Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман. Гончаренко и райхельгауз: позор одессы О чем надо знать

Весьма познавательный эпизод произошёл на вечернем шоу Владимира Соловьёва от 21 февраля. Режиссёр Иосиф Райхельгауз, протестуя против очевидного, решил доказать политологу Дмитрию Куликову на кулачках, что одесский Алексей Гончаренко, ласково именуемый Лёшиком Скотобазой, – достойный человек и ни разу не трупожорка.

Гончаренко и Райхельгауз: позор Одессы

При том, что миллионы людей внимательно просмотрели видео, снятое бандеровской гопотой, сразу же, по следам расправы над «куликовцами», в одесском Доме профсоюзов. Среди группы убийц в балаклавах фигурировал губастенький парнишечка с фотоаппаратом – «мыльницей», радостно снимавший обгорелые тела под собственное же восторженное болботание. В этом губастеньком упырьке любая собака была способна опознать бывшего «рыга» Гончаренко, пару месяцев назад словившего фофан под видеокамеру в самый расцвет Крымской Весны на симферопольской улице.

И вот, значитца, режиссёр Райхельгауз с голубых экранов убеждает не верить своим глазам. В студии Соловьёва с режиссёром пытались вступить в полемику донецкий политолог Владимир Корнилов и его российский коллега Дмитрий Куликов. Разговор произошёл примерно следующий: Гончаренко убийца или пособник!

Вывсёврётиии!.. Это фейк!

Это ложь! Его там не было!

Да, но Гончаренко снимал стрим в Доме профсоюзов… Вывсёврётиии!..

Он туда пришёл позже!

Но есть видео, где он говорит «мы сожгли сепаратистов»…

Враньё! Не верю ни единому слову! У нас все ходы записаны!

Вывсёврётиии! Вы тут каждое воскресенье врёте! Вы пропагандисты!

Щас как дам в рожу!

В течение всего диспута режиссёр Райхельгауз наливался чёрной кровью, затем брызгал в студию кипящей слюной, и в самом конце словесной пикировки, в ярости выпрыгивая из трусов, с перекошенным лицом выбежал из-за стоечки и принялся изрыгать проклятия, размахивая кулаком над головой вставшего у него на пути Соловьёва, под ироничные улыбки оппонентов.

Других либералов для вас нет, дорогие граждане. Время Герцена и Чернышевского ушло навсегда.

Теперь в ходу только вот такое.

С чего бы такая любовь у российского режиссёра к продажной твари и пособнику неонацистов Скотобазе Гончаренко?

Дело давнее. Как подсказывает интернет-ресурс «Думская.net », в сентябре 2012 года Иосиф Райхельгауз приезжал в Одессу лично передать молодому «рыгианалу» и зампреду Одесской облрады Гончаренко почётную грамоту от Союза театральных деятелей России за подписью Александра Калягина, известного также, как «тётушка Чарли из Бразилии».

«Думская» приводит любопытные речи, произнесённые во время вручения грамоты, от которых на глаза сами собой наворачиваются светлые слёзы умиления: Гончаренко: «Я убежден: главное, что мы должны делать сегодня – это плотнее взаимодействовать с братским нам российским народом, и сфера культуры для этого – главное. Потому что все те проблемы с взаимоотношениями, которые могут возникать, должны решаться через культуру.»

Ещё более сногсшибательное сообщает ресурс «Украинская правда»: Гончаренко: «Одесса не была украинским городом.

Одесса создавалась как центр Новороссии, в которой были русские, греки, украинцы, евреи, болгары и прочие. Русский язык всегда был в Одессе, он не внесен туда откуда-то.»

Ау, правосеки! Не хотите ли отвесить свою порцию фофанов беспринципной твари?

Вот уж, воистину, «вовремя предать – это не предать, а предвидеть!», как говаривал один галантерейный персонаж из рязановского кинофильма «Гараж», поскольку апофигеем убогой жизни приспособленца Гончаренко стал самопиар на обгорелых трупах под бормотание – «Мы пошли к лагерю сепаратистов на Куликовом Поле, мы взяли его, лагерь уничтожен». Рекомендуем:

Казалось бы, причём тут Райхельгауз?

