Ест версия что толстой поршень на кавказ. Лев Толстой: испытание войной и свободой. Хлопоты по определению на службу

Три года, проведенные молодым русским графом на Кавказе, стали не только важной вехой его личной эволюции, но и подарили миру величайшего прозаика и мыслителя.

Роль Кавказских гор как огромной кузницы художественных талантов трудно переоценить. Угодив сюда по своей или по чужой воле, из ее горнила выходили поэты, писатели и художники первой величины. В их творениях эта гордая земля обретала новую жизнь, заселялась героями эпохи и персонажами легенд, становилась центром магнетического притяжения.

И только благодаря толстовской прозе литературный Кавказ стал совсем другим - фокус внимания переключился с романтической мифологии на суть человеческого бытия. Бытия хрупкого и трепетного, но уничтожаемого чуждыми ему политическими амбициями и «государственными интересами».

Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на семь периодов, и тот, который он провёл на Кавказе, был одним из самых главных. Хотя, на первый взгляд, в мае 1851 года 23-летний помещик оказался здесь почти случайно. Так и не окончив университетского курса, без должности, без определенных занятий, чуть не проиграв в карты половину наследства, Лёвушка внял уговорам старшего брата Николая - артиллерийского офицера - и отправился «за компанию» к месту службы последнего, за Кавказский хребет.

Да и действительно, жить здесь можно было гораздо экономнее, чем в Москве или Петербурге. К тому же само собой исчезало бремя хозяйственных забот, тяготивших юного владельца Ясной Поляны.

Но Толстой не был бы Толстым, если бы просто сбежал от тягот и неудобств, не имея в виду настоящей и серьезной цели. В дневнике, который он вел всю жизнь, подвергая свои поступки и побуждения беспощадному самоанализу, было дано немедленное объяснение кавказскому вояжу:

«Ехал для того, чтобы быть одному, чтобы испытать нужду, испытать себя в нужде, чтобы испытать опасность, испытать себя в опасности, чтобы искупить трудом и лишениями свои ошибки, чтобы вырваться сразу из старой колеи, начать все снова - и свою жизнь и свое счастье».

Не по Марлинскому

Станица Старогладковская на левом берегу Терека, куда прибыли братья, поначалу сильно разочаровала Льва Николаевича. Позднее он с изрядной долей самоиронии признается, что в своих представлениях о Кавказе, как и большинство соотечественников, находился под гипнотическим влиянием повестей Марлинского и романтических поэм Лермонтова. Его воображению представлялись безупречные ледяные вершины, скалы, бурные потоки, воинственные горцы в бурках и с кинжалами, чинары и голубоглазые черкешенки.

Ожидания были обмануты - ничего из этого набора штампов в станице гребенских казаков не оказалось. Как не обнаружилось и необходимых удобств в съемной квартире, куда определили Льва и Николая. В письме к любимой троюродной тетушке Татьяне Александрове Ергольской Толстой писал:

«Я ожидал, что край этот красив, а оказалось, что вовсе нет. Так как станица расположена в низине, то нет дальних видов».

Впечатление о Кавказе «исправилось» через неделю, когда Николаю было приказано отправиться в Старый Юрт - укрепление под Горячеводском - для охраны и прикрытия больных в лагере. Здесь жадному до новизны Толстому открылись и огромные каменные горы, и источники, в которых «яйца свариваются вкрутую в три минуты», и красивые татарки в «прелестных восточных нарядах». Татарами, подражая терским казакам, русские офицеры называли всех горцев-мусульман, несмотря на то, что в мирном ауле жили чеченцы.

А летом того же года Лев Николаевич принял первое боевое крещение - участвовал вместе с братом в набеге на горцев. Он не имел офицерского звания, а был всего лишь волонтером, вольноопределяющимся: формально Толстой продолжал состоять на гражданской службе в канцелярии Тульского дворянского собрания. Только в октябре ему удастся сдать экзамен на фейерверкера артиллерийской батареи, получив унтер-офицерский чин, и лишь в январе 1854-го, перед началом Крымской кампании, - на прапорщика.

Во время своего дебютного военного похода будущий автор «Войны и мира» впервые увидел вблизи будничную жизнь солдат и офицеров. Наблюдал с изумлением, как накануне битвы отряд спокойно расположился на отдых у ручья. После записал в дневнике то, что поразило его больше всего: «Ни в ком не мог заметить и тени беспокойства перед боем».

Через барьеры

После того как Толстому стал открываться настоящий Кавказ, решительно потеснив размалеванный бутафорский образ, увиделась ему с новой стороны и казачья станица Старогладковская. Гордые, свободные люди, никогда не знавшие крепостного права, их удаль, воинская стать и независимый нрав очаровали русского барина, который, казалось, еще вчера изо всех сил старался казаться «комильфо» и в кругу себе подобных подвергал насмешкам тех, в ком не было «светскости».

Теперь он вспоминал об этом со стыдом и омерзением. Настоящая, подлинная жизнь была здесь, на фоне первозданной природы, вдали от мертвящих условностей цивилизации.

«Все у вас фальчь!» - говорил новый приятель Толстого, 90-летний казак Епифан Сехин, и Лев Николаевич не мог с ним не согласиться. Бесконечные байки старого казака, совместная охота на кабанов были ему стократ интереснее пустых светских бесед. Не удивительно, что колоритный новый знакомец станет впоследствии прототипом обаятельнейшего толстовского персонажа - дяди Ерошки из повести «Казаки».

С Епифаном Сехиным был знаком и брат Льва Николаевича, Николай Николаевич. Брат писателя и сам недурно владел пером - в очерке «Охота на Кавказе» он дал дяде Епишке весьма любопытную характеристику:

«Это чрезвычайно интересный, вероятно, уже последний тип старых гребенских казаков. Епишка, по собственному его выражению, был молодец, вор, мошенник, табуны угонял на ту сторону, людей продавал, чеченцев на аркане водил; теперь он почти девяностолетний одинокий старик. Чего не видел человек этот в своей жизни! Он в казематах сидел не однажды, и в Чечне был несколько раз. Вся жизнь его составляет ряд самых странных приключений: наш старик никогда не работал; самая служба его была не то, что мы теперь привыкли понимать под этим словом. Он или был переводчиком, или исполнял такие поручения, которые исполнять мог, разумеется, только он один: например, привести какого-нибудь абрека, живого или мертвого, из его собственной сакли в город; поджечь дом Бей-булата, известного в то время предводителя горцев, привести к начальнику отряда почетных стариков или аманатов из Чечни; съездить с начальником на охоту… Охота и бражничание - вот две страсти нашего старика: они были и теперь остаются его единственным занятием; все другие его приключения - только эпизоды».


Толстой настолько полюбил быт и свободную жизнь казачества, что всерьез думал, как и его герой Оленин, «приписаться в казаки, купить избу, скотину, жениться на казачке». Мечты не осуществились: невидимые барьеры между русским графом и «детьми природы» оказались слишком прочны. Многие искренние порывы Льва Николаевича станичники воспринимали как господскую блажь и случайный каприз.

Однако весь строй жизни казаков еще долго казался ему идеалом для жизни русского народа. В 1857 году Толстой писал: «Будущность России - казачество: свобода, равенство и обязательная военная служба каждого».

