Егэ русский язык литературные аргументы. Аргументы к сочинению для егэ по русскому языку по темам

При сдаче ЕГЭ (русский язык) проблемы у учеников могут быть различными. Это преимущественно связано с затруднениями при обосновании тех или иных аспектов предлагаемых к написанию тем. Далее в статье будет рассмотрено правильное употребление различных аргументов.

Общие сведения

Различные затруднения на экзамене вызваны не столько недостатком у школьника каких-либо сведений по теме. Скорее всего, ученик не может применить имеющуюся у него информацию должным образом. По этой причине нужные утверждения обоснованы не в полной мере или не так, как нужно для того, чтобы успешно справиться с заданием. Сначала следует формировать утверждения, а затем соответствующие обоснования к ним - проблемы и аргументы. Русский язык весьма многогранен. Все утверждения и обоснования должны нести определенную смысловую нагрузку. Далее в статье будут рассмотрены различные темы и аргументы.

Проблема русского языка

Сохранение лексики является задачей каждого человека. Проблемы русского языка раскрываются в различных произведениях. Рассуждения на эту тему можно найти как в классической, так и в современной прозе. В произведениях авторы выдвигают и аргументы. Проблема русского языка, например, раскрыта в произведении Кнышева. В нем автор в юмористической форме говорит о любителях заимствованных слов. Его произведение "О великий и могучий русский нелепость речи, перенасыщенной этими элементами. Близкую тему раскрывает М. Кронгауз. По мнению автора, проблемы современного русского языка состоят в перенасыщении речи словами, связанными с Интернетом, модой, молодежными течениями. В своей книге он высказывает свою точку зрения. Название произведения говорит само за себя: "Русский язык на грани нервного срыва".

Русский язык постоянно взаимодействует с другими мировыми языками. В романе в стихах А.С.Пушкин, описывая наряд Онегина, говорит, что «…панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет». Удивительно, прошли века, и никто не вспомнит, что когда-то от этих слов открещивались, считая их легкомысленными и неучтивыми. В начале 19 века считались сравнительно новыми видами одежды, терминология которых ещё не утвердилась до конца. Подбор русских названий проходил медленно. Но с лёгкой руки Пушкина эти слова мы считаем своими и не задумываемся над их происхождением. Можно спорить, обогатился ли русский язык, но точно не стал беднее, ведь сегодня вместо куртка без рукавов мы говорим «жилет», а вместо коротких штанов – «панталоны». Хотя, смело можно сказать, что и это слово постепенно устаревает.

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В восьмой главе появление Татьяны окружено ореолом восторженности и светского апофеоза. Пушкин, что Татьяна была «верный снимок Du comme il faut…» И далее автор просит прощения у славянофилов: «Шишков, прости. Не знаю,как перевести». Выражение в переводе с французского означает – порядочный, приличный, как должно. Обычно это выражение используют в ироничном смысле, но здесь Пушкин употребляет это слово – комильфо – в положительном смысле, всё, что не vulgar (т.е. не вульгарно, то есть не примитивно, пошло). Об этом автор говорит позже.

Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу...
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме...

Вульгарный – примитивный – стало абсолютно нашим словом, используемым в разговорной речи.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Александр Андреевич Чацкий выступает в качестве защитника русского национального языка. Ему кажется неуместным употребление французского языка в своём отечестве, хотя бы. Чтобы быть ближе к народу. В своём монологе он говорит:

На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Предполагая, что три прошедших года могли что-то изменить. Грибоедов устами Чацкого выражает своё негативное отношение к использованию французского языка в повседневной жизни.

4. Л.Н.Толстой «Война и мир»

В романе автор передаёт ситуацию, когда после Бородинского сражения представители петербургского света решают отказаться от употребления в речи французских слов. Однако подобное решение трудно осуществить, так как в высшем свете не принято говорить по-русски и многие просто не знают значения французских слов в своём кровном языке. Л.Н.Толстой явно не симпатизирует представителям высшего света, считая, что в трудную минуту все граждане должны объединиться, и язык одно из главных средств, способствующих этому.