Да при том, что его «Театр современной пьесы» – жалкое и убыточное заведение.

А если поссориться с Гончаренко, то краник скудного ручейка грОшей, получаемых театром от сезонного чёса по Одессе, или другим городам и весям Украины, можно в любой момент перекрыть.

На Украине ведь не в курсе, что зритель не ходит на спектакли Райхельгауза, а ориентируется на то, что, «вот – режиссёр-одессит, в Москве театром заведует – надо идти!»…

А ещё в «ватный» списочек можно попасть – а это совсем уж западло для режиссёра с устойчивым ахеджакнутым мировоззрением «ох, простите нас бандеровцы, ИГИЛ и все-все-все!» Когда-то, в демократичнейшем государстве ФРГ, в котором при власти оказалась толпа вчерашних нацистов, правительством было принято положение «беруфсфербот» (Berufsverbot) – запрет на профессию.

И на сладкое немного о том, что за гений такой – этот самый бандеролюбивый режиссёр Иосиф Райхельгауз, шедевры которого без помощи Гугла вряд ли вспомнит даже театрал-любитель.

Как сообщает нам Википедия со ссылкой на газету «Лицей», «Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе. В 1962–1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность». В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа.

В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факульте ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность. В 1965–1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ. В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую М.О. Кнебель и А.А. Попова.

Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ, в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.»

Обнять и плакать. Корифея дважды выносили на пинках из театральных вузов, причём, первый раз – из провинциального.

Но возвращаться назад, в электрогазосварщики, Мельпомена не отпустила.

Ушёл в самодеятельность, ударять по Вильяму, понимаете ли, нашему, Шекспиру.

На почве самодеятельности отрастил себе неслабые мозоли на ягодицах и на измор взял ГИТИС.

Но самодеятельность не бросил – чёс на северах, среди суровых и хорошо зарабатывающих людей, истосковавшихся по культуре, даже в виде самодеятельного культпросвета – это святое.

Ёлки лицедея целый год кормят, да!

Первый же спектакль в ЦТСА забраковали.

Со своей халтурой смог вылезти только в родной Одессе.

До 1993 года был широко известен в узких кругах.

Лауреатом и корифеем стал только при Ёлкине, когда звания заслуженных и народных раздавали за сожжённый при свидетелях партбилет.

Короче, типичный представитель общества «Долой рутину с оперных подмостков!»

Надо ли удивляться, что буратины из его театра готовы работать за еду?

Александр Ростовцев

Ио́сиф Леони́дович Райхельгауз (род. 12 июня 1947, Одесса) — советский и российский театральный режиссёр, педагог; народный артист Российской Федерации (1999), профессор Российского института театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы». Член Общественного совета Российского еврейского конгресса.

Биография

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе. В 1962—1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».

В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность. В 1965—1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.

В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую М. О. Кнебель и А. А. Попова. Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ, в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.

По окончании ГИТИСа в 1973 году Райхельгауз был принят на должность режиссёра-постановщика в «Современник». Первым успехом стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который Иосиф Райхельгауз был удостоен премии «Московская театральная весна»; среди поставленных в театре спектаклей — «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А поутру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы — И. Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена. С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.

С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека», но в 1978 году от занимаемой должности был освобождён из-за отсутствия московской прописки.

С 1979 года — режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). В течение 1980—1982 годов ставил спектакли в разных городах: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и др.. В 1983—1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке, поставил спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где работал до 1989 года.

«Школа современной пьесы»

В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе Семёна Злотникова. С 1989 года является художественным руководителем театра, на сцене которого поставил более 20 спектаклей.

Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина.

В 1993 году режиссёру было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации», а в 1999 году — Народного артиста России.

Педагогическая деятельность

С 1976 года Иосиф Райхельгауз преподавал мастерство актёра в ГИТИС им. Луначарского, в 90-х преподавал в Московском театральном художественно-техническом училище (МТХТУ), с 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года — профессор.

Общественная позиция

Был членом партии «Союз правых сил». В 2012 году подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot».

