Древний народ хазары вероисповедание. Какие народы являются потомками хазар. Призвание князя Рюрика на княжение

Тайны Русского каганата Галкина Елена Сергеевна

Что собой представлял Хазарский каганат?

Хазарское государство существовало в VII – X вв. Столицы – города Семендер на реке Сулак в Дагестане и Атиль в устье Волги. Образован был каганат угро-финским племенем савиров и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в Восточное Предкавказье в VI в. Среди этих тюрков было и племя ко-са – оно, по предположению ученых, дало название народу хазар. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях. Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный – письмо Х в. от хазарского царя Иосифа к испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии. Но несмотря на множество источников, о Хазарии известно очень мало. Мы рассмотрим только то, что было до и во время существования Русского каганата, то есть до первой половины IX в.

Вот как выглядит квинтэссенция истории хазар VII – начала IX в. по письменных источникам. Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского полуострова. Тогда хазары формально были зависимы от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. И в первой четверти VII в. зарождающееся Хазарское государство уже было самостоятельным, но еще не называлось каганатом. Ведь каган в евразийских степях – это титул, который приравнивался к императорскому у европейцев, а каганат – сильное и могущественное государство, под властью которого находится множество племен.

Рядом с хазарами, в Запандом Предкавказье, в VII в. рас – полагалось другое кочевое государство – Великая Болгария. В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили его, преследуя болгар, по словам царя Иосифа, до реки Дуна, под которой надо понимать все же не Дунай, а Дон, судя по словам византийской хроники Феофана Исповедника. С того момента, как считают некоторые ученые, Хазария стала каганатом.

Известно, что хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начинаются периодические вторжения хазар в район Дербента с целью грабежа этого богатого торгового центра. Эти действия хазар и союзных им племен кавказских алан побудили арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда выступить в поход на Хазарию. В 737 г. Мерван взял столицу Хазарии – Семендер, а каган, спасая свою жизнь, пообещал ему принять ислам. Однако этого не случилось.

В Хазарию, расположенную на самом важном в Восточной Европе VII – IX вв. Волго-Балтийском торговом пути, в середине VIII в. прибыли еврейские купцы, вероятно, из Хорезма и Византии. Хазарская легенда гласит, что царь Булан предпочел иудаизм христианству и исламу, так как мусульманский и христианский проповедники оба признавали закон Моисея. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где глава и высшая знать исповедовали иудаизм, но не в ортодоксальной форме (хазарские иудеи еще не знали Талмуда, считали себя потомками сына Ноя Иафета, а не Сима, а каган и его окружение содержали большие гаремы).

И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, основным занятием было скотоводство. От тюрков хазары сохранили жесткую систему социальной организации – «вечный эль». В центре нее находилась орда – ставка кагана, который «держал эль», то есть возглавлял союз родов и племен. Высшим сословием были тарханы – родовая аристократия, а среди них самыми знатными – выходцы из рода кагана. Изначально государством правил каган, но постепенно, в VII – VIII вв. ситуация изменилась. «Заместитель» кагана, шад, который командовал войском и занимался сбором налогов, стал его соправителем (его стали называть каган – бек). А к началу IX в. каган потерял реальную власть и стал сакральной, символической фигурой. Теперь он назначался беком из людей определенной знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько тот хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным. В ином случае его убивали. При жизни кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, потому что думали, что он потерял свою сакральную силу. Гвардия, охранявшая властителей, была наемной и состояла из 30 000 мусульман и русов.

IX в. стал временем расцвета Хазарии. В конце VIII – на – чале IX в. потомок князя Булана Обадия совершил религиозную реформу, приняв как государственную религию раввинистический иудаизм, признававший Талмуд. Несмотря на некоторое противодействие, очевидно, Обадия смог объединить вокруг себя часть хазарской знати.

Все эти сведения об образе жизни и общественном строе хазар известны по арабо-персидским источникам (арабам часто приходилось сталкиваться с хазарами на Кавказе) и по письму царя Иосифа. Никакой «грандиозности» этого государства по свидетельствам современников не ощущается, так же как и в описании его границ, внимательно рассмотренном ранее.

Экономика Хазарии, по мнению очевидцев, также не соответствует самому сильному государству Восточной Европы, от которого зависели все окрестные племена. Известный географ Мукаддаси, описывая общее положение хазар, говорит об их чрезвычайной бедности: «нет ни скота, ни плодов». На дагестанских территориях Хазарии отмечают поля, сады и виноградники, что было традиционным в этом районе и до хазар. Принципиальные сведения о хазарской экономике сообщают Истахри и Ибн Хаукаль:

«Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбного клея» .

По словам анонимного автора «Пределов мира», уже цитированным раньше, Хазария поставляла рогатый скот и рабов. Причем территория, откуда поставляли рабов, ограничивалась землями хазарских печенегов. Больше ничего хазары не производили и жили за счет транзитной торговли, ибо находились в южном конце Волго-Балтийского пути: хазары закупали у русов, булгар и в Куйабе меха и перепродавали по всему свету. Но об этом пишут уже географы школы аль-Балхи, чьи сведения относятся в основном к Х в. Ни в «Худуд аль-алам», ни в других произведениях, сохранивших данные первой половины IX в., о таких масштабах транзитной торгов – ли не сообщается.

Более того, необходимо еще раз повторить, что ни один арабский или персидский автор не упоминает о русах и славянах, зависимых от хазар! Не говорит об этом даже царь Иосиф. О каких-то конфликтах между этими племенами упоминает лишь «Генеалогия тюрок» – источник, сложившийся в хазаро-персидской среде в VIII – X вв. и известный по рукописям XII – XIV вв. Эта генеалогия персонифицирует отношения между народами, перенося их на легендарных прародителей. Согласно этому источнику, Рус был братом Хазара и, вторгшись в землю последнего, поселился там. Саклаб, племянник Руса и Хазара, попытался вселиться в область Руса, Хазара и Кимера (легендарного предка булгар и буртасов). После того как Саклабу не удалось поселиться на юге, он добрался до того места, где «сейчас находится земля славянская». Даже здесь не упоминается о какой-либо зависимости славян от хазар. Наоборот, указывается на славянскую экспансию в южном от Поднепровья направлении. Что это за экспансия – рассмотрим позже.

