Елена Равноапостольная: жизнеописание, церковное почитание. Равноапостольные Константин и Елена. Икона святой Елены — значение, в чем помогает, история.


Церковная история знает всего нескольких женщин, которые смогли удостоиться звания «равноапостольная» - это св. Нина, св. Мария Магдалина, мученицы Апфия и Фекла, русская княгиня Ольга, а также Елена, которой удалось много сделать во славу Божию. На иконе святая Елена часто изображается возле Креста Господня, рядом со своим сыном - императором Константином.

Жизнь этой женщины полна непростых решений, сведения о Елене сохранились благодаря многочисленным историкам. Дошли до нашего времени и святыни того времени, связанные с ее именем.

Скромная Елена была трудолюбива, хотя выросла не в бедности. Ее родной город Дрепан ныне является частью Турции. Она прислуживала путникам. Девушка вышла замуж за Флавия Констанция - будущего императора Рима. Но в то время вряд ли кто-то мог это предположить. Сын Константин у пары родился в 272 г.

В результате политических интриг Елене пришлось оставить своего любимого супруга. Благодаря этому поступку, он вступил в выгодный брак, который позволил ему начать серьезную политическую карьеру. Будучи еще достаточно молодой, Елена перебралась в Германию, где была резиденция ее сына.

Взойдя на престол, сын сделал мать августой - по сути, равной себе императрицей, которая даже выпускала свою монету. Историки подтверждают, что Константин очень уважал Елену и доверял ей. Сделалась христианской она уже в пожилом возрасте (женщине было 60). Несмотря на это, на иконах святая царица Елена часто изображается цветущей молодой женщиной. Сделано это, чтобы символически передать мощь преображения человеческой души, которая не знает возраста.


Значение святого образа

Благодаря царскому положению, сохранились прижизненные портреты святой, которые делались на монетах. В музее хранится статуя, изображающая Елену в несколько идеализированном виде. Но так было принято, поскольку императоры считались потомками богов, и люди должны были их почитать - кто же захочет обожествлять некрасивую немолодую царицу? Скоро, однако, положение изменилось - сам император стал христианином и сделал свою религию официальной.

Иконы святой равноапостольной Елены появились уже спустя несколько столетий после ее кончины. Византийские мастера довольно точно передавали царские одеяния: широкий расшитый ворот, подол, украшенный камнями, поручи, корона. Все это указывает не только на царское положение при жизни, но и высокую честь, которой Господь удостаивает праведников в Царстве вечном.

Редко древними мастерами царица изображалась одна - рядом с ней обычно находится сын - опора, помощник, соратник во всех благих делах. Без единодушия в семье ни одно святое дело невозможно - не в этом ли значение подобной композиции? А дело было сделано великое - Елена нашла Честной Животворящий крест, не имея представления о том, где и как будет искать. Но Господь устраивает все, если у человека есть решимость. Об этом тоже должна напоминать икона святой Елены.

Традиционная композиция иконы:

  • св. Константин стоит слева, св. Елена справа;
  • между ними высокий крест 5 или 8-конечный;
  • на головах у обоих короны;
  • жесты могут быть разными - иногда царица держит в руках гвозди.

Современная иконография отличается большим разнообразием, чаще всего святая изображается одна, в правой руке держит крест - символ страданий, также он напоминает о подвиге царицы. Левая рука может быть открыта, либо направлена ко кресту, напоминая, что каждый в своей жизни должен выполнить определенное дело для Господа - таково богословское значение иконы св. Елены. В 10 в. изображение царственных святых становилось сюжетом для росписей храмов, триптихов, иконостасов.

В России почитание святой началось сразу после принятия христианства. Княгиня Ольга приняла в крещении ее имя. Соборы в Новгороде и Киеве хранят изображения в византийской традиции (святая с сыном у креста). Большое почитание икона св. Елены имела у русских царей - это подчеркивало преемственность власти христианских самодержцев. Особых почестей святые удостоились при царе Алексее Михайловиче.