Спектакли

1977 — «Автопортрет» А. Ремиза (Театр им. Станиславского)

1984 — «Сцены у фонтана» (Московский театр драмы и комеди на Таганке)

«Современник»

1973 — «Погода на завтра» М. Шатрова (совместно с Г. Волчек и В. Фокиным)

1975 — «Из записок Лопатина» Константина Симонова

1977 — «А поутру они проснулись» Василия Шукшина

1985 — «1945», композиция Райхельгауза

1986 — «Дилетанты»

1986 — «Два сюжета для мужчин» Виктора Славкина по Ф. Дюрренматту

«Школа современной пьесы»

1989 — «Пришёл мужчина к женщине» Семёна Злотникова

1990 — «Всё будет хорошо, как вы хотели» Семена Злотникова

1992 — «А чой-то ты во фраке?» Сергея Никитина, Дмитрия Сухарева по «Предложению» А. П. Чехову

1994 — «Уходил старик от старухи» Семена Злотникова

1994 — «Без зеркал» Николая Климонтовича

1996 — «По поводу обещанного масла» по песням Сергея Никитина

1997 — «…С приветом, Дон-Кихот!», сочинение для сцены Виктора Коркия, Александра Лаврина, Иосифа Райхельгауза, Валерия Березина

1998 — «Антон Чехов. Чайка»

1998 — «Любовь Карловны» Ольги Мухиной

1999 — «Записки русского путешественника» Евгения Гришковца

2001 — «Прекрасное лекарство от тоски» Семена Злотникова

2001 — «Борис Акунин. Чайка»

2002 — «Город» Евгения Гришковца

2004 — «Чайка. Настоящая оперетка» Вадима Жука, Александра Журбина по А. П. Чехову

2006 — «Своими словами» спектакль-импровизация

2007 — «Русское варенье» Людмилы Улицкой

2008 — «Пришёл мужчина к женщине. Новая версия» Семена Злотникова

, Одесса) - советский и российский театральный режиссёр , педагог; народный артист России (), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» . Член Общественного совета Российского еврейского конгресса.

Биография

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе. В 1962-1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность» .

В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК . И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность . В 1965-1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького . В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета , где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ .

В Москве

С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского , входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека », но в 1978 году от занимаемой должности был освобождён из-за отсутствия московской прописки.

Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина .

Общественная позиция

Спектакли

  • - «Автопортрет» А. Ремиза (Театр им. Станиславского)
  • - «Сцены у фонтана» (Московский театр драмы и комеди на Таганке)
  • - «Погода на завтра» М. Шатрова (совместно с Г. Волчек и В. Фокиным)
  • - «Из записок Лопатина» К. Симонова
  • - «А поутру они проснулись» В. Шукшина
  • - «1945», композиция Райхельгауза
  • - «Дилетанты»
  • - «Два сюжета для мужчин» В. Славкина по Ф. Дюрренматту
  • - «Пришёл мужчина к женщине » Семёна Злотникова
  • - «Всё будет хорошо, как вы хотели» С. Злотникова
  • - «А чой-то ты во фраке? » по А. П. Чехову
  • - «Уходил старик от старухи» С. Злотникова
  • - «Без зеркал» Н. Климонтовича
  • - «По поводу обещанного масла» по песням Сергея Никитина
  • - «…С приветом, Дон-Кихот!», сочинение для сцены Виктора Коркия, Александра Лаврина, Иосифа Райхельгауза, Валерия Березина
  • - «Антон Чехов. Чайка»
  • - «Любовь Карловны» О. Мухиной
  • - «Записки русского путешественника» Е. Гришковца
  • - «Прекрасное лекарство от тоски» С. Злотникова
  • - «Борис Акунин. Чайка»
  • - «Город» Е. Гришковца
  • - «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А. П. Чехова
  • - «Своими словами»
  • - «Русское варенье» Л. Улицкой
  • - «Пришёл мужчина к женщине. Новая версия» С. Злотникова
  • - «Дом» Е. Гришковца
  • - «Звёздная болезнь»
  • - «Русское горе» по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума »
  • - «Медведь» Дмитрия Быкова
  • 2012 - «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» Е. Гришковца , И. Райхельгауза
  • 2013 - «Спасти камер-юнкера Пушкина» М. Хейфеца
  • - «Последний ацтек» В. Шендеровича
  • - «УИК ЭНД» Е. Гришковца , А. Матисон
  • - "Пришёл мужчина к женщине"