Памятники хазарской эпохи в Дагестане

Таким образом, по состоянию на VIII – начало IX в. ни данные аутентичных (то есть одновременных) письменных источников, ни археологические материалы не подтверждают существования огромного Хазарского каганата, якобы простиравшегося от Нижней Волги до Днепра. Еврейско-хазарская переписка и арабо-персидские географы локализуют Хазарию в восточном Предкавказье и в дельте Волги, причем крайним пограничным пунктом с запада в письме Иосифа называется крепость Саркел (Левобережное Цимлянское городище), а до 30-х гг. IX в. и низовья Дона не входили в Хазарский каганат.

Данные археологии полностью подтверждают такое расположение Хазарии. СМК представляет собой культурно-историческую общность, сложившуюся у нескольких разных и не связанных единым государством этносов вследствие сходных природных условий обитания и общих в целом видов хозяйственной деятельности. Данная КИО включает в себя и культуры алан Северного Кавказа (краниологический тип, керамика, крепостное строительство, прикладное искусство – сходство с лесостепным вариантом СМК), Волжской и Дунайской Болгарии (краниологический тип, обряд погребения, керамика, крепостное строительство, домостроительство, прикладное искусство, ремесло – сходство с праболгарскими вариантами).

На нижней Волге и в восточном Дагестане, где современники локализуют Хазарию, выделяются дагестанский и крайне неисследованный нижневолжский варианты СМК, менее всего связанные с СМК «в узком смысле». При этом хазарский этнос в «чистом виде» еще не выявлен (подкурганные погребения с ровиками могут трактоваться не яснее, чем «тюркские»), до сих пор не обнаружены города Итиль, Семендер, Беленджер. Поэтому есть все основания уже на новом уровне согласиться с выводами Б. А. Рыбакова, А. Г. Кузьмина, Г. С. Федорова: Хазарский каганат к началу IX в. представлял собой небольшое полукочевое государство, имевшее некоторое влияние лишь за счет положения на Шелковом и Волго-Балтийском торговых путях. Представления же об огромных размерах Хазарии, благодаря которой в VIII – IX вв. восточные славяне осваивали новые земли, действительности не соответствуют.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Хазарский каганат 685 Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева - а он специально изучил вопрос Хазары

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат возник в 650 году и пал только в 969 году под ударом войска варяжско-русского князя Свендослава-Святослава. Это было гигантское государство, занимавшее все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Итак, к середине VII в. карта Восточной Европы изменилась. В лесах развивались славянские княжества, в степях господствовали Болгария и Хазария, на Северном Кавказе вернула независимость Алания, а в горах восточной части Кавказа

автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат и печенеги В 967 году Хазарский каганат пал под ударами войска князя Святослава. И оказалось - каганат сдерживал движение в южнорусские степи кочевников-печенегов. Печенеги уже в 915 и 920 годах воевали с князем Игорем. В 943 году Игорь заключил с ними союз

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

II. Русь и Хазарский каганат Выше обрисованы, конечно, только самые общие (и к тому же далеко не полные) контуры явления, вошедшего в историю под именем Хазарского каганата. Но нам пора перейти к роли каганата в истории Руси. Мы видели, что уже Карамзин подверг сомнению тот

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ Еще в 70-е годы VI в. тюркюты достигли Кавказа и берегов Черного моря. Именно от них хазары заимствовали многие политические институты своего Хазарского каганата. В описаниях хазар упоминаются привычные тюркские титулы вождей и старейшин. Однако

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

9. Что представлял собой новый курс Рузвельта? К началу 1930-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса.Но экономический кризис 1929–1933 гг. убедительно продемонстрировал, что «уникальная» система

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Хазарский каганат Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VI Хазарский каганат О хазарах известно со времён европейской империи гуннов IV–V вв. н. э. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (6, с. 146–152).История возникновения и таинственного

Великая степь, протянувшаяся на тысячи километров с востока на запад Евразийского континента, знала за свою историю не одно государство, размещённое на его просторах, основанное кочевыми народами. Одним из таких государств был Хазарский каганат, который по своей популярности может соревноваться у любителей истории разве лишь с Монгольской империей и империей Аттилы.

Территория Хазарского каганата на карте обозначена на междуречье среднего и нижнего течения Днепра и Волги. На пике своего развития это государство включало в себя также Западный Казахстан, Северный Кавказ, Крым. Многие сопредельные племена облагались хазарами данью. Но стабильных, чётко обозначенных границ эта страна, основанная кочевым народом, никогда не имела.

Возникновение страны, местоположение столицы

Хотя хазары упоминаются в письменных источниках ещё с 555 г., но образование раннефеодального Хазарского государства состоялось только в середине VII века на обломках Западно-Тюркского каганата. Родиной хазар считается равнинная область Северного Кавказа, где сейчас находится Дагестан. Здесь и возникло первое объединение хазарских племён, власть в котором сохранили тюрки из династии Ашина.

Хазарское государство управлялось в разные периоды своей истории из двух столиц. Сначала это был город Семендер, расположенный на территории их исторической родины. Позже столица Хазарии была перенесена в Итиль, город на Нижней Волге. Он был разрушен в 965 г., во время завоевания страны киевским князем Святославом.

Экспансия на юг, войны с арабами

Наивысшего развития Хазария достигла в VII - VIII вв. Разделив с Волжской Булгарией территорию Западно-Тюркского каганата, хазары со временем подчинили булгар себе . Таким образом, возникло государство, ставшее на несколько столетий заслоном на пути неконтролируемой экспансии кочевых народов Азии в Восточную и Центральную Европу, до самого разрушения его русами.

В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), состоит в проведении завоевательных походов на богатые земледельческие государства Закавказья. Эту экспансию остановил лишь не менее могущественный Арабский Халифат.

В первой половине VIII ст. между Халифатом и Каганатом шла почти беспрерывная война, которая окончилась отказом арабов от притязаний на Северный Кавказ. Каганат сохранил независимость, заслонив собой Европу от арабов и оттянув их силы от Византии. В дальнейшем отношения Каганата с Византией переросли в союзнические и были в 732 году скреплены династическим браком дочери кагана с будущим императором Константином V.

Принятие иудаизма, падение государства

За время своего существования этот народ не был приверженцем одной и той же религии. Вначале религией хазар было тангрианство - традиционное языческое верование кочевников-азиатов, земным воплощением которого считался каган. Создание государства привело к модернизации религиозных воззрений, более подходящих к усложнившейся общественной структуре.

Хазарское царство образовалось на стыке нескольких религиозных миров:

  • христианства;
  • ислама;
  • иудаизма.

