Эльфы существуют! Найдены доказательства. Где найти эльфа в скайриме Кто такой эльф

Дарья татаркова

Вчера состоялась премьера последней части эпического переложения «Хоббита» - «Битва пяти воинств». За последние пятнадцать лет Питер Джексон вместе с прекрасными актерами создал совершенно отдельный образ Средиземья. Как бы ни представляли поклонники Толкина воображаемый мир его произведений и населяющих его героев, нельзя отрицать, что без фильмов новозеландского режиссера он был бы намного беднее. Главными героями новой трилогии стали гномы и хоббит, однако зрителей не перестают приманивать более элегантными персонажами: так, Джексон вставил Леголаса в переложение книги, где героя, по сути, нет. Мы решили вспомнить всех эльфов из фильмов Питера Джексона и разобраться, кто из них самый классный, а кто нет.

Галадриэль

эльфийка, владычица Лориэна


Галадриэль - один из важнейших персонажей истории Средиземья. Дочь королей, она была одной из тех, кто возглавил восстание эльфов и повел их прочь из Валинора. Толкин описывал ее как «величайшую эльфийку» и самую могущественную и прекрасную из тех, кто остался в Средиземье на момент событий «Властелина колец». С постепенным пониманием настоящей природы своего прошлого все ее действия стали своеобразным искуплением грехов. Помощь, которую она оказывала Братству, прекрасная тому иллюстрация. Несмотря на то, что ее гордость никогда бы не позволила героине обладать кольцом всевластья, настоящую силу характера она показывает, признавая это и отказываясь от него. Галадриэль может читать мысли других существ и заглядывать им в душу. Она прожила невероятно долгую жизнь, став свидетелем и посильным участником воображаемого мира Толкина, - на момент ее последнего упоминания эльфийке было семь тысяч лет.

Арвен

полуэльфийка, дочь Элронда, королева Гондора


Вечерняя звезда Арвен Ундомиэль в книгах была уж совсем не на виду. Толкин удостоил ее мимолетного описания и кое-как обозначил ее как мотивацию Арагорна в походе по спасению Средиземья. В фильме же - и хочется верить, что без сценаристок Фрэнсис Уолш и Филиппы Бойенс именно здесь не обошлось - Арвен становится не менее отважной, чем ее муж - будущий король. Заменив эльфа Глорфиндела, она сама спасает Фродо от назгулов, доставляя его к отцу в Ривенделл. Арвен присутствует во всех фильмах, но уже не как мотивирующий приз, а катализатор судьбы Арагорна. Без ее самопожертвования и решения остаться не запустились бы процессы, которые затем привели силы добра и Арагорна к победе. Финальное решение эльфийки быть со своим мужем отчасти пропитано горечью: она навсегда вынуждена попрощаться со своей семьей и своим народом, целиком покинувшим Средиземье. В книге после того как ее муж умер, а дети выросли, она ушла в леса Лориэна и решила больше не жить, попадая тем самым в чертоги мертвых в Валинор.

Леголас

эльф, сын Трандуила, принц Лихолесья


Леголас стал своего рода рок-звездой Средиземья благодаря кинотрилогии «Властелин колец». Джексон вместе с Блумом придумывали ему новые уровни отвязности, о которых в книге и речи быть не могло. Например, он на щите, как на серфе, съезжает по лестнице и одновременно выдает очередь из стрел - тут даже объяснять ничего не нужно. Несмотря на то, что оригинальный дух книжного персонажа в фильмах сохранился сполна, присущая юности (по эльфийским меркам) наглость и джексоновский юмор обеспечили этой инкарнации принца Лихолесья армию преданных поклонниц практически моментально. При этом Леголас унаследовал от отца неприязнь к гномам и семейную вспыльчивость.

Его присутствие в новой части смотрится, конечно, уж как-то совсем неловко. Блум выглядит, скорее, как более накачанный дядя того мальчика, что был в нулевых, а компьютерное омоложение и вовсе превращает его в восковую фигуру. Создается ощущение, что он там не на своем месте, будто сбежавший экспонат мадам Тюссо, неожиданно попавший на съемки. Тем не менее мы гордимся Леголасом за то, что он смог перерасти папино влияние и, вопреки вековой неприязни, лучший друг у него гном, которого, как пишет Толкин, он даже забрал с собой в Валинор.

Элронд

полуэльф, владыка Ривенделла


Элронд был не совсем эльфом, если уж смотреть строго. Оба его родителя, Эарендил и Эльвинг, происходили от союзов эльфов и людей, так что Элронду был предоставлен выбор между судьбой эльфа и человека. В отличие от своего брата-близнеца Элроса, остановившегося на втором варианте и в итоге основавшего королевство людей Нуменор, Элронд решил стать эльфом. В фильмах Джексона роль Элронда досталась Хьюго Уивингу, и, если поначалу зрители тыкали на него пальцем и кричали - «это же Агент Смит», к концу нулевых какие-либо ассоциации с «Матрицей» испарились.

