Характеристика образов героев на дне. Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы

24 апреля 2015

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы "На дне" будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис. Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто литературные произведения.

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Видео по теме

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

А оно как зарычит! Как ногами застучит!

Да как вскочит со скамейки,

Да по-русски закричит...

Даниил Хармс

Среда обитания жителей костылевской ночлежки обозначена автором достаточно точно: дно, И даже несколько глубже, чем дно. К ним еще надо спуститься. Максим Горький, подчиняясь законам собственной эстетики, с присущим ему максимализмом создал галерею типических персонажей, наделил их именами и кличками, научил разговаривать и поселил в аду.

Вот типичный вор, типичный пропойца-рабочий, типичный мироед и типичный бывший интеллигентный человек. Таковых в пьесе трое. Актер - из актеров, Барон - из аристократов и, наконец, Сатин - из разночинцев. Однако нищета - великий уравнитель, всех подстригла, всех подравняла, построила, «все черненькие, все - прыгают».

Однако только два последних образа имеют в себе тенденцию внутреннего развития. Благодаря старцу-страннику Луке, они оживают, начинают шевелиться, мыслить, двигаться. Только векторы их движений направлены в противоположные стороны. Сатин в момент своего появления косноязычен, временами просто рычит, как зверь. Но знает умные слова. Например: «органон» или - «си-камбр» (надо полагать - каламбур). Уже в первом акте способен произносить афоризмы: «Труд - удовольствие, жизнь - хороша!» - и ругает Актера Сарданапалом.

Сразу заметно, что очень начитан. И Луке признается, что из телеграфистов. А в тюрьму сел, вступившись за честь сестры. Убил обидчика.

Барон другой, не похож на Сатина, не так умен и образован. Судя по всему - типичный оборванец, но твердит о вельможном семействе: «...Вояки! ...выходцы из Франции... Богатство... сотни крепостных... лошади... повара». Местами, и очень сильно, этот бред напоминает безумное вранье Хлестакова: «десятки лакеев... старая фамилия». Однако это может быть и правда. Часто на дно океана опускаются корабли, груженные золотом. Но обитателю дна по сути все безразлично.

Сатин старше Барона лет на семь. Он хорошо и умно говорит в конце пьесы. У Барона нет связи в мыслях. И сами мысли куцые, короткие. Между ними прорехи. Речь Сатина гладкая, а ночью. когда напивается, и в отсутствие Луки, говорит монологи. На что Барон меланхолически замечает: «Ты всегда добрый, когда выпьешь... И умный...» За это Сатин говорит ему знаменитый. монолог о человеке, о том, что «это - звучит гордо», что он выше сытости, что рождается для лучшего.

Сатин - игрок, карточный шулер. Когда-нибудь его побьют до смерти. Он это знает. Но смерти не боится. Не боится он и жизни. Старец Лука это замечает: «Легко ты жизнь переносишь!» У Барона нет сатинской ясности. Он признается, что трусит, боится будущего. Он жалуется на туман в голове «с той поры, как помнит себя, то есть всю жизнь. У него все существование дрянь и туман, и дела и мысли - сплошные куцые обрывки. То десятки лакеев, то какой-то серый пиджак, то деньги казенные растратил... тюрьма». Нет у человека прошлого, значит, нет и будущего. Барон не способен к высокому. Он и Луку не понимает. «Старик - шарлатан, - твердит он телеграфным своим языком, - старик - глуп». В Бароне и гордости нет человеческой. Он перед Васькой Пеплом готов собакой лаять и на четвереньках ходить. А все оттого, что прекрасно знает свое место. В этом ему нельзя отказать. Сатин другой. Ему предложи полаять - он глотку перегрызет.

Он все потерял: имя, работу - не потерял одного: ощущения ценности свободы. Он независим от обстоятельств... Ему легко. Он умеет смеяться. Он Барону пеняет: «Образованный человек, а карту передернуть не можете»... Сам передергивает постоянно. Но получается плохо, потому-то бьют часто и часто продувается в прах. И все-таки именно ему дарит Горький замечательную фразу, которую Сатин произносят, как тост, стоя: «Хорошо это... чувствовать себя человеком!..» Он имеет энергию жизни, энергию надежды.

Барон все потерял. Возможно, он предел распада и разрушения личности. Он ближе всех к смерти. Недаром именно он сообщает: «На пустыре... там... Актер... удавился!»

Образы Сатина и Барона знаковые в пьесе. Горький развел их на полюса. Несмотря на внешнюю их близость, они - антиподы. Сатин устремлен вверх. Он имеет надежду вынырнуть, он - личность. В нем живет острое чувство собственного достоинства и свободы. В Бароне ничего не живет. В нем все выгорело.

Образы Сатина и Барона очень важны. Они создают напряженность, особое поле, которое возникает между этими людьми. Благодаря их внутреннему противостоянию в пьесе образуется своеобразное игровое пространство, где реализуют себя остальные персонажи.

Если домашнее задание на тему: » САТИН И БАРОН – БЫВШИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ ЛЮДИ (По пьесе М. Горького «На дне») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне». 2. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. 3. Проблематика добра 1. Связь с эпохой. В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение Горького к
    • РУЧЕЙ стихотворение Физические свойства ниобия
    • Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

В разделе на вопрос Характеристика Барона из пьесы "На дне" М.Горького заданный автором Ўлия Падерина лучший ответ это Барон (33года) - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенера, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками. .
Вот что он сам говорит: "Родился я в» золотой колыбели» С самого детства не испытывал нужды ни в чем.... Я был единственным ребенком в семье, и все внимание уделялось только мне. Вокруг постоянно находились слуги, и я не привык что-либо делать сам. Родители мои умерли, и все наследство досталось мне. Сам могу вести хозяйство… Вокруг столько же слуг, я ем все те же дорогие блюда все в тех же дорогих ресторанах, так же играю в игорных домах и салонах. Так я и промотал свое состояние"
.Он прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. В пьесе Барон представлен полностью опустошенным, он ни во что не верит...

Ночлежка у М.Горького стала местом, где сошлись вместе люди разного происхождения, уровня образования и воспитания. Образ и характеристика Барона в пьесе «На дне» - пример попадания на социальное дно помещика.

Прошлое героя

Предками Барона были богатые дворяне. Семья славилась во времена Екатерины и Николая. Дед занимал высокие посты. Имение насчитывало сотни крепостных слуг. Десятки лакеев ходили вокруг «золотого мальчика». Проснувшись утром, лежа в постели, пил кофе со сливками. Удивительное время! Барон вспоминает о тех днях с сожалением. Остальную судьбу можно выстроить по ступеням:
  • Учился в дворянском институте. Не помнит только, чему учился.
  • Служил чиновником в дворянской палате.
  • Женился.
  • Разорился.
  • Попался на трате казенных денег.
  • Был уволен и отправлен в тюрьму.
  • Оказался среди постояльцев ночлежки.
Что стало причиной такого быстрого снижения социального статуса? Лень, отсутствие самостоятельности, привычка жить за счет чужого труда. Еще одна причина – неуважение к труду предков. Юноша не знает, как создавался капитал. Он надеется, что все пойдет само собой, но нажитое многими поколения проходит сквозь пальцы и исчезает в прошлом. Вся жизнь в богатстве проскочила как сон. Дни в ночлежке тянутся медленнее.

Характер

Барон забыл не только свое имя и фамилию, он потерял все, чему его учили. Осталось прозвище, напоминающее о возвышенном происхождении персонажа. Нет изысканных манер, культурных навыков. Остались барские замашки. Мужчине всего 33 года, а кажется, что это измученный судьбой старик. Бывший дворянин говорит, что его жизнь смешна. Сатин не согласен, нет веселого в судьбе, много глупого. Какие характеристики дают герою постояльцы костылевского подвала:
  • Пропащая душа;
  • Пустой человек.
Барон почти привык к нищете, но иногда прорывается наружу «барин». Хочется мужчине чему-то научиться. Он играет в карты, пытается мухлевать, но его быстро раскрывают. Уловки не даются Барону, не помогает и образованность. Избалованный в детстве Барон сохраняет надменность и высокомерие.

Смысл персонажа

Барон – сожитель доброй девушки из подвала Насти. Девчонка занимается проституцией, но увлеченно читает книги, придумывая себе настоящую любовь, надеется на истинные чувства. Дворянский предок смеется над женщиной, называет дурой или дурехой. Ему как будто нравится насмехаться, злить и обижать близкую ему женщину. Барон объясняет свое отношение:

«… я не чета тебе!...Ты мразь…».

Так может поступать только челок с пустой душой, злой и бессердечный.

Барон унижает Настю перед всеми постояльцами подвала. Девушка сравнивает его с червяком, поедающим яблоко (ее), называет несчастным. Автор помогает понять, как добрый, но бедный человек может оказаться выше и чище душой «разложившихся» дворян.

Потеряна и совесть у персонажа. Смеясь над увлечением женщины, он просит у нее денег на вино. Ему не стыдно пользоваться другими, проявляя к ним пренебрежение. Мужчина идет мириться,

«…не помиришься – на выпивку не даст…».

Появись в ночлежке другая, побогаче, Барон сразу к ней переметнется. Нет в нем привязанности и преданности. Хотя в некоторых сценах кажется, что какая-то привязанность все-таки есть.

Серость души

Барон не смог остаться в стороне от спора постояльцев о Луке. Он не согласен со стариком: нельзя ждать лучшей доли, если все потерял. Прошлое не вернуть. Барон растревожен мыслями и философскими рассуждениями Луки. Ему кажется, что он жил не свою судьбу. Переоделся под кого-то и сыграл ту роль, какая досталась. Неловко Барону от этих ролей. Где же тогда истинный Барон? Когда потерял свое лицо? Сколько помнит себя персонаж, у него в голове туман.

Классик подсказывает, такое состояние испытывало целое поколение дворян. Им все преподнесли на блюдечке с золотой каемочкой, оставили для пользования, а как не научили. Быстро разбилось блюдце, и заблудились молодые люди.

Не сформировался характер юноши, не сформировался мужчина. Барон не умеет даже спокойно рассуждать, как Сатин, ничто не греет сердце. Копится только обида, и растет злость из-за растраченного впустую наследства.

Барон не умеет ничего, но легко приспосабливается. Он носит на базар корзины Квашни. Бывший богач гордо вышагивает с коромыслом на плечах. В обращении к нему других жильцов чувствуется насмешка.

образ Бубнова

Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: "...все слиняло, один голый человек остался". Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: "Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!" Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

Образ Насти

Настя – одна из жительниц ночлежки в пьесе «На дне», падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.

Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».

Образ Барона

Обитатель ночлежки. Раньше он был бароном, имел достаточно крупное социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.

Образ Луки

Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о "праведной земле". Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.

Образ Актера

Актер - один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом - Сверчков-Заволжский. А. - пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством - вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.

Образ Наташи

Наташа сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в неё влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет её уехать с ним в Сибирь. Но она честно признается, что не любит его настолько, не верит его намерениям. Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.

Образ Пепла

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Образ Сатина

Константин Сатин - один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. Это человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как "макробиотика", "Сарданапал" и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей "дна". О себе он говорит: "Надоели мне, брат, человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...", "Я был образованным человеком...", "Я много книг читал...". Потом С. посадили в тюрьму почти на пять лет за убийство человека, который обидел его сестру. После тюрьмы он попал в ночлежку и стал сознательно губить свою жизнь. С. - скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к "ничегонеделанию". "Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!..". С. не просто был сброшен на "дно". Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Именно этот герой спорит с Лукой и его позицией "утешительной" лжи. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. С. считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью..." С. осуждает и утешительную ложь: "Ложь - религия рабов и хозяев..." "Правда - бог свободного человека!" "человек - вот правда!" "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!" Но что такое человек для С.? "Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!"

Автор в полифоническом произведении, по определению М. М.Бахтина, не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, "поющих" разными голосами одну и туже тему.

Всё-таки окончательного решения вопроса о правде - свободе - человеке в драме Горького нет. Впрочем, так и должно быть в пьесе, которая ставит "вечные" философские вопросы. Открытый финал произведения заставляет самого читателя задуматься над ними.