5. К.Паустовский

считал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Наш выдающийся писатель считал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Отечественная литература является гордостью нации, имена Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова являются мировым достоянием, они читаемы и любимы на всех континентах. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Внимание! Перед тем, как ознакомиться с аргументами к сочинению ЕГЭ из банка аргументов, сначала прочитайте
произведения в полном содержании. Помните, что только полное содержание дает полное
понимание прочитанного. Это важно, чтобы избежать фактических ошибок. Кроме того, аргументы
содержат спойлеры. Соответственно, читать полное содержание после прочтения аргументов
будет не так интересно. Аргументы к сочинению ЕГЭ помогут вам иметь собственное понимание того какие аргументы лучше использовать.

О банке аргументов к сочинению ЕГЭ

Банк содержит 17 произведений, которые охватывают большинство проблем, встречающихся
в текстах ЕГЭ. На каждую проблему в банке вы можете найти как минимум 2 аргумента!
Приблизительное время прочтения всех произведений: 50 часов. Читая по часу в день,
вы прочитаете весь список менее чем за 2 месяца.
Банк аргументов не содержит очень больших произведений вроде «Войны и мира»
и «Тихого Дона». Их стоит прочитать, но необязательно делать это специально к ЕГЭ по русскому.
Освоив метод скорочтения, подробная информация о котором есть в конце книги, вы
сможете прочитать весь список всего за 20-25 часов.

Секрет 7 по аргументам для сочинения ЕГЭ. Большое произведение ≠ большое количество аргументов. Вы убедитесь в этом, ознакомившись со списком литературы ниже, который включает в себя много маленьких, но емких по содержанию произведений

Аргументы к сочинению ЕГЭ (17 вариантов)

1)Джек Лондон «Мартин Иден»

Жанр: роман
Время прочтения: 8 часов.

Проблематика произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Проблема таланта
Роль книги (чтения)
Роль музыки в жизни человека



Проблема одиночества
Проблема честности
Нравственные проблемы
Роль мечты (цели) в жизни человека
Проблема зависти
Отношение к родителям

Аргументация произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Главным героем произведения является Мартин Иден, молодой моряк, который влюбляется в Руфь, девушку из богатой буржуазной семьи. Чтобы добиться ее любви, мужчина ставит перед собой цель: стать знаменитым писателем. Мартин начинает читать книги великих философов, пишет собственные произведения. Однако близкие героя не верят в его писательский талант. Родители Руфи тоже не считают, что необразованный моряк сможет измениться и занять достойное положение в обществе. Но книги меняют мышление Мартина. Он понимает, что жизнь гораздо более широка, чем он думал раньше. Благодаря упорному труду Мартин Иден достигает поставленной цели. Теперь творчеством героя восхищаются даже те, кто когда-то смеялся над ним. Став известным, Мартин не забывает своих близких. Он покупает Марии обещанное молочное ранчо, помогает мужу сестры. Однако успех не приносит ему счастья. Главный герой чувствует себя одиноким как никогда, он разочаровывается в своей любви.

Джек Лондон продемонстрировал, что

1) книги способны коренным образом изменить жизнь человека

2) ради любви человек может добиться небывалых высот

3) успех не всегда приносит счастье

4) даже знаменитый человек может быть одиноким

5) как важно иметь цель в жизни и идти к ней, невзирая на мнение окружающих

6) общественное мнение переменчиво, поэтому не стоит полагаться на него

2)Теодор Драйзер «Финансист»

Жанр: роман
Время прочтения: 10 часов.

