Интересные факты о хантах. Коренные народы Сибири: Ханты

Кондихо, кандаяхи : Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о - "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Основная территория расселения

Живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 17221, 1926 - 17334, 1959 -19410, 1970 - 2II38, 1979 - 20934, 1989 - 22521.

Этнические и этнографические группы

Этническая культура хантов неоднородна. Территориально выделяются три этнографические группы, соответствующе диалектному делению хантыйского языка. Эти группы, в свою очередь, делятся на территориальные, представители которых, как правило, расселяются в бассейне одной реки.

Антропологические характеристики

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна, в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы.

Язык

хантыйский : Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия.

Писменность

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

Религия

Православие : После прихода в Сибирь русских, ханты были христианизированы. Процесс этот был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев (южные ханты). У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

Этногенез и этническая история

Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты.
С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения).
Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские.
Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению - тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Хозяйство

Для северных хантов свойственно охотничье рыболовецкое хозяйство, жилище тапа землянки и чума, упряжное собаководство (вероятно до ХVIП в.), камусные лыжи, распашная одежда из шкур и рыбьей кожи, составная долбленая лодка, деревянная И берестяная утварь.
В среде северных хантов самодийское оленеводство распространяется на юг до Березова и бассейна р. Казым. В культуре хантов оно представлено в таежном, транспортном варианте, с обычным для оленеводческой традиции набором культурных элементов - олений транспорт, частично жилище, комплекс зимней "глухой" одежды, утварь, изменением некоторых норм общественной жизни (собственность на оленей и их наследование, меты собственности), мировоззрения (олень в погребальном обряде). В сфере оленеводства северные ханты довольно активно взаимодействовали с коми-ижемцами.
Южные ханты. При наличии промыслового комплекса, им известно скотоводство и земледелие.

Традиционные поселения и жилища

Ханты вели полуоседлый образ жизни. В этой связи у них у них были представлены постоянные заимние и временные весенне/летне/осенние поселения (юрты). Зимние поселения были более многолюдны. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у обских угров выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений.
- кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков);
- постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Сев.Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь);
- постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва);
- постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки);
- постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда).
Жилища хантов очень разнообразны. Зимние - землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей. Отопление при помощи чувала. По периметру стен нары. Возможны локальные конструктивные варианты. В качестве зимнего жилища строились срубные постройки.
Более разнообразными по форме (коническая, двухскатная, односкатная, сферическая и т.п.) являются сезонные постройки. Они строились из жердей и покрывались берестой.

Библиография и источники

Общие работы

  • Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Рыболовы и охотники бассейна Оби:проблемы формирования культуры хантов и магнси.СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992./Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

Отдельные аспекты

  • Обские угры (ханты и манси). Серия "Народы и культуры". Вып. 7. М., 1992.
  • Жилище народов Сибири. (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.
  • Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984./Кулемзин В.М.

Отдельные региональные группы

  • Формирование материальной культуры хантов. (Восточная этнографическая группа). Томск, 1985./Лукина Н.В.
  • Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5/Зуев В.Ф.
  • Васюганско-ваховские ханты в конце ХIХ - начале ХХ вв. Этнографические очерки. Томск, 1977/Кулемзин В.М., Лукина Н.В.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление:

Социально-гуманитарные

« Быт и традиции народов ханты»

воспитанница группы «Росинка»

Колозякова Майя Сергеевна

Научный руководитель:

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Гасанагаева Файиза Абдулвагабовна

2016

Содержание

    Аннотация……………………………………………………………………………....

    План исследований……………………………………………………………………..

    Описание работы………………………………………………………………………..

    Список используемой литературы……………………………………………………

    Приложения…………………………………………………………………………….

«Быт и традиции народов ханты»

    Аннотация

Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. А все ли знают, что он уникален и чем? На занятии по ознакомлению с окружающим, выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста знают о быте и традициях народов Севера. Эти заблуждения явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос.