Как и в книгах, Элронд предстает одним из самых мудрых эльфов Средиземья, которому действительно небезразлична участь остальных жителей его мира. Он прожил несколько тысяч лет, успев поучаствовать в войне против Саурона задолго до событий «Властелина колец». Помимо этого Элронд обладал даром предвидения и эльфийской телепатией, которой в фильме даже огромные расстояния оказались не помехой. В довершение ко всему сказанному, Элронду было доверено самое могущественное из эльфийских колец Вилья - так что, прямо скажем, тягаться с ним практически некому.

Тауриэль

эльфийка из Лихолесья


Эту эльфийку придумали специально для фильмов, и если вы думаете, что история отношений Арвен и Арагорна была сложной, то что уж говорить о Тауриэль, влюбившейся в гнома. Толкин себе таких вольностей не позволял: для него союз эльфов и людей был чем-то невероятно трагичным, и таких за всю историю Средиземья было всего три. В экранном «Хоббите» же разница, даже внешняя, уж будем откровенны, между эльфами и гномами (по крайней мере этим) не такая кардинальная, а избранник Тауриэль Кили вполне мог бы сойти за эльфа, при условии ушей и отсутствия щетины. В довершение ко всему Тауриэль взбунтовалась против своего короля и, вопреки приказу, отправилась помогать гномам отбиваться от орков. Как капитан стражи она умеет воевать не хуже любого мужчины и к тому же охраняла земли Лихолесья, чувствуя, в отличие от остальных, что темные силы сгущаются, что бы ни говорил Трандуил.

Халдир

эльф, капитан стражей Лориэна


Один из начальников стражей Лориэна, Халдир в книге был проводником Братства по Лориэну, когда те дошли до владений Галадриэль. Джексон же решил отдать эльфу куда более значительную роль, тем самым превратив его из случайного знакомого в трагическую фигуру важного момента отношений между людьми и эльфами. В «Двух башнях» Халдир показан капитаном отряда, который эльфы послали на помощь в обороне Хельмовой Пади. Неожиданное решение не бросать людей в беде, даже при том, что, вероятнее всего, они отправляются на смерть, помогло укрепить веру, что народам все-таки удастся сплотить силы в борьбе против общего зла. Отношения между Халдиром и Арагорном при этом показаны, скорее, как дружеские, с намеком, что эти двое могли знать друг друга и раньше. Халдир погибает в битве от меча орка.

Келеборн

эльф, владыка Лориэна


Келеборн - однозначно положительный персонаж, при этом самый скучный из всех. Про него известно довольно мало, а прославился он тем, что являлся мужем Галадриэль. Несмотря на статус одного из мудрейших эльфов Средиземья, Келеборн всё время остается где-то на вторых ролях и не имеет прямого отношения к происходящему - соответственно, и в фильмах он появляется совсем мало. В книгах, в отличие от последнего фильма первой трилогии, он был последним эльфом, покинувшим Средиземье, с которым ушли и последние живые воспоминания о них.

Трандуил

эльф, король Лихолесья


Король Лесных эльфов Трандуил - невероятно гордый персонаж, чья надменность не раз играла с ним злую шутку. В отличие от остальных, он появляется еще в «Хоббите», что делает его одним из первых эльфов Толкина, когда-то увидевших свет, тогда, правда, без имени. В киноверсии лесному королю уделено довольно много внимания, просто потому что устоять и не использовать такого персонажа было бы не возможно. Для своего грандиозного появления Трандуил в исполнении Ли Пейса выбрал огромного оленя с ветвистыми рогами - такой выход за доли секунды рассказывает нам довольно много о персонаже, любящем покрасоваться.

Трандуил сам довел свои отношения с гномами до тревожного натяжения из-за своих комплексов по поводу богатств и самоцветов, которых ему всё время было мало. В фильме агрессивность и алчность короля ставят его в один ряд скорее со злодеями, нежели союзниками. При всех грехах Трандуил тем не менее встанет на сторону людей и гномов в Битве пяти воинств против орков. В будущем же внимание на себя перетянул его сын Леголас, которого он отправит в Ривенделл во время событий «Властелина колец».

Фигвит/Линдир

эльф Ривенделла


Фигвит - самый дурацкий, но самый смешной, пожалуй, персонаж всего списка эльфов экранизаций. Судите сами: его имя - это на самом деле аббревиатура фразы «Frodo is grea... who is THAT?!?» Так героя третьего плана трилогии кольца Джексона назвал, конечно, не сам режиссер, а тройка веллингтонских документалистов, снявших потом одноименный фильм про феномен Фигвита. Дурацкое имя лучше никакого - так можно хоть как-то идентифицировать его, все-таки «эльф из свиты» не говорит совсем ни о чём. Можно было бы забыть о нем, как о любом другом безымянном эльфе, если бы не актер, его сыгравший. Брет Маккензи - это половина проекта «Flight of the Conchords», комедийного дуэта Бретта и Джамейна, снявших свой HBO-сериал про то, как они покоряют Нью-Йорк. Притом что с первого взгляда Маккензи не узнать, бдительные фанаты все-таки умудрились его разглядеть.

