Интеллектуальные передачи. Самые интересные передачи: рейтинг, список лучших, описание и отзывы

Телекомпания НТВ закрыла "Свою игру" - телевикторину, завоевавшую за 19 лет в эфире статус главной интеллектуальной передачи страны. Пока многочисленные поклонники игры обсуждают, что стало причиной такого решения - низкие рейтинги или происки врагов - "Лента.ру" вспоминает самые интересные телевикторины, по разным причинам исчезнувшие из российского телеэфира.

"Проще простого"

Программа больше всего запомнилась в период с 1994 по 1996 годы, когда ее ведущим был Николай Фоменко. Строилась она по принципу игры в "крестики-нолики": в гигантском квадрате 3 на 3 клетки сидели известные личности, отвечавшие на вопросы. От игрока требовалось согласиться или не согласиться с ответом. Если он выбирал правильно - в квадрате ставился выбранный им знак, если неправильно - знак соперника. Отличительная черта - привязчивая песенка в заставке и невероятное по нынешним меркам обилие спонсоров. Как и многие отечественные телеигры, имела американский прототип - программу Hollywood Squares .

"Золотая лихорадка"

Довольно эксцентричное, даже по меркам российского ТВ конца 90-х, шоу Леонида Ярмольника. Главное в "Золотой лихорадке" было в антураже. Актер в образе дьявола сыпал сакраментальными фразами и перемещался по металлической решетке, отделявшей его от игроков. С игроками взаимодействовал, главным образом, его ассистент - карлик в плаще с капюшоном. В каждой передаче участвовали 30 человек, которые, отвечая на вопросы, отчаянно боролись между собой за унции и килограммы драгоценных металлов. Главный приз суперфинала - пуд золота.

"Слабое звено"

Эту программу некоторое время тоже вел Николай Фоменко, но своей популярностью в России "Слабое звено" во многом обязано первой ведущей - Марии Киселевой. Знаменитая синхронистка очень органично смотрелась в роли бесстрастного наблюдателя за людскими пороками: в каждом из раундов игры один из игроков по коллективному решению остальных объявлялся "слабым звеном" и выбывал из борьбы за главный приз. Телеигру, заставлявшую игроков демонстрировать самые неприятные свои качества, всерьез обвиняли в излишней жестокости, что не помешало ей продержаться в эфире четыре года - с 2001-го по 2005-й.

"Русская рулетка"

Еще одна попытка добавить интеллектуальному шоу страстей и адреналина. В программе Валдиса Пельша игрок за свою ошибку рисковал "провалиться в бездну". В буквальном смысле: каждый из шести участников стоял на люке, которые открывались случайным образом после неверного ответа. Провалиться мог любой игрок - необязательно автор неправильного ответа. В первом раунде открывался только один люк. По мере приближения к финалу их становилось все больше. В последнем туре вероятность упасть в люк была крайне высока; зато на этой стадии вместе с игроком провалиться мог и сам ведущий.

"О, счастливчик!"

Русскоязычная адаптации британской игры "Who Wants to Be a Millionaire?" некоторое время была одной из самых популярных телевикторин на отечественном телевидении. Один игрок должен был ответить на 15 вопросов, чтобы выиграть миллион рублей. Некоторые реалии игры - например, подсказка "Звонок другу" - прочно вошли в язык. Копируя манеру иностранных коллег, ведущий Дмитрий Дибров основательно трепал участникам нервы и только потом объявлял правильный ответ.

"Брейн-ринг"

Спортивный вариант телевикторины "Что? Где? Когда?" и одна из немногих по-настоящему интеллектуальных игр на российском ТВ. Две команды из шести знатоков каждая отвечали на вопросы на скорость. Вопросы, по традиции, задавались не на знание, а на логическое мышление. Наряду с капитаном команды особо ответственную должность занимал игрок, "сидевший на кнопке" - его главной задачей было подать сигнал о готовности ответа раньше другой команды, но не раньше, чем ответ был действительно готов. Программа выходила с 1989 по 2000 год, в 2010 году на короткое время возродилась на канале СТС.

"Своя игра"

И, наконец, "Своя игра" - аналог американской телевикторины "Jeopardy!", продержавшийся в российском телеэфире почти 20 лет. В приведенном ниже видео - кот в мешке, "Эрих Краузе", вопрос-аукцион и великий Онотоле, поверженный спортивным редактором "Ленты.ру" Ярославом Котышовым.

