Имя прилагательное о е после шипящих. Буквы о — е после шипящих в суффиксах существительных

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока

Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Тип урока

Первичное предъявление знаний.

Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты

Обучающийся научится : объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия

написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Основные : Учебник

Дополнительные : карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы

ХОД УРОКА.

    Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .

Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.

2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке

твердые мягкие

, , ж ш , ч щ

Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?

Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.

Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя

До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было. 29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.

Кто и когда предложил внести ё в письменность?

Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?

А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.

Смотрим видеофрагмент

Необычная речь для нас, правда, ребята?

Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.

Взаимооценка

Внимание на доску, прочитайте слова

Мужич.к, подуш.чка.

Плюш.вый,еж.вый.

Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?

(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».

Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.

Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.

Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)

Формулируют тему.

Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)

Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?

Дети определяют

Учитель подводит итог.

Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

3.Открытие нового знания. Организация исследования.

Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило. Я предлагаю поработать в группах.

1 группа

Мышонок, крошечка.

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод .

ВЫВОД:

(указать чась речи)

а без ударения___.

2 группа

Моржовый, ключевой.

План исследовательской работы

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод : какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения .

ВЫВОД:

Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________

(указать чась речи)

под ударением пишется буква_____ ,

а без ударения___.

(Читают ответы)

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?

Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?

Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?

Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.

Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?

(Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)

4. Первичное восприятие нового материала.

Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме

-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?

Коллективная работа

Физминутка

1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.

На носочки поднялись

И достали неба высь.

Руки вниз мы опустили –

Искупались в море синем.

Повернитесь. Улыбнитесь,

И за парту вновь садитесь.

5. Первичная проверка понимания

Цель: проверить степень усвоения нового материала

Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о

Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый

Работа в паре.

-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

Самопроверка. Оценить.

6 .Самостоятельная дифференцированная работа

Цель: формировать навыки использования изученного материала.

- У вас в файлах лежат карточки. Прочитайте задания.Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы. Другую карточку уберите на край стола.

От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.

Кумач, ёрш, камыш, ландыш

Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.

1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

Тест. Самопроверка

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок
2) щипцы
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящегогласный звук ударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1)лисиц…й
2) улиц…й
3) камыш…вый

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обсуждение и запись домашнего задания.

1) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой

2) уч. стр. 136, упр. 104

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Оценка

Наш урок подходит к концу.

Продолжите предложения.

1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист

Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________

1. Перечислите шипящие согласные звуки:

Шипящие твердые шипящие мягкие

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Володарская средняя школа

Конспект открытого урока

русского языка

в 6Б классе по теме:

«Гласные О и Е после шипящих

в суффиксах прилагательных»

Составила учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Курбатова Нина Сергеевна

Ульяновск, 2018

Цели урока:

Обучающие:

    Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .

    Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.

Развивающие:

    Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.

    Развитие умения применять знания на практике.

    Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

    Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

Тип рока : урок «открытия» нового знания

Вид урока : урок-исследование

Технология : проблемно-диалоговая

Оборудование : проектор, карточки, иллюстративный и раздаточный материал, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Мотивация к учебной деятельности

(20 сек).

Здравствуйте! Меня зовут Нина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Я очень рада всех вас видеть.

Готовятся к восприятию информации.

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника

Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели

(7 мин)

Сегодня мы с вами побудем в роли лингвистов – исследователей. Нам предстоит в течение урока вести свой дневник, занося в него записи по исследуемому материалу. Прошу Вас взять в руки дневник лингвиста – исследователя и записать в него свою фамилию и имя.

1 задание. Исследование слов. Классификация их по признаку.

Выписать слова с орфограммами:

Для первого ряда «Буквы О-Е после шипящих в корне слова»

Для второго ряда «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе существительных»

Для третьего ряда «Буквы О-Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»

Запишите в соответствующий столбик слова, классифицируя их по месту нахождения орфограммы в слове (корень, суффикс, окончание).

Реш..тка, улиц..й, врач..м, собач..нка, доч..нька, ж..лудь, ш..рох, друж..к, еж..вый, колю..го, пищ..вой, бельч..нок, свинц..вый.

1 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в первый столбик: реш..тка, ж..лудь, ш..рох. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от корня и ударения. А также подбора однокоренных слов ) Зарисовываем схему.

2 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали во второй столбик: собач..нка, доч..нька, друж..к. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от суффикса и ударения ) Зарисовываем схему.

