Электро бас-гитары. Эволюция бас гитары Выбор струн для бас-гитары

Предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Устройство, особенности бас-гитары

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже , и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы - от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности , обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у );
  • Более толстые струны;
  • Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот - сначала возникновение , а затем преобразование её в .

Происхождение, история бас-гитары

До изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал - самый крупный акустический инструмент из семейства . Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века. К недостаткам относят крупные размеры, большую массу, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости.

Возрастающая в 20-х - 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостаков . В указанный период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.

Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы, а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн» (Fender Precision Bass), разработанную им на основе его «Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары - «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».

Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары - выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Hofner полуакустическая бас-гитара 500/1 (Hofner 500/1), имеющая форму . Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих «СГ» и «Лес Пол».

С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности - появляются и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре - от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

Техники игры на бас-гитаре

Пиццикато - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.

Игра медиатором - довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной .

Рэкинг - игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.

Хаммер-он - техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.

Пулл-офф - техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны левой рукой. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада.

Слайд - техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.

Слэп - техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).

Дабл-тампинг - техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем. Как пример великолепного владения данной техникой, можно назвать одного из лучших в мире бас-гитаристов - Виктора Вутена (Victor Wooten).

Тэппинг - особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная.

Безладовая бас-гитара

Безладовые басы обладают особенным звуком , потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к дереву накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание .

Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато, а также игру с четверть-тональными интервалами. Некоторые бас-гитаристы используют на своих выступлениях как ладовый так и безладовый басы в соответствие с композициями, которые они исполняют. Несмотря на то, что безладовый бас часто используется в джазе и его разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, например, басист из ныне не существующей метал-группы Death Стив ДиДжорджио.

Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешевого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на производство в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство безладовых басов только в 1970 году. В начале 1970х, бас гитарист Джако Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив лады у Фендера джаз баса, заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой.

Струны с плоской обмоткой (которые используются для контрабасов) иногда используются для безладового баса, так как струны с плоской обмоткой меньше портят накладку грифа. У некоторых бас-гитар накладка покрыта эпоксидной смолой, что делает накладку более долговечной, увеличивает сустейн и дает более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки сбоку грифа.

Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти-, шести- и даже семиструнные басы. Безладовые басы с более чем шестью струнами тоже существуют, но обычно они делаются на заказ.

Другие модификации бас-гитар

Семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) — впервые появилась в 1987 году.

Восьмиструнная , десяти — и двеннадцатиструнная бас-гитары — каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.

Бас-гитара пикколо — как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В оличае от бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».

Кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «теппинг», называемая стик . На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обоими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. Это звучит очень необычно. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте — Тони Левин (King Crimson).

Другие варианты строя бас-гитара

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • D G C F (ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон.
  • C# F# B E (до-фа-си-ми) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре.

Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа) - все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.

В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают (но не всегда):

  • F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) - все струны поднимаются на полтона.
  • F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары:

  • H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) - альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
  • A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе — Korn и Pantera.

Строй шестиструнной бас-гитары:

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

В 2002 году шведская группа Meshuggah начала использовать ещё более пониженный строй (F#) и 8-струнные гитары фирмы Ibanez. Поэтому появилась необходимость создания более пониженного строя для бас-гитары. Фредрик Тордендаль, гитарист группы, который записывал партии баса на альбоме Nothing (2002), настраивал бас на октаву ниже своей гитары. Позже, на альбомах Catch 33 (2005) и obZen (2008) строй был опущен ещё на целый тон. 8-я струна гитары у гитаристов группы звучит как 4-я струна у стандартно настроенного баса. Соответственно, бас звучит ещё на октаву ниже.

Фирмой Warwick разработана модель 4-струнной бас-гитары «Vampyre Dark Lord», которая выпускается серийно, предназначенная для игры в пониженном строе F#. Модель имеет увеличеную мензуру (35 дюймов), улучшенные активные звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф инструмента сделаны из специальных пород дерева: дека из ованкола с топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге, которые придают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре. Для этой модели используются специальные струны из нержавеющей стали Warwick Black Label strings «Dark Lord» (40250DL): .085″ (A), .105″ (E), .135″ (B), .175″ (F#).

