Характеристика швабрина из рассказа капитанская дочка. Образ и характеристика Швабрина из повести «Капитанская дочка» Пушкина. Что пытался А. С. Пушкин показать читателям при помощи образа Швабрина

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Швабрин Алексей Иванович — дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман (повесть) из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями, «мятежников» и «покорителей», Пушкин поначалу колебался, кого поставить в центр повествования. То ли, как это было в «Дубровском», дворянина, перешедшего на сторону крестьян (тут прототипом мог стать дворянин-пугачевец Шванвич). То ли пугачевского пленника, сумевшего бежать. В конце концов Пушкин как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая — Ш. (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки фамилий Шванвича и Башарина).

Ш. смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Ш. (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Ш, не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Ш., несомненно, умнее Гринева; он был даже связан сВ. К. Тредияков-ским). Даже когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне, вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Ш. некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке суть месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

И далее «готовый» образ Ш. не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении.
Во время дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Ш. наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Ш. в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Ш. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета — сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что III. удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Ш. тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие главного героя мешает догадаться, что III. умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Ш. в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Ш. остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

Является разжалованный офицер Швабрин Алексей Иваныч, как его представила Гриневу капитанша.

Пушкин дает портрет Швабрина одной строкой: «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым», — так описывает автор его внешность. Но гораздо важнее оказываются его внутренние качества.

Он умен, образован, но для него честь и порядочность – забытые понятия. Этот человек не достоин носить звание русского офицера.

Швабрин понятия не имеет, что значит любить. Поэтому , несмотря на недостаток женихов, не прельстилась на его ухаживания и отказалась выйти замуж. Она в глубине души почувствовала его глубокую непорядочность. И чем Швабрин отплатил за ее отказ? Он старался всячески опорочить ее в глазах других. Причем делал это «за глаза» когда ни супруги Мироновы, ни сама Мария слышать его не могли. И не важно, какими он руководствовался мотивами – желанием отомстить за отказ, или отгородить от Маши потенциальных женихов, сам факт подобного очернения девушки говорит о низости швабринской души. Впрочем, этот человек хулил не только Машу. Он, как баба деревенская, сплетничал о капитанше и других обитателях крепости, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Следующий эпизод, раскрывающий образ Швабрина не с лучшей стороны – это ссора с и последующая . Петр Андреевич написал песенку. По сути это было легкое, стихотворное баловство, которым он захотел по молодости лет похвалиться перед Швабриным. Более опытный отставной офицер высмеял молодого поэта и в очередной раз оклеветал Машу, упрекнув ее в продажности. Юноша, успевший за время службы в крепости поближе познакомиться с дочерью капитана Миронова, вспылил и обозвал Швабрина лжецом и мерзавцем. На что Швабрин потребовал сатисфакции. Перед испытанным дуэлянтом стоял мальчишка, и Швабрин был уверен, что легко разделается с ним. Он прекрасно знал, что дуэли среди дворян были запрещены, но мало беспокоился об этом, был уверен, что с помощью обмана и клеветы легко выкрутится из ситуации. Будь перед ним опытный боец и фехтовальщик, вероятно Швабрин проглотил бы обиду, и отомстил бы исподтишка. Что, впрочем, он, впоследствии все равно сделает.

Но уроки французского гувернера, как оказалось, не прошли для Гринева даром, и «мальчишка» вполне прилично владел шпагой. Рана, которую Швабрин нанес Гриневу, была причинена в тот момент, когда Савельич окликнул своего хозяина, и тем самым отвлек его. Швабрин подло воспользовался моментом.

Пока Петр Андреевич лежал в горячке, противник настрочил анонимку его отцу, в тайной надежде, что старый воин подключит все свои связи и переведет любимое чадо из крепости.

Что ты видим в этом эпизоде с дуэлью, донос, клевета, удар, нанесенный, когда соперник отвернулся. Все эти черты присущи людям с низкой душой. Сюда можно добавить неверие в Бога. На Руси христианство, вера всегда было оплотом морали и нравственности.

Всю свою низость в полной мере Швабрин проявил во время захвата крепости разбойниками. В лице этого солдата, читатель не видит храброго воина. Он один из первых офицеров присягнул . Пользуясь своей «властью» и вседозволенностью, а также беззащитностью Маши, пытался склонить ее к женитьбе. Но Маша ему была не нужна. Он просто бесился от того, что она его отвергла, а с Гриневым мило беседовала перед обедами, любила всей душой. Его целью было стремление разрушить счастье Гринева и Маши, возобладать той, которая его отвергла. В сердце Швабрина нет места любви. В нем живут предательство, ненависть, доносительство.

