещает ее выступления, а девушка признается, что переживает каждый раз так, как будто делает первые шаги на сцене.

А вот бытовыми вопросами артистка не слишком увлечена. Она призналась, что не хочет тратить ценное время на домашнюю рутину. Хотя Диана уверена, что с появлением детей в ее жизни все поменяется, и семья выйдет на первое место, нежели творчество.

Диана сегодня

На данный момент Диана Вишнева - балерина, которая признана одной из самых великих во всем мире. Критики в один голос называют девушку многоликой, считая, что она искусно владеет лицом и талантливо передает все эмоции. Тело танцовщицы сравнивают со знаменитой скрипкой Страдивари, таким же тонким, гибким и совершенным.

Каждая роль удается Вишневой блестяще. Она всегда выкладывается полностью, стараясь показать зрителю всю сущность своей героини. Именно поэтому ее ценят и любят за талант, за любовь к искусству, за преданность работе, за многогранность и готовность отдаться роли полностью.

Что сулит судьба юной балерине, если со школьной скамьи она попадает в Мекку российского балетного искусства – Мариинский театр и практически сразу становится солисткой? Невиданный успех и заслуженную славу, победы на международных конкурсах и приглашения ведущих балетных театров мира. Именно это произошло с Дианой Вишневой, прима-балериной Мариинского театра.


Диана Вишнева родилась в Ленинграде 13 июля 1976 г. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 г. поступила в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой. Ее первым педагогом была Л.В. Бельская, в выпускном классе – Л.В. Ковалева.

В 1994 г. подающая надежды ученица едет в Лозанну на всемирно известный конкурс Prix de Lausanne. Это международное состязание проводится в швейцарском городе Лозанна каждый год и считается на сегодняшний день самым престижным конкурсом молодых танцовщиков всего мира. Возрастной ценз участников – 15-17 лет. Призерам предоставляется право стажироваться в одной из государственных балетных школ, сотрудничающих с Лозанной (в их числе Лондонская Королевская и Нью-Йоркская). Диана танцует в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, и получает высший приз – Gold Medal. Строгость судей этого конкурса можно оценить даже по беглому исследованию списков лауреатов: четырнадцать лет до этого Золотую медаль получали только мальчики, а после – вплоть до настоящего времени – высшая награда не присуждалась.

С победы на конкурсе начинается бурный рост карьеры Дианы Вишневой. Последний год обучения она совмещает со стажировкой в Мариинском театре, где ей сразу же дают сольные партии. Еще будучи стажером, в 1995 г. она танцует партию Китри в балете «Дон Кихот». Образ этой юной Китри до сих пор невозможно забыть. По-детски угловатая, свежая своей юностью, терпкая своим неповторимым стилем… За эту роль в 1996 г. Диана была награждена призом «Бенуа де ля данс».

Еще являясь студенткой Вагановской академии, в марте 1995 г. Вишнева выступила в Торонто в гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуреева. В концерте она танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Премьер трех известнейших мировых балетных трупп, Малахов в лице юной балерины обрел прекрасную партнершу, сотрудничество с которой будет продолжаться долгие годы.

В 1995 г. Диана закончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, где ее педагогом-репетитором стала О. Ченчикова. В это время на сцену Мариинки начинают возвращаться балеты Джорджа Баланчина, постановку которых патронирует Нью-Йоркский фонд Баланчина. Вишнева получила роль буквально в первой же со времени прихода ее в труппу премьере. Февраль 1996 г., первый показ «Symphony in C» Баланчина, Диана Вишнева танцует сольную партию в 3-й части в паре с Сергеем Вихаревым. За эту роль Диана была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит».

«Бенуа де ля данс», «Золотой софит» – а ведь эта юная танцовщица даже еще не стала примой Мариинского театра! Впрочем, это происходит вскоре, в 1996 г. Диана официально становится солисткой Мариинки, и в этом же году она получает премию «Божественная».