Брат и друг

Живя в Старом Юрте, Толстой крепко сдружился с чеченским юношей Садо Мисорбиевым. Как-то граф защитил его от карточных шулеров, которые во время игры пользовались тем, что чеченец не умеет считать и записывать. Благодарный Садо подарил Льву Николаевичу кошелек: это был первый шаг, который делается на пути к куначеству.

В остроумном французском письме к Татьяне Александровне Ергольской Толстой подробно описал обряд, который он прошел, чтобы стать кунаком Садо:

«По известному обычаю этой нации отдаривать я подарил ему плохонькое ружье, купленное мною за 8 рублей. Чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю, во-первых, обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. И тогда становятся друзьями на живот и на смерть, и о чем бы я ни попросил его - деньги, жену, его оружие, все то, что у него есть самого драгоценного,- он должен мне отдать, и равно я ни в чем не могу отказать ему. - Садо позвал меня к себе и предложил быть кунаком. Я пошел. Угостив меня по их обычаю, он предложил мне взять, что мне понравится: оружие, коня, чего бы я ни захотел. Я хотел выбрать что-нибудь менее дорогое и взял уздечку с серебряным набором; но он сказал, что сочтет это за обиду, и принудил меня взять шашку, которой цена по крайней мере 100 рублей серебром. Отец его человек зажиточный, но деньги у него закопаны, и он сыну не дает ни копейки. Чтобы раздобыть денег, сын выкрадывает у врага коней или коров, рискует иногда двадцать раз своей жизнью, чтобы своровать вещь, не стоящую и 10 рублей; делает он это не из корысти, а из удали… У Садо то 100 рублей, а то ни копейки. После моего посещения я подарил ему Николенькины серебряные часы, и мы сделались закадычными друзьями. Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям для меня; у них это считается за ничто - это стало привычкой и удовольствием».

Садо не зря называл себя кунаком Толстого. Однажды, когда за ними погнался отряд горцев, юноша уступил русскому другу свою лошадь - более быстроходную и выносливую, а сам отвлек внимание погони на себя.

В другой раз чеченец спас Толстого от верного позора - неуплаты карточного долга. Азартность не раз играла с корифеем русской словесности злую шутку: в юности он проиграл в карты главное строение Ясной Поляны - горячо любимый дом, в котором прошло его детство. Вместо 5000 рублей ассигнациями сосед Горохов в счет уплаты долга прихватил все здание: разобрал его по кирпичику да и увез за 30 верст.

На этот раз Садо удалось отыграться за своего кунака. Толстой сидел без денег в Тифлисе, когда чеченец принес его брату Николаю Николаевичу разорванный вексель на пятьсот рублей, давеча проигранных Лёвушкой офицеру Кноррингу. Это было недвусмысленное освобождение от долга. «Будет ли доволен брат мой?» - радостно спрашивал Садо.

Без барабанного боя

В течение кавказского периода, с 1851-го по 1854 год, Толстой написал вещи, которыми сразу заявил о себе как новая надежда русской литературы, мастер зрелый и уверенный. С небольшими интервалами в журнале «Современник» вышли повесть «Детство», рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», «Записки маркера».

Было ясно, что молодой автор не ищет - он уже нашел. Полностью лишенную подражательства литературную манеру Толстого отличало пристальное внимание к внутренней жизни человека. Он открыл русскому читателю то, что ранее было невыражаемо словами: диалектику души.

Литературоведы уверяют, что в ранних кавказских очерках Толстого уже видна рука создателя романа-эпопеи «Война и мир». Фирменный стиль сказывается в характере изображения батальных сцен и особой военной среды.

От детских понятий о войне как о «молодечестве», с которыми писатель приехал на Кавказ, он постепенно приходит к ее интерпретации как братоубийственной бойни, общего бедствия, противоестественного для человека состояния. Впрочем, пацифистские идеи ничуть не отменяли личного мужества артиллериста Толстого: за военные заслуги он дважды представлялся к Георгиевскому кресту, хотя ни разу его не получил. В первый раз - из-за мелкого дисциплинарного нарушения, во второй - потому что уступил его старому солдату.

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? - спрашивает рассказчик в «Набеге». - Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».

Но и перед лицом зла и смерти не блекнут лучшие человеческие проявления. Толстой первым из «военных писателей» сумел разглядеть колоритные типажи русских солдат, изобразить их живые физиономии, передать подлинный язык. Он объяснил, что такое настоящая храбрость и чем она отличается от показной удали и романтической экзальтации.

«В русском, настоящем русском солдате, - пишет Толстой в «Рубке леса», - никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера».

Образ капитана Хлопова из «Набега» воплощает лучшие черты русского офицерства. Чуждый внешним эффектам и браваде, он спокойно выполняет военное ремесло, не дергая попусту солдат, которые и без того отлично знают свое дело, а только покрикивая на них, если они без причины высовываются под неприятельские пули:

«Он был точно таким же, каким я всегда видал его: те же спокойные движения, тот же ровный голос, то же выражение бесхитростности на его некрасивом, но простом лице; только по более, чем обыкновенно, светлому взгляду можно было заметить в нем внимание человека, спокойно занятого своим делом. Легко сказать: таким же, как и всегда. Но сколько различных оттенков я замечал в других: один хочет казаться спокойнее, другой суровее, третий веселее, чем обыкновенно; по лицу же капитана заметно, что он и не понимает, зачем казаться».

«Это писал Бог»

Кавказ продолжал подпитывать творчество Толстого долгие годы, если не всегда. Отложенным во времени плодом кавказского периода становятся «Казаки», увидевшие свет в 1863 году. На рубеже 19-го и 20-го веков написан «Хаджи-Мурат» - последняя большая повесть, опубликованная уже после смерти писателя.

«Это поэма о Кавказе, не проповедь, - пояснял Толстой американскому журналисту Джеймсу Крилмену в 1903 году. - Центральная фигура - Хаджи-Мурат - народный герой, который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть».

Работая над повестью почти через 50 лет после реальных событий, положенных в основу сюжета, писатель безоговорочно отрицает всякую войну, какими бы лозунгами она ни прикрывалась. Все люди - братья, и обязаны жить в мире. Война оказывается нужной лишь двум лицам - императору Николаю Павловичу и вдохновителю «священной войны» против иноверцев имаму Шамилю. И тот, и другой в изображении автора - жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты, одинаково резко осуждаемые Толстым.

По свидетельству поэта Николая Тихонова, когда повесть «Хаджи-Мурат» была переведена на аварский язык, ее прочитали те, кто еще помнил Шамиля. Они никак не могли поверить, что это написал граф, русский офицер.

«Нет, это не он писал. Это писал Бог», - говорили аварцы.

Такую силу проникновения не только в характер, но в сам строй души другого народа нельзя объяснить рационально. Это то, что называют тайной художника, которая сродни творению новых миров.

Но кроме зрелого толстовского гения во всех «кавказских» произведениях разных лет властно заявляет о себе удивительная энергетика молодости - молодости чувств и красок, свежесть и сила художественного высказывания. Это сделал Толстой, и это сделал Кавказ:

«Я стал тогда думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записи того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошел тогда. Это было и мучительное, и хорошее время. Никогда - ни прежде, ни после - я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».

