Икона русского балета. На сцену Марину Семенову привел счастливый случай. Призы и награды Екатерины Максимовой

В день рождения Марины Тимофеевны АиФ.ru вспоминает самые интересные моменты биографии знаменитой танцовщицы

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете Петра Чайковского «Щелкунчик», 1939 год. Фото РИА Новости

Семья

Родилась будущая легенда мирового балета в 12 июня 1908 года, в Санкт-Петербурге, в семье мелкого служащего. Отец рано умер, и мать осталась с шестью детьми на руках. Пришлось выходить замуж снова — одной прокормить столько голодных ртов было невозможно. Конечно, вряд ли Марина стала бы танцовщицей, если бы не счастливый случай в лице подруги матери — Екатерины Кариной , которая увлекалась балетом и вела свой детский танцевальный кружок. Именно в этом кружке впервые раскрылся талант Семеновой — маленькая златовласая девочка покорила всех естественной грацией и природной пластикой. Карина смогла оценить способности талантливого ребенка и уговорила мать и отчима отдать Марину в хореографическое училище. Так в десять лет Семенову повели поступать в училище.

Но приемная комиссия в худенькой маленькой девочке балерину не увидела. Спас ее для будущей карьеры солист Мариинского театра Виктор Семенов — он заступился за однофамилицу и девочку взяли учиться. После поступления Марина переехала из родного дома в интернат. На дворе стояли суровые революционные годы, и жилось всем, а особенно работникам искусства, далеко не сладко.

Первые шаги на сцене

Первый год она занималась в классе Марии Федоровны Романовой , матери Галины Улановой . Марина была ученицей озорной, но очень одаренной, и из первого класса ее перевели сразу в третий — класс знаменитой балерины Агриппины Вагановой , известной своей строгостью к ученикам. Однако, Ваганова покорила новую ученицу своим блеском и между ними установились теплые отношения, продлившиеся всю жизнь.

В тринадцать лет Марина, в качестве ученицы Ленинградского хореографического училища впервые дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта».

Но настоящим триумфальным сценическим дебютом Семеновой стало выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон Кихоте». Критика захлебывалась от восторга, расточая похвалы юной балерине.

Марина Семенова, 1951 год. Фото РИА Новости

После училища Семенову приняли в труппу Мариинского театра, причем сделав для нее исключение: все молодые балерины обязаны были пройти через кордебалет, а Семенову сразу поставили на основные партии. Партнером ее стал Виктор Семенов — тот самый, который принимал ее в хореографическое училище.

Семенов стал для молодой танцовщицы не только педагогом, посвятившим ее в святая святых искусства, но и первой любовью — вскоре Марина и Виктор стали мужем и женой.

Триумф в Большом

В сентябре 1930 года Семенова впервые выступила на сцене Большого театра — в образе Ники в балете «Баядерка». Московская публика отнеслась к прибытию ленинградской балерины настороженно — думали, что справиться с партией ей помешает пресловутый «академизм» балетной школы северной столицы. Однако, Семенова явила сочетание столь безупречной виртуозной техники и страсти исполнения, что Москву захлестнула волна восторга. Выйдя на сцену в обтягивающем тело лифе, в короткой юбке, открывающей сильные ноги и черными косами, змеящимися по плечам, молодая балерина произвела фурор.

Луначарский во время своего визита во Францию хвастался Дягилеву , что в советской России есть еще великие балерины, а Стефан Цвейг , который видел Семенову на сцене, испытал настоящее потрясение, которое подробно описал своих записках.

Семенова стала примой. Особенно запоминающейся в ее исполнении была одна из самых сложных ролей — Лебедя в «Лебедином озере». В этом балете Марина танцевала 25 лет, покорив не только свою родину, но и Запад. Во Франции Семенова покорила зрителей партией Жизель.