Награды и премии

  • 1975 год - Премия Московского комсомола за спектакль «Из записок Лопатина» («Современник»)
  • 1973 год - Премия «Московская театральная весна» за спектакль «Погода на завтра» («Современник»)

Напишите отзыв о статье "Райхельгауз, Иосиф Леонидович"

Примечания

Ссылки

  • . Журнал «Театральные Новые Известия ТЕАТРАЛ» (teatral-online.ru) (1 июля 2008). Проверено 1 января 2013. .

См. также

Отрывок, характеризующий Райхельгауз, Иосиф Леонидович

Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.
Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.
Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.

Одессит - это не национальность, не профессия, это стиль жизни, если хотите, диагноз. И раз уж ты родился и вырос в Одессе, то ты непременно знаешь толк в хорошей шутке, стряпне и настоящем искусстве. Наш герой в детские годы бегал играть в массовке в Одесском ТЮЗе, но уже тогда он знал, что будет не просто режиссером, а известным режиссером, точнее, очень известным режиссером.

Иосиф Райхельгауз – режиссер с мировым именем, создатель и бессменный руководитель театра «Школа современной пьесы».

Вот уже двадцать лет на сцене его театра играют самые выдающиеся актеры: Татьяна Васильева, Сергей Юрский, Ирина Алферова, Альберт Филозов. На этой сцене выступал Булат Окуджва, в легендарном спектакле «Уходил старик от старухи» играли Мария Владимировна Миронова и Михаил Андреевич Глузский. Иосиф Леонидович ставит пьесы только современных авторов – Злотникова, Гришковца, Акунина, и театр свой он задумывал именно таким, чтобы в нем игрались пьесы, написанные только что и не игранные еще нигде.

Но, кроме театра, у известного режиссера есть еще и надежный тыл – его семья: жена, ведущая актриса «Современника» Марина Хазова, и дети. Старшая дочка Маша дебютировала как театральный художник в спектакле «Записки русского путешественника». Сейчас Маша Трегубова – главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова и за оформление премьерного спектакля «Оpus №7» была удостоена премии «Золотая маска». Маша уже выросла и вышла замуж, но все равно, как раньше, семья любит собираться вместе в загородном доме и по вечерам за длительными чаепитиями неспешно беседовать. Периодически в беседу на правах членов семьи «встревают» лабрадор Билл и кошка Мика, им постоянно требуется ласка, то за ушком почесать, то животик погладить.

Микино счастье

Мике очень нравится быть хозяйкой большого дома. Она любит рано поутру спуститься бесшумно со второго этажа и пройтись по всем комнатам внизу, как бы проверяя, все ли в порядке. А потом обожает лежать на парапете балкончика между первым и вторым этажом и с высоты надменно поглядывать на всех обитателями дома, помахивая кончиком пушистого хвоста.

Но не так давно участь Мики была совсем не завидна. Мика родилась в подвале. Но это был не простой подвал, а Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Одна добрая женщина, смотритель Египетского зала музея, подкармливала ее маму, самую обычную беспризорную кошку, а когда у той родились котята, решила поучаствовать в их дальнейшей судьбе. Как-то зять Иосифа Леонидовича художник Алексей Трегубов работал в одном из залов музея, копировал живопись, разговорился со смотрителем о кошках, мол, жена Маша мечтает о котенке британской породы. Слово за слово, и концу рабочего дня, рядом с Алексеем каким-то непонятным образом очутилась коробка с крохотным рыжим пищащим комочком. Как настоящий мужчина, он не смог оставить беззащитное существо на произвол судьбы и принес его домой.

Маша вечером, увидев приемыша, сильно расстроилась. Котенок был такой страшненький, такой худой и жалкий, что даже и отдаленно не мог напоминать британца. Он вообще был никакой. Хвост тощий-тощий, шейка тоненькая, шерстка редкая. Тогда Маша даже и не обратила внимания на необычный ярко рыжий окрас котенка. Ну что делать? Взяли – надо растить, не нести же назад…

Мика быстро набирала вес, и вскоре превратилась в пушистый круглый очаровательный комочек с зеленовато-желтыми глазами, а к году стала совершенной красавицей.

Пока Мика росла, была пуглива и осторожна, сказывалось, видимо, на генетическом уровне, что ее предки никогда не жили в семье. Но по натуре своей она всегда была ласкова и совершенно не шкодлива. Не портила мебель, не гадила где попало, как это часто бывает с дворовыми кошками, взятыми в дом, не воровала со стола, не дергала шторы на окнах, с ней вообще не было никаких проблем.

Как-то Маша и Леша уезжали на фестиваль, и пришлось отвезти Мику в загородный дом к Машиным родителям. Так Мика оказалась полноправной хозяйкой дома и сердца Иосифа Райхельгауза.

Уроки естества

– Иосиф Леонидович, Армен Джигарханян говорит, что он у своего легендарного кота Фила учился натуральности, как бы брал уроки актерского мастерства. Как, по-Вашему, у кошки действительно можно чему-то научиться?
– Это известная истина. Еще Константин Сергеевич Станиславский учил своих артистов: «Посмотрите, если на песке лежит человек и рядом кошка, то от человека останется бесформенная ямка, а от кошки абсолютный рисунок ее тела. А почему? Потому что кошка расслаблена, она естественна и природна, она отдыхает на песке». Мне кажется, что люди, у которых дома есть кошки и собаки, тоже становятся под их влиянием ближе к природному, к естественному.

– Говорят, мы не можем до конца понимать кошек. Вы согласны с этим?
– Да, потому что пытаемся все время навязать им свою извращенную психологию, какие-то свои хитрости, вторые планы. А кошка буквальна. Если она хочет есть, она ест. Если хочет спать, спит, а если не хочет с тобой играть – повернется и уйдет. У нее, к счастью, нет правил поведения и представлений о том, что прилично или неприлично в обществе. И, скорее кошка дрессирует своего хозяина, а не наоборот.

– Как случилось, что Мика поменяла место жительства?
– В крохотной городской квартирке ей было не очень удобно. А как только ее привезли к нам на дачу, она сразу показала всем своим видом, что тут ей лучше. Конечно, она очень скучает по Маше и Леше, ведь именно его она считает своим настоящим хозяином, так как он принес ее домой. Любопытно наблюдать, как Мика утром терпеливо караулит, когда Маша проснется. И как только почует, что она сейчас откроет глаза, тут же прыгает на постель и, обняв лапками за шею, укладывается у нее на груди.
– И целых полчаса надо ее гладить и чесать за ушком, – подтверждает с улыбкой Маша.

– И кошку даже не смутило присутствие лабрадора Била?
– Бил поначалу на нее бросался, запрещал ходить по дому. Он ведь привык быть хозяином, но Мика сумела установить с ним хорошие отношения. Она садилась на лестницу, которая ведет на второй этаж (а Билу туда нельзя заходить), и подолгу на него сверху смотрела. Потом спускалась на одну ступеньку ниже и снова долго и внимательно смотрела на него. Она приучала его к себе. И так она спускалась все ниже, ниже. А теперь они рядом лежат и спят. Мы никогда не думали, что кошка сможет приручить Била – он дикий, невоспитанный. Но он так привязан к Мике, что если ее увозят в Москву, скучает и ждет возвращения.

– Как Мика любит проводить время?
– Мика равнодушна к игрушкам. Чего только Маша ей не покупала: и дразнилки, и мышки, и мячики – не интересно. А вот украсть чьи-нибудь носки и таскать их в зубах как добычу, рыча и урча – это самое любимое занятие. Правда, сейчас Мике не до игр, теперь все ее время занимают дети. Она у нас, видите ли, удачно вышла замуж...
Мика недавно родила котят. Соседи по Большому каретному переулку, где Маша с Алексеем жили, поинтересовались однажды, не хотят ли они выдать свою кошку за их кота, поскольку у кота было огромное желание завести себе подругу.
– Поначалу меня это даже испугало, – рассказывает Маша, – и я ответила: «Что вы, что вы, она у нас еще молоденькая и замуж не хочет». Но когда мы увидели кота – интеллигентного британца, устоять не смогли.
– Мы с Машей несколько расходимся во мнениях насчет происхождения котят, – добавляет с лукавой улыбкой Иосиф Леонидович. – Маша дважды возила Мику на «свидание» с британцем, и думает, что котята от него. Но к нам ведь ходил рыжий кот с соседней дачи. И у меня такое ощущение, что это его дети. Уж очень они рыжие получились.

– А рыжий-то продолжает приходить?
– Регулярно.

– Отвлекает мать от детей?
– Мика – преданная мать. Покормив котят, не стремится убежать по своим делам, а долго их вылизывает, мурлыча. Когда у нее хорошее настроение, любит лежать на боку и перебирать лапками в такт своему мурлыканию.
– Как бы на гуслях играет, – смеется Маша. – И когда котят кормит, тоже от удовольствия лапками перебирает, и мы шутим, что она играет им классическую музыку, чтобы котята культурными росли.
Новорожденных котят поместили в большой коробке, но Мике там не понравилось, и она тайком перетащила помет в шкаф в Машиной спальне. Ее не стали тревожить. И пока котята были слепые, она так жила с ними в шкафу.

«Все нормально, жизнь сюжетна»

– Иосиф Леонидович, кем-то было подмечено однажды, что мужчины больше привязаны к кошкам, чем к собакам, это правда?
– Я люблю и тех и других одинаково. Но вот что любопытно: мне кажется, что Мика меня ждет по вечерам. Хоть о кошках и говорят, что они непредсказуемы, гуляют сами по себе, однако Мика неизменно встречает меня, когда я поздно вечером возвращаюсь из театра. Все спят уже, все, кроме Мики, которая ждет и всегда составляет мне компанию за чашкой чая. Она любит посидеть рядом, поласкаться, помурлыкать. С ней отдыхаешь. Кошка – более домашнее животное, чем собака.

– Судя по тому, как вы умело ладите с Микой, это не первая кошка в Вашей жизни?
– У нас всегда, всю жизнь были кошки. Когда я еще жил в Одессе, у нас был огромный потрясающий кот. Мой дед был председателем колхоза, Героем Социалистического труда, известным человеком. Последние годы жизни он жил с нами в Одессе. И кот был особенно к нему привязан. Когда дед умер – ему было 90 с лишним лет – кот ушел из дома и больше мы его не видели. И здесь, в Москве, на этой даче был у нас потрясающий кот черный с белым воротником. Он очень любил моего отца, героя Великой Отечественной войны. И когда папы не стало, повторилась та же история: кот исчез...

Конечно, можно долго разговаривать с таким интересным человеком о театре, об актерах, о творческих планах, об успехах, так как кажется, что Иосиф Леонидович был всегда известным режиссером. Однако свою книгу воспоминаний «Не верю» Иосиф Райхельгауз предваряет такими словами: «После того, как в двадцать с небольшим лет я стал самым молодым режиссером-постановщиком Москвы, выпустил в «Современнике» пару нашумевших спектаклей, снимал на телевидении, преподавал в ГИТИСе и получал от этого, как тогда говорили, «глубокое удовлетворение», жизнь едва не выкинула меня за борт. В один прекрасный день, отовсюду уволенный, лишенный прописки, без какой-либо перспективы вернуться в нормальную московскую жизнь, я лежал на диване и смотрел в окно… Думалось только об одном: кем лучше быть – водителем такси или грузчиком?» С тех пор Иосиф Леонидович живет под девизом: «Все нормально, жизнь сюжетна!»

СПРАВКА:

Иосиф Райхельгауз. Художественный руководитель и главный режиссер театра «Школа современной пьесы» родился в Одессе в 1947 году. Окончив ГИТИС, режиссерское отделение, ставил спектакли в лучших театрах страны, в Москве и за рубежом. Более двадцати лет руководит своим театром, где идет эксклюзивный репертуар. Лауреат многих престижных премий.