Когда Швабрина арестуют за связь с Пугачевым, он оклеветал и Гринева, хотя знал прекрасно, что молодой человек не присягал разбойнику, и не был его тайным агентом.

Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

Делая краткую характеристику образа Швабрина, следует отметить, что Пушкин ввел в «Капитанскую дочку» этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, к сожалению, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные отравить жизнь окружающим их людям.

Петр Гринев Алексей Швабрин
Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым, но подвижным лицом
Характер Мужественный, выносливый, смелый, порядочный, прямолинейный, благородный, справедливый и совестливый. Циничный, нахальный, резкий, порывистый, эмоциональный, трусливый.
Общественное положение Образованный дворянин, офицер. Образованный дворянин, офицер
Жизненная позиция Быть порядочным офицером, честно служить государству, защищать слабых, пресекать бесчинство. Занять значимое общественное место. Доказывать любыми способами свою правоту. Искать выгоду во всем.
Отношение к моральным ценностям Бережно относится к морали. Старается не следовать вопреки ее принципам. Не дорожит моральными ценностями, зачастую переступая через них.
Отношения к материальным ценностям Не гонится за богатством, но привык к дворянской жизни в достатке. Ценит деньги и богатство.
Нравственность Нравственный, честный, совестливый. Безнравственный, бессовестный, всех призирает. Забывает о своем долге и чести.
Отношение к семье Мироновых Они стали ему настоящей семьей. Он полюбил из как собственных родителей. Не удостоил их ничем кроме призрения и насмешки. Оклеветал Ивана Игнатьевича, оскорбил Марию.
Отношение к присяге Храбро отказывается присягать Пугачеву и целовать его руку. Готов умереть, но не стать предателем. Без всякого раздумья нарушает присягу. Переходит на сторону бунтовщиков.
Поведение на дуэли Им движет справедливость и благородство. Оскорблена честь девушки, и он, как офицер, должен ее защитить. Ведет честный, смелый бой. Это не первая его дуэль. Ведет себя нечестно. Наносит удар, в то время, когда противник беззащитен.
Отношение к Марии Мироновой Влюблен, уважает чувства Марии, готов ждать ее взаимности и бороться за любовь. Спасает ей жизнь, защищает на допросе. Вряд ли испытывает к ней высокие любовные чувства. Унижает ее, оскорбляет, держит взаперти. С легкостью выдает врагу.
Поведение с Пугачевым Высоко держит голову и не желает унижаться. Храбро отвечает на провокационные вопросы. Сохраняет офицерскую доблесть. Вымаливает свободу, ползая в ногах Пугачева. Унижается и пресмыкается перед ним.
Взаимоотношения Сначала, Швабрин вызывает некую симпатию у Гринева. Но потом резкие высказывания о семье Мироновых, а потом и дальнейшие действия настраивают Гринева против Швабрина. Кроме презрения никаких чувств нет. Считает Гринева слабым. Сначала пытается оказать на него впечатление. Но дальнейшее развитие событий превращает их в антиподы.
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • Алексей Иванович Швабрин - молодой аристократ, офицер, который попал в Белогорскую крепость за то, что на дуэли убил своего соперника. В повести «Капитанская дочка» он показан как низкий, циничный и высокомерный человек. Ко всем жителям крепости он относился с презрением, считая себя лучше всех. Ему очень нравилась дочка капитана Миронова, но он называл Машу дурочкой и распускал о ней сплетни. Как потом оказалось, просто она не согласилась выйти за него замуж и он таким образом мстил ей. В конце повести Швабрин держит её под замком, сажает на хлеб и воду, хочет таким образом добиться взаимности с её стороны. Его подлость не знает границ, для него ничего не стоит оболгать и унизить человека.

    На дуэли с Гринёвым он воспользовался моментом, когда Петра отвлёк Савельич , и ранил его, а потом ещё и рассказал в анонимном письме отцу Гринёва о дуэли. Совершать низкие поступки для Швабрина обычное дело, ведь у него нет ни стыда, ни совести.

    Когда Пугачёв захватывает Белогорскую крепость, Швабрин не задумываясь переходит на сторону бандитов. Он становится предателем, позабыв о том, что давал присягу верно служить императрице.