Ирина РОДИНА
для журнала «Вестник. Северный Кавказ»

Современная война на Кавказе отделена временным пространством в сто пятьдесят лет от Кавказской войны, которую вела в 19-м веке Россия в историческом соперничестве в этом регионе с Англией, Ираном и Турцией. В целом для нашей страны эта война была справедливая. Но оценка Толстого, данная той войне, ничуть не устарела и для войны нынешней: любая война есть зло, а «зло порождает зло». Удивительно, что как в ранних кавказских рассказах Толстого «Рубка леса» и «Набег», так и в повести «Хаджи-Мурат», опубликованной только после смерти писателя, нравственная оценка войны как извечному злу остается неизменной. Я сам воевал полгода в Чечне, поэтому эта тема меня особенно интересует.
Мальчиком Толстой вырос в окружении женской родни, отца почти не знал. Никто не привил ему склонность к военной службе. Судьбу себе он выбирал гражданскую. В шестнадцать лет Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет. Учился кое-как, если судить по повести «Юность». Больше уделял внимания светской «комильфотнос- ти» и балам. Потом «провалился» на сессии и уехал домой в Ясную Поляну с твердым намерением сдать экзамен экстерном за весь курс юридических наук, а потом освоить «практическую медицину», сельское хозяйство и музыку да еще и научиться рисовать, как профессиональный художник. Мечты о военной карьере, как видим, у Толстого не было совсем.
Затем в жизни юноши-сироты следует полоса хозяйственных экспериментов в собственной деревне, о чем мы читаем в повести «Утро помещика». Угрызения совести заставляют его обратиться за поддержкой к молитве. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, у молодого человека чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Денежные дела пришли в расстройство, а сам юный картежник впал в прострацию и помышлял о самоубийстве, как описано им же потом в рассказе «Маркер». И только после нравственных растрат, потери имений, финансового банкротства у Толстого появляется мысль поступить юнкером в конногвардейский полк, но для молодого человека без образования и поддержки родителей это было невозможно.
В 1851 году Толстой уезжает добровольцем на Кавказ в действующую армию. Почти три года будущий писатель прожил в казачьей станице на берегу Терека, где жили и до сих пор живут так называемые «гребенцы» - казаки, говорящие на великорусском наречии с особенным ударением на «о». Персидский шах еще в 17-м веке отписал им земли на территории нынешней «плоскостной» Чечни в вечное владение. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни поразили Толстого и дали материал для автобиографической повести «Казаки».
«Край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода», убедил Толстого, что на свете нет ничего ценней человеческой жизни, а жить нужно так, чтобы не причинить другому зла. У мертвой головы Хаджи-Мурата, которую возят для «пропагандистских» целей по аулам и станицам казаки, в уголках губ остается какая-то добродушная детская складочка. Немыслимо для него, «живореза» и «абрека», духовного лидера мюридов и прапорщика царской армии, такая трогательная характеристика его душевного склада. Изначально ни горцы, ни русские войны не хотят. Поэтому Лев Толстой, сам в прошлом боевой офицер, показывает русских и горцев как невольных исполнителей злого дела войны, а не злодеев по природе.
Я бы не сказал, что «непротивленческие» идеи Толстого устарели через сто лет после его смерти. Чеченские «полевые командиры» следили за тем, чтобы их банды не осквернили музея Толстого и памятных мест, связанных с его именем. Значит, слова русского писателя каким-то неведомым образом запали в душу этих людей, с роду миролюбием не отличавшихся. Думаю, нашим генералам стоит еще раз перечитать Толстого, чтобы теперешняя Кавказская война стала для нас последней.

В апреле 1851 года Лев Толстой вместе с братом Николаем уехал из Ясной Поляны на Кавказ. Николай ехал на службу: он числился в артиллерийской бригаде, расквартированной на Тереке. С какой целью ехал Лев, было неясно: то ли просто проехаться, то ли служить в действующей армии. О неопределенности цели свидетельствует и то, что Толстой не подготовил нужных документов. На Кавказе это осложнило его зачисление на службу.

Путешествие было долгим - больше месяца.

Ехали через Москву, Казань, плыли по Волге до Астрахани.

Только к июню братья Толстые добрались до станицы Старогладковской - места службы Николая. Лев записал в дневнике:

Можно только поражаться глубине и постоянству толстовских сомнений в своем предназначении. Больше месяца, во все время путешествия, имея рядом такого умного собеседника, как брат Николай, который понимал «все тонкости жизни». Лев не пришел к однозначному ответу на вопрос: чем он будет заниматься на Кавказе и, главное, каково его будущее призвание?

У абсолютного большинства двадцатилетних людей если и появляются подобные мысли, то они связаны с поиском спасительного выхода из житейской пустоты. Природа толстовских сомнений иная. Они происходили не от слабости или растерянности перед многоликостью жизни. Это были сомнения человека, постоянно занятого размышлениями о смысле своего существования, о том, на что употребить огромные душевные силы, которые он в себе чувствовал.

Толстой не зря считал, что неполных три года, проведенные на Кавказе, были временем его наибольшего душевного роста; все выше становились его требования к себе.

Брат Николай часто и надолго уезжал по службе, и Лев оставался в одиночестве. Но он не жил в станице как скучающий путешественник. Даже развлечение охотой превращалось для него в наблюдение за природой и жизнью казаков. Впоследствии это отразилось в кавказских повестях и особенно в повести «Казаки», которую он писал с перерывами десять лет.

Он записывал казачьи песни, делая научные наблюдения, которые составили бы честь специалисту. Готовился к зачислению на службу в артиллерийскую бригаду и участвовал в качестве волонтера в операциях против горцев. (В январе 1852 года после экзамена на звание юнкера Толстой был зачислен на военную службу фейервейкером 4-го класса.) Изучал местные языки и говоры, много читал, переводил на русский язык «Сентиментальное путешествие» своего любимого писателя Стерна. И это далеко не полный перечень занятий Толстого.

В это время писались и по нескольку раз переписывались страницы повести «Детство». Работая над нею, Толстой заметил в дневнике:

«Слог слишком небрежен и слишком мало мыслей, чтобы можно было простить пустоту со-держания».

Если Толстой так относился к повести, признанной одной из лучших в русской литературе, то можно понять крайнюю степень его требовательности к себе и в дневниковых записях, и в повседневной жизни. Он хотел быть мужественным и храбрым и добился этого - окружающие почитали его за храбреца. На охоте подпускал огромного кабана на такое близкое расстояние, что от выстрела подгорала щетина. Участвовал в многочисленных операциях против горцев и однажды чуть не был убит снарядом, угодившим прямо в колесо пушки, которую он наводил.

Он всегда поступал согласно законам чести, но в мыслях и дневниках часто корил себя за трусость, бесхарактерность, лень. Можно улыбнуться, зная то, чего не знал молодой Толстой: что и восьмидесятилетним стариком он останется так же требователен к себе, так же будет корить себя за отступление от нравственных законов.