Все три конфессии сосуществовали здесь мирно, без религиозных конфликтов. Проникновение новых верований на территорию каганата не было одновременным. Сначала - ещё в VII в. - это было христианство. Знакомству с исламом способствовали арабо-хазарские войны. Намного позже, уже во времена Золотой Орды, эта религия стала доминирующей на территории исчезнувшей к тому времени Хазарии.

Иудаизм проник в Хазарский каганат последним и в результате постепенной иудаизации общества стал на заключительных этапах существования государства его основной религией. Стать по-настоящему господствующей она не успела из-за падения каганата в X в.

К этому времени рядом с Хазарией уже динамично развивались другие государства: Волжская Булгария, государство Саманидов, по-прежнему была сильна Византия. Все они представляли реальную угрозу для существования страны. Но решающую роль в уничтожении Хазарского каганата сыграли русы. В 964−969 гг. князь Святослав совершил несколько походов в Хазарию, во время последнего из них уничтожив обе - старую и действующую (Семендер и Итиль) - её столицы. Последняя дата считается конечной в существовании независимой Хазарии.

Государственное устройство

Хазария, изначально являвшаяся кочевым ханством, структуру управления позаимствовала от Тюркского каганата. Главой государства был каган, который не имел в своём распоряжении аппарата принуждения и должен был полагаться лишь на сакральный смысл своего титула и умение распределять военную добычу. Бюрократическую структуру хазары переняли у своих более развитых соседей.

Отдельные зависимые территории имели самоуправление и были обязаны лишь исправно выплачивать Хазарии дань и принимать участие в военных походах. В начале IX в. в Хазарии была установлена система двойного правления.

За спиной языческой династии каганов встал исповедующий иудаизм клан Буланидов, который сосредоточил в своих руках реальную власть, оставив царю формальные ритуалы.

Экономическая структура

Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.

Доход знати состоял из военной добычи, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие проходящих через территорию страны больших торговых путей. Но сами хазары торговлей не занимались, ведя традиционный кочевой образ жизни. Это было делом иудейской и мусульманской общин. Хазарский каганат чеканил собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет являлись подражанием арабской чеканки.

Военная организация

История армии каганата разделена на два периода. Отличаются они способом комплектации боевых отрядов, которые состояли из:

  • ополчения;
  • конной гвардии.

Арабо-хазарские войны велись каганатом с помощью ополчения, которое были обязаны выставлять все зависимые племена. Численность армии могла достигать несколько сот тысяч человек, ядром её была конница. При штурме городов применялись осадные машины. Методом ополчения хазарская армия формировалась до IX столетия.

Хазарская армия позднего периода существования каганата формировалась по другому принципу. Основу его стали составлять тяжеловооружённые конники-гвардейцы, размещавшиеся в Итиле . Воинов в гвардию набирали из мусульман хорезмийского происхождения - ларисиев. Переход к профессиональной армии позволил устоять стране в войнах с намного превосходящими силами врагов ещё не менее полутораста лет.

Кроме тяжёлой конницы, армия состояла из наёмных отрядов русов и славян, всадников, которых должны были выставлять вельможи, классического ополчения, которое выставляли зависимые племена.

Многие исследователи считают, что хазары как народ не исчезли полностью. Их потомками могут быть караимы - небольшой тюркоязычный народ, до недавнего времени проживавший в Крыму, который итальянские средневековые источники ещё в XVI ст. именовали Хазарией.

Хазарский каганат. Идеология (религия)

В специальной книге о Хазарии было бы целесообразно дать раздел о культуре хазар. Однако ряд причин не позволяет этого сделать. Во-первых, крайняя скудость письменных источников, Во-вторых, неопределенность данных археологии, где материал по самим хазарам почти не вырисовывается.

В силу этого я сосредоточу внимание на одном вопросе - идеологии (религии) хазар. Я намеренно ставлю его именно так, а не в традиционном плане изучения принятия хазарами иудаизма, так как (и это я постараюсь показать) последний вопрос важен, но является лишь частью более широкой проблемы.

Хазары, как и этнические компоненты, вошедшие в их состав (тюрки, угры, иранцы), первоначально были язычниками, или, как их именовали мусульманские писатели, "ахл ал-аусан" (лоди, поклоняющиеся идолам, идолопоклонники). О хазарском язычестве довольно подробно рассказывает Мовсес Каланкатваци, ссылаясь на албанского епископа Исраэла. Исраэл, как христианский священнослужитель, с возмущением описывает язычские обряды и, возможно, порой их искажает, желая показать "хонов" дикарями и, как он пишет, "преданными сатане". Так, описывая похоронные обряды, епископ отмечает, что "хоны" били в барабаны над трупами, наносили себе раны на лице, руках, ногах; нагие мужчины бились мечами у могилы, состязались в конной езде, а затем предавались разврату.

Описанные Исраэлом обычаи напоминают некоторые нравы древних скифов, охарактеризованные Геродотом, и, кажется, доказывают преемственность между древнеиранскими кочевниками и хазарами VII в.

Еще больше это подтверждается сведениями Исраэла о божествах, которым поклонялись "хоны". Среди таковых на первом плане фигурирует Куар, бог молний. Имя этого божества иранское, хотя известную аналогию ему подыскать нелегко (может быть, от иранского названия солнца?). У Геродота и Аммчана Марцеллина упоминается божество скифов и алан, которого эти авторы называют Аресом или Марсом. Иранское имя этого божества неизвестно. Ученые сопоставляют его с Батразом нартского эпоса, но известные нам варианты этого эпоса могли не сохранить исконного иранского имени.

Более пространно Исраэл рассказывает о другом хазарском божестве, которое носило двойное имя - Тангри-хан и Ашандиат. Второе Мовсес Каланкатваци прямо связывает с персами ("парсикк"). По описанию Исраэла, это божество представлялось в виде огромного безобразного великана, которому приносились в жертву лошади в священных рощах, описанных епископом. Весьма любопытно двойное имя этого божества. Тангри - известное тюркское племенное божество, варианты которого имеются у всех тюркских племен и народов (турок, азербайджанцев, туркмен, якутов, чувашей и т. д.), хотя ныне, кажется, выясняется, что имя его не исконно тюркское. Но сам Каланкатваци, лишь один раз упомянув Тангри-хана, затем все время называет его именем иранского эквивалента Аспандиата; надо полагать, этот вариант был более распространен.