19 февраля 2016

Различные шоу, в которых участники соревнуются в силе ума, являются одной из самых главных составляющих развлекательного телевидения. «Телепрограмма» вспомнила самые рейтинговые интеллектуальные игры российского ТВ

Различные шоу, в которых участники соревнуются в силе ума, являются одной из самых главных составляющих развлекательного телевидения. «Телепрограмма» вспомнила самые рейтинговые интеллектуальные игры российского ТВ.

«Что? Где? Когда?»


Источник: Instagram

Первый выпуск программы вышел в эфир в 1975 году. Проект был придуман режиссёром Владимиром Ворошиловым и редактором Наталией Стеценко. Ворошилов также был бессменным ведущим передачи вплоть до декабря 2000 года. Суть игры заключается в интеллектуальном противостоянии телезрителей и знатоков. Объединение всех, кто принимал участие в игре «Что? Где? Когда?», до распада СССР называлось «интеллектуальным клубом», а после событий 1991 года стало именоваться «интеллектуальным казино». Почти в каждой стране СНГ появились свои версии игры. Также шоу выходило на итальянском, болгарском, турецком и американском телевидении. С 1990 года все игры серии «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду. Телепрограмма не раз была награждена премией «ТЭФИ». А Владимир Ворошилов был посмертно удостоен награды «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».

«Брэйн ринг»


Данная телеигра - это ещё одно детище Владимира Ворошилова. Мэтр отечественного телевидения задумал этот проект ещё в 1980 году. Первый выпуск передачи вышел в эфир 10 лет спустя - в 1990 году. С 1991 года программу вёл магистр «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов. Отличительной особенностью интеллектуального шоу «Брэйн ринг» стало участие в соревновании двух команд. Наградой за победу в цикле игр являлся приз, который назывался «Золотой Брэйн». В отличии от «Что? Где? Когда?» на съёмках «Брэйн ринга» присутствовали в большом количестве зрители - на построенных специально трибунах размещалось несколько тысяч человек. В «Брэйн ринг» играли многие известные знатоки «Что? Где? Когда?». В разное время на полях интеллектуальных телевизионных сражений встречались Александр Друзь, Максим Поташёв, Владимир Белкин, Елена Кисленкова, Борис Бурда и другие профессиональные игроки.

«Своя игра»


Источник: globallookpress.com

Эта популярная телевизионная викторина является аналогом американского шоу «Jeopardy!», что переводится, как «Рискуй!». Премьера «Своей игры» состоялась весной 1994 года. Главный помощник игроков на этой программе - эрудиция, тогда как, например, в передаче «Что? Где? Когда?» знатоки отвечают на вопросы, руководствуясь синтезом, анализом, логикой и фантазией. С самого начала российская версия американского телешоу приобрела свои особенности. Так, например, редакторы придумали мантии разного цвета для участников, тогда как в Америке игроки появлялись на экране в собственной одежде. Интересен тот факт, что поначалу герои «Своей игры», пришедшие на телепередачу из других проектов не могли избавиться от привычки советоваться со своими соперниками - с этим было связано несколько курьёзных случаев, которые произошли на съёмках. «Своя игра» была удостоена двух премий «ТЭФИ», а её бессменный ведущий Пётр Кулешов в 2005 году получил престижную награду в номинации «Ведущий телевизионной игры».

Интеллектуальные программы на российском телевидении


Введение

1. Российское телевидение на современном этапе. Интеллектуальная направленность современного телевидения

2. Характеристика интеллектуальных программ российского телевидения

2.1 Игры в знание на деньги

2.2 Интеллектуальные ток-шоу

Заключение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее несколько лет на экранах российских каналов все чаще появляются телепрограммы интеллектуального содержания. Данное веяние реализуется как через телеигры, так и через конкурсы, беседы в студии и пр. Это передачи, определяющие себя в качестве «интеллектуальных», относящиеся к «высокой культуре», строящиеся вокруг беседы экспертов, профессионалов. Их цель - научить зрителей думать, передавать знание в его «гуманитарной» версии. Они в большей или меньшей мере воспроизводят конвенции популярных программ, существуют на телевидении, но при этом стремятся транслировать критическое отношение к массовой культуре. Здесь постоянно звучит опасение: «Любите ли вы великую русскую литературу?», «Массовая культура - это просто зло или зло абсолютное?».