4 июля 1852 года Толстой отослал рукопись «Детства» в лучший журнал того времени - «Современник», который редактировал Некрасов. Письмо, которым сопроводил рукопись двадцатитрехлетний автор, заканчивалось словами:

«Я убежден, что опытный и добросовестный редактор - в особенности в России, - по своему положению постоянного посредника между сочинителями и читателями, всегда может вперед определить успех сочинения и мнения о нем публики. Поэтому я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое».

С такой чистотой уверенности могут писать только гении.

В день своего рождения Толстой записал в дневнике:

«Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет борюсь с сомнениями и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность. Убил трех бекасов».

Будущность не заставила себя ждать: на следующий день Толстой получил ответ из «Современника». Некрасов стал первым из профессиональных литераторов, кто оценил толстовский талант. Вместе с перечислением достоинств присланного текста он сообщил о своем решении опубликовать повесть в ближайшем номере журнала. 6 сентября 1852 года, через два месяца после того, как Толстой отправил рукопись, «Детство» было опубликовано. Повесть была замечена критикой; Толстой с радостью читал одобрительные отзывы.

Впервые за время пребывания на Кавказе Толстому пришла мысль об отставке:

«Служба мешает двум призванием, которые я единственно сознал себе, особенно лучшему, благороднейшему, главному, и в том, в котором я более уверен найти успокоение и счастье».

Итак, после восьми лет сомнений и поисков, Толстой впервые твердо определил два главных своих призвания. Первым и главным была литература, вторым - улучшение жизни крестьян, о которых он не забыл на Кавказе.

Но Толстой понимал и чувствовал, что возвращаться в Ясную Поляну, вести сравнительно спокойную жизнь ему еще рано. Его душа требовала жизненных впечатлений.

После первого литературного успеха Толстой оставался на Кавказе еще полтора года. Поняв свое призвание, оставался в той жизни, видеть и знать которую необходимо художнику так же, как рыбе плавать в воде. Как писатель он был признан не только другими, но и, что для Толстого всегда было важнее всего, самим собой.

«Сейчас лежал я за лагерем. Чудная ночь! Луна только что выбиралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки; за мной свистел свою заунывную, непрерывную песнь сверчок; вдали слышна лягушка и около аула то раздастся крик татар, то лай собаки; и опять все затихнет, и опять слышен только свист сверчка и катится легенькая, прозрачная тучка мимо дальних и ближних звезд. Я подумал: пойду опишу я, что вижу. Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила; пачкать пальцы и чертить по бумаге буквы. Буквы составят слова, слова - фразы; но разве можно передать чувство. Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд при виде природы? Описание недостаточно. Зачем так тесно связана поэзия с прозой, счастье с несчастьем? Как надо жить? Стараться ли соединить вдруг поэзию с прозой, или насладиться одною и потом пуститься жить на произвол другой?»

Как назвать эту цитату? Пейзажной зарисовкой? Рассуждением на тему творчества? Размышлением, по словам современного писателя Андрея Битова, «на границе поэзии и прозы»? Как незаметно и органично молодой Толстой переходит от впечатлений к описаниям, к мыслям, к вопросам, в одном звучании которых таится притягательная сила!

Эти слова объясняют состояние Толстого в последний год перед отъездом с Кавказа. Он видел жизнь, ощущал ее жаркое дыхание - и сразу же отвечал ей и поведением, и внутренней напряженной работой. В нем умещалось все: и стремление послужить так, чтобы не стыдно было вернуться домой, и жажда новых впечатлений (которых, впрочем, было в избытке - однажды, например, уходили с приятелем от двух десятков чеченцев и чудом успели доскакать до крепости Грозной), и огромная работоспособность, поражающая людей конца двадцатого века. Толстой-военный служил, воевал, играл с сослуживцами в карты - что всегда вызывало запоздалое раскаяние, не говоря уже о больших материальных издержках. Толстой-писатель за этот короткий срок «запустил» всю свою будущую творческую лабораторию. В это время он писал повесть «Отрочество», рассказы «Набег», «Записки маркера», «Рубка леса», роман «Беглец», «Роман русского помещика» и многие другие произведения. Все это было частью завершено, частью только начато. Количество же набросков, зарисовок и записей в дневнике - огромно.

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ D РОССИИ

ГАПУРОВ Шахрудин Айдиевич

доктор исторических наук, профессор, президент Академии наук Чеченской Республики, заведующий кафедрой новой и новейшей истории Чеченского государственного университета

г. Грозный, Россия ShakhrudinA. GAPUROV Dr. Sci. (National History), Prof., President, Academy of Science of the Chechen Republic, Head, DepartmentofModern and Contemporary History, Chechen State University, Grozny, Russia [email protected]

МАГОМАЕВ Ваха Хасаханович

доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории народов Кавказа Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, профессор кафедры истории России Чеченского государственного университета, г. Грозный, Россия

Vakha Kh. MAGOMAEV Dr. Sci. (National History), Head, Department of History of the Ethnics of the Caucasus, Academy of Science of the Chechen Republic,Prof., Department of History of Russia, Chechen State University, Grozny, Russia

[email protected]

Кавказская война в творчестве Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой - совесть и честь русского народа - был непосредственным участником русско-горской трагедии XIX в., вошедшей в историю как Кавказская война. Величайший художник слова, глубоко совестливый человек сострадал горю вовлеченных в неё народов, стремился философски осмыслить причины их бед.

Ключевые слова: Толстой, Кавказская война, горцы, казаки, Хаджи-Мурат, Шамиль.

Caucasian War in Leo Tolstoy"s Creativity

Leo Tolstoy - the conscience and honor of the Russian people - was a direct participant in Russian-Highland tragedy of the 19th century which went down in history as the Caucasian War. The greatest artist of the word, a deep conscientious person that compassionated to the grief of the nations involved in this conflict, sought to philosophically understand the causes oftheir disasters.

Keywords: Tolstoy, Caucasian War, mountaineers, Cossacks, Hadgy-Murat, Shamil.

РЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ 2015 №2

Представления о Кавказе в российском обществе первой половины-середины XIX в. были довольно смутными. Это была далекая окраина, «теплая Сибирь», где вечно лилась кровь и военные действия шли, не прекращаясь, более полувека. Вряд ли можно было говорить о каких-либо симпатиях к «немирным черкесам» в российском обществе в таких условиях. Просвещенная же часть общества больше знала о Кавказе по произведениям Пушкина, Бестужева-Марлинского, Лермонтова. И у молодого Л. Н. Толстого представления о Кавказе были «бестужево-марлинскими». Одни русские офицеры и «вольноопределяющиеся» ехали на Кавказ за романтикой, за экзотикой, за чинами, весьма мало интересуясь собственно этой страной и ее жителями, их проблемами. И очень быстро теряли свой романтизм в тяжелых кавказских буднях, с их неустроенным бытом, постоянными военными стычками. В «Рубке леса», в разговоре с капитаном Розенкранцом, Л. Н. Толстой так описывает это «перерождение» «романтиков» в озлобленных, растерянных людей:

« - Для чего же вы пошли служить на Кавказ, - сказал я, - коли Кавказ вам так не нравится?

Знаете, для чего, - отвечал он с решительной откровенностью, - по преданию. В России ведь существует престранное предание про Кавказ: будто это какая-то обетованная земля для всякого рода несчастных людей.

Да, это правда, - сказал я, - большая часть из нас...

Но что лучше всего, - перебил он меня, - что все мы, по преданию едущие на Кавказ, ужасно ошибаемся в своих расчетах, и решительно я не вижу, почему вследствие несчастной любви или расстройства дел скорее ехать служить на Кавказ, чем в Казань или в Калугу. Ведь в России воображают Кавказ как-то величественно, с вечными девственными льдами, бурными потоками, с кинжалами, бурками, черкешенками, - все это страшное что-то, а в сущности, ничего в этом нету веселого...

Да, - сказал я, смеясь, - мы в России совсем иначе смотрим на Кавказ, чем здесь. Это испытывали ли вы когда-нибудь? Как читать стихи на языке, который плохо знаешь: воображаешь себе гораздо лучше, чем есть?

Кавказ обманул меня. Все то, от чего я, по преданию, поехал лечиться на Кавказ, все приехало со мною сюда, только с той разницей, что прежде все это было на большой лестнице, а теперь на маленькой, на грязненькой, на каждой ступеньке которой я нахожу миллионы маленьких тревог, гадостей, оскорблений; во-вторых, оттого, что я чувствую, как я с каждым днем морально падаю ниже и ниже...» .

Но молодой «вольноопределяющийся» Л. Н. Толстой был из той плеяды русской интеллигенции, которая стремилась разобраться в сущности кавказских событий, относясь без изначального предубеждения к Кавказу и к самим кавказцам. Лев Николаевич прибыл на Кавказ, чтобы познать его, а не ради чинов и увеселений.

Кавказ сыграл огромную роль в русской культуре Х1Х-ХХ вв., особенно в развитии литературы. В творчестве гениальных художников слова отразились не только картины природы, пейзажи гор и степей, удивительные по своей красоте, но и образы людей, живших на древней кавказской земле, их обычаи и традиции, а также яркие исторические события, происходившие здесь. В. Г. Белинский отмечал по этому поводу: «Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем их музы, поэтической их родиной! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм - «Кавказского пленника», и одна из последних его поэм «Галуб» тоже посвящена Кавказу. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый талант (речь идет о М. Ю. Лермонтове. - Авт.) - и Кавказ делается его поэтической родиной, пламенно любимой им; на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас; в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Иппокрену...». Сказанное напрямую относится и к Л. Н. Толстому. Именно на Кавказе, в станице Старогладов-ской, в 1852 г., он напишет свою первую повесть .

Знакомство с Кавказом у Толстого начинается с гребенских казаков. История тер-ско-гребенского казачества, этого уникально-

РЯСЛЕДИЕ 0ЕКОВ 2013 №2

[япуров, Р). р. рягопяЕВ цявкязскял война в творчестве р.р. толстого

го явления в истории России, по-настоящему увлекла молодого офицера. Для Толстого казаки стали порождением взаимодействия и взаимовлияния двух культур - русской и кавказской. Он глубоко заинтересовался терскими казаками и стал их настоящим этнографом. Особо интересно то, что, по мнению писателя, беглые русские люди селились на чеченской земле, жили, по-соседски, с чеченцами, перенимали их традиции и обычаи. «На этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе живет с незапамятных времен воинственное, красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребенскими казаками, - пишет Л. Н. Толстой. - Очень, очень давно предки их, староверы, бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами на Гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни. Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру. ...Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там». А то, что Л. Н. Толстой пишет дальше, требует особого внимания, отражает философию самого писателя и особенно актуально в виду сегодняшних северокавказских реалий: «Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски» .

Очень хотелось бы, чтобы казаки (кубанские, терские) и все остальные жители сегодняшнего Северного Кавказа почаще читали бы Л. Н. Толстого, чтобы не забыть историю взаимоотношений своих предков с горцами.

Подавляющая масса российской интеллигенции, офицерского корпуса, чиновничества поддерживала планы правительства относительно присоединения Кавказа к России. Тут сомневающихся практически не было. Но прогрессивная часть российского общества была против насильственных методов осуществления этого процесса, полагая, что это нужно делать через просвещение горцев, приобщения их к русской культуре, путем широкого применения экономических методов. Представители этой части русского общества считали, что горцам нужно на деле показать преимущества пребывания в составе Российского государства. Вполне понятно, что они были против кровавых реалий Кавказской войны. Л. Н. Толстой же, как известно, столкнувшись с ужасами российско-горского противостояния в первой половине XIX в., стал вообще отрицать убийства, войну как способ решения каких-либо проблем. Глядя на казака Лукашку, который радуется тому, что он убил чеченца, плывшего через Терек, Толстой рассуждает в повести «Казаки»: «Что за вздор и путаница? Человек убил другого (как видим, для Л. Н. Толстого чеченец - такой же человек, как и казак, имеющий такое же право на жизнь, как и другие россияне. - Авт.), и счастлив, доволен, как будто сделал самое прекрасное дело. Неужели ничто не говорит ему, что тут нет причины для большой радости? Что счастье не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы жертвовать собой?» .

Как известно, именно на Кавказе, во время наблюдения ужасов войны, у Л. Н. Толстого зародилась идея ненасилия, превратившаяся позже в весьма стройную философскую теорию. И тут интересен тот факт, что отдельные элементы этой теории совпадали с религиозным учением шейха Мансура, руководителя народно-освободительного движения в Чечне и на Северном Кавказе в конце XVIII в. Текст повести «Хаджи-Мурат» четко показывает, что Л. Н. Толстой был знаком с этим учением. Писатель описывает разговор горцев, которые

РЯСЛЕДИЕ ^ЕКОВ 2015 ^2

сопровождали Хаджи-Мурата во время его пребывания у русских: «Святой был не Шамиль, а Мансур, - сказал Хан-Магома. - Это был настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был другой. Он ездил по аулам, и народ выходил к нему, целовал полы его черкески и каялся в грехах, и клялся не делать дурного. Старики говорили: тогда все люди жили, как святые, -не курили, не пили, не пропускали молитвы, обиды прощали друг другу, даже кровь прощали. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дорогах. Тогда и бог давал успеха народу во всем, а не так, как теперь, - говорил Хан-Магома» .

Некоторые исследователи отмечают, что Л. Н. Толстой не определил в своих произведениях, кто был виновником Кавказской войны и на чьей стороне - российской или горской - была правда в этой войне, кто вел справедливую борьбу. Да, действительно, у Льва Николаевича нет ни прямого осуждения царского правительства за войну против горцев, ни прямой поддержки горцев, ведших освободительную борьбу. В этих вопросах Толстой весьма осторожен в оценках. Но ведь писатель всегда считал, что права та сторона, которая страдает больше другой. Вряд ли у кого-либо могут быть сомнения о том, что в Кавказской войне наиболее страдающей стороной, понесшей большие потери, была горская. Потери мирного населения у горцев были огромными: от голода, болезней, от необходимости постоянно укрываться в лесах, особенно в зимнее время.

Правда, в «Хаджи-Мурате» у Толстого есть очень резкий отрывок о действиях российских солдат в уничтоженном горском селении. В этом отрывке Толстой совершенно четко и недвусмысленно расставляет акценты: его симпатии на стороне горцев. Он сочувствует им и осуждает царских солдат за жестокость. Такого резкого осуждения методов политики Российского правительства на Кавказе нет в ранних «кавказских» произведениях Толстого - «Рубка леса», «Казаки», «Набег». Повесть «Хаджи Мурат» написана уже «поздним» Толстым, в последнее десятилетие его жизни, уже в начале XX века, когда писатель уже весьма критически относился в целом к политике правительства. И это сказалось на его суждениях о Кавказской войне.

Да, Л. Н. Толстой поддерживал политику присоединения Кавказа к России. Но не насильственными методами. В «Хаджи-Мурате» он показывает, что именно жестокость российских войск толкала горцев на вооруженное сопротивление российской власти. Толстой пишет, что после вышеописанного разгрома чеченского аула «перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить со страшными усилиями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая всякую минуту повторения того же, или... покориться русским.

Старики помолились и единогласно решили послать к Шамилю послов, прося его о помощи (это означало присоединение жителей аула к вооруженной борьбе горцев под руководством имама Шамиля. - Авт.), и тотчас же принялись за восстановление нарушенного» .

Л. Н. Толстой в «Хаджи-Мурате» выступает как исследователь Кавказской войны. Он показывает, что к началу 50-х годов XIX в. чеченское население безмерно устало от бесконечной войны и искало пути примирения срос-сийской властью. Другой вопрос, что эта власть не особенно шла навстречу подобным стремлениям горцев, требуя безусловной покорности. «...Много аулов чеченских сожжены и разорены, и переменчивый, легкомысленный народ, чеченцы (Толстой передает размышления Шамиля. - Авт.) колеблются, и некоторые уже готовы перейти к русским...» .

Действительно, к началу 1850-х годов определенная часть чеченского населения, поставленная в чрезвычайно тяжелое положение и уже мало верившая в победу Шамиля, начала склоняться к прекращению сопротивления и признанию российской власти. Их «главнейшие старшины» начали вступать в переговоры с командующим Левым флангом Кавказской линии генералом А. И. Барятинским об условиях принятия российского подданства. Шамиль не мог допустить развития этой тенденции: она была чрезвычайно опасна для имамата. В марте имам созвал совещание чеченских старшин. «Хитрый дипломат» сумел их убедить в необходимости и возможности продолжения борьбы с Россией (да и кто посмел бы открыто возражать имаму: это

0ЯСЛЕДИЕ 0ЕКОВ 2015 ДО2

ш.д. fanvpob, j). р. рягопяев цавказская война в творчестве p.p. толстого

было небезопасно для жизни). Было принято решение переселиться в горы. По приказу Шамиля по Джалке, Сунже и Гудермесу были расставлены сильные караулы, чтобы не допустить переселения чеченцев на подконтрольные российским властям земли (выходит, желающих переселиться было немало). Одновременно шамилевские отряды были отправлены в чеченские селения для переселения их жителей в горы. «„.Сопротивляющихся приказано было предавать смерти». «Цветущая многочисленным населением и богатая произведениями природы плоскость Большой Чечни обратилась в пустыню и все пространство от большой русской дороги до Аргуна и Сунжи, по объявлению самого Шамиля, добровольно предоставлено нашей власти» . Подобные действия усиливали недовольство чеченцев властью Шамиля. Они могли в какой-то мере оттянуть во времени гибель Имамата, но предотвратить ее уже не могли. В целом же они лишь увеличивали страдания и жертвы чеченского населения.

Казалось бы, Крымская война, отвлекшая военные силы и внимание Петербурга с Кавказского фронта, должна была способствовать восстановлению и даже усилению позиций Шамиля на Северо-Восточном Кавказе. Однако этого не произошло. Чечня и Дагестан, предельно истощенные и ослабленные многолетней войной, уже не были способны на новый всплеск военной активности. Н. И. Покровский подчеркивал по этому поводу: «Ни Крымская война, ни смелые шамилевские вторжения в Грузию, ни, наконец, предприятия имама в самой Чечне не могли спасти последнюю (имамат. - Авт.) от медленно, но верно приближавшегося падения ее обороноспособности. Для имамата это было печальным предзнаменованием» . Р. А. Фадеев в свое время также отмечал: «... Решимость обществ, над которыми больше всего разражались наши удары, уже колебалась, особенно в Чечне, менее фанатической, чем другие племена» . Внутри имамата уже действовали центробежные силы, разрушавшие его. Политика верхушечных слоев чеченского общества все сильнее порывала с демократией сороковых годов XIX в.; все ярче выступало на первый план своекорыстие, стремление усилить

эксплуатацию, восстановить феодальные отношения . Недовольство у чеченцев вызывали и частые сборы продовольствия для нужд имамата, постои войск Шамиля в аулах, перемещения населенных пунктов с равнины в горы по приказу имама. В это же время все сильней становится стремление верхушки чеченского общества и окружения Шамиля к соглашению с российской властью. Виднейшие деятели Имамата в Чечне и в Дагестане (Бота Шамурзаев, Хаджи-Мурат и др.) переходили на сторону России. На их место имам назначал других, пользовавшихся его доверием, но не имевших авторитета в массах. Процесс разложения имамата нельзя было остановить ни арестами, ни снятием с наибства, ни уговорами. Вновь назначаемые наибы больше думали о собственном обогащении, чем о победе в борьбе за независимость, в которую они уже и не верили. Подобное поведение наибов ослабляло имамат не меньше, чем походы царских войск. К тому же в горском обществе все сильнее сказывалась необходимость восстановления экономических связей с Россией .

Для чеченцев была непривычной жестокая военная дисциплина, царившая в имамате, излишняя регламентация личной и общественной жизни. «Чеченцы бесспорно храбрейший народ в восточных горах. Походы в их землю всегда стоили нам кровавых жертв, - писал историк XIX в. - Из всех восточных горцев чеченцы больше всех сохраняли личную и общественную самостоятельность и заставили Шамиля, властвовавшего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, в народных повинностях, в обрядовой строгости веры...Распадение горского союза, основанного мюридизмом, всего скорее могло начаться с Чечни» .

Л. Н. Толстой показывает в «Хаджи-Мурате», что Шамиль прекрасно понимал, какую опасность для его государства - имамата -представляет наметившаяся тенденция перехода равнинных чеченцев на русскую сторону - «все это было тяжело, против этого надо было принять меры» . В качестве одной из мер было и обращение Шамиля к чеченцам, которое приводит Л. Н. Толстой: «Желаю вам вечный мир с богом всемогущим. Слышу я, что русские ласкают вас и призывают к по-

0ЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ

корности. Не верьте им и не покоряйтесь, а терпите. Если не будете вознаграждены за это в этой жизни, то получите награду в будущей. Вспомните, что было прежде, когда у вас отбирали оружие. Если бы не вразумил вас тогда, в 1840 году, бог, вы бы уже были солдатами и ходили вместо кинжалов со штыками, а жены ваши ходили бы без шаровар и были бы поруганы. Судите по прошедшему о будущем. Лучше умереть во вражде с русскими, чем жить с неверными. Потерпите, я с Кораном и шашкою приду к вам и поведу вас против русских. Теперь же строго повелеваю не иметь не только намерения, но и помышления покоряться русским» . Однако никакие обращения и даже наказания со стороны Шамиля не могли остановить наметившийся процесс отхода от него уставших от войны горцев. Проявлением этого процесса был и переход Хаджи-Мурата на российскую сторону.

Хаджи-Мурат, знаменитый наиб Шамиля, имел огромный авторитет в Дагестане и в Чечне. Наибы Шамиля Ташу-Хаджи и Юсуф-Хаджи, безосновательно снятые имамом от своих должностей, не стали вступать в конфронтацию с Шамилем, чтобы не нанести вред народно-освободительной борьбе горцев, не расколоть их ряды. Они отстранились от активного участия в делах имамата, принеся в жертву общему делу собственные идеалы и военно-политическую карьеру. Хаджи-Мурат по характеру был другой человек и он вступил в открытую борьбу с Шамилем. Хотя, объективности ради, следует отметить, что имам сам загнал этого наиба в угол. Когда Хаджи-Мурат, снятый с должности наиба, лишенный своего имущества, в поисках собственной безопасности, попытался уйти в чеченское селение Гехи, где жили родственники его жены (которые, безусловно, не дали бы его тронуть никому), Шамиль не разрешил ему и этого. Имам опасался, что Хаджи-Мурат, используя свои родственные связи, сумеет укрепиться в Чечне (где уже было немало недовольных диктатом Шамиля) и начнет борьбу против него. Хаджи-Мурат не захотел смириться. И имам решает уничтожить его. 20 ноября 1851 г. в чеченском селении Автуры Шамиль проводит собрание ученых-богословов. «По всей вероятности, для проведения съезда не случайно было выбрано

чеченское село. Решать вопрос о судьбе известного дагестанца лучше и безопаснее было в окружении чеченцев. Любая попытка оправдать Хаджи-Мурада здесь была бы пресечена беспрекословно, в то время как в Дагестане Шамиль не мог бы рассчитывать на единодушие в решении данного вопроса» .

Имам обвинил непокорного наиба в пособничестве русским и в попытке захвата власти в Имамате (говоря современным языком - в попытке государственного переворота). Делегаты собрания, с которыми, безусловно, была проведена соответствующая «предварительная работа», вынесли (по настоянию Шамиля) Хаджи-Мурату смертный приговор . То есть имам буквально вынудил Хаджи-Мурата искать спасения на российской стороне. 25 ноября 1851 года этот наиб, один из наиболее авторитетных в горской среде, переходит на сторону российского командования. Раскол в лагере Шамиля углубляется все больше и больше.

В повести же «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстой приводит заседание Совета Шамиля по обсуждению вопроса о действиях против Хаджи-Мурата после его перехода к русским: «Дело это было очень важное для Шамиля. Хотя он и не хотел признаваться в этом, он знал, что, будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне (речь идет об очередном поражении Шамиля от российских войск. - Авт.). Помириться с Хаджи-Муратом и опять пользоваться его услугами было бы хорошо; если же этого нельзя было, все-таки нельзя было допустить того, чтобы он помогал русским. И потому, во всяком случае, надо было вызвать его и, вызвав, убить его. Средство к этому было или то, чтобы подослать в Тифлис такого человека, который бы убил его там, или вызвать сюда и здесь покончить с ним. Средство для этого было одно - его семья, и главное - его сын, к которому, Шамиль знал, что Хаджи-Мурат имел страстную любовь. И потому надо было действовать через сына» .

Как известно, Хаджи-Мурат не поддастся на эту уловку Шамиля и попытается бежать из русского лагеря, надеясь спасти свою семью. Во время попытки бегства он будет убит. Его

ряслсдис ВЕКОВ 2015 №2

ш.д. fanvpob, р. рягопяев цявкязскял война в творчестве p.p. толстого

отрубленную голову привезут в русский лагерь. Л. Н. Толстой устами своей героини Марьи Дмитриевны назвал убийц Хаджи-Мурата «живорезами».

«- Все вы живорезы. Терпеть не могу. Живорезы, право, - сказала она, вставая.

То же со всеми может быть, - сказал Бутлер, не зная, что говорить. - На то война.

Война! - вскрикнула Марья Дмитриевна. - Какая война? Живорезы, вот и все. Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право, - повторила она...» .

В повести Л. Н. Толстого Хаджи-Мурат - это человек с удивительной жизнестойкостью, наделенный всеми свойствами национального борца с насилием. При этом писатель говорит и об отрицательных качествах Хаджи-Мурата. Ведя борьбу с русскими, он показал себя как человек, обладающий непомерным честолюбием, жаждой кровной мести, даже и унизительной корыстью. Но, по мне-

Использованная литература:

1. Вачагаев М. М. Чечня в Кавказской войне XIX ст.: события и судьбы. Киев, 2003.

2. Егоров М. Действия наших войск в Чечне с конца 1852-го по 1854 год // Кавказский сборник. Тифлис: Тип. Окружного Штаба Кавказского военного округа, 1895. Т. 16. С. 302-404.

3. Литература народов Северного Кавказа: учеб. пособ. / Г. М. Гогиберидзе и др. Ставрополь, 2004.

4. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М.: РОССПЭН, 2000.

5. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА]. Ф. 14719. Оп. 3. Д. 410.

6. Толстой Л. Н. Повести и рассказы. Л.: Лениздат,

7. Фадеев Р. А. Кавказская война. М.: Эксмо; Алгоритм, 2003.

нию Толстого, не это было в нем главное. Толстого, этого художника-жизнелюба, интересует совсем другое в Хаджи-Мурате - отвага и непреклонность, инициатива и находчивость, несгибаемая воля и гордое чувство собственного достоинства. Его характеризуют и такие привлекательные черты, как непосредственность, переходящая в детскую наивность, как любовь к семье, привязанность к людям, доброжелательность и доверчивость.

Главная нота, звучащая на протяжении всей повести, от первой ее строки до последней, - это жизнелюбие, воспевание красоты и мощи жизни, любование непокорным, гордым и свободолюбивым человеком .

Таким образом, Л. Н. Толстой, современник и участник Кавказской войны, в своих «кавказских» произведениях затронул ряд важных аспектов этой трагедии, выступив не только в качестве писателя, но и как этнограф и историк.

1. Vachagaev, М. М., Chechnya v Kavkazskoy voyne XIX stoletiya: sobytiya i sud"by (Chechnya in the Caucasian War of the 19th Century: Events and Destiny], Kiev, 2003.

2. Egorov, M., Deystviya nashikh voysk v Chechne s kontsa 1852-go po 1854 god (The Actions of Our Troops in Chechnya since the End of 1852 until 1854], in Kavkazskiy sbornik, vol. 16, Tiflis: Tipografiya Okruzhnogo Shtaba Kavkazskogo voennogo okruga, 1895, pp. 302-404.

3. Gogiberidze, G.M., Artemova, L.V., Eydel"nant, V.I. Literatura narodov Severnogo Kavkaza: uchebnoye posobiye (Literature of the People of the North Caucasus: the Tutorial], Stavropol", 2004.

