Экономика африки после второй мировой войны. Африка в годы второй мировой войны. Освободительное движение в Намибии

Создание предпосылок для деколонизации Африки в ходе и после Второй мировой войны, деколонизация Африки, воо­ружённые конфликты и позиции великих держав, от Орга­низации Африканского единства к Африканскому Союзу, проблемы развития постколониальной Африки, Африка как арена противостояния двух сверхдержав.

В европейской историографии принято считать, что Вторая мировая война сравнительно мало затронула Африку, за исключе­нием сё средиземноморского побережья, где с 1941 по 1943 тт. ш ли боевые действия. На самом деле война изменила ситуацию не только в странах Северной Африки, она существенным обра­зом повлияла на развитие всех её регионов. Южная Африка, яв­лявшаяся английским протекторатом, Южно-Африканским сою­зом, в годы войны совершила громадный скачок в своём разви­тии, поставляя руды, металлы и продовольствие обеим воющим сторонам. ЮАС к концу войны вошёл в группу индустриально развитых стран и в силу наличия громадных запасов алмазов, золота, урана, молибдена, хрома, марганца, других видов стра­тегического сырья стал важным игроком мировой политики.

В Западной и Тропической Африке в силу ослабления мет­рополий в годы Второй мировой войны сформировалось эли­тарное поколение молодой интеллигенции, возглавившей после войны борьбу за независимость. Среди этого поколения появи­лись деятели, оставившие яркий слсд в мировой политике. К их числу можно отнести Кваме Нкруму (Золотой берег - Гана), Ле­опольда Сенгора (Сенегал), Секу Туре (Гвинея), Джулиуса Нье- рера (Нигерия), Тамаса Кениату (Кения), Патриса Лумумбу (Конго-Заир), Агостиньо Нетто (Ангола), Самора Машела (Мо­замбик), Кеннета Кауцду (Северная Родезия - Замбия). Они смогли сплотить вокруг себя народы и повести их на борьбу за национальное освобождение.

В 1945 г. лидеры африканских стран собрались на V Панаф- риканекий конгресс в Манчестере, на котором впервые был по­ставлен вопрос о независимости африканских стран и солидар­ности в борьбе с колониализмом. Уже на этом конгрессе выяви­лись две разных концепции развития Африки. Первая была представлена Кваме Нкрумой, предполагавшим создать некую федерацию африканских государств по примеру США. С про­граммой партикулярного национализма выступил Сснгор, счи­тавший, что каждое африканское государство должно укреплять свою независимость, которая не исключала развития межгосу­дарственного сотрудничества. После получения независимости почти все африканские государства разделились на тех, кто принял концепцию Нкрумы, - их стали называть Касаблапской группировкой, и на тех, кто пошёл за Сепгором, - их стали име­новать монровийской группировкой.

В 50-60-е гг. в Африке произошли события, не имевшие се­бе равных в прошлом по масштабу: рухнула колониальная сис­тема и появились десятки суверенных государств, ставших пол­ноправными субъектами межгосударственных отношений. Именно после развала колониальной системы политика станет с полным основанием называться “мировой”. До этого времени политику формировал узкий круг европейских, американских государств и Япония. Остальные были её аутсайдерами. После развала колониальной системы сформировался мировой поря­док, просуществовавший до 90-х гг. XX в., до развала СССР.

Когда окончилась Вторая мировая война, в Африке было всего два полностью независимых государства: Эфиопия и Ли­берия. Членом Британского содружества наций был ЮАС, где в

1948 г. в ходе парламентских выборов к власти пришла Нацио­налистическая партия - организация оголтелых расистов, при­ступившая к строительству государства “цветного барьера”, или строгого расового разделения. 22 % населения, составлявших белую обшину ЮАС, лишили всех гражданских прав. 78 % чёр­ного большинства было согнано в 16 резерватов - бантустанов. В 1958 г. ЮАС вышел из Британского содружества наций и объявил себя полностью независимым. Так на карте появилась Южно-Африканская Республика.