3 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в третий столбик: улиц..й, врач..м, колюч..го. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от окончания и ударения ) Зарисовываем схему.

Хорошо справились. Ребята, а какие слова остались без группы? (прилагательные). Почему? Давайте попробуем и для них по аналогии озаглавить и четвертую колонку таблицы – «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных».

Как будет звучать тема нашего урока? «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных». Запишите тему урока в дневник исследователя.

Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, классифицирует слова по месту нахождения орфограммы в слове.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3

Постановка проблемы

(2 мин.)

Какова цель нашего исследования? (Наша цель – Выработка умения применять правило написания букв О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- ).

Чтобы достичь цели исследования, нам нужно выполнить три задачи.

- Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?

1) Сформулировать правило правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-.

2) Составить алгоритм работы с орфограммой. Закрепить правило в ходе выполнения заданий.

3) Выработаем навык различения правописания букв о , ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи.

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем.

4

Открытие нового знания.

(3 мин.)

Молодцы! А теперь, не обращаясь к источникам, по аналогии с первыми тремя столбиками попробуем исследовать 4 столбик и вывести самостоятельно правило.

Еж..вый, пищ..вой, свинц..вый.

Что объединяет эти слова? (суффикс) Выводим схему.

Сформулируйте правило. Когда пишется буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных?

1. Обратимся к справочному материалу: стр.28 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами . (Учащиеся говорят правило).

- Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?

Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради).

Подводят итог: справились с первой задачей урока

Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

5.

Первичное закрепление

(4 мин.)

Физкультминутка (2 мин)

2 задание. Составить алгоритм работы с правилом.

    Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в дневниках.

Составление алгоритма фронтально. Прокомментируем составленный алгоритм.

АЛГОРИТМ

1.Определить часть речи (существительное)

2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)

3.Куда падает ударение?

4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.

- Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?

Физминутка (под музыку движения)

Работают с опорным конспектом алгоритма, заполняют его.

Повторяют движения под музыку за учителем.

Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

6.

Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин.)

Давайте применим наш алгоритм на практике.

Прием Орфографическая эстафета.

Учитель выдает ученику на первом ряду карточку со словами. Ему предстоит самостоятельно вставить пропущенную орфограмму в одно слово, объясняя ее. Дальше он передает листок соседу по парте. И так по цепочке до конца и обратно. Каждый учащийся выполняет по 2 слова всего.

СТРОЖ…ВОЙ КАТЕР

КАМЫШ…ВЫЙ ШАЛАШ

КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА

ОТЦ…ВСКИЙ РЮКЗАК

ТАНЦ…ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ

СИТЦ...ВОЕ ПЛАТЬЕ

ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

Проверьте себя!

Первый ряд у нас будут экспертами. Вам я отдаю работы групп. По контрольному листу вам следует проверить работы, оценить их.

А пока эксперты работают, мы с вами еще раз повторим нашу схему и алгоритм правописания изучаемой орфограммы.

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.


7.

Самостоятельная работа.

3 мин

А теперь проверим, как вы усвоили данное правило. Правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц (в корне, суффиксе, окончании)

Задание: Укажите правильный вариант ответа .

1. В корне пишется буква Ё

а) ш..лк б)ш..к в)ш..рты г)ш..фёр

2. В суффиксе пишется буква О

а) деш..вый б)ч..рный в)глянц..вый г)сач..к

3. В окончании пишется буква Е

а)саж..й б)ключ..м в)карандаш..м г)сыч..м

4. В суффиксе пишется буква Е

а)отц..вский б)лягуш..нок в)кварц..вый г)червяч..к

5. В суффиксе пишется буква О

а)ситц..вый б)глянц..вый в)образц..вый г)марганц..вый

Самостоятельная работа в виде выбора уровня сложности в форме теста с последующей взаимопроверкой.

5 верных ответов – 5 баллов

4 верных ответа – 4 балла

3 верных ответа – 3 балла

2 верных ответа – 2 балла

1 верный ответ – 1 балл

8.

Итог урока. Рефлексия

(2 мин.)

Что нового вы сегодня узнали?

Чему научились? Что открыли для себя?

С какими проблемами столкнулись? Что было трудно?

Отвечает на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.

9

Домашнее задание

(1 мин.)

Разноуровневое домашнее задание.

