Характеристика беллы герои нашего. Цитатная характеристика Бэлы из «Героя нашего времени

Бэла

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Роман (1839—1840)

Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Максимыч.

Б. — горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!»

Традиционную ситуацию романтической поэмы — «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество— Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин — равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин — горячо любящая Б. Столкновение двух несходных миров кончается трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души оказывается мнимым.

Ситуация осложняется появлением третьего лица — горца Казбича, — также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести

Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его. Б. предстает заложницей несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных, но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею, воплощаясь в Казбиче и Печорине.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

Бэла - черкесская княжна, дочь мирно"го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие постоянно корректируется словами Печорина, приводимыми в рассказе. Б. - горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она, чуждая индивидуализма и собственности, смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, -- я княжна, княжеская дочь!» Традиционную ситуацию романтической поэмы - «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество - Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин - равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин - горячо любящая Б. Тем самым разница культурно-исторических укладов одинаково катастрофична как для интеллектуального героя, оказавшегося в «естественном» обществе, родном для героини, так и для «дикарки», перенесенной в цивилизованное общество, где обитает интеллектуальный герой.

Ситуация осложняется вводом третьего лица - горца Казби-ча, - также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад, для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его.

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....

    Всю жизнь главного геpоя pомана М. Ю. Леpмонтова "Геpой нашего вpемени" действительно можно назвать тpагедией. Почему и кто в этом виноват - темы, котоpым посвящено это сочинение. Итак, Гpигоpий Печоpин, выслан из Петеpбуpга за некую "истоpию"...

Вершиной всего творчества Лермонтова, естественным завершением краткого творческого пути поэта является роман «Герой нашего времени». Реализму лермонтовского романа, развивавшему традиции пушкинского реализма, были присущи своеобразные черты. Однако реализм «Героя нашего времени» отличается от реализма Пушкина и является новым шагом в развитии художественного мастерства. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире. Он раскрывает побудительные мотивы поступков, столкновение мыслей, переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью, которой не знала литература его времени. Стремление раскрыть внутренний мир героя отражалось в своеобразной композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи - раскрытия образа Печорина.
Важным моментом для понимания образа Печорина является его отношение к любви. Вся его жизнь, рассказанная в романе, это главным образом цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск и завлекательность которых не прикрывают их ничтожности. Женские образы романа, представляющие самостоятельный интерес, вместе с тем оттеняют натуру Печорина. Из них особенное сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, фацию и женственность которой отметил еще Белинский. Она трогает чистотой своей натуры, искренностью своих желаний, женской гордостью и силой чувств.
Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча. Она была дочерью черкесского князя. Печорин впервые увидел ее на свадьбе старшей сестры, куда был приглашен вместе с Максимом Мак- симычем. Она поразила его красотой и грацией: «...высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу». Бэла тоже обратила внимание на молодого русского офицера: «Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала». Хорошо зная горские обычаи, сохраняющие честь и достоинство девушки, он решает похитить Бэлу, привлекая к этому ее младшего брата Азамата. Узнав случайно от Максима Максимыча о заветном желании Азамата иметь лошадь Казбича, Печорин подговаривает его украсть для него Бэлу и привезти в крепость - в обмен на любимого коня Казбича. Так Бэла оказалась в крепости. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина: «...она молча гордо отталкивала подарки». Но настойчивость Печорина сумела растопить лед в ее душе: «Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса...» Печорин постоянно говорил ей о своей любви, и она стала понимать его. Но внутреннее сопротивление не позволяло ей склониться к его просьбам: «Я твоя пленница, - говорила она, - твоя раба: конечно, ты можешь меня принудить, - и опять слезы». Чтобы окончательно сломить сопротивление Бэлы, Печорин решается на последнее средство. Одевшись по-черкесски и вооружившись, он пришел попрощаться с ней: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя, - сказал он, -прощай, я еду - куда? почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни обо мне и прости меня». Искренние глубокие чувства княжны к Печорину прорвались сквозь сдержанность и холодность. Она бросилась на шею Печорину и зарыдала.
Счастье Бэлы оказалось непродолжительным. Вначале Печорин наряжал ее как куколку, холил и лелеял. Максим Максимыч так описывает Бэлу в момент расцвета ее любви: «...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала...» А как она пела и танцевала! Полюбив Печорина, Бэла увидела в этой любви смысл своей жизни, и охлаждение его к ней стало для нее настоящей трагедией. «Его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели». Печорин стал много времени проводить на охоте, оставляя ее одну. Это заставляло Бэлу страдать, она часто плакала. Природная гордость заставляет ее сказать Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отправить меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!..» Трагическая развязка наступила быстро, Казбич не мог простить Печорину похищение Бэлы и ждал случая расквитаться с ним. Однажды теплым сентябрьским днем, когда Печорин и Максим Максимыч в очередной раз отправились на охоту, Бэла вышла прогуляться к реке. Тут и настиг ее Казбич, перекинул через седло и припустил к лесу. Когда же солдат ранил его лошадь, он вонзил кинжал в Бэлу. Умерла она через два дня. Ни слова упрека не проронила она, страшно страдая и чувствуя приближение смерти: «...она говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку...» И хотя Бэлу огорчало то, что она не сможет встретиться с Печориным на том свете, она сохраняла верность своей вере: «наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась». Прощаясь с Печориным, в последние минуты жизни, она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто хотела в этом поцелуе передать ему всю свою душу.
Любовь Бэлы - чувство подлинно человечное. Оно может исходить только от человека цельного, верного себе и голосу природы. Ему чужды всяческая фальшь, притворство, тонкие расчеты и замысловатые ухищрения. «Полудикая дочь вольных ущелий», как назвал ее Белинский, Бэла отличается цельностью, гармоничностью натуры. Глубокая, искренняя страстная любовь Бэлы оттеняет холодность, эгоизм Печорина. «Любовь» Печорина - это скорее каприз, увлечение, стремление к приключениям. Сам Печорин так объясняет свое отношение к Бэле: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Любовь Печорина никому не приносит счастья, и встреча с ним источник страдания для женщины. По собственному утверждению
Печорина, ему всегда приходилось играть «жалкую роль палача или предателя». Его любовь никому не принесла счастья, потому что он любил «для себя, для собственного удовольствия».

