Дориан грей опыт и ошибки. Цитаты оскара уайльда. Цитаты об Оскаре Уайльде

Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого.Тебе все одинаково безразличны.

Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему.

-Значит вы не любите нашу страну?
-Я в ней живу.

Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.

Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм - только поза.

Всякий портрет, написанный с любовью, - это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.

Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все.

Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается.

В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Тщательнее всего следует выбирать врагов. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить. Ты скажешь, что мой выбор объясняется тщеславием? Что ж, пожалуй, это верно.

Люди меня интересуют больше, чем их принципы, а интереснее всего - люди без принципов.

Собственная душа и страсти друзей - вот что самое занятное в жизни.

Хорошего влияния не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе безнравственно, - безнравственно с научной точки зрения.

Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа.

Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания. Она - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает.

В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.

Американские девицы так же ловко скрывают своих родителей, как английские дамы - свое прошлое.

За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.

Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней.

В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

Мой мальчик, поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, - это попросту доказательство бессилия… Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.

Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом.

Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз - но уже с удовольствием.

Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно. И часто человек воображает, будто он производит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой.

В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь.

Только людям ограниченным нужны годы, чтобы отделаться от какого-нибудь чувства или впечатления. А человек, умеющий собой владеть, способен покончить с печалью так же легко, как найти новую радость. Я не желаю быть рабом своих переживаний. Я хочу ими насладиться, извлечь из них все, что можно. Хочу властвовать над своими чувствами.

У нас принято говорить о «тайных» пороках. Но тайных пороков не бывает. Они сказываются в линиях рта, в отяжелевших веках, даже в форме рук.

— Да кто же вы?
— Определить — значит ограничить.

Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.

Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем.

Самая обычная вещь начинает казаться интригующей, когда начинаешь ее скрывать.

Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие обращают на это внимание.

Каждый из нас носит в себе и ад, и небо.

Душа и тело, тело и душа - какая это загадка! В душе таятся животные инстинкты, а телу дано испытать минуты одухотворяющие. Чувственные порывы способны стать утонченными, а интеллект - отупеть. Кто может сказать, когда умолкает плоть и начинает говорить душа? Как поверхностны и произвольны авторитетные утверждения психологов! И при всем том - как трудно решить, которая из школ ближе к истине! Действительно ли душа человека - лишь тень, заключенная в греховную оболочку? Или, как полагал Джордано Бруно, тело заключено в духе? Расставание души с телом - такая же непостижимая загадка, как их слияние.

Лорд Генри задавал себе вопрос, сможет ли когда-нибудь психология благодаря нашим усилиям стать абсолютно точной наукой, раскрывающей малейшие побуждения, каждую сокровенную черту нашей внутренней жизни? Сейчас мы еще не понимаем самих себя и редко понимаем других. Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз - но уже с удовольствием.

Лорду Генри было ясно, что только экспериментальным путем можно прийти к научному анализу страстей. А Дориан Грей - под рукой, он, несомненно, подходящий объект, и изучение его обещает дать богатейшие результаты. Его мгновенно вспыхнувшая безумная любовь к Сибиле Вэйн - очень интересное психологическое явление. Конечно, немалую роль тут сыграло любопытство - да, любопытство и жажда новых ощущений. Однако эта любовь - чувство не примитивное, а весьма сложное. То, что в ней порождено чисто чувственными инстинктами юности, самому Дориану представляется чем-то возвышенным, далеким от чувственности, - и по этой причине оно еще опаснее. Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно. И часто человек воображает, будто он производит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой.

Так размышлял лорд Генри, когда раздался стук в дверь. Вошел камердинер и напомнил ему, что пора переодеваться к обеду. Лорд Генри встал и выглянул на улицу. Закатное солнце обливало пурпуром и золотом верхние окна в доме напротив, и стекла сверкали, как листы раскаленного металла. Небо над крышами было блекло-розовое. А лорд Генри думал о пламенной юности своего нового друга и пытался угадать, какая судьба ждет Дориана.

Вернувшись домой около половины первого ночи, он увидел на столе в прихожей телеграмму. Дориан Грей извещал его о своей помолвке с Сибилой Вэйн.

Глава V

Мама, мама, я так счастлива! - шептала девушка, прижимаясь щекой к коленям женщины с усталым, поблекшим лицом, которая сидела спиной к свету, в единственном кресле убогой и грязноватой гостиной. - Я так счастлива, - повторила Сибила. - И ты тоже должна радоваться!

Миссис Вэйн судорожно обняла набеленными худыми руками голову дочери.

Радоваться? - отозвалась она. - Я радуюсь, Сибила, только тогда, когда вижу тебя на сцене. Ты не должна думать ни о чем, кроме театра. Мистер Айзекс сделал нам много добра. И мы еще до сих пор не вернули ему его деньги…

Девушка подняла голову и сделала недовольную гримаску.

Деньги? - воскликнула она. - Ах, мама, какие пустяки! Любовь важнее денег.