Марина Семенова в балете «Пламя Парижа». Фото: РИА Новости

Личная жизнь

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго — сказывалась стремительная карьера молодой балерины. Когда она в 1930 году переехала из родного города в Москву, то познакомилась там со Львом Караханом — революционером и дипломатом. Красота Семеновой тогда расцвела полным цветом, по свидетельствам современников, балерины была неотразима, царственно-прекрасна, а профессиональная пластика придавала ее походке и жестам утонченную обворожительность. Карахан на момент женитьбы на Семеновой был заместителем наркома иностранных дел СССР, дважды женатым отцом троих детей. Однако, балерину «красный» дипломат покорил, и в тот же год она стала его третьей женой. Впрочем, и тут семейное счастье великой танцовщицы длилось недолго — в 1937 году Лев Карахан был отозван с должности и отдан под суд как «враг народа» и изменник. Его расстреляли спустя пять месяцев после ареста, оставив Семенову на положении опальной вдовы.

Конечно же, судьба мужа повлияла на балерину — она надолго оказалась «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Однако, Семенова была столь на виду и обладала таким уникальным (и полезным советскому искусству) талантом, что ее не тронули и она смогла продолжать работать.

Третьим мужем Семеновой стал актер Всеволод Аксенов , которому она родила дочь Екатерину.

Последние годы

Уйдя со сцены, Марина Семенова стала преподавать: до 1960-года она обучала новое поколение балерин в Московском хореографическом училище, а с 1997 года стала профессором РАТИ.

Среди ее знаменитых учеников такие «звезды» отечественного балета как Майя Плисецкая , Нина Тимофеева , Марина Кондратьева , Надежда Павлова , Галина Степаненко , Николай Цискаридзе .

Марина Тимофеевна прожила долгую жизнь и скончалась на 103 году жизни у себя дома, в Москве 9 июня 2010 года.

У Алексея Николаевича Толстого есть записи, в которых он рассказывал о чувствах зрителей после просмотра балета «Лебединое озеро». Он писал, что театральный зал гремел, кричал и неистовствовал, так возвышенно-прекрасно, так совершенно было русское искусство. Петр Ильич Чайковский и Марина Семенова создали в этот вечер праздник торжества и красоты.

Эта балерина стала звездой, озарившей искусством русскую сцену, и вполне справедливо то изречение, что двадцатый век в балете — это век Семеновой. Ей аплодировали простые люди и великие артисты: Немирович-Данченко и Прокофьев, Качалов и Стефан Цвейг. Увидев ее завораживающий танец, все они превращались в восторженных поклонников.

«Тальони двадцатого века», учительница Майи Плисецкой, Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой, Николая Цискаридзе Семенова Марина Тимофеевна прожила 102 года. Ее по праву можно назвать иконой русского балета.

Семенова Марина Тимофеевна. Биография

Родилась эта необычная девочка 12 июня 1908 года в Санкт-Петербурге, в многодетной семье, где отец был мелким служащим. После его преждевременной смерти мать будущей легенды балета осталась одна с малыми детьми на руках и вынужденно вновь вышла замуж, чтобы прокормить семью. Если бы не подруга матери Екатерина Карина, увлекшаяся балетом, Марина Семенова могла бы и не стать балериной.

Екатерина Карина вела свой детский балетный кружок и позвала туда маленькую Марину и ее сестру Валерию. Девочка сразу покорила всех пластикой и врожденной грацией. Подруга матери настояла, чтобы Марину отдали в Ленинградское хореографическое училище. Но в приемном отделении в худенькой девочке не увидели балерину и не приняли бы, если бы не солист Мариинского театра. Виктор Семенов, а это был он, услышав фамилию девочки заступился за свою однофамилицу, и вот таким образом Марина оказалась в интернате для балерин. Это был 1918 год, только отгремела революция, и жилось тогда всем несладко, особенно работникам искусства.

Встреча с педагогом Агриппиной Вагановой

Первый год девочка занималась в классе Марии Романовы, матери будущей звезды балета Галины Улановой. В интернате девочку любили не только педагоги, она имела озорной характер и зачастую пародировала преподавателей. Ее детские шалости вызывали смех у подружек, настолько точно и тонко она подмечала характер педагогов.