В 1996 г. Диана Вишнева принимает участие в следующих спектаклях и гастролях:

Февраль – главные партии в спектакле Большого театра «Дон Кихот» в Москве (с Фарухом Рузиматовым). В том же месяце – сольная партия в 1-й части балета Дж. Роббинса «В ночи» (с Виктором Барановым).

Апрель – дебют Дианы Вишневой в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», посвященном Галине Улановой (партнер Виктор Баранов). После спектакля Вишнева была повторно награждена призом «Божественная», первое вручение которого состоялось в Большом театре в феврале.

Июнь – на сцене Эрмитажного театра Вишнева впервые станцевала Фанни Черрито в «Па де катр» А. Долина.

Сентябрь – Диана Вишнева дебютировала в партии Авроры в балете «Спящая красавица».

Первое появление Дианы Вишневой в Лондоне состоялось во время сезона «Щелкунчиков» Мариинского балета в театре Колизеум (декабрь 1996 – январь 1997). На открытии гастролей Диана танцевала партию Маши с Фарухом Рузиматовым.

В 1997 г. Диана Вишнева возвращается на место своего первого триумфа – в Лозанну, но уже в качестве приглашенной звезды участвуя в гала-концерте. Она танцует па-де-де из балета «Корсар» в паре с Карлосом Акостой (Carlos Acosta).

1997 год принес молодой балерине новую роль – она впервые станцевала центральную партию в балете «Жар-Птица». Диана вновь принимала участие в летних гастролях Мариинского театра в Лондонском «Колизеуме». В ее репертуаре этих гастролей – главные партии в балетах «Дон Кихот», «Симфония до мажор», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Жар-птица» и «Видение розы».

К 215-му балетному сезону Мариинского театра у Дианы Вишневой складывается имидж признанной звезды, она – одна из тех немногих прим прославленной труппы, которые делают «лицо» театру. Темпераментная, яркая, Диана Вишнева принадлежит новому поколению харизматических балерин-актрис, умеющих привнести в любую классическую роль свой неповторимый стиль. 12 октября 1997 г. спектаклем «Ромео и Джульетта» Мариинский театр открывает новый сезон. На открытии сезона блистают Диана Вишнева и Игорь Зеленский.

Диана активно участвует во всех гастролях родного театра. Ноябрь – концерт звезд в Нью-Джерси, где Вишнева танцует па-де-де из «Ромео и Джульетты» с Виктором Барановым, соло «Кармен» в хореографии И. Бельского и па-де-де из «Корсара» с Фарухом Рузиматовым. В ноябре же – гала-концерт в Нью-Йорке, на сцене Линкольн-Центра, посвященный Сергею Дягилеву. Здесь Диана танцует «Видение розы» с Владимиром Малаховым и па-де-де Чайковского-Баланчина с Вячеславом Самодуровым.

В январе-феврале 1998 г. возобновляются связи двух великих российских театров – Мариинского и Большого. Диана принимает участие в обменных гастролях: Китри в «Дон Кихоте» с Фарухом Рузиматовым, первый дуэт в балете «В ночи» в программе «Вечер американской хореографии» и вариация в гран-па в «Пахите» в гала-концерте.

В июне 1998 г. Ролан Пети переносит на сцену Мариинского театра свои балеты «Юноша и смерть» и «Кармен». В «Кармен» Диана Вишнева и Фарух Рузиматов исполняют главные партии во втором премьерном спектакле 26 июня. Манящая, дразнящая Кармен в интерпретации Вишневой, подобно драгоценному камню, играет и переливается на сцене. У Дианы танцуют не только ноги и руки, – она танцует вся: глазами, локонами, неповторимыми линиями каждого своего движения.

В том же месяце Вишнева и Рузиматов получают приз пивоваренного завода «Балтика» как «лучший дуэт». Можно ли в жестких канонах классических балетов выразить собственное «я»? Именно это удается двум выдающимся танцовщикам. Узкие рамки классики не давят на их индивидуальность, а позволяют полнее раскрыться таланту. Привычные роли наполняются новым содержанием и поистине заставляют заблистать своих исполнителей.