Видео: Бас-гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

В году на основе своей электрогитары Telecaster , откликнувшись на просьбы многочисленных музыкантов по всему миру. До изобретения бас-гитары ее роль выполнял контрабас , техника игры на котором довольно сложна.

Техники игры на бас-гитаре

  • Апояндо - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки с опорой на предыдущую сыгранной струну. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.
  • Игра медиатором - тоже довольно популярная техника, при которой на бас-гитаре играют так же, как и на обычной гитаре .
  • Рэйкинг - звукоизвлечение одним указательным пальцем правой руки. Происходит от английского rake - "грабли". При этом палец скользит с более высокой струны на более низкую, таким образом одним движением извлекая несколько нот. Применяется для ускорения игры, данную технику активно использует Billy Sheehan .
  • Хаммер - техника, при которой звук возникает от сильного прижимания струны к грифу левой рукой (hammer on) и последующего отпускания ее с усилием (pull off).
  • Слайд - техника, также используемая на других гитарах . После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
  • Слэп - особый перкуссивный прием. Как таковой, состоит из двух приемов - собственно slap и pop. Для того, чтобы сделать слэп, нужно резко ударить суставом большого пальца по струне. Pop представляет собою подцеп струны указательным пальцем правой руки. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк . Наиболее известными виртуозами слэпа являются Victor Wooten и Flea из группы Red Hot Chili Peppers.
  • Тэппинг - особая техника, заключающаяся в извлечении звука за счет прижимания струны пальцем к грифу на нужном ладу. Известен также как двуручный тэппинг, поскольку звукоизвлечение осуществляется как правой, так и левой рукой. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады, сродни приему хаммер .

Варианты настройки бас-гитары

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. "Эталонным" строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль ). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D#G#C#F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез
  • D G C F (ре-соль-до-фа ) - все струны опускаются на тон.
  • C#F# B E (до-фа-си-ми ) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A#D# (до-фа-ля-диез-ре-диез ) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль ) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа ) - все струны опускаются на один тон, а четвертая еще на один.

В панк -музыке строй не опускают, а наоборот поднимают.

  • F A#D#G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез ) - все струны поднимаются на полтона.
  • F#B E A (фа-диез-си-ми-ля ) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары

  • B E A D G (си-ми-ля-ре-соль ) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • A#D#G#C#F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез ) - все струны опускаются на полтона.

Ниже опускать струны уже не имеет смысла, потому что ля субконтроктавы и ниже очень редко используется в музыке. Исключением является Fieldy - басист группы Korn, который опускает строй в "ля", используя для этого пятиструнную бас-гитару (практически именная серия Ibanez K5) и очень толстые струны.

Строй шестиструнной бас-гитары

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до ) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

Опытный исполнитель, грамотно используя бас-гитару, может значительно обогатить гармонию даже при наличии развитой клавишной или оркестровой партии и украсить произведение красивым соло в нижнем регистре, сыгранном в таком темпе и с такими нюансами, которые абсолютно недоступны ни для какого другого басового инструмента. Существуют различные виды бас-гитар и с ними я хотел бы вас сегодня познакомить.

Четырёхструнные бас-гитары

Стандартный вариант – бас-гитара с четырьмя струнами, настроенными в кварты от Ми до Соль (строй четырёхструнной бас-гитары E (ми) — A (ля) — D (ре) — G (соль)). Такого инструмента абсолютно достаточно для игры в любом стиле, и, кроме того, новичку следует начинать учиться именно на четырехструнном басу для постановки классической исполнительской техники. Одна из классических моделей бас-гитар — это Fender Precision Bass.

Иногда в «альтернативной» музыка используют так называемый drop — строй, устанавливающий нижнюю струну на ноту Ре (то есть настраивая нижние струны в интервал квинты). Это позволяет использовать при игре так называемые power chord, использую либо открытые третью и четвертую струны, либо зажимая их одним пальцем как баррэ .

Такая настройка применяется не часто, и, чтобы облегчить и ускорить «перестройку» на концерте, колок четвертой струны иногда снабжают специальным устройством, которое называется D-tuner или Xtender.

