Дифференциация букв ч ц на письме упражнения. Дифференциация согласных в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок. .
Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться - всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.

На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше -
Очень больно колется.
(Кактус)

Осторожные.
Смолк над лесом гром гремучий
Целых три часа назад.
Но грибы на всякий случай
Из-под зонтиков глядят.
(В. Орлов)

Выучить наизусть стихотворение.

Пчела.
На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчёлка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается -
Это ей не нравится.
(К. Быкова)

Первый червяк.


Повела курица цыплят учить червяков искать.
- Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка.
Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.
- Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.
- Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.
После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
- Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.

(По М. Петрову)

Желаем успеха!

Цели:

1. Коррекционно – развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

2. Образовательные:

  • умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;
  • расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;
  • дифференциация звуков и букв Ц, Ч;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;
  • освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • формирование навыков работы по инструкции.

3. Воспитательные:

  • воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

  • рабочие тетради;
  • зеркала;
  • картинки с изображением птиц;
  • демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
  • таблица с буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Логопед: Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Логопед: Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ученики: Звуки [ч] и [ц].

Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Ученики: О буквах Ч и Ц.

2. Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

3. Соотношение звуков с буквами.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.

Логопед: А верхний элемент у буквы Ч?

Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

5. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Логопед: Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Ученики: Это курица.

Логопед: Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

Какое слово у вас получилось?

Ученики: Цыпленочек.

Логопед: Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Логопед: Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

6. Физкультурная минутка.

Логопед: Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)
Ножками топочут, (Топают ногами.)
Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

7. Шифровка слов.

Логопед: Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

8. Игра «Большой-маленький».

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).

Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Логопед: Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

Логопед: А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

9. Повтори за мной.

  • Ца-ца-ца – курица.
  • Чи-чи-чи – грачи.
  • Ча-ча-ча – чайка.
  • Цы-цы-цы – цыпленок.
  • Чи-чи-чи – чижи.

10. Итог занятия.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
  2. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.
  3. Пименова Т. И. Выговаривать хочу... Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.

Цели:

Образовательные:

  • умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  • дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  • формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  • формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».

Цели:

Образовательные:

  1. умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  2. дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  3. упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  4. формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  2. развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Ход занятия

1. Орг. момент (слайд 2)

Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

2. Объявление темы занятия. (слайд 3)

Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.

Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?

Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?

Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?

Звуки [ч] и [ц].

О каких буквах мы будем говорить на занятии?

О буквах Ч и Ц.

3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.

Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.

4. Анализ артикуляции. (слайд 4)

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

5. Характеристика звуков.

6. Связь звуков и букв. (слайд 5)

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

А верхний элемент у буквы Ч?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».

7. Развитие фонематического слуха:

Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. (-звук [ч], -звук [ц])

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?

(вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.

Губы округлены (звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])

9. Пальчиковая гимнастика

Поиграем с пальчиками.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)

В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:

кольцо – колечко

курица – курочка

огурец – огурчик

пуговица – пуговичка

птица – птичка

сестрица – сестричка

лисица – лисичка

улица – улочка

рукавицы – рукавички

водица – водичка

яйцо – яичко

перец – перчик

заяц – зайчик

овца – овечка

крыльцо – крылечко

перец – перчик

лицо – личико

словцо – словечко

луковица – луковичка

блюдце – блюдечко

11. Дифференциация звуков в предложении

Закончите предложения. (слайд 8)

После среды наступает....

На концерте выступали……

Ручей мельче....

Пчёлы разносят цветочную....

Слова для справок:

пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)

Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:

Гнездо.

У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

13. Домашнее задание. (слайд 10)

Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:

Птицы кормить птенчики

Дети поливать огурцы и чеснок

Мальчик в окно стучит

Цветы в саду цвести

14. Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?

15. Оценка работы детей на занятии.

Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:

· присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

· стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;

· поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч - ц. 1 класс

четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».

Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л

улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами

На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ

ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести

СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!