Мистер Айзекс дал нам вперед пятьдесят фунтов, чтобы мы могли уплатить долги и как следует снарядить в дорогу Джеймса. Не забывай этого, Сибила. Пятьдесят фунтов - большие деньги. Мистер Айзекс к нам очень внимателен…

Но он не джентльмен, мама! И мне противна его манера разговаривать со мной, - сказала девушка, вставая и подходя к окну.

Не знаю, что бы мы стали делать, если бы не он, - ворчливо возразила мать.

Сибила откинула голову и рассмеялась.

Он нам больше не нужен, мама. Теперь нашей жизнью будет распоряжаться Прекрасный Принц.

Она вдруг замолчала. Кровь прилила к ее лицу, розовой тенью покрыла щеки. От учащенного дыхания раскрылись лепестки губ. Они трепетали. Знойный ветер страсти налетел и, казалось, даже шевельнул мягкие складки платья.

Я люблю его, - сказала Сибила просто.

Глупышка! Ох, глупышка! - как попугай твердила мать в ответ. И движения ее скрюченных пальцев, унизанных дешевыми перстнями, придавали этим словам что-то жутко-нелепое.

Девушка снова рассмеялась. Радость плененной птицы звенела в ее смехе. Той же радостью сияли глаза, и Сибила на мгновение зажмурила их, словно желая скрыть свою тайну. Когда же она их снова открыла, они были затуманены мечтой.

Узкогубая мудрость взывала к ней из обтрепанного кресла, проповедуя благоразумие и осторожность, приводя сентенции из книги трусости, выдающей себя за здравый смысл. Сибила не слушала. Добровольная пленница Любви, она в эти минуты была не одна. Ее принц, Прекрасный Принц, был с нею. Она призвала Память, и Память воссоздала его образ. Она выслала душу свою на поиски, и та привела его. Его поцелуй еще пылал на ее губах, веки еще согревало его дыхание.

Мудрость между тем переменила тактику и заговорила о необходимости проверить, навести справки… Этот молодой человек, должно быть, богат. Если так, надо подумать о браке… Но волны житейской хитрости разбивались об уши Сибилы, стрелы коварства летели мимо. Она видела только, как шевелятся узкие губы, и улыбалась.

ТОП-20 цитат О. Уайльд "Портрет Дориана Грея".

1. Когда я очень люблю человека, я никогда никому не называю его имени. Это все равно что отдать другим какую-то частицу дорогого тебе человека.

2. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, когда начинаешь скрывать ее от людей.

3. Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. "Совесть" - официальное название трусости, вот и все.

4. Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.

5. Идея, пожалуй, имеет тем большую самостоятельную ценность, чем менее верит в нее тот, от кого она исходит, ибо она тогда не отражает его желаний, нужд и предрассудков.

6. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед Богом, страх, на котором держится религия, - вот что властвует над нами.

7. Так пользуйтесь же своей молодостью, пока она не ушла. Не тратьте понапрасну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и ничтожествам, следуя ложным идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи. Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте, вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь!

8. Всегда!.. Какое ужасное слово! Я содрогаюсь, когда слышу его. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. Притом "всегда" - это пустое слово. Между капризом и "вечной любовью" разница только та, что каприз длится несколько дольше.

9. Некоторые люди очень охотно отдают то, что им самим необходимо. Вот что я называю верхом великодушия.

10. Сейчас мы еще не понимаем самих себя и редко понимаем других. Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки.

11. Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

12. И часто человек воображает, что он проводит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой.

13. Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, будущее же неотвратимо.

14. Каждый, кто любит поучать других, начинает с обещания, что это будет в первый и последний раз, а потом беспрестанно нарушает свое обещание.

15. Пожалуй, спокойствие и непринужденность кажутся более всего естественными тогда, когда человек вынужден притворяться.

16. Просто возмутительно, что в наше время принято за спиной у человека говорить о нем вещи, которые...безусловно верны.

17. Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Жаль только, что так часто человеку за одну-единственную ошибку приходится расплачиваться без конца.

18. Все хорошие шляпы создаются из ничего. Как и все хорошие репутации. А когда человек чем-нибудь действительно выдвинется, он наживает врагов. У нас одна лишь посредственность - залог популярности.

19. Даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они - такая существенная часть нашего "я".

20. Мы вправе судить о человеке по тому влиянию, которое он оказывает на других.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Великолепное произведение, наполненное глубочайшим смыслом. Возможно, Вы найдете что-то интересное для себя.

1. Когда я очень люблю человека, я никогда никому не называю его имени. Это все равно что отдать другим какую-то частицу дорогого тебе человека.


2.
Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, когда начинаешь скрывать ее от людей.

3. Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. "Совесть" - официальное название трусости, вот и все.

4. Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.

5. Идея, пожалуй, имеет тем большую самостоятельную ценность, чем менее верит в нее тот, от кого она исходит, ибо она тогда не отражает его желаний, нужд и предрассудков.

6. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед Богом, страх, на котором держится религия, - вот что властвует над нами.