Не смотря на это, молодая балерина мечтает попробовать себя в современной хореографии. Это происходит в 1999 г., когда Диана Вишнева танцует сольную партию в «Поэме экстаза» Алексея Ратманского. А в 2000 г. молодой, но очень востребованный хореограф, ставит на сцене Мариинского театра новый нашумевший спектакль – балет Прокофьева «Золушка», – ориентируясь именно на Диану. Но об этом ниже. Сохраняя хронологию событий, отметим участие Вишневой в гастролях Мариинки летом 1998 г. в Граце (Австрия), где она станцевала «Спящую красавицу» на открытии гастролей.

В феврале 1999 г. Диана дебютирует в заглавной партии балета «Жизель». В сезоне 1998-1999 гг. Мариинский театр начинает делать попытки реконструкции прежних постановок.

30 апреля 1999 г. осуществляется премьера старой-новой «Спящей красавицы», восстановленной Сергеем Вихаревым. На премьере Вишнева танцует принцессу Аврору в паре с Андрианом Фадеевым.

Летом 1999 г. Мариинский балет гастролирует в Нью-Йорке. Вишнева танцует «Спящую красавицу», «Жизель», «Симфонию до мажор» и па-де-де Чайковского-Баланчина.

В следующем сезоне Мариинский театр продолжает ставить балеты Баланчина. Первый крупный балет – триптих «Драгоценности» – вызывает обширный резонанс прессы. На премьере 30 октября 1999 г. Диана Вишнева танцует сольную партию во второй части, в «Рубинах». Диана в этой роли – истинный «рубин»: ее искрящаяся манера танца, фонтаном бьющая энергия и отточенная техника логически ложатся на эту партию.

Следующая премьера сезона – «Манон» Кеннета МакМиллана – принесла Диане одну из самых любимых ролей. Нежная и страстная, жертвенная и беззаветно любящая Манон особенно прочувствована балериной. В этой партии на Втором фестивале «Мариинский» в 2002 г. она будет блистать в паре со знаменитым премьером Парижской Гранд Опера Мануэлем Легри. Эту партию она танцует в ноябре 2001 г. и в январе 2002 г. с труппой Баварского Балета (Bavarian State Ballet) в Мюнхене (партнер Ален Ботайни (Alen Bottaini)). За роль Манон, а также за сольную партию в «Рубинах», Вишнева вновь была выдвинута на соискание театральной премии «Золотая Маска».

Летом 2000 г. в Лондоне, на сцене театра Ко

вент-Гарден, проходят грандиозные по масштабу гастроли Мариинского театра: восемнадцать балетных и шестнадцать оперных представлений. Мариинский стал первым международным коллективом, который выступил на сцене Ковент-Гардена после капитальной реконструкции здания. Первую часть гастролей Диана Вишнева открывает «Спящей красавицей» (с Игорем Зеленским), а затем танцует главную партию в «Рубинах». Во время второй части гастролей Диана исполняет главные партии в «Дон Кихоте», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте» и «Шехерезаде». Эти гастроли поистине можно назвать триумфальными.

С 2001 года в Мариинском театре в феврале-марте ежегодно проводится Международный фестиваль балета «Мариинский», который становится своеобразным праздником балета. Он собирает огромное количество любителей балета, представителей прессы из Москвы и других стран. В фестивале принимают участие известные солисты, а также целые балетные труппы. В феврале 2001 г., на первом фестивале, Диана Вишнева танцует «Жизель» с гастролером – Владимиром Малаховым. В гала-концерте Вишнева исполняет адажио из «Манон», также с Малаховым, и вариацию в «Пахите».

В марте 2001 г. Диана Вишнева, наконец, получает «Золотую маску», – за сольную партию в «Рубинах» Дж. Баланчина. Март 2001 г. также приносит Вишневой дебют в партии Никии в балете «Баядерка».