Но из-за одаренности девочку сразу перевели в третий класс, который вела знаменитая уже тогда балерина Агриппина Ваганова. Зная строгость и острый язык своей новой учительницы, Марина вначале расстроилась и даже плакала. Но на первом же уроке девочка была покорена артистичностью Агриппины Яковлевны. Именно Агриппина Яковлевна Ваганова не только приучила ее к ежедневному кропотливому труду, но еще научила любить работу. Постепенно из озорной девчушки Марина превратилась во вдумчивую, ответственную и наделенную особым даром балерину. Из любви к педагогу девочка старалась быть во всем первой, каждое движение выполняла лучше других, чтобы заслужить похвалу Агриппины Яковлевны.

Дружба между ученицей и педагогом

Всю последующую жизнь Марина Семенова и Агриппина Ваганова дружили как мать и дочь. Став знаменитой, Семенова прислушивалась к мнению педагога, связь между ними не прекращалась никогда. Письма балерины к педагогу напоминают дневники. Обращалась Семенова к Вагановой либо по имени-отчеству либо же называя ее моя черненькая мамочка.

Агриппина Ваганова научила Марину Семенову всему - от балетной техники до мимики на лице, учила не слушать то, что говорят рядом, не обращать на это внимания, а делать свое дело.

В тринадцать лет Марина дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта», а настоящий триумф произошел, когда девочка пришла в Ленинградский театр оперы и балета. Там она выступила в балете «Дон Кихот».

Виктор Семенов

Закончив училище, Марина сразу поступила в труппу Мариинского театра, причем, видя талант девушки, ее сразу поставили на основные партии. Партнером балерины стал солист данного театра Виктор Семенов, тот самый, который настоял на том, чтобы девочку приняли в училище. Виктор стал для Марины настоящим ангелом-хранителем, он всячески опекал солистку. В итоге между ними вспыхнуло чувство, и они поженились.

В 1930 году Марина впервые выступила в Большом театре столицы, на премьеру пришел весь бомонд Москвы, однако они опасались, что питерская балерина окажется черезчур академичной. Но она сумела покорить скептически настроенную публику своей техникой, а главное, той страстью, которая от нее исходила. Это был балет «Баядерка», Марина вышла в обтягивающем тело лифе и в короткой юбке, длинные черные косы довершали образ. Публика была в восторге. После этого Марине Тимофеевне пришлось работать в Москве, хотя она скучала по Ленинграду. После «Баядерки» балерина предстала в новом для нее образе Флорины. Балет «Спящая красавица» она танцевала вместе в Виктором Семеновым. Он выступал в роли Голубой птицы, а партия Флорины была подготовкой перед ролью принцессы Авроры.

До Семеновой роль принцессы Авроры считалась пассивной, но Аврора-Семенова была совсем другой. Вокруг себя она сконцентрировала все действия, в итоге мечта Принца принцесса Аврора в ее исполнении смогла чувствовать, радоваться, любить, страдать.

Марина Семенова. Личная жизнь

Балерина быстро стала примой в Большом театре, выступала в разных спектаклях, особенно ей удавалась роль Одетты в балете «Лебединое озеро», который она танцевала двадцать пять лет, покорив не только отечественную сцену, но и зарубежную. В Париже ее видел знаменитый писатель Стефан Цвейг и был потрясен игрой советской балерины. Французам особенно запомнился балет "Жизель".

По всему Парижу висели афиши, призывающие прийти в «Гранд-опера», чтобы увидеть, как советская балерина выступит в балете «Жизель». Ее партнером становится Серж Лифарь, который, в свою очередь, приходит в полный восторг от Семеновой. Он говорил, что Марина постигла все тайны своего искусства, соединив все его составляющие с невероятным темпераментом и выразительностью.