«Герой нашего времени» характеристика Бэлы из романа изложена в этой статье.

«Герой нашего времени» образ Бэлы

Бэла главная героиня первой повести романа, княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата. Похищенная своим же братом по просьбе офицера .

Бэла является горянкой, сохранившей в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств. Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа. Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу. В этих глазах отражались все перемены настроения её души: очи то сверкали, как два чёрных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

В Бэле ощущается сила внутреннего достоинства. Хотя даже ее брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения — чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца.

После похищения оскорбленная девушка совсем замкнулась, и перестала отвечать на проявление внимания к себе Печорина. Но продлилось это недолго, и Бэла полностью отдается страсти, уходя «в омут с головой». Когда же Печорин сполна испробовал любовь «дикарки», девушка смирилась с этим. Любовная история построена на противоречии чувств: Бэла равнодушна — Печорин пылкий и наоборот. Эти миры несходны, и потому все кончается трагедией — гибелью героини.

Рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для неё, ибо сознаёт, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

Бэла – героиня одноименной новеллы романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Она – возлюбленная главного героя, бравого офицера Григория Печорина. Бэла – черкешенка, дочь горного князя, тоненькая девушка лет шестнадцати. Григорий, не спросив у девушки ее мнения, крадет Бэлу у отца и запирает в своей крепости, воспользовавшись алчностью младшего брата девушки. В крепость ее привозят со связанными руками и ногами. Печорин искренне уверен, что «дикая» черкешенка должна быть рада, получив такого милого мужа, как он. Но не тут-то было:

«Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть; сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна…» - говорит Печорин в первые дни пребывания Бэлы в крепости.

«Первые дни она молча гордо отталкивала подарки…»

За тем, как Печорин пытается добиться любви Бэлы, наблюдает штабс-капитан Максим Максимыч:

«Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты»

Бэла красива и горда:

«Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля»

- Дьявол, а не женщина! - говорит о ней сам Григорий Печорин.

Во взаимной любви с Печориным девушка расцветает, проявляются лучшие стороны ее характера:

» Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила. .. А уж как плясала! видал я наших губернских барышень, я раз был-с и в Москве в благородном собрании, лет двадцать тому назад, - только куда им! совсем не то!.. Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял; и она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала… - вспоминает Максим Максимыч.

Жизнь Бэлы сосредоточилась только на Печорине и жизни в крепости. Отец ее погиб от рук бандита Казбича, Бэла косвенно стало причиной его гибели. Брат-похититель удрал вместе с конем, за которого выменял сестру. Оказавшись с офицером, Бэла потеряла связь со своей семьей, народом строгих правил. Да и семейная трагедия окончательно прервала ее связь с родными.

«Это лошадь отца моего, - сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали. «Ага! - подумал я, - и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!»

Бэла понимает, что она не жена Печорину, и в чужом для нее обществе ее дальнейшая судьба неизвестна. Она страдает от его отлучек, от своего зависимого положения, но продолжает любить и беспокоиться за жизнь любимого.

«Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие...»

А Печорин начинает разочаровываться в своей любви, молча причиняет девушке боль. Это замечает и Максим Максимыч, который старается ее защитить.

«Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь:

«О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» - «Нет!» - «Тебе чего-нибудь хочется?» - «Нет!» - «Ты тоскуешь по родным?» - «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от нее ничего больше не добьешься».

Печорин не ценит любовь и жертвенность Бэлы. Он ищет острых ощущений:

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно...»

Бэла пала жертвой убийцы Казбича. Даже умирая, она остается верна своей любви и думает только о Печорине

«Около десяти часов вечера она пришла в себя; мы сидели у постели; только что она открыла глаза, начала звать Печорина».

«К утру бред прошел; с час она лежала неподвижная, бледная, и в такой слабости, что едва можно было заметить, что она дышит; потом ей стало лучше, и она начала говорить, только как вы думаете о чем?.. Этакая мысль придет ведь только умирающему!.. Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой. Мне пришло на мысль окрестить ее перед смертию; я ей это предложил; она посмотрела на меня в нерешимости и долго не могла слова вымолвить; наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась.»

«Когда перевязали рану, она на минуту успокоилась и начала просить Печорина, чтоб он ее поцеловал. Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу... Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно...»