Характеристика героя из пьесы на дне бубнов. Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы. В чем заключается спасение

Короленко Владимир Галактионович
Произведение “Парадокс”

Залуский Ян Кшиштоф – главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо “с подвижными острыми чертами и большими, проницательны-ми бегающими глазами”. “Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды”. Ноги “длинные и тонкие”, с их помощью “феномен”, как его называет сопровождающий, “долгоусый” субъект, снимает с головы картуз, расчесывает

Гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет па белом листке “ровную красивую строчку”: “Человек создан для счастья, как птица для полета”. Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и “парадокс”. “Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него”, – говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести “Без языка”, где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание), подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: “Жизнь. кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. .Общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление”. Имен-но врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.

  1. О. Генри Произведение “Кафедра филантроматематики” После очередной удачной аферы Питерс и Такер решают стать филантропами. Оказавшись в захолустном городишке Флоресвиль, они с согласия местных жителей открывают там “Всемирный университет”, а...
  2. Хуан Рамон Хименес Произведение “Платеро и я” “Платеро и я” – цикл лирических зарисовок поэта Хуана Рамона Хименеса. Герой цикла – серый ослик Платеро, который на протяжении года является почти...
  3. Пушкин Александр Сергеевич Произведение “Кавказский пленник” В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от...
  4. Анри Барбюс Произведение “Огонь” “Война объявлена!” Первая мировая. “Наша рота в резерве”. “Наш возраст? мы все разного возраста. Наш полк – резервный; его последовательно пополняли подкрепления – то кадровые части,...
  5. Достоевский Федор Михайлович Произведение “Дядюшкин сон” Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойденному умению пустить пыль в глаза, соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана губернского города Мордасова. Ненавидя и боясь,...
  6. Богомолов Владимир Осипович Произведение “В августе сорок четвертого” Летом 1944 г. нашими войсками была освобождена вся Белоруссия и значительная частьЛитвы. Но на этих территориях осталось множество вражеских агентов, разрозненных группнемецких...
  7. Тынянов Юрий Николаевич Произведение “Смерть Вазир-Мухтара” 14 марта 1828 г. пушечным выстрелом с Петропавловской крепости жители столицы были извещены о заключении мира с Персией. Трактат о мире привезен из главной...
  8. По Эдгар Аллан Произведение “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля” Из ряда вон выходящее событие произошло в голландском городе Роттердаме. А именно: собравшись на площади, горожане могли наблюдать следующую картину: из...
  9. Гоголь Николай Васильевич Произведение “Портрет” Молодой художник Чартков, зайдя в картинную лавку на Щукином дворе, остановился перед портретом старика “с лицом бронзового цвета, скулистым и чахлым”. Сила кисти художника этой...
  10. Чехов Антон Павлович Произведение “Скучная история” Профессор медицины Николай Степанович – ученый, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почетом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России. Носящий...
  11. Тургенев Иван Сергеевич Произведение “Записки охотника: Бирюк” Автор “Записок” ехал вечером с охоты на дрожках. Разразилась гроза. “Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за лесу; надо мною и мне навстречу...
  12. Джованни Боккаччо Роман Д. Боккаччо “Ворон” Название произведения символично: ворон – это птица, выклевывающая глаза и мозг, то есть ослепляющая и лишающая разума. О такой любви мы и узнаем из...
  13. Моэм Уильям Сомерсет Произведение “Театр” Джулия Лэмберт – лучшая актриса Англии. Ей сорок шесть лет; она красива, богата, знаменита; занята любимым делом в самых благоприятных для этого условиях, то есть...
  14. Бунин Иван Алексеевич Произведение “Хорошая жизнь ” Повесть И. А.Бунина Хорошая жизнь – автобиография простой русской женщины, но женщины, главной целью которой были деньги; этому идолу она посвятила всю свою...
  15. Леонов Леонид Максимович Произведение “Вор” Москва тишала тут, в местности, называемой Благуша. Фирсов оглядел окрестность и испытал прекрасную и щемящую опустошенность, знакомую по опыту, когда вот так же раньше, для...
  16. Анатоль Франс Произведение “Восстание ангелов” Великий Александр Бюссар д’Эпарвье, вице-президент государственного совета при Июльском правительстве, оставил своим наследникам трехэтажный особняк и богатейшую библиотеку. Ренэ д’Эпарвье, достойный внук знаменитого деда, по...
  17. Монтескье Шарль Секонда Произведение “Персидские письма” Действие романа охватывает 1711-1720 гг. Эпистолярная форма произведения и добавочный пикантный материал из жизни персидских гаремов, своеобразное построение с экзотическими подробностями, полные яркого остроумия...
  18. Бестужев-Марлинский Александр Александрович Произведение “Роман и Ольга” (Течение повести заключается между 1396 и 1398 гг. Все исторические происшествия и лица, в ней упоминаемые, представлены с неотступной точностью. Читатели для проверки...
  19. Себастьян Брант Произведение “Корабль дураков” Дураки – сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть и т. п.), но...
  20. Рюноскэ Акутагава Произведение “Муки ада” Дама, служившая при дворе его светлости Хорикава, рассказывает ис­торию написания ширм “Муки ада”. Его светлость был могуществен­ным и великодушным правителем, поэтому все жители столицы почитали...

Разделы: Литература

Оборудование:

  1. Стенд-выставка книг Короленко, портрет писателя, цитаты из из «Писем…»
  2. Иллюстрации к рассказу.
  3. Детские рисунки на тему «Мои детские фантазии».
  4. Раздаточный материал (таблицы «Типы речи»).
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Эпиграф:

В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.
В.Вересаев.

Словарная работа:

парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.

Задание: Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают?

Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.

Вопрос: Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?

Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»).

Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.

Вопрос: Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?

Ответ: Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.

Слово учителя: (Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни».

2. Запись темы урока. Теория литературы.

Слово учителя: В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?

Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.

Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.

«Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования.

Слово учителя: Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».

Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры

Повествовательного текста.

3. Анализ эпиграфа.

Вопрос: Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?

Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.

Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?

Ответ: Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.

4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.

Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс».

Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.

Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.

Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.

  1. Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
  2. Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?

Вопрос: Каков смысл названия рассказа?

Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

Вопрос: Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?

Ответ: Неожиданное, странное.

Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.

Вопрос: Что означает слово «афоризм»?

Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.

5. Беседа по 1 главе рассказа.

1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.

Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?

Ответ: Настраивает на серьезное прочтение рассказа.

2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).

Вопрос: От чьего лица ведется повествование?

Ответ: От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.

Вопрос: Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.

Ответ: Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.

Задание: Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия . (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)

Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?

Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.

Задание: Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).

Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?

Ответ: Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека

Вопрос: Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

Ответ: Калеки-феномена.

Вопрос: Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей? Если не нарушает, то почему?

Ответ: Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.

Вопрос: Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?

Ответ: Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.

3) Стилистические особенности произведения.

Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?

Ответ: Подымались, устаревшее слово.

4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.

Вопрос: 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?

Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.

Слово учителя: Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».

6.Беседа по 2-ой главе рассказа.

1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава?

Ответ: Завязкой.

2) Краткий пересказ учащимися второй главы.

3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию »? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову.

Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.

Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?

Ответ: Для выразительности языка рассказа.

Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?

Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.

Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.

Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?

Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.

7. Беседа по 3 главе рассказа.

Слово учителя: В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.

Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы?

Ответ: мальчики приходят во двор своего дома.

Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят?

Ответ:

  1. колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания.
  2. пан Уляницкий – фальшивый человек;
  3. отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней.
  4. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление;
  5. «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.

Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.

Вопрос: Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?

Ответ: Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.

Задание: Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.

Ответ: 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.

Вопрос: Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

Ответ: Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

Вопрос: Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

Ответ: Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.

Вопрос: Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?

Ответ: Когда он смотрит на детей.

Вопрос: Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать».

Ответы учащихся: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

Учитель: Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.

Вопрос: В чем парадокс изречения Яна Залусского?

Ответ: Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.

8. Беседа по 4 главе рассказа.

Вопрос: Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

Ответ: Развязка

Вопрос: Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?

Ответ: Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

Задание: Подтвердите это текстом.

Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.

Вопрос: Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?

Ответ: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Иногда человек имеет все, но не может быть счастлив, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук, а кормит семью, племянников, дает им хлеб насущный.

Задание: Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.

Вопрос: Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?

Ответ: Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

Вопрос: Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.

Ответ: Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью».

Вопрос: Чем заканчивается повествование?

Ответ: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.

Учитель: Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.

И, как сломанный экипаж в первой главе не нарушал гармони мира детства, так и калека-феномен – это часть реальной жизни, а жизни не надо бояться. Это наши с вами мысли об идее рассказа Короленко «Парадокс». Подтвердятся ли они словами и мыслями самого писателя. Давайте посмотрим: (Учитель открывает слова на стенде до этого закрытые ватманом) «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

Задание: Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.

Ответ: Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.

Домашнее задание: Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.

Бубнов – один из обитателей ночлежки, картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств. По пьесе он жесток, лишен сострадания и всячески показывает только свои худшие стороны. Даже на просьбу умирающей Анны не шуметь, отвечает, что шум – смерти не помеха.

Такую позицию он выбрал сознательно, так как разуверился в человечности людей. По его мнению, все люди «лишние». Бубнов также утверждает, что именно будучи на «дне», люди показывают свою истинную натуру. Исчезает все напускное и человек остается «голым». Тем самым он хочет подчеркнуть животную сущность человека. Он больше не желает принимать в расчет развитие культурной и общественной жизни. Он занимает пассивную позицию во всем. Речи Бубнова полны скепсиса и фатализма. Он открыто признается, что у него нет совести, ровно как и нет денег.