Галерея помещиков в поэме мертвые души план. Сочинение по литературе на тему: "Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"(9 класс,Лобанова Александра). I. Организационный момент

Портретная галерея "Мертвых душ".

Гоголь писал в своем дневнике: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". Это слова горячего патриота, который пламенно любил свой народ. Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско-крепостнического мира.
Выход поэмы "Мертвые души" в 1842 году – потряс всю Россию" и вызвал еще большую бурю, чем появление комедии "Ревизор". Поистине великий писатель сумел показать в поэме всю глубину существующей мерзости.

Портретная галерея "Мертвых душ" открывается Маниловым. По натуре Манилов обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово "маниловщина" стало нарицательным. Прекраснодушие - самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрел сквозь "розовые очки". Это единственный помещик, который подарил "мертвые души" Чичикову.
Коробочка, одна из "тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, - товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: "Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников". Чичиков называет Коробочку дубиноголовой. Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества.
Типичен образ Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич - кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого "омедведила" система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни - это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, стулья - напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя.
Галерею"мертвых душ" завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами.
В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Уже внешний вид деревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в образе Плюшкина.
Герои поэмы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных порядков. Писатель сам глубоко и великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов. Он писал: "Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане".
Гоголь нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного общества, которое неспособно к руководству национальной жизнью, общества, лишенного элементарного представления о честности и общественном долге, опустошенного и духовно мертвого. Вся передовая, мыслящая Россия, читая поэму, понимала ее название так, как понял Герцен: "Мертвые души" - это ужас и позор России". Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее Чернышевский писал: "Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России." Сейчас нет помещиков, но черты характера, которые так ярко запечатлел Гоголь в поэме "Мертвые души", остались, рассыпавшись в бессчетных количествах пороков огромной части общества. Жириновский напоминает Ноздрева, поэтому его можно назвать "исторической личностью". Коробочки встречаются почти на каждом шагу, выживших из ума Плюшкиных редко, но все-таки можно встретить, одним Маниловым в нашем жестоком веке нечего делать. Попусту мечтать - это слишком большая роскошь. Гоголь бессмертен, и это ясно каждому, кто хорошо изучил русскую литературу девятнадцатого века.
Гениальность гоголевского дара проявилась в умение очертить двумя, тремя чертами "пошлость пошлого" человека. В поэме "Мёртвые души" - пугающая картина разобщенности людей, их отчуждения от подлинного смысла жизни. Человек потерял человеческое лицо. А это уже не смешно, а страшно. Писатель патриот – бьет в набат, чтобы разбудить общество от этой страшной спячки.

Галерея помещиков

в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

…… не ревизские – мёртвые души,

а все эти Ноздрёвы, Маниловы…

- вот мёртвые души,

и их мы встречаем на каждом шагу.

А.И.Герцен



Вопрос № 1. Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

  • М. Ю. Лермонтов.
  • А. С. Пушкин.
  • Л. Н. Толстой.
  • И. С. Тургенев.

А. С. Пушкин.

Портрет работы В. А. Тропинина.


Вопрос № 2. Назовите жанр «Мёртвых душ».

  • Роман.
  • Поэма.
  • Рассказ.
  • Повесть.

Обложка поэмы "Мертвые души". Рис. Н.Гоголя.


Вопрос № 3. Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?

  • Метафора.
  • Оксюморон.
  • Эпитет.
  • Сравнение.

Оксю́морон (греч. - «острая глупость») - сочетание слов с противоположным значением .


Вопрос № 4. Назовите имя и отчество Чичикова.

  • Иван Павлович.
  • Павел Николаевич.
  • Павел Иванович.
  • Пётр Иванович.

Павел Иванович Чичиков. П. Боклевский.


Вопрос № 5. Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Манилов. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 6. Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Плюшкин. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Собакевич. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 8. Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

  • Манилов.
  • Ноздрёв.
  • Плюшкин.
  • Собакевич.

Ноздрев. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 9. Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  • Плюшкин.
  • Коробочка.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Коробочка. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 10. Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

  • Манилов.
  • Ноздрёв.
  • Плюшкин.
  • Собакевич.

Вопрос № 11. С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых.

Г. Для того, чтобы выиграть пари.


