Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете. Иоганн Гёте - Учение о цвете. Теория познания

Идеи Гёте о воздействии цвета на человека и гармонии цветов.

­(Иоганн Вольфганг Гёте, 1749-1832 гг.- гениальный немецкий поэт, гуманист и ученый, автор известного труда «Учение о цвете».)

«Учение о цвете» Гёте (1810 г.) принадлежит к наиболее интересным, но вызывавшим даже в прошлом много споров работам. Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исклю­чительно с позиций воздействия цвета на человека. При этом он разли­чает воздействие цвета на организм человека (физиологическое воздей­ствие) и воздействие на внутренний мир (психологическое воздействие).

Главное место в его учении занимает рассмотрение «эмоционально-нравственного воздействия цвета». Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Он правильно считал, что свет – цвет - эмоция являются звеньями одной цепи, находящимися в при­чинной связи. Он внимательно изучал воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека и первым изложил их в виде четкой системы.

При рассмотрении предмета через призму Гёте пришел к выводу, который стал основой его теории и системы. Он заметил цветные поло­сы на границе областей светлого и темного. Великолепие спектральных цветов проявлялось, следовательно (по мнению Гёте), исключительно при противопоставлении света и тьмы. Наличие двух противоположных полюсов - это существенная характеристика цветов в самых различ­ных их проявлениях. Желтый цвет и граничащие с ним области род­ственны свету. Синий и соседние с ним цвета Гёте относил к «царству тьмы».

Здесь взгляды Гёте перекликаются с древнегреческими теориями возникновения цвета. Желтый и синий он считал первичными цветами, возникшими из противоположности «светло - темно». При удалении призмы от рассматриваемого предмета желтая полоса расширяется, и становится заметным деление ее на желтую и крас­ную полоски. Синяя полоса распадается на синюю и фиолетовую. Поэтому красный цвет Гёте считал усилением желтого, а фиолетовый - синего. Эти взгляды подкреплялись наблюдениями над природой. В пасмурную погоду он замечал, как цвет заходящего солнца переходит от желтого к красному. Эти два цвета Гёте называл солнечными, теплыми, активными.

Синий и фиолетовый он определял как холодные, пассивные цвета ночи. Зеленый цвет, по его мнению, получается путем простого смешения дополнительных цветов - желтого и синего.

Дальнейшее усиление красного (желто-красный) и фиолетового, якобы, дает пурпурный цвет.

Гёте также заметил, что после длительного восприятия какого-либо одного цвета в нашем глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. В отличие от своих современников, которые видели в этом болезненное отклонение зрения, он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод, сделанный Гёте из этого явления, не вызывает никаких возраже­ний: если в поле зрения будет находиться дополнительный цвет, то по­стоянно будет происходить разрядка и глаз будет отдыхать. Таким образом, создается равновесие, гармония. Поскольку это равновесие достигалось при помощи дополнительных цветов, Гёте называет его гармоничным. Гете располагает цвета по кругу согласно своей гипотезе о возникновении цветов.

­Мы находим у него также указания на эстетическое воздействие различных цветовых сочетаний, вытекающих из принятого им цветового круга.

Он называет сочетание противоположных в круге (расположенных друг против друга) цветов гармоничным, сочетание чужеродных (отда­ленных соседних цветов) - характерным и, наконец, сочетание родст­венных (соседних) цветов - негармоничным.

Критика Гёте закономерностей, открытых Ньютоном, лишена всякой научной доказательности. Она базируется на ошибочном предположении, что смешение спектральных цветов должно давать такие же результаты, как и смешение пигментов.

Закономерности, открытые ученым-физиком в результате тщатель­ных измерений, глубокого знания предмета и многочисленных опы­тов, были недоступны пониманию Гёте. Он многое объяснял, основы­ваясь на своих философских воззрениях, а не рассматривая цвет гла­зами физика. Этим объясняется то, что некоторые позиции его учения о цвете находятся в противоречии с наукой. Правильные положения, касающиеся психологического воздействия цвета на человека, уживают­ся в его учении с неверными представлениями о физической природе цвета. Гёте прав, когда утверждает, что белый цвет воспринимается как единое целое. Однако его утверждения, что белый свет неразложим, неверно.


Эти ошибки и послужили главным образом причиной того, что неко­торые известные исследователи природы цвета (например, Оствальд) впоследствии считали учение Гёте о цвете слишком эмоциональным и отвергали его из-за «поэтично примитивной формы». Но, несмотря на это, идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прош­лом исходными позициями для художника.

Цвета имеют также и символическое значение. Исторически цвета используются в качестве связующего между объектом и природой, между природой и человеком, между человеком и Вселенной. Поэтому при определении смысла и значения цвета всегда учитывались исторические, религиозные условия.

{Например, в Китае и Индии – белый цвет (т.е. ничто - отсутствие цвета) –символ траура}.

Исследованиями установлены следующие психологические и символические характеристики цветов:

Красный цвет – активный, возбуждающий, громкий, жгучий. Символ тревоги, борьбы, жизненности действий, власти, могущества.

Оранжевый цвет – согревающий, активизирующий пылкий и блестящий. Символ энергии, благополучия, радости, достатка и богатства.

Желтый цвет – сияющий, цвет солнца. Символ солнца, веселья, хорошего настроения, молодости, юности, легкости, зависти, ревности.

Зеленый цвет – успокаивающий, освежающий, скромный, спокойный, цвет природы. Символ надежды, безопасности, изобилия, природы.

Голубой цвет – прохладный, удаленный, влажный. Символ воды, воздуха, миролюбия, хрупкости, мягкости, невинности, нежности.

Синий цвет – холодный, серьезный, свежий, удаляющийся. Символ спокойствия, величия, верности, грусти.

Фиолетовый цвет – угрюмый, сумрачный. Символ старости, верности, совести, печали, тоски.

Белый цвет – легкий, свежий. Символ чистоты, целомудрия, невинности, признак потустороннего.

Черный цвет – символ траура, смерти, строгости, деловитости, серьезности, надежности, смирения.

Серый цвет – символ достоинства, важности, знатности, нейтральности.

Цветовая гармония.

Само слово гармония греческого происхождения, означает связь, соразмерность, созвучие. В общем смысле гармония выражает согласованность частей единого целого.

Под цветовой гармонией понимают эмоциональную привлекательность, совместимость и согласованность цветов, создающих ощущение цветового единства.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

На протяжении истории делались попытки создать теорию цветовой гармонии, но оказалось, что создать ее невозможно. Такие попытки производились многократно, но не подтверждались жизнью, т.к. они пытались установить нормы гармонических сочетаний без учета конкретных условий.

В качестве примера служат теории Гете и Оствальда.

Теория Гете

Гёте первым обратил внимание на психологические аспекты цвета. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.

Гете поступал очень просто. Он брал разноцветные стеклышки (красное, желтое, зеленое, синее) и смотрел сквозь них на мир. Затем он анализировал полученное им ощущение и настроение, а в дополнение к этому делал выводы из наблюдений за окружающей его жизнью. Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека.

Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий(фиолетовый); синий - красно-желтый(оранжевый); пурпур - зеленый. Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, чтопсихологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения . Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные» . Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия .

«Характерными » Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской .

Желтый и синий . По выражению Гете - скудное, бледное сочетание , которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным».

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное

Оранжевый в сочетании с фиолетовым вызывает возбуждение, впечатление яркого .

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым» , а синий с зеленым - «пошло-противным»

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым - больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной».

Теория Оствальда считается нормативной теорией. Он вел понятие полноцветных сочетаний (это цвета оптимальные по насыщенности и светлоте). Оствальд расположил цвета в 24-ступенчатых кругах, в которых диаметрально расположил дополнительные цвета. Он считал, что цвета должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (или одинаково удалены). Поэтому подбор цветовых сочетаний осуществлялся с помощью круга, откладывая равные расстояния. В основу этой цветовой гармонии положен принцип геометрических отрезков. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга. или три цвета, расположенные под углом 60 0 .

У теории Оствальда есть недостатки и достоинства. Он сводил теорию гармонии к геометрии – это не является правильным в принципе. Но в то же время полноцветные насыщенные цвета гармонично сочетаются с белым и с черным, а неполноцветные – с серыми цветами.

Гармония также зависит от площади пятна. Хорошо сочетаются цвета близкие по светлоте и цвета, близкие по насыщенности.

Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов».

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение» (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния» (#761). И далее, в #762: «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом» (#769). Чисто желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.


Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. «Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто» (#779). Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение» (#794). Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда» (#798).

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше (#802).

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга (#805). Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным» (#819).

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное (#820).

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого (#822).

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым», а синий с зеленым - «пошло-противным» (#829).

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной» (#831).

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый (#838-848).

Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.


Учение о цвете. Теория познания

War’nicht das Auge sonnenhaft,

Wie konnten wir das Licht erblicken?

Lebt’nicht in uns des Gottes eigne Kraft,

Wie konnt’uns Gottliches entziicken?

Предисловие

Когда собираешься говорить о цветах, сам собою напрашивается вопрос, не нужно ли прежде всего упомянуть о свете. На Этот вопрос мы дадим короткий и прямой ответ: так как до сих пор о свете было высказано столько разнообразных мнений, то представляется излишним повторять сказанное или умножать положения, так часто повторявшиеся.

Собственно, ведь все наши усилия выразить сущность ка- кой - нибудь вещи остаются тщетпыми. Действия - вот что мы воспринимаем, и полная история этих действий охватила - бы, без сомнения, сущность данной вещи. Тщетно пытаемся мы описать характер человека; но сопоставьте его поступки, его дела, и перед вами встанет картина. его характера.

Цвета - деяния света, деяния и страдательные состояния. В этом смысле мы можем ожидать от них раз"яспсння природы света. Цвета и свет стоят, правда, в самом точном отношении друг к другу, однако, мы должны представлять их себе, как свойственные всей природе: через нпх природа целиком раскрывается чувству зрения.

Точно так же раскрывается вся природа другому чувству. Закройте глаза, раскройте, изощрите уши, и от нежнейшего дуио- вения до оглушительного шума, от простейшего звука до величайшей гармонии, от самого страстного крика до самых кротких слов разума вы услышите природу и только природу, которая говорит, которая раскрывает свое бытие, свою силу, свою жизнь и свои взаимоотношения, так что слепой, для которого закрыт бесконечный видимый мир, может в слышимом охватить мир бесконечно живой.

Так говорит природа и остальным чувствам - и знакомым, и непризнанным и незнакомым чувствам; так говорит она сама с собою и с нами посредством тысячи явлении. Для внимательного наблюдателя она нигде ни мертва, ни нема; и даже косному земному телу она дала наперсника, металл, в мельчайших частях которого мы могли бы увидеть то, что совершается во всей массе.

Каким многоречивым, запутанным и непонятным ни кажется нам нередко этот язык, элементы его остаются одни и те же. Тихо склоняя то одну, то другую чашку весов, колеблется природа туда и сюда, и таким путем возникают две стороны, возникает верх и низ, прежде и после, и этой двойственностью обусловливаются все явления, встречающиеся вам в пространстве и времени.

Эти общие движения и определения мы воспринимаем самым различным образом, то как простое отталкивание и притяжение, то как проглядывающий и вновь исчезающий свет, как движение воздуха, как сотрясение тела, как окисление и раскисление; но- всегда они соединяют или разделяют, приводят вещи в движение и служат жизни в том или ином ее проявлении.

Полагая, что эти два направления неравны друг другу по- своему действию, пытались выразить как - нибудь это соотношение. Повсюду подмечали и называли плюс и минус, действие и противодействие, активность и пассивность, наступающее и сдерживающее, страстное и умеряющее, мужское и женское; так возникает язык, символика, которою можно пользоваться, применяя ее к сходным случаям в качестве подобия, близкого выражения, непосредственно подходящего слова.

Применить эти всеобщие обозначения, этот азык природы также и к учению о цветах, обогатить и расширить этот язык, опираясь на многообразие изучаемых здесь явлений, и тем облегчить друзьям природы обмен более высокими воззрениями- вот главная задача настоящего сочинения.

Сама работа распадается на три части. Первая дает очерк учения о цветах. Несчетные случаи явлений подведены в этой части под известные основные Феномены, расположенные в по - рядке, оправдать который предстоит введению. Здесь же можпо- заметить, что хотя мы везде держались опыта, везде клали его- в основу, тем не менее мы не могли обойти молчанием то- теоретическое воззрение, согласно которому возник этот подбор и порядок явлений.

Да и вообще чрезвычайно удивительным является выставляемое иногда требование, хотя оно не исполняется даже теми, кто его ставит: излагать показания опыта без всякой теоретической связи и предоставить читателю, ученнку, самому составить убеждение себе по вкусу. Но ведь когда я только смотрю на вещь, это не подвигает меня вперед. Каждое смотрение переходит в рассматривание, каждое рассматривание в размышление, каждое размышление в связывание, и поэтому можно сказать, что уже при каждом внимательном взгляде, кинутом па мир, мы теоретизируем. Но делать и применять это сознательно, с самокритикой, со свободой и - пользуясь смелым выражением - с некоторой иропией: такой прием необходим для того, чтобы абстракция, которой мы боимся, была безвредна, а опытный результат, которого мы ждем, - достаточпо живым и полезным.