4. Pokrovskiy, N. I., Kavkazskie voyny i imamat Shamilya (Caucasian Wars and the Imamate of Shamil], Moscow: ROSSPEN, 2000.

5. Russian State Military Historical Archives [.RGVIA], Fund 14719, Inventory 3, File 410.

6. Tolstoy, L. N., Povesti i rasskazy (Novels and Short Stories], Leningrad: Lenizdat, 1969.

7. Fadeev, R. A., Kavkazskaya voyna (The Caucasian War], Moscow: Eksmo: Algoritm, 2003.

Гапуров, Ш. А. Кавказская война в творчестве Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] / Ш. А. Гапуров, В. X. Магомаев // Наследие веков. - 2015. - № 2. - С. 17-23. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_ Gapurov_Magomaev.pdf (дата обращения дд.мм.гг].

Full bibliographic reference to the article:

Gapurov, Sh. A., and Magomaev, V. Kh., Kavkazskaya voyna v tvorchestve L. N. Tolstogo (Caucasian War in Leo Tolstoy"s Creativity], Naslediye Vekov, 2015, no. 2, pp. 17-23. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_ Gapurov_Magomaev.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

«Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время», - будет вспоминать Лев Толстой кавказский период своей жизни спустя несколько лет после возвращения в Центральную Россию.

В горный край Льва Толстого зазвал служивший здесь старший брат Николай. В мае 1851 года 23-летний молодой человек, обременённый карточными долгами, вырвался из омута светской жизни и приехал в станицу Старогладковcкую на реке Терек, где в основном и прожил все три года на Кавказе. Но за это время он успел побывать и на Южном Кавказе, и в Дагестане, и на Кавминводах.

Именно здесь он закончил свою первую повесть «Детство», начатую незадолго до отъезда из родного поместья Ясная Поляна в Тульской области. Новые впечатления о жизни казаков и горцев легли в основу ранних рассказов «Набег», «Рубка леса», а потом нашли отражение и в более поздних произведениях писателя.

«Толстой много общался с простыми казаками и чеченцами, которых он называл черкесами или татарами, - рассказывает директор чеченского Литературно-этнографического музея имени Л. Н. Толстого в станице Старогладовской Салавди Загибов . - В царском солдате чеченцы увидели справедливого, неравнодушного к судьбе местных жителей человека. Чеченец Садо Мисербиев , с которым он познакомился на горячих источниках, стал ему кунаком. Они не раз друг друга выручали. Толстой уберёг Садо от проигрыша в карты, а позже Садо отыграл вексель, проигранный Толстым. Однажды они вместе ехали из станицы Воздвиженской в крепость Грозную и увидели вдалеке вооружённых горцев. Садо, понимая, что Толстого могут пленить и затребовать выкуп, отдал ему своего быстрого скакуна. Этот случай нашёл отражение в «Кавказском пленнике». Толстой благодаря своим чеченским друзьям начал учить наш язык, перевёл и записал чеченские свадебные песни».

Общаясь с горцами, писатель начал понимать чувства этих людей и уже не мог воспринимать их как врагов, хотя изначально ехал именно воевать с ними. В основу написанного им позже рассказа «Набег» легла реальная история чеченца, который перед набегом солдат поджигал солому на палке, поднимая тревогу, и бросался на штыки, защищая дом и семью. Толстой услышал об этом человеке от чеченца Болто Исаева . Такие истории привели писателя к осознанию, что простые люди во время Кавказской войны стали заложниками политических амбиций имама Шамиля и царя Николая I .

Именем Толстого

«Оба брата Толстых уважали чеченцев и ненавидели войну, - уверен Салавди Загибов. - Были случаи, когда они предупреждали жителей селения Старый Юрт о грозящих набегах. Впоследствии это село было переименовано в Толстой-Юрт. Имя Толстого также носили Чечено-Ингушский государственный университет, школа и колхоз.

Толстой всему миру рассказал правду о том, что происходило на Кавказе. В «Хаджи-Мурате» он пишет о чеченце Садо из селения Махкеты, который помогал Хаджи-Мурату, наибу Шамиля, который перешёл на сторону царя. Несмотря на это, русские солдаты сожгли Махкеты дотла. Лев Николаевич описывает, как Садо пришёл из леса и увидел, как его сына, убитого штыком, несут в мечеть. И как жена его, обхватив руками лицо, смотрит на своё догорающее жилище, и в её глазах чувство - сильнее ненависти. Кто читал рассказы «Набег», «Рубка леса», повесть «Казаки» никогда не скажет, что Толстой был врагом чеченцев. Он был провозвестником правды, апостолом мира».

По словам директора музея, чеченцы всегда любили этого писателя. Даже в 1990-е, когда в республике шла война, литературоведы и простые читатели отмечали день рождения Льва Толстого. В музей заглядывали и Джохар Дудаев , и Шамиль Басаев , и другие «бородачи» ичкерийского периода. Но никто из них не тронул экспозицию.

«Мы и сейчас несём слово Толстого людям, его творчество нас по-прежнему объединяет, - говорит Салавди Загибов. - Музей Ясной Поляны помогает нам пополнять наши фонды. В свою очередь мы привезли на выставку в Ясную Поляну 63 предмета из Чечни. И очень символично, что потомки Льва Николаевича установили в Тульской области большой камень из Дагестана на том месте, где писатель нашёл репей, который натолкнул его на идею написать повесть «Хаджи-Мурат» спустя много лет после возвращения с Кавказа. Этот камень - дань памяти всем погибшим в кавказских войнах с обеих сторон».

Музей Л.Н. Толстого в Чечне не тронули ни во время первой, ни во время второй военной кампании. Фото: Из личного архива / Салавди Загибов

«Ставрополь… огорчил»

Ставрополь особого впечатления на писателя не произвёл.

«Лев Толстой неоднократно бывал здесь, - рассказывает историк и краевед Герман Беликов . - В ставропольском театре часто ставили спектакли по его произведениям. Не случайно одна из улиц города носит имя классика».

Сохранились воспоминания одного из основателей Ставропольского краеведческого музея-заповедника Григория Прозрителева о том, что в январе 1854 г. молодой писатель побывал в Ставрополе, завершая свой визит на Северный Кавказ. Лев Николаевич остановился в гостинице Найтаки.

«Дом сохранился до нашего времени. Он находится на ул. Дзержинского, 133, хотя изменился до неузнаваемости: его многократно перестраивали», - продолжает Беликов.

В тот приезд Лев Толстой посетил Ставропольский драмтеатр, который тогда располагался в нынешнем Доме офицеров. По воспоминаниям современников, писателю очень понравилось здание. Но в целом Ставрополь писателя разочаровал тем, что был типичным губернским городом того времени. В повести «Казаки» он вложил своё мнение о городе в уста помещика Оленина, которого «Ставрополь… огорчил».

По словам эколога и краеведа Григория Пинчука , в другие приезды Толстой часто гулял по Николаевскому проспекту Ставрополя.

Великий русский писатель в 1852 -1853 гг. лечился в Пятигорске. 20 лет назад в память о пребывании классика на Кавминводах установили памятную доску на знаменитом доме Дроздова, что на проспекте Кирова.