7.
Так пользуйтесь же своей молодостью, пока она не ушла. Не тратьте понапрасну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и ничтожествам, следуя ложным идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи. Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте, вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь!

8. Всегда!.. Какое ужасное слово! Я содрогаюсь, когда слышу его. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. Притом "всегда" — это пустое слово. Между капризом и "вечной любовью" разница только та, что каприз длится несколько дольше.

9. Некоторые люди очень охотно отдают то, что им самим необходимо. Вот что я называю верхом великодушия.

10. Сейчас мы еще не понимаем самих себя и редко понимаем других. Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки.

11. Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

12. И часто человек воображает, что он проводит опыт над другими, тогда как в действительности проводит опыт над самим собой.

13. Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, будущее же неотвратимо.

14. Каждый, кто любит поучать других, начинает с обещания, что это будет в первый и последний раз, а потом беспрестанно нарушает свое обещание.

15. Пожалуй, спокойствие и непринужденность кажутся более всего естественными тогда, когда человек вынужден притворяться.

16. Просто возмутительно, что в наше время принято за спиной у человека говорить о нем вещи, которые...безусловно верны.

17. Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Жаль только, что так часто человеку за одну-единственную ошибку приходится расплачиваться без конца.

18. Все хорошие шляпы создаются из ничего. Как и все хорошие репутации. А когда человек чем-нибудь действительно выдвинется, он наживает врагов. У нас одна лишь посредственность — залог популярности.

19. Даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они — такая существенная часть нашего "я".

20. Мы вправе судить о человеке по тому влиянию, которое он оказывает на других.

Английский писатель, поэт, драматург Оскар Уайльд прожил недолгую и трагическуя жизнь. Его творчество наиболее полно и талантливо отбивает художественно-философское течение - эстетизм, который возник в Англии в 70-90 годах XIX века. Поборники эстетизма отстаивали принципы «искусства для искусства» и считали, что литература не должна выполнять моральную миссию, учить добру, справедливости, что она равнодушна к проблемам добра и зла. Искусство должно служить красоте.

Теоретические принципы эстетизма отобразились в романе «Портрет Дориана Грея». В центре внимания автора - три персонажа: художник Базил Холлуорд, который превыше всего ценит искусство, его друг лорд Генри, порочный и циничный аристократ и молодой, очень красивый юноша Дориан Грей. Действие романа начинается из того, что лорд Генри приходит в мастерскую Базила Холлуорда, где художник работает над портретом юного красавца. В скором времени появляется и сам натурник Дориан Грей. Он с увлечением слушает циничные разговоры лорда Генри. Любовь к себе - это единый роман, который длится вся жизнь. Так определяет свое жизненное кредо «король парадоксов». Работу над портретом закончено, он поражает всех своим совершенством. С увлечением смотрит на него Дориан Грей и говорит: «Если бы портрет изменялся, а я мог оставаться таким, как я есть». Растроганный художник дарит портрет натурщику. Лорда же Генри поражает красота самого юноши, и он предлагает Дориану принять участие в развлечениях вместе с ним. Художник старается предостеречь юношу, но напрасно, Дориан обращается к светской жизни. Он влюблен в молодую актрису Сибилу Вейн, которая вдохновенно играет роли в выдающихся пьесах, но в бедном театре. Дориан и Сибила решают пожениться. Юноша приглашает на спектакль с участием невесты своих друзей. Девушка в захвате от своего чувства, и ей кажется, что играть любовь на сцене напрасно. Роль Джульетты в спектакле, который пришли смотреть Холлуорд и лорд Генри, она проваливает. Художник сочувствует юноше, лорд цинично шутит. Дориан кричит своей невесте: «Вы убили мою любовь!». Ему казалось, что искусство и реальность имеют неразрывную связь. Всю ночь блуждает он улицами Лондона, а на утро решает помириться, но узнает, что его слова привели к самоубийству Сибилы. Дориан смотрит на свой портрет и с ужасом замечает, что на обрисованном лице появилась первая резкая морщина. Дальше Уайльд в одной главе рассказывает о 20 лет жизни героя. Это история влюбленности в свою красоту и упадка души. Дориан давно уже спрятал портрет, так как со временем прекрасное лицо превратилось на безобразное лицо сластолюбивого старца. Дориан предъявляет обвинение художнику в том, что произошло с его душой, и в припадке ярости убивает Базила Холлуорда, а своего компаньона, шантажируя страшной тайной, принуждает растворить тело художника в азотной кислоте. На портрете отбивается и это страшное преступление. Дориан Грей завидует всем, даже своему компаньону, который нашел в себе силы покончить жизнь самоубийством, даже лорду Генри, цинику, тонущему в пороках, но который считает, что любое преступление - вульгарность. Дориан бросается на портрет, стремясь уничтожить его. Слуги находят тело безобразного старца, одетого в одежду Дориана, рядом с портретом, на котором изображенный прекрасный юноша.

Уайльд отстаивает высшую силу искусства. Реальная жизнь может быть отвратительной, искусство же воссоздает красоту, сохраняет ее, оно не подвластное ни времени, ни моральным законам.