Мариинский театр набирает вес среди ведущих мировых балетных трупп. С ним начинает сотрудничество знаменитый Гамбургский хореограф Джон Ноймайер. 28 апреля 2001 г. Мариинский театр показывает премьеру трех балетов Ноймайера – «Весна и осень», «Теперь и тогда» («Now and Then») и поставленный специально для Мариинки «Звуки пустых страниц». На премьере Диана Вишнева танцует сольную партию в балете «Весна и Осень» и роль Музы в «Звуках пустых страниц».

В мае 2001 г. Президент подписал указ о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства за 2000 год. Диана Вишнева получила премию за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада».

Летом 2001 г. Мариинский балет вновь гастролирует в Лондоне, в театре «Ковент-Гарден». Диана Вишнева танцует главные партии в «Спящей красавице», «Рубинах», «Манон», «Симфонии до мажор» и «Шехерезаде». На некоторых представлениях «Рубинов» и «Симфонии до мажор» ее партнером был премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Об этих гастролях снимают документальный фильм «Киров-балет. Люди и танцы».

В декабре 2001 г. Диана дебютирует в театре Ла Скала в Милане: партия Авроры в «Спящей красавице» (версия Р. Нуреева). Партнер – Роберто Болле (Roberto Bolle).

В феврале 2002 г. Мариинский балет гастролирует в Вашингтоне, на сцене Кеннеди-Центра. Гастроли открываются «Спящей красавицей» с Дианой Вишневой в главной партии.

5 марта 2002 г. в Мариинском театре состоялась мировая премьера балета «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского. В своих постановках Ратманский следует современным направлениям и в то же время не ссорится с классикой. Искренность, прикрытая усмешкой – интонация многих его балетов. Прелестное дитя, сказочная и современная, Золушка Ратманского и Вишневой – не замарашка, превращающаяся в принцессу, а – всегда принцесса, только до поры до времени неоткрытая, неувиденная. О маленькой принцессе, спрятанной внутри каждой женщины, получился этот спектакль, а Диана Вишнева в нем – то необходимое звено, которое связывает все компоненты воедино. За эту роль Диана была номинирована на «лучшую женскую роль в балете» театральной премии «Золотая маска».

На Втором международном фестивале балета «Мариинский» в марте 2002 г. Диана впервые танцует с премьером Парижской Оперы Мануэлем Легри («Манон», «Рубины»), плодотворное сотрудничество с которым продолжается и в последующие годы (отрывок из «Кармен» на Третьем фестивале, март 2003 г.; июнь 2003 г. – «Манон» версии Р. Нуреева на сцене Гранд Опера).

В апреле 2002 г. Диана впервые исполняет заглавную партию в «Раймонде».

В мае 2002 г. состоялся дебют Дианы Вишневой в Парижской Опере («Дон Кихот» версии Р. Нуреева с Жози Мартинесем (J. Martinez), одним из премьеров труппы).

Июль 2002 г. – гастроли Мариинского балета на сцене Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) (главные партии в новой-старой «Баядерке» Сергея Вихарева, «Дон Кихоте» и «Рубинах»).

2002 год стал особо удачным для Дианы Вишневой по части гастрольных спектаклей и приглашений в престижные балетные театры мира. В сезоне 2002 – 2003 гг. артистическим директором балетной труппы Берлинской Оперы становится Владимир Малахов. Он приглашает Диану Вишневу выступать с берлинской труппой в качестве guest-star. Новый балетный сезон Берлинская опера открывает балетом «Жизель» с Вишневой и Малаховым в главных ролях.

Вишнева и Малахов танцуют и в Миккели (Финляндия), на ежегодном балетном фестивале (октябрь 2002 г.). Они исполнили главные партии в «Спящей красавице», что стало их первым совместным выступлением в этом балете, а также па-де-де Чайковского-Баланчина в концертной программе.

