Готические соборы средневековой Европы. Презентация храмы средневековья средние века

Интересно, что архитектура, называемая готической, не имеет ничего общего с племенами готов, когда-то населявших Европу. Готический стиль вырос из романского в 12-м веке, и в то время его называли «французским стилем». С этого времени готическая архитектура стала набирать популярность в Западной Европе. И вплоть до 16-го века церкви и дворцы, оформленные в традициях готики, росли, как грибы после дождя.

Готический стиль имеет отличительные черты: использование каркасной системы, высокие вертикальные окна с витражами, стрельчатые арки со столбами, являющимися опорами, аркбутаны, крестовые своды, ажурные башни и многое другое. Вот 10 самых известных готических соборов Европы:

Собор Святого Стефана — Вена, Австрия

Этот замечательный храм расположен в самом сердце уютной Вены, пережившей множество военных конфликтов. Стремящийся вверх своими шпилями собор на Штефансплатц — символ города и всей Австрии. Он стоит на руинах двух храмов 12-го века. Под храмом находятся катакомбы, являвшиеся некогда подземным кладбищем, а внутри — усыпальница династии Габсбургов.

Кафедральный собор в Бургосе, Испания


Небольшой средневековый городок на севере современной содержит один из шедевров готической архитектуры — собор в честь Девы Марии . Он славится своей уникальной формой и большими размерами. Строительство его началось в 1221 году и длилось почти 2 века! В 1919 году свое последнее пристанище здесь нашли национальный герои Испании Родриго Диас де Вивар (Эль Сид) и его жена. Храм входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Реймсский собор — Реймс, Франция

Реймсский собор долгое время был местом коронации всех французских монархов. Он заложен на месте старинной базилики, где святой Ремигий, епископ города, крестил Хлодвига I. Строительство завершили к концу 13-го века. Собор сильно пострадал во время военных столкновений.

Миланский собор — Милан, Италия

Удивительный готический храм на главной площади Милана — визитная карточка города. Более того, Дуомо ди Милано — одно из самых знаменитых и фотографируемых зданий во всей Европе. Это также один из самых больших готических соборов мира. Его строительство началось в 1386 году. Архитектор Антонио да Салуццо вдохновлялся поздней французской готикой. Строительство завершилось лишь спустя почти 5 веков!

Севильский кафедральный собор — Севилья, Испания

Йоркский собор — Йорк, Англия

Один из крупнейших готических соборов Северной Европы, Кафедральный собор Йорка спорит за это звание с Кельнским собором. Нынешнее здание строилось в период с 1230 по 1472 года. Собор известен своими огромными витражами. Из-за угрозы обрушения храм часто реконструируется.

Нотр-Дам де Пари — Париж, Франция

Красивый католический собор в четвертом округе Парижа является едва ли не самым знаменитым готическим собором мира, благодаря тому, что его имя прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Его строительство началось в 1163 году и длилось примерно до 1345 года. Это яркий пример французской готической архитектуры, включающий уникальные витражи и скульптуры. Во время французской революции часть скульптур была повреждена. А еще именно в этом соборе короновали Наполеона Бонапарта 2 декабря 1804 года.

Кельнский собор. Германия.

Готический стиль, иногда называющийся стилем художественным, является завершающей ступенью в развитии искусства средневековья в странах Центральной, Западной и отчасти Восточной Европы. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения в качестве уничижительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков, которое считали поистине «варварским».

Собор Лас-Лахас. Колумбия.

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Развитие готического искусства отображало и ключевые изменения в построении средневекового общества – начало образования централизованных держав, рост и укрепление мегаполисов, выдвижение сил знати, а также придворных и рыцарских кругов. Здесь интенсивное развитие получает гражданская архитектура и градостроительство. Архитектурные ансамбли городов включали в себя светские и культовые здания, мосты, укрепления и колодцы. Зачастую главную площадь города обстраивали дома с аркадами, где нижние этажи занимали торговые и складские помещения. И именно от площади расходились все основные улицы с узкими фасадами двух или трёхэтажных домов, украшенных высокими фронтонами. Города обволакивали мощные стены с проездными башнями. Феодальные и королевские замки постепенно перевоплощались в сложнейшие комплексы дворцовых, крепостных и культовых сооружений. В центре города, как правило, располагался собор или замок, который и становился сердцем городской жизни.

Миланский кафедральный собор.