    Представ перед правительственным судом, Швабрин не успокоился и рассказал, что Гринёв тоже служил у Пугачёва. Он не смог отойти от своих принципов: врать и совершать подлость до конца.

    Меню статьи:

    Без образа Швабрина роман Пушкина «Капитанская дочка» был бы лишен уверенности в торжестве справедливости. Именно благодаря этому герою мы можем вполне оценить благородство Гринева и истинность любви Маши.

    Происхождение и род занятий Швабрина

    Алексей Иванович Швабрин – человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

    Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом.

    Предлагаем ознакомиться с в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

    Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

    Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

    Внешность Швабрина

    Алексей Иванович не отличался приятной внешностью – он был невысокого роста, лицо его было абсолютно некрасивым, трудно было выделить хоть какие-либо приятные черты лица, лицо его отличалось мимической живостью, что еще больше отталкивало. Кожа его имела темный цвет, под стать волосам. Волосы – это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые были привлекательны в Швабрине – они были насыщенно черного цвета и красиво обрамляли его лицо.

    После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

    Арест официальными властями также отразился на его облике – некогда красивые волосы стали седыми, а борода его сбилась и утратила свою привлекательность. « Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

    В целом же его внешность соответствовала человеку ожидающему приговора – он был подавлен и обескуражен.

    Характеристика личностных качеств

    Алексей Иванович обладал крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Несдержанность по отношению к поручику лишила его возможности беззаботно служить в элитных войсках. Вспыльчивость по отношению к Гриневу стала причиной перехода на сторона повстанцев и, как следствии, каторги.

    В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

    Алексей Иванович – нечестный человек. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

    Так или иначе, это отталкивает окружающих от Швабрина – никому неохота общаться с дерзким и коварным человеком.

    Швабрин и Гринев

    Появление Гринева в крепости привнесло некоторое оживление в ее сонную и скучную жизнь. Служащих здесь было не так уж и много, поэтому проблем с выбором компании для времяпровождения не возникало. Гринев говорит о Швабрине: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный и добрый Гринев сумел расположить к себе всех в крепости, в частности дочку коменданта – Машу. Съедаемый ревностью, Швабрин ту же вызывает молодого противника на дуэль. Швабрин практически был убежден в своей победе – он считал, что человек такого возраста как Гринев не может обладать исключительными способностями к фехтованию, но оказалось все наоборот – случайность решила ход поединка –

    Не избавившись от противника на дуэли, Швабрин прибегает к коварству. Он пишет анонимное письмо отцу Гринева о произошедших событиях. Алексей Иванович рассчитывает на то, что разгневанный отец заберет сына из крепости и путь к возлюбленной Маше опять будет свободен, но этого не случается. Швабрину пришлось затаиться и ждать более подходящего случая.

    Спустя некоторое время такая возможность возникла – после арестов участников восстания, к которым принадлежал Алексей Иванович, начались судебные разбирательства. Как раз здесь Швабрин и вспоминает о своей давней обиде на Гринева и приписывает ему игру на два фронта. Однако и на сей раз надежды Швабрина не осуществились: благодаря Маше Гринев был помилован императрицей.

    Швабрин и Марья Ивановна Миронова

    Алексей Иванович Швабрин по своей натуре был человеком влюбчивым. Оказавшись в крепости, он тут же заприметил симпатичную девушку – дочку коменданта крепости. Марья Ивановна не отличалась исключительной красотой, вряд ли она смогла бы конкурировать с первыми красавицами, но все же обладала приятными чертами лица. Со временем Алексей Иванович начинает проявлять к девушке интерес. Ему кажется, что если он и не вызовет симпатию у Марьи, то ее родители убедят девушку ответить взаимностью – семья Швабрина обеспечена, а Мироновых – влачит жалкое существование на грани нищеты.


    Скорее всего Швабрин не испытывает истиной любви к девушке – для него это игра, развлечение. Марья осознает это и поэтому сторонится бесчестного и малопривлекательного человека, чем вызывает негодование и раздражение у Швабрина. Появление в крепости Гринева еще больше накалило отношения между Алексеем Ивановичем и Марией Ивановной. Миронова влюбляется в милого и доброго юношу, а Швабрин не в силах порадоваться их взаимному чувству, а все время старается найти способ отстоять свое призрачное право на любовь девушки. Попытки Швабрина ни к чему хорошему не приводят: Маша только сильнее убеждается в его бесчестности и лицемерии.