Актуальность: Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш краеведческий музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Гипотеза: Мы мало знаем о том, как живут народы ханты и манси.

Цель: Расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развивать познавательные и творческие способности детей; воспитывать уважение к коренным народам Югры, патриотические чувства.

Задачи:

1. Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера.

3. Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.

4. Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.

5. Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.

В рамках исследования были использованы следующие методы и приёмы работы:

    Изучение литературы,

    Опрос,

    Сбор информации.

Вывод: Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.

    План исследований

Этапы проекта:

    Подготовительный этап

Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.

Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений.

    Основной этап.

    История хантов

    Одежда хантов (мужская и женская)

    Обычаи и традиции,

    Хантыйская утварь

    Жилище хантов

Чтение художественной литературы по теме: хантыйские сказки

Рисование.

"Орнаменты и узоры»"

Аппликация

"Заячьи уши"

Просмотр иллюстраций в книгах, фото и видео материалов, заучивание стихов.

Чтение сказки.

Просмотр мультфильмов «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок»

Оформление хантыйского уголка..

3.Заключительный этап.

Литературные произведения «Кот», «Три сына»

Презентация проекта.

Выставка хантыйского уголка.

Постановка хантыйской сказки «Кот»

3.Описание работы

В нашей группе был организован «Хантыйский уголок». Создать уголок помогли воспитатели, родители и дети. Дети нашей группы узнали историю Хантов. Узнали многое о традициях и обычаях хантыйского народа. Также на выставке дети узнали, что одежда у хантов шьется из оленей шкуры, что не все ханты живут в городе, а есть которые еще живут и в лесу. Во время оформления хантыйского уголка, дети также познакомились с хантыйскими орнаментами, узорами, домашней утварью. Узнали, что женская одежда вышивается бисером. Познакомились поближе с конструкцией чума, узнали, что он из себя представляет. Дети также узнали, что ханты занимаются не только оленеводством, но и рыболовством и охотой. Поближе познакомились с пищей хантов, узнали, что ханты в пищу употребляют большое количество рыбы и олене мясо. Большую радость детям доставила примерка хантыйской одежды, во время постановки хантыйской сказки «Кот». Также посетили краеведческий музей, где нам была представлена большая информация о хантах, как они живут, чем занимаются.

История возникновения народов ханты.

Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей. Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и обские угры. Язык хантов относят к угорским. Численность хантов – 22, 3 тысячи человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало- Ненецком автономных округах Тюменской области,

Быт коренных народов Севера

Брак и семья

Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.

Жилище

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников - рыбаловов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц.

Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Хантыйская изба

Хантыйский чум

Домашняя утварь

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Пища коренных народов

Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охота

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства. По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах.

Средства передвижения

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.

Лыжи

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Нарты

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Традиционные и религиозные представления

Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования. У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Музыкальные инструменты

Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.

Литература

1. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

2.Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

3. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

4.Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

5.Интернет ресурсы:

- Xant . net . ru /

- Ru / Wikipedia . org / wiki /Ханты

Для понимания характера и особенностей культуры в целом необходимо иметь
представление о ее происхождении и развитии во времени. Проблема происхождения
ханты и манси очень сложна и ученые до сих пор не могут придти к одному мнению.
Будь у этих народов собственная письменность, было бы легче, но единственные
письменные источники – это отрывочные сведения их дальних соседей. Так что
ученые выдвигают свои версии на основе лингвистики, археологии и этнографии
(фольклорные сведения).

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской
группе уральской языковой семьи, предполагается, что некогда существовала некая
общность людей, говоривших на уральском праязыке. Правда, было это давно — в
6-4 тысячелетии до н.э. При этом территориально эту прародину ищут то в Азии, то
в Европе. Европейские ученые (в основном венгры и финны) находят ее в
Северо-Восточной Европе, не очень далеко от Урала, или располагают между
Балтийским морем и все тем же Уралом. А в России до сих пор популярна многажды
оспариваемая и уточняемая теория археолога и этнографа В.Н. Чернецова (1940-е
гг.), согласно которой история уральской расы (к которой и относятся ханты и
манси) возводится к западносибирскому неолиту. Эта теория на сегодняшний одна из
самых подтвержденных еще и лингвистическими изысканиями, в том числе и
венгерских исследователей.

Затем единый прауральский язык начал делиться, а его носители,
соответственно, двигаться в разных направлениях. Сперва, на рубеже 5 и 4 тыс. до
н.э., отделились предки самодийцев (ненцы, энцы и др.); затем в начале 2 тыс.
до н.э. отделились финскоговорящие племена. В это время происходит потепление
климата и начинают делиться уже собственно угры. Часть племен сдвинулась ближе к
югу и впоследствии стала венграми, а другая переселилась по Оби к северу, где
продолжала заниматься животноводством и сельским хозяйством. Это были предки
современных хантов и манси. В результате очередного похолодания эти две ветви
разделились окончательно: будущие венгры двинулись к югу, а предки хантов и манси
оказались в таежной зоне, которую и начали осваивать.

К этому процессу формирования народа следует прибавить наличие контактов с
другими культурами и языковыми семьями: от иранских и тюркских до пермских и
индоевропейских.

После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI в. западная часть
Сибири - по Оби и Иртышу с притоками - была присоединена к
Московскому государству, и татары стали уходить с некоторых угорских земель. В
XVII в. началось освоение Западной Сибири русскими. Вначале здесь были
сооружены остроги (небольшие крепости с отрядами казаков и служилых людей),
позднее превратившиеся в города (Березов, Обдорск, Тюмень, Сургут,
Нарым, Томск и др.). Основной интерес, конечно, представляла пушнина:
соболь, белка, бобер, лиса и т.п. Начавшееся затем переселение крестьян привело
к тому, что к концу XVII в. численность русского населения стала выше, чем
коренного.

Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси - 4806 человек. В
конце XIX в. хантов насчитывалось 16 256 человек, манси - 7021 человек.
Возрастание численности происходило не столько за счет естественного прироста,
сколько за счет выявления новых ясачных плательщиков. В этот период
обско-угорское поселение постепенно переселялось с юга на север и
с запада на восток. В ходе присоединения земель их не только облагали
налогом – ясаком, но и проводили активную христианизация, а так же включали
новые народы в общую экономическую и правовую систему Российской империи. Кстати
местные правители, в случае принесения ими присяги, оставались во главе своих
племен и родов и в их внутреннюю политику особенно не вмешивались. Впрочем,
местные «князцы» мощных династий не основывали и постепенно все эти земли
перешли под власть русских воевод и наместников. Окончательно уравняла эти
территории со всеми остальными советская власть, активно воплощавшая идеи
равенства народов в жизнь.

В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком
автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть-в Томской,
Свердловской и Пермской областях.

Общая информация

Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Самоназвание - ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.

Говорят на хантыйском языке, который вместе с мансийским и венгерским составляет угорскую группу финно-угорских языков. Имеется три группы диалектов: северная (обдорский, шурушкаро-березовский, казымский, шеркальский), южная (атлымский, леушинский, иртышско-кондинский) и восточная (сургутский, салымский, вахо-васюганский). В лексике хантыйского языка отразились тесные связи с соседями - ненцами, татарами, коми-зырянами.

В основе формирования ханты лежит культура древних аборигенных уральских племен, занимавшихся охотой и рыболовством. Позднее они подверглись влиянию скотоводческих андроновских племен. Процесс слияния этих этнических элементов занял длительное время - до середины I тысячелетия н.э., когда в основном и сложились обско-угорские племена. К концу I тысячелетия н.э. с востока и юго-востока в северо-западную Сибирь пришли самодийские племена. В результате часть обских угров восприняла элементы самодийской культуры. В эпоху средневековья существенное влияние на них оказал тюркский этнический компонент. Имеются следы тунгусского и кетского влияния.

Территория расселения и численность

В древности расселение ханты было очень широким - от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на Юге и от Енисея на Востоке до Зауралья, включая бассейны рек Северная Сосьва, Ляпин, Пелым и Конда. В последующем часть западных ханты переселилась на Восток и Север. На Севере ханты вступали в контакты с ненцами и частично были ими ассимилированы. В южных районах шли интенсивные процессы тюркизации. К XX веку южные ханты были почти полностью ассимилированы сибирскими татарами и русскими.

За три столетия (XVII-XIX вв.) пребывания в составе России численность ханты выросла с 6.3 тыс. чел. до 16.2 тыс. Рост численности продолжался и в XX веке. По переписи 2002 г. в РФ - 28678. По численности они продолжают оставаться одним из крупнейших коренных народов Севера. Больше половины ханты сосредоточено в Ханты-Мансийском автономном округе - 17128 человек, в Ямало-Ненецком округе их 8760, в Томской области - 873 человек.

На территории Ханты-Мансийского округа более 70 поселков, в которых живут ханты. Большинство из них небольшие поселения, число жителей в которых не превышает нескольких десятков человек. Около 2 тыс. ханты живет в городах округа - Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте и других.

Образ жизни и система обеспечения

Традиционные занятия ханты - рыболовство, таежная охота и оленеводство. Соотношение занятий в зависимости от местных условий различно. У живущих на крупных реках хантов, основной источник существования - рыболовство. На обских притоках значение рыбного промысла и охоты примерно одинаково. У жителей верховьев рек рыболовство играет второстепенную роль. Наибольший доход охотничий промысел приносил до 1990 г. В настоящее время из-за низких закупочных цен, отсутствия рынка сбыта и снижения поголовья животных охота утрачивает свое былое значение.

Оленеводство распространено на большей части хантыйской территории. В тундре и лесотундре его можно отнести к самодийскому типу. В лесной зоне оленеводство преимущественно транспортного назначения. Общая численность оленей в округе 39 тыс. голов, в т.ч. в общественном секторе 27 тыс. Поголовье оленей в последние годы снижается. Особенно это характерно для общественного сектора, в частном, наоборот, наблюдается рост.

Рыбный промысел наиболее развит на Оби, Иртыше, на озерно-речных системах Ханты-Мансийского и других районов. Здесь за годы советской власти сформировались достаточно мощные рыбокомбинаты, которые в настоящее время распались на множество мелких акционерных обществ. В результате работы лишились многие рыбаки-ханты. В этой ситуации коренные жители стали создавать общины и национальные предприятия, специализирующиеся на рыбном промысле. В Березовском и Белоярском районах, где такая форма хозяйствования получила наибольшее распространение, работает 17 общин и предприятий. Их ежегодный совокупный улов - 900-1100 т. рыбы.

Этно-социальная обстановка

Ханты-Мансийский автономный округ - одна из самых урбанизированных территорий российского Севера. Округ является одним из доноров РФ, благодаря огромным запасам нефти и газа. Сегодня здесь насчитывается 15 городов. Общая численность населения округа составляла в 1989 г. 1282396 человек. К настоящему времени она увеличивается в отличие от других северных регионов, благодаря развитию нефтегазового комплекса. Хотя доля ханты в общем населении по прежнему низкая - менее 1 %. Урбанизация затрагивает и коренное население. В настоящее время в городской и поселковой местности живет почти треть всех ханты. Миграция в города чаще всего вынужденная и обусловлена возможностями трудоустройства, надеждами на получение благоустроенного жилья.

Общие для всех северных регионов в условиях рыночных реформ этно-социальные проблемы (безработица, снижение уровня жизни, рост заболеваемости населения, ухудшение демографических характеристик) характерны и для хантыйского населения, но они не имеют столь болезненной остроты. Средние размеры денежных доходов коренного населения в округе обеспечивают стоимость питания, предусмотренного бюджетом прожиточного минимума. Общая заболеваемость в Ханты-Мансийском округе (1095 на 1 тыс. человек) не намного выше средней заболеваемости по России (983 на 1 тыс. чел.). Здесь более благоприятны социально-бытовые условия. При некотором снижении рождаемости, обусловленном главным образом процессами урбанизации, у ханты сохраняется стабильный естественный прирост.

Главное, что беспокоит коренное население округа - этно-экологические проблемы. Наиболее остро они давали о себе знать в начале 90-х гг. Разрушение природной среды предприятиями топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов стало мощным фактором консолидации коренных малочисленных народов, роста этнического самосознания. В борьбе за свои права, за возможность самостоятельно определять параметры своей национальной жизни ханты, другие коренных народы добились определенных результатов. Достигнут известный компромисс в развитии промышленного производства и традиционных отраслей хозяйства, принят целый комплекс нормативно-правовых актов, значительно расширяющих права коренного населения.

Этно-культурная ситуация

Этно-культурный облик ханты сегодня не однороден. Можно выделить три основных группы: ханты, занятые в традиционных отраслях хозяйства и отчасти сохраняющие традиционное расселение, образ жизни и культуру (в округе их называют обычно «стойбищными»); ханты, не занятые в традиционных отраслях и постоянно живущие в поселках (отсюда их местное название - «поселковые»), подвергающиеся ассимиляции, а в ряде случаев и люмпенизированные; городские ханты, проживающие в Ханты-Мансийске и других городах автономного округа, по образу и уровню жизни мало или почти не отличающиеся от представителей других народов. Отношение этих групп к сохранению и возрождению традиционной культуры также не одинаково. Проводятся обрядовые праздники, восстанавливаются места поклонения духам-покровителям, развивается народное декоративно-прикладное искусство.

Растет интерес к традиционной культуре. Этому во многом способствует деятельность Центра культуры и искусства народов Севера, имеющего сеть филиалов на местах. Его сотрудники создают фольклорные ансамбли, проводят выставки, конкурсы. На хантыйском языке раз в неделю выходит окружная газета «Ханты ясанг», ведутся передачи радио (40 минут в неделю) и телевидения (25 минут).

Хантыйский язык в 2002 г. считали родным 36,4 % ханты. Хантыйская письменность была создана в 1932 г. на основе казымского диалекта. Глубокие диалектные различия, доходящие до взаимного непонимания, привели к тому, что в 60-е гг. письменность была разработана на 5 диалектах. На них издавались учебники. В дальнейшем более жизнеспособной оказалась все же письменность казымских и шурышкарских ханты. На этих диалектах созданы учебники, словари, издается детская литература. Хантыйский язык дети учат в начальной школе, в старших классах - как факультатив. Кадры учителей готовят Ханты-Мансийское (казымский диалект) и Салехардское (шурышкарский диалект) педучилища, РГПУ им. Герцена.

В округе созданы собственные научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами возрождения традиционной культуры ханты и других коренных народов - научно-исследовательский институт возрождения обско-угорских народов, фольклорный архив северных ханты, окружной этнографический музей-заповедник «Торум Маа» и др. У ханты сформировались профессиональная живопись, литература. Известностью пользуются хантыйские литераторы Е. Айпин, Р. Ругин, художник Г. Райшев.

Органы управления и самоуправления

Ханты имеют собственное национально-территориальное образование - автономный округ, в котором установлены особые нормы представительства коренных народов во властных структурах. Выборы 6 из 23 депутатов окружной Думы проводятся по единому избирательному округу, которым является вся территория автономного округа. Правом выдвижения по нему наделены общественные объединения коренных малочисленных народов, а депутаты, избранные по этому округу, составляют Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера. Ее председатель автоматически занимает пост заместителя Председателя окружной Думы. Хотя в связи с новым федеральным законом о выборах существует опасность ликвидации подобного квотирования на региональном уровне.

В регионе ведется целенаправленная политика подготовки национальных кадров из числа коренных народов Севера, многие представители которых занимают ответственные посты в руководстве округа.

В структуре исполнительной власти округа создан Департамент по делам малочисленных народов Севера. Важную роль в управлении и самоуправлении ханты играют общественные организации - окружная Ассоциация «Спасение Югры», Союз оленеводов-частников, Союз мастеров традиционных народных промыслов» и других организаций.

Правовые документы и законы

В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где живет большинство ханты, создана обширная нормативно-законодательная база, закрепляющая правовое положение коренного населения. В Ханты-Мансийском округе действует целый блок законов, начиная с Положения о внеконкурсном приеме в государственные вузы лиц из числа малочисленных народов, Программа «Обеспечение занятости населения из числа коренных малочисленных народов на 1997-2000 годы», Программа «Жилье - аборигенам». Учрежден Северный Фонд округа, установлены порядок приобретения и предоставления оленей жителям, ведущим традиционный образ жизни, льготные платежи за пользование лесным фондом, дотации на продукцию охотпромысла. Приняты Законы «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О недрах» и ряд других. Принято решение о создании региональной корпорации коренных малочисленных народов Севера.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе экологами расценивается как критическое. Основную массу загрязнителей атмосферы дают предприятия топливно-энергетического комплекса. В Сургутском, Нижневартовским и Нефтеюганском районах на каждый квадратный километр из атмосферы выпадает 20 т. загрязнителей. На полигонах округа скопилось более 3,5 млн. т. производственных отходов. Из хозяйственного оборота коренного населения изъято около 130 тыс. га территории. К категории чрезвычайно грязных в настоящее время отнесены воды рек Вах, Тромъеган, Большой Юган, Пим. Среднегодовая концентрация в них нефтепродуктов составляет 9-11 ПДК. Не менее пагубное воздействие на водные объекты оказывает жилищно-коммунальное хозяйство. 84 % бытовых стоков сбрасывается в реки округа без какой-либо очистки. К крайне негативным последствиям для окружающей среды привело воздействие лесопромышленного комплекса. На значительных площадях нарушен почвенный покров, усиливается эрозия, мелеют и усыхают реки.

Необратимые изменения природной среды в результате антропогенного воздействия подрывает основы традиционного хозяйства малочисленных народов, ставит под угрозу здоровье людей, само их существование. Проблема сохранения природной среды стала одной из наиболее злободневных не только для народов Севера, но и всех жителей округа. Общественные протесты против потребительского отношения к природе побуждают власти расширять сеть охраняемых территорий. Расширена территория государственного заповедника «Малая Сосьва», в Сургутском районе создан заповедник «Юганский». К 4 заказникам, имевшимся в округе к началу 90-х годов, добавились новые: «Сорумский» (1995 г.), «Елизаровский» (1992), «Кулуманский», «Верхне-Вахский», «Вогулка» (1993) и др. Взяты под охрану многие памятники природы: «Ханты-Мансийские холмы», «Кедровая роща», «Барсова гора» и др. Создан первый в России историко-культурный природный парк «Кондинские озера». Важную природоохранную роль выполняют родовые угодья и территории приоритетного природопользования, созданные в целях сохранения традиционных видов хозяйственной деятельности народов Севера. Деятельность промышленности на них существенно ограничена или запрещена полностью. Общая площадь территорий приоритетного природопользования занимает к настоящему времени 33 % территории автономного округа. Родовые угодья не относятся к особо охраняемым природным территориям, но являются своеобразным этно-экологическим резерватом. Выделено 454 родовых угодья общей площадью около 15 млн. гектаров.

Перспективы сохранения ханты как этноса

Несмотря на снижение рождаемости и повышение смертности в первой половине 90-х гг. хантам, в отличие от некоторых других народов Севера, не грозит исчезновение. Достаточно благоприятная половозрастная структура (в ближайшие годы заметно увеличится число женщин в детородном возрасте) позволит компенсировать снижение уровня рождаемости и иметь положительный прирост населения. Беспокойство хантыйских лидеров вызывает усиление ассимилятивных процессов (в многонациональных поселках до половины семей ханты - смешанные в этническом отношении), снижение социально-значимых функций хантыйского языка, исчезновение многих элементов традиционной культуры. Думается, однако, что подобные угрозы существованию этноса имеются у любого народа. Культура народа никогда не бывает статичной, она постоянно изменяется во времени и пространстве, дополняется новыми заимствованными или отвечающими изменившимся условиям жизни элементами. Это и наблюдается у хантов. В борьбе с промышленной экспансией различных компаний, министерств и ведомств растет их этническое самосознание, происходит дальнейшая этническая консолидация, а это - самое главное для полноценной этнической жизни.

Выяснение истинного происхождения народа ханты затруднено из-за отсутствия необходимых достоверных данных. У учёных имеются отрывочные сведения их дальних соседей, поэтому версии выдвигаются на основе лингвистики, археологии и фольклора.

Например хантийский язык лингвисты относят к финно-угорской группе уральской семьи, однако, где жили первые его носители, учёные также до сих пор не выяснили.

Предполагается, что предки хантов около 4 тысячелетий назад (во время потепления климата) переселились по Оби к северу, где продолжала заниматься и сельским хозяйством.

В процессе военных столкновений с , мантами, татарами и другими племенами сложились союзы хантийских племён. Во главе их стояли представители знати так называемые «княэпы». После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI века западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству. В XVII веке началось освоение Западной Сибири русскими, которые соорудили там остроги, позднее превратившиеся в города. Переселение крестьян на эти осваиваемые земли привело к тому, что численность русского населения стала выше, чем коренного.

В начале XVII века хантов было 7859 человек, в конце XIX их насчитывалось 16 256 человек. Однако возрастание численности происходило не за счет естественного прироста, а за счет выявления новых налогоплательщиков.

В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный округ. В настоящее время ханты проживают в основном в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской, Свердловской и Пермской областях. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 28 тысяч хантов.

Основными занятиями хантов были речное рыболовство, охота (пушной зверь, лось, медведь), оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство.

Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности, однако, довольно большое число их (около 30%) сейчас живёт в городах и заняты в различных сферах.

Зимние жилища ханты делали либо каркасными, либо срубными (на манер русских). Они отапливались они очагом или железной печкой. Кочевники жили в простых каркасных сооружениях, покрытых корой деревьев. Помимо дома во дворе располагались более простые постройки или и вовсе навесы для хранения припасов, печи для выпечки хлеба, баня и тому подобное.

Кочующие оленеводы в тундре и лесотундре жили на стойбищах в чумах самодийского типа, покрытых оленьими шкурами. Большинство хантов (живущих не только в городах, но и в сельской местности) в настоящее время ведут осёдлый образ жизни и живут в более современных постройках.

В XVI-XVIIвеках были большие отцовские и братские семьи. В случае смерти старшего брата младший брал в свою семью его жену вместе с детьми. У некоторых хантов было принято в помощь старой жене брать молодую. Естественно, сейчас все эти обычаи забыты.

Традиционные занятия хантов шитьё одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. У се¬верных групп хантов в верхней мужской одежде преобладала надеваемая через голову (малица, гусь, парка), у южных и восточных - распашная.

Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду различного покроя. Исключительно женскими видами одежды были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие яркие головные платки. Вообще одежда хантов, в особенности женщин, отличалась яркими цветами. Женщины также носили нагрудные и накосные украшения.

Различных фольклорные жанры ханты обозначают по-своему. Например, сказки они называют моньсь, а песни – арых. Среди народных сказаний легенды о происхождении земли, о потопе, о путешествии в разные миры, о превращении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных. Часто в сказках упоминаются реально существовавшие или существующие поселения

Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее. Изображения можно встретить на одежде, предметах быта и даже на теле (татуировки).