Восстановление экономики европейских государств, разру-

шенных войной, как правило, связывают с “планом Маршалла 1 ’. Но помощь США выражалась в предоставлении кредитов и промышленного оборудования. Сырье же поставлялось из Азии и Африки. Из Африки ввозилась и рабочая сила - молодые муж­чины, заменившие собой погибших на войне европейцев. Так, например, в годы войны Франция только из своих колоний в За­падной Африке призвала в армию около 100 тысяч солдат, боль­шинство которых после войны осело в метрополии. Форсирован­ное развитие сырьевых отраслей в колониях потребовало подго­товки кадров, а стало быть, метрополии вынуждены были идти на создание систем просвещения и профессионального образования. В этом отношении раньше других этим озаботилась Англия. Так, например, в её африканских колониях к началу 50-х гг. 10 % детей обучалось в школах. Чуть ниже был процент детей, охваченных школьным образованием ио французских колониях. Самым низ­ким (1 %) был показатель в колониях Португалии. Таким обра­зом, в английских и французских колониях после войны форми­ровалась социальная база элитарной интеллигенции - слоя гра­мотных людей, которые повели за собой народные массы. Анг­лия первой прибегла к политическому маневрированию и попы­талась привлечь африканскую политическую элиту к управ­лению странами. Так, например, в Ганс (Золотой берег) было создано правительство во главе с Квамс Нкрумой, которое вплоть до независимости Ганы в 1957 г. шесть лет находилось у власти. Аналогичные правительства были сформированы в ко­лониях Франции. Португалия, Бельгия и Испания пытались си­лой оружия сдержать стремление африканцев к независимости. Даже в 50-е гг., когда колониальная система уже трещала но швам, правящие круги этих трёх стран ещё рассчитывали про­держаться в колониях до XXI в.

Середина 50-х гг. в мировой политике была отмечена мас­штабными антиколониальными конфликтами. В Африке самой кровавой была колониальная война в Алжире, начавшаяся в 1954 г. Здесь проживало около 1 млн. французских колонистов, осевших в разнос время и обзаведшихся сельским хозяйством и бизнесом. Война привела к расколу французского общества на сторонников и противников независимости Алжира, чуть было не повлекла за собой гражданскую войну в самой Франции, де­тонировала падение IV французской республики и привела к второму возвращению Шарля де Голля к власти во Франции. Война в Алжире обескровила Францию, и она в 1960 г. предос­тавила независимость всем своим африканским колониям к югу от Сахары. В бывшей Французской Тропической и Западной Африке было создано 12 государств, вошедших во Французское содружество нации.

Бельгийская колония Конго (столица - Киншаса) в 90 раз превышала по территории метрополию. Вся экономика огром­ной и богатейшей африканской страны принадлежала бельгий­ским колонистам, которых было около 90 тысяч человек. Из 5 тысяч высших чиновников, управлявших Конго, только трое были африканцами. Когда во французских колониях началось антиколониальное брожение, в Конго тут же стало формиро­ваться вооружённое подполье во главе с Патрисом Лумумбой. Бельгийцы оказались не в состоянии сдержать нараставшую волну протеста и в 1960 г. бежали из страны. Бегство бельгий­цев сопровождалось нарастанием подогреваемого Бельгией ме­стного сепаратизма отдельных провинций Конго. Ситуация обо­стрилась вмешательством США и Советского Союза, стремив­шихся заполучить доступ к медным, алмазным и урановым руд­никам. СССР поддержал Патриса Лумумбу, ставшего главой правительства, а США и Бельгия - его бывшего соратника, ставшего его врагом, начальника штаба вооруженных сил Мо- буту Сесе Сско. Патрис Лумумба в январе 1961 г. был захвачен наёмниками, убит, и Конго, провозглашённое Заиром, перешло под контроль Мобуту Сесе Секо. К убийству П. Лумумбы ока­зался причастен Генеральный секретарь ООН Д. Хаммаршельд, отдавший приказ силам ООН, введённым в столицу Леопольд­виль, не допустить захвата сторонниками П. Лумумбы аэропор­та и центральной радиостанции. По сути Хаммаршельд создал ситуацию, в которой П. Лумумба вынужден был бежать из сто­лицы и угодил в расставленную для него ловушку. Советский Союз напрямую обвинил Д. Хаммаршельда в этой провокации и

потребовал его отставки с поста Генсека. В той ситуации было предельно ясно, что Генсек ООН исполнял чей-то план, и всему миру было понятно, кто стоял за убийством П. Лумумбы. Вско­ре Д. Хаммаршельд погиб (1961 г.), разбившись на самолете во время одного из перелётов в Конго. Недолго продержался у вла­сти и Мобуту, его сместили сподвижники П. Лумумбы.

К этому времени Франция проиграла войну в Алжире и в 1962 г. в г. Эвиане подписала соглашение, по которому с 3 июля 1962 г. Алжир становился независимым.

Колониальные конфликты в Африке обострили отношения двух сверхдержав. Осенью 1960 г. в Нью-Йорке была созвана сессия ГА ООН для обсуждения колониального вопроса. Деле­гацию СССР возглавил Н.С. Хрущёв, речь которого была про­низана антиамериканскими выпадами и поддержана большинст­вом делегатов от африканских и азиатских стран. В декабре 1960 г. Ассамблея приняла Декларацию о предоставлении неза­висимости колониальным странам, в которой колониализм был осуждён политически и морально. Колониальные державы и США воздержались при голосовании.

Ко времени освобождения Африки от колониальной зави­симости она давала (без ЮАР) менее 1 % мировой промышлен­ной продукции. ЮАР производила продукции больше, чем все остальные страны Южной и Тропической Африки вместе взя­тые. Молодым лидерам африканских государств досталось тя­жёлое наследие. Экономики этих стран были либо сырьсдобы- вающими, либо монокультурными (банановыми, арахисовыми и т.п.). В силу этого они полностью зависели от конъюнктуры ми­рового рынка и были легко уязвимыми. Пятьдесят возникших независимых государств Африки не были связаны друг с другом инфраструктурой. Даже их президенты могли дозвониться друг к другу только через столицы бывших метрополий.

Почти все потребительские товары ввозились из бывших метрополий, источники финансирования казны отсутствовали, поэтому все они стали крупными и, как вскоре окажется, без­возвратными заёмщиками иностранных кредитов.

Одна треть государств Африки была расположена в зоне пустынь и полупустынь, где недостаток воды был фактом по­вседневной действительности. Положение, когда “ни еды, ни воды”, обрекало на смерть сотни миллионов человек. Вскоре оказалось, что без продовольственной помощи ООН на смерть обречено примерно 500 млн. африканцев. Созданная для реше­ния общих проблем в 1963 г. Организация Африканского Един­ства оказалась недееспособной, больше походила на клуб для общения политической элиты. Принимаемые решения никем не исполнялись и не имели юридической силы.

В 2002 г. О А Р.! была преобразована в Африканский Союз, куда вошли 54 государства Африки. Инициатором преобразова­ния ОАЕ в АС был лидер Ливийской джамахирии Муамар Кад­дафи, надеявшийся сделать её действенным органом решения африканских проблем. Её секретариат и комиссии располага­лись в Адис-Абебе, столице Эфиопии. Главой АС стал Бингу на Мутарика, а председателем Идрис Нделя Мусса. Новая органи­зация стала действительно активно действовать в рамках своих целей и принципов. Однако вскоре со стороны ряда африкан­ских политиков, западных и американских СМИ последовали заявления о том, что АС становится орудием гегемонии Муама­ра Каддафи, инструментом влияния Ливии в Африке, что вызва­ло раздоры и посеяло подозрительность. Действительно, Ливия выделяла АС крупные финансовые средства, а Муамар Каддафи являлся се самым влиятельным политиком.

В 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция Дви­жения неприсоединения, на которую прибыли представители большинства африканских стран, ставших членами этого дви­жения. Однако эта международная организация также не могла содействовать решению проблем африканских государств.

Почти во всех африканских странах, получивших независи­мость, сложились политические системы по образцу бывших метрополий. Но здесь не было демократической традиции, её заменил трайбализм - власть племени, представитель которого, оказавшись на верху властной пирамиды, расставлял вокруг се­бя своих соплеменников. Поскольку во всех африканских стра­нах господствовали традиционные формы социальности людей.

такие как семья, род, племя, народность, то племенной характер политической власти нес в себе мощный заряд конфликтности. Политические режимы были либо авторитарными с демократи­ческим антуражем, либо открытыми диктатурами типа режима Иди Амина в Уганде (1961-1969 гг.) или Бокасе, правившего Центрально-Африканской Республикой до 1979 г. Пороки вла­сти переносились на племя или народность, которую представ­ляла власть. Другие племена, народности копили обиду, которая прорывалась наружу, как только власть правившего племени ослабевала. Довольно часто это приводило к межплеменным кровавым конфликтам.

В большинстве стран власть сменялась не в ходе выборов, а в результате кровавых переворотов, часто приводивших к граж­данским войнам. Если это происходило в государствах, входив­ших но Французское содружество наций, порядок наводила Франция при помощи Иностранного легиона, в других крово­пролитие останавливали силы ООН. Однако в ряде стран (Сома­ли, Судан, Бурунди, Уганда) конфликты настолько разрастались, что даже великие державы предпочитали не вмешиваться - в силу непредсказуемости последствий и того, что для большин­ства населения вооружённый разбой становился видом хозяйст­венной деятельности.

После получения независимости Африка стала ареной про­тивостояния двух сверхдержав, которые желали получить голо­са африканских государств в поддержку своих позиций в ООН, иметь доступ к стратегическому сырью. Так, например, прези­дент маленького государства Тропической Африки Габона был желанным гостем всех великих держав по той причине, что в Габоне находится мировых разведанных запасов марганца, притом в рудниках, обустроенных в своё время Францией.