Комментируя это место из Каланкатваци, Ш. Смбатян пишет, что неизвестно, был ли у древних персов культ бога Аспандиата, и полагает, что "Каланкатваци мог ввести в заблуждение корень "асп" в имени Аспандиат", который он отождествил с пехллевийским и зендским "аспа" - "лошадь". Затем Смбатян приюдит факт жертвоприношения лошадей у сармат и ссылается на комментарий Н. Адонца (который, в свою очередь, пользовался книгой Й. Маркварта) о герое иранского эпоса Спандиате, сыне Вистаспа, и его возможной связи с Спандаратом, чье имя встречается в роду нахараров Камсараканов. Н. Адонц, кроме того, предположил, что в Персии коннице находилась в руках рода Спандиата.

Попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, вряд ли правомерно связывать хазарского Аспандиата с древнеперсидскими или тем более армянскими богами. В древнеармянском существовало божество С(п)андарамет, которое Ж. Дюмезиль определяет как землю и сравнивает с иранским Спента Армаити.

Между тем имя Спандиат древнеиранское, оно встречается у Ктесия в форме Сфендадат. Так звали, согласно этому автору, мага, провозгласившего себя сыном Камбиза.

Вспомним имя героя иранского эпоса Спентодата (Спентадата, Испандата). В иранском эпосе, изложенном в "Шахнаме", Спентодат фигурирует в новоперсидской форме этого имени Исфендийар; подвигам этого героя, его борьбе с Арджаспом, а затем Рустамом посвящен последний цикл эпической части поэмы.

По ат-Табари, Исфендийар совершил поход к Баб-е Суд, т. е. Дербенту, и это наводит на мысль о связах его с Кавказом. Спентодат-Исфендийар - герой общеиранского эпоса и вполне мог существовать у сарматских племен. Вместе с тем в форме Аспандиат, а также в культе этого бога у хазар, несомненно, заложена и другая основа, связанная с иранским "аспа" - "лошадь". Вероятно, это было сарматское (массагето-аланское) божество, отражавшее культ лошади, столь важный у кочевников. В данной среде с ним мог ассоциироваться и древнеиранский культ героя Спендодата.

Кроме Куара и Тангри-хана-Аспандиата, епископ Исраэл отмечает у "хонов" поклонение огню, воде, луне, богам дорог и т. д. С особой тщательностью он подчеркивает наличие многоженства, а также иные брачные формы - два брата берут одну жену, дети берут жен отца и т. п. Возможно, это свидетельство неодинаковых брачных обычаев, существовавших у разных племен.

Если культ лошади ведет к кочевникам-степнякам, то поклонение священным деревьям - свидетельство иных влияний, возможно восходящих к финно-угорским племенам, вошедшим в состав хазар. Тот же Исраэл описывает огромный дуб, которому приносили в жертву коней, чьи головы и шкуры вешали на его ветви.

Таким образом, есть основания сделать вывод, что хазарское язычество представляло собой сложную амальгаму культов разного содержания и происхождения.

В условиях контактов со странами, где господствовали монотеистические религии (христианство, ислам), уже в VII ст. встал вопрос о принятии какой-либо из этих вер, так как они больше соответствовали и общим условиям эпохи, и интересам раннеклассового Хазарского государства.

Первая попытка принять монотеистическую религию хазарами относится к 80-м годам VII в. После убийства ишхана Кавказской Албании Джуаншера знать этой страны избрала правителем племянника убитого Вараз-Трдата. "Великий князь хонов" Алп-Илутвер вторгся в пределы Албании, но посланный Вараз-Трдатом к Алп-Илутверу католикос Албании Елиазар сумел убедить владыку хазар в непричастности нового албанского князя к убийству дяди.

Упомянутый уже епископ Исразл ездил к армянскому католикосу Сааку и ишхану Григору Мамиконяну. Официально цель миссии состояла в участии в переносе останков Григория Лусаворича из Западной Армении в Валаршапат, но на деле речь шла о союзе с Арменией. Против кого? А. Н. Тер-Гевондян считает, что против хазар, но вряд ли это так, поскольку Исраэл сразу же после возвращения из Армении возглавил посольство на север. Скорее всего, союз Албании и Армении в начале 80-х годов был направлен против Халифата, где в ту пору прекратились смуты, и сломившие своих противников Омейады начали вторую волну мусульманских завоеваний на севере и северо-западе.

Не удивительно, что посольство Исраэла было встречено с большим почетом Алп-Илутвером, который, по-видимому, был наместником хакана хазар. Следствием посольства Исраэла было принятие христианства Алп-Илутвером и его окружением. Рассказ Мовсеса Каланкатваци об этом составлен в традиционном стиле христианских преданий со знамениями и чудесами. Однако главное - крещение Алп-Илутвера - сомнений не вызывает. Были разрушены языческие капища, срублены священные деревья. Согласно Каланкатваци, в г. Варачан был утвержден пайрапетский престол, т. е. была основана самостоятельная церковь во главе с пайрапетом-католикосом. Ответное посольство Алп-Илутвера было адресовано не только албанским ишхану и католикосу, но и католикосу и ишхану Армении. Послы Алп-Илутвера съездили туда, а по возвращении в Албанию попросили дать им католикосом Исраэла. Вараз-Трдат и католикос Елиазар сначала воспротивились, но, когда хазарские послы заявили, что другого вардапета они не желают, епископ Исраэл сам изъявил желание поехать к "хонам".

Здесь сведения о дальнейших событиях у хазар кончаются. Епископ Исраэл упоминается еще раз, но в связи с албанскими делами, так что конец столь красочно описанного обращения "князя хонов" в христианство неясен. По другим источникам известно, что через два года состоялось сокрушительное нашествие хазар на Закавказье, во время которого погиб ишхан Армении Григор Мамиконян. Чем оно было вызвано - можно только предполагать. Думается, что принятие Алп-Илутвером христианства было враждебно встречено основной частью хазарской знати; возможно, Алп-Илутвер пошел на это, пытясь создать себе независимое владение в пределах Приморского Дагестана, и потерпел поражение в борьбе с хаканом хазар. Никаких известий о нем после событий 682 г. нет, и как участник похода 684-685 гг. он не фигурирует. Следовательно, можно полагать, что его попытка утвердить христианство у "хонов" окончилась неудачей.