Вопрос № 12. Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян.

Г. Селифана.

Афанасьев А. Ф. Два мужика.





Приятная встреча”.

Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

Беспечный

Обходительный

Манилов

Пустослов

Примитивный

Характерны

заискивающие

Слащавый

Напускное

глубокомыслие


Помещица Коробочка Настасья Петровна коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

Прижимиста

Глупа

Груба

Коробочка

Жадна

Предусмотрительна

Настороженная

Недоверчивая


Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

Кутила, говорун

Прожигатель

жизни

Пустослов

Ноздрев

Вздорный

Болтун, враль


Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Неотесан

Груб

Собакевич

Плут

Безжалостен

Цепкий

Обжора


Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

Накопитель

Раб вещей

Плюшкин

Мелочно

подозрителен

Предельно скуп

Опустившийся

человек

Духовно и физически

вырождающийся

Потерян

человеческий

облик




«Открытые вопросы»

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрёв

Г) здоровье 4) Плюшкин


«Открытые вопросы»

Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков.

А) мешочки, коробочки 1) Манилов

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрёв

Г) здоровье 4) Плюшкин

Д) картины с толстыми людьми 5) Собакевич


«Открытые вопросы»

А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрёв

Д) собака 5) Плюшкин


«Открытые вопросы»

Н.В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей.

Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.

А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрёв

Д) собака 5) Плюшкин


Кроссворд «Персонажи поэмы».

По горизонтали: 1. «Господин, не красавец, но недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

4. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубиноголовая».

По вертикали: 2. «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…». 3. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… фрак на нем был совершенно медвежьего цвета…»

5. «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 6. «…мужик это или баба», «платье неопределенное», на голове колпак, халат сшит неизвестно из чего».



Мёртвые души

Игра «Лестница» Восстановите последовательность деградации помещиков в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Лестница деградации помещиков в поэме

Плутовство, авантюризм

Беспочвенное мечтательство

Тупое хозяйствование

Хвастливость, наглость

Коробочка

Кулачество,грубость

Скупость, ненасытная жадность

Собакевич


Павел Иванович Чичиков

С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя.

Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.


Мы простились с нашим главным героем.

Сел он на свою бричку, задумался и поехал.



Перед нами прошли

« угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери.

А.И. ГЕРЦЕН.


Темы сочинений:

1. Особенности жанра и композиции поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы.

2. «Смешного бояться - правды не любить» (И.С.Тургенев) (размышления над страницами поэмы Н.В.Гоголя«Мертвые души»).

3.Город NN в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

4. Размышления над прочитанной книгой.

5. Помещики -«расточители» и помещики- «накопители» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


Рефлексия

Увлекательно

Интересно

Скучно

Безразлично


При создании презентации были использованы материалы Интернет-сайтов:

Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia

Иллюстрации к «Мёртвым душам»:

http://az.lib.ru/img/g/gogolx_n_w/text_0140/index.shtml

http://angik.gogol.ru

http://www.nkj.ru/archive/articles


Спасибо за работу!

А. Лаптев. Вереница «мёртвых душ».

Мне очень понравилось это произведение. Одно из немногих, которые было прочитано мною взахлёб. Классическое, в некоторых местах сатирическое, но в то же время настолько глубокое произведение никого не оставит равнодушным.

Николай Васильевич написал эту поэму с целью показать Русь "с одного боку". Как писал сам Гоголь: "Мне хотелось в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены".

Я считаю, что каждый помещик, которого посещал Чичиков, был мертвее душой, чем предыдущий.

Вначале Чичиков приезжает к Манилову. Манилов - приторно-сладкий человек. Он любит помечтать, но мечты его мертвые, как и его душа. Все его желания никогда не осуществляются, ведь он сам не прикладывает к этому никаких усилий. Для меня это пустой человек, у которого нет целеустремленности и силы воли.

Затем Чичиков посещает Коробочку, пожилую помещицу. Это очень бережливая женщина, всегда боится продешевить. Как называет её сам Чичиков: "дубинноголовая", "толстолобая старуха". Это тоже мёртвая душа, ведь на уме у Настасьи Петровны только одно: деньги.