Сложная, но смелая каркасная конструкция собора готического периода, которая воплощала триумф дерзновенной мысли архитектора, позволила превзойти массивность романских сооружений, облегчая своды и стены и создавая динамичную целостность внутреннего пространства. Применяя каркас, стены перестали быть несущими элементами строений. Создавалось впечатление, что стен нет вовсе. Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине Хll века и своего расцвета достиг уже к первой половине Хlll. Каменные соборы готического произведения во Франции получили собственную классическую форму. Подобное сооружение обычно составляли трёх-пяти нефные базилики с поперечными нефами - трансептами и деамбулаторием, к которому прилегали радиальные капеллы. Впечатление неукротимого движения к алтарю и вверх создаётся стройными столбами, великим взлётом стрельчатых арок и учащённым пульсом трифории. За счёт контраста главного высокого нефа, а так же боковых полутёмных нефов появляется богатая живопись аспектов, безграничное чувство пространства.

Типы арок.

Готический орнамент.

Готические капители.

Готическая система каркаса возникла в аббатской церкви Сен-Дени (1137-1144гг.). К юной готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство композиционной архитектуры и безукоризненность декоративной скульптурологии – вот что отличает потрясающие соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины Хlll века относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243-1248гг.) с множеством витражей. Крестоносцы же принципы готической архитектуры донесли и до Родоса, Сирии и Кипра.

Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже складывается новый эмфатический строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых, переданных с непримиримой правдивостью.

В итоге можно заключить, что за счёт решения лишь одной архитектурной проблемы, даже не относящейся к строительству, на свет появилось целое течение в искусстве, и создался, можно сказать, невзначай загадочный и изумительный стиль – готика.

Собор Парижской Богоматери. (Нотр-Дам де Пари)

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

Собор как модель божественного мироздания, выглядит устремленным вверх, к небу. Острые шпили сверху башен отсутствуют вопреки проекту. Решение это было принято для того, чтобы не была нарушена гармония всего сооружения. А изнутри храм поражает объемом и широтой пространства. Ни массивные опоры, ни голые стены не напоминают о массивности Собора. Существует красивая традиция, связанная с Собором. Ежегодно, первого мая каждого года, художники в дар преподносят картины, скульптуры и другие творения. Ими украшены часовни в правой части Собора Парижской Богоматери. В ней же находятся две статуи: Девы Марии, в честь которой назван Собор, и статуя святой Дионисии. В память о временах правления Людовика XIII и Людовика XIV в центральной части Собора Парижской Богоматери расположены их скульптурные изображения. Барельефы по теме Нового завета украшают наружную часть хоров. В 1886 году в Соборе прошел обряд принятия католической веры писателя Поля Клоделя, о чем свидетельствует бронзовая плита с надписью, вмонтированная в пол трансепта. Сам Собор Парижской Богоматери увековечен в одноименном сочинении Виктора Гюго.

Известные соборы Европы посещают все, независимо от вероисповедания и отношения к религии. И для туристов они являются топовыми достопримечательностями. А все потому, что многие европейские храмы – это не просто культовые сооружения. Они являются архитектурным достоянием и культурным наследием, свидетелями многовековой истории народа и символом страны. Такая многогранность превращает известные соборы в мощный центр притяжения.

Друзья, не удивляйтесь столь философскому вступлению данного поста. Я, как всегда, приветствую вас и хочу вместе с вами взглянуть на те великие соборы западной Европы, которые впечатлили меня наяву. Мы сейчас имеем возможность видеть, какие гениальные творения появились еще в средние века.

Эти башни Кафедрального собора Св. Вита в Праге (передний план на фото) были построены в XVI веке. Можно только предположить, сколько труда вложили архитекторы и строители при средневековом уровне развитии техники…

Храмы страдали от частичных разрушений, расширялись и перестраивались. Но главные из них сохранили свою основу, зачастую выполненную в романском стиле, который преобладал в начале тысячелетия. А на этой основе вырастали готические башни, соединяя в себе мощь, возвышенность и утонченность.

Пожалуй, для меня самым впечатляющим храмом на сегодняшний день остается пражский Святовитский собор. Поэтому с него и начну свое краткое описание европейских соборов. Не стану ранжировать объекты по размерам, высоте башен и пр. Так как о каждом из этих культовых сооружений есть в блоге статьи, где можно узнать историю, посмотреть внутреннее убранство, то сейчас остановлюсь только на некоторых деталях, сопровождая фото с названиями.

