Финал романа И. Тургенева «Отцы и дети» и его связь с проблематикой произведения (ЕГЭ по литературе). Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема «Финал романа» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему Кто такой Базаров


Проблема отцов и детей представлена в романе многосторонне. С одной стороны, это идейная борьба между дворянами и разночинцами. С другой стороны, это вечный конфликт поколений.

Проблема отцовства – это и проблема единства развития всего человечества.

Главный герой романа – нигилист Евгений Васильевич Базаров. Именно с этим образом связаны все вопросы тургеневского произведения.

Нигилист ничего не принимает на веру, ко всему относится с критической точки зрения. Базаров отрицает всё, весь прошлый опыт человечества, собираясь на пустом месте, «в безвоздушном пространстве» строить новое общество.

Но «гений меры и культуры», как называл писателя Д. С. Мережковский, готовит своему герою испытание любовью, которое обнаруживает нежизнеспособность нигилизма как философского учения и системы взглядов на жизнь. Таким образом, самая важная проблема романа – это взаимодействие теории и жизни. Можно ли построить счастливое общество по плану, по схеме, по теории?

Посмотрим, как финал романа помогает ответить на этот вопрос, как финал связан с проблематикой «Отцов и детей».

В конце романа автор изображает печальное сельское кладбище и могилу, в которой похоронен Евгений Базаров. Герой умирает от случайного пореза пальца при вскрытии мужика, умершего от тифа. Думаю, что заражение тифом произошло не так уж и случайно. Базаров выбит из колеи страстной и безответной любовью к Одинцовой. Из-за сильных переживаний он был невнимателен и рассеян, не поинтересовался даже, есть ли у местного фельдшера адский камень для прижигания раны и предотвращения заражения. Как ни отрицал Базаров любовь как высокое духовное чувство между мужчиной и женщиной, а влюбился вопреки своим убеждениям и почувствовал в себе романтика. Любовь, как и жизнь, оказались сильнее всех схем и теорий.

Самое грустное зрелище в финале романа – это дряхлые старички, родители Евгения Базарова, которые часто приходят из недалёкой деревушки к могиле единственного сына. Прервалась ниточка, которая связывала бы этих стариков с будущим. Они надеялись увидеть своё продолжение в сыне, во внуках, но этого уже не произойдёт. Бывший полковой лекарь Василий Иванович Базаров боготворил своего сына, гордился им и мечтал только об одном: «чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб – лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» Сам же Евгений при жизни не выказывал своих чувств по отношению к родителям, хотя понимал, что его мать и отец редкой доброты люди, каких уж и не найдёшь в свете.

Молитвы и слёзы стариков, их «святая, преданная любовь» трогают сердце читателя. В заключительных строках романа противопоставлены «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя и цветы на его могиле, которые «безмятежно глядят на нас невинными глазами». В чём смысл этой антитезы? По выражению критика Н. Страхова, Базаров – «это титан, восставший против своей матери-земли». Это бунтарь, выступающий против порядка жизни. Он относится к природе не как к храму, а как к мастерской. Кажется, он сумеет обуздать природу, взять верх над ней, но предел силе Базарова положен смертью. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» - говорит умирающий Базаров. Невинные цветы символизируют природу: «… не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Базаров умер, а жизнь продолжается. Финал романа рассказывает нам и о судьбах других героев, которые продолжают жить. Аркадий и Катя создают молодую семью, у них рождается сын. Николай Петрович женится на Фенечке. Анна Сергеевна выходит замуж не по любви. Павел Петрович по-прежнему одинок. Ситников и Кукшина мельтешат и суетятся, называя себя учениками Базарова, побывали за границей. Эта благополучная и безоблачная жизнь обыкновенных людей оттеняет трагизм личности Базарова. В финале романа ощущается какая-то печаль, потому что из естественного хода жизни исключён тот, кто был наделён огромной силой и наибольшими возможностями.

Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” незамедлительно привлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обострения общественной идейной борьбы революционеров-демократов против либерализма. Началась активная пропаганда революционных идей, главным образом среди разночинной молодежи. Вспыхивали сильные студенческие волнения. Тургенев пытался разобраться во взглядах молодого поколения, представляющего новый тип передового деятеля - борца против отживающих либеральных принципов, перед которыми он, по его собственному признанию, снимал шапку, потому что чувствовал в нем “действительное присутствие силы, и таланта, и ума”. Поэтому в своем произведении Иван Сергеевич осветил наиболее типичные черты нового поколения, появившегося в период революционной ситуации. Весь роман построен на конфликте двух поколений, имеющих противоположные точки зрения по различным важным вопросам общественной жизни. Об этом говорит и само название произведения. Представителем поколения “детей” и главным героем, резко противопоставленным остальным персонажам, которые группируются вокруг него, в романе является Евгений Базаров. В образе этого героя автор воплотил подлинные черты типичного шестидесятника. Склад его мышления, идеалы, стремления, образ жизни - все отличает этого материалиста-просветителя от “уездных аристократов”, таких, как Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. Естественно, что расхождения во взглядах повлекут за собой острые споры и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением. Многие крити-. ки говорят о жизненной важности и социальной значимости базаровых для развития общества. Тургенев называет его “нигилистом”, то есть человеком, который “ко всему относится с критической точки зрения”. Окончив университет, он очень сильно начинает интересоваться естественными науками: химией, физикой, ботаникой, зоологией, медициной. Базаров даже “хочет держать на доктора”. Увлечение этими науками - типичная черта культурной жизни России шестидесятых годов. Именно это научило главного героя “не принимать ни одного принципа на веру”, он “не склоняется ни перед какими авторитетами”. Можно сказать, что Евгений Базаров - сильная личность, человек огромного ума и воли: он неотступно защищает свои взгляды и убеждения и твердо стоит на своем. Считая, что настало новое время, время науки и знаний, он постоянно подчеркивает, что Кирсановы - “старички”, или “старые романтики”, “люди отставшие” и “их песенка спета”. Базаров привык надеяться на самого себя и на свои силы. Убеждение в том, что “всякий человек сам себя воспитать должен”, ставит героя на ступень выше, подтверждает его сильную волю. Наверное, он сумел бы даже отдать жизнь во имя своего дела. Придавая огромное значение науке, молодой “нигилист” совершенно отрицает живопись и поэзию. Искусство для него - извращение, гниль, чепуха; он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Сначала даже может показаться, что ему чуждо такое светлое и чистое чувство, как любовь. Базаров не унижается перед любимой женщиной, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, самого яркого представителя поколения “отцов”, который является одним из главных антиподов Евгения Базарова.

Манера общения этих двух персонажей характеризует их даже полнее, чем многие поступки. Так, речь Евгения Васильевича отличается простотой, лаконичностью, наличием пословиц, афоризмов, содержательных реплик. Он совсем не стремится говорить красиво, но все его краткие и вместе с тем полные глубокого смысла реплики указывают на начитанность и остроумие героя, свидетельствуют о знании им жизни. Наличие латинских терминов в речи естественника-медика говорит о том, что он хорошо знает свое дело. В Базарове нет барской изнеженности, которая присуща всем дворянам того времени. Павел Петрович же, напротив, подчеркивает свою принадлежность к аристократическому роду. Молодого разночинца раздражает обилие иностранных слов, разных специфических выражений в лексике Павла Кирсанова, таких, например, как “позвольте полюбопытствовать”, “не угодно ли пожаловать”, “приличествует”, и других, которые считались признаком изысканного и светского тона.

Несмотря на то что автор слишком импонирует Евгению Базарову, изображает его человеком твердого и глубокого ума, оптимистом, гордым и целеустремленным, он также указывает и на недостатки людей нового поколения. И в конце произведения главный герой умирает. Сам Тургенев объяснил это так: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще перед дверью будущего”.

С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”. В конце концов эта сухость и безразличие исчезают. Перед смертью героя открываются лучшие свойства Базарова, которые он на протяжении романа старался скрыть от окружающих, - это и поэтическая любовь к Одинцовой, и нежность к своим родителям.

Но почему же Евгений Базаров все-таки умирает? Я согласна с тем, что он, как прогрессивный человек нового поколения, обогнал свое время и не вписался в существующий порядок. Поэтому и Тургенев, ищущий выход из сложившейся ситуации, не смог найти Базарову места в этой жизни ни как новой политической силе, ни как образованному специалисту. Я считаю, что такого финала романа следовало ожидать от автора, который сам не разделял взглядов вождей революционной демократии. И хотя Иван Сергеевич уже не мог рассчитывать на либеральные реформы, революционный путь по-прежнему представлялся ему опасным и безнадежным. Писатель, разочаровавшись в существующем обществе, не доверял и новому прогрессивному движению, следовательно, находился в тупике.

  • Категория: Подготовка к ГИА

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет - физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Ба­заров потерпел немало поражений в жизни, но он вы­играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавля­емые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Один­цовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обре­ченная на погибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

  • СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») - -
  • В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и «фамусовского общества»? - -
  • Какое место в системе персонажей занимает Софья? Почему она выбрала Молчалина? - -
  • В чем состоит значение образа Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»? - -

Почему умирает Базаров? Каков смысл финала романа Тургенева «Отцы и дети»?

    Откровенно говоря Базаров мне никогда не нравился.

    Не знаю почему — еще в школе этакая неприязнь была.

    А вот Анна Одинцова у меня наоборот вызывала симпатию.

    Возвращаясь к Базарову — тот умирает от заражения крови, от тифа.

    При этом каждый читатель по своему понимает смерть Базарова.

    Смерть Базарова очень символична, ведь даже он признат перед смертью, что не нужен он России в настоящее время.

    Когда Базаров практиковался на трупе тифозного больного, он поранил себе палец и получил заражение крови. Через несколько дней он сообщает своему отцу, что дни его сочтены.

    Согласно критику Добролюбову, Базаров умирает оттого, что его недюжинному таланту негде развернуться, применить свои силы, и потому автор выбрал смерть герою из-за пустякового укола зараженной иглой.

    С другой стороны, именно приближение конца жизни дает человеку полностью раскрыться, показать себя таким, какой он на самом деле есть. И оказалось, что Базаров -не просто нигилист, отрицающий все и вся, но и тонко чувствующий, думающий человек, не чуждый высоких чувств. Вспомним его прощание с Любовью Одинцовой, сколько в нем любви, нежности, трепета перед любимой женщиной. Это не тот Базаров, который в начале романа говорил об Одинцовой:

    Это лирик, романтик, как оказалось, он прятал высокие чувства под маской нигилизма.

    На первый взгляд смерть главного героя романа Отцы и дети смотрится досадной случайностью, неосторожностью медика, но на самом деле она глубоко символична. Базаров в романе — новый человек, который отрицает все старое, нигилист, ничего не принимающий на веру, поклонник науки и циник. Наука не может спасти Базарова, что смотрится насмешкой над идеалами Базарова, сам врач не может вылечить себя. Привычный Базарову цинизм как-то тает под напором болезни и не показываемых, но несомненно испытываемых переживаниях. Он становится даже романтичным, меняясь перед лицом смерти. Базарова заботит теперь только одно — как умереть не потеряв лица. Тургенев убивая Базарова показывал бесперспективность этого движения, нигилизма, показывал, что время перемен еще не пришло, и какими бы сильными не были эти люди по отдельности, они одиноки, а потому не могут стать решающей силой, способной что-то реально изменить в жизни.

    Умирает Базаров от заражения тифом и его кончина очень символична, отрицающие все не могут быть полезны в этом мире. Базаров, отвергающий существовавшие ценности оказывается лишним в этом мире и его отвергает сама жизнь. Иначе, кем бы стал Базаров, если бы писатель оставил бы его в живых.

    Я смотрю на финал романа Отцы и дети чуть иначе, по-своему. Смысл финал кроется в основном конфликте, причем конфликт скрытый. Заключается он в том, что человек поставил себя на место Бога…Нет же! Он захотел стать Богом! Но это невозможно! Человек никогда не сможет управлять миром, и никогда не станет центром Вселенной, никогда не будет Хозяином в мастерской (мир), так как это место давно уже занято. Для меня слово мастерская в романе является аллегорией. Базаров не верит в то, что есть Бог, и основной нигилизм в этом!

    У героя есть решающие слова, и они говорят о многом. Он говорит, так как считает так, что раз невозможно видеть Господа, значит Его и нет! Но ведь — это неправда.

    Если резко обозначить смысл финала, то главный героя постигло наказание. Есть сказать совсем громко, то кара Божия!

    Но повторюсь, что это лишь мой взгляд, который может кому-то показаться странным.

    Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: Почему такой конец?. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого сво мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.

    Казалось бы, уже написано о лишних людях, что же ещ нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы — нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.

    Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нм был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах.

    Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть? — не готово общество принять в сво лоно. Руководствуясь этими исследованиями творчества, писали сочинения в школах по образу. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.

    Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность — такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут отцами.

    Вс течт, вс меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове — выход из статуса детей , роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм — они вс равно пробьются наружу.

    Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнтся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.

    Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.

    Если судить поверхностно, не вникая в суть романа И. Тургенева Отцы и дети, то Базаров умирает от тифа из-за своей неосторожности. Но его смерть символична, писатель не мог такого героя оставить в живых. Базаров взял на себя слишком большую и немыслимую ответственность он решил, что человек может ВС, и слишком большую роль отвл материальному в жизни. Любовь, искусство по его понятиям были ничто. Поэтому писатель и решил сделать такой трагический финал.

    Но трогательная любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства.

    Евгений Базаров — человек прогрессивных взглядов, нигилист. Однако время для воплощения его мыслей в жизнь еще не пришло. Нигилизм с его разрушительными концепциями был чужд России, поэтому у автора не остается иного выхода, как убить своего героя. Но перед смертью происходит переоценка ценностей: он понимает цену любви, становится романтичнее (задуйте свечу жизни). Да и последние абзацы произведения говорят именно о силе природы над человеком. Какое бы бунтующее сердце не лежало в могиле, над ним все равно будут расти цветы и петь птицы. Природа вечна, а человек — нет. Значит все взгляды Базарова — неправда. Природа все же не является мастерской для людей, как думал Базаров, а человек является букашкой перед лицом всеобъемлющей природы. Вот в этом и есть смысл финала.

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какое определение Тургенев давал своему герою. По терминологии Тургенева, и он не раз писал об этом, нигилист равно революционер.

    Трагический конец Базарова обусловлен взглядами автора на революционеров и революционное движение в России. Эти слова, произнесенные в беседе с другом Тургенева историком и публицистом Стасюлевичем, как нельзя лучше относятся к и Базарову:

    Все революционеры для Тургенева — надломленные, психически больные люди. В определенный период времени они выходят на историческую сцену и, выполнив отведенную для них роль, покидают ее, не оставляя ни учеников, ни последователей.

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»?

Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет – физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он вы играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая на почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, – потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Здесь искали:

  • СМЫСЛ ФИНАЛА ОТЦЫ И ДЕТИ
  • смысл финала романа отцы и дети
  • финал романа отцы и дети