В свою очередь, включение лидеров молодых африканских государств в мировую политику требовало от и их выбора на­правления политической ориентации, и вскоре они разделились на две группировки: на социалистически и капиталистически ориентированные. Границы между ними были настолько размы­ты, что как в советской, так и в западной африканистике часто

104 путались в ориентации того или иного государства. Однако к 70-м гг. появились некие критерии социалистической ориента­ции, которые в той или иной мерс обнаруживались. К их числу относились:

Приверженность марксистской идеологии правящей эли­ты (чаще на словах) и создание соответствующих пар­тий, как правило, под лидера, заявлявшего о своей со­циалистической ориентации;

Проведение национализации крупной собственности и создание государственного сектора экономики. Некото­рые африканисты полагают, что именно это обрекло экономику этих стран на застой. Однако, на наш взгляд, в постколопиальный период у государств, в которых от­сутствовало стратегическое сырьё, национализация бы­ла единственной возможностью организовать хозяйство, брошенное бежавшими колонизаторами. Национальная буржуазия либо отсутствовала, либо была настолько слаба, что не могла его организовать. Только создание госсектора позволяло наладить хозяйство;

Проведение аграрной реформы с кооперацией. Опять же, без кооперации и государственной поддержки организо­вать сельское хозяйство в тех странах, где оно ранее держалось на диаспоре колонистов из метрополии, было невозможно;

Ориентация во внешней политике на СССР, что откры­вало доступ к кредитам, экономической, культурной и военной помощи.

Те государства, которые не подпадали под эти критерии, относили к ориентироваттным на капиталистическую модель развития, хотя и здесь могли быть вариации, связанные с поис­ком “третьего” пути развития.

Вне зависимости от выбора пути развития, все государства Африки, в том числе и обладающие крупными месторождения­ми стратегического сырья, полностью зависели от технологий и финансовой поддержки двух миров - Западного и Восточного. Их общей трагедией стало то, что все они отождествляли укреп-

ление своей независимости в первую очередь с созданием на­циональных армий, а не экономик. Военные расходы составляли подчас до 80 % их бюджетов, они поглощали до 2/3 иностранной помощи, Эти непроизводительные граты в течение 60 - 70-х гг. вогнали большинство африканских государств в непомерные долги, расходы на обслуживание которых стали поглощать всю прибыль, получаемую от экспорта. Уже к 80-м гг. XX в. мировая финансовая система столкнулась с проблемой триллионных без­возвратных долгов африканских стран. Для кредиторов и заём­щиков сложился замкнутый круг: африканские страны утратили мотивацию к наращиванию экспорта, так как вся прибыль изы­малась в счёт погашения процентов (не долга!) по долгам; в свою очередь, страны-кредиторы не желали выделять кредиты под импорт товаров, промышленного оборудования, так как за­ведомо было известно, что кредиты не вернут. Торговля с Аф­рикой вошла в ступор.

Сложнейшей проблемой постколониальной Африки стала демографическая. Благодаря помощи Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни за послед­ние 50 лет выросла с 39 до 54 лет, почти на 50 % сократилась детская смертность. В результате прирост населения на конти­ненте стал самым высоким в мире и составил 2,3 % в год. Доля молодёжи в возрасте до 20 лет росла ещё более высокими тем­пами, что создавало громадные трудности для социальной сфе­ры, обостряя положение на рынке труда, подталкивало самодея­тельную часть населения к миграции за пределы Африки, созда­вало социальную базу для радикальных политических движе­ний, в том числе и вооружённых. За постколопиальный период в Африке произошло 35 вооруженных конфликтов, в которых по­гибло около 10 млн. человек.

Разват Советского Союза привел к тому, что бывшие его вассалы оказались бесхозными, вынуждены были становиться в очередь просителей помощи Западного мира.

Уже в 90-е гг. XX в. в мировой политике появились понятия “неразвивающийся”, “падающий”, ‘‘недееспособный”, “дециви- лизуюшийся” мир. Эксперты ООН, МВФ, МБРР относят к та-

106 кому миру государства, население которых получает в сутки доход в пределах 1 доллара и ниже на человека. Всего таких го­сударств в мире 37, в них проживает 1,1 млрд. человек. Из них 27 расположено в Африке, что составляет поч ти половину из 57 африканских государств (три из них не признаны). Они являют­ся финансовыми банкротами и приостановить падение, или де­цивилизацию, сами не в состоянии. В этой связи перед мировым сообществом встала сложнейшая морально-нравственная про­блема выбора: оставить вес как есть и устраниться от решения проблемы нищеты более чем миллиарда человек или же присту­пить к разработке и реализации программ помощи, но не такой, какая предоставлялась в XX в. Всем понятно, что начинать сле­дует со списания долгов, но мировая финансовая система, нахо­дящаяся сейчас в состоянии кризиса, пока не готова к такому альтруистическому шагу. Африка застыла в ожидании помощи цп вилизова н ного м ира.

Контрольные вопросы:

1. Влияние Второй мировой войны на Африку.

2. Особенности колониальной политики в Африке после Вто­рой мировой войны.

4. Назовите наиболее известных представителей элитарной ин­теллигенции Африки 40-50 х гг. XX в.

5. V панафриканский конгресс: два взгляда на будущее Африки.

6. Война в Алжире, Эвианские соглашения и их политические последствия.

7. Генеральная Ассамблея ООН 1960 г. и Год Африки.

8. Характеристика политического режима ЮАС.

9. Характерные черты институтов государственной власти пост- колониальной Африки.

10. Что такое “социалистическая ориентация”?

11. Причины “нс-развития” Африки.

12. Межафриканские организации и их роль в жизни Африки.

По размерам территории (более 30 млн км2) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км2, ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км2), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм2), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км2, а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I).
Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. И действительно, к началу XX в. она была, по выражению И. А. Витвера, буквально разорвана на части. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).
В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа (рис. 142).
На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, и бывшая французская Гвинея.
Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы. В условиях, когда Организация Объединенных Наций уже приняла общее решение о деколонизации, страны-метрополии не могли вести себя в Африке по-старому. Но тем не менее они всячески старались хотя бы как-то замедлить этот процесс. В качестве примера можно привести попытку Франции организовать так называемое Французское Сообщество, в которое на правах автономий вошли почти все бывшие колонии, а также подопечные территории (до Первой мировой войны они были колониями Германии, потом стали подмандатными территориями Лиги Наций, а после Второй мировой войны – подопечными территориями ООН). Но это Сообщество оказалось недолговечным.
Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.
На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.


В результате на огромном Африканском материке теперь колоний уже нет. А что касается некоторых островов, еще остающихся в колониальной зависимости, то их доля в площади и населении Африки измеряется сотыми долями процента.
Однако все это не означает, что ход деколонизации на третьем этапе был только мирным и обоюдно согласованным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, установленного здесь белым меньшинством, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба, в том числе и вооруженная, продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Еще один пример такого рода – Эритрея. Эта бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритреи боролся за ее независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была наконец провозглашена. Правда, спустя пять лет разгорелась еще одна эфиопо-эритрейская война.
В начале XXI в. в Африке остается, пожалуй, только одна страна, политический статус которой до сих пор окончательно не определен. Это Западная Сахара, которая до 1976 г. была владением Испании. После того как Испания вывела оттуда свои войска, территорию Западной Сахары оккупировали претендующие на нее соседние страны: на севере – Марокко, а на юге – Мавритания. В ответ на такие действия Народный фронт за освобождение этой страны провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которую признали уже десятки стран мира. Ныне он продолжает вооруженную борьбу с остающимися еще в стране марокканскими войсками. Конфликт вокруг САДР можно рассматривать как один из наиболее ярких примеров территориальных споров, которых так много в Африке.
Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли и в государственном строе африканских стран.
По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами. Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38! Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические. Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.
Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»). Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста. Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.
Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.
По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций, Нигерия, включающая в себя 30 штатов, Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).
Однако при этом нужно учитывать, что африканские федерации существенно отличаются, скажем, от европейских. В. А. Колосов выделяет даже особый, нигерийский тип федераций, к которому в Африке относит Нигерию и Эфиопию, называя их молодыми высокоцентрализованными федерациями с неустойчивыми авторитарными режимами. Для них характерно слабое местное самоуправление и вмешательство центра «сверху» во многие дела регионов. Иногда в литературе можно также встретить утверждение, что ЮАР фактически является унитарной республикой с элементами федерализма.
Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

На африканской земле произошло одно из первых столкновений с фашизмом, предшествовавших второй мировой войне: захват Италией Эфиопии в 1936 г.

В годы второй мировой войны военные действия в Тропической Африке велись только на территории Эфиопии, Эритреи и Итальянского Сомали. В 1941 г. английские войска вместе с эфиопскими партизанами и при активном участии сомалийцев заняли территории этих стран. В других странах Тропической и Южной Африки военных действий не велось. Но в армии метрополий были мобилизованы сотни тысяч африканцев. Еще большему числу людей приходилось обслуживать войска, работать на военные нужды. Африканцы сражались в Северной Африке, в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Бирме, в Малайе. На территории французских колоний шла борьба между вишистами и сторонниками "Свободной Франции", не приводившая, как правило, к военным столкновениям.