Второй брак балерины

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго, после переезда Марины в Москву, в 1930 году (ей исполнилось 22 года) она повстречалась со Львом Караханом - советским дипломатом. На тот момент Карахан был заместителем наркома иностранных дел, дважды был женат и имел троих детей. А Марина Семенова, балерина от бога, в этот период поражала всех не только талантом, но и внешним видом. Ее природную красоту дополняла царственная походка и осанка. Несмотря на немалую разницу в возрасте, они поженились в год знакомства.

Но наступал 37-й год, и счастье супругов длилось недолго, Льва Карахана сняли с должности и арестовали как врага народа. А расстреляли мужа Семеновой через пять месяцев после ареста, так в 28 лет балерина стала вдовой. Талант Марины спас ее на этот раз, как жена врага народа, она стала «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Но имя балерины было настолько на слуху, что ее побоялись тронуть.

Третьим мужем Марины Семеновы стал Всеволод Аксенов — советский театральный актер, мастер художественного слова. От него у нее родилась дочь Екатерина, которая последует по стопам матери и станет балериной.

Прима Большого театра

До 1952 года танцевала на сцене Большого театра Марина Семенова. Балерина за весь период своего творчества успела воплотить образы Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского, Жизели в одноименном балете Адана, Раймонды в балете «Раймонда» Глазунова, Никии в «Баядерке» Минкуса, Маши в балете «Щелкунчик» Чайковского, Китри в «Дон Кихоте», Эсмеральды в «Соборе Парижской Богоматери» и во многих других спектаклях.

Она постоянно что-то придумывала. Так, для роли Золушки она решила надеть специальное платье с кринолином. Ее партнер по этому балету Леонид Жданов вспоминал, что когда она вышла в балете «Золушка» в шляпке, весь зал аплодировал стоя.

Педагогическая деятельность Марии Тимофеевны

Несмотря на то что Марина Тимофеевна Семенова была примой во всех балетных постановках, она еще решила танцевать в операх. Именно благодаря ей потом многие балерины стали вводиться в оперные спектакли. Эта женщина не сидела на месте, таким образом она приобретала зрителей.

Семенова Мария Тимофеевна умела покорять публику, ей было подвластно все. Однажды во время «Лебединого озера» балерина поскользнулась во время спектакля и упала. Лежа на одном бедре, Марина Семенова умудрилась поднять в одну сторону ноги и, с помощью рук изображая птицу, станцевала таким образом этот кусок в балете. Последний спектакль, где танцевала Марина Тимофеевна был «Иван Сусанин». Когда она вышла с «Вальсом», начались овации, весь зал встал и аплодировал, пока исполнялся вальс.

Ученики балерины

Как педагог Марина Тимофеевна учила не только танцевать, она в каждом раскрывала личность. Магия ее таланта преображала всех учеников и продолжала жить в тех образах, которые они создавали на сцене. Многие из ее учениц рассказывали, что балерина была необыкновенно женственной. В балете «Раймонда» она поворачивалась спиной к залу и продолжала танцевать. Это было необыкновенно красиво и величаво, Семенова умела себя подать, как скульптор, балерина оттачивала каждое танцевальное движение, ее линии всегда были отточены, красивы. Ее ученик Леонид Жданов говорил, что она научила его так чувствовать партнершу, как никто другой.

Николай Цискаридзе, придя в балетное училище, где преподавала Марина Тимофеевна, со временем понял систему, с которой она подходила к каждому подопечному. Сначала на новичка она не обращала (казалось бы) никакого внимания, затем для ученика наступало время похвалы, при этом она смотрела, как он ее воспринимает, а затем наступало время критики. После того как ученики выдерживали все эти этапы, начиналась настоящая работа.

Николай Цискаридзе

Цискаридзе рассказывал, что до восемнадцати лет его воспитывала и вырастила мама, а затем он стал абсолютным «продуктом» балерины. Марина Семенова учила его как надо есть, как надо одеваться, как надо ходить, как надо встать, как надо подать руку — это было не просто участие в судьбе артиста, это поддерживало, заставляло думать и двигаться дальше.

Балерина считает, что жизнь артиста очень трудна, и карьеру делать нелегко. Надо много работать, вовремя выступить и вовремя станцевать. Сцена как решето просеивает плевелы, публику никогда не обманешь, считает балерина.

Благотворительная деятельность

Незадолго до своего 95-летнего юбилея Марина Семенова переехала в Петербург в свою альма-матер, в хореографическое училище, ныне Академию русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Специально для нее ученики подготовили балет «Жизель», который прима театра по достоинству оценила.

По воспоминаниям Николая Цискаридзе, Марина Тимофеевна была очень хлебосольным и добрым человеком. В театре не было случайных людей для нее, она всегда все про всех знала и всем помогала, часто и материально. Цискаридзе видел это собственными глазами, а на его безмолвный вопрос Марина Тимофеевна отвечала, что эти люди не так много зарабатывают, и она должна им помочь. По сути, она занималась благотворительностью.

Столетний юбилей балерины

Столетний юбилей любимицы публики праздновали с размахом. В Большом театре собрались все ее друзья, родственники и, конечно же, ученики. Показывали отрывки из тех балетов, где в свое время блистала Марина Тимофеевна Семенова. Это и балет «Спящая красавица» Чайковского, и «Золушка» Прокофьева, и «Лебединое озеро», и «Раймонда» и так далее.

Артистическая судьба этой женщины оказалась на редкость удачной, в 1937 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а спустя несколько лет, в 1951-м - звание народной артистки РСФСР.

Но главное — Марина Тимофеевна пользовалась неограниченной любовью зрителей. Один из критиков писал, что спектакли с ее участием превращались в праздник советского балета.

Легендарная балерина Марина Семенова, "самая танцующая балерина века", как ее называли критики и поклонники, сегодня днем ушла из жизни. Ей был 101 год. О кончине одной из главных прим русского балета всех времен сообщил гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов.

"Большой театр, как и весь русский балет, скорбит. Ушла легенда, с которой связаны лучшие страницы истории Большого театра. До последней минуты Марина Тимофеевна Семенова оставалась верна Большому театру, где вначале блистала как прима-балерина, затем была мудрейшим и необходимейшим педагогом. Фактически, самим своим существованием она определяла высочайшую планку русского балета", - заявил он.

Мария Семенова танцевала в Большом театре с 1930 по 1952 годы. Она исполняла партии в классических балетах, таких как "Лебединое озеро", "Жизель", "Баядерка", "Щелкунчик". После этого Семенова преподавала в Большом театре и Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии).

Среди ее учеников и учениц множество знаменитостей, в том числе Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Нина Ананиашвили, Наталья Бессмертнова, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина, Галина Степаненко, Надежда Павлова.

Краткая биография

Марина Семенова родилась в Санкт-Петебурге в 1908 году. С детства она посещала танцевальный кружок, затем поступила в Ленинградское хореографическое училище, которое закончила в 1925 году. После окончания училища в течение пяти лет она танцевала в Лениграде на сцене Государственного академического театра оперы и балета.

В 1930 г. балерина переехала в Москву, где началась ее двадцатидвухлетняя карьера в Большом театре. За это время Семенова исполнила партии в классических балетах, в том числе в балете "Лебединое озеро" Чайковского (Одетта-Одилия), "Жизель" (Адана), "Раймонда" Глазунова (Раймонда), "Баядерка" Минкуса (Никия), "Щелкунчик" Чайковского (Маша).

В 1935-1936 гг. Семенова выступала в Парижской национальной опере - в балете "Жизель" и в концертных программах. Также она снялась в фильмах "Концерт-вальс" (1941) и "Большой концерт" (1951). С 1952 г. Семенова занималась преподавательской работой.