В последующее время, вплоть до 30-х годов VIII в., никаких известий о попытках изменения религии хазар нет. Очевидно, в этом не было необходимости. Языческая Хазария вела успешно (полностью или частично) войны, которые обогащали хазарскую знать добычей, и старые языческие боги, с точки зрения этой знати, прекрасно выполняли свою роль.

В 737 г. Мерваи ибн Мухаммед взял хазарскую столицу, после чего хакан бежал на север. Арабы преследовали его, и в конце концов он запросил мира, обещая принять ислам. Ал-Куфи в своем красочном, изобилующем деталями рассказе утверждает, что правитель хазар и с ним "множество людей из числа его родных и соплеменников" приняли ислам. В этом, однако, есть все основания сомневаться. В исламе еще в период его выхода за пределы Аравийского полуострова выработалось специфическое отношение к другим религиям. После некоторых колебаний халифы и их окружение, признавая ислам единственно истинной верой, согласились на определенную веротерпимость по отношению к религиям, имеющим записанные откровения (христианство, иудаизм, зороастризм). И хотя практическое отношение к этим религиям менялось, в целом они оставались на положении покровительствуемых. Языческие же культы таковыми не являлись.

Хазары были язычниками, и победитель Мерван в соответствии с мусульманской практикой предложил им переход в ислам. Вероятно, хакан в тех условиях вынужден был дать на это согласие, но вряд ли его выполнил. Об обещании хакана стать мусульманином сообщают два источника (ал-Белазури и ал-Куфи). Ни ал-Йакуби, ни ат-Табари, ни Ибн ал-Асир об этом не упоминают. И здесь особенно примечательно молчание Ибн ал-Асира, автора позднего, но очень точного в своей информации. Ибн ал-Асир знал труд ал-Куфи и использовал его, но рассказ о принятии ислама хазарами опустил, и это не случайно. Ал-Куфи больше, чем любой другой ранний арабский писатель, пользовался всякого рода устными преданиями, у него больше всего диалогов, которые указывают на апокрифичность его материала. О принятии хазарами ислама в VIII в. не упоминает и такой эрудит, как ал-Мас’уди. Кроме того, надо иметь в виду, что в Хазарии в ту пору мусульман не было, их мало было даже в Закавказье и Средней Азии, а хакан вряд ли мог пойти на принятие религии, которую в его государстве никто не исповедовал.

Прошло немногим более сотни лет, и мусульманские источники фиксируют иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Именно к этому времени (приблизительно 50-70-е годы IX в.) относится сообщение, ранний вариант которого находим у Ибн Русте. Согласно последнему, в Хазарии исповедовали иудаизм "высший глава" (т. е. хакан), шад, а также вожди ("коввад") и знать ("узама"), остальной же народ придерживался веры, похожей на религию турок. Таким образом, во второй половине IX в. знать Хазарии исповедовала иудейскую религию, тогда как народ продолжал придерживаться старых языческих культов.

Вопрос об иудаизме среди хазар имеет старую историографическую традицию, родоначальником которой можно считать царя Иосифа, пустившего по свету свою версию этого события. Позже ее дополняли еврейские книжники Х-XII вв., и лишь в новое время она была поколеблена благодаря привлечению арабских источников. За период после публикаций Буксторфа (1660 г.) и по наше время выросла огромная и противоречивая историография, разбирать которую здесь нецелесообразно. Важнее выделить несколько вопросов и постараться дать на них ответ на основе источников и с учетом основной литературы. Это, во-первых, время принятия иудаизма верхушкой Хазарии и, во-вторых, инициаторы этого акта.

На второй вопрос ответ уже, по существу, дан выше. Инициатор - шад, ставший затем баком - царем Хазарии, оттеснивший хакана на второй план, но заставивший и его принять иудейскую веру.

На первый вопрос ответить сложнее. Здесь в нашем распоряжении прежде всего версия царя Иосифа, который ссылается на хазарские книги ("сфарим"), известные "всем старикам нашей земли" ("л-кол зикней арцану"). Вероятно, в Хазарии действительно существовали какие-то книги (на древнееврейском языке?), призванные закрепить и обосновать легенды, канонизированные по указанию хазарских царей. Суть этих легенд в том, что хазарский царь Булан получил божественное откровение, предписывавшее ему обратиться в истинную, т. е. иудейскую, веру. На всякий случай, однако, Булан устроил своеобразный диспут между мусульманским кади и христианским священником. Каждый из них хулил веру другого, но оба они якобы согласились на том что "вера Израиля - лучшая вера и вся она - истина".

Дата этого события в краткой редакции письма Иосифа отсутствует, а в пространной указано, что случилось это за 340 лет до Иосифа. Многие сразу же сочли ее позднейшей припиской к тексту, другие стали доказывать, что эта дата заменила в рукописи другую, достоверную, какую - мнения разошлись. Иосиф после рассказа о чудесном обращении Булана добавляет несколько фраз о деятельности царя Обадьи, который "укрепил веру согласно закону и правилу", т. е., как полагают, перешел к раввинистическому иудаизму. Обадья фигурирует в качестве сына сыновей Булана, т. е. как его потомок. А затем перечислены последующие цари Хазарии числом 11-12, начиная с сына Обадьи Езекии и кончая автором письма Иосифом. О достоверности этого списка судить трудно, так как никаких параллельных данных нет. В Кембрдижском документе упомянуты, кроме, Иосифа, его отец Аарон и дед Вениамин. Главное для нас не этот список, а дата принятия иудаизма, которая на основании письма Иосифа установлена быть не может. Не оказывает помощи и привлечение Кембриджского документа.

Там содержится несколько иной вариант истории обращения хазар в иудаизм. Акт этот приписывается некоему еврею, который якобы спас хазар, пребывавших в состоянии анархии, без царя и порядка. Этот вариант обращения хазар еще более смутный и противоречивый. Неизвестный автор связывает принятие иудаизма с этим анонимным евреем, ставшим "большим главой" хазар, тогда как хакан появился, по данной версии, позже как судья ("шофет") из числа самих хазар. Параллельно "большой глава" превратился в царя и т. д. Никаких дат здесь нет.

Такое смутное представление о дате иудаизации хазар вполне естественно побудило более поздних еврейских книжников, занимавшихся проблемой хазар, специально обратиться к этому вопросу. Еврейский ученый Иехуда на-Леви, писавший около 1140 г., ссылаясь на какие-то летописные книги, считал, что хазарский царь принял иудейство за 400 лет до него, т. е. около 740 г. Эту дату принял и пытался обосновать Д. Данлоп, который в своей монографии уделил проблеме иудаизма среди хазар особое внимание. Однако, считаясь с указанием ал-Мас’уди о принятии иудаизма хазарами во времена Харун ар-Рашида (786-809 гг.), Д. Данлоп окончательный вывод сформулировал так: в 740 г. хазары приняли модифицированный иудаизм, а около 800 г. - раввинистический.

Известия ал-Мас’уди для нас особенно ценны. К сожалению, он подробно рассматривал эту проблему в своих несохранившихся трудах, а в "Мурудж аз-захаб", по-видимому, дал лишь краткое резюме. Последнее сводится к тому, что хазарский царь принял иудейскую веру в правление Харун ар-Рашида , а во времена византийского императора Романа Лакапина (919-944 гг.), учинившего гонения на евреев, последние бежали в Хазарию. Б. Н. Заходер заключил из этого, что можно говорить о двух периодах иудаизации Хазарии: во времена Харун ар-Рашида и при жизни самого ал-Мас’уди, современника Романа Лакапина.

Текст ал-Мас’уди никаких оснований для такого вывода не дает. Именно этот текст - наше единственное заслуживающее доверия свидетельство о дате принятия иудаизма хазарским царем. Вопрос с датировкой Иехуды на-Леви сложен не только из-за того, что это поздний автор. Нельзя абстрагироваться от того, что у него сказано "около 400 лет назад", так что называть на этом основании точно дату около 740 г. вряд ли правильно. Очевидно, и те "летописные книги", на которые он ссылается, точной даты не содержали, а это позволяет распространить заключение автора XII в. о событии, произошедшем за около 400 лет до него, на весь VIII в., и тогда появляется возможность приурочить его ко времени Харун ар-Рашида , вступившего на престол в 786 г. Более точной даты не знал, очевидно, и-ал-Мас’уди, живший через полтораста лет после этого. Точнее датировать не можем и мы.

Каковы же были причины принятия иудаизма верхушкой Хазарии?

Принятие той или иной монотеистической религии - закономерное явление в любом феодализирующемся обществе, где борьба центральной власти, с одной стороны, с сильными реликтами родоплеменного строя, а с другой - с зарождающейся феодальной децентрализацией настоятельно требовала замены политеизма монотеизмом, освящающим власть одного государя. Но вот форма монотеизма могла быть разной, и это зависело от многих, в том числе от внешнеполитических, факторов.

Приняв за дату иудаизации хазарской знати приблизительно последнюю четверть VIII в., посмотрим, какие причины привели к этому событию. Хазарский шад, ставший его инициатором, имел выбор среди трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма. Из них две первые были государственными религиями двух крупнейших держав той поры, с которыми Хазария имела самые разнообразные сношения, - Византии и Арабского халифата. Христианство имело широкое распространение среди подданных Хазарии - жителей Крыма. Эту веру исповедовала большая часть обитателей Закавказья - Армении, Грузии, Кавказской Албании. Казалось бы, именно принятия христианства хазарами и следовало ожидать, тем более что попытка такого рода уже имела место в VII ст. И все-таки были причины, этому не способствовавшие. Если еще в первой половине VIII в. Византия являлась союзницей Хазарии против арабов, то во второй половине этого столетия ситуация изменилась. Хазары вмешались в закавказские дела и помогли абхазскому князю Леону, отец которого был женат на дочери хакана, стать независимым от империи. Это случилось в 80-х годах VIII в. Более того, Леон II Абхазский (758-798 гг.) присоединил к своим владениям Эгриси, т. е. значительную часть Западной Грузии. Это был сильный удар по Византии, и для того чтобы между ней и Хазарией восстановились хорошие отношения, прнадобилось полсотни лет. В таких условиях о принятии христианства вряд ли могла идти речь, тем более что христианские страны Закавказья во второй половине VIII в. по крайней мере дважды подвергались хазарским нашествиям.

Столь же неблагоприятны были условия для принятия ислама. Халифат оставался главным противником хазар, хотя больших арабо-хазарских войн во второй половине VIII в. не было.

А вот для принятия иудейской религии обстоятельства складывались благоприятно. В условиях Европы, пришедшей в упадок после варварских нашествий, еврейские общины и еврейский торговый капитал не только сохранили свою силу и влияние, но и практически монополизировали европейскую торговлю. Особoe покровительство оказывали еврейским купцам Каролинги, которые при нужде в деньгах всегда обращались к еврейским ростовщикам. Очевидно, такой же значимостью еврейского купечества в европейской торговле объясняется покровительство ему со стороны испанских Омейадов. В IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках (арабском, персидском, греческом, "франкском", испано-романском, славянском). Один из их путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Волжскую Булгарию и вообще Поволжье в пределы Хазарского каганата.

Естественно, что параллельно с торговыми поездками возникали и еврейские колонии в разных районах Восточной Европы. Их появление будировалось и периодически возникавшими в Византийской империи гонениями на еврейские общины, в результате чего евреи эмигрировали в пределы Хазарии. Там, согласно ал-Мас’уди, существовали особенно благоприятные условия для купцов и ремесленников.

Судя по еврейским источникам, основная масса еврейских эмигрантов в Хазарию прибыла тремя путями: из Багдада, т. е., очевидно, из арабского Ирака, где издавна существовала вторая по значимости еврейская колония, из Хорасана, т. е. из восточных областей Халифата, включая Среднюю Азию, и из Византии. В последнем случае, несомненно, имелись в виду и крымские владения империи. В связи с этим спор между С. П. Толстовым, отстаивавшим "хорезмийский вариант" главного очага еврейской эмиграции в Хазарию, и М. И. Артамоновым, столь же горячо его отрицавшим, теряет свой основной смысл, хотя в деталях критика Артамонова имела основания. В то же время Артамонов в принципе правильно подчеркивал роль старых иудейских общин Дагестана в распространении иудаизма среди хазар.

Нельзя сбрасывать со счетов и крымские колонии евреев. Не случайно в связи с этим и особое внимание царя Иосифа к географии Крыма.

Согласно Иосифу, хазарский царь, принявший иудаизм, носил тюркское имя Булан ("лось, олень"); все же прочие упомянутые им цари носили традиционные еврейские (библейские) имена (Обадья, Ханукка, Ицхак, Забулон, Моше, Менахем, Вениамин, Аарон, Иосиф). Возможно, что они, подобно русским князьям XI-XII вв., носившим языческое и христианское имя, имели два имени - тюркское и иудейское. В Кембриджском документе фигурирует некий Песах, имя которого не восходит к Библии, но известно в еврейской средневековой среде. В недавно опубликованном документе на древнееврейском языке, происходящем из общины ("каhал") Киева (Кийув), датированном Х в., перечислены несколько имен, которые показывают, что эта община была скорее религиозной, чем этнической. Наряду с такими традиционно иудейскими именами, как Абраам, Ицхак, Шмуэль и т. д., мы находим там имена Кибр, Мнс и др. Исследовавший их тюрколог О. Притцак предложил любопытные, хотя и не бесспорные их толкования, в частности и на основе чувашского языка - потомка языка волжских булгар, наиболее близкого хазарскому.

Важнейший вопрос, на который следует дать ответ, - кто же исповедовал в Хазарии IX-Х вв. иудаизм: весь ли народ или какая-то его часть? В современной литературе есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси. Между тем источники для Х в. дают совершенно ясный ответ. Как мы уже видели, в Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие тем не менее источниками пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль даже прямо указывают, что последователей иудейской веры меньше всего, а больше всего в Хазарии мусульман и христиан. По ал-Мас’уди, большинство жителей "ал-балад" (не ясно, идет ли речь о Хазарии или ее столице, мне кажется, что именно о стране) - мусульмане.

Те же источники говорят, что иудаизм исповедовали царь, хакан, окружение царя и его род ("джине"). В Х в. царь и хакан должны были быть обязательно иудеями по религии, хотя один конкретный случай, о котором повествует ал-Истахри, свидетельствует о том, что и среди хазарской знати были мусульмане.

Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы. Царь же и его окружение, принявшие иудаизм, все больше отдалялись от своих подданных. Усиление в Х в. влияния части последних, исповедовавших ислам, и особенно гвардии ал-ларисийа ставило царей в еще более сложное положение. В итоге центральная власть все больше теряла свою силу и влияние.

Остается посмотреть, какое воздействие оказало принятие иудаизма хазарской верхушкой на культуру хазар. Влияние это отрицать нельзя, хотя не следует его и преувеличивать. То, что в Хазарии имели распространение древнееврейские язык и письменность, доказывается перепиской Хасдая ибн Шафрута и царя Иосифа. Но степень этого распространения остается под вопросом. Известный ученый ал-Надим (конец Х в.) отметил, что хазары использовали еврейское письмо. Более поздний персидский писатель Фахр ад-дин Мубарак-шах (начало XIII в.) связывал хазарское письмо с русским и румийским (т. е. греческим) алфавитами. В. В. Бартольд на основании этого предположил использование у хазар для их собственного языка греческого алфавита и связал это с известной деятельностью славянского просветителя Кирилла-Константина. Целесообразно обратить внимание на сообщение ал-Мас’уди о мусульманских школах в Атиле, где преподавание могло вестись только на арабском языке. А так как часть хазар исповедовала ислам, это говорит об известной распространенности арабской культуры. Некоторые современные ученые считают возможным говорить о влиянии на хазар персидской культуры.

Одним словом, разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, по-видимому, окончательно не возобладало. Отсутствие же единой культуры, литературного языка и письменности говорит о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане.

Расцвет и падение Хазарского каганата

1. По мнению многих историков, главным источником могущества Хазарского каганата была посредническая торговля. Согласны ли вы с таким утверждением? Ответ обоснуйте.

Я согласна с этим выражением, потому что Хазария находилась на перекрёстке торговых путей.

2. Завершите предложения.

Хазарам подчинялись племена аланы, гунны и болгары, славянские племена.

В каганате шёл массовый переход от кочевого скотоводства к земледельческому - осёдлому.

Титул "каган" был равнозначен титулу Князь

К числу крупнейших городов Хазарии относились Итиль, Самандар, Атиль, Саркел.

3. Составьте план рассказа о путешествии русских купцов в Таматарху.

1) Путь в Таматарху
2) Зарубежный товар
3) Торговля
4) Удачный день
5) Отъезд

4. Какие религии исповедовались в Хазарском каганате?

Правящей верхушкой - Иудаизм
Большинством оседлого населения - Ислам и христианство
Подвластными каганату кочевникам - языческая вера.

5. Отметьте верные утверждения знаком +

Племена, входившие в состав Хазарского каганата, полностью утратили самостоятельность
- Степные "империи" были непрочными образованиями и быстро распадались после первых крупных поражений.
+ Хазары держали в подчинении "союзные" племена с помощью наёмной армии, которая содержалась на средства, полученные от контроля над торговыми путями.

6. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

4. Государство, созданное хазарами. Ответ: Каганат
5. Славяне называли их обрами. Ответ: Авары
8. Племена, разгромившие Боспорское царство. Ответ: Гунны
9. "Бич божий". Ответ: Аттила
11. Повозка, служившая жильём. Ответ: Кибитка
12. Восточная Римская империя. Ответ: Византия

По вертикали:

1. Один из народов Северного Кавказа. Ответ: Аланы
2. Народ, считавший своей столицей город Итиль. Ответ: Хазары
3. Название Гермонассы в IX в. Ответ: Таматарха
6. Государство на Северо-Западном Кавказе, существовавшее в V - X вв. Ответ: Булгария.
7. Государственная религия Хазарии. Ответ: Иудаизм
10. Сражение. Ответ: Битва

7. Вставьте пропущенные слова.

Кочевые племена периодически вторгались в пределы Хазарии . Сначала из-под контроля хазар вышли степи Северного Причерноморья . Сокрушительный удар по Хазарскому каганату был нанесен киевским князем Святославом Игоревичем . Еще больший урон нанесли каганату печенеги . К концу X века каганат перестал существовать.

8. Решите кроссворд "наоборот", то есть составьте задания к уже заполненному кроссворду.

1. Античный город в Северном Причерноморье.
2. Отрасль хозяйства
3. Племена, которые подчинялись хазарам.
4. Единица монгольского войска.
5. Название восточнославянского племенного объединения.
6. Одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в VII в. Основан на вере в единого бога - Аллаха.
7. Денежный сбор
8. Лёгкая постройка накрытая тканью.
9. Племена которые кочевали.

В VII-X веках государство кочевых хазар занимало обширные территории от Средней Азии и Северного Кавказа до современных Украины, Крыма и Венгрии. В нем проживали самые разные народы, исповедовавшие различные религии - от монотеистических христианства, ислама и иудаизма до язычества, тенгрианства и шаманизма. Чем же была вызвана такая удивительная религиозная толерантность и веротерпимость хазарского государства?

Веротерпимость Хазарского каганата

Действительно, практически все остальные страны, окружавшие Хазарский каганат, придерживались одной монотеистической государственной религии и с большим трудом принимали религиозные меньшинства, проживавшие на их территориях. В Хазарии же все было иначе: многочисленные источники сообщают о религиозном плюрализме и веротерпимости этого государства. Так, по сообщениям мусульманского автора ибн Русте, правитель дагестанской области Сарир, входившей в состав каганата, по пятницам ходил молиться в мечеть, по субботам в синагогу, а по воскресеньям в церковь. Географ Гардизи добавлял, что так делали и остальные жители Сарира. К данному сообщению следует отнестись скорее как к историческому анекдоту, показывающему, тем не менее, степень религиозной толерантности хазарского государства.

А вот уже более подробное описание судебной системы хазар у арабского географа Х века Абуль-Хасана аль-Масуди: «В хазарской столице по правилу семь судей (кади); два из них для мусульман; два - для хазар, которые судят в соответствии с Торой; два - для христиан, которые судят в соответствии с Евангелием; и один для саклабов, русов и других язычников, который судит согласно языческому [обычаю], т. е. по велению разума».

Далее Аль-Масуди подробно описывает, какие именно религии исповедовали различные слои населения Хазарии. Иудаизм, по его сведениям, был религией достаточно ограниченного, однако максимально влиятельного меньшинства: его придерживалась хазарская знать, царь, его свита и хазары царского рода. Большинство населения страны было мусульманами, из которых и состояло в основном войско Хазарии; они были также известны под названием «ал-ларисийа» или «арсийа».

Язычниками в Хазарии, по сведениям Масуди, были славяне (по-арабски «сакалиба») и русы. Под «русами» имелись в виду, несомненно, варяги с территории северной и центральной Руси. Географ пишет следующее об их языческих обычаях: «Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями, утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают». Русы и славяне также служили в войске хазарского правителя.

Из других источников мы знаем, что язычество в форме тенгрианства исповедовали преимущественно тюркские обитатели каганата, в особенности савиры и сами хазары (за исключением правящей аристократии). Обожествляя солнце, гром, огонь и воду, главным они считали бога неба и солнца - Тенгри (хана). Богам поклонялись в капищах и священных рощах, принося в жертву лошадей.

Какая религия была главной?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. С конца VIII - начала IX веков религией хазарской аристократии становится иудаизм. Однако, насколько сильно он был распространен среди всего населения каганата, сказать сложно. По мнению таких исследователей этой темы, как Б. Заходер и В. Минорский, иудаизм был религией лишь хазарской аристократии, т. е. кагана и его окружения. О распространении иудаизма в Хазарии исключительно среди правящей элиты и аристократии также говорит и полное отсутствие каких-либо археологических памятников с выраженной иудейской символикой на территории каганата. Не найдены ни упоминающиеся в документах синагоги, ни религиозные школы, ни погребения, ни граффити, ни какие-либо другие свидетельства об исповедовании хазарами иудаизма.

Мусульманские источники (аль-Истахри, ибн Русте, ибн Хаукаль и др.) пишут о том, что большинство жителей Хазарии исповедуют христианство и ислам. Приведем выдержку из аль-Истахри (около 950 года): «Царь их - еврей [иудей]. У него около 4000 пешего войска. Хазары - магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане большинство; однако царь и его придворные - евреи; простой народ состоит главным образом из язычников».

При этом, по мнению аль-Масуди, войско хазар состояло в основном из мусульман, христиан и отчасти язычников (славян и варягов-русов). По сведениям других авторов, среди тюркских народов каганата большинство язычников составляли тенгриане, поклонявшиеся богу неба Тенгри.

Насколько веротерпимо было хазарское государство?

Несмотря на вышеуказанную общую атмосферу веротерпимости, безусловно, между представителями различных религий каганата случались и конфликты. К примеру, мусульманский географ ал-Йакут писал о том, что хазарский царь велел разрушить минарет в городе Итиле и казнил местных муэдзинов в ответ на разрушение мусульманами синагоги в Дар аль-Бабунадж. Или можно вспомнить жестокое подавление хазарами около 787 года восстания Иоанна Готского в христианской области Готия в Крыму. Однако, эти межрелигиозные конфликты были скорее исключением, чем правилом.

Чем была обусловлена веротерпимость хазар?

Какое объяснение можно найти данной, достаточно удивительной для сурового средневекового менталитета, толерантности по отношению к другим религиям? Исследователь О. Б. Бубенок предположил, что религиозную толерантность хазар можно объяснить поликонфессиональностью и равнодушием к вопросам религии, свойственным для кочевых народов средневековья. Однако к IX-X векам жители Хазарского каганата уже были фактически оседлыми народами, жившими преимущественно в городских центрах и, помимо военной деятельности, занимавшимися земледелием, торговлей и ремеслом.

Другие исследователи дают иное объяснение этому феномену. Дело в том, что, по обычаям тех времен, религию надо было принять от центров религиозной пропаганды других государств - признавая тем самым эти государства в качестве своих патронов. Вспомним, к примеру, что византийский император потребовал вассальной зависимости от русского князя Владимира в качестве услуги за обращение русов в православную веру, и, чтоб избежать этого, Владимир начал свой знаменитый поход против Византии, захватив средневековый Херсон. По этой причине принятие христианской религии в качестве единственной веры государства значило бы для хазар попасть в вассальную зависимость от Византии или Рима, в то время как принятие мусульманства - зависимость от арабского халифата. С иудаизмом было проще - его можно было принять, не становясь вассалом ни одного другого государства. Что и сделала правящая верхушка хазар, сохранив при этом также и другие религии в качестве допустимых и не преследуемых государством. Поэтому на территории каганата и смогли уживаться такие разноплановые религии, как раввинистический иудаизм, византийское христианство, шиитский ислам, тенгрианское язычество и шаманизм.

Подобного религиозного плюрализма не знала, пожалуй, ни одна крупная держава того времени. Возможно, впрочем, что именно отсутствие консолидирующего фактора в виде единственной государственной религии стало одной из основных причин падения каганата в Х веке.