Собор святого Вита в Праге

Храм Святой Варвары в городке Кутна Гора

Собор Варвары или, как говорят в Чехии, Барборы, находится в небольшом городке, связанном с добычей и переработкой серебра.

Stephansdom превышает все соборы, представленные в данной статье. Высота его южной башни – без малого 137 м. Протяженность также выдающаяся – 200 м. Храм занимает почти всю одноименную площадь, его сложно охватить взглядом весь. Поэтому воспринимается по-особенному… Высочайшая южная башня, северная колокольня, Альбертовы хоры…

Так и хочется сказать, что у собора Св. Стефана сложная судьба. Началась его история еще в XII веке. Перестраивался, расширялся, отстраивал заново рухнувшие башни. Собору посвящен – Stephansdom заслуживает того, чтобы о нем узнать больше.

Мы поднимались на самую высокую смотровую площадку храма по узкой винтовой лестнице, состоящей из 343 ступеней. Утомительное, но впечатляющее мероприятие. И Вена с высоты просматривается, как на ладони.

Фрауэнкирхе – одна из крупнейших церквей Германии и главный храм . Ее оригинальные идентичные башни «в кепочках» узнаваемы на любой фотографии баварской столицы.

Церковь отличается от других крупнейших храмов тем, что ее построили раз и навсегда. На возведение нефов понадобилось около 30 лет, начиная с 1468 года, а башни были завершены в 1525 году. Неслыханная скорость для средневековья! Тем более что размеры сооружения очень солидны: 109 м в длину при 99-метровой высоте колоколен.

Внутри собор Богоматери кажется невероятно высоким. Его внутреннее убранство не отличается пышностью, а восьмигранные колонны, разделяющие пространство на три нефа, еще и прибавляют высоты. Мюнхенская имеет свою легенду, утверждающую, что у входа в церковь остался след дьявола. Тем посетителям, которые надумают сверять факты, рекомендую осмотреть ступеньки всех порталов храма. В соборе два боковых входа и главный со стороны башен.

Собор Святой Евлалии в Барселоне

Кафедральный собор Барселоны является образцом каталонской готики. Он назван в честь юной мученицы Св. Евлалии и расположен в центре квартала.

Это также один из старейших храмов Европы, строительство которого растянулось на шесть столетий. Закладка трехнефного сооружения, увенчанного прекрасной неоготической башней, состоялась в 1298 году, а самый высокий шпиль установили в храме в 1909-13 гг.

Известен тем, что на его территории есть клуатр с небольшим прудиком, где плавают гуси. Они символизируют чистоту юной покровительницы, поэтому живут стайкой из 13 особей – именно в таком возрасте пострадала Святая Евлалия.

Храм Святой Теклы в Таррагоне

Кафедральный собор Таррагоны носит имя Святой Теклы. Он построен на месте древнеримских культовых сооружений в самом высоком месте города.

Древнейший храм начали возводить в 1171 году на основе романской церкви. До настоящего времени сохранились боковые стены с портиками в романском стиле. Окно-роза этого сооружения превышает в диаметре подобные витражи практически всех европейских храмов, уступая только Пальмскому собору на Майорке.

Находится в историческом центре Таррагоны, к нему ведет очень колоритная узкая улица, связанная с площадью перед храмом старинной лестницей.

Собор с часовней Святой Чаши в Валенсии

Валенсийский собор знаменит на весь мир. Именно в этом храме находится Святой Грааль – священная ритуальная чаша. Реликвию доставили в собор в 1437 году. В настоящее время она установлена в нише готического средневекового алтаря, который находится в готической часовне собора.

Храм восхищает не только ценнейшей реликвией, но и своей уникальной архитектурой. Сооружение имеет три портала, расположенных с разных сторон, и каждый из них соответствует отдельному архитектурному стилю.

Западный готический портал был создан в средние века и посвящен апостолам (на фото). С южной стороны в первой половине XVIII века выстроили роскошно украшенный вход в стиле барокко. Необычным является то, что его сделали вогнутым, так как в довольно узком простенке архитекторы постарались вместить много важных элементов, присущих барочному стилю.

Сохранился в и старейший романский портал Альмоины, который построили первым, преобразуя в 1260-е годы бывшую арабскую мечеть в христианский храм.