В первом фильме Фигвит сидел в совете, но после веселой шумихи вокруг персонажа Джексон решил дать ему в третьем фильме целую реплику. Он говорит всего одну фразу: «Леди Арвен, мы не можем медлить! Моя госпожа!» (серьезно, только это), что не помешало ему заработать свою фан-базу и стать регулярным героем фанфикшена самого разного толка. В «Хоббите» Маккензи сыграл другого эльфа из Ривенделла - Линдира, правую руку самого Элронда.

Эльфы - это реально существоваший народ, который жил до людей и одновременно с людьми и составлял могущественную на заре человеческой эры эльфийскую цивилизацию.

Эльф от Джона Анстера Фицжеральда.

Эльфы - духи "Волшебной страны"

Впервые понятие эльфы, по-видимому, появилось в Ирландии для обозначения волшебного народа, который жил в холмах - сидах и вначале так и назывался сидами. Сиды были существами мужского и женского пола. Их правительницей была королева (эльфов) Медб - высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски. Другие сиды - эльфы тоже были очень высокого роста, а их красота могла сразу "ослепить" простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум.

Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины),сиды - эльфы, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники сидов становились пророками или целителями, приобретая способность предвидеть будущее или лечить людей. Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные и эльфы соперничали друг с другом, а люди проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между сидами - эльфами, феями и людьми - например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв - и о рождении от них детей.

Мифологические и исторические эльфы

Согласно "Воспитанию в Домах двух Чаш", "Взятию сидов" и других ирландских саг, сидами стали называться жившие раньше в Ирландии, Уэльсе и на севере Франции мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн) после их поражения от Сыновей Миля Испанского (ориентировочно в 1700-700 гг. до н.э.). По одной из версий саги "Воспитание в Домах двух Чаш" (их всего пять), страна была поделена на две части Аморгеном - поэтом и мудрецом гойделов (народ, к которому относились сыновья Миля), таким образом, что Племени богини Дану достался нижний, подземный мир. В нем и стали жить мифологические эльфы, о которых я сказал выше. Сиды не были единственным местом, куда, согласно преданиям, ушло Племя богини Дану (Туата де Дананн) после поражения от Сыновей Миля. В ирландских сагах также говорится, что народ Племени Богини Дану уплыл за море и поселился на таинственных островах - Брендана, Блаженных, Яблоневых… Ориентиром местонахождения новой родины Туата де Дананн может служить фрагмент из саги "Приключения Арта, сына Конна". Племя богини Дану, собравшееся на совет в Стране Обетованной из-за Бекумы Белокожей (дочери Эогана Инбира), которая совершила прелюбодеяние, изгоняет ее в Ирландию:

""Итак, она была изгнана по ту сторону морского пространства и великой пучины; и ее отослали именно в Ирландию, ибо

Племя богини Дану ненавидело Сыновей Миля, после того как было изгнано ими из Ирландии". Таким образом, после поражения от Сыновей Миля мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн) были оттеснены на периферию освоенного пространства - за море, на острова, в недра холмов, которое получило название "Волшебная страна". А сами они стали называться эльфы.

Эльфы - мужчины и женщины Племени Богини Дану, жившие в Ирландии

Как следует из вышеизложенного, жившие с VI тысячелетия до н.э. до 1700-700 гг. до н.э. в Ирландии мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн), по-существу, и были историческими эльфами (прототип мифологических эльфов из Иного мира). В работе " Эльфы в Древней Ирландии. Тайна Племени богини Дану" я детально реконструировал внешний вид, одежду, способности и образ жизни этого народа. Поэтому отмечу здесь лишь их главные особенности.

Эльфы были высокими, идеально сложенными, вечно молодыми и прекрасными юношами и девушками с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, голубыми, серыми или зелеными глазами и длинными золотистыми волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума простых смертных.

Эльфы были вечно молоды и не умирали от старости, что свидетельствует об очень большой продолжительности их жизни - например, бог Данда и богиня Банба жили более 3000 лет, а по некоторым данным, даже более 10 000 лет. Их можно было только убить. В отличие от своих предшественников (кроме фоморов и Фир Болг) и преемников, Сыновей Миля, эльфы располагали тайным магическим знанием и владели секретами колдовства. Они были величайшими чародеями, обучавшими первых друидов. Эльфы могли оживлять умерших. Одной из важнейших особенностей этого народа была их чудесная магическая способность к изменению формы, внешнего вида и размера. Они могли превращаться в животных, птиц, рыб (лошадей, волков, коров, лебедей, воронов, угрей и др.), уродливых старух, а также в различные стихии природы.

Эльфы были не только величайшими чародеями, но и учеными людьми, в совершенстве постигшими законы природы и умевшими ею управлять. Они имели всестороннее знание о целебных и энергетических свойствах растений и использовали их для лечения различных заболеваний, смертельных ран и при совершении заклинаний.