В декабре Малахов ставит в Берлинской Опере свою версию балета «Баядерка» и приглашает Диану на партию Никии (Солор – Владимир Малахов).

В декабре в Афинском театре «Мегарон» восемь раз был показан балет «Жизель» при участии солистов из разных трупп. Партии Жизели и Альберта исполняли Диана Вишнева с Владимиром Малаховым и Светлана Захарова с Игорем Зеленским.

По-прежнему Диана гастролирует и с Мариинским балетом: в театре Шатле (Париж) в октябре 2002 г. она танцует главные партии в «Жар-птице», «Щелкунчике» М. Шемякина и старой-новой «Баядерке».

Имя Дианы Вишневой становится хорошо известным в ведущих балетных театрах мира. Каждый год она получает большое количество приглашений. В 2002 г. по опросу журнала Dance Europe Диану Вишневу называют лучшей танцовщицей Европы.

2003 год расписан у балерины буквально по дням. Май – Берлинская опера, премьера балета Баланчина «Империал», июнь – Гранд Опера, «Манон» с М. Легри. К сентябрю Диана готовит партию Татьяны в балете Дж. Кранко «Евгений Онегин» для Берлинской оперы.

В 2003 году состоялся дебют Дианы в Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) со спектаклем «Ромео и Джульетта» (К.МакМиллана) . В феврале 2003 года у неё состоялась долгожданная премьера «Лебединого озера» в Берлинской Staatsopera.

По итогам 2003 года Диана стала лауреатом премии «Душа танца» в номинации «Королева танца», вручаемой ежегодно журналом «Балет».

16 февраля 2005 года исполнилось 10 лет выхода Дианы Вишнёвой на сцену Мариинского театра с её первым спектаклем («Дон Кихот»). Юбилей был отмечен её анонсным спектаклем «Жизель» 31 января в театре, Бенефисом в Консерватории 4 февраля с «Вечером современной хореографии» и «Бенефисом» в Мариинском театре 26 марта в рамках международного фестиваля балета «Мариинский».

24 мая 2005 года Диана получила статус прима-балерина (principal dancer) Американского театра балета (АВТ) и блистательно выступила в весенне-летнем сезоне театра на сцене Метрополитен опера (Нью-Йорк).

21 сентября 2005 года Мариинский театр открыл 223 балетный сезон традиционным «Лебединым озером». Не традиционно было то, что в главной партии этого балета впервые на родной сцене выступила Диана Вишнёва.

9 и 11 января 2006 года с триумфом прошли выступления Дианы с труппой Парижской оперы, где она станцевала «Лебединое озеро» в редакции Р.Нуреева.

29 апреля 2006 года на новой сцене Большого театра в Москве Диана станцевала в качестве приглашенной солистки «Лебединое озеро» в редакции Ю.Григоровича. Выступление её вызвало широкое и длительное обсуждение в прессе и на балетных форумах.

31 января 2007 Указом президента РФ солистке Мариинского балета Диане Вишневой присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.

17 сентября 2007 свой юбилейный 225 сезон Мариинский театр открыл балетом «Ромео и Джульетта» с участием Дианы Вишнёвой.

7 октября 2007 на сцене Мариинского театра был показан новый балет «Silenzio. Диана Вишнёва», который был поставлен Андреем Могучим и Алексеем Кононовым.

13 февраля 2008 в Калифорнии (США) состоялась премьера нового хореографического спектакля из трех частей «Диана Вишнёва: Красота в Движении». Инициатором и продюсером Проекта был президент компании «Ardani Artists» Сергей Данильян, хореографами-постановщиками стали Алексей Ратманский («Лунный Пьеро»), Moses Pendleton («F.L.O.W.») и Dwight Rhoden («Three Point Turn»). Премьера Программы прошла также в Нью-Йорке (21-24 февраля) и Москве (28, 29 февраля). Официальная пресса оценила проект как уникальный, а главную исполнительницу - как универсальную балерину и творческую личность.