Составить диктант из 20 слов по теме «Буквы О и Ё после шипящих и Ц» или выполнить

- упр. 363 (распределить слова в 4 группы)

- упр. 362 (заменить словосочетания )

Выбирают задание из предложенного.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.

10

Рефлексия (1мин.)

Прием Лестница успеха

Дети подходят и размещают человечка (себя), на той ступеньке, которая им ближе всего.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урахчинская основная общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

«Написание О и Е после шипящих

в окончаниях и суффиксах

существительных и прилагательных»

(урок русского языка в 4 классе)

Подготовила и провела

учитель начальных классов Чугунова Любовь Николаевна

2016 год

Тема: Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Цель: формирование правописания о, е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Задачи: - выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи (существительные, прилагательные), морфем слова;

Создавать условия для развития навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных у младших школьников.

Развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Тип урока : урок изучения нового материала.

УУД: предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные : освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты : обучающийся научится объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия: написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Ресурсы : Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник 1 ч.;

Байкова Т.А. Русский язык. 4класс: Тетрадь для самостоятельных работ №1; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, таблицы с выводами и алгоритмом работы над написанием О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, план урока, презентация.

Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Ход урока:

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Начнем урок русского языка.

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, проверьте свою посадку, запишите число 12 декабря, классная работа.

Исследование языкового материала .

У: ребята. Обратите внимание на доску. На доске написаны словосочетания. Почему после шипящих поставлены разные гласные в следующих словах?

В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

сторож е вой катер пушистый снеж о к

в больш о м доме теплым луч о м

еж о вые рукавицы огромной чаш е й

Вы можете воспользоваться подсказкой. (разобрать слова по составу)

Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему. (Гриша работает на листочке)

В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

Предполагаемый ответ : гласные суффиксе, окончании и пишутся по-разному.

У: о чем будем говорить на уроке?

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА

Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

(Тему урока на доску)

ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

(продолжить предложения) :

1. Познакомимся ………..

2. Закрепим правописание …………

3. Проверим свои ………….

II . Актуализация знаний учащихся о правописании О и Е после шипящих в суффиксах существительных

У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН

Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка. (работаем в группах)

Д: вставляют нужные буквы

У: Ребята , возникли трудности при написании слов.

Д: да

У: какие трудности?

Д: написание букв о-е после шипящих

Что же получается? Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать после шипящих в суффиксе О или Ё.

У: как же решить проблему? Посмотрим в какой части слова находится данная орфограмма?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образованы данные слова.

Д: Слово бочок образовано от основы слова бок при помощи суффикса -ок. Значит эта орфограмма находится в суффиксе.

Запись в тетради столбиком слов: бок-, баран-, т.д.

Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е, если эти существительные образованы от других существительных:

мужич о к – (от мужик);/

скворчонок – (скворец);/

овражек – (от овраг);/

У: Расставляем ударения в словах на листочках. Проверяем, правильно ли вставили пропущенные буквы после шипящих, используя правило. Записываем данные слова. Какое чередование видим? (к/ч, н/ш, т.д.)

III . Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

    Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д: лу ч ок – лу к

стари ч ок- стари к

бо ч ок – бо к

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Наклонились вправо, влево

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

IV . МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в безударном положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

У: А какие буквы пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих?

V . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правило летучей мыши стр.136.

У пражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите, что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить ударение и выделить суффикс.

(взаимопроверка)

У: У вас на столах есть карточки со словами. У меня тоже есть карточки со словами. Я поднимаю карточку, а вы составляете словосочетание, выбрав из списка подходящие по смыслу существительные и поставив их в нужную форму.

1 группа слова прилагательные: ключ…, камыш…, морж…, ёж… .

2 группа слова существительные: вода, заросли, ус, семейка.

У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

Правило летучей мыши, стр.137

Выполнение упражнения 106, стр.137

VII . Итог урока Рефлексия. ( Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Наш урок подошёл к концу.

Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

Возьмите тот смайлик, который скажет о вашем настроении на уроке.

    Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока?

    Приложение

    В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

    сторож е вой катер пушистый снеж о к

    в больш о м доме теплым луч о м

    еж о вые рукавицы огромной чаш е й

    Боч..к, бараш..к, снеж..к, барсуч..нок, веноч..к, платоч..ек, пастуш..к.

    ключ…

    камыш…

    морж…

    ёж…

    вода

    заросли

    ус

    семейка