Проблематика произведения Теодора Драйзера «Финансист»

Проблема таланта

Значение труда в жизни человека

Проблема одиночества

Роль детских воспоминаний

Проблема зависти
Проблема жадности
Проблема ненависти

Проблема духовной деградации

Аргументация по произведению Теодора Драйзера «Финансист»

Главным героем произведения является Фрэнк Каупервуд, успешный делец из Филадельфии. Благодаря своим выдающимся способностям персонаж быстро достигает карьерных высот. Ему пророчат великое будущее. Между тем Фрэнк влюбляется в молодую красавицу Эйлин, дочь известного в Филадельфии финансиста Эдварда Батлера. Ради нее герой даже разводится с первой женой. Симпатия взаимна, и вскоре о ней узнает отец девушки. Он приходит в такую ярость, что решает во что бы то ни стало отомстить главному герою. Фрэнк участвует в финансовых махинациях, помогая городскому казначею. Батлер узнает об этом и, используя связи, привлекает Каупервуда к суду. Главного героя приговаривают к тюремному заключению. Мы видим, как деньги могут разрушить судьбу человека, а любовь, наоборот, спасти его. Фрэнк переносит все тяготы пребывания в тюрьме, так как знает: Эйлин ждет его. Каупервуда нельзя однозначно назвать плохим или хорошим человеком. Он – гений, которому завидуют. В своих поступках герой видит одну цель: стремление к прекрасному.

Теодор Драйзер продемонстрировал:

2) талантливого, но одинокого человека, который благодаря своей целеустремленности добивается успеха

3) общественные проблемы: коррупция, неравенство, ложь.

4) способности Фрэнка были заложены еще в детстве. Он активно развивал их и поэтому достиг таких высот.

Секрет 7. Произведения иностранных авторов имеют существенный плюс:
далеко не все эксперты прочитали их. Следовательно, и риск фактической ошибки
значительно снижается, подобрать аргументы к сочинению ЕГЭ задача упрощается.

3) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика повести Пушкина «Капитанская дочка»

Проблема любви в жизни человека

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема чести и бесчестия

Нравственные проблемы

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Аргументация сочинения по повести Пушкина «Капитанская дочка»

Главным героем произведения является Петр Гринев. С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич. На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию. В пути Гринев и Савельич попадают в буран. Случайный человек помогает им выбраться. Петр – благодарный человек, он отдает «вожатому» заячий тулуп. Гринев попадает в Белогорскую крепость, где знакомится со Швабриным, человеком, близким ему по образованию, возрасту и роду занятий. Там же мужчина встречает и Машу Миронову, дочь коменданта, в которую вскоре влюбляется. Из-за нее происходит ссора Гринева со Швабриным, которая заканчивается поединком и ранением главного героя. На Белогорскую крепость нападают отряды Емельяна Пугачева и, несмотря на героическое сопротивление защитников, захватывают ее. Пугачев узнает Гринева, который когда-то не пожалел для него тулупа, и сохраняет ему жизнь. Несмотря на это, главный герой искренне говорит крестьянскому атаману, что не обещает не служить против него. Пораженный Пугачев отпускает Гринева. Герой едет в Оренбург, где просит помощи. Ему отказывают, поэтому Петр и Савельич решают самостоятельно вернуться в крепость, чтобы освободить Машу. И снова судьба сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает помочь сироте и наказать обидчика.

Вскоре главного героя арестовывают по подозрению в содействии восставшим, но Маша спасает его.

Пушкин продемонстрировал:

1) силу любви, которая помогает правиться с любыми жизненными трудностями

2) силу, дух и честь настоящих русских воинов

3) какую большую роль играет семья и воспитание в формировании личности

4) чем опасно предательство

Секрет 9. «Капитанская дочка» по количеству аргументов и проблематике почти равна «Войне и миру», что значить аргументы для сочинения ЕГЭ найти не проблематично.

4) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»

Роль книги (чтения)

Проблема честности

Роль образования в жизни человека

Проблема взаимоотношений между поколений

Аргументация сочинения по произведению Грибоедова «Горе от ума»

Одним из центральных героев произведения является Александр Чацкий. Он искренне любит Софью, дочь барина Павла Афанасьевича Фамусова. Приехав к ней, герой сталкивается с не понимаем как со стороны девушки, так и со стороны «фамусовского общества», консервативных людей, которым кажется, что Чацкий сошел с ума. А все потому, что Александр Андреевич обличает их пороки: чинопочитание, узость мышления. Герой пытается объяснить Софье, что Молчалин на самом деле не любит ее, а лишь стремится к личной выгоде и продвижению по службе, однако та не верит Чацкому и только в конце произведения понимает ошибку.

Грибоедов продемонстрировал:

1) как ошибочно порой общественное мнение

2) любовь бывает слепа, поэтому необходимо очень внимательно и вдумчиво подходить к выбору партнера

3) такие пороки, как чинопочитание, скудоумие, ханжество

4) роль образования и воспитания в жизни человека

5) Василь Быков «Сотников»

Жанр: повесть

Время прочтения: 3 часа

Проблематика повести Быкова «Сотников»

Проблема героизма

Проблема чести и бесчестия

Проблема предательства

Военные проблемы

Проблема мужества (героизма)

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация сочинения к ЕГЭ по повести Быкова «Сотников»

Центральными героями произведения являются Сотников и Рыбак, советские разведчики, которые попадают в плен к немцам. Сотников отказывается рассказывать фашистам какую-либо информацию о расположении советских войск. Рыбак же боится потерять жизнь, поэтому соглашается сотрудничать с противником. В конце повести его принимают в ряды фашистов, и он, советский солдат, убивает своего товарища.

Быков демонстрирует нам:

1) героизм советского солдата в образе Сотникова

2) трусость и предательство в образе Рыбака

6) М. А. Шолохов «Судьба человека»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека»

Проблема героизма

Проблема нравственного выбора

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Военные проблемы

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация

Главным героем произведения является Андрей Соколов, советский солдат. Однажды он добровольно согласился осуществить очень сложную операцию: провести через линию фронта снаряды для артиллерийской части. Машину Соколова подорвало, в результате чего герой потерял сознание, а потом попал в плен к немцам. Перед лицом смерти он не падает духом. Когда ему предложили выпить за победу немецкого оружия, он отказался. Вместо этого он пьет за свою смерть. Пораженные мужеством солдата фашисты сохраняют ему жизнь. Соколова переводят и назначают водителем немецкого инженера. Под Полоцком Андрей бежит, взяв с собой фашиста. После встречи с командованием герой пишет письмо жене Ирине, но ответ получает от соседа, который сообщает, что его жена и дочери погибли в результате бомбежки. Соколов надеется встретиться с сыном Анатолием, который, как и отец, служит на фронте. Однако в последний день войны юношу убивает немецкий снайпер. Андрей возвращается в Россию. Там он встречает Ваню, мать которого погибла, а отец пропал на фронте. Соколов говорит, что он – отец мальчика, и усыновляет его.

Михаил Шолохов продемонстрировал

1) героизм русского солдата

2) как важно не утратить способность сопереживать ближнему даже в сложных жизненных обстоятельствах

Секрет 10. У вас обязательно должно быть в запасе 2 произведения о войне. Помимо «Сотникова» и «Судьбы человека» можно приводить аргументы из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского, повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и других произведений о войне

7. Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Проблема исторической памяти

Общественные проблемы (коррупция, преступность, общественное мнение)

Проблема зависти

Проблема жадности

Проблема ненависти

Проблема разрушительного влияния денег

Проблема духовной деградации

Значение науки для человечества

Аргументация

Главным героем произведения является Гай Монтэг, пожарный. Роман описывает американское общество будущего, в котором книги находятся под запретом, их сжигают.

Автор изображает людей, утративших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивнымтелевидением и заполняют свое свободное время просмотром передач и бесконечных сериалов. Монтэг знакомится с Клариссой Маклеллан, которая любит природу, умеет жить по-настоящему. Мужчина начинает тайно забирать книги, которые должен был сжечь. Гай понимает, что все это время вел неправильную жизнь и страстно хочет измениться.