Политика метрополий по отношению к участию африканцев в войне была двойственной: с одной стороны, стремились использовать людские ресурсы Африки как можно полнее, с другой - боялись допускать африканцев к современным видам оружия. Большинство мобилизованных африканцев служили во вспомогательных войсках, но многие все же прошли и полную боевую подготовку, получили военные специальности водителей, радистов, связистов и т.д.

Изменение характера антиколониальной борьбы сказалось в первые же послевоенные месяцы. В октябре 1945 г. в Манчестере состоялся V Панафриканский конгресс. Он знаменовал собой наступление качественно нового этапа в борьбе африканских народов. Африку представляло неизмеримо больше стран и организаций, чем на предыдущих конгрессах. Среди 200 участников были Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Хастингс Банда - впоследствии президенты Золотого Берега, Кении, Ньясаленда, южноафриканский писатель Питер Абрахамс, видные общественные деятели. Председательствовал на большинстве заседаний Уильям Дюбуа, которого называли "отцом панафриканизма".

Победа антигитлеровской коалиции окрылила участников конгресса надеждой на перемены во всем мире. Антиколониальный и антиимпериалистический дух возобладал на конгрессе. Было обсуждено положение во всех регионах Африки, во многих африканских странах. Среди резолюций наибольшее значение имели три: "Вызов колониальным державам", "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" и "Меморандум к ООН". Конгресс выступил с новыми, революционными требованиями и сформулировал их как в масштабе континента, так и конкретно для всех крупнейших регионов и стран.

Для большинства стран Африки послевоенные годы стали порой создания политических партий. Они появлялись в Африке и прежде, но зачастую по своему характеру больше походили на дискуссионные кружки и не имели тесных связей с народными массами. Партии и организации, возникшие на исходе второй мировой войны и особенно после ее окончания, были, как правило, уже иными. Они сильно отличались друг от друга - это отражало и пестроту самой Тропической Африки и отличия в уровнях развития ее народов. Но среди этих партий и организаций были весьма сплоченные и довольно долговечные, тесно связанные с практической антиколониальной деятельностью. Они устанавливали связи с рабочим и крестьянским движением, постепенно расширяли социальную базу и приобретали черты общенациональных фронтов, хотя порой и на моноэтнической базе. Тактика партий также изменилась. Они начали обращаться непосредственно к массам. Проводились митинги, кампании неповиновения, широкие бойкоты иностранных товаров.

С конца 40-х - начала 50-х годов массовые демонстрации, переходящие в кровавые столкновения с полицией, стали характерной чертой времени. Вооруженные выступления произошли в 1947 г. на Мадагаскаре и в 1949 г. на Береге Слоновой Кости. В 50-х годах развернулась вооруженная антиколониальная борьба народов Кении и Камеруна. Вторая половина 50-х годов стала временем борьбы за свержение колониальных режимов.

Все это происходило на фоне распада колониальных империй в Азии, кровавых войн во Вьетнаме, Алжире и других колониальных и зависимых странах. Метрополии шаг за шагом отказывались от прежних методов господства. В 1957 г. провозгласил свою независимость британский Золотой Берег, назвав себя Ганой, в память средневекового западноафриканского государства. В 1958 г. этому примеру последовала Французская Гвинея. Эти первые шаги были восприняты всей Африкой как символ грядущей деколонизации континента. Одна за другой проводились общеафриканские конференции с главным требованием: добиться свержения колониальных режимов.

1. Первой независимости добилась Индия в 1947 г. До и после 1960 г.
объявленного годом Африки независимости добилось более 100 стран.
С легкой руки французского журналиста их принято было называть
странами «третьего мира».
Провозглашение
независимости в
Алжире в 1962 г.

Эпоха деколонизации

- 1947 год – Великобритания предоставила
независимость Индии и Пакистану;
- - 1954 г. – Вьетнам получил независимость;
- Итальянские колонии взяты под опеку ООН
и получили свободу (Ливия – 1951 г.,
Сомали – 1960 г.);
- 1960 г. – год Африки (17 стран получили
независимость.

1. Сложным оказался Арабо-израильский конфликт, переросший в
масштабные войны. Несмотря на многие попытки перемирий, это
противостояние продолжается и сейчас.
Удар израильской авиации по Бейруту, столице
Ливана в 1973 г.
Изменение территории Израиля после
конфликтов.

Проблема модернизации

2 пути развития:
1.Социалистический (наподобие СССР);
2.Капиталистический (по типу США и Стран
Европы).

1. В послевоенном мире за влияние на новые государства появившиеся в
результате распада колониальных империй, боролись две
сверхдержавы СССР и США, закономерно, что результатом этой
борьбы стало разделение новых государств на социалистические и
капиталистические.
Асуанская плотина на Ниле построенная при
финансовой поддержке СССР. 1970 г.
Хрущев и президент Египта Насер.