    После захвата крепости повстанцами Швабрин запирает девушку и морит ее голодом – он надеется, что таким способом сможет сломить ее и получить желаемое, но Марье помогают спастись, а Алексей Иванович остается ни с чем.

    Швабрин и Пугачев

    Переход Швабрина на сторону повстанцев кажется нелогичным и абсурдным. Ему как представителю аристократии, богатому и состоятельному человеку поддержка мятежа – абсолютно ненужное и неоправданно рискованное дело.


    Первая объективная мысль, которая объясняет такой поступок – это страх за свою жизнь. Пугачев и повстанцы очень категоричны с людьми, не желающими им служить, но, как показывает дальнейшее развитие событий, Швабриным не только руководствовало желание остаться в живых. Швабрин пренебрежительно относился к чужим жизням, но расставаться со своей не спешил. Увидев, как решительно повстанцы расправляются с непокорными, Швабрин дает присягу верно служить Пугачеву.

    Он преданно служит ему и его делу – подстригается на манер казаков и облачается в казацкую одежду. Швабрин ведет в компании с повстанцами себя свободно и не скованно, он настолько вжился в роль, что сложно узнать в нем аристократа.

    Вполне вероятно, что такое поведение Швабрина было всего лишь игрой на публику – вряд ли такой человек, как Алексей Иванович, истинно разделял взгляды и желания Пугачева.

    На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме “Евгений Онегин” А. С. Пушкина.

    Особого доверия образ Швабрина не вызывал у Пугачева – Алексей Иванович был предателем, перешедшим на его сторону. Факт предательства должен был насторожить Пугачева и поддать сомнению искренность его намерений, но, несмотря ни на что, Пугачев делает Швабрина новым начальником крепости, вполне вероятно, что на этот выбор повлияло военное прошлое Швабрина.

    Таким образом, негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А.С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

    Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

    Читая «Капитанскую дочку», осуждая поведение Швабрина, читатель – наверняка – не задумывается о том, что это произведение по-своему уникально в русской литературе. Проблема художественного психологизма – одна из самых сложных и наименее исследованных. Возникла эта проблема, собственно, вместе с литературой и, следовательно, прошла в своем развитии ряд этапов. В 20–30 годы XIX века русская литература уже приобрела настоящую зрелость. Прежде всего – в творчестве Пушкина, который, таким образом, стал учредителем русской литературы. Художественность нашла наиболее полное выражение в создании характеров – как наиболее устойчивых, многогранных и динамических психологических структур, воплощая неповторимость индивидуальности. Именно на этой почве завершилось оформление психологизма как одного из ведущих принципов отражения. Это произошло в тесном взаимодействии с романтизмом и критическим реализмом. Ведь их пафос заключался прежде всего в отображении человеческой индивидуальности, в утверждении ее самостоятельности, в показе ее расцвета и вместе с тем увечий, причиненных социально-историческими условиями жизни.

    Итак, надо полагать, что в российской литературе первой половины XIX века существовали по меньшей мере три формы психологизма. Прежде всего это тот психологизм, который возник, когда предметом литературы считался человек вообще, и над писателями еще тяготели в той или иной степени догмы нормативной поэтики. Однако здесь противопоставлялись уже не «высокое» и «низкое», а «чувствительность» и «холодность»…

    Пушкинские слова в контексте психологизма

    Основной же была и форма психологизма, которая возникла с признанием ценности человеческой индивидуальности. Это способствовало тому, что психологизм окончательно превратился в один из ведущих принципов литературы (да и культуры, пожалуй), наряду с гуманизмом. Тогда в общественной психологии как раз происходили коренные изменения в связи с пробуждением в обществе самосознания, с появлением аналитического подхода к существующему образу жизни. К этой форме психологизма все больше приходили писатели 20-х и особенно 30-х годов.

    «Капитанская дочка» – последнее слово автора. Начал же наш писатель свой творческий путь, когда в литературе непосредственно воспроизводился процесс пробуждения общественного самосознания, а с этим – и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так, нашло отражение «бытовое свободомыслие», по словам Юрия Лотмана, которое ярко проявилось в «буйстве», а также «гусарство», «эпикуреизм», романтическое мироощущение и т. д. Все это – разные проявления самоутверждения личности. И именно с этой точки зрения трактует герой пушкинского произведения такие формы психики как «характер» и «страсть».