Далее Чичиков знакомится с Ноздрёвым. На первый взгляд Ноздрёв - самый "живой" из помещиков. Но и его душа не без греха. Он любит врать, подставить своих близких, выпить и поиграть в карты. В городе NN Ноздрёву не доверяет ни один человек. Поэтому когда он сказал людям, что Чичиков купил у него мертвые души, ему никто не поверил.

Следующий помещик, который приютил Чичикова, был Собакевич. Деревня помещика говорит сама за себя. В хозяйстве Собакевича все дома и избы были крепкие, но неуклюжие. Даже в его доме вся мебель похожа на него, она будто кричит: "И я, и я похожа на Собакевича!". Грубым и жёстким человеком его сделали деньги, расчёт. Чичиков даёт ему определение "кулак". И это тоже мёртвая душа в живом теле.

Последним помещиком был Плюшкин. Всё своё хозяйство он превратил в хлам. Он занимается собирательством, но по сути он просто складывал весь мусор в дом и превращал всё в хаос. Это очень скупой человек, но таким его сделала судьба, ведь у него умерла жена и ему пришлось жить одному. Мне кажется, что у Плюшкина не мёртвая душа, просто он не смог взять себя в руки, когда лишился всей радости в жизни.

В поэме "Мёртвые души" представлена целая галерея человеческих типов. Гоголь брал определённую черту характера и создавал героя. Он не хотел показывать кого-то конкретного, наоборот: Николай Васильевич хотел, чтоб мы увидели Русь с "одного боку", изменили своё отношение к происходящему в мире и чтоб мы поняли, кто же на самом деле имеет "мертвые души".

Мне очень понравилось это произведение. Одно из немногих, которые было прочитано мною взахлеб. Классическое, в некоторых местах сатирическое, но в то же время настолько глубокое произведение никого не оставит равнодушным.

Николай Васильевич написал эту поэму с целью показать Русь “с одного боку”. Как писал сам Гоголь: “Мне хотелось в сочинении моем выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые еще не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые еще недостаточно всеми осмеяны и поражены”.

Я считаю, что каждый помещик, которого посещал Чичиков, был мертвее душой, чем предыдущий.

Вначале Чичиков приезжает к Манилову. Манилов – приторно-сладкий человек. Он любит помечтать, но мечты его мертвые, как и его душа.

Все его желания никогда не осуществляются, ведь он сам не прикладывает к этому никаких усилий. Для меня это пустой человек, у которого нет целеустремленности и силы воли.

Затем Чичиков посещает Коробочку, пожилую помещицу. Это очень бережливая женщина, всегда боится продешевить. Как называет ее сам Чичиков:

“дубинноголовая”, “толстолобая старуха”.

Это тоже мертвая душа, ведь на уме у Настасьи Петровны только одно: деньги.

В городе NN Ноздреву не доверяет ни один человек. Поэтому когда он сказал людям, что Чичиков купил у него мертвые души, ему никто не поверил.

Следующий помещик, который приютил Чичикова, был Собакевич. Деревня помещика говорит сама за себя. В хозяйстве Собакевича все дома и избы были крепкие, но неуклюжие.

Даже в его доме вся мебель похожа на него, она будто кричит: “И я, и я похожа на Собакевича!”. Грубым и жестким человеком его сделали деньги, расчет. Чичиков дает ему определение “кулак”.

И это тоже мертвая душа в живом теле.

Последним помещиком был Плюшкин. Все свое хозяйство он превратил в хлам. Он занимается собирательством, но по сути он просто складывал весь мусор в дом и превращал все в хаос. Это очень скупой человек, но таким его сделала судьба, ведь у него умерла жена и ему пришлось жить одному.

Мне кажется, что у Плюшкина не мертвая душа, просто он не смог взять себя в руки, когда лишился всей радости в жизни.