2. В большинстве деколонизированных государств у власти оказались
военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. По
экономическому и политическому развитию эти страны можно
поделить на:
СССР
Арабомусульманский
регион
ЮВА и индомусульманский
регион
АТР

3 Культурно-цивилизационных региона «третьего мира»

1. Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, Китай.
Ю. Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур);
2. Индо-буддийско-мусульманский регион (Индия,
Пакистан);
3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток,
страны Магриба):
- Страны «светского ислама»: Турция, страны
Магриба и Леванта;
- Страны «чистого ислама»: Иран, Афганистан

2. АТР в конце ХХ века превратился в «молодых тигров» новой
экономики. Это в первую очередь Япония, Гонконг, Тайвань, Сингапур,
Малайзия, Южная Корея.
Гонконг

2. Мусульманский мир претерпел также перемены. Первая модель
развития- светский ислам, или вернее европезированный. Характерен
для Турции, Египта и ряда стран Северной Африки.
Турецкая молодежь.

2. Вторая модель развития- это традиционный ислам. Он характерен для
Ирана, части арабских стран. В 1979 г. после попытки европезировать
страну в Иране произошла поддержанная духовенством антишахская
исламская революция, оттолкнувшая страну к средневековью.
Реза шах, последний шах Ирана с 1941
по 1979 г.
Лидер исламской революции аятолла
Хомейни.

2. Больших успехов достигли нефтедобывающие монархии Персидского
залива. Полученные на продаже нефти деньги ушли на модернизацию этих
стран и улучшение быта людей, а также позволили сохранить
абсолюстско-монархические режимы.
Король Саудовской Аравии Абдалла.
Дубай

2. Сильное различие в развитии разных частей Африки. Относительное
благополучие Магриба и юга материка и невероятная отсталость
Центральной и Тропической Африки. Регион раздирают межплеменные
войны и конфликты, ЮАР избавляется от пережитков апартеида.
Диктатор
Йоханнесбург,
Уганды
одинИди
из крупнейших
Амин. 1971городов
1979 гг.
ЮАР.
Император
Демонстрация
ЦАИ, против
каннибал
расизма
Бокассав I.
1966-1979
ЮАР. 70-е гг.

Итоги развития стран «Третьего мира»

- Неравномерность развития («молодые
тигры» ушли далеко вперед);
- частые финансовые кризисы;
- внешний долг африканских стран;
- голод, нищета. Неграмотность;
- частые войны и смены правящих режимов

3. После поражения в войне управление Японией взял на себя генерал
Маккартур. Под его руководством была принята конституция,
император отстранен от управления страной, начаты экономические
реформы. Если в 50-е гг. Япония аграрная страна, то в 1983 г. ВВП
увеличился в 24 раза.
Генерал Макартур и
император Хирохито.

3. Японское экономическое чудо не случайно. Отказ от содержания
армии, внедрение инновационных технологий, модернизация
производство превратили страну в экономического гиганта. Также
сказало и сохранение семей-магнатов, дзайбацу в экономике после
войны, таких как Хёндай, Тойота, Мицубиси и др.
Мицубиси
Хендай.
Гиганты японского автопрома.

Причины японского «экономического чуда»

- реформы американской оккупации
- дешевизна рабочей силы
- доверие банковской системе
- контроль над внешней торговлей
- ориентация на экспорт
- поддержка национального производителя
- кредиты США
- политическая стабильность
- освоение японской наукой новых технологий
- японский менталитет

3. Япония удачно сочетала традиции и современность. Смогла
отказаться от милитаристских идей и переключить энергию на
развитие экономики, достигнув в этом огромного успеха.
ТОКИО
Император Японии Акихито

4. После разгрома Японии на территории Китая, советская армия
передала НОАК захваченное японское вооружение. НОАК возглавляемая
Мао Цзедуном. Началась крупномасштабная война между
коммунистами /НОАК/ и правительством генерала Чан Кайши.
Мао Цзедун. Председатель
КНР с 1948 по 1976 гг.
Президент Китая и Тайваня с
1925 по 1975 гг.

4. 10 октября 1947 г. началось крупномасштабное наступление
коммунистов. Чан Кайши с остатками армии эвакуировался на
Тайвань. 1 октября в Пекине была провозглашена Китайская НР. Так
появилось два Китая, КНР на материке возглавляемый коммунистами,
второй на Тайване- капиталистический.
Президент Китая и Тайваня с 1925 по 1975 гг.

1 октября 1949 года была провозглашена
Китайская народная республика.