Личная жизнь балерины сложилась не очень удачно. Первым супругом стал ее преподаватель и однофамилец Виктор Александрович Семенов. С ним она вскоре рассталась. Затем Семенова стала гражданской женой известного революционера и дипломата Льва Карахана. В 1937 г. он был арестован, приговорен к смертной казни и в тот же день расстрелян. У Семеновой также есть дочь от актера Всеволода Аксенова - Екатерина Аксенова, в прошлом тоже артистка балета Большого театра.



Семёнова Марина Тимофеевна – педагог балета Государственного академического Большого театра СССР, народная артистка СССР, город Москва.

Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге семье служащего. Русская, урождённая Шелоумова. В 1925 году окончила класс А.Я.Вагановой Ленинградского хореографического училища и в том же году была принята в Театр оперы и балета в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), где была ведущей танцовщицей. В 1930 году перешла в Государственный академический Большой театр СССР. Среди партий: Жизель («Жизель» А.Адана), Раймонда («Раймонда» А.К.Глазунова), Никия («Баядерка» Л.Ф.Минкуса), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» П.И.Чайковского).

Для искусства М.Т.Семёновой были характерны безукоризненная выразительность пластики, энергичная полётность прыжка, особая устойчивость, необычайная женственность. Она придавала классическому танцу простоту и естественность, внося в характер героинь старых балетов новые социальные акценты.

Одной из первых советских балерин начала гастролировать за рубежом. В 1935-1936 годах по приглашению С.М.Лифаря, руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы, выступила на сцене этого знаменитого театра (партнёром был сам С.М.Лифарь) – три раза в «Жизели» и три раза в программе, включавшей фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана», а также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета – ветеранов Парижской оперы.

2 июня 1937 года ей было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1951 году – звание «Народный артист РСФСР», а 30 января 1975 года – звание «Народный артист СССР».

В 1952 году закончила карьеру танцовщицы. Балерина, отличавшаяся технической виртуозностью, царственностью манер, скульптурностью поз и независимостью нрава на сцене и за кулисами, имела невероятное число поклонников, сумевших сохранить и донести до наших дней её «легенду». Несмотря на то, что была «первой среди равных» балерин своего поколения, чудом избежала репрессий (их не избежал её муж), почти не получала премьер и была вынуждена рано уйти со сцены. В 1937-1938 годах находилась под домашним арестом.

В 1953-1960 годах педагог Московского хореографического училища. С 1953 года балетмейстер-репетитор Большого театра СССР. В 1960 году стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А.В.Луначарского (ныне – Российская академия театрального искусства, РАТИ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1988 года за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства Семёновой Марине Тимофеевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1997 года профессор РАТИ. Под её руководством совершенствовали своё мастерство ведущие артисты театра многих поколений, среди которых народные артисты СССР и России – М.М.Плисецкая, Н.В.Тимофеева, М.В.Кондратьева, Н.И.Бессмертнова, С.Д.Адырхаева, Л.И.Семеняка, Н.В.Павлова, Г.О.Степаненко, Н.М.Цискаридзе и многие другие.

Её 100-летний юбилей отмечался Большим театром в 2008 году.

Жила в городе-герое Москве. Скончалась 9 июня 2010 года, на 102-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждена советскими орденом Ленина (13.06.1988), тремя орденами Трудового Красного Знамени (2.06.1937, 27.05.1951, 29.05.1978), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (22.05.1998), медалями, знаками «175 лет ГАБТ СССР» (1951), «200 лет ГАБТ СССР» (1976), «225 лет ГАБТ России» (2001), «Большой театр» (1981).

Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1941), Государственной премии РФ (2003), премии Президента РФ (2004), премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (1997), премии «Бенуа де ля данс» в номинации «За жизнь в искусстве» (2003), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004), Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» (2007).

Снялась в фильмах «Концерт-вальс» (1941) и «Большой концерт» (1951). Творчеству балерины посвящена книга Светланы Ивановой «Марина Семёнова» (1965, Москва).