В этой статье упомянуты не самые большие соборы Европы, но все они относятся к крупнейшим и известнейшим. Данный перечень я намерена дополнять и обновлять по мере посещения других выдающихся храмов в европейских странах. Поэтому мой список содержит только по одному объекту отдельно взятого города, и далеко не все значимые церкви той или иной страны.

Возьмите хотя бы Чехию: только в Праге, помимо собора Св. Вита, несомненную ценность представляют храм, собор , костел… Но есть главные, о которых путешественники больше наслышаны и стремятся посетить. Многие соборы значатся в Списке Всемирного наследия как исторические и культурные объекты. Знакомьтесь детальнее с их описанием в статьях блога, воспользовавшись ссылками.

Ваш euro-проводник Татьяна

В Средние века не было в Европе города без католического собора. Латинский термин civitas, который переводится как город, поселение, в те времена означал местопребывание епископа. Епископской резиденцией был кафедральный собор. Строительство готических соборов - важная веха в истории средневековой Европы. Не все соборы огромны и величественны, но все величественные готические соборы, начиная с XII века представляют собой цитадели искусства, науки и техники, социальной жизни, веры и власти. Готические соборы - квинтэссенция европейской цивилизации. Многие дошедшие до нас соборы строились не только и не столько как культовые сооружения, примером тому базилика Сен-Дени.

В период заката Античности, Римская империя христианизируется, каждый крупный и средний город становится резиденцией епископа - епархией. В продолжении всего Средневековья создаются все новые епархии, продолжается евангелизация северной, центральной и восточной Европы. В XIII веке Западная Европа насчитывает около тысячи епархий и столько же католических соборов. В XII веке расцветает городское и военное строительство, застройка группируется вокруг готических соборов, возраст некоторых из которых достигает 1000 лет.

Готические кафедральные соборы отличались от того, какими мы знаем их сегодня. Обычно это были храмовые комплексы, состоящие из отдельных зданий, одни из которых служили для пышных празднеств, другие - для литургий духовенства из окружения епископа. Было и специальное помещение для крещения. Во второй половине XI в. папа Григорий VII провел масштабную церковную реформу, получившую название «григорианской». Реформа была направлена на укрепление роли церкви в жизни общества. Собор теперь представлялся как место, где миряне, священники, епископ - под руководством капитула могли собираться вместе и отправлять религиозные обряды. Собор, таким образом, противопоставлялся другим церковным учреждениям, например, аббатствам, и смог занять надлежащее ему место в жизни средневекового общества.

В XIII в. в Европе начинается экономический подъем. Увеличивающееся материальное благосостояние городов и провинций позволяет выделять значительные средства на строительство. Возводятся внушительные кафедральные соборы. Шартрский епископ Фулбер (ок. 960-1028 гг.) предвидел расцвет эпохи соборов и начал строительство своей резиденции еще в 1020 г. Фулбер был выдающейся личностью. Он рано осознал ту роль, которую может сыграть католическая церковь в феодальном обществе, ему принадлежат фундаментальные труды о вассальном и сеньоральном праве, он сам участвовал в примирении короля Франции с восставшей знатью. В Германии и Италии по римскому образцу возводятся величественные соборы - Майенский, Вормский, Моденский, Анконский. Тем не менее, готика берет свое. Сооружения культа все больше приобретают готические черты, соборы, построенные по римскому образцу оставляют неоконченными, либо разрушают и на их месте строят новые.

Основоположником, разработавшим методологию готического стиля, считают аббата Сужера (ок. 1080-1151 гг.). В 1144 году под его началом была закончена реставрация восточной стены аббатства Сен-Дени, а также хоров внутри. Сужер, советник Людовика VI и Людовика VII, задумал в архитектуре показать величие святого покровителя Парижа. Для этого внутри собора возвели скрещивающие стрельчатые арки, верхняя треугольная часть которых концентрировала свет, символизировавший максиму «Бог есть свет». Епископы с радостью восприняли новый канон. Вслед за Сен-Дени по новым правилам был возведен собор в Сенсе (1150 г.) - первый из известных готических соборов. Затем соборы в Нойоне, Лаоне, и в 1163 г. в Париже. Эта первая волна готических соборов характеризуется массивностью кладки, наличием галереи хоров, шестисводными стрельчатыми арками. Стали использоваться внешние подпорные арки, позволяющие распределять силу тяжести всей конструкции, а также делать проемы окон более широкими. В 1194 г. был завершен собор в Бурге, шедевр ранней готики.