4. «Великий МАО», начинает копировать советскую модель развития и
кидает страну из одной крайности в другу. После культурных
революций, коллективизации, ускоренной индустриализации, чуть не
привело страну к голоду.

4. Утопические идеи Мао доходили до идиотизма. Люди убивали по его
приказу сначала «вредных воробьев», затем расплодившихся мух, а в
итоге в каждом доме появилась печь для плавки чугуна. Во время
«культурной революции» и чистки партаппарата, отряды
красногвардейцев-хунвейбинов, залили страну кровью во имя Великого
Мао.
Показательная казнь хунвейбинами в
Китае. 60-е гг.
Герб и флаг КНР

Площадь Таньаньмин в
Пекине, вход в мавзолей
Великого кормчего
Тело Мао в мавзолее

4. Нормальные реформы начались проводиться лишь после смерти Мао.
На III плену ЦК КПК в 1978 г. принято решение о реформах, возглавил
которые экономист Дэн Сяопин. Избежав шоковую терапию, он смог
повернуть Китай к рынку, с сохранением коммунистической диктатуры.
Попытки демократии были затоплены кровью на волнениях в 1989 г.
Китай, лето 1989 г.
Автор китайского чуда
Д.Сяопин

Дэн Сяопин (1978-1989)

4. Реформы дали результат. К началу XXI века по некоторым
показателям Китай вышел в мировые лидеры. Дешевые китайские
товары заполонили мир. Однако огромна разница между жизнью в городе
и деревне в стране с населением более 1 млрд.200 млн. чел.
Председатель КНР, Ху
Цзиньтао, с 2002 г.
Пекин

5. 15 августа 1947 г. последний вице-король Индии подтвердил
независимость Индии. По решению британцев Индия делилась на два
государства по религиозному признаку, мусульманам отходил
Пакистан, индусам- Индия. Все это сопровождалось резней и
волнениями.
Лорд Маутбеттен, последний
вице-король Индии в 1947 г.
Символы Индии
Д.Неру, первый премьер-министр
независимой Индии, в 1947-1964 гг.

РАЗДЕЛ ИНДИИ

5. В 1950 г. Индия принимает конституцию. Разделяется на 25 штатов,
упраздняются княжества. Английский язык становится общеиндийским,
кроме этого еще 16 языков имеют официальный статус в этой
миллиардной по населению стране. У власти в ХХ в. сменяли друг друга
семьи Ганди и Сингкхи.
Индира Ганди, премьер-министр
Индии в 1966-1977 гг и 1980-1984
гг.
Беназир Бхутто, премьер-министр
Пакистана в 1988-1990 гг. и 1993-1996
гг.

5. В Индии сильна армия, но нет военных переворотов и революций, за
исключением волнений сикхов. Правительство И.Ганди в 60-е гг.
разделило помещичью землю между крестьянами, усовершенствовало
земельное законодательство. Активно развивается промышленность,
однако уровень жизни остается одним из низких в Азии.
Трущебы в пригороде
Дели.

5. Сложными остаются отношения с Пакистаном. В 1947-1949, 1965, 1971
гг. между странами шли войны, однако появление у обоих держав
ядерного оружия, заставило их налаживать контакт мирными путями.
Индийские ракеты нацеленные на Пакистан

5. Еще одной проблемой страны является стойкость кастового строя. ¾
населения относятся к низшей касте и воспитываются к подчинению.
Это хорошая почва к экстремизму.
«неприкасаемые»
брахманы
кшатрии

Каждая из стран Азии и Африки избрала свой пути развития и от этого
зависел его успех. А история показала чей путь оказался наиболее
удачным. В целом в регионе остается проблема бедности, социального
расслоения, экстремизма.
Сомалийские пираты
Президент Ирана,
Махмуд Ахмади Нижат

Активность рабочего класса Африки обусловливалась происшедшими в годы войны значительными количественными и качественными изменениями его состава.

Уже накануне войны в отдельных африканских странах, где имелось значительное число предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, таких, как Южно-Африканский Союз, Северная и Южная Родезия, Бельгийское Конго, африканский пролетариат составлял компактную массу.

Развитие промышленности в годы войны повлекло за собой заметный рост числа промышленных рабочих. Разорение крестьянства привело к расширению резервной армии труда.

Многие тысячи рабочих были использованы воюющими державами для обслуживания различных военных нужд в Бельгийском Конго, Нигерии, Северной и Южной Родезии.

Не менее серьезными были и качественные изменения, происшедшие за время войны в рабочем классе Африки. Расовая дискриминация и политика «цветного барьера», проводившаяся колонизаторами до войны, привели к тому, что африканцы использовались главным образом в качестве чернорабочих.