В первом браке (с 1920-х годов) была замужем за солистом Мариинского театра Виктором Александровичем Семёновым (1892-1944), впоследствии педагогом Ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, заслуженным артистом РСФСР (1939). Во втором браке (гражданском; с 1930 года) была замужем за дипломатом Львом Михайловичем Караханом (1889-1937), послом СССР в Турции (1934-1937); в 1937 году был арестован и приговорён к смертной казни (реабилитирован посмертно в 1956 году). В третьем браке (гражданском) была замужем за драматическим артистом и мастером художественного слова Всеволодом Николаевичем Аксёновым (1902-1960), заслуженным артистом РСФСР (1947), лауреатом Сталинской премии 1-й степени (1948). Дочь М.Т.Семеновой – Екатерина Всеволодовна Аксёнова, в прошлом артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, ныне – педагог-репетитор.

12 июня 1908 - 09 июня 2010

русская балерина, балетмейстер, народная артистка СССР

Биография

Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей. Через некоторое время появился отчим – Николай Александрович Шелоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь девочки изменила подруга её матери, Екатерина Георгиевна Карина, которая вела танцевальный кружок, куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны девочку решили отдать в хореографическое училище.

В Ленинградском хореографическом училище в тринадцатилетнем возрасте Марина Семёнова дебютировала в своей первой роли в одноактном балете Льва Иванова «Волшебная флейта». Также в училище она станцевала Повелительницу дриад в балете «Сильвия» в постановке Самуила Андрианова. Ленинградское хореографическое училище Семёнова окончила в 1925 году по классу Агриппины Яковлевны Вагановой, для которой была одной из первых и самой любимой ученицей. Дебютом на профессиональной сцене для выпускницы стала партия феи Наилы в балете «Ручей», который Ваганова возобновила специально для неё.

В 1925-1929 годы танцевала в труппе Ленинградского театра оперы и балета. В 1929-1930 годах гастролировала по СССР со своим первым мужем В. А. Семёновым. В 1930 году балерина была принята в Большой театр, где выступала вплоть до 1952 года. В 1935-1936 годах выступала в Парижской национальной опере - в балете «Жизель» А. Адана и в концертных программах, включавших фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана». Партнёром Марины Семёновой был Серж Лифарь, по приглашению которого она и прибыла. Она также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета ветеранов Парижской оперы.

С 1953 года Семёнова - педагог-репетитор Большого театра. Среди её учеников - Майя Плисецкая, Римма Карельская , Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева , Наталья Бессмертнова, Татьяна Голикова, Людмила Семеняка , Надежда Павлова, Нина Семизорова, Нина Ананиашвили , Инна Петрова, Галина Степаненко, Елена Андриенко, Николай Цискаридзе.

В 1954-1960 годах Марина Семёнова преподавала в Московском хореографическом училище. В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в ГИТИСе. С 1997 года - профессор.

9 июня 2010 года Марина Семёнова скончалась у себя дома в Москве. Похоронена 17 июня на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Первый муж - однофамилец балерины Виктор Семёнов, солист Ленинградского театра оперы и балета и педагог Ленинградского хореографического училища. Брак оказался недолгим.

В 1930 году, переехав в Москву, Семёнова стала гражданской женой видного советского государственного деятеля Льва Карахана . Через несколько лет, в 1937-м он был арестован, а 20 сентября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день в здании ВКВС (кремирован в Донском крематории; посмертно реабилитирован в 1956). Арест мужа не мог не сказаться на судьбе балерины.

Общая дочь с Всеволодом Аксёновым - Екатерина Аксёнова, в прошлом артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, позже перешла на педагогическую работу.

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета

  • 1925 - «Ручей» Л. Минкуса , хореография М. Петипа, возобновление В. Пономарёва и А. Вагановой - Наила - первая исполнительница
  • 1925 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Повелительница дриад
  • 1925 - «Спящая красавица»