    Таким образом, психологизм окончательно оформился как принцип отражения в связи с воспроизведением особого состояния общественной психологии: пробуждение самосознания личности и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так возникла и та форма, которая достигла наивысшего развития в произведениях Пушкина и Гоголя. Конечно, реализовалась эта форма у этих авторов по-разному, ведь Пушкин и Гоголь придерживались далеко не одинаковых концепций гуманизма и к тому же имели дело с разным жизненным материалом. С распространением рефлексии, в частности скептицизма, начался переход к новой форме психологизма, которую открыл уже Лермонтов. Следующий шаг – это психологизм Достоевского и Толстого… А, как видим, начинается все во многом именно с Пушкина.

    Современные рецепции «Капитанской дочки» и образа Швабрина

    Выше мы проанализировали образ Швабрина изолированно. Однако нельзя не признать факта, что литература – это череда рецепций и перевоплощений. Так, мы предлагаем оригинальный взгляд на то, как образ Швабрина перекочевал в современную литературу. В частности, речь идет о творчестве Виктора Пелевина. В своем романе Пелевин использует сюжетный ход пушкинской «Капитанской дочки», а именно – дуэль Гринева со Швабриным. Дуэль эта происходит через сердечный стих к Маше, написанный влюбленным Гриневым и высмеянным Швабриным. В пелевинском «Ампире В» дуэль самом деле проходит в стихах, разных по жанру. Митра пишет подхалимский мадригал, Рома-Рама – инвективу социально-политического звучания.

    У Пушкина и Пелевина тщательно описываются правила дуэли как рыцарского кодекса чести («Капитанская дочка») и как его вербальной имитации («Ампир В»). Дуэль (борьба между героями за сердце Маши в «Капитанской дочке») и спор за приверженность Геры (в «Ампире В») становится поводом для дальнейших самохарактеристик героев. Швабрин, как и Митра, обнаруживает низость и подхалимство. Гринев, как и Рома-Рама, обнаруживает, в свою очередь, историческую проницательность, мудрость, честность, патриотизм. Историческая проницательность героем Пелевина продолжает пушкинские размышления о причинах русской национально-исторической «неидентичности», несоответствия самим себе на различных этапах социального развития. Мысли о трагических последствиях российского исторического хаоса, в основе которого лежат «насильственные потрясения», продолжает почти два века герой постмодернистской эпохи Рома-Рама. Итак, «вечная молодость России» обеспечивается разорванной до основания предыдущей историей.

    Пушкинский интертекст в романе Пелевина выступает, таким образом, консолидирующим культурным фактором, который продолжает самобытную русскую литературную традицию, создает диалог современности с золотым временем русской литературы, тем самым воплощая спасительную преемственность эпох.

    Еще один акцент: Швабрин как двоедушный человек

    Пушкинская система – это классическая система антитезисов, когда положительным персонажам соответствуют герои отрицательные. Швабрин, как мы видели из нашего анализа, воплощает те характеристики, которые ассоциируются с отрицательными фигурами. Подлость, бесчестность, склонность к изменам и предательствам, коварность, жестокость, беспринципность – все это о Швабрине.

    Когда читатель впервые знакомиться с этим героем, то застает того в крепости. Швабрин отбывает наказание «за смертоубийство». Конечно, негативные герои обычно наделены мощным умом, остроумием, привлекательной внешностью, живостью характера, занимательностью речи. Пушкин собирает в образе Швабрина все те черты, которые присущи типичным злодеям. Читатель становится свидетелем развернувшейся драмы – не ревности, но торжества чувства собственности. Швабрин противопоставляется Гриневу – положительному персонажу. Гринев получает то, чего Швабрин получить не смог. То есть любовь девушки. Неудовлетворенность – почти во фрейдовском смысле – толкает Швабрина на гнусные поступки: очернение имени Маши (той самой девушки, как мы помним), ранение Гринева на дуэли, наконец, признание самозванца-Пугачева государем, переодевание, предательство… Швабрин пленяет Машу, пытаясь заставить выйти за него замуж. Конечно, история завершилась благополучно, и Машу освободили из крепости. Однако пушкинская логика разворачивается в ключе «проступок – наказание», в литературном произведении справедливость восторжествовала, однако в жизни случилось бы, вероятно, по-другому. Швабрин же после череды проигрышей, все равно пытается утешиться местью. Однако получает лишь опустошение и окончательную утрату достоинства – как человека.