Предварительный просмотр:

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

кольцо

курица – ____________________________

огурец – ____________________________

пуговица –__________________________

птица

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

сестрица

лисица – _____________________________

улица

рукавицы – ___________________________

водица – _____________________________

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

яйцо

перец – ______________________________

заяц – _______________________________

овца – _______________________________

крыльцо – ____________________________

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

перец – ______________________________

лицо – ______________________________

словцо – _____________________________

луковица – ___________________________

блюдце – ____________________________

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

пыльцу четверг скрипачи речки

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

У ласточки было четыре птенца.

Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.

Один птенчик выпал из гнезда.


Сталина Лазарева
Дифференциация звуков [ц]-[ч]. Конспект группового логопедического занятия (для детей 6–7 лет)

Тема : Дифференциация ц-ч .

Цель : научить различению звуков ц-ч на слух и правильному написанию букв ц-ч в слогах, словах, предложениях.

Задачи :

образовательные :

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч» , имеющих акустико-артикуляционное сходство;

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

Развитие грамматического строя речи;

Расширение словарного запаса по теме «Птицы» .

Формирование связной речи;

коррекционно – развивающие :

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;

Развитие тактильных ощущений;

воспитательные :

воспитание интереса к учебе.

Межпредметные связи : математика, развитие речи, окружающий мир.

Оборудование : зеркала, карточки с буквами, презентация, циркуль.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли готово к занятию ?

Активизируем глазки, лицо.

Сделаем психогимнастику :

Мы умеем улыбаться (улыбнуться, мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым, мы умеем сердиться (нахмуриться, мы умеем восхищаться (выразить восхищение) .

С хорошим настроением приступаем к нашему занятию .

2. Выявление темы :

Послушайте скороговорку, и определите, какие звуки чаще всего в ней повторяются?

Цапнула цапля чёрные чернила, белая цапля циркулем чертила.

Кто такая цапля? (птица)

А что значит цапнула? (схватила)

А что такое чернила? (чёрная жидкость, которую заправляют в ручку)

А что такое циркуль? (геометрический инструмент, с помощью которого чертят окружность)

Какие звуки чаще всего повторяются? (звуки ч-ц )

3. Уточнение артикуляции и связь звука с буквой .

Посмотрите в зеркало, произнесите звуки ц и ч . Давайте дадим характеристику этим звукам :

Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с .

Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш .

Покажите букву звуков ц , ч.

Назовите звук этой буквы .

На букву ч – запоминаем чайку, на букву ц – цепь.

Изографы «Курица» , «Часы» (что изображено на картинках? См. приложение)

Определить на ощупь буквы ч –ц (предлагаются вырезанные из бархатной бумаги буквы)

4. Развитие фонематического восприятия.

а) по слоговой таблице (см. приложение)

б) игра «Наоборот» (кидаю мяч, называя слог ца, ученик должен кинуть мяч обратно, сказав слог ча и т. д.)

в) «Эхо» (повторить за логопедом цепочку слогов ца-ца-ча , цо-чо-чо и т. д.)

г) в чистоговорках

ца-ца-ца – четыре яйца

чо-чо-чо – очень горячо

цу-цу-цу – мы ведём овцу

чу-чу-чу – пятёрку я хочу.

Физ. минутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок (наклоны в стороны, руки на поясе) .

Хомка раненько встаёт (потянутся,

Щёчки моет (руками потереть щёки и шею,

Шейку трёт.

Подметает хомка хатку (наклоны туловища вперёд)

И выходит на зарядку (маршировка на месте)

Раз, два, три,четыре, пять (руки вверх, в стороны, вперёд)

Хомка хочет сильным стать.

5. Печатаем под диктовку слоги

1): ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.

2) отгадать загадку :

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица :

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется. (Синица)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …

(Грачи)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Угадайте, что за птичка :

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Зернышко клюет,

Деток зовет :

"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! " (Курица) .

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.

А зовут его скворец

(Скворец)

Над волной она летает,

Рыбу из воды хватает,

Провожает корабли

И встречает близ земли

(Чайка)

Какая птица лишняя? (Курица, потому что она – домашняя птица)

3)вставить слог ца или ча :

Ули-, да-, кури-, уда-, пятни-, столи-

4) вставить буквы ц или ч : (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу) :

Води…а – води…ка

Ли…о – ли…ико

Зая… - зай…ик

Огуре… - огур…ик.

5) Составить предложения, использую картинки (скворец, чайка, цапля) .

На болоте живёт …. .

Над морем пролетала ….

В скворечнике живёт ….

6. Итог занятия .

Какие звуки и буквы мы различали на занятии ?

Назвать слова со звуками ц и ч .

Список использованной литературы.

2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - Владос, 1997.

3. Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок - Аст\ Астрель, 2008.

Елена Новикова
Коррекционное занятие «Звуки [Ц]-[Ч] и буквы Ц-Ч»

Тема : Звуки и буквы Ц-Ч.

Цель : дифференциация звуков и букв Ц-Ч.

Задачи урока :

1. Учить различать согласные звуки и буквы, смешиваемые в устной речи и на письме.

2. Развивать простые формы фонематического анализа, фонематические представления.

3. Развивать психические функции (зрительную память, слуховое внимание).

4. Формировать правильную артикуляцию, звукопроизношение этих звуков.

Оборудование:

1. Карточки с портретами героев: Незнайки, Словознайкина, Звукознайкина, “облачка дыхания”.

2. Предметные картинки к словам со звуками (Ц) и (Ч).

3. Карточки к играм “Корректор” и “Звуковой коврик”.

4. Разноцветные флажки для оценивания правильных ответов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли готово к занятию?

Для самых внимательных, активных и старательных ребят мои помощники приготовили небольшие сюрпризы.

2 Дыхательная гимнастика.

“Облако дыхания”

Итак, чему мы учимся на занятиях с логопедом?

(правильно говорить и писать)

Как мы должны говорить?

(четко, внятно, всем понятно)

Что является энергией нашей речи, её движущей силой?

(выдыхаемый воздух)

Какой герой помогает нам выполнять упражнения на дыхание?

(“Облачко дыхания”. Вывешиваю на доску.)

Выполнение упражнений с движением рук.

И. п. стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза.

Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза).

Поработаем над силой выдоха.

Упражнение “свеча”.

Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

Тем ребятам, которые правильно выполняли эти движения, облачко дарит голубые флажки.

(быстро раздаю)

3. Подготовка к восприятию нового материала .

Словознайкин

Попробуйте отгадать, над какими звуками мы будем сегодня работать. Вот какие стихи принес сегодня Словознайкин.

Цапля ходит по болоту

Ждут в гнезде её птенцы .

Цирк откроется в субботу

Уж приехали борцы

Какой звук здесь повторяется? (Ц)

В каких словах встретился звук (Ц? (Показываю иллюстрации к стихам)

“Спешил куда-то сверчок ,

Нашел сверчок пятачок ,

сменял пятачок на крючок ,

крючок поменял на значок

Какой звук повторялся? (Ч)

В каких словах встретился звук (Ч? Что они обозначают, кто покажет на картинке?

Молодцы, Словознайкину очень понравились ваши ответы, он дарит вам зелёный флажок.

4. Обьявление темы и целей занятия

Кто сможет озвучить тему нашего занятия?

“Сравнение и различение звуков Ц – Ч” (Открываю запись на доске)

Что мы будем учиться делать с этими звуками? (правильно произносить, анализировать, находить эти звуки в словах, сравнивать между собой, обозначать буквами)

А какой герой поможет нам в этом? (Звукознайкин)

5. Анализ звуков по таблице

Звукознайкин

согласный Согласный

Глухой - непарный Глухой - непарный

Твердый - непарный Мягкий - непарный

свистящий Шипящий

Язычок внизу Язычок вверху

Губы - “улыбка” Губы – “трубочка”

Струя холодная Струя теплая

Что вы знаете про эти звуки?

Чем похожи, чем отличаются эти звуки?

Обратить внимание на положение губ и языка.

Ребята, которые давали правильные и полные ответы получают от моего помощника красный флажок.

6 Узнавание звука по беззвучному артикулирова-

нию - Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести. Ладонь показывает положение язычка (ц, ц, ч, ч, ч, ц, ч, ч, ц)

7 Физкультминутка

Давайте немножко отдохнём. Встаньте и покажите, как стоит цапля (дети стоят на одной ноге).

Слушайте слова: если в слове услышите звук Ц, встаньте, как цапля, если Ч – покажите маленького сверчка, присядьте на корточки.

ЧЕРТА, ЦЕПОЧКА, КАЧЕЛИ, КРЮЧОК, ЦИРК, ПТЕНЕЦ, ЧЕЛОВЕК, БОРЦЫ, ПРИНЦ, ЧЕСНОК, КУРИЦА, ЗНАЧОК. 2 мин.

8 Соотнесение звуков и букв

Незнайка

Незнайка путает эти буквы. Он просит вас ему помочь, объяснить, чем они отличаются. Кто хочет на доске показать, как пишутся буквы Ц и Ч и объяснит Незнайке, чем они отличаются? Как Незнайке запомнить, как пишутся эти буквы?

Запомни Незнайка: нижнее положение кончика языка на звуке Ц – и нижний элемент буквы - “зацепочка”; верхнее положение кончика языка на звуке Ч – верхний элемент буквы – “чайка».

9 Игра «Будь внимательным»

Найдите в тексте буквы Ч и Ц. Букву Ч – обведите, букву Ц – зачеркните.

(Каждому ребенку раздаются листочки с печатным текстом, вырезанные из журнала. Ученики ищут буквы и выполняют задание) Незнайка приготовил для вас жёлтые флажки.

10 Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики хорошо потрудились, а теперь они хотят немного поиграть.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

11 Наблюдение за чередованием звуков Ц - Ч

В каких словах вы сейчас опять услышали звук Ч?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук Ц.

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки Ц – Ч могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники” (с мячом). Я говорю слово со звуком Ц, а вы превращаете его в Ч

Кольцо – колечко

Курица – курочка

Огурец – огурчик

Пуговица – пуговичка

Птица – птичка

Сестрица – сестричка

Лисица – лисичка

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звук Ц и Ч? (вспоминаем особенности артикуляции)

12 Тренировка в распознавании анализируемых звуков

Мы сегодня много узнали про звуки (Ц) и (Ч).

Научились их различать на слух и по артикуляции.

Мои помощники хотят проверить, все ли ребята сегодня были внимательными и научились различать эти звуки.

Игра “Звуковой коврик”

(у каждого полотно с сеткой квадратиков 3*3 и простой карандаш)

Если вы услышите в слове звук Ц, рисуете вытянутые губки (-, если услышите звук Ч – круглые (0)

1. черта, цепь, цветы

2. силач, мяч, молодец

3. мельница, мыльница, свеча

Проверяем. Сравните, какой узор получился у меня на доске и у вас на листочках. Встаньте, у кого правильно.

Вы выиграли красивый розовый флажок. Молодцы. Давайте похлопаем этим ребятам.

13 Итог занятия.

Рефлексия .

К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня про звуки (Ц) и (Ч).

Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки и буквы?

Давайте подведем итоги, сколько флажков заработал каждый ученик?

Я вам обещала показать, какой сюрприз приготовили для вас мои помощники. Это кораблики, которые они каждому из вас нарисовали. Вам останется дома только приклеить эти флажки, которые вы сегодня выиграли.

Поднимите руку те, кто может сказать, что он научился не путать звуки и буквы Ц-Ч.