Это своего рода «защелка», при переводе из одного положения в противоположное меняющая строй на тон вниз.

D-tuner

Пятиструнные бас-гитары

Пятиструнные бас-гитары имеют строй, расширенный на кварту вниз (пятая струна дает ноту Си), что облегчает игру в некоторых тональностях , как например, Ми-бемоль и Ля-бемоль, которые очень комфортны для исполнителя на четырехструнной бас-гитаре. Хотя это на самом деле необходимо лишь музыканту, работающему в ансамбле с духовыми инструментами, которые как раз и используют в основном бемольные тональности, в действительности пятиструнный бас полюбился исполнителем «тяжелой» музыки из-за совершенно неподражаемого «мяса», которое дает струна Си.

Шестиструнные бас-гитары

У шестиструнных бас-гитар диапазон расширен в обе стороны – это нижнее Си (кварта вниз от Ми) и верхнее До (кварта вверх от Соль). Они имеют очень широкий гриф, который при этом должен выдерживать очень значительное натяжение струн. Новичкам не рекомендуется приобретать такой инструмент — скорее, он предназначен для джазового или «прогового» (от прогрессив рок) исполнителя, которому часто приходится играть соло.

С «ладами» и без «ладов»

Ну и наконец, последнее различие, которое могут иметь практически все перечисленные разновидности инструментов. Это – наличие или отсутствие ладов на грифе. Безладовый бас требует весьма точного координирования левой руки, как и контрабас, что иногда отпугивает новичков.

Безладовая бас-гитара

Что такое бас-гитара, история создания, основные характеристики. Способы игры на басу, и как правильно его настраивать. Советы по выбору.

ЧТО ТАКОЕ БАС-ГИТАРА?

Бас-гитара(также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) – струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне.

Бас создает ощущение заполненности в музыке и фундамента, на котором строится всё остальное. В роке и подобных стилях помогает создать "groove", или ритмический рисунок. Он как бы связывает ударные и другие инструменты в группе, т. е. ритм и мелодию. Чаще используется для аккомпанемента, чем в качестве солирующего инструмента.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • большие размеры;
  • увеличенное расстояние от верхнего порожка до струнодержателя (мензура) – 864 мм (34") против 650 мм у классической гитары;
  • более толстые струны;
  • уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы Fender, выпустил бас-гитару Fender Precision Bass. Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции, стали фактически стандартом для производителей бас-гитар. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил ещё одну усовершенствованную модель бас-гитары – Fender Jazz Bass, популярность которой не уступает Precision Bass.

С 60-х годов XX века, с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности: появляются электроакустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, создаются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре: от гитары заимствуется тэппинг, бенд, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

ВИДЫ БАС-ГИТАР

4-струнная бас-гитара – самый распространенный инструмент у басистов. Может использоваться в любом стиле, удобна при игре. Начинать обучение нужно именно с такого инструмента. В данный момент существуют множество разновидностей корпусов и цветовых решений. Приведем пример такой бас-гитары в нашем видео:


5-струнная бас-гитара имеет дополнительную низкую струну Си. По сравнению с 4-струнным такой бас имеет более широкий гриф и более узкое расстояние между струнами. Становится сложнее играть. Зато дополнительная струна дает быстрый доступ к низким нотам без смены позиции левой руки, что очень удобно. Также 5-струнную гитару ценят музыканты, играющие в «тяжелых» стилях музыки.


6-струнная бас-гитара помимо дополнительной низкой Си имеет еще и высокую шестую струну До, которая позволяет играть высокие партии и даже соло. Из недостатков стоит отметить еще более узкое расстояние между струнами, поэтому, к примеру, для игры слэпом нужно гораздо больше практики и терпения.


Безладовые басы обладают особенным звучанием, потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к поверхности накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса с использованием техники пиццикато. Безладовый бас чаще используется в джазе и его разновидностях. Смотрите видеообзор на нашем канале:


Полуакустические бас-гитары похожи на акустические по виду, то есть имеют полый корпус, но при этом используют те же магнитные звукосниматели, что и цельнокорпусные инструменты. Такие бас-гитары наиболее часто используются в джазе, фолке и других спокойных музыкальных стилях, тяготеющих больше к акустическому звучанию. Самый известный «полый» бас – похожий на скрипку «битловский» инструмент – является примером того, как такие басы можно использовать и в рок-музыке.