С началом строительства Шартрского собора готическое искусство принимает свои классические формы: четырехугольные арки, трифорий заменяет балконы хоров, внешние подпорки строятся по совершенной системе контрфорсов. В 1211 г. начинается строительство собора Нотр-Дам в Реймсе, результатом которого явилось монументальное здание, не имеющее аналогов, 138 м в длину и 38 м в высоту. Самым большим по площади остается собор в Амьене - 8000 м2, построенный в 1220 г. Термин «ослепительная готика» как нельзя лучше отражает принцип строительства соборов, состоящих почти только из окон. Один только Сен-Этьен в Метце насчитывает 6500 м2 витражей. Бове считается самым высоким готическим собором, стрельчатые арки хоров достигают 48 м, однако в 1284 г. часть арочного ансамбля рушится. Это не были ошибки строительства. К концу XIII в. экономический подъем сменяется спадом, Европа поражена кризисом, средства на поддержание соборов оскудели. Четырнадцатый век печально известен многочисленными войнами и эпидемиями чумы, что замедлило строительство соборов. Строительство многих из них осталось незавершенным.

И, тем не менее, соборы медленно, но верно появляются по всей Европе. В Англии в XII в строится кафедральный собор Дарема, известный своими стрельчатыми арками. Династия Плантагенетов не чуждается французских архитекторов, например, Гийома де Санс, разработавшего проект Кентерберийского собора в 1180 г. Тем не менее, английские готические соборы сохраняют свою национальную идентичность - значительные в длину, они остаются приземистыми, по сравнению с их французскими соседями. В Испании готика отражает утверждение христианской Реконкисты: были построены соборы в Леоне (1205 г.) и Бургосе (1221 г.). В Германии готика расцветает: opus francigenum повсеместно заменят римский канон. Германские правители амбициозны, размеры соборов должны потрясать и приводить мирян в трепет, вот почему Кельнский кафедральный собор, начатый в 1248 г., был закончен только в XIX в. Италия долгое время остается верной римскому канону. Особенность итальянской готики заключается в богатом декорировании стен, многоцветностью отделочного камня, как в Сиенне и сохранением орнаментов из мозаики, как в Орвието. Исключением является Миланский кафедральный собор, построенный много позже, в 1375 г., скорее всего его строили архитекторы и каменщики из Германии, что выразилось в следовании классическим готическим принципам, правда внешнее мраморное убранство стен все равно смещает акцент в сторону итальянского своеобразия.

Готический соборы кардинально меняют облик городов. Часто епископы добиваются у властей права снести постройки вокруг епархий, чтобы увеличить свою территорию. В Бурге, таким образом к собору была добавлена абсида, в Нарбонне власти отказались удовлетворить просьбу епископа, и там собор так и остался без нефа. Еще одной сложностью было выделение места внутри для паперти. Например, в Амьене кафедральные башни собора имеют прямоугольную, а не квадратную форму, как было задумано изначально, из-за того, что капитул не смог приобрести необходимые участки земли.

Строительство готических соборов способствовало и развитию строительной техники и совершенствованию трудовых отношений (а здесь можно узнать о современной строительной технике wacker). И действительно, чтобы построить такое значительное здание, требовалась слаженная работа застройщика (часто епископа) и подрядчика. Последнего называли мэтром, его фигура являлось ключевой для успешного завершения строительства. Самыми известными подрядчиками был среди прочих Робер де Лузарш (ок. 1160-1222 гг.), который на строительстве Амьенского собора строго ограничил количество камня, для возведения стен, снизив, таким образом, затраты на постройку, и придав собору большую «воздушность». Мэтр Пьер де Монтрей из Парижа (ок. 1200-1267 гг.) заслужил почетную эпитафию на могилу: «Профессор камней». Он хорошо скоординировал своих рабочих из бригады и рационализировал саму работу, начиная от карьера, где добывались камни. Обтесывание блоков для собора начиналось практически сразу же после их извлечения, работала вся команда: каменщики, скульпторы, плотники.

Поскольку на строительстве работали наемные люди, им полагалось жалованье, часто очень приличное, поэтому они были заинтересованы в сохранении трудовых навыков и становились профессиональными рабочими, нанимавшимися затем на другие стройки. Епископы и капитулы, если позволяли средства, платили подрядчику из собственного кармана. Безусловно для финансирования привлекались и пожертвования, сделанные мирянами, однако, их нерегулярность не позволяла рассматривать их в качестве средства для долгосрочных инвестиций. Для управления ресурсными фондами строительства соборов во Франции был введен институт капитулов «Силы и производство» (Oeuvre et fabrique).