Редко, но встречались и житийные иконы, включающие клейма:

  • сон императора Константина (видение креста);
  • победа в сражении;
  • крещение св. Константина;
  • поездка св. Елены в Иерусалим;
  • обретение Креста и воскрешение умершего;
  • нахождение гвоздей Христа.

В чем помогает икона св. Елены

Будучи уже старой (даже по современным меркам) царица увидела необычный сон. В нем ей было дано поручение очистить Святую Землю от языческих капищ.

Получив поддержку от императора, женщина тронулась в путь. Результатом грандиозного путешествия стало обретение Креста Господня, также гвоздей, которыми были пробиты Его руки. Храм Гроба Господня основала именно св. Елена. Что мешало ей наслаждаться покойной жизнью в роскоши и почитании? Зачем придавать значение какому-то сну? Царица поступила так по велению совести, голос которой заглушен у многих современных людей.

Значение иконы Святой Елены - напоминать о том, что вера важней преходящей славы, комфорта, иногда даже здравого смысла. Расстояние от Рима до Вечного города - более 2 тыс. км. Легко ли было пожилой женщине преодолеть его, даже с помощью слуг? Как она рассчитывала найти святые места, связанные со Страстями Господа, если с того времени прошло уже 3 столетия? Только молитва и вера могли поддержать в таком сложнейшем деле.

Все возможно с Богом - святая основала множество храмов по всей Святой Земле, раздавала милостыню, кормила голодных, одаривала бедняков. На обратном пути на Кипре ей были основаны монастыри, действующие по сей день. Скончалась св. Елена в преклонном возрасте около 328 г. Интересно, что мощи святой были украдены из Рима и сегодня покоятся во Франции (парижская церковь Сен-Ле-Сен-Жиль). Там можно получить исцеление от телесных недугов.

Сегодняшние христиане верят, что икона святой Елены помогает:

  • в любом трудном начинании;
  • обретении крепкой веры;
  • получении выздоровления от болезней;
  • помощи в политической компании;
  • тем, кто находится на высокой должности.

Поможет молитвами равноапостольная Елена тем, кто возводит новые храмы или борется с ересями. Православная молитва содержит обращение и к царице, и к ее сыну, который тоже был прославлен как святой.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

Икона святой Елены - что нужно знать

Икона святой Елены - значение, в чем помогает, история was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Елена Равноапостольная
греч. ?????

Равноапостольные Константин и Елена.
Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
Рождение:

ок. 250 года
Вифиния

Смерть:

ок. 330 года

Почитается:

рядом христианских церквей

В лике:

равноапостольных

Покровительница:

изготовителей игл и гвоздей, шахтёров, красильщиков

Атрибуты:
Труды:

распространение христианства, раскопки евангельских мест в Иерусалиме

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena , ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская ).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum ) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом ». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой : «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету ». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток ». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир , где у неё был дворец , или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына ».

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми ». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина » Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий :

  • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков », а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены

Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре

Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство ». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене

Церковное почитание

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

  • в православной церкви - 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю);
  • в католической церкви - 18 августа;
  • в лютеранской церкви - 21 мая;
  • в коптской церкви - 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена » стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику. (Монреаль, Канада)

  • гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
  • вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
  • озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
  • Также её имя стало названием ряда городов (см. Святая Елена (значения)).

    В культуре

    Живопись и скульптура

    Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

    В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

    Литература
    • Ивлин Во, «Елена », новелла, 1950 год;
    • Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона » (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

    См. также

    • Животворящий Крест - о раскопках императрицы Елены в Иерусалиме
    • Иуда Кириак - упоминаемый в апокрифах житель Иерусалима, оказавший Елене помощь при раскопках

    Примечания

    Литература

    • Курэ, Альфонс Посещение Палестины Св. Равноапостольною царицею Еленою // Палестина под властью христианских императоров. (326-636 гг.) . - С. Петербург: Издание редакции «Русского паломника», 1894.
    • Helena, First Christian Archaeologist // Christian History Institute. Glimpses. Issue #73 . (англ.)
    • Jan Willem Drijvers Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross . - Leiden: Brill, 1992. (англ.) . Проверено 28 ноября 2008. Царица Елена († 327 год) Просветительница Грузии Нина († 335 год) Княгиня Ольга († 969 год)

    Равноапостольные царь Константин
    и матерь его царица Елена

    (21 мая / 3 июня)

    Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284 - 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 - 305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

    Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

    За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

    Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

    Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

    После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

    * * *

    Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй - воздвижение Креста Господня.

    С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

    Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.

    Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!»

    В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.).

    Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

    АКАФИСТ

    Кондак 1

    Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

    Икос 1

    Ангельский собор на землю зрети велие чудо – како обретеся Святое Древо, на много лет в недрах земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видеша сие, ниц на землю падоху, слезно вопия: «Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

    Радуйся, блаженная мати зело возлюбившая Христа;
    Радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.
    Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы;
    Радуйтеся, строителие тайн Божиих.
    Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася;
    Радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.
    Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова;
    Радуйтеся, два светила великая во вселенней.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 2

    Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

    Икос 2

    Разум твой, не просвещен еще святым Крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага Крестным знамением, мы же дивяся таковому Промыслу Божию о Тебе, взываем сице:

    Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный;
    Радуйся, паче всех царей земных превознесенный.
    Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение;
    Радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.
    Радуйся, Крест Господень зело прославивый;
    Радуйся, Церкви Христианской вся силы отдавый.
    Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый;
    Радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 3

    Силою Креста во брани, ведал еси богомудре Константине: «Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже поклоняюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

    Икос 3

    Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на страшнем судище Христове, зовем вам:

    Радуйтеся, первии во христианех царие;
    Радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.
    Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии;
    Радуйтеся, от вражиих прелести избавленнии.
    Радуйтеся, уставов церковных хранителие;
    Радуйтеся, девства и целомудрия любителие.
    Радуйтеся, языческие храмы на земли упразднившии;
    Радуйтеся, день Воскресный праздновати установившии.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 4

    Бурныя потоки христианския крови твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы:
    Аллилуиа.

    Икос 4

    Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

    Радуйся, великаго Рима украшение;
    Радуйся, узников Христовых свобождение.
    Радуйся, языческаго мира упразднение;
    Радуйся, идолов и кумиров сокрушение.
    Радуйся, прав и законов утверждение;
    Радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.
    Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати;
    Радуйся, воспретивый осужденных на кресты распятие.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 5

    Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: Се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

    Икос 5

    Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елено, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открывает сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии;
    Радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.
    Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии;
    Радуйтеся, ревностию аки апостолы послужившии.
    Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии;
    Радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.
    Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси;
    Радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 6

    Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу:
    Аллилуиа.

    Икос 6

    Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже отверз уста глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начаша искати, многи труды понесоша, не обретше же сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

    Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие;
    Радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.
    Радуйтеся, торжество веры Православныя явившии;
    Радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.
    Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии;
    Радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.
    Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 7

    Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоху ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще:
    Аллилуиа.

    Икос 7

    Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси, зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

    Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная;
    Радуйся, Честное Древо, имже ад испустиша узники.
    Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое;
    Радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.
    Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие;
    Радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 8

    Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесша к безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь:
    Аллилуиа.

    Икос 8

    Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

    Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии;
    Радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.
    Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися;
    Радуйтеся, христианским смирением украсившиися.
    Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии;
    Радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.
    Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа;
    Радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 9

    Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгремеше во вся концы песнь:
    Аллилуиа.

    Икос 9

    Ветии сладковещаннии богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фивайдский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже свыше умудрившася, изложив тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

    Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; Радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.
    Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона;
    Радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.
    Радуйся, законов и власти высокий архитектоне;
    Радуйся, новый апостоле великаго града Константинополя.
    Радуйся, милостивый и кроткий повелителю;
    Радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 10

    Спастися хотящим в подвизе девства, не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире у всего мира и, отрешении молвы житейския, яко Ангелы поют:
    Аллилуиа.

    Икос 10

    Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

    Радуйся, новую столицу Византии освятивый;
    Радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией вручивый.
    Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый;
    Радуйся, горячия молитвы в нем возславый.
    Радуйся, яко раб разумный таланты свои умноживый;
    Радуйся, волю свою в волю Божию предавый.
    Радуйся, храмов святых украшение;
    Радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 11

    Пения и усердная молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему:
    Аллилуиа.

    Икос 11

    Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо Крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Тайн причащения, со слезами взывая вам:

    Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение;
    Радуйтеся, с собором апостолов Ему предстоите.
    Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите;
    Радуйтеся бедных и убогих милостивии попечителие.
    Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие;
    Радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.
    Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 12

    Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов находящих на ны и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу:
    Аллилуиа.

    Икос 12

    Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к Вам:

    Радуйтеся, града и храма сего покровителие;
    Радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.
    Радуйтеся, во тьме заблудшим яркие светильницы;
    Радуйтеся, за отечество наше теплые пред Богом молитвенники.
    Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете;
    Радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.
    Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете;
    Радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.
    Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

    Кондак 13

    О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих поклонятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста:
    Аллилуиа.

    (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

    МОЛИТВА ПЕРВАЯ

    О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

    МОЛИТВА ВТОРАЯ

    О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    ТРОПАРЬ

    Тропарь, глас 8

    Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

    Кондак, глас 3

    Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

    Величание

    Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

    КАНОН

    (Святым равноапостольным Константину и Елене)

    Тропарь, глас 8-й

    Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. (Дважды)

    Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

    Канон, глас 8-й

    Песнь 1

    Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

    Припев:

    Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне, Твоих угодников мольбами, смиренную душу мою свободи.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

    Слава: Светом облиставшися богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

    И ныне: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния, и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

    Поклон )

    Песнь 3

    Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Возмездия небесная получити потщался еси, темже зовущему, богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе Преблагий.

    Слава: Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, божественным распаляема желанием, богоблаженная.

    И ныне: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

    Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

    Господи помилуй (Трижды )

    Седален, глас 8-й

    Чувства простер к небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучимь бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

    Слава, и ныне, Богородичен: Премудрость и Слово в Твоем чреве заченши неопально, Мати Божия, мирови родила еси мир Содержащаго и в объятиях понесла еси вся Носящаго, Питателя всех и Творца твари. Темже молю Тя, всесвятая Дево, и верно славлю Тя, избавитися ми от прегрешений, и в день суда, егда предстати имам пред лицем Создателя моего, Владычице Дево чистая, твою помощь тогда подаждь ми: вся бо можеши, елика хощеши, Всепетая.

    Песнь 4

    Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    С небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя единаго Сего почитати.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    И нравы боголюбива и божественными деянии досточудна, блаженная, была еси, сего ради верою тя славим.

    Слава: Являеши крыемую леты многими ныне божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

    И ныне: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

    Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

    Песнь 5

    Ирмос: Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю богомудре, света исполнен был еси.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в вышняя Царствия.

    Слава: Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

    И ныне: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

    Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

    Песнь 6

    Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Собрал еси богоносных отец блаженный лик преславно, и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси, единочестна славословити Рождшему Слова, и сопрестольна.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения, и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

    Слава: Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша, и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

    И ныне: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

    Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

    Господи помилуй (Трижды ) Слава, и ныне

    Кондак, глас 3-й

    Икос

    Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

    Песнь 7

    Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно, и на росу огнь преложиша вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

    Слава: Деянии божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

    И ныне: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

    Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

    Песнь 8

    Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом, и преставлься от земли к вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Веселящуюся видящии с сыном тя богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

    Слава: Яко чудно желание твое и нрав божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во веки.

    И ныне: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

    Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

    Песнь 9

    Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоняя, и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

    Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

    Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

    Слава: Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

    И ныне, Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда, и десным овцам сопричти.

    Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

    Тропарь, глас 8-й

    Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

    Кондак, глас той же

    Слава: Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное Древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных людей; нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

    Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

    3 июня 2018 - дата (когда, какого числа праздник)

    Память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены православная церковь чтит ежегодно 3 июня. Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом, не позволяющим преследовать приверженцев христианской религии, Константин с детства впитал особое уважение к вере. Став правителем, он направил все свои усилия, чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена во всех странах, подвластных ему.

    Царица Елена, мать Константина, также совершила огромное множество благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию сына, даже привезла из Иерусалима тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа, за что также была удостоена именования Равноапостольной.

    Красивый день добра и мира -
    Святых Елены, Константина.
    Они всю жизнь дарили свет,
    Для всех молили меньше бед.

    Давайте будем помогать
    Друг другу и добра желать.
    И может в день святой и ясный,
    Мир станет чуточку прекрасней.

    В этот день тебе, Елена,
    От души хотим желать
    Быстро, весело, с задором
    Все невзгоды устранять.

    Чтобы счастье наполняло
    Дни твои все до краёв,
    Ну, а всё, о чём мечтала,
    Исполнялось бы без слов.

    Сегодня славим Константина,
    И мать - прекрасную Елену.
    Их вера, сила, доброта
    Уже столетия - нетленны.

    Пускай святые вам помогут,
    Когда другой надежды нет.
    Пусть сохранять вас от печали,
    От боли, горестей и бед.

    В день святой Елены, в праздник Константина
    Радость поспешит пусть в ваш красивый дом.
    Станет веселее жизни всей картина,
    Чтоб такой остаться навсегда потом!

    Я вас поздравляю и желаю счастья,
    Веру в душах свято, бережно хранить,
    Чтобы все прекрасно стало получаться,
    Вам в добре, уюте, славном мире жить!

    С Днем святых Елены, Константина,
    Святых, прекрасных женщины, мужчины.
    Пускай же в этот день и остальные
    Преодолеть все беды будут силы.

    Не знать ни трудных жизненных преград,
    Не знать тоски, печали, грусти и утрат,
    Пускай ключом бьет жизненный родник,
    Пускай прекрасным будет каждый новый миг.

    С днём святых друг другу верных
    Константина и Елены!
    Поздравляю род людской
    И совет даю простой:

    Будьте счастливы, любимы,
    Не злобливы, не ранимы,
    Чтобы зло вас не касалось,
    А вот солнце улыбалось!

    В день Елены и Константина
    Воцарится кругом доброта!
    Ведь для каждого христианина
    Этот праздник был важен всегда!

    Я желаю вам мира и света,
    Чтоб сбывались благие мечты!
    Пусть сердца будут счастьем согреты!
    Всем желаю в душе чистоты!

    Константина и Елену
    Нынче вспоминаем.
    Вам здоровья и добра
    В этот день желаю.

    Пусть святые защитят,
    Силы вам подарят.
    С их заступничеством беды
    Пусть вас не ударят.

    Святых Елену с Константином
    Почтим всем христианским миром,
    И в храме каждом пред крестом
    Мы свечи яркие зажжем.
    Огонь очистит наши души,
    Добрее станет мир и лучше.
    Мать с сыном силою святой
    Несут добро в наш мир большой.
    Я вам желаю в день святых
    Почтить молитвой память их.

    Пусть будет вера ваша в сердце
    Всегда огромной, нерушимой.
    Добра желаю от души
    Я в день Елены, Константина.

    Желаю радости и счастья,
    Благословения небес,
    Молитесь искренне, от сердца -
    Вам мир откроется чудес.

    Поздравлений: 37 в стихах.

    Не так давно коллекция моих артефактов пополнилась Римской монетой датируемой IV веком с изображением Святой Елены. Из истории мы знаем, кем была Елена, и какой вклад внесла эта женщина в распространение христианства.

    Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

    Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

    Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

    Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

    27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

    В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

    Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

    В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

    В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

    Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

    В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

    «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях ».

    (Хронография Феофана, год 5817 (324/325)

    В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

    Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

    Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного Василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи (Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме, Аньоло Гадди, 1380 г.).

    Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.