Электроакустическая бас-гитара – это обычный акустический инструмент с пьезодатчиком, усиливающим сигнал. Чаще всего пьезодатчик установлен под бриджем и оснащен предусилителем, позволяющим управлять тембром звучания, когда инструмент подключен. Такой инструмент подойдет для легкой акустической музыки.


Семиструнная бас-гитара имеет строй B E A D G C F (Си-Си-Ля-Ре-Соль-До-Фа), то есть добавлена еще одна высокая струна Фа. Инструмент крайне тяжел в освоении.

Восьмиструнная, десяти- и двенадцатиструнная бас-гитары – каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а тройками. Добавочная пара или тройка настраивается при этом в унисон.

Фото с сайта conklinguitars.com

Бас-гитара пикколо – бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. Пикколо бас настроен как электрогитара, но имеет отличный от неё тембр, вероятно, из-за звукоснимателей другого типа и увеличенной мензуры (если мензура стандартная для бас-гитары). В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает квартового строя.

Стик – это бас-гитара, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг». На ней установлены как бы два комплекта струн: самая низкая посередине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. По исполнению и звучанию схожа с партиями для фортепиано.

Некоторые современные производители выпускают специальные линейки продукции для детей. Мензура детской бас-гитары может быть меньше 30".

ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАР. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Звукосниматели

Как и в случае с обычными электрическими гитарами, самым важным приспособлением в бас-гитаре является звукосниматель, который преобразует колебания струн в электрический ток, а затем в определенный частоты звук.

В конструкции пьезодатчиков нет магнитов, они воспринимают колебания струн инструмента напрямую, обычно в точке соприкосновения со струнодержателем (бриджем). Такие звукосниматели обычно применяются в сочетании с обычными электромагнитными датчиками, звучат существенно ярче и чаще всего встречаются на акустических или безладовых бас-гитарах, поскольку у них отсутствуют проблемы с шумами, помехами и акустической обратной связью. Однако без соответствующего усилителя сигнал с таких датчиков звучит крайне вяло.

Электроника

Существуют активные и пассивные схемы предусилителя (preamp) инструмента.

Пассивные системы работают без источника питания, имеют меньше ручек контроля (обычно ручка громкости, ручка тембра и ручка микса (blend), если установлены несколько звукоснимателей). Преимущества пассивных инструментов в их независимости от батарейки, которая может скончаться в середине выступления, а также в простоте контроля и в более традиционном lo-fi звучании, которое предпочитают некоторые исполнители. Эти инструменты обычно дешевле.

Активные басы требуют источника питания, которым, как правило, является батарейка. Преимущества активных систем заключаются в более мощном выходном сигнале и более продвинутом контроле эквалайзера, который может отдельно регулировать высокие, средние и низкие частоты выходного сигнала.

Методы крепления грифа к деке

Чаще всего встречается вкрученный гриф, прикрепленный к корпусу с помощью специального болта. Такой метод получил название Bolt-On. Около 25 % инструментов изготавливаются в цельнокорпусном варианте, когда гриф и дека представляют собой одно цельное приспособление. Метод называется Neck-Through (сквозной гриф).

Модели со сквозным грифом обладают более мягким звучанием и продолжительным сустейном, в то время как бас-гитары с болтовым креплением звучат более жестко. Прочность крепления грифа исключительно важна, поэтому у некоторых моделей гриф крепится на 6 болтах (вместо привычных 3 или 4), например у бас-гитар фирмы Schecter.

Мензура – рабочая область струн гитары, то есть, расстояние от верхнего до нижнего порожка. Для бас-гитар существует оптимизированный диапазон – от 30 до 36". Первая бас-гитара имела мензуру в 34", которая является самой распространенной по сегодняшний день. От данного расстояния отчасти зависит вес и звучание инструмента.