Рэй Бредбери продемонстрировал

1) роль книги в жизни человека

2) пагубное влияние технологий

3) ошибочность общественного мнения

Секрет 11. Вместо романа «451 градус по Фаренгейта» вы можете использовать по этой проблематике любые другие романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984», Е. И. Замятин «Мы», О. Хаксли «О дивный, новый мир»

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика

Проблема таланта

Роль искусства в жизни человека

Роль музыки в жизни человека

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Аргументация

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик Петр. Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Мальчик любит слушать игру конюха Иохима на дудочке и тоже хочет научиться этому мастерству. Мать учит его игре на фортепиано. В соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Вскоре Эвелина и Петрусь становятся друзьями.

Тем временем у мальчика обнаруживается удивительный музыкальный талант. Ему предсказывают известность.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

На самом деле он вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. Вскоре он женится на Эвелине.

Проходят годы. Петр становится известным музыкантом. Дядя Максим понимает, что его племянник сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Владимир Галактионович Короленко продемонстрировал

1) влияние музыки/искусства на жизнь человека

2) необыкновенную силу духа слепого музыканта

3) силу любви, которая помогает преодолеть любые трудности

4) что такое настоящий талант

9) В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Жанр: повесть

Время прочтения главы «Царь-рыба»: 40 минут (всего произведения: 8 часов)

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Проблема экологии

Аргументация

Одним из центральных героев произведения является Игнатьич, успешный рыбак. Он стал настоящим мастером в своем ремесле и нередко помогает людям, но в его поступках нет искренности. Свои навыки Игнатьич использует во вред природе, занимаясь браконьерством. И вот однажды он поймал огромную рыбу, с который не смог совладать. Поначалу рыбак не хотел звать на помощь брата, чтобы не делиться с ним добычей. В схватке с рыбой герой осознает, что погибает, и тогда он раскаивается, понимает, что вел недостойную жизнь.

Астафьев показывает:

1) бессилие человека перед природой

2) природа способна изменить характер человека

3) губительное влияние человека на природу

10) Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Значение труда в жизни человека

Проблема честности

Проблема экологии

Отношение человека к животным

Аргументы к сочинению ЕГЭ по роману Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Главным героем произведения является Егор Полушкин. Мужчина переехал в поселок, вокруг которого когда-то шумели бескрайние леса. За несколько десятилетий их вырубили. Спохватились, когда осталась единственная роща у Черного озера. Лесником в поселке был назначен Федор Бурьянов. В родном колхозе Егор Полушкин был на хорошем счету, а вот на новом месте работать ему было трудно. Все беды Полушкина – от того, что не умел он работать без души. Однажды Егору поручили копать траншею под канализационную трубу. Траншея получалась прямой, как стрела, пока на ее пути не встретился муравейник. Пожалел Полушкин трудолюбивых насекомых, пустил траншею в обход.

Бурьянов же к природе относится потребительски, для него главное: заработать больше денег.

Борис Васильев продемонстрировал:

1) пагубное влияние человека на природу

2) доброе отношение к природе

3) влияние природы на человека

11) В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»

Жанр: повесть

Время прочтения: 4 часа.

Проблематика

Проблема сохранения культурных памятников

Проблема исторической памяти

Аргументация

Действие происходит в деревне Матера, расположенной на одноименном острове посередине Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять Матеру, в которой провели всю жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевез ее в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие жители, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матеру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землей молодежь: внук Дарьи Андрей, ее соседка Клава. Молодое поколение верит, что в городе найдет лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Валентин Распутин продемонстрировал:

1) важность сохранения исторической памяти

2) губительную роль технологий

12) Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Время прочтения: 2 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Аргументы к сочинению ЕГЭ по книге Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

Произведение представляет собой сборник из 46 писем, в каждом из которых затронута определенная проблема (или даже несколько). Это настоящая кладезь аргументов. При аргументации на ЕГЭ вы обязательно должны указать номер и название письма. Например: в произведении «Письма о добром и прекрасном» в письме двадцать втором «Любите читать!» Дмитрий Сергеевич Лихачев рассуждает о важности чтения.

В таблице выше приведены аргументы для наиболее редких проблем ЕГЭ, которые сложно взять из других произведений.

Секрет для читателей. Вы можете приводить примеры из своих любимых произведений, которые не входят в школьную программу, если там содержатся необходимые аргументы. «Гарри Поттер» или «Приключения Шерлока Холмса» оцениваются на ЕГЭ точно так же, как и классика.

13) И. А. Гончаров «Обломов»

Жанр: роман

Время прочтения: 8 часов

Проблематика

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Гончарова «Обломов»

Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов, помещик. В главе «Сон Обломова» автор изображает прекрасный уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле. Кажется, что природа оберегает жителей от невзгод и проблем внешнего мира. Читатель видит, что это находит отражение и в характере главного героя. В нем есть доброта, любовь к ближнему, за что его и уважает его друг Штольц.

Кроме того, стоит отметить, что Обломов воспитывался в дворянской семье. Родители ни в чем ему не отказывали. Он всегда мог поесть и поспать, сколько хотел. Штольц же воспитывался в небогатой семье. Когда мальчик подрос, отец стал брать его с собой в поле, на базар, учил работать. Мы видим, что Штольц вырос целеустремленным, деятельным человеком.

Иван Гончаров продемонстрировал:

1) роль воспитания в развитии личности

2) влияние природы на человека

3) роль детства в дальнейшей жизни человека

14) Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ комедии Фонвизин «Недоросль»

Центральными героями произведения являются госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Мать пытается воспитывать его, но делает только хуже. Учителя потакают ленивому Митрофанушке, поэтому никакого прогресса не наблюдается. Госпожа Простакова хочет поженить его на Софье, которой, как оказывается, положено большое наследство. Однако Стародум, дядя девушки, прекрасно видит необразованность Митрофана и, конечно, отказывает.

Фонвизин продемонстрировал:

1) роль семьи в формировании личности ребенка (Митрофан очень похож на свою мать)

2) невозможно заставить человека развиваться, если он сам этого не хочет

15) Аргументы к сочинению ЕГЭ по рассказу К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 15 минут

Проблематика

Отношение к родителям

Проблема взаимоотношений между поколениями

Аргументация

Центральными героями произведения являются Катерина Петровна и ее дочь Настя, которая работает в Ленинграде. Однажды пожилой женщине становится плохо, и она пишет дочери письмо с просьбой приехать. Катерина Петровна очень любила Настю и хотела увидеть ее перед смертью. Но дочь, погруженная в работу, опаздывает. Когда Настя приезжает в Заборье, то находит лишь свежий могильный холм. Она раскаивается, но, к сожалению, изменить что-либо уже нельзя.

Паустовский продемонстрировал:

1) как важно оказывать внимание своим родственникам

2) отношения между матерью и дочерью

16) В. Г. Распутин «Уроки французского»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика

Роль учителя в жизни человека

Аргументы к сочинению ЕГЭ к рассказу Распутина «Уроки французского»

Главный герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведется повествование. В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Однажды герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он пробует, чтобы покупать молоко для лечения. Когда Лидия Михайловна, учительница французского, узнает об этом, она решает заниматься с ним отдельно. Учительница очень хотела помочь бедному мальчику: даже отправляла ему посылку с едой, но он вернул ее. Тогда Лидия Михайловна начинает играть с ним на деньги, поддаваясь мальчику. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником чуть ли преступлением. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забывает мальчика и присылает ему посылку с макаронами и яблоками. Лидия Михайловна – добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Распутин продемонстрировал:

1) роль учителя в становлении личности ребенка

2) бескорыстное отношение к ближнему

17) Михаил Кронгауз «Русский язык на грани нервного
срыва»

Жанр: публицистика (в сочинении пишите просто произведение или книга)

Время прочтения: 4 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема сохранения русского языка

Аргументы к сочинению ЕГЭ по произведению Михаила Кронгауза «Русский язык на грани нервного
срыва»

Автор рассматривает такие явления, как изменение орфографических и орфоэпических норм, появление большого количества заимствованных слов, смешение стилей. В будущее Кронгауз смотрит оптимистически, трактуя эти изменения как признаки неутраченного творческого потенциала языка. Писатель также рассматривает такие процессы, как «отмирание» слов, когда те или иные слова перестают быть общеупотребительными.

На заметку. Лучше отлично знать одно произведение, чем прочитать краткое содержание десяти. Из одного вы сможете почерпнуть гораздо больше аргументов, чем из беглого прочтения нескольких.

    А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.

    М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.

    И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.

    И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.

    А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».

    И.А. Гончаров.«Обломов». Великая сила любви – тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.

    Л.Н. Толстой. Любовь – великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь – великая сила.

    А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.

    И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности – серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.

    И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца – всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.

    И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».


Язык – зеркало жизни народа. Какую важную роль он играет! Без него нельзя обойтись ни в одной сфере деятельности человека: везде очевидно его огромное значение. У каждого народа свой язык, а язык русский – один из самых замечательных, что подтвердят слова многих классиков нашей литературы. Однако под влиянием жизни язык меняется вместе с ней, притом не всегда в лучшую сторону.

В своем тексте Таисия Васильевна Жарова поднимает проблему сохранения русского языка. Размышляя над ней, она обращает внимание на то, что «за короткий срок сумели обрусеть» и «размежеваться по значению» слова, относящиеся раньше только к определенной среде. Так же автор отмечает, что наш язык – интереснейшее явление для наблюдения лингвистов и литераторов, однако он пестрит не только иноязычными словами, но и уголовной лексикой, а слова, которыми пользовались классики, из него «ушли временно» и «ждут светлых дней».

С этой мыслью невозможно не согласиться, ее подтверждение можно найти в различных статьях о языке или проанализировав произведения русских классиков.

Так, вспоминая роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», большинство читателей осознают, какое наслаждение дарит сам процесс чтения, не говоря уже об интересном сюжете и героях, ставших любимыми. Читая произведение, понимаешь, как прекрасен родной язык и сколько всего можно с помощью него рассказать, описать, что мастерски и делает Л.Н.Толстой. Русскими словами он описывает эпоху того времени, и мы видим все ее черты и стороны без иллюстраций, просто вчитываясь в слова. А как точно переданы красота и вместе с ней порочность Элен с помощью нашего языка! Какими прекрасными представляем мы летнюю ночь в Отрадном и цветущий дуб, встретившийся Андрею Болконскому! Русский язык, на котором писали и говорили классики, велик, он может передать все, он поистине богат без лишних заимствований.

О том, что нужно беречь наш великий язык говорят и далекие по времени от классиков писатели в своих статьях. Например, советская переводчица Нора Галь в статье «Слово живое и мертвое» или российский лингвист Максим Кронгауз в статье «Русский язык на грани нервного срыва». Обоих авторов тревожит судьба русского языка, как должна тревожить и каждого русского человека. Нора Галь говорит о том, что часто в повседневной жизни неоправданно и неумеренно используется канцелярит и заимствования из других языков, о том, что наш великий язык должен звучать достойно. Максим Кронгауз пишет, что язык должен меняться вместе с жизнью и он меняется, но некоторые изменения ему только во вред, и язык нужно сохранять и защищать.

Итак, наш язык велик, и «нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», как писал К.Г.Паустовский. Нужно беречь русский язык, сохраняя его величие для будущих поколений.

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.