По своему устройству это - не визуальные программы: их можно не смотреть, а только слушать или читать в виде книги. В них не используются ресурсы телевидения как медиа, хотя, возможно, именно это могло бы дать какие-то новые ходы для того, чтобы свернуть «разговоры о культуре» с привычной колеи. В программах часто консервируется образ эксперта, носителя знания (иногда путем его симуляции), воспроизводятся представления о роли «интеллигенции», просвещающей «народ»; зрители привычно демонстрируют готовность внимать - на ограниченном пространстве в ограниченное время. Хотя эта позиция не кажется современной, но и она в дефиците на отечественном телевидении. Пока остается открытым вопрос о том, можно ли предложить какие-либо иные решения для «интеллектуальных программ», где были бы задействованы технологии и языки медиа и разрушались бы привычные границы между интеллектуальными стратами в российском обществе.


Приоритетным для современного российского телевидения является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Люди живут телевидением - оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек больше верит своим представлениям о чем-то, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает. Если верить телевидению, то реформы. которые проводились в 90-е годы полностью провалились, приватизация госсобственности это верх несправедливости и коррупции, бизнесмен и преступник это синонимы, и страна Россия - это страна преступников. Телевидение - самое мощное средство психологического воздействия, сильнее любой правоохранительной системы, ФСБ, МВД. А тот кто владеет телевидением и интерпретирует события - тот владеет страной.

Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа "Время", которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний ("девятичасовой") выпуск. "Ночное Время" представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы "Однако".

В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал "Доброе утро".

Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества.

Когда речь идет о просветительской миссии телевидения, то мы видим, как много мы потеряли. Когда-то у нас были великолепные образовательные каналы, учебные и научно-популярные программы. Но после того, как 4 канал передали НТВ, мы из страны, которая в свое время гордилась своим образовательным и учебным телевидением, превратились в страну, в которой нет образовательного вещания. Одним словом, произошла культурная катастрофа, и это одна из самых больших потерь нашего телевидения, которую ничем не восполнить. По роли телевидения в воспитании человека, гражданина, личности, в просвещении мы стали одной из самых отсталых стран. И если сегодня не предпринять срочных мер по восстановлению образовательного вещания с наработанными богатыми традициями, то мы будем терять одно поколение за другим.

Общество должно ставить перед коммерческим телевидение и бизнесом определенные условия. Эфирные частоты - это природные ресурсы, которые принадлежат всем, и использовать их нужно во благо, на развитие граждан, а это не происходит. И телевидение, и общество потеряли инстинкт самосохранения, вобрав в себя все худшее из советского и западного телевидения. Даже американские студенты, стажирующиеся у нас на телевидении, поражены обилием крови и насилия, жестокости на наших экранах. Не случайно, 70% людей, при социологическом опросе, проведенном в 2004 году, высказались за введение цензуры. Не политической, а нравственной, предохраняющей от пагубного воздействия. Во Франции есть наблюдательный совет по телевидению, в который президентом назначается по три человека, которые получают зарплату и не имеют права нигде больше работать, до завершения своих полномочий. Денежные санкции, выставляемые телеканалам за рубежом очень большие, могут даже отобрать лицензию.

Требуется политическая воля, как всего телевизионного руководства, так и всего телевизионного сообщества, чтобы выйти из этого сегодняшнего состояния, в котором мы находимся.

Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию - программы "Как это было", "Документальный детектив", "Независимое расследование".

Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности "Жди меня", помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.

Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Неизменным успехом у зрителей Первого канала пользуются научно-популярные программы "Цивилизация", "В мире животных", "Клуб путешественников".

Среди культурологических программ - авторские циклы известного российского искусствоведа Виталия Вульфа (переводчика пьес Т.Уильямса) "Серебряный шар"; циклы исторических программ писателя и драматурга Эдварда Радзинского, удостоенные российской национальной телевизионной премии "Тэфи"; передача "История одного шедевра", посвященная собраниям из крупнейших российских музеев - Третьяковской галереи и Русского музея и другие.

Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает на Первом канале 40% вещания и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм - игровых художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Кинопоказ Первого канала направлен на удовлетворение интересов не только массовой зрительской аудитории, но и привлекает зрителей с нестандартными эстетическими вкусами. В последнее время на Первом канале наблюдается приоритет отечественных сериалов, которые пользуются огромным успехом: "Спецназ", "Убойная сила", "Граница. Таежный роман", "Остановка по требованию".

Именно на Первом канале были впервые показаны такие отечественные киноленты как "Утомленные солнцем", "Блокпост", трилогия "Любить по-русски", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки". Постоянное присутствие канала на международном теле- и кинорынке позволило заключить контракты с такими компаниями как Warner Brothers, Paramount, MGM/UA, Turner, BBC, Gaumont, UGC и показать российским зрителям фильмы известных западных режиссеров - "Казино" М. Скорсезе, "Леон" Л. Бессона, "Воздушная тюрьма" С.Веста, "Гражданин Кейн" О.Уэлса, "Жизнь прекрасна" Р. Бениньи...

Развлекательный жанр на Первом канале представлен двумя направлениями - музыкальным и игровым. Наиболее популярная музыкальная программа с участием отечественных исполнителей - "Песня года", а также концерты известных исполнителей А. Пугачевой, О. Газманова, В. Леонтьева, группы "Чайф", "Аквариум" и других. Среди заметных музыкальных акций канала - концерты Стинга, Дэвида Боуи, Джо Кокера, Тины Тернер, Майкла Джексона. Игровые передачи Первого канала имеют постоянную большую аудиторию, несмотря на то, что некоторые из них существуют уже много лет. Это - "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", КВН. Новые игры - "Народ против", "Русская рулетка" и "Слабое звено", адресованы телеинтеллектуалам.

На сегодняшний день сфера телевидения смогла охватить практически все сферы и области жизни и деятельности человека. Уже давно наступило время, когда интересные передачи рассчитаны не только на любителей реалити-шоу или конкурсов вокалистов. Современное телевидение предлагает огромное количество интересных программ на самые разнообразные тематики: начиная от политики и криминалистики, заканчивая модой и дизайном. Что касается отечественного телевидения, то большинство проектов являются копией или адаптацией американских шоу. Чаще всего это кулинарные программы и шоу талантов. Однако довольно большое количество создано оригинальных форматов, которые могут удовлетворить любопытство и потребности любого зрителя, даже самого эрудированного и требовательного.

Предназначение передач

Современное телевидение всё чаще стремится не только развлекать зрителей, но и обучать их и обогащать их внутренний мир. Даже если человек является профессионалом в своей области, он всегда может обновить познания и проверить свои интеллектуальные данные при просмотре программы. Интересные передачимогут быть не только развлекательными, но и познавательными и даже документальными. Каждый из телезрителей может найти для себя интересные шоу, которые позволят не только провести время познавательно и увлекательно, но и восполнить свои знания и практические навыки в отдельной отрасли жизнедеятельности.

Разновидность телепрограмм

Каждый телеканал создаёт и транслирует большое количество разнообразных передач не только для привлечения зрителей, но и для значительного увеличения Такой ход позволяет стать более привлекательным и перспективным для тех, кто хочет разместить на нём рекламу своего продута. Самые интересные передачиможно разделить на несколько основных типов:

  • Выпуски новостей и аналитические шоу.
  • Передачи о приключениях и путешествиях, природе и экологии.
  • Программы о науке, образовании. Те, которые направлены на развитие интеллекта.
  • Спортивные шоу. Футбольные обзоры.
  • Научные проекты.
  • Детские передачи.
  • Развлекательные форматы.

Что касается телешоу, то этот вид можно также разделить на несколько подвидов:

  1. Импровизационное шоу, где актёры в прямом эфире выполняют определённые действия.
  2. Ток-шоу, где герои обсуждают актуальные и важные события и проблемы.
  3. Реалити-шоу, где персонажи переживают некие события в прямом эфире вживую.

Развлекательные передачи

Предназначение развлекательных передач в том, чтобы в вечернее время собрать всю семью или друзей перед экраном телевизора. Среди наиболее популярных и востребованных видов таких проектов можно выделить юмористические, модные, танцевальные и вокальные. Именно в таких шоу присутствует не только развлекательный, но и соревновательный момент. Он делает программу максимально интересной и непредсказуемой. В нашей стране тоже есть оченьинтересные передачи. Список лучших из них выглядит следующим образом: «Кто хочет стать миллионером?», «Битва экстрасенсов», «Танцы со звёздами», «Модный приговор», «Дом 2», «X-Фактор», «Холостяк».

Мировой рейтинг ТВ-шоу

Если брать во внимание всемирно известные интересные передачи, список их выглядит следующим образом:

  • Top Gear - передача о разновидностях, характеристиках и тестировании автомобилей. Шоу является популярным уже на протяжении нескольких десятков лет. Со временем его формат стал ещё более увлекательным и непредсказуемым.
  • «Разрушители мифов» - научная передача, которая основывается на проверке и развенчивании определённых легенд. Учёные проводят интересные опыты и показывают их последствия.
  • «X-фактор» - вокальное шоу, которое покорило зрителей во всём мире. Главной задачей передачи является поиск талантливых вокалистов, которые соревнуются между собой за ценный приз.
  • «Шоу Опры Уинфри» - передача, которая на протяжении 25 лет собирала в своей студии звёзд и популярных людей Америки. Этот проект неким образом повлиял на развитие поп-культуры и мировоззрения многих американцев.
  • «Шоу с Дэвидом Леттерманом» - передача американского производства, которая относится к развлекательному и юмористическому формату. Ведущий передачи приглашает знаменитостей и проводит с ними интересную беседу с каверзными вопросами.
  • «Дом 2» - российская передача, которая считается одной из наиболее продолжительной. Её формат заключается в том, что совершенно разным людям предлагают строить любовные отношения и создавать семью.
  • «Кандидат» - американская программа, которая предлагает нескольким желающим попробовать свои силы в определённой профессии. После нескольких заданий работодатель должен выбрать того, кто может занять вакансию в его фирме.
  • «Холостяк» - всемирно известное шоу, которое позволяет одинокому успешному мужчине выбрать себе достойную спутницу жизни. В каждой серии он должен отказывать одной из девушек, сужая тем самым круг претенденток на своё сердце.
  • «Битва экстрасенсов» - популярная во всём мире программа, которая позволяет отобрать настоящего профессионала с паранормальными способностями. Участники должны пройти множество испытаний и конкурсов, которые показывают настоящие таланты и умения магов.

Каждый человек имеет и потребности при выборе телепередачи для просмотра, однако, согласно рейтингам отечественных и зарубежных каналов, можно определить интересные тв-передачи, которые пользуются максимальной популярностью и востребованностью. Каждый из этих проектов позволяет зрителям не только просмотреть что-то познавательное, но и получить новые знания и навыки. Среди таких шоу можно увидеть как развлекательные, так и познавательные виды программ.

Благодаря большому количеству заграничных каналов и интернет-сайтов, любой человек может выбрать для себя программу, которая удовлетворит его потребности и любопытство. Среди этих шоу можно выделить такие программы: «Кто хочет стать миллионером?», «Полиглот», «Фактор страха», «Адская кухня», «Дом 2».

Познавательные передачи

чаще всего привлекают людей, которым нравится наблюдать за различными журналистскими расследованиями, паранормальными явлениями, актуальными или прошлыми военными конфликтами, важными событиями и людьми, чьи имена и деятельность были ранее засекреченными. Кроме этого, телеканалы представляют огромное количество научных и технических передач, которые повествуют о важных открытиях и изобретениях. Любители транспорта также могут найти для себя интересные шоу, рассказывающие о моделях и комплектации техники.

Медицинские работники могут из телешоу узнать о новинках фармацевтики и последних разработках и достижениях медицины. Любители охоты и рыбалки также не останутся без просмотра передач. Поскольку существуют даже специальные каналы, специализирующиеся на этой узкой тематике.

Российские программы

Российское телевидение состоит из программ, которые являются заимствованными из американских проектов и форматов. Они созданы специально под отечественный менталитет. На российском пространстве интересные программы передачзанимают особое место. Среди россиян есть большое количество всесторонне развитых и интеллектуальных людей, которые предпочитают только качественные и проверенные временем программы.

Украинские передачи

Интересные передачи, которые пользуются популярностью среди украинцев, довольно часто являются аналогами американских и российских проектов. Однако это не является препятствием на пути их популярности и востребованности. Многие украинцы предпочитают преимущественно познавательные и развлекательные передачи, которые позволяют отдохнуть и получить заряд положительных эмоций.

Значительным преимуществом современного телевидения является возможность просматривать шоу в прямом эфире, переживая все эмоции и происшествия в режиме онлайн. Кроме этого, практически все выпуски и сезоны программ без проблем можно найти в Интернете. Там же можно посмотреть передачи без рекламных пауз и перерывов. Специальные сайты, где представлены разнообразные интересные передачина любые тематики, могут стать настоящим спасением для тех, кто стремится получить более насыщенные и интересные эмоции и знания.