Мария Трегубова. Его дочь. Родилась в Москве. Главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова и актриса. За спектакль «OPUS№7» удостоена театральной премии «Ника».

Совсем недавно из жизни ушел и Альберт... Вот кто обладал качествами идеального артиста! Он всегда сам отвечал за себя, не искал виновных, не делал замечаний партнерам, не ставил режиссера в положение экзаменующегося. Плохой артист повернут к режиссеру лицом, стоит и требует: скажи, как играть. Филозов стоял почти отвернувшись, доходил до всего сам. Какие бы задачи перед ним ни ставились, он был убежден: их нужно выполнить на высочайшем уровне. Я говорил: здесь нужно было бы сыграть на флейте, здесь на трубе, а здесь на пианино. И Альберт блестяще овладевал этими инструментами.

Филозов был очень культурным человеком, много знал, читал, слушал музыку. Но он эту культуру не выпячивал, а вкладывал в работу. Прилетаем на гастроли в Америку, все бегут к океану купаться. Где Альберт? В храме, в музее, на какой-то одному ему известной выставке, про которую разузнал. Помню, на гастролях в Перми весь день провел в музее деревянной скульптуры. Я спросил:

Что вы там делали? С десяти утра до пяти вечера!

А он ответил:

Наслаждался! Сколько людей вложило в скульптуры душу, энергию, талант!

Мы были соседями по даче, куда жена Альберта Леонидовича приезжала очень редко. Что ее обсуждать? Филозову с ней было хорошо, значит, надо уважать его выбор. Он был абсолютно нехозяйственным. Жаловался:

У меня тут сухая ветка, отпилить ее или нет?

Лучше отпилить!

Может, вы и отпилите?

Я приходил с инструментом, пилил, он с интересом наблюдал. Однажды в Ялте мы пришли в Дом-музей Чехова. Накануне прошел ураган. Сотрудники расстроились:

Дорогие, не можем вас пустить, потому что переломались деревья, за которыми ухаживал еще Антон Павлович. Не знаем, что делать!

Я говорю:

Как что? Сейчас все правильно отпилим, замажем варом.

И бросились с Филозовым помогать. Он был счастлив и потрясен тем, что мы смогли привести в порядок сад Антона Павловича. Хотя свой сад в порядок так и не привел и уже, к сожалению, этого не сделает...

Альберт очень любил своих дочерей. Когда Настя захотела петь, повел ее в «Гнесинку». Сильного голоса у девочки не обнаружилось, но Филозов тем не менее старался устроить ее в концерты, в которых сам участвовал. Бывало, я читал ему на даче какие-то рассказы, стихи. Он просил: «Можно остановиться на этом месте? Я позову девочек, они должны послушать». Трогательным был отцом.

Я счастлив, что не придется снимать спектакли, в которых блистал Филозов. Его роли согласились играть замечательные артисты Алексей Петренко , Василий Бочкарев, Александр Ширвиндт . Петренко не выходил на сцену лет двадцать, на репетиции «Дома» постоянно спрашивал: «А что тут делал Алик?» Его жена Азима сидела в зале и учила партию вместе с мужем, успокаивала меня: «Не волнуйтесь, мы все повторим вечером». А предыдущая супруга Алексея Васильевича Галина Кожухова требовала, чтобы мы на афише «Фрака» писали Петренко большими буквами, а Филозова и Полищук - мелкими: «Вы что, не понимаете, с артистом какого масштаба имеете дело?»

Ничего не поделаешь: актеры и режиссеры - люди трудные. И их близким не позавидуешь. Профессия такая, что часто провоцирует в человеке не лучшие проявления - зависть, корысть, жлобство. Когда еще в юности я теоретически задумывался о женитьбе, тут же себя одергивал: только не на артистке! Но судьба распорядилась иначе. Марина Хазова - из самого первого набора наших студентов. Она с отличием окончила музыкальную школу при консерватории, ей предрекали карьеру пианистки, она и сейчас прекрасно играет. Мало того, для своих юных лет она была всесторонне образованна, замечательно рисовала. Марина отлично поет, у нее даже выходили пластинки.