Фурнитура

Под «фурнитурой» обычно понимаются такие детали инструмента, как колки, струнодержатель (бридж) и регуляторы управления. Все они достаточно легко заменяются, поэтому, если вы можете позволить себе только недорогой инструмент, еще не все потеряно – поменять фурнитуру на более качественную достаточно легко, и для этого не требуется никаких специальных технических знаний. В нашем магазине представлен широкий выбор .

Бридж - критически важная деталь инструмента; от нее существенно зависят такие звуковые характеристики, как сустейн и общая «отзывчивость» при игре. Струны бас-гитары могут закрепляться в бридже различным образом: как «сверху», так и с пропусканием струн сквозь его корпус. Бриджи с креплением сквозь корпус характеризуются более длительным сустейном и более чистым звуком. Однако при этом процедура смены струн становится более сложной и длительной. Вторая важная функция бриджа – возможность точной регулировки положения каждой струны по высоте и длине. Таким образом, в сочетании с регулировкой натяжения анкера (т. е. прогиба грифа) бридж служит для поддержания бас-гитары в идеальном состоянии.

Колки предназначены для регулировки натяжения струн бас-гитары. Дешевые колки во время игры могут банально «ползти», за счет чего строй инструмента будет постоянно опускаться.

Количество ладов

Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24. Чем их больше, тем более высокие ноты можно сыграть на инструменте. Но все же напомним, что бас – это прежде всего аккомпанирующий инструмент, и большинство партий играются на нем не выше 12 лада.

Инструменты, сделанные из более плотной древесины, обычно звучат чище, ярче и отчетливее, чем те, что изготовлены из менее плотного дерева. Последние же, в свою очередь, позволяют почувствовать колебание обертонов на всем протяжении звучания ноты. Древесина менее плотных пород дает более сочный звук, чем древесина с большой плотностью. Светлые породы древесины, как правило, звучат ярче, чем темные.

  • Клен – основное сырье для изготовления грифов, топов и корпусов. Обладает ярким звучанием с острой атакой.
  • У гитар из красного дерева наиболее выраженно звучит середина, придающая звучанию инструмента плотный и «мясистый» звук. Отлично подходит для рок-музыки. Махагони применяют для изготовления корпусов и грифов гитар.
  • Липа придает инструменту немного глуховатое звучание. У гитары из липы будет ровный сустейн, высокие и низкие частоты смягчены, а средние ярко выражены. Для исполнения всевозможных вариаций рока, трэша и металла подойдет именно гитара из липы. Эту древесину применяют только для изготовления корпусов.
  • Ольха – популярная и довольно распространенная порода, которую используют в производстве электро- и бас-гитар. Инструменты из ольхи хорошо звучат, отлично резонируют и имеют сбалансированный тембр.
  • Палисандр применяется в основном для накладок грифа, гораздо реже – для изготовления дек. Есть индийский, бразильский и африканский палисандр. Теплый звук, приглушенные верхние частоты, хороший резонанс.
  • Тополь – самая распространенная порода, которая используется в производстве недорогих гитар. Стоит дешево и подходит для универсальных инструментов. Чистое звучание, преобладают средние частоты.
  • Ясень – традиционное дерево для гитар. Инструменты из этого дерева звучат звонко и прозрачно. При этом разные части ствола этого дерева будут звучать по-разному. По этой причине найти две гитары из ясеня, которые звучали одинаково, невозможно.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ НА БАС-ГИТАРЕ И КАК НА НЕЙ ИГРАЮТ?

На бас-гитаре играют только с усилителем или специальным басовым комбо. Видеообзоры и статьи, посвященные басовому усилению, представлены на нашем канале YouTube:


Три способа звукоизвлечения являются основными: щипок пальцами, медиатор и слэп. Эти способы различаются по тембровой окраске, а также распространённости в том или ином стиле или жанре музыки.

Щипок пальцами является наиболее универсальным способом игры на басу, подходящим практически для любого стиля музыки. Характеризуется сравнительно мягкой тембровой окраской с преобладанием низких частот, мягкой атакой и продолжительным сустейном.

Игра медиатором также является весьма распространенным способом звукоизвлечения, наиболее применимым при исполнении рок-музыки и её производных. По сравнению с щипком пальцами звук при извлечении медиатором получается с более резкой атакой, в тембральной окраске более ярко выражены средние и высокие частоты. любой формы и толщины широко представлены в магазинах POP-MUSIC.