Эльфы также были весьма искусными ремесленниками и музыкантами, воинами и поэтами, а их оружие считалось самым лучшим и современным. Женщины пользовались почти такими же гражданскими правами, что и мужчины, и активно участвовали во всех мужских делах, даже в войне. Нередко они выступали посланницами на переговорах между враждующими сторонами, а также заседали в советах при заключении мира.

Эльфы имели обычай воспитывать детей на стороне либо в виде "залога дружбы", либо за плату - в педагогических целях, для закалки характера. Мальчики оставались на воспитании до семнадцати, девочки - до четырнадцати лет. Обязанности приемных родителей понимались очень широко. Близкая связь между молочными или сводными братьями устанавливалась на всю жизнь - иногда более прочная и глубокая, чем кровное родство.

Эльфы - божественная раса бессмертных и чародеев

Как следует из ирландских (и валлийских) преданий, эльфы представляли собой божественную расу волшебников и чародеев, наделенную долголетием или бессмертием, магическими способностями и похожую на самых красивых людей, только во много раз более прекрасных. Не случайно поэтому, что они всегда противопоставлялись людям и относились к существам между мифическими сверхлюдьми и божествами, божественным демонам, падшим богам или падшим ангелам (и здесь).

В повести о Туане Мак Кайриле из "Книги Бурой коровы", записанной примерно в 1100 г., говорится, что никто не знает, откуда пришли в Ирландию Туата де Дананн, но что, "похоже, пришли они с небес, о чем свидетельствует их ум и совершенство их знаний". Согласно одной из версий (по-видимому, наиболее ранней) "Битвы при Маг Туиред", Туата де Дананн достигли Ирландии на темных тучах прямо по воздуху, опустились на гору Конмайкне Рейн и на три дня покрыли тьмой лик солнца.

Эльфы - реальные существа. Во многих легендах и сказках упоминаются эльфы - человекообразные существа, почти ничем не отличающиеся oт нас, разве что некоторой хрупкостью сложения, иной формой ушей, но обладающие магическими способностями. Конечно, сказка - она сказка и есть. Однако...

В одной из монастырских хроник упоминается, что в начале XV века в Шотландии в горах был найден умирающий от ран человек, говорящий на неизвестном языке. Был он худощав, даже хрупок. Поправившись, незнакомец удивил всех ловкостью в фехтовании и стрельбой из лука - он не промахивался никогда!

Со временем, выучив язык, он рассказал, что принадлежит к народу елве. По его словам, народ этот, живет очень-очень далеко. Одна интересная особенность: он был остроухим! Известно, что заостренные верхушки ушей - признак принадлежности к сатанинскому племени, и гореть бы несчастному елве на костре, но спасло то, что его, раненого, сразу принесли в церковь. И коль скоро ничего с ним не случилось (дьявол в святых стенах или сразу умер бы, или, на худой конец, забился бы в корчах), никто его не тронул. К сожалению, больше никаких сведений о таинственном чужеземце нет.

Можно обнаружить такие упоминания и в других странах. Например, в одной из семейных хроник Норвегии упоминается, что в XIV веке одна из девушек вышла замуж за высокого и прекрасного обликом чужеземца, непревзойденного стрелка из лука. Однако вскоре он был обвинен в колдовстве и, выражаясь сегодняшним языком, репрессирован. Прожил он в браке восемь лет и оставил двух дочерей, также отличавшихся красотой. Но дочери помимо красоты унаследовали и "фамильный признак" отца - заостренные уши, что, понятно, сильно осложнило им дальнейшее существование... Сам себя этот чужеземец называл хельве.

В хрониках, можно найти и другие свидетельства. Что интересно - разные народы, разные сказочники, зачастую не имеющие никаких контактов, на протяжении веков описывают таинственных хельве или елве практически одинаково. И это, особенно с учетом достоверных (относительно, конечно) хроник, не может не наводить на мысль, что портрет среднестатистического эльфа списан фактически с натуры. Тем более что все приписываемые им "магические" умения, по большому счету, не выходят "за рамки".

Начать хотя бы с их стрелковых талантов. Ни одной стрелы мимо цели - может ли быть такое без магии? Здесь уместно вспомнить кое-что из опыта китайских мастеров-лучников, которые стреляют не хуже сказочных эльфов. Вот как описывает этот процесс один из мастеров:

"Я смотрю на мишень и не думаю о луке, когда натягиваю его. Я помещаю все свое сознание в наконечник стрелы и продолжаю смотреть на мишень. В конце концов, она вырастает в моем сознании до неимоверных размеров, она занимает всю Вселенную. И я устремляюсь к мишени - на кончике стрелы. Я знаю, что я не могу промахнуться - и не промахиваюсь". Более того, стрела, выпущенная из лука мастером, пробивает толстенные стены. Известен случай, когда стрела почти на 10 сантиметров вонзилась в камень! То есть направляют полет не столько лук и мускульная сила стрелка, сколько его воля, его энергия "ци". Магия ли это? Скорее, паранормальные способности человека.

Или, например, "невидимость" эльфов, способность их растворяться в лесу, ходить по снегу и песку, не оставляя следов. Если обратиться к опыту тех же шаолиньских монахов или ниндзя, владеющих техникой "цигун", -все становится ясно. Специалисты этой техники демонстрируют действительно настоящие чудеса (многократно, кстати, запечатленные на кино-, фото- и видеопленке): ходят по песку, почти не оставляя следов, встают на доску, лежащую на яйцах, и яйца не бьются, повисают на "суровых" нитках... Ученые пока не могут объяснить феномен цигун, но то, что после овладения методикой практически любой человек способен на чудеса, - доказанный факт. А что до умения "растворяться" в лесу - поспрашивайте стариков: они расскажут вам, что такое "отвести глаза". Пройти мимо человека так, чтобы он тебя не видел, - всего лишь разновидность внушения, своего рода гипноз.

Сопоставив эти и некоторые другие факты, можно сделать вывод, что таинственные хельве - люди или существа, на них чрезвычайно похожие, по некоторым сведениям, могущие иметь детей от обычных женщин и обладающие способностями, которые сегодня принято считать паранормальными. И встречи с ними в XII-XVI веках были нередки - вспомните многочисленные "колдовские" процессы, где в качестве основной улики, выдающей связь с потусторонними силами, назывались заостренные уши.

Другой вопрос - что это, собственно говоря, за народ, откуда эти самые эльфы взялись и куда делись сейчас? Исследователи выдвигают две гипотезы. Первая: эльфы - те же хомо сапиенс, но обладающие неким "лишним геном", позволяющим передавать по наследству паранормальные способности. Может, это потомки атлантов, может, некая "ветвь развития", которая к Х-Х1 векам практически полностью ассимилировалась с людьми и только в каких-либо труднодоступных неисследованных районах (а в то время в Европе и Скандинавии таковых было достаточно) сохранила свои общины. Другая версия достаточно фантастична и базируется на гипотетической теории дискретности вселенных: в одном месте в единицу времени находится бесконечное количество непересекающихся вселенных. Точки соприкосновения (пересечения), разумеется, существуют, и эльфы - пришельцы из параллельного мира.

Кстати, эта теория тоже кое-что объясняет, например вечную молодость эльфов. Возможно, в разных параллельных вселенных время течет по-разному, и неудивительно, что человек, попав в мир эльфов и проведя там несколько часов, выясняет, вернувшись, что на земле прошли годы.

Есть ли сегодня среди нас представители народа елве? Возможно. Но даже если эта загадочная раса полностью исчезла, растворилась в "обыкновенных" людях, остался "генофонд": время от времени рождаются дети с заостренными ушами, у некоторых людей проявляются абсолютно "эльфийские" способности... Например, американец Кеннет О"Хара (газеты неоднократно писали о нем), впервые взяв лук в руки в 43 года, понял, что просто "не умеет" промахиваться. Его обследовали врачи, экстрасенсы, и именно благодаря последним он не стал профессиональным спортсменом: экстрасенсы определили, что в момент выстрела 0"Хара "выплескивает" огромное количество ментальной энергии. На основании этого ему запретили выступать. Изучив свою родословную, Кеннет 0"Хара узнал, что в XV веке один из его предков - ирландец - женился на пленнице из народа хелве - женщина была захвачена во время набега на один из островов у побережья Скандинавии.

Танец эльфов: цифровая живопись Сьюзен Джастис

Великая эльфийская цивилизация

На основании всего вышесказанного был сделан вывод, что народ "богов", волшебников и чародеев, который назывался гандхарвы, апсары, Племя богини Дану, Туата де Дананн, Туата де Ану, Царские скифы и другими именами, или попросту говоря, эльфы, был довольно широко распространен на земном шаре - в разных местах и в разное время. Его численность, возможно, даже была сопоставима с численностью людей.

Значит, эльфы могли быть целой расой и даже цивилизацией нечеловеческих существ, живших "параллельно" с другими нечеловеческими существами и людьми. Причем, согласно индийскому, ирландскому, славянскому, скандинавскому эпосу и преданиям многих других народов, все эти существа и люди вели жестокие войны друг с другом. В конце концов, почти повсюду "нелюди" были побеждены людьми. Но это уже другие истории, о которых я расскажу вам в следующих работах. Значит цивилизация эльфов или эльфийская цивилизация - это не фантазия, а историческая реальность. Правда, исторические эльфы, скорее всего, отличались от эльфов вымышленных - пришедших к нам из мира фэнтези. Мне так и не удалось найти ни в одной из ирландских саг сведений о том, что они (мужчины и женщины племени богини Дану (Туата де Дананн), Туата де Ану, гандхарвы и апсары) имели длинные заостренные уши - ведь, согласитесь, именно так большинство из нас представляет эльфов. Скорее всего, таких данных попросту не существует.

На основании приводимой в скандинавских преданиях информации по ним практически невозможно. Они рассматриваются в них скорее духами - эльфами, чем реальными земными жительницами. В таких же духов - сидов и эльфов превратились боги и богини Племени богини Дану после поражения от гойделов - Сыновей Миля. Это случилось между 1700-700 гг. до н.э. Такими же духами - эльфами временами считались и апсары, правда, из индийской мифологии трудно установить, когда произошла трансформация в апсар и гандхарвов - духов (эльфов) апсар и гандхарвов - реальных земных жителей.
На основании вышесказанного можно говорить о двух возможных периодах жизни в Скандинавии валькирий - эльфов (эльфиек). 1) Они обитали там еще до потопа и время их жизни совпадало с поздними событиями, описанными в индийском эпосе, которые нашли отголосок в скандинавских преданиях о передвигающихся по воздуху на крылатых конях девах-воительницах (более вероятно).
2) Валькирии - эльфийки жили в Скандинавии примерно в то же время, что и Племя Богини Дану - Туата де Дананн - эльфы в Ирландии, то есть примерно с IV до II или I тысячелетия до н.э. Возможно даже, они два раза обосновывались в Скандинавии, как и Племя богини Дану в Ирландии, и были вынуждены уйти оттуда на несколько тысячелетий сразу после потопа.

***

Таким образом, время жизни на Земле эльфов, как и других белых богов , в число которых они входили, было невероятно долгим и продолжалось с конца мезозойской эры или начала палеогена (65,5 млн. лет назад) до II или I тысячелетия до н.э. Что с ними стало потом, говорится в моих работах "Исход белых богов. От Гипербореи до острова Пасхи " и "Эмансипированные женские общества: взгляд из глубины веков ".

Сейчас, после изучения североамериканских, центральноамериканских, южноамериканских, египетских, шумерско-вавилонских, индийских, китайких, корейских, японских и друх преданий, мне стало понятно, куда ушли эльфы (они же Племя богини Дану, Туата де Дананн, Туата де Ану, гандхарвы, апсары, валькирии). Часть эльфов (по-видимому, в основном богов-мужчин), вероятно, вместе с другими белыми богами адитьями , уплыли на кораблях в Северную Америку , прошествовали в виде "белых богов ", ведомых "Кецалькоатлем", "Кукульканом", "Бочикой", "Вира Кочей", через всю Северную, Центральную и Южную Америку, расчертили пустыню Наска (по-видимому, сохранив один или несколько летательных аппаратов, существование которых отмечается в преданиях индейцев Северной и Южной Америки), затем уплыли на остров Пасхи и другие острова Полинезии и дальнейшем были перебиты там. Сегодня о могуществе Туата де Дананн свидетельствуют лишь былые предания, североамериканские холмы-маунды и рисунки пустыни Наска . О том же, как выглядели представители этого божественного народа, говорят прижизненные портреты гандхарвов-туата-эльфов, оставленные на острове Пасхи .
Другая часть эльфов, по большей части богинь - эльфиек, создали поселения и государства амазонок в Причерноморье, Малой Азии, Африке и Южной Америке (вероятно, дойдя до туда с эльфами-мужчинами) и погибла во время многочисленных битв и стычек с местными жителями.


© А.В. Колтыпин, 2009
(добавления и исправления 2012 г.)

Мифологические и исторические эльфы

Согласно "Воспитанию в Домах двух Чаш", "Взятию сидов" и других ирландских саг, сидами, а затем эльфами, стали называться жившие раньше в Ирландии, Уэльсе и на севере Франции боги и богини Племени богини Дану (Туата де Дананн) после их поражения от Сыновей Миля Испанского (ориентировочно в 1700-700 гг. до н.э.). По одной из версий саги "Воспитание в Домах двух Чаш" (их всего пять), страна была поделена на две части Аморгеном - поэтом и мудрецом гойделов (народ, к которому относились сыновья Миля), таким образом, что Племени богини Дану достался нижний, подземный мир. В нем и стали жить мифологические эльфы, о которых я сказал выше. Сиды не были единственным местом, куда, согласно преданиям, ушло Племя богини Дану (Туата де Дананн) после поражения от Сыновей Миля. В ирландских сагах также говорится, что народ Племени Богини Дану уплыл за море и поселился на таинственных островах - Брендана , Блаженных, Яблоневых… Ориентиром местонахождения новой родины Туата де Дананн может служить фрагмент из саги "Приключения Арта, сына Конна". Племя богини Дану, собравшееся на совет в Стране Обетованной из-за Бекумы Белокожей (дочери Эогана Инбира), которая совершила прелюбодеяние, изгоняет ее в Ирландию: " Итак, она была изгнана по ту сторону морского пространства и великой пучины; и ее отослали именно в Ирландию, ибо Племя богини Дану ненавидело Сыновей Миля, после того как было изгнано ими из Ирландии ".
В саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» указывается примерно то же расположение страны, где обосновались эльфы. Эльфийка, соблазнявшая Кондлу, пела ему:
«
Давно влечёт тебя сладкое желание,
Со мной за волну унестись ты хочешь.
Если войдешь в мою стеклянную ладью,
Мы достигнем царства Победоносного.
Есть иная страна, далёкая,
Мила она тому, кто отыщет её.
Хоть, вижу я, садится уж солнце.
Мы её, далекой, достигнем до ночи
».
Эта мифическая страна эльфов находилась за морем, вероятно, там, где садится солнце (то есть в Америке).

Читайте мою работу "Исход белых богов. От Гипербореи до острова Пасхи "

Таким образом, после поражения от Сыновей Миля мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн) были оттеснены на периферию освоенного пространства - за море, на острова, в недра холмов, которое получило название "Волшебная страна". А сами они стали называться эльфы.

Эльфы – боги и богини Племени Богини Дану Туата де Дананн), жившие в Ирландии


Как следует из вышеизложенного, жившие с VI тысячелетия до н.э. до 1700-700 гг. до н.э. в Ирландии боги и богини Племени богини Дану (Туата де Дананн), по-существу, и были историческими эльфами (прототип мифологических эльфов из Иного мира).
В работе "Эльфы в Древней Ирландии. Тайна Племени богини Дану " я детально реконструировал внешний вид, одежду, способности и образ жизни этого народа. Поэтому отмечу здесь лишь их главные особенности. Эльфы были высокими, идеально сложенными, вечно молодыми и прекрасными юношами и девушками с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, голубыми, серыми и, вероятно, зелеными (?) глазами и длинными золотистыми волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума простых смертных. Эльфы были вечно молоды и не умирали от старости, что свидетельствует об очень большой продолжительности их жизни - например, бог Данда и богиня Банба жили более 3000 лет, а по некоторым данным, даже более 10 000 лет. Их можно было только убить. В отличие от своих предшественников (кроме фоморов и Фир Болг) и преемников, Сыновей Миля, эльфы располагали тайным магическим знанием и владели секретами колдовства. Они были величайшими чародеями, обучавшими первых друидов. Эльфы могли оживлять умерших. Одной из важнейших особенностей этого народа была их чудесная магическая способность к изменению формы, внешнего вида и размера. Они могли превращаться в животных, птиц, рыб (лошадей, волков, коров, лебедей, воронов, угрей и др.), уродливых старух, а также в различные стихии природы. Эльфы были не только величайшими чародеями, но и учеными людьми, обучавшими первых друидов, в совершенстве постигшими законы природы и умевшими ею управлять. Они имели всестороннее знание о целебных и энергетических свойствах растений и использовали их для лечения различных заболеваний, смертельных ран и при совершении заклинаний.

Эльфы были популярными литературными персонажами в течение многих веков, от пьес Уильяма Шекспира, как «Сон в летнюю ночь», до классических романов-фэнтези Дж. Р. Р. Толкиена, написанных три века спустя. Вероятно, самыми известными из этих волшебных существ являются эльфы, которые работают в мастерской Санта-Клауса на Северном полюсе.

Феи и эльфы

Как и феи, эльфы из фольклорных историй были крошечными волшебными существами. Например, эльфы Шекспира были крошечными, крылатыми существами, которые жили и кружили вокруг красивых цветов. Такими же были и эльфы в сказке "Дюймовочка".

В английском фольклоре мужчины-эльфы были описаны похожими на маленьких стариков, хотя девы-эльфы оставались неизменно молодыми и красивыми. Как и люди того времени, эльфы жили в королевствах, расположенных в лесах и полях. В полях они жили вокруг цветов, а в лесах устраивались в полых стволах деревьев.

Эльфы, феи и гномы тесно связаны между собой, несмотря на то что эльфы, вероятнее всего, возникли в ранней норвежской мифологии. К середине второго тысячелетия нашей эры люди стали включать эльфов в истории и легенды о феях, а к XIX веку феи и эльфы уже считались просто различными именами одних и тех же волшебных существ.

Репутация

Как и феи, в фольклоре эльфы получили репутацию маленьких проказников и вредителей, поэтому странные повседневные происшествия часто приписывались их проискам. Например, когда волосы на голове человека или в гриве лошади запутывались, их называли «клоком эльфов», а если ребенок рождался с заметной родинкой или родимым пятном, его называли отмеченным эльфами.

Судя по фольклорным историям, шутить с эльфами приходилось на свой страх и риск. По словам фольклориста Кэрол Роуз, опубликовавшей энциклопедию «Духи, феи, гномы и гоблины» (издательство "Нортон", 1998 год), несмотря на то что эльфы были иногда дружелюбны к людям, если люди проявляли уважение, они готовы были ужасно мстить любому, кто обидел или побеспокоил их. Не говоря уже о попытках украсть что-либо у маленьких лесных обитателей.

В ответ на нанесенную обиду они могли украсть младенцев или коров, стащить из дома молоко и хлеб или очаровать и держать молодых людей в плену в течение многих лет, возвращая их в реальную жизнь уже состарившимися людьми.

Маленькие помощники Санты

Согласно современной рождественской традиции, целая армия маленьких эльфов трудится на Северном полюсе, помогая Санта-Клаусу готовить подарки к Рождеству. Это описание, однако, является относительно недавним.

Сам Санта-Клаус в классическом стихотворении «Ночь перед Рождеством», написанном Клементом Кларком Муром в 1822 году, описан как «весьма старый эльф».

Изображение эльфов, работающих в мастерской Санты, было популяризировано в журналах с середины XIX века.

Популярный журнал опубликовал иллюстрацию в своем рождественском выпуске 1873 года, названном «Мастерская Санта-Клауса», которая изображала Санту, окруженного игрушками и эльфами. В заголовке говорилось, «Вот наша идея о подготовке к Рождеству на Северном полюсе».

Аллегория

Между тем в той же самой статье раскрывались факты реального производства игрушек, которые изготавливались не маленькими жизнерадостными эльфами, а бедными, обездоленными иностранцами, вынужденными работать шесть дней в неделю от зари до зари, чтобы обеспечить себе минимальное проживание.

Идея Санты, наблюдающего за трудовыми буднями мастерящих игрушки эльфов, была создана, чтобы поддержать романтизированную идею американского капитализма, где Санта правит своей обширной империей без оппозиции, руководя безымянными, анонимными рабочими, которых практически невозможно отличить друг от друга.

Эльфы Исландии

Эльфы стали попадать на экраны телевизоров и мониторов, страницы книг и театральные сцены сравнительно недавно. В минувшие века вера в существование фей и эльфов была распространена не только среди детей и любителей фэнтези, но и среди взрослых.

Вера в этих волшебных существ еще сильна в некоторых местах. В Исландии, например, приблизительно половина жителей верит в эльфоподобных существ, известных как huldufolk (скрытые жители), или, по крайней мере, не исключает их существование.

Согласно исландскому фольклору, скрытые жители появились, когда Ева, постыдившись того, что ее дети были слишком грязными, скрыла их от глаз бога и сказала, что их нет совсем. Бог, зная об обмане Евы, решил наказать ее, сказав: «Все, что ты скрываешь от меня, останется скрытым и от тебя». Эти самые дети и стали «скрытыми жителями» Исландии, живущими в скалах.

Поверье или истина?

Вера в сверхъестественное настолько сильна в Исландии, что несколько проектов дорожного строительства было отложено или изменено, чтобы не разрушать дома эльфов и не беспокоить их. Если в первоначальные планы не вмешивается местное население, стремящееся защитить резиденцию своих магических соседей, то проекту мешают завершиться сами эльфы.

Например, в конце 1930-х годов возле Эльфийского холма (Álfhóll) началось строительство дороги Álfhóll, которая должна была пройти прямо по самому известному месту обитания эльфов, уничтожив его.

Сначала, строительство было заморожено из-за финансовых проблем, но когда работы по строительству начались, рабочие столкнулись со множеством, казалось бы, случайных проблем, от сломанного оборудования, до потерянных инструментов. Впоследствии дорогу решили проложить вокруг холма.

Вторая попытка

Позже, в 1980-х годах, было принято решение все-таки проложить дорогу прямо на месте Эльфийского холма. Когда рабочие добрались до места и попытались разбить каменную глыбу, перфоратор разлетелся на части. Замена сломалась таким же образом. После этого рабочие были настолько напуганы, что отказались подходить к месту, и холм причислили к объектам культурного наследия Исландии.

Согласно закону, принятому в Исландии в 2012 году, все места, которые связаны с народными сказаниями и верованиями, должны защищаться как культурное наследие страны.

Более поздние эльфы

Со временем появился новый тип эльфа, с несколько отличной природой, формой и историей, ничем не напоминающий вредных, крошечных эльфов из народных сказаний былого.

Например, эльфы, изображенные в трилогии «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена, стройны, мудры, практически бессмертны и невероятно красивы. Эльфы Толкиена были навеяны скандинавским фольклором, и поэтому неудивительно, что они были преимущественно высокими и белокурыми. Именно эти персонажи - великолепные, бессмертные и немного недосягаемые - стали прототипом практически всех современных эльфов из всевозможных жанров литературы, кино и видеоигр.

Гэри Гайгэкс, один из создателей оригинальной ролевой игры Dungeons & Dragons, создал своих эльфов, находясь под влиянием Толкиена. Кроме того, его необычайно популярная игра помогла популяризировать эльфов практически такими, какими их видел автор «Властелина колец».

Непрекращающаяся эволюция эльфов

Независимо от того, предстают они положительными или отрицательными персонажами в определенном произведении, в любой форме и любом жанре, эльфы прочно связаны с магией и природой. Это, пожалуй, единственные характеристики, которые оставались с ними на протяжении всей их истории.

Сегодня кажется, что у каждого поколения, появляется собственное видение эльфов и их роли в историях. Фольклор, так же как язык и культура, постоянно развивается, и эльфы, вероятно, навсегда останутся с нами в той или иной форме.