В поэме “Мертвые души” представлена целая галерея человеческих типов. Гоголь брал определенную черту характера и создавал героя. Он не хотел показывать кого-то конкретного, наоборот: Николай Васильевич хотел, чтоб мы увидели Русь с “одного боку”, изменили свое отношение к происходящему в мире и чтоб мы поняли, кто же на самом деле имеет “мертвые души”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” очень ясно и точно раскрыта природа человека, смысл жизни которого заключается в том, чтобы “копить копейку”. Павел Чичиков делает все, чтобы получить мертвые души, таким образом, получить прибыль. Он разговаривает уважительно с неинтересными и неприятными ему людьми, стараясь понравиться им, чтобы добиться своего (“В немного времени он совершенно […]...
  2. Роман Гоголя “Мертвые души” – сатирическая обрисовка русской жизни. В ней представлен последовательный ряд помещиков – один пошлее другого. Ездит по помещикам хитрый и умный делец Чичиков. Он выкупает “мертвые души”, чтобы потом продать их как живые. Если сначала говорить о Манилове, то он обладает более или менее человеческими качествами. Он простак, любит жену и […]...
  3. “Мертвые души” – произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, первый том которого был издан в 1842 году. Сам писатель дал своему произведению жанр поэма. Изначально “Мертвые души” были задуманы, как произведение, состоящее из трех томов. Второй том по одной из версий был уничтожен автором, когда был в почти готовом состоянии. Сохранилось лишь совсем немного глав в […]...
  4. Знаменитая поэма Гоголя “Мертвые Души” до сих пор волнует многих критиков своим скрытым замыслом. Как уже известно, название произведения связано вовсе не с теми душами, которые пытался скупить П. И. Чичиов, а с теми душами, что их продавали, а именно Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин, так же остальные начальники и помещики города NN. Эти […]...
  5. Чичиков – главный герой поэмы Гоголя “Мертвые души”. На протяжении всего произведения Гоголь понемногу раскрывает душу своего героя, ведь его душа заметно отличается от душ остальных персонажей поэмы. В нем присутствует многообразие черт характера, что несвойственно остальным жителям города N. Чичиков объединяет в себе характерные черты помещиков и чиновников, и становится сильной личностью. Характер Чичикова […]...
  6. Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по моему мнению, является бедой России. Его желание обогатиться, выбиться в люди загубило в нем те ростки положительных качеств, что были присущи ему от рождения. Чичиков въезжает в уездный городок на своей бричке и немедленно принимается за непонятные читателю манипуляции: он с неизвестной целью втирается в доверие […]...
  7. Чичиков – это неоднозначный герой из известного ряда ” лишних людей”, который является главным героям произведения Н. В. Гоголя “Мертвые Души” . Сюжет “Мертвых Душ” развивается вокруг Чичикова: он обходит имения богатых купцов уездной губернии NN., с целью купли у них душ, т. е. мертвых крестьян. Многие из них не то что продают, а даже […]...
  8. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как “Горе […]...
  9. “Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампа с надписью “Мертвые души”, шутник-сатана открыл двери”. Так начинается поэма “Похождения Чичикова” М. А. Булгакова, написанная в годы его литературной молодости. Но в “царство теней” открыл дверь не шутник-сатана, а Н. В. Гоголь, бросив вызов литературным критикам, назвав свое произведение “Мертвые […]...
  10. ­У кого мертвая душа а у кого живая Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” открывает перед читателем быт и нравы светского общества середины 19-го века, жизнь крепостных и их помещиков, духовную нищету последних и их скупость. Главный герой произведения, коллежский советник П. И. Чичиков, путешествуя по России, с целью заработка, попадает в отдаленный город, которому […]...
  11. Герой поэмы Чичиков стремится обогатиться на недочете в законах. Он скупает души умерших крестьян, числящихся живыми. Если в документе указано, что они живы, вроде как, все по правилам. Тем более, что большое число душ поднимает статус в обществе, можно было получить от государства бесплатно землю, завести знакомства с “почетными” лицами. Безобидная, казалось бы, сделка показывает […]...
  12. Поэма ” Мертвые души” – одно из величайших произведений, написанных Н. В. Гоголем. Она до сих пор остается актуальной, потому что проблемы, затрагиваемые автором, существуют и в наши дни. Павел Иванович Чичиков – главный герой произведения, который выделяется среди всех помещиков и чиновников. Он стремительный, задает себе цель и идет к ней. Образ Чичикова типичен […]...
  13. ­Дома помещиков Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души” было написано в середине XIX века и в полной мере отражает быт и нравы сословия помещиков того времени. Сам автор предпочитал называть свою трудоемкую работу поэмой. Из-за отсутствия третьего тома, она так и осталась незавершенной. Большая смысловая нагрузка отведена первой части поэмы, так как все, что происходит […]...
  14. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора. Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с […]...
  15. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению В. Г. Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора. В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников […]...
  16. Коробочка Настасья Петровна Коробочка очень подозрительная особа. Когда Чичиков приезжает к ней во время грозы, сначала у него все расспрашивают, а потом уже позволяют зайти в дом. Автор сравнивает ее с наседкой, она пытается во всем найти выгоду, постоянно жалуется. Когда Чичиков говорит о мертвых душах, то она сначала его не понимает, но потом боится […]...
  17. Данное произведение погружает читателя в реалии России середины ХІХ века. В нем проявляется резкая критика крепостного строя, который уже изжил себя и только тормозил развитие экономики. Автор умело показывает все негативные элементы крепостного стоя, его отсталость и аморальность. Главным героем книги является Чичиков, который занимается махинациями. Он решает получать прибыль способом, который уже сам по […]...
  18. Поэма Гоголя “Мертвые Души” является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций. Главной идеей, которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, […]...
  19. Сопоставляя отрывки из произведений Н. В. Гоголя “Ревизор” и “Мертвые души”, мы можем наблюдать общность действия: происходит собрание чиновников у главы города. Должностные лица из пьесы явились к Антону Антоновичу, чтобы узнать новость о приезде проверяющего и предпринять ряд мер. “Я пригласил вас… чтобы сообщить… пренеприятное известие: к нам едет ревизор”. Чиновники из “Мертвых душ” […]...
  20. Сериал по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души вышедший в 1984 году; Режиссер: Михаил Швейцер Жанр: классика, экранизация, драма, комедия, история Продолжительность: 388 мин. 5 серий В ролях: Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Мария Виноградова, Иннокентий Смоктуновский Описание: Авантюрист Чичиков скупает “мертвые души” – […]...
  21. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
  22. “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
  23. “Мертвые души” можно назвать произведением всей жизни выдающегося русского писателя Н. В Гоголя. Писатель трудился над этой поэмой на протяжении долгих лет, начав писать ее в 1835 году и закончив лишь в 1842. Изначально Гоголь хотел создать свое произведение по примеру “Божественной комедии” Данте. В первом томе писатель предполагал описать ад, во втором чистилище, а […]...
  24. Все мы знаем смысл выражения “мертвая душа” – эта такая душа, которая физически живая и дееспособная, но морально она мертва. Так говорят про людей, живущих только для самих себя, для своего блага, во имя своей личности, они являются эгоистами, черствыми, безжалостными людьми, которые не проявляют ни капли сочувствия, зачастую, алчными. В произведении Н. В. Гоголя […]...
  25. В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” главный герой Чичиков последовательно бывает в гостях у пяти разных помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. При этом прослеживается постепенное ухудшение личностных качеств от первого к последнему. Почему автор в своем произведении поместил помещиков именно в таком порядке? Первым помещиком на пути у Чичикова стал Манилов. Первое, […]...
  26. Созданные в расцвет крепостничества “Мертвые души” (1842 г.) стали новаторским произведением для русской литературы. В этой поэме Н. В. Гоголь воплотил давний замысел: показал жизнь различных сословий, поднял злободневные вопросы современности, заставил задуматься о будущем страны. Центральное место в поэме занимает помещичий быт. Автор сатирически изобразил разложение крепостничества, одновременно показав убогость и обреченность его представителей. […]...
  27. Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души” завершается лирическим отступлением “Русь и дорога”. Неспроста автор отводит ему заключительную роль. В чем же причина? На самом деле, тема дороги очень важна: во-первых, Россия – страна, протянувшаяся на тысячи километров, чьи города и села соединены между собой огромным количеством путей и троп: во-вторых, сама дорога – это символ […]...
  28. В поэме “Мертвые души” почти половина первого тома посвящена описанию характеристики различных типом помещиков того времени в России. Представители того времени лишены чести и совести, но именно от низ зависит судьба народа. Первый образ – образ Манилова. С самого начала с описания его поместья, раскрывается сущность его характера. Дом расположен в невыгодном месте, доступном всем […]...
  29. ­Любимый герой В поэме “Мертвые души” автор представил целый ряд персонажей, населяющих российскую глубинку в его бытность. Н. В. Гоголь любил и умел высмеивать пороки общества в сатирическом ключе, поэтому ему удалось идеально изобразить типичные черты помещиков-самодуров, живущих в середине XIX века. Главный герой произведения – коллежский советник средних лет, который с помощью хитрых манипуляций […]...
  30. Художественный фильм по поэме Н. В. Гоголь Мертвые души вышедший в СССР в 1969 году. Режиссер: Александр Белинский В ролях: Леонид Дьячков, Игорь Горбачев, Олег Басилашвили, Клавдия Фадеева, Павел Луспекаев, Юрий Толубеев, Александр Соколов, Константин Адашевский, Елена Маркина, Светлана Карпинская, Николай Боярский, Михаил Данилов Описание: Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал еще в 1835 году […]...
  31. 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
  32. Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия – “Мертвые души” – и к городу: “Все… прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевы(знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в […]...
  33. “Дело о Мертвых душах – российский телесериал по мотивам произведений Н. В. Гоголя: “Мертвые души”, “Ревизор”, “Записки сумасшедшего” и других, вышедший в 2005 году. Режиссер: Павел Лунгин Жанр: комедия, отечественные, приключения, драмы В Ролях: Александр Абдулов, Иван Агапов, Павел Деревянко, Елена Галубина, Сергей Гармаш, Александр Ильин, Константин Хабенский, Андрей Кочетков, Сергей Колесников, Павел Любимцев Описание: […]...
  34. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы “Мертвые души”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму “Мертвые души” по аналогии […]...
  35. Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В […]...
  36. Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же – духовной пустоты […]...
  37. ­Образы помещиков В своем произведении “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь описал самые разнообразные типажи помещиков, живших в современной ему России. При этом он постарался наглядно показать их быт, нравы и пороки. Все помещики изображены сатирически, образуя своеобразную художественную галерею. Приехав в город NN, главный герой познакомился со многими новыми людьми. Все они, в основном были, […]...
  38. В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мертвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от черствости и безразличия к другим. Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, […]...
  39. Гоголь постарался нарисовать полную картину распада экономики, который переживало в те времена натуральное крепостническое хозяйство. Через образы помещиков автор также показывает моральное вырождение господ, правящего класса. А вот в образе Чичикова прослеживаются черты классического хищника, цепкого, беспринципного человека буржуазного склада, который был воспитан новым веянием капитализма. Гоголь рассказывает о жизни главного героя уже в первом […]...
  40. ­Что общего у Чичикова с другими героями? “Мертвые души” – одно из ярчайших произведений русской литературы, вершина художественного мастерства Н. В. Гоголя. Одна из главных тем, раскрытых автором – это тема о русском помещичьем классе, как господствующем сословии. Основным образом изображения помещиков Гоголь выбрал сатиру и не ошибся, так как юмор помог ему в полной […]...

Разделы: Литература

  1. Обобщить знания учащихся о помещиках поэмы, выявить в них типичное, что объединяет их в галерею мёртвых душ, современное значение таких понятий, как “маниловщина”, “ноздрёвщина” и другие;
  2. Показать воспитывающее значение поэмы;
  3. Продолжить развитие умения доказательно отстаивать собственное мнение.

Оборудование:

  1. Портрет Н.В.Гоголя.
  2. Портреты помещиков.
  3. Высказывания критиков.

Формы работы. Представленыразные модели совместной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Действительно, каждый из нас,
какой бы он ни был хороший человек,
если вникнет в себя с тем беспристрастием,
с каким вникает в других, -
то непременно найдет в себе,
в большей или меньшей степени,
многие из элементов многих героев Гоголя.

В.Г.Белинский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме:

Тема сегодняшнего урока - “Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Слово “галерея” в переносном значении имеет значение “длинный ряд, вереница типов”, так значит, цель нашего урока – найти то общее, что роднит помещиков Н.В.Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. С понятием “тип” мы также знакомы. Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово “тип”, мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям “Мёртвых душ” это имеет непосредственное отношение.

В.Г.Белинский писал: “Действительно, каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя”.

Таким образом, герои Н.В.Гоголя имеют, с одной стороны, общечеловеческое значение, с другой стороны, - это помещики определенной эпохи и представители широких слоёв крепостнической России.

1. Итак, что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных Н.В.Гоголя? (Ответы учащихся)

2. Вы представили разные мнения, что же объединяет помещиков. Помогут углубить ваши знания сведения о приёмах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков.

Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?

    Манилов
    Коробочка
    Ноздрёв
    Собакевич
    Плюшкин

Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях? Или же они, герои, представлены читателю по принципу контраста? Сентиментальный Манилов – заземленная Коробочка, собирательница Коробочка – транжир Ноздрёв, кулак Собакевич и прореха на человечестве Плюшкин:

    Манилов – Коробочка
    Коробочка – Ноздрёв
    Собакевич – Плюшкин

Примерный ответ: Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

Ещё с большей выразительностью в “портретных главах” показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотиневшемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину (“прорехе на человечестве”) ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира.

3. Мы выяснили, как композиция помогает понять характеры героев, их духовную декларацию.

4. Но и речь героев тоже прекрасно характеризует помещиков. Гоголь пользуется речевой характеристикой как приёмом заострения характеров.

Ответ заранее подготовленных учащихся: Гоголю присуща многослойная характеристика героев: посредством своих вещей, через отношение к людям, через собственную речь. В речи Манилова поражает пустота содержания. Вот один из образцов его речи: “Конечно, другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…”. Речь Манилова похожа на него самого. Такая же сладкая, неопределенная, бессодержательная.

Речь Коробочки примитивная по содержанию и форме, насыщена словами и оборотами деревенского просторечия: ихний, исподнее, нешто, маненько, каково почивали, прихлебнете чайку, забранки пригинаешь, заседателя подмаслила. Характерно радушное “батюшка”, “отец мой”, с которыми она обращается к Чичикову как радушная хозяйка. Для её речи характерны интонации жалобы, неуверенности, естественные у старосветской помещицы, чувствующей, что условия жизни меняются.

Речь Ноздрева, как и он сам, отличается стремительностью и неуправляемостью. У него слова бегут друг за другом, без обязательной связи, без всякой логики: “…Поручик Кувшинников…Ах, братец, какой премилый человек!...Этот, братец, и в гальбик, и в банчишку, и во все, что хочешь. Эх, Чичиков, ну что бы тебе стоило приехать? Право, свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя!...”

У Ноздрева слова без внутренней цензуры – как и он сам, без внутреннего контроля.

Речь Собакевича представляет резкий контраст речи Манилова и Ноздрева. Собакевич говорит, “как рубит”. Его реплики лаконичны, слова и выражения откровенно грубы. Он не терпит многословия, расплывчатых фраз, неточности в выражениях. В ответ на длинную речь Чичикова о “несуществующих” душах Собакевич “без малейшего удивления, словно шла речь о хлебе”, спросил: “Вам нужно мертвых душ? Извольте, я готов продать”.

Речь Плюшкина напоминает непрерывное брюзжание. За исключением тех случаев, когда Плюшкин выражает свою радость по поводу неожиданной удачной сделки и ещё нескольких реплик, проникнутых человеческими чувствами, его речь – сплошные жалобы: жалобы на бедность, на дворовых, на беглых, на родственников. Его речь пересыпана бранными словами: какая рожа, глуп ведь, как дерево; дурак, мошенница, каналья, разбойники; черти тебя припекут, бессовестные тунеядцы. В то же время, говоря о предметах неодушевленных, Плюшкин часто пользуется уменьшительными и ласкательными существительными: ликерчик, графинчик, рюмочка, денежки, реестрик. Совершенно естественно, что язык помещика, многие годы общающегося с крестьянами, насыщен просторечными словами и выражениями: бают, здоровенный кукиш, напичкались, подитка, эхва, ужо снесу.

5. Итак, мы увидели, как композиция и речевая характеристика помогают Гоголю глубже раскрыть характеры героев, показать их полное оскудение души. И с учётом уже сказанного вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок: что же объединяет помещиков, нарисованных Гоголем? Надеюсь, ваши первоначальные мнения также стали глубже.

Примерный ответ: Они предстали перед читателем в качестве торговцев крестьянами. Тот факт, что они торгуют не реальными, а мертвыми душами – не смягчает остроты нарисованных Гоголем сцен. Наоборот, он эту остроту увеличивает. Получается, что все помещики, в том числе и такие “милые”, как Манилов, готовы не только торговать людьми, но и пойти на весьма сомнительные сделки.

Все они представители сословия, занимающего высокую, руководящую роль в обществе. Они должны быть людьми образованными, просвещёнными, деятельными, умными и заботиться об интересах общества.

На самом деле перед нами невежественные, ограниченные обыватели, жизнь которых проходит в пустой болтовне или пустой активности (полная бездуховность, отсутствие высоких побуждений, притупление всех человеческих чувств, отсутствие общественно-полезной деятельности). Все они – мёртвые души.

6. Это наш с вами вывод. А как же критики ответили на этот вопрос? По этому поводу мнения критиков разделились. Одни считают, что “ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них”. (Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя. 1959.)

Другие утверждают, что гоголевские герои и не добродетельны, и не порочны. Это “обыкновенные”, “средние” люди, но воссозданные с уникальной – гоголевскою – “яркостью, силой и крупностью”; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово “пошлый” означало “обыкновенный”; Гоголь показал “обыкновенность обыкновенного человека”.

(В.В.Кожинов. Поэма Гоголя. 1995)

“Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых – эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. …Величественные в своих страстях и пороках…эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной. Безумие заменяет им здравый смысл и трезвый расчёт. Здесь нет нормы – только исключения. Здесь каждая мелочь важна и таинственна”. (П.Л.Вайль, А.А.Генис. Родная речь. 1991)

Ответы учащихся: “Думаю, что это обыкновенные люди, которые живут и сейчас. Плюшкин и Коробочка – скупые в разной степени; Манилов и Ноздрев – мечтатели, не умеющие воплотить свою мечту в реальность, поэтому они лгут, чтобы возвысить себя в обществе. А Собакевич – это человек, думающий только о себе и своей выгоде”.

“Я согласен с мнением Вайля и Гениса, потому что тоже вижу в гоголевских помещиках сказочные образы: Плюшкин – Кощей Бессмертный; Коробочка – Баба Яга; Собакевич – Медведь, вышедший из русской сказки; Манилов – кот Баюн, завлекающий в своё сонное царство; Ноздрёв – это былинный Соловей-разбойник. Имена героев Гоголя, как и сказочные персонажи, стали нарицательными. Так же, как герои сказок, помещики Гоголя просты и понятны читателю, который словно возвращается в детство, когда читает о злом Кощее или неуклюжем Михайле Потапыче. Как и в сказках, важную роль играет и обстановка в жилищах героев. Например, дом Коробочки, в котором есть снадобья и отвары, в нашем воображении сразу становится избушкой Бабы Яги, а дом Плюшкина с его затхлостью, сыростью, пылью – дворцом Кащея Бессмертного”.

(Учащиеся готовили ответ на этот вопрос как домашнее письменное задание.

Ответы, которые совпадали с традиционной точкой зрения, здесь не представлены).

7. Сам Гоголь тоже говорит о типичности своих героев в лирических отступлениях. (Выступление заранее подготовленного учащегося)

8. О том, что гоголевские характеры типичны для того времени, подтверждает и роман Пушкина “Евгений Онегин”. Вспомним сцену приезда гостей на именины к Татьяне Лариной:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной поручик Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Чем похожи гоголевские герои на персонажей пушкинского романа? (Ответы учащихс)

9. Но оказывается, и в современном обществе живы такие типы людей, как герои Н.В.Гоголя. В чём же современное значение образов помещиков “Мёртвых душ”? (Ответы учащихся)

III. Заключительное слово учителя.

Итак, ребята, сегодня на уроке шел разговор о типичности гоголевских героев для того времени и для нашего, недаром эпиграфом являются слова В.Г.Белинского. Мнения ваши разделились, и это правильно: сколько людей, столько и мнений.

Я желаю, чтобы вы не были похожи на этих героев.