Слэп – специфический бас-гитарный способ звукоизвлечения, построенный на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки, при этом струны бьются о лады грифа, издавая громкий, звенящий звук.

КАК НАСТРАИВАТЬ БАС?

4-струнная бас-гитара настраивается по квартам от Ми контроктавы на одну октаву ниже, чем строй 4 верхних струн электрогитары. 1 струна – G, 2 струна – D, 3 струна – A, 4 струна – E.

5-струнный бас имеет дополнительную низкую струну (G D A E B), а 6-струнный еще и дополнительную высокую (C G D A E B).

Проще всего для настройки бас-гитары использовать тюнер. Он работает очень просто: на экране будет показано, на какую ноту в данный момент настроена каждая отдельная струна. Большое количество таких устройств вы можете найти в нашем магазине:

ИТОГИ. КАК ВЫБРАТЬ БАС-ГИТАРУ?

Цены на бас-гитары даже в бюджетном сегменте могут сильно отличаться (не берём в расчет топовые бренды, цены на эти инструменты слишком высоки). Инструменты подороже сделаны из более качественного дерева, чем более бюджетные модели. Различается и качество сборки, фурнитуры, звукоснимателей. Но в любой ценовой категории можно выбрать именно тот бас, который будет соответствовать вашим целям.

  • Если вы начинающий басист и пока не уверены, какой именно вам нужен звук, то советуем рассматривать инструменты с 4-мя струнами. Тип звукоснимателя самый универсальный – J (single) или же H (humbucker). Дерево, фурнитура и количество ладов в данном случае не так важны.
  • Для музыкантов, играющих рок, подойдут басы с 4 и 5 струнами. Тип звукоснимателя – H (humbucker) или P (split). Материал корпуса – липа или красное дерево (махагон). Активная электроника в этом стиле музыки будет не лишней. С рок-композициями отлично справляются .
  • Джаз, свинг и рок-н-ролл чаще всего играется на моделях с 4, 5 и 6 струнами. Количество ладов – 24, т. к. басисты в этих стилях не прочь поиграть соло. Тип звукоснимателя – J (single) или H (humbucker). Тип электроники чаще всего пассивный, поскольку джазмены любят традиционное звучание. Материал корпуса – клен, ольха или ясень.
  • Для легкой и спокойной музыки, например для фолка, можно использовать полуакустические или электроакустические басы.

Учиться играть на бас-гитаре – отличный способ дополнить свою жизнь ритмами музыки. Несмотря на то, что освоение нового инструмента может показаться непростой задачей, вы поймёте, что это стоит того, самостоятельно изучив азы мастерства.

Шаги

Выбираем бас-гитару

    Количество струн. Бас-гитара может быть почти любых формы и цвета и в то же время звучать потрясающе. Тем не менее, важно выбрать модель с количеством струн, соответствующим вашим способностям. Новичку лучше всего начать с классической четырехструнной бас-гитары.

    Длина мензуры. Мензура – это расстояние от бриджа до верхнего порожка грифа, иными словами длина натянутых струн. Чем больше мензура, тем более глубокое и сочное звучание имеет гитара. На гитаре с маленькой мензурой будет легче научиться играть, но звучание будет уступать в глубине.

    Ладовый или безладовый бас. Лад – это пространство между металлическими порожками на грифе гитары. Лады обозначают ноты, которые можно сыграть на струне, они имеются на грифе каждой гитары. Тем не менее, если вы покупаете бас-гитару, у вас есть выбор между ладовой и безладовой гитарой.

    Материал изготовления. Бас-гитары делают из множества различных материалов, включая разные типы твердых и мягких сортов дерева, композитные и синтетические материалы. Каждый определенный материал придаёт гитаре не только отличный от других вид, но и характерное звучание.

    Усилитель для бас-гитары. Чтобы слышать себя во время игры на бас-гитаре, вам нужно будет подключать ее к усилителю. Усилительная система состоит из трёх элементов: усилитель сигнала, предусилитель и динамик. Самый удобный вариант – купить комбоусилитель. Несмотря на то, что «комбики» уступают полноценным усилительным системам в громкости, для начинающего басиста они подойдут лучше всего.

    Учимся играть на бас-гитаре

    1. Правильное положение гитары . Для наилучших результатов при исполнении важно, чтобы гитара находилась в правильном положении. Всегда используйте гитарный ремень, который будет надежно удерживать бас-гитару, в то время как вы будете сфокусированы на звукоизвлечении.

      Настройка бас-гитары. Стандартный строй четырехструнной бас-гитары - E-A-D-G, где E – нижняя струна, а G – верхняя. Вы можете научиться настраивать гитару на слух или настроить ее, подключив к электронному тюнеру, что дает более точный и быстрый результат. Для изменения высоты звучания струны используйте колковый механизм.

      Звукоизвлечение. На бас-гитаре, в отличие от других гитар, играют по большей части щипком, нежели «боем». Важно уделять особое внимание звукоизвлечению, чтобы улучшить качество исполнения. В зависимости от музыкальных предпочтений на бас-гитаре играют также перебором или медиатором, как на обычной гитаре.

      • Следите за длиной ногтей, они должны быть подстрижены коротко. Слишком длинные ногти будут задевать струны при игре, что повлияет на звучание.
      • Перебирайте струны, используя два пальца, чтобы увеличить эффективность. Поочерёдно играйте указательным и средним пальцами. Неважно, с которого из них вы начнёте, главное при этом придерживаться постоянной скорости и ритма.
      • Играйте ближе к грифу, если вам нужен более ровный, теплый звук. Играя ближе к бриджу, вы добьетесь более звонкого звука. Придерживайтесь одной зоны при игре, не перемещаясь ближе или дальше от грифа.
      • Перебирайте струны подушечками пальцев. Не дергайте и не тяните струны, это не создаст приятного эффекта. Если хотите, чтобы музыка звучала громче, увеличьте громкость на усилителе, а не пытайтесь дергать струны сильнее.
    2. Заглушайте струны, на которых не играете. Чтобы звук был чистым, а ноты, которые вы играете, не смешивались, необходимо заглушать неиспользуемые струны пальцами.

      Основной тон. Основной тон (или корневая нота) – это нота, от которой строится аккорд. Чтобы сыграть аккорд, используется сразу несколько струн, а основной тон – это нота, дающая название аккорду. Как правило, на бас-гитаре начинают играть именно корневые ноты аккордов.

      Октавы. Вся западноевропейская музыка состоит из 12 нот, каждая из которых может звучать выше или ниже. Интервал между одной и той же нотой, звучащей выше или ниже, называется октавой.

      Научитесь чередовать корневые ноты с квинтами. Когда вы освоите корневые ноты, научитесь также играть квинты. Квинта – это нота, стоящая на пять ступеней выше от основного тона. На начальном этапе при аккомпанировании другому инструменту будет полезно уметь сочетать корневые ноты и квинты. К счастью, найти квинту довольно просто.

      Держите ритм. Самая важная обязанность хорошего басиста – сохранять ритм в музыке. Бас, несомненно, придаёт любому произведению цельность звучания, но основная его задача – держать ровный ритм. Когда вы научитесь правильно извлекать ноты, поработайте над умением держать ритм.

      Занимайтесь регулярно. Лучшим советом для любого, кто пытается освоить новый инструмент, будет регулярная практика. Сложно будет достичь совершенства, уделяя упражнениям по несколько минут в неделю. А ежедневные занятия по 10-20 минут не только помогут вашим рукам привыкнуть к инструменту, но и поспособствуют улучшению качества вашего исполнения со временем.

    Продолжаем обучение

      Научитесь читать табулатуры . Табулатура – это простая система музыкальной нотации, которая будет вам полезна, если вы не умеете читать ноты. Так как многие люди не знают нотной грамоты, использование табулатур становится все более популярным.

      Начните учить гаммы. Как бы ни были скучны гаммы, они в действительности очень важны для развития серьёзного музыканта. Упражнения с гаммами помогут вам разработать скорость и подвижность пальцев, а также научиться солировать и импровизировать.