Готические кафедральные соборы играли значительную роль в жизни средневековых городов. Во-первых они были культовыми сооружениями. Конечно, собор принадлежал епископу, который проводил службы по большим религиозным праздникам. В обычные дни службы проводились многочисленными канониками (83 человека в Лаоне), обязательными были ежедневные мессы. Капелланы проводили богослужения на алтарях. В соборе Парижской Богоматери служило более 250 духовных лиц, епископ был даже вынужден ограничить пятью количество месс, служившихся одновременно. Во-вторых кафедральный собор неразрывно связан с институтом власти средневекового общества. Во Франции король - почетный каноник многих соборов. Власть быстро поняла важность епископского влияния. В 1302 г. Филипп Красивый объединил три монашеских ордена под верховенством Собора Парижской Богоматери, положив таким образом, начало Генеральным Штатам. За это в его честь в Нотр-Даме была установлена конная статуя. Многие кафедральные соборы служат и королевскими усыпальницами, как например в Руане, где покоится Ричард Львиное Сердце.

Эскиз конной статуи Филиппу Красивому в Нотр-Даме, из кн. R. Gane Le Chapitre de Notre-Dame de Paris au XIVe siècle: étude sociale d"un groupe canonial.

В Италии нередки конфликты между жителями окрестных деревень и епископами. Последние стремились прибрать к рукам не только церковную, но и светскую власть. В Сиенне жителям удалось национализировать строительство собора и таким образом стройка перешла городскому управлению. Ремесленники и рабочие организовываются в товарищества и корпорации, советы которых заседают в часовнях. Благодаря пожертвованиям и членским взносам соборы богато украшаются.

Кафедральные соборы являются также хранителями христианских реликвий, некоторые становятся местом паломничества, как Сен-Жак де Компостель. Епископы произносят торжественные речи перед паломниками, а также вершат суд по вопросам веры. Мирское и религиозное тесно переплетаются в жизнедеятельности готических соборов. Здесь отпускают грехи покаявшимся, но также и срезают путь, потому что через собор ближе добраться к рынку. Но прежде всего готический собор - это место литургии, религиозной мистерии и молитвы. Несмотря на внушительность здания внутреннее пространство четко разделяется на зоны. Главный алтарь находиться в святилище и скрыт от посторонних взглядов заалтарной занавесью. На переднем плане всегда расположены хоры, изолированные от нефа посредством амвона, а от галереи, окружающей хоры - специальным заграждением. Галерея, закрытая литой железной решеткой всегда открыта верующим, чтобы они могли почтить реликвии. Неф - место мирян. Гийом Дюран, епископ Менде (1230-1296 гг.) в своем труде Rational объясняет назначение соборов. Кафедральный собор - это «Божья обитель» и «небесные врата», он предваряет Новый Иерусалим и служит вящим напоминанием всем христианам о грядущем царствие Божьем.

Католическая религия известна богатством иконографии. Скульптуры в соборах располагаются на ограде хоров и на амвоне, а также снаружи над воротами. Соборы Шартра, Амьена, Бурга и Парижа известны своими скульптурными композициями, содержащими сцены из Ветхого и Нового завета, фигуры Христа и девы Марии. Весь фасад по сути превращен в своеобразный фронтиспис, на котором располагаются фигуры святых. В соборах Парижа и Реймса примечательной является и череда королей, запечатленных в камне. Витражи также стремятся внести свою лепту в изображение библейских сюжетов. Все больше их цвет приобретает теплый желтый оттенок, гармонируя со штукатуркой, которой обмазывали стены. Иногда на витражах изображают продолжающееся действие, как, например, на нижних окнах в апсиде в кафедральном соборе Бурга. Окна украшаются круглыми витражами, самый известный из которых на южном трансепте Нотр-Дама в Париже имеет 13,5 м в диаметре. Витражи в основном, изображают Христа и Богоматерь, а также сюжеты из Апокалипсиса. Иногда, правда, витражи носят сугубо практический характер представляя собой цикл зодиака или смену сезонов, как например, в соборе Анжера, а также повседневную работу или вообще свободное искусство - как в Лаоне.

Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?

Